Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
Выполнили:
учащиеся 4 «А» класса
Антюхин Влад,
Данченко Алина,
Желвакова Кристина,
Лисовенко Виктория,
Попова Кира,
Шаповал Елизавета
Руководители:
Шаповалова Т.В.,
Власова О.Н.
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….………………………………………………………...3 – 4
1. Теоретическая часть
1.1. История праздника Масленица……………………………………..…6 – 7
2. Практическая часть
2.1 План работы……………………………………………… ……………….8
2.2 Подготовка музыкальных номеров праздника………………..…………9
2.3 Создание подгрупп для реализации продуктов проекта…………...9 – 10
2.4 «Что вы знаете о празднике Масленица?»…………………………..10 – 11
2.5 Что олицетворяет чучело Масленицы, простой и доступный способ его изготовления………………………………………………………………..11 – 12
2.6 Главное угощение праздника Масленица………………………………….12
3. Заключение…………………………………………………………….………13
4. Использованная литература и интернет ресурсы……………………...13 - 14
5. Приложения……………………………………………………………….…..15
5. 1 Приложение 1. Листы планирования
5. 2 Приложение 2. Анкета «Что вы знаете о празднике Масленица?»
5. 3 Приложение 3. Музыкальный репертуар праздника
5. 4 Приложение 4. Словарь праздника Масленица
5. 5 Приложение 5. Мастер-класс по изготовлению чучела Масленицы
5. 6 Приложение 6. Буклет «Рецепты блинов»
5. 7 Приложение 7. Сценарий праздника «Широкая Масленица»
5. 8 Приложение 8. Защита творческого проекта «Широкая Масленица»
Введение
Вид проекта: музыкально-творческий.
Тип проекта: краткосрочный (1 месяц), межпредметный (музыка, ИЗО, окружающий мир), групповой.
Участники проекта: учащиеся 3 класса, учитель музыки, учитель ИЗО.
В нашей школе под руководством учителя музыки, Шаповаловой Татьяны Владимировны, работает вокальный коллектив «Непоседы», участниками которого мы являемся. В преддверии праздника Масленица Татьяна Владимировна разучила с нами русскую народную песню «Блины». Песня нам очень понравилась, потому что каждый её куплет был по-своему обыгран, а в конце песни «старшая сестрица» должна была выходить с подносом и угощать всех блинами. «Мы будем петь эту песню на Масленице?» - спрашивали мы учителя. А Татьяна Владимировна нам ответила: «А почему бы и нет?! Было бы желание». Можно сказать, что песня «Блины» натолкнула на идею провести праздник Масленица в классе.
Из 6 человек класса была организована творческая музыкальная группа, которая изначально должна была подготовить выступление из нескольких музыкальных номеров. В процессе подготовки к данному мероприятию Татьяна Владимировна предложила создать проект этого праздника.
Тема проекта: «Праздник Масленица, как способ познания традиций своего народа».
Актуальность проекта: Мы выбрали эту тему в преддверии праздника Масленица, а ещё, потому что этот праздник весёлый, яркий и сытный. Мы хотели глубже окунуться в историю и праздничную атмосферу Масленицы, побыть её создателями и участниками.
Цель нашей работы: привить интерес к традициям празднования Масленицы своим одноклассникам и учащимся школы посредством участия в праздничном мероприятии.
Гипотеза: для того чтобы лучше узнать о празднике, важно не только стать участником праздника, но и принять участие в разработке сценария и его подготовке.
Задачи:
1. Познакомиться с традициями праздника Масленица и разучить музыкальный репертуар для праздника.
2. Узнать, об отношении к этому празднику в семьях учащихся.
3. Узнать, что олицетворяет чучело Масленицы, и каким простым доступным способом можно его изготовить.
4. Стать участниками праздника «Широкая Масленица» и вовлечь своих одноклассников в проведение праздничного мероприятия.
5. Оформить результаты проекта в виде: анкетирования, видеоролика, буклета и музыкального выступления на праздничном мероприятии.
Объект изучения: одноклассники.
Предмет изучения: традиции праздника Масленица.
