“Процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение учащимися социальным опытом, создание условий для их самоопределения и самореализации…”; “Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение цели обучения”. Как видим, во всех этих определениях подчёркивается наличие совместной деятельности учителя и учащихся, абсолютно необходимой в силу двустороннего характера процесса обучения.Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
«Творческий педагог – творческие дети»
Цель: Мотивация деятельности педагогического
коллектива по развитию и реализации творческих
возможностей в учебно-воспитательном
процессе.
Задачи:
-Систематизировать теоретические знания по
теме “Творчество учителя”.
-Определить методы работы, влияющие на
повышение творческого потенциала педагогов и
учащихся.
Педагогический
совет
«Современный урок -
как совместное
творчество учителя и
учащихся»
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет»
Уильям Уорд
Как для учеников, так и
для Учителя, урок интересен
тогда, когда он современен в
самом широком понимании этого
слова.
Процесс обучения
– это совместная деятельность
учителя и учащихся, направленная
на овладение учащимися
социальным опытом, создание
условий для их самоопределения и
самореализации…”
"Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора,
эрудиции".
В.А. Сухомлинский
Что для вас современный
Учителя
Научный подход
Учащиеся
урок?
Интересно, весело и понятно
на уроке
Дисциплина, посещаемость
Учет мнения учеников
Интеллектуальное развитие
учеников
Свобода
Новые технологии обучения Понимание, доброта учителя
Наличие ТСО
Объективность оценивания
Этика и культура поведения
учащихся
Эмоциональные реакции:
сдержанность
Современный урок
Современный – это и совершенно
новый, не теряющий связи с
прошлым, действенный,
имеющий непосредственное
отношение к интересам сегодня
живущего человека, насущный,
существующий, проявляющийся
в действительности.
Замысел современного урока
заключается в создании учителем
условий для максимального
влияния образовательного
процесса на развитие
индивидуальности ребенка
9
Три постулата заложены в
основание новой технологии
урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и
осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя;
2. Урок есть часть жизни ребенка, и
проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой
культуры;
3. Человек в качестве субъекта осмысления
истины и в качестве субъекта жизни на
уроке всегда является наивысшей
ценностью, выступая в роли цели и никогда
не выступая в роли средства.
Условия эффективного
формирования творческого
потенциала личности ученика:
1) учебно-познавательная деятельность
обучающихся организуется как учебно-
творческая;
2) в учебном заведении создается
развивающая культурно-
образовательная среда;
3) осуществляется систематическое
обучение учащихся решению и
составлению учебных задач;
4) уделяется внимание эмоциональному
развитию школьников.
Анкета «Стиль
преподавания»
I. Если класс не убран:
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимание;
3) не могу начать урок.
II. Я считаю своей обязанностью сделать
замечание, если ребёнок нарушает порядок в
общественном месте:
1) в зависимости от ситуации;
2) нет; 3) да.
III. Я считаю, что лучше работать под
руководством человека, который:
1) предоставляет простор для творчества;
2) не вмешивается в мою работу;
3) даёт чёткие указания.
IV. Во время урока я придерживаюсь
намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
V. Когда я вижу, что ученик ведет себя
вызывающе по отношению ко мне:
1) считаю, что лучше выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) плачу ему той же монетой.
VI. Если ученик высказывает точку зрения,
которую я не могу принять:
1) я пытаюсь принять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) стараюсь исправить его, объяснить ему его
ошибку.
VII. На мой взгляд, в школьном коллективе
важнее:
1) работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
VIII. Я считаю, что учитель может повысить
голос на ученика:
1) нет, это недопустимо;
2) трудно ответить;
3) если ученик этого заслуживает.
IX. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффективно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
Х. Мои ученики относятся ко меня с симпатией:
1) нет;
2) когда как;
3) не знаю.
Если у вас преобладает 1й вариант, то это говорит о демократическом стиле
деятельности учителя. Педагог дает возможность учащимся самостоятельно
принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность
суждений, учитывает не только успешность, но и личные качества учеников. Основные
методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается
удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и
других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой,
способствующий эффективности обучения.
Преобладание 2го варианта ответа указывает на черты стиля попустительства в
деятельности учителя. Такой педагог избегает принятия решений, передавая
инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности
учащихся осуществляет бессистемно, в сложных педагогических ситуациях проявляет
нерешительность и колебания, испытывая чувство определённой зависимости от
учеников. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство
тревоги и неуверенности в своем профессионализме, недовольство своей работой.
Преобладание 3го варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности
педагога. Учитель использует свои права, как правило, не учитывая мнение детей и
конкретную ситуацию. Главные методы воздействия — приказ, поручение.
Такому учителю свойственно недовольство работой многих учеников, хотя он может
иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно,
большинство не проявляет активности и самостоятельности.
«Если ученик в школе не научился
сам творить, то в жизни он будет
только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели
сделать самостоятельное
приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой