РАЙОННАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»
«ЦАРЬ СОСНОВОГО БОРА»
(творческий проект)
Дюкина Амина Рашидовна
обучающаяся 5 класса
МКОУ «Барановская СОШ»
Научный руководитель:
Смольникова Ирина Владимировна
учитель технологи, ИЗО
МКОУ «Барановская СОШ»
апрель 2019г.
Аннотация.
Идея дополнения зелёного уголка птицей показалась мне очень заманчивой, и я решила выполнить её своими руками.
Цель: Выполнить композицию из природных материалов «Царь соснового бора».
Требования к моей работе.
- Изделие должно быть красивым и практичным.
- Изделие должно иметь низкую себестоимость, быть высокого качества.
- Изделие должно подходить к интерьеру моей комнаты, создавать уют.
- Работа не должна повторять уже имеющиеся элементы оформления в нашем доме.
В прошлом году я увлеклась работой с берестой, получила навыки работы с берестой.
Богатство цвета бересты, дает возможность передать живой цвет оперения птицы. Изгиб кудрявой русской березки имитирует направление пера.
Вывод: Работая над проектом я соприкоснулась с красотой природы. Я сама создала красоту и мне это очень понравилось.
Разве это не прекрасно! Наша комната ожила, рядом поселилась удивительная птица, а точнее в моей комнате ожил родной природы уголок.
Данное изделие экологически чистое, так как выполнено только из природных материалов. Цветовая гамма близка к природной, не утомляет зрение, успокаивает. Композиция прекрасно вписывается в интерьер комнаты.
Мной закреплены навыки работы с берестой, думаю продолжить изучение свойств бересты, способы работы с ней.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 1. Теоретическая часть. 1.1. Берёза. 1.2. Заготовка и подготовка бересты. 1.3. Природная окраска бересты. 1.4. Глухарь. 2. Практическая часть. 2.1. Выбор материалов. 2.2. Выбор инструментов и принадлежностей. 2.3. Последовательность изготовления цветов. 2.4. Последовательность изготовления птицы. 2.5. Эколого – экономическое обоснование проекта. 2.6.Реклама. 3. Заключение. Литература. Приложение. |
4-6
7-8 8-9 9 10-11
11 11 11 12-13
14-16
16
17 17 18 19-21 |
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование проблемы.
Моя мама любит цветы, они у нас повсюду. В этом году мама решила собрать цветы в композицию, создать зелёный уголок.
Я люблю животных и птиц. Идея дополнения зелёного уголка птицей показалась мне очень заманчивой, и я решила выполнить её своими руками.
Цель: Выполнить композицию из природных материалов «Царь соснового бора».
Задачи:
- Теоретически обосновать и на практике доказать возможность дополнения интерьера комнаты изделием, выполненным своими руками.
- Всю основную работу я буду выполнять самостоятельно.
- Все материалы, которые я буду использовать, должны быть из домашних запасов.
- Изделие должно быть выполнено аккуратно, чтобы я гордилась своей работой, могла показать другим.
Требования к работе:
- Изделие должно быть красивым и практичным.
- Изделие должно иметь низкую себестоимость, быть высокого качества.
- Изделие должно подходить к интерьеру моей комнаты, создавать уют.
- Работа не должна повторять уже имеющиеся элементы оформления в нашем доме.
Анализ возможных идей.
1. Композиция выполнена из глины. Хороший вариант, выполненный из природных материалов, но у меня недостаточно умений и навыков работы с глиной. |
|
2. Настенная композиция, с использованием чучела птицы. Недостаток – необходим настоящий глухарь, мне будет неприятно смотреть на него каждый день и думать, что он мог бы быть живым… |
|
3. Композиция выполнена из бересты, используется природный материал. |
Обоснование оптимального варианта изделия.
Проанализировав оформление в комнатах, пришла к выводу, что уже есть интересные работы, выполненные мной и моей мамой в различной технике, купленные (панно в технике «канзаши»; «солёное тесто»; искусственные цветы).
