Таганрогский центр помощи детям №3
Петровское время в памяти потомков
Автор:
ученица 10 класса
Лукьянова Софья
Руководитель:
Ильницкая Марина Александровна,
педагог- воспитатель.
г.Таганрог
2022
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Подготовка к творческому проекту…………………………………………...4
1.1 Петр 1 как историческая личность ………………………………………...4
1.2 Подбор художественных текстов…………………………………………..4
2. Проведение исследования………………………………………………….4
2.1 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей……………………….15
2.2 Образ Петра 1 в творчестве кинорежиссеров …………………………..15
2.3 Образ Петра 1 в творчестве живописцев………………………………..17
2.4 Образ Петра I в творчестве скульпторов ………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………31
Введение
Тема: Петровское время в памяти потомков.
Актуальность выбранной темы: образ первого российского императора Петра I занимает важное место в памяти потомков. Я решил узнать, почему события Петровской эпохи привлекали внимание писателей, поэтов, режиссеров, художников.
Объект исследования: художественные произведения
Предмет исследования: образ Петра I в литературных произведениях, кинофильмах, живописи, скульптуре.
Цель: рассмотреть, как интерпретировали образ Петра I русские писатели, режиссеры, живописцы, скульпторы.
Задачи: 1) изучить исторические сведения о личности Петра 1 и времени его правления, о развитии России в период XVIII- начала XIX веков;
2) познакомиться с художественными произведениями авторов XVIII- начала XIX веков, где присутствует образ Петра 1;
3) рассмотреть, какую оценку дают авторы личности Петра 1 и с помощью каких художественных средств это выражается.
Методы исследования:
чтение и сравнительно-исторический анализ произведений художественной литературы;
наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях, кинофильмах, живописи, скульптуре;
обобщение и систематизация полученных данных.
1. Подготовка к творческому проекту
1.1 Петр 1 как историческая личность
Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь. Главным итогом политики Петра I стало превращение страны в мощную военную державу, без учета интересов которой баланс расстановки политических сил в Европе отныне не мог быть достигнут. Успехи в Северной войне (1700—1721), ставшие возможными благодаря созданию новой регулярной армии и морского флота, обеспечили выход России к Балтийскому побережью. Тем самым открылись пути для свободного развития торговых и экономических связей с Западной Европой. Строительство Петербурга с последующим перенесением туда столицы русского государства ознаменовало собой необратимость проводимых преобразований. На протяжении 1-й четверти XVIII в. качественно изменились структура административного управления страной и порядок судопроизводства. Система приказов уступила место коллегиям, а место Боярской думы занял Сенат. Введением Священного Синода и уничтожением института патриаршества в 1721 г. Петр I окончательно отстранил церковь от вмешательства в прерогативы светской власти. Тем самым церковь в итоге оказалась полностью лишенной того влияния, которое она имела ранее в культурно-идеологической сфере. Страна покрывается сетью мануфактур. Коренным образом меняется и ситуация в сфере образования: в Москве и Петербурге создаются светские учебные заведения, подготавливающие кадры для флота, армии и промышленности. Активная посылка молодых дворян для учебы за границу сочетается с не менее активной политикой привлечения в Россию специалистов из Европы. Открытие в Петербурге в год смерти Петра I Академии наук как бы увенчало титанические усилия монарха по распространению в стране просвещения.
Сознание наличия в деятельности Петра положительных исторических тенденций нашло свое яркое отражение в том, что тема Петра 1 - его жизни, его деятельности – стала ведущей на весь 18 век для историков, поэтов, живописцев, скульпторов, что она органически вошла в народное искусство.
2. Проведение исследования
2.1 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей середины 18 века
Новый уровень художественного осмысления личности Петра I устанавливается в поэзии классицизма и приходится на период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. дочери великого преобразователя вновь напомнило о перспективах государственного строительства, обозначенного реформами начала века, когда на передний план выступали задачи просвещения страны, которые решал Петр I. Главными выразителями нового уровня воплощения роли Петра в обновлении России выступали теперь М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Первенство, впрочем, принадлежало Ломоносову, ибо именно он являлся в этот период основным идеологом концепции «просвещенного абсолютизма» в тех формах ее реализации, которые были заданы петровскими преобразованиями. Дух этих преобразований сохранял в поэзии Ломоносова свою жизненность. Государственность пафоса творческой позиции пронизывала буквально все стороны идеологической программы Ломоносова, художественно воплощенной и в его торжественных одах, и в его похвальных словах монархам, и в поэме «Петр Великий», и других сочинениях. Особенно ярко это проявлялось в торжественных одах. Он не просто создал структурный канон жанра русской торжественной оды, но сумел придать одическому жанру тот вид возвышенной торжественности, которая полностью соответствовала укреплению мощи русской государственности и усилению политического авторитета России в системе европейских государств после победы Петра I над Швецией в Северной войне. Деятельность Петра и являлась в одах Ломоносова исходной основой тех критериев, с которыми автор подходил к оценке личности монархов, превращая свои оды в трибуну выражения общественного мнения. Вот типичный для Ломоносова образец использования жанра оды для прославления жизненности политики Петра I — зачин «Оды на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения... великия княжны Анны Петровны... декабря 18 1757 года».
