Творческий подход к решению задач ( начальные классы)
Оценка 4.9

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
1 кл—4 кл
17.03.2018
Творческий подход к решению задач ( начальные классы)
В своей работе описала какими методы и приемы можно использовать , чтобы поднять интерес ребенка к школьным предметам на примере уроков математики. Так как реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС включает обеспечение планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов. Обучение решению задач в начальных классах начинается с первого класса, в котором большое значение передается смысловому чтению и межпредметным связям. как со чтением, так и с окружающим миром. Решая любые задачи ребенок учится анализировать, принимать самостоятельные решения и прогнозировать. и доводить до конца, чтобы увидеть конечный результат.
Творческий подход к решению задач.doc
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Степанова Клара Ивановна учитель начальных классов МОБУ СОШ № 17 «ГО г. Якутск» Республика Саха (Якутия)          Жизнь показала, что все знать и уметь невозможно, однако возможно  освоение, овладение и нахождение истины через смежные области знаний.  Поэтому на первый план обучения выходят личность ребенка, его готовность к  самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации  полученной информации, умению принимать решения и доводить их до  исполнения, т.е. выпустить из школы личность, которая ищет, находит, думает,  узнает, тренируется, делает и доводит свою задумку до конечной цели.  Формировать личность,  способной подходить к решению поставленной цели с  позиции личностной сопричастности, способной к саморазвитию. Поэтому цель  учителя становится другой: не поучать, а побудить к действию. Главной целью  учителя является личность ученика, рассматривающего получение знаний не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств,  эмоций, творческих способностей, мотивов деятельности.       Это и есть реализация основной образовательной программы начального  общего образования ФГОС, т.е. обеспечение планируемых результатов:  личностные результаты — готовность и способность обучающихся к   саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;  метапредметные результаты — освоенные обучающимися  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и  коммуникативные);  предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения  учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.   А также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в  основе современной научной картины мира; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям           В основе реализации основной образовательной программы  лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:  современного общества;  развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных  ориентацию на достижение цели и основного результата образования —  действий, познания и освоения мира;  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их  достижения;     Чтобы реализовать эти цели на уроках,  и на уроках  математики, и во  внеклассных занятиях  помогают мне такие принципы:  деятельность. Организовывать  исследовательско – поисковую работу учеников  принцип деятельности – включение ребенка в учебно – познавательную  на уроке – проблемные ситуации;  психологическая комфортность – ситуация успеха: «Я могу!»; развитие вариативного мышления – умения сравнивать, анализировать,   сопоставлять, классифицировать, выделять главное и находить самый  оптимальный вариант решения той или иной задачи – творческое мышление;      Опыт практической работы показал мне, что главное достоинство изучения  математики состоит в пристальном внимании к развитию творческого  потенциала каждого ученика. Интерес, любопытство, творчество, желание  добиться успеха – это привлекательные стороны, которые позволяют учащимся  любить и выбирать этот вид деятельности на уроках математики. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития  личности ребенка.  Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее  оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется  возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли:  "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Все эти мысли и есть часть  плана формирования социально адаптированной личности в условиях  современной школы.       Для того, чтобы дети не терялись при встрече с задачей незнакомого типа, не испугались любых сложных и трудных задач, надо научить детей к такому  подходу, при котором задача сама является объектом исследования:  Анализ задачи ­ сравнивать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать;  Поиск пути решения ­ оптимальный вариант решения;   Решение – обоснование своих действий;        Развитие  математической  грамотности  учащихся  напрямую  связано  с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:  ­ осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;  ­ уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;  ­ уметь критически оценивать данную информацию;       Поэтому на уроках математики  стараюсь использовать  различные виды  продуктивных, творческих задач, которые очень нравятся моим ученикам: 1.  Задачи на классификацию объектов; 2.  Задачи с лишними данными; 3.  Задачи с недостающими данными; 4.  Задачи с неопределенными данными; 5. Задачи со сказочными персонажами; Задача:  Грязнуле   Мойдодыр   подарил   30   моющих   средств.   Шампуня   было меньше, чем мыла в 4 раза. На сколько меньше бутылок шампуня, чем пачек мыла получил в подарок  грязнуля? Задача: Незнайке нужно решить 30 задач, но он решил только 18 задач, из  которых правильно решил только половину. Знайка ему сказал перерешить  неправильные задачи. Сколько задач должен перерешить Незнайка? Сколько  задач осталось еще решить? 6. Задачи с персонажами из произведений, которых мы читаем на уроках по  литературному чтению; Задача: Дед Мазай всего спас 27 зайчиков во время весеннего наводнения.  Сколько рейсов сделал Мазай за зайчиками, если  он в лодку мог забрать 9  зайчиков за один раз? 7.  Задачи с буквенными данными; 8.  Решение задач с помощью блок­схем и чертежей; 9.  Составление задач; 10.  Моделирование задач; Задача: В вазе лежали 3 груши, потом положили еще 2. Закрась красным цветом груши, которые доложили.   9.  Работа с обратными задачами;           Задача: Составить взаимно обратные задачи. Решение: 1)  (4 + 5) ∙ 3 = 27 (км)  2)  27 : 3 – 4 = 5 (км/ч)  ­ Взаимно обратные задачи. Меняются вопрос и искомое.  1)  27 : 3 – 5 = 4 (км/ч)   2)  27 : (4 + 5) = 3 (ч)         10.  Решение задач различными способами; Задача: Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние   между   которыми   600   км.   Скорость   первого   поезда   70   км/ч,   а скорость второго поезда 80 км/ч. Какое расстояние было между поездами через 3 ч после