Посоветовавшись с мамой, обдумав, пришла к выводу: моё изделие должно быть совершенно не похожим на все, что уже имеем. Так как я хочу выполнить птицу, то мне хотелось бы чтобы она была как живая, объём передаст всё красоту, особенность этой птицы наиболее точно. Поэтому я решила выполнить композицию. Я остановилась на самой большой лесной птице - глухаре. Идея нестандартна, такой же должна быть и техника выполнения, и материал.
В прошлом году я увлеклась работой с берестой, получила навыки работы с берестой.
Богатство цвета бересты, дает возможность передать живой цвет оперения птицы. Изгиб кудрявой русской березки имитирует направление пера. Работа с берестой не приносит неудобств, материал есть в домашних запасах.
Рассмотрев цветовую гамму бересты пришла к выводу, что более светлое оперение будет выразительнее смотреться на темной мебели.
Пред тем как приступить к творчеству я разработала «звёздочку» обдумывания, в которой отражены мои действия.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Берёза.
Нет больше такого дерева, которое бы природа создала специально для человека, и нет такого дерева, которое отдавало бы все себя до капельки именно человеку. Люди с испокон веков очень бережно относились к березе, любили ее, слагали о ней песни, а великий праздник Троицы всегда было принято считать праздником русской березы.
Редкий из нас, наверное, не пробовал ранней весной сладкий прохладный сок, который струится по стволу березы из только что оттаявшей земли к почкам, чтобы дать жизнь новым зеленым листочкам. Сок очень полезен и питателен, в нем много витаминов, так необходимых всему живому в период весеннего авитаминоза.
Лечебны и смолянистые почки,
настаиваемые на спирту, настой пьют или натирают, для того, чтобы вылечить
мучительные болезни желудка, сердца, спины и других органов. Средством против
множества желудочных болячек служит нарост гриба – чаги, чай из этого гриба
является вернейшим профилактическим средством против раковых новообразований.
Дегтем лечили в старину язвы и сыпи, залечивал смазыванием, а при разных
кишечных коликах принимал внутрь. Она и сейчас входит в состав многих
современных лекарственных препаратов. А выгонялся деготь из березовой коры –
бересты.
С Петровок до Ильина дня была
у русского хозяина забота – наготовить на всю зиму березовых веников, высушить
их в тени, чтобы все время свежие были и под рукой. После бани человек, как
заново родится, не зря в народе так говорят.
Полезно также мыть волосы отваром из березовых листьев и их же, распаренные,
накладывали себе на лицо в виде питательных масок. Волосы становятся пышнее и
гуще, а кожа лица белее и глаже.
И все-таки, пожалуй, самый удобный, красивый и более распространенный в практическом применении материал, получаемый от березы – это береста. Более 800 лет при раскопках в Великом Новгороде находят берестяные грамоты, которые совершенно не тронуло время. Пролежав долгие годы в земле, береста абсолютно не подверглась гниению и тем самым сохранила для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков.
Начиная от простой солонки на крестьянском столе и заканчивая довольно объемными емкостями для засолки в них грибов и овощей – все изготавливалось по принципам формовки самого простого туеса лишь с разными незначительными особенностями для каждого изделия в отдельности. В старину ремеслом изготовления берестяных туесов владело большинство мужчин простого населения деревень, однако различие вкусов и чувства прекрасного, все же позволяли выделять из общего их числа отдельные группы и личности, которые не просто производили вещь, а стремились создать из нее более ценный предмет, украшая его всевозможными художественными узорами.