Красуйтесь многие народы:
Господь умножил Дом Петров.
Поля, леса, брега и воды!
Он жив, надежда и покров,
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит; правит и предводит,
Натуру духом превосходит —
Герой в морях и на земли.
О божеский залог! О племя!
Чем наша жизнь обновлена,
Возвращено Петрово время...
Ясно, что прокламирование возврата времен Петра I («Возвращено Петрово время...») отнюдь не отражало действительного положения дел, а являлось лишь выражением надежд автора, своего рода программой Ломоносова здравствовавшей императрице, изложенной в виде пожеланий возможной ее преемнице — новорожденной великой княжне. В приведенных строках Ломоносов фактически создает сжатый, но необычайно выразительный портрет великого царя, содержащий перечисление всех основных сфер его деятельности по преобразованию страны. Перед нами концепция царствования Петра I и определение его места в истории России. Ода становится своеобразной трибуной, которую поэт стремится использовать с целью направить деятельность монархини по пути, означенному Петром I.
М.В.Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов...
«Надпись 1 к статуе Петра Великого»1743-1747
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПЕРВОМ РОССИЙСКОМ
ИМПЕРАТОРЕ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ О ВРЕМЕНИ
Аладьин, Е. В. Кочубей: рассказ / Е. В. Аладьин // Старые годы. Русские
исторические повести и рассказы первой половины XIX века. - М.: Худож. лит.,
1989. - (Классики и современники).
Алексеев С.П. Небывалое бывает: рассказы о царе Петре I. Кн.1: Капитан
бомбардирской роты.
Повести автора привлекательны по форме, но прежде всего они весомы по
содержанию. Тонко и умно живописует автор образ Петра в повести «Небывалое
бывает». Петр на страницах его повести действительно Великий: он «то академик,
то герой, то мореплаватель, то плотник». Но он еще и царь-крепостник, и царьдеспот, считающий, что для достижения поставленной цели все средства хороши.
Историческая закономерность всех этих противоречий личности Петра не
«объясняется» автором, а раскрывается образно, и потому она доступна для
читателей, которым всего-то от роду девять — одиннадцать лет.
Башуцкий А. П. Петербургский день в 1723 году: рассказ / А. П. Башуцкий //
Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX
века. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники).
Богданов Е. Лодейный кормщик: историческая повесть.
Двинский воевода Алексей Петрович Прозоровский пребывал в великих заботах.
Указом царя Петра Алексеевича, получившего от верных людей известие о том, что
шведы собираются напасть на Архангельск и закрыть ворота Российского
государства в Европу, воеводе предписывалось немедля принять меры, с тем чтобы
враг, ежели сунется на Двину, получил решительный и хорошо организованный
отпор.
Вересов А. И. Канавушка Ладожская: историческая повесть.
Историческая повесть о строительстве Ладожского канала в XVIII веке, о
работных людях, воздвигнувших небывалое по тем временам гидротехническое
сооружение. Действующие лица повести — инженеры Б. К. Миних, Г. А. Резанов, А. П.
Ганнибал, главные ее герои — простые работные, «земляного дела мастера». Они —
воплощение многогранной талантливости народа, их хорошо называли —
самородками.
Вересов А. И. Ключ-город: повести.
Две повести о древней северной крепости Орешке — «Невская легенда» и
«Орешек». Первая из них — о Северной войне Петра I, которая дала России выход к
Балтийскому морю, вторая посвящена героической обороне Шлиссельбургской
крепости в годы Великой Отечественной войны.
2
Вересов А. И. Невская легенда
Книга посвящена замечательной эпохе в истории нашей Родины — временам
преобразований царя Петра Великого. В центре повествования — борьба России за
выход к Балтийскому морю, основание Санкт-Петербурга, первые победы регулярной
российской армии и флота.
Вересов А. И. Старые мастера
В этой книге собраны повести, рассказы о старых русских мастерах-умельцах:
строителях, литейщиках, корабелах, камнерезах и людях многих других профессий
давних лет.
Так же сборник выходил под заглавием «Питерские умельцы»
Волков А.М. Два брата: роман.