Теоретическая значимость проекта в том, что его результаты позволяют расширить и углубить знания о традициях и обычаях своего народа.
Практическая значимость проекта заключается в том, что сценарий праздничного мероприятия может быть использован в других классах.
1. Теоретическая часть
1.1 История праздника Масленица
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о жизни наших далёких предков. Хочется верить, что в результате целенаправленной систематической работы по изучению культурного наследия русского народа, его традиций возрастёт интерес подростков и взрослых к народной культуре, народным праздникам и обрядам.
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. В прошлом году Масленицу справляли с 4 по 10 марта, а в этом году Масленица с её народными гуляниями и блинными пирогами праздновалась с 8 по 14 марта.
Масленица ‑ самый весёлый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и называл по-разному: «боярыня-масленица», «сырная», «разгульная», «широкая», «честная», «веселая», «объедуха», «блиноеда» и другие.
По одной из версий название «МАСЛЕНИЦА» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, можно в изобилии кушать яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану.
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
В понедельник – «Встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали соломенное чучело Масленицы, затем все вместе катали его на санках по всей деревне. Потом устанавливали его на самой высокой снежной горке. С понедельника начинали печь блины. Они были самым главным угощением праздника. Первый блин отдавали малоимущим на поминание усопших.
Вторник – «Заигрыш». В этот день продолжались игры, начатые в понедельник. А ещё во вторник происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
Среда – «Лакомка». В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
С четверга наступала Широкая Масленица.
Четверг называется «Разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали катание на лошадях «по солнышку» ‑ по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка. Кулачные стеношные бои, перетягивание каната были своеобразной подготовкой воинов, так как во всех этих состязаниях нужно было проявить силу, ловкость и смекалку.
Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Пятница – «Тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота – «Золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Золовка получала от невестки какой-нибудь подарок.
Воскресенье – «Прощеный день». Заключительный день Масленицы, когда просят прощения у родных и знакомых за причинённые обиды. Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: «Бог простит». Эта традиция дошла и до нашего времени. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Когда же зима сгорала, завершала праздник финальная забава: молодежь прыгала через костер. После этого весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу.
2. Практическая часть
2.1 План работы
I. Подготовительный этап
1. Определение темы и цели проекта.
2. Разделение учащихся на подгруппы по интересам: «Историки», «Кулинары», «Художники». Группа «Музыканты» объединяет всех участников проекта.
3. Определение источников информации.
4. Распределение обязанностей между членами подгрупп.
5. Подбор материалов для анкетирования с целью дальнейшего планирования работы.
II. Основной этап
1. Обработка результатов анкетирования.
2. Определение задач участниками каждой подгруппы.
3. Сбор информации каждой группой согласно задачам:
3.1 Поиск информации об особенностях каждого дня масленичной недели.
3.2 Подбор и разучивание музыкального материала для праздника Масленица.
3.3 Поиск рецептов приготовления блинов.
3.4 Знакомство с оформлением буклета и подбор дизайна.
3.5 Поиск материала об изготовлении чучела Масленицы простым доступным способом для мастер-класса.
3.6 Знакомство с созданием видеороликов.
III. Заключительный этап
1. Выпуск буклета «Рецепты блинов».
2. Показ видеоролика «Масленица. Готовим блины».
3. Проведение праздника «Широкая Масленица».
4. Проведение мастер-класса по изготовлению чучела Масленица.
5. Подготовка публичного выступления для защиты проекта.
2.2 Подготовка музыкальных номеров праздника
Перед разработкой сценария совместно с Татьяной Владимировной мы обсудили, какие виды деятельности будут включены в ход праздника. Было принято решение в сценарии осветить историю праздника, его традиции, включить мастер-класс, а для яркого завершения праздника угостить всех блинами. Подбирая музыкальный репертуар для праздника, мы использовали ранее выученную русскую народную песню «Блины». Тексты для частушек мы самостоятельно нашли в интернете. Татьяна Владимировна придумала музыкальный номер – «Блинный трезвон», который всем очень понравился. Совместно мы решили, что этот номер Татьяна Владимировна разучит с нашими одноклассниками на самом празднике, а мы ей окажем свою помощь. Из нескольких масленичных инсценировок найденных в интернете мы выбрали, ярмарочную сценку «Пожалуйте на Масленицу». Этой сценкой мы решили открыть наш праздник.