Фантазии мастерового человека безграничны. Перечислять то, что делали из бересты наши предки, можно очень много и долго. Из нее делали лодки и крыли ею крыши домов и сараев. Ни один дом не обходился без берестяных предметов. На сенокосе крестьянин пил квас из туеса, подсаливал себе еду из походной солонки, сплетенной из ленточки, на поясе носил специальный берестяной чехольчик, в который заливал воду и помещал туда брусок для правки косы, ноги его были обуты в берестяные лапти, а на голове была надета шляпа или панама тоже из бересты. Находились умельцы, которые из берестяных рогожек умудрялись изготавливать себе одежду. На деревенской кухне больше половины посуды – вазы, тарелки, хлебницы, солонки, корзиночки – тоже были их бересты. Молодые девки надевали на себя нехитрые берестяные украшения, убирали свои волосы берестяными очельями, а после гуляния прятали их в шкатулки, украшенные прорезной берестой. Даже зажиточный мужичок или солидный по себе купчишка, страдая близорукостью, хранил свои очки в футлярчике, сплетенном из бересты.
1.2. Заготовка и подготовка бересты.
Заготовлять бересту лучше всего весной. Самая хорошая береста – ровная, с красивым рисунком (узкими полосками) – у одной из наиболее распространенных разновидностей березы – березы пушистой. Она образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах, встречаются так же в лесах низменных и пойменных заливаемых в весеннюю пору водой.
Самую крепкую и плотную бересту дают березы на сухих и каменистых почвах. А у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, имеет неровную, изъеденную поверхность.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Ее снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе делают горизонтальные надрезы, для заготовки ленты – лыка – спиральные, вокруг ствола. Если нужны большие, целые куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев диаметром не менее 20 см, по возможности выбирать гладкие места без сучков.
В лесу часто можно встретить упавшие березы, у которых сгнила древесина. Бересту с таких деревьев вполне пригодна для многих видов художественных работ, а в аппликации она не заменима. Нужно выбирать деревья, у которых еще довольно крепкая древесина, но слой камбия, находящийся между берестой и стволом, уже разрушился. С таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Береста хорошо снимается с сухостойных берез, пораженных грибом-трутовиком. Присутствие на стволе березы трутовика – верный признак, что дерево погибло. По нему можно определить сухостойные деревья даже тогда, когда на живых деревьях нет листвы – поздней осенью и ранней весной. На упавшем или сухостойном дереве делается надрез и под берестой можно увидеть темно-коричневый, рыхлый слой камбия – подкорочного слоя. Бересту необходимо поддеть ножом и она легко отделится от ствола. У снятой с погибших деревьев бересты есть свои декоративные особенности. Внутренний ее слой окрашен красящими веществами камбия в красно-коричневый цвет с различными оттенками.
Сняв бересту с дерева, её прежде всего нужно очистить от камбия. Делать это лучше в лесу, чтобы потом не мусорить в доме и не принести в жильё личинок жуков – короедов. Для того чтобы смахнуть всё, что налипло на кору, удобнее всего использовать щетинную кисть.
Бересту снятую любым способом, для сохранности надо просушить и держать в сухом затемненном и прохладном месте. Если её куски большие, нужно расправить их, положить друг под друга и прижать прессом, чтобы они не сворачивались в рулон.
Непосредственно для работы над изделием бересту надо расслоить на более тонкие пластины. Цвет её будет меняться с каждым слоем, который образуется на дереве год за годом. Чем старше и толще берёза, тем больше слоёв на ней можно обнаружить и использовать в работе. Береста, снятая с давно упавших стволов, тонкая, и её окраска может быть самой разной – от тёмно – коричневой с оранжевыми пятнами до розовой, бежевой и других оттенков – всех не перечислить и двух одинаковых не найти. Мы используем её всякую, какую удалось найти. Это обогащает палитру изделий.
Бересту расслаивают при помощи ногтя большого пальца руки. Хранить бересту нужно в картонных коробках, так как она должна дышать.
1.3. Природная окраска бересты.
Непосредственно для работы над изделием бересту надо расслоить на более тонкие пластины. Цвет её будет меняться с каждым слоем, который образуется на дереве год за годом. Чем старше и толще берёза, тем больше слоёв на ней можно обнаружить и использовать в работе. Береста, снятая с давно упавших стволов, тонкая, и её окраска может быть самой разной – от тёмно – коричневой с оранжевыми пятнами до розовой, бежевой и других оттенков – всех не перечислить и двух одинаковых не найти. Мы используем её всякую, какую удалось найти. Это обогащает палитру изделий.