Главные герои романа — братья Илья и Егор Марковы, дети бедной
стрелецкой вдовы. У них разные характеры, разные судьбы. На долю Ильи выпадает
тюрьма, скитания, солдатчина. Младший брат Егор попадает в «Навигацкую школу»,
жадно учится, становится прекрасным мастером-токарем, редкостным
изобретателем. И то и другое характерно для России петровских времен…
Герман Ю.П. Россия молодая: роман.
Произведение описывает великие преобразования и начинания реформатора:
строительство российского флота, подготовку к русско-шведской войне, заложение
и строительство крепости, а затем и будущей столицы - Санкт - Петербурга. Но
самое ценное в романе – это описание характеров и быта простого русского народа.
Перед читателем открывается бескомпромиссная картина тех невообразимых
испытаний и тягот, через которые прошли наши предки ради воплощения
грандиозных замыслов Великого Петра.
Говоров, А. А. Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса.
Сцены из московской жизни 1716 года. - М.: Детская литература, 1980. -
http://lib.ru/HIST/GOWOROW_A/kiprianus.tx
Рассказывается о семье Киприановых, открывших на Красной площади
Спасских ворот типографию и книжную лавку. Ярко показаны быт и обычаи старой
Москвы Петровской эпохи.
Гранин Д. Вечера с Петром Великим: роман.
Роман популярного прозаика позволяет заглянуть вглубь эпохи, называемой
ныне Петровской, и написан на интереснейшем историческом материале, вобравшем
малоизвестные широкой аудитории факты.
3
Дружинин В.Н. Град Петра: роман.
Великий царь мечтал о великом городе. И он его построил. Град Петра. Не
осталось следа от тех, чьими по том и кровью построен был Петербург. Но остались
великолепные дворцы, площади и каналы. О том, как рождался и жил юный
Петербург, — этот роман. Новый роман известного ленинградского писателя В.
Дружинина рассказывает об основании и первых строителях Санкт-Петербурга.
Герои романа: Пётр Первый, Меншиков, архитекторы Доменико Трезини, Михаил
Земцов и другие.
Дружинин, В.Н. Державы Российской посол: роман.
Исторический роман посвящён одному из ближайших сподвижников Петра I,
выдающемуся российскому дипломату начала XVIII века Борису Ивановичу Куракину
(1676-1727). Писатель дает широкую картину жизни России и Западной Европы в
начале XVIII века.
Жданов, Л.Г. Пётр и Софья / Л.Г. Жданов; Державный плотник / Д.Л. Мордовцев;
Балакирев / П.Н. Петров. - М., 1994. – 749 с. - (Романовы. Династия в романах;
Пётр Великий).
В книге собраны романы, в которых действие разворачивается в годы начала
царствования первого русского императора.
Жданов Л.Г. Пётр и Софья: роман
Преобразование патриархальной России в европейскую державу связано с
реформами Петра I. Это был человек Железной Воли и неиссякаемой энергии, глубоко
сознававший необходимость экономических, военных, государственных, культурных
преобразований. Будучи убеждённым сторонником абсолютизма, он не
останавливался ни перед чем в достижении цели. Пётр вёл страну к новой Жизни,
преодолевая её вековую отсталость и сопротивление врагов.
Иванов А. Тобол. Много званых: роман. Книга 1
В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» закипела даже в дремучей
Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы
и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники,
каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые
раскольники, шаманы, православные миссионеры и воинственные степняки
джунгары – все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили
судьбу российской Азии. Эти обжигающие сюжеты Алексей Иванов сложил в романпеплум «Тобол».
Иванов А. Тобол. Мало избранны : роман. Книга 2
Вторая книга романа-пеплума Алексея Иванова "Тобол". Причудливые нити
человеческих судеб, протянутые сквозь первую книгу романа, теперь завязались в
узлы.
4
Коничев К. Петр Первый на Севере. Повествование о Петре Первом, о делах его
и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. – Ленинград:
Лениздат, 1973.
Петр прекрасно понимал, что Россия может стать могущественным
государством, только став морской державой. ""Водное пространство - вот, что
нужно России", - говорил Петр Кантемиру, и эти слова можно написать на заглавной
странице книги его жизни". И первым морем, с которым познакомился Петр, было не
Азовское, Балтийское или Каспийское моря, на которых он побывает, а северное Белое
море. Рано проявились склонности будущего царя всея Великия и Малыя иБелыя Руси.
Петру только что исполнилось три года, а в его горницах появились "конь
деревянный потешный", деревянные пушки, барабаны, "луки маленькие", булавы,
буздыханы, шестоперы, "пистоли", знамена и пр. Среди этих игрушек,
свидетельствующих о наклонностях царевича, был и "кораблик серебряный сканной с
каменьи". Царевич "потешался", но в этих потехах можно было усмотреть будущие
"марсовы дела" и "нептуновы потехи" Петра.