Побор музыкальных номеров и инсценировки:
· русская народная песня «Блины»;
· масленичные частушки;
· «Блинный трезвон»;
· ярмарочная инсценировка «Пожалуйте на Масленицу».
2.3 Создание подгрупп для реализации продуктов проекта
Занимаясь подготовкой выступления, мы пришли к выводу, что только музыкального материала будет недостаточно для полного раскрытия традиций праздника. Поэтому возникла необходимость наполнить его другими видами деятельности. Для оказания помощи и участия в проекте мы решили привлечь учителя изобразительной деятельности, Власову Ольгу Николаевну.
В ходе дальнейшей работы было предложено включить в проект:
· анкету «Что вы знаете о Масленице?», которая поможет выявить уровень знаний одноклассников о народном празднике Масленица, чтобы правильно спланировать работу над проектом;
· видеоролик, который поможет детям понять, что приготовление блинов – это кулинарный процесс доступный каждому ученику школы;
· буклет, который поможет узнать о разнообразии рецептов приготовления блинов, познакомит с поговорками и пословицами праздника Масленица;
· изготовление чучела Масленица познакомит детей с самым простым и доступным способом его изготовления.
Все эти продукты вместе с выступлением на праздничном мероприятии помогут достичь цели проекта, так как они будут направлены на прививание интереса к традициям празднования Масленицы посредством участия в ней.
В результате, появилась необходимость из числа участников музыкальной группы создать подгруппы: «Историки», «Художники», «Кулинары».
2.4 «Что вы знаете о празднике Масленица?»
Изучая информацию о традициях празднования Масленицы, участники подгруппы «Историки» решили узнать, что об это празднике знают одноклассники и провели анкетирование. Результаты анкетирования помогли правильно спланировать работу над проектом.
Цель анкетирования: выявить уровень знаний одноклассников о народном празднике Масленица, чтобы правильно спланировать работу над проектом.
В анкетировании приняли участие 25 человек. Участникам предлагалось ответить на 9 вопросов. Самыми затруднительными вопросами оказались следующие:
- Какие вы знаете народные праздники?
- Какие другие названия есть у праздника Масленица?
- Знаете ли вы историю праздника Масленица?
Самыми лёгкими оказались вопросы:
- Нравится ли вам праздник Масленица?
- Когда отмечают праздник Масленица?
- Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?
Используя результаты анкетирования нам было легче определиться с поиском информации для сценария праздника. Основной упор в поиске материала мы сделали на раскрытие тех вопросов, которые в анкетировании вызвали затруднение в ответах. За основу подготовки теоретического материала был взят вопрос «Как называются дни масленичной недели?». В раскрытии этого вопроса заложена основная информация о празднике и традициях каждого для масленичной недели. Каждый участник проекта рассказывал об одном дне недели с помощью презентации словаря праздника Масленица. В создании презентации нам помогла Татьяна Владимировна. Весь поиск информации мы осуществляли на интернет – ресурсах.
2.5 Что олицетворяет чучело Масленицы,
простой и доступный способ его изготовления
Подгруппа «Художники» свою работу начала со знакомства с символической ролью чучела Масленицы на празднике. Для этого была изучена история её происхождения, материалы, из которых она изготавливалась в старину и в настоящее время. Перед группой стояла непростая задача: в течение 10 минут провести мастер-класс по изготовлению чучела Масленицы на празднике. В подборе материалов по изготовлению чучела, группа пришла к выводу, что только бумажный вариант – самый простой. Затем стали искать не только простой, но и быстрый способ его изготовления, им оказался веер.