1.4. Глухарь.
Глуха́рь (лат. Tetrao urogallus) — крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. (Приложение №1)
Пища состоит из побегов, цветов, древесных почек, листьев, травы, лесных ягод, семян и насекомых, хвои лиственницы, еловой хвои, почек. Птенцы употребляют в пищу насекомых и пауков.
Являются полигамами. В брачный период (в марте — мае) токуют, устроившись на земле и на деревьях. Иногда токуют летом, осенью и даже зимой. Ранней весной глухари, до того времени державшиеся по одиночке, собираются в известных частях леса, причём из года в год на одни и те же места — так называемые токовища. Здесь ранним утром самцы начинают токовать, то есть издавать своеобразные звуки, похожие на треск, сопровождая их специфическими телодвижениями.
Токование начинается рядом щёлкающих звуков. Затем после главного «удара» следуют особые шипящие звуки, похожие на точение железных предметов, — глухарь «точит». Слышная для человеческого уха часть брачной песни распространяется на 500 м, а инфразвуковая — на километр. Самец в это время нахохливает все перья, часто поворачивается и находится в крайне возбуждённом состоянии, так что во время точения оставляет свою обычную осторожность. Так продолжается до солнечного восхода. По окончании тока, продолжающегося 3—4 недели, самки выбирают места для гнёзд, которые представляют ямку в земле, выстланную иногда веточками. Число яиц в кладке, смотря по возрасту самки, может колебаться от 6 до 8, изредка до 12—16. Яйца жёлто-серого или грязно-жёлтого цвета, с тёмными пятнами. Насиживанием, которое длится 25—28 дней, занимается только самка. Как и яйца, птенцы самоотверженным образом охраняются одной самкой. (Приложение №2)
Глухари являются объектами спортивной и местами промысловой охоты. (Приложение №4)
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Выбор материала.
1. Береста. 2. Пенопласт для контура птицы. 3. Клей «Мастер». 4. Ивовые прутья для ног.
|
5. Готовая подставка для композиции. 6. Ивовые прутья для клюва, ветку. 7. Медная проволока для стеблей и цветов. 8. Шишки. |
2.2. Выбор инструментов и принадлежностей.
1.Ножницы 2.Кисточка 3.Нож
|
4.Карандаш 5.Клей «Мастер» 6.Шило.
|
2.3. Последовательность изготовления.
Цветы из бересты.
Последовательность выполнения работы |
Эскиз |
1.Изготовить детали, состоящие из соединённых лепестков. |
|
2. Тонкую проволоку нарезаем на куски по 15 см, обматываем стебелёк тонким слоем бересты, нарезанной шириной 5 -7 см. Смачиваем кончик бересты клеем, закрепляем и обматываем проволоку под углом 45о. Каждый следующий виток перекрываем предыдущим на 1 – 2 мм. |
|
3. Вырезать полоску бересты, поперёк крапинок, шириной 1,5 – 2 см, тонко надрезать, склеить, скрутить, предварительно вкладывая внутрь проволочную петлю, дать подсохнуть.
|
|
4. Распушить тычинки.
|
|
5. Собрать весь цветок.
|
|
6. Из выполненных цветков можно собрать букет или лиану, добавив листья, вырезанные вдоль крапинок. |
|
7. Тычинки, центр цветка можно оживить выжигательным аппаратом. |
|
2.4. Последовательность изготовления птицы.