Корнилович, А.О. Андрей Безымянный: старинная повесть // Русская
историческая повесть первой половины XIX века. – М., 1989. – С.178-245.
В повести «Андрей Безыменный» император Петр легко разрешает проблемы
невезучих главных героев, оставаясь при этом во всех ситуациях неизменно
величавым, соответственно занимаемой должности. Корнилович — писательдекабрист, историк, автор исследований и повестей, посвященных эпохе Петра I, и
«Жизнеописания Мазепы», послужившего вступлением к поэме К. Ф. Рылеева
«Войнаровский». Корнилович выступает горячим сторонником петровских
преобразований, личности Петра и его верных друзей и противником косной старины.
Крутогоров Ю.А. Красные воды: [приключенческий исторический роман].
Приключенческий исторический роман о путешествии русских ученых в
среднеазиатские страны в первой половине XVIII века. Главный герой романа Петр
Шустров в качестве юнги принимает участие в морской экспедиции сподвижника
Петра I - Александра Бековича Черкасского.
Крутогоров Ю.А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть.
Историческая повесть о походе в первой половине XVIII века отряда во главе с
лейтенантом Прончищевым на полуостров Таймыр. Его исследования стали яркой
страницей в истории великой северной экспедиции.
Крутогоров Ю.А. Пётр Первый: повесть.
Повесть о великом русском царе Петре I. Он и сам жил во благо своей страны, и
других наставлял: «Делайте добро Отечеству, служите ему верой и правдой».
5
Лажечников И.И. Последний Новик: роман.
Один из первых русских исторических романов. Повествование об одном из
периодов Северной войны между Россией и Швецией – прибалтийской кампании 1701–
1703 гг.
Масальский, К. Стрельцы. Чёрный ящик: романы.
Книги Константина Масальского, талантливого исторического романиста
первой половины XIX в., пользовались неизменным успехом; по свидетельствам
современников, их хранил в личной библиотеке А. С. Пушкин. Произведения воссоздают
два переломных момента начала правления династии Романовых. В романе Роман
"Стрельцы" воссоздает перед нами события конца XVII и начала XVIII веков, времена
Хованщины и стрелецких бунтов, время, когда России предстояло сделать выбор
между патриархальной стариной и крутым взлетом петровских реформ. Показано
драматическое утверждение на троне Петра I, сопровождавшееся интригами
сестры - царевны Софьи, боярским заговором, стрелецкими бунтами, церковной
смутой. "Черный ящик" - историческая повесть из времен Петра Великого.
Мережковский, Д.С. Антихрист (Петр и Алексей): роман.
В романе раскрывается тема взаимоотношений Петра Великого с его сыном
Алексеем. За сюжетообразующим конфликтом ясно видна главная проблематика:
столкновение реформатора с общим нежеланием преобразований. Царь Петр
олицетворяет новый порядок жизни, своими радикальными реформами ломающий
старые российские уклады. Сын же Алексей является приверженцем старого
привычного мышления и взглядов на все, в том числе и на религию. К чему привело
это драматичное столкновение - об этом и повествует роман.
Мордовцев, Д.Л. Державный плотник: исторический роман.
Петр I предстает гениальным правителем, продолжателем собирания
русских земель, носителем идеи русской государственности, которую
последовательно реализует на пути реформ, военных завоеваний и хозяйственного
обустройства страны.
Мордовцев, Д.Л. Идеалисты и реалисты : роман.
В романе рассказывается о событиях петровской эпохи, приведших сына
Петра - Алексея и его ближайших друзей к мученической гибели.
Мордовцев Д.Л. Царь и гетман
Автор раскрывает сложные отношения Петра I и гетмана Мазепы, а также
проливает новый свет на события Полтавской битвы, затронувшие судьбы русского,
белорусского, украинского и польского народов.
6
Муравьёв В.Б. Слава столетия: (исторические повести)
Книга рассказывает о блестящей, составляющей славу столетия, плеяде
русских писателей XVIII века — Кантемире, Ломоносове, Радищеве, Карамзине,
Державине и об основателе русского театра, выдающемся актере Федоре Волкове.
Павленко, Н.И. Александр Данилович Меншиков.