При помощи двух вееров создавался наряд чучела Масленицы, а голова наклеивалась на шаблон платочка Масленицы, самостоятельно дети рисовали элементы лица. Далее голова приклеивалась к веерам и надевалась на палочку от роллов. Этот способ помог за короткое время создать чучело Масленицы. Для того чтобы, класс успел выполнить работу за короткое время, нами была проделана предварительная подготовка. Для каждого участника было изготовлено два веера и шаблон платочка и головы чучела Масленицы.
Ещё одной задачей группы была разработка и выпуск буклета. Самые большие затруднения были в разработке дизайна и выпуска буклета. Его создавала группа под руководством Власовой Ольги Николаевны в программе Microsoft Publisher.
2.6 Главное угощение праздника Масленица
Группа «Кулинары» занималась подбором рецептов приготовления блинов для буклета и созданием видеоролика. Для создания буклета «Рецепты блинов», информационный материал был подобран из интернета и кулинарных книг. Отобранный материал был передан группе «Художники» для создания буклета. Для создания видеоролика были привлечены родители. Рекомендации по техническим вопросам и содержанию материала видеоролика были получены от руководителя проекта, Власовой Ольги Николаевны. Готовый видеоролик должен был транслироваться во время масленичной недели в классе и в фойе школы.
Этапы работы:
1. Поиск и подбор рецептов для буклета.
2. Получение рекомендаций по техническим вопросам и содержанию материала видеоролика.
3. Съёмка и создание видеоролика.
4. Трансляция видеоролика в школе на масленичной неделе.
3. Заключение
Мы считаем, что цель нашего проекта была достигнута. Участвуя в праздничном мероприятии вместе со своими одноклассниками, мы приблизились к традициям наших предков и смогли почувствовать всю эмоциональную глубину праздника Масленица.
В ходе реализации проекта, созданные продукты в виде анкетирования, буклета, мастер-класса по изготовлению чучела Масленицы, видеоролика и выступления на праздничном мероприятии помогли достичь поставленных задач, так как они были направлены на прививание интереса к традициям празднования Масленицы посредством участия в ней.
4. Использованная литература и интернет – ресурсы:
1. В.И.Хлебников. Блины, оладьи, блинчики. Под редакцией
Л.И. Моисеева. Издательство: Лада/Москва, 2017г.
2. А. Братушева. Блины. ИздательствоЭксмо, 2014г.
3. https://ped-kopilka.ru/blogs/mila-kuzmina/maslenica-iz-cvetnoi-bumagi-svoimi-rukami.html
4. https://mamamozhetvse.ru/chastushki-na-maslenicu-70-luchshix.html
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2013/03/02/stsenariy-prazdnika-maslenitsa
6. https://igrad.su/vse-zapisi/chuchelo-maslenitsy-svoimi-rukami-master-klassy-so-shemami-i-foto-kak-sdelat-chuchelo-na-maslenitsu-dlya-sozhzheniya-svoimi-rukami.html
7. https://yandex.ru/video/preview/?text=легкий%20способ%20изготовления%20масленицы&path=wizard&parent-reqid=1617158398572729-1456526874075445014800104-prestable-app-host-sas-web-yp-150&wiz_type=v4thumbs&filmId=8709980116134914883
8. https://zen.yandex.ru/media/id/595bcdf98146c14bcd82169c/iz-chego-delaiut-chuchelo-na-maslenicu-5a811f698651657fc4d37e0a
9. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2219746061765577756&parent-reqid=1617158947909115-273063293913468672900270-production-app-host-sas-web-yp-138&path=wizard&text=как+изготовить+буклет+для+начинающих&wiz_type=v4thumbs
10. https://tradicii.com/chuchelo-maslenicy-tradicii-v-drevnosti-v-sovremennosti.html
11. http://regeneratione.ru/pravoslavie/voprosy-i-otvety/7-dnej-maslenicy-obychai-na-kazhdyj-den-maslenoj-nedeli/
12. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/4004
13. https://zen.yandex.ru/media/houmkazan/10-receptov-vkusneishih-blinov-na-maslenicu-6048406da6c3965eb42fe5b4
14. https://tutknow.ru/cookery/desserts/16557-vkusnye-bliny-dlya-detey-na-maslenicu-top-4-recepta.html
5. Приложения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.