№ |
Последовательность выполнения операции |
Изображение |
Инструменты и приспособления |
1 |
Подготовить бересту к работе (снять белый слой); расслоить на слои нужной толщины. |
|
Шило, банка с водой, салфетка. |
2 |
Подготовить прямоугольные заготовки, вдоль берестяных пластов, разных размеров (примерно 2*3, 2*5, 2*8 см….) |
|
Ножницы |
3 |
Вырезать детали пёрышек разных размеров, учитывая размер изделия. |
|
Ножницы |
4 |
Выполнить надрезы к центру деталей перьев, имитируя перо. |
|
Ножницы |
5 |
Разложить детали по размерам |
|
_____ |
6 |
Вырезать детали крыла. |
|
Карандаш, ножницы |
7 |
Наклеить детали перьев, учитывая направление снизу – вверх (начинаем с более длинных); с двух сторон. |
|
Клей «Мастер» |
8 |
Вырезать контур из пенопласта; из прутьев ивы выполнить контур ножек, и вставить в намеченное место. |
|
Нож |
9 |
Оформить контур птицы, подклеивая перья снизу – вверх, учитывая цвет, направление скручивания бересты, размер. Хвост выполняем из более длинных перьев. |
|
|
10 |
Нос выполняем из ветки липы, красим морилкой. |
морилка |
|
11 |
Глаза вырезать из кусочков бересты контрастных оттенков. |
Ножницы |
|
12 |
Подклеить крылья, глаза, нос, брови.
|
Клей «Мастер» |
|
13 |
На подготовленную основу расположить композицию, украсить цветами, веткой, шишками сосновыми. |
|
Клей «Мастер» |
2.5. Эколого-экономическое обоснование проекта.
Себестоимость.
1 |
Клей «Мастер» |
300 гр. |
45 руб. |
2 |
Медальён |
1 шт. |
30 руб. |
3 |
Береста |
|
|
4 |
Лак |
20 гр. |
4 руб. |
5 |
Природный материал |
|
|
|
ИТОГО: |
|
79 рублей
|
Проходит время, и у всех, окружающих нас предметов, заканчивается срок службы. И здесь возникает вопрос об их вторичном использовании или утилизации. B чем плюс нашего изделия? A в том, что композиция выполнена из экологически чистых материалов – бересты, шишек, дерева. Поэтому моё изделие - это экологически чистое производство, так как оно не выделяет вредные вещества, нет опасности для здоровья человека, оно не загрязняет атмосферу, а самое главное это практически безотходное производство.
Я считаю, что работа, выполненная своими руками более важна для человека. К тому же, она намного дешевле и экономически выгодна.
2.6. Реклама.
Фирма «Флора» сообщает о появлении экологически чистых композиций.
Взяла однажды в руки карандаш,
Но не цветной, а карандаш природы,
Нарисовала им цветы и птиц, лесной пейзаж,
Представила я небо и восходы…
Красногорский район, д. Бараны, ул. Советская, д.12
III. Заключение.
Вывод (самооценка).
Работая над проектом я соприкоснулась с красотой природы. Я сама создала красоту и мне это очень понравилось.
Разве это не прекрасно! Наша комната ожила, рядом поселилась удивительная птица, а точнее в моей комнате ожил родной природы уголок.
Данное изделие экологически чистое, так как выполнено только из природных материалов. Цветовая гамма близка к природной, не утомляет зрение, успокаивает. Композиция прекрасно вписывается в интерьер комнаты.
Всю основную работу я выполняла сама. Материальные затраты невелики. Я считаю, что моя работа выполнена вполне профессионально и аккуратно, мне будет не стыдно показывать её гостям.
При выполнении работы, я не встретилась ни с какими трудностями, работа рождалась сама собой. Мной закреплены навыки работы с берестой, думаю продолжить изучение свойств бересты, способы работы с ней.
С проблемой я справилась. Родные и близкие дали оценку отлично моей работе.
Литература.
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогоза. — М.: Просвещение, 1979.
3. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. — М.: Просвещение, 1983.
4. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Л., 1974.
5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
6. Жегалова С.К., Жижина С.Г. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. — М.: Просвещение, 1983.
7. Чедесный клад для дела. Ф.А. Ускова. Ижевск. Удмуртия, 2003г.
8. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. — М.: Педагогика, 1979.
9. Журнал «Школа и производство» №8, №12, 2008 г.
10. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глухарь_(телесериал)
11. Журнал «Школа и производство», 2014г., №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение№1
.
Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.