Биография Александра Даниловича Меншикова (1673–1729), знаменитого
сподвижника Петра I, человека, совершившего, пожалуй, самую головокружительную
карьеру в истории России: бывший «пирожник», промышлявший продажей снеди на
улицах Москвы, он не только превратился в «светлейшего князя», генералиссимуса,
но после смерти Петра стал некоронованным правителем огромной Империи. Столь
же внезапным оказалось и падение «полудержавного властелина», со стойкостью и
мужеством встретившего свою ссылку в далекий Березов. Увлекательно написанная
книга принадлежит перу известного историка Николая Ивановича Павленко,
признанного знатока русской истории XVIII века.
Павленко, Н.И. Меншиков. Полудержавный властелин. – М. : Молодая гвардия,
1999. – 363 с.
Самородка Меншикова природа наградила талантами полководца и
великолепного организатора. В частной жизни он был заботливым главой семьи. Но
наряду с этим он обладал беспредельной алчностью и необузданным тщеславием.
Судьба непременного участника и исполнителя важнейших начинаний Петра I
представлена в книге Н.И. Павленко. Сочинение является продолжением книги «Петр
Первый» автора.
Павленко Н.И. Петр Первый. – М. : Молодая гвардия, 1975
В книге профессора Н.И. Павленко изложена биография Петра I, как
выдающегося государственного деятеля, подлинно великого человека.
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова
Книга о людях, которые были сподвижниками императора Петра. Они оказали
немалое влияние на страну, принимали активное участие в реформах, поддерживали
политические устремления и амбиции Петра Первого. Книгой заинтересуются как
специалисты, так и обычные читатели.
Петров П. Н. Балакирев : роман
http://az.lib.ru/p/petrow_p_n/text_1881_balakirev.shtml
Автор представил картину русской жизни в царствование Великого Петра,
начиная с первого путешествия преобразователя в Европу и далее - в разные годы его
царствования. Изображённые персонажи, - кроме двух-трех, служащих невидимыми
пружинами действий главных действующих лиц, - не вымышлены. Автор, желая
7
характернее очертить ход событий, старался изобразить действующих лиц в
настоящем их виде. Что же касается главных героев - отца и сына Балакиревых, - их
похождения не выдуманы, и если для привыкших представлять себе Ивана
Балакирева шутом Петра I, то здесь он является не таким, и в этом не вина автора,
а неверность печатных известий о самом лице.
Полежаев П. Престол и монастырь. Царевич Алексей Петрович: романы
Автор прославился как автор цикла романов «Интриги и казни» из истории
XVIII столетия, в котором рассказывается о трагической борьбе за трон Российской
империи. В первую книгу включены романы «Престол и монастырь» — о подавлении
стрелецкого бунта и «Царевич Алексей Петрович», продолжающий тему борьбы бояр
против Петра I.
Пушкин, А. С. Медный всадник. Полтава: поэмы.
Пушкин, А. С. Арап Петра Великого: исторический роман.
В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для
приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его
крестник, арап Ибрагим. Он обучался в парижском военном училище, выпущен был
капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне и, тяжело раненный,
возвратился в Париж. Император посреди обширных своих трудов не преставал
осведомляться о своем любимце и всегда получал лестные отзывы насчет его
успехов и поведения.
Самвелян, Н. Казачий разъезд: роман.
Действие романа относится ко времени Северной войны, в центре
повествования — Полтавская битва 1709 года и события, ей предшествовавшие.
Семевский, М.М. Царица Катерина Алексеевна. Анна и Виллим Монс.
Романы повествует о семейной трагедии Петра I.
Толстой, А.Н. День Петра: рассказ.
Рассказ был написан в 1918 году. Это время глобальных общественных
перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен писательский интерес к
истории, ее славным страницам.
Толстой, А.Н. Петр Первый: роман.
Эпохальный исторический роман, посвященный величайшему из российских
монархов. Безукоризненно написанная, уникальная по стилю и масштабу событий
эпопея, в которой буквально оживает один из самых ярких и сложных периодов
истории нашей.
8
Тынянов, Ю. Восковая персона: повесть.
Повесть рассказывает о последних днях и смерти первого российского
императора Петра I и о снятии его посмертной маски «восковой персоны».
Федоров, Ю. И. Поручает Россия: роман.
Роман из истории Петровской эпохи. В центре повествования — сподвижник
Петра I, дипломат П. А. Толстой, жизнь которого была примером самоотверженного
служения России.
Фурман, П. Р. Саардамский плотник : историческая повесть / П. Р. Фурман. //
Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX
века. - М. : Худож. лит., 1989. - (Классики и современники).
В голландском городе Саардаме появился необычный плотник, которого
местные называли «русский брат». Когда к русскому плотнику Петру прибыло
посольство с его родины, и прибывшие начали оказывать «брату» царские почести, у
голландцев просто подкосились ноги.
Шишов А. Четырех царей слуга: роман.
Новый роман известного писателя-историка Алексея Шишова рассказывает об
одном из ближайших сподвижников Петра I генерале-шотландце Патрике Гордоне, в
течение почти 40 лет честно и беспорочно служившем государству Российскому.
2.2 СПИКОК КИНОФИЛЬМОВ О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ
Не существует, наверное, иного правителя в истории России, о котором до сих пор вспоминали бы с благоговейным трепетом и почтением. Безусловно, за долгий срок существования империи, у власти находились тираны и реформаторы, самодуры и завоеватели, но ни один не удостоился такой любви потомков. Что не мудрено, ведь своими действиями Петр сумел изменить государство и привнести разнообразные новшества, которые поставили ее в один ряд с более продвинутыми европейскими странами. С него началось развитие, которое не прекращалось еще долгие годы. Представляем вам список из 10 самых лучших фильмов про Петра Первого.
· 1 Юность Петра (1980)
· 2 Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
· 3 Россия молодая (мини-сериал) (1982)
· 4 Петр Первый. Завещание (2011)
· 5 Пётр Великий (телесериал) (1986)
· 6 Петр Первый (1937)
· 7 Царевич Алексей (1996)
· 8 В начале славных дел (1980)
· 9 Тайны дворцовых переворотов (2000)
· 10 Слуга государев (2007)
Юность Петра (1980)
Возможно впервые Петр представлен зрителю не величественным реформатором, но молодым юношей. Его время на престоле еще впереди, но он уже полон решимости вырвать родину из лап прохиндеев и глупцов. Это он показывает демонстративно, отринув некоторые привилегии и ценности, которые казались доселе незыблемыми. Таким образом, закаляется характер правителя, а направление, по которому станет развиваться государство читается очень отчетливо. Далеко не всем при дворе приходится по душе подобная перспектива.
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Многое повидал Петр за время своего царствования. Но все же и его удалось удивить неожиданным подношением. Правителю подарили маленького чернокожего паренька, выглядящего очень странно и даже отталкивающе на фоне остальных дворян. Царю пришелся по нраву такой дар и началась для мальчугана новая жизнь. Выросший при дворе, он прекрасно изучил многочисленные науки и мог бы посрамить при желании многих видных ученых. Но все же, не давала парню покоя печаль. Он полюбил прелестную девушку, дочь влиятельного дворянина.
Россия молодая (мини-сериал) (1982)
Петр всеми силами пытается побороть привычный уклад жизни при дворе. Он стремиться продемонстрировать все те познания, которые приобрел за время своего путешествия по Европе. Но, бояре упираются и негодуют. Им совсем не по душе все новое. Привыкшие существовать в своем темном и прогорклом мирке, они хотят лишь и дальше набивать карманы. Правитель дает распоряжение отстроить флот из сотни кораблей. Лучшим местом для воплощения его планов выглядит северное Белое море. Оккупированное скандинавскими мореплавателями.
Петр Первый. Завещание (2011)
Долгое правление Петра подошло к своему завершению. Это становится очевидно даже самому императору. Годы, проведенные в непрестанной борьбе, подорвали его здоровье и принесли множество болезней, справиться с которыми становится все сложнее. Не дают покоя царю и непрекращающиеся интриги, что окружали его долгие годы. Но все же, на закате жизни ему довелось стать счастливым, пусть на совсем недолгий срок. Петр полюбил молоденькую княжну, ради которой готов был вступить в конфронтацию с собственной супругой. Вероятно, это и лишило его последних сил.
Пётр Великий (телесериал) (1986)
Нельзя обойти стороной сериал, произведенный за океаном. Кинематографисты США отдали честь величайшему российскому правителю и представили на суд общественности четырех серийный фильм о том смутном времени, когда мысли о просветлении лишь начали зарождаться в голове Петра. Охватывая весь период нахождения императора у власти, удалось великолепно передать его настроения и мысли, дать объяснение поступкам. А сам царь никто иной как дитя своего времени, порой жестокий и упрямый, но желающий лишь только лучшего итога.
Петр Первый (1937)
История о жизни и борьбе первого российского императора. Конец 17-го века. Петр еще очень молод, но это не мешает монарху вершить невероятные деяния. Он рушит устои, создававшиеся веками и идет наперекор всему. Получив удивительные познания и наполненный решимостью воплотить грандиозные планы, государь открыто конфликтует с дворянами и боярами. Он рубит бороды и строит флот. Его обвиняют в тирании и боготворят. В период, когда дворцовые перевороты были делом обыденным, очень сложно сохранить власть. Но альтернативы для Петра не существует.
Царевич Алексей (1996)
Петр Первый привнес множество новшеств в государственный строй, но далеко не все приближенные были довольны методами его правления. Многие считали правителя чрезмерно жестким и нетерпимым, что вылилось во множество заговоров и интриг. Главным стремлением заговорщиков стало смещение императора с престола и передача власти его сыну Алексею. Тот выглядел гораздо более удобной кандидатурой и имел характер несравнимо мягче, нежели у своего отца. Да и многие решения родителя принимались сыном в штыки. Это вызывало недовольство Петра и со временем переросло в неприязнь к отпрыску.
В начале славных дел (1980)
Петр молод и решителен. Он собирается изменить отношение к российской империи в остальном мире и первым делом начинает переговоры с Европой относительно торговых полномочий. Сам он считает, что только таким образом сумеет подтолкнуть отечество к стремительному экономическому и промышленному росту. Его стремления же не вызывают среди придворных ничего, кроме злости и непонимания. Зреет заговор, цель которого сместить правителя. Самые влиятельные из бояр собираются свершить страшное.
Тайны дворцовых переворотов (2000)
Окончание великой эпохи первого русского императора. После продолжительной болезни Петр умирает, не оставив после себя преемника. Многие считают себя достойными занять престол, дабы править железной рукой. Но истинного государя отыскать среди них не удается. Грызня, прикрытая благими намерениями, набирает обороты и среди этой смуты возвышается князь Меньшиков, желающий добиться царства обвенчав свою племянницу и Петра Третьего, младшего из сыновей Петра и единственного оставшегося в живых.
Слуга государев (2007)
Начало 18-го столетия. Во Франции давно наложено вето на любые дуэли. Решать споры путем кровопролитья недостойно дворянства. Но слишком сложно искоренить обычаи, что веками впитывались в разум. Двое влиятельных вельмож затеяли спор и были схвачены. Теперь у них всего одна возможность сохранить головы. Чрезвычайно ответственное и опасное задание не сулит ничего кроме погибели. Им придется разделиться и отправиться ко двору двух враждующих соседей Петра Первого и короля Швеции Карла, дабы добыть необходимую Франции информацию.
2.3 ПЕТР ВЕЛИКИЙ В ЖИВОПИСИ
1. Рождение Петра Великого
В XIX веке петербургский издатель Андрей Прево выступил с инициативой выпуска в живописных картинах "Истории государства Российского", которую написал Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный "русским Стерном". Карамзин явил миру один из первых обобщающих трудов по истории России.
По предложению А. Прево создателем живописных работ стал художник Б. А. Чориков, составителем текста — В. М. Строев. "Живописный Карамзин", изданный в 1830-1840-х годах, быстро получил широкую популярность. Труд был переиздан в XXI веке.
Основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, "Живописный Карамзин", безусловно, интересен современному читателю, а нам в разрезе нашей темы — благодаря гравюре "Рождение Петра Великого", выполненной художником Борисом Артемьевичем Чориковым.
2. Первый прижизненный портрет Петра
Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом "Царском Титулярнике" или "Корне российских государей". Это богато иллюстрированная рукопись, служившая в качестве справочника по истории, дипломатии и геральдике. Здесь содержится множество акварельных портретов. Пётр изображён ребёнком, приблизительно в конце 1670-х — начале 1680-х годов.
"Царский титулярник" был создан Посольским
приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею
Михайловичу. Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией
и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники
своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван
Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако, кто из них стал автором
портрета Петра, доподлинно неизвестно.
3. Цари Иван и Пётр Алексеевичи
Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана.
В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.
4. Портрет цесаревича Петра Алексеевича
Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.
5. Портрет Петра I Великого в Лондоне
На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне.
Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого "Великого посольства" в 1697-1698 годах. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Царь был особенно заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан.
Пётр I здесь изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.
6. Пётр I в одежде голландского матроса
Комбинированные гравюры Маркуса "Великое посольство" Петра I в Европе в 1697 и 1698 годах. Справа — портрет Петра в одежде моряка во время его пребывания в голландском городе Зандам (Саардам).
7. Пётр I впервые в Голландии
Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
Картина называется "Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 года". Автор Октавия Россиньон написал картину в 1839 году. На ней изображены стрельцы, подступающие с оружием в руках к крыльцу, на котором стоит патриарх, а рядом с ним юный Пётр Алексеевич — будущий император Пётр Великий. За мальчиком — его мать, Наталья Кирилловна, со страхом смотрит на стрельцов.
Восставшие ворвались в Кремль, чтобы убить саму Наталью Кирилловну. А она, выйдя на Красное крыльцо, показала всем Ивана и Петра, живых и здоровых. Поняли стрельцы, что были обмануты. Тогда и поставили царями сразу двух наследников — Ивана и Петра. А пока они были малы, чтобы принимать государственные решения, правительницей России стала их сестра Софья.
9. "Пётр I в иноземном наряде перед матерью..."
Картина Николая Неврева называется "Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым". На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками — неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде?
Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считает нужным. На стене — портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с укором.
Потом Пётр переоденет в европейскую одежду всю страну. В 17-ти указах царь точно опишет, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. По его велению на улицах выставят что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить новую одежду.
Картина, посвящённая Петру I, была написана 73-летним мастером незадолго до его трагической кончины, но она полна внутренней энергии. Верный принципам критического реализма, автор создал драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии лиц.
Пётр демонстрирует домашним иноземный наряд. Его поступок вызывает различную реакцию. Вся сцена тщательно продумана автором. Он стремится к социально-бытовой характерности, напоминая о настороженном отношении допетровской Руси к новым веяниям, ко всему западному.
Красноречива каждая подробность: выражения лиц, взгляды, позы, жесты, костюмы, интерьер. Даже такая деталь, как портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти, характеризует вековые устои. Им противостоит фигура Петра, дерзновенно бросающего вызов патриархальной старине.
У Неврева юному царю 18-20 лет. Он частый гость Немецкой слободы, не был за границей, и ещё далеко до царских указов, сменивших боярские платья на одежду западного образца. Но, демонстрируя европейский костюм, Пётр уже заявляет свою реформаторскую деятельность.
10. Картина "На берегу пустынных волн…"
Лев Феликсович Лагорио написал картину в 1897 году, которую назвал строчкой из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник". На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра, — Санкт-Петербургом.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе
11. Пётр I на картине Валентина Серова
Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город — будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.
По зыбкой насыпи широко, уверенно и твёрдо шагает великий реформатор. Его целеустремлённость, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же всё только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.
К государю приковано внимание зрителя. Всё в нем символизирует силу и решимость. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром. Интересна фигура царёва денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России не происхождение влияет на карьеру, а способности и преданность державе.
Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Ещё не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли. Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор даёт нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьёз и надолго.
В облачном небе парят три чайки, символизирующие близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия. Цветовая гамма картины лаконична. Схематично и просто Серов передаёт атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, возникает возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.
Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: "Здесь городу быть". Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат — главное государственное учреждение России.
2.4 ИЗВЕСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ
Старейшим и наиболее известным памятником основателю Российской империи является «Медный всадник» в Петербурге, его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Скульптура Петра работы Б. К. Растрелли была создана ранее Медного всадника, но установлена перед Михайловским замком позднее. Самый большой по размеру памятник Петру установлен в 1997 году в Москве на Москве-реке (скульптор З. Церетели).
·
Памятник Петру I в Риге, возведённый в 1910 году и снятый с пьедестала для эвакуации в Петроград в 1915 году. Скульптор Шмидт-Кассель
·
Памятник Петру I в Кронштадте, возведённый в 1841 году основателю города. Скульптор Жак
·
Памятник Петру I в Петрозаводске, возведённый в честь 200-летия императора
·
Памятник Петру Великому в Таганроге. Возведён в 1903 году. Скульптор М.М. Антокольский
·
Памятник Петру I в Москве. Возведён в 1997 году. Скульптор З. Церетели
· Памятник Петру I в Сочи. Возведён в 2008 году. Скульпторы В. Звонов и А. Бутаев
Заключение
Таким образом, проанализировав собранный материал, связанный с осмыслением такой грандиозной, неоднозначной личности как Петр 1, я достиг поставленной мною. Каждая поставленная задача была поэтапно решена. Я познакомилась с историческими сведениями о времени правления Петра 1, о развитии общества, культуры и науки в XVIII- начале XIX веков, что позволило мне понять причины разного взгляда на одну и ту же личность.
Можно сказать, что авторы по-разному трактовали личность царя-реформатора, что связано с задачами литературы в конкретный исторический период. Кто-то обращал большее внимание на черты императора-тирана, который реформами обратил Россию на «чужой», европейский курс развития, но всё же большинство мастеров пера восхищались его величием и его преобразовательской деятельностью, которая буквально «пробудила» Россию, и понимали, насколько важна была эта фигура в развитии и становлении нашей страны. Во многом Пётр и всё, что было с ним связано, стало красной нитью, сквозной темой литературы XVIII- XIX века.
Полученные знания и умения я смогу использовать на уроках литературы и истории.
Список использованной литературы
1. А. Н. Радищев о значении Петра I в истории России (статья) // Русская литература. 2000. № 1.
2. А.С.Пушкин Избранные произведения, Горьковское областное государственное издательство, 1949
3. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 1999 4. Лотман Ю.М.. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988
5. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы Л., «Художественная литература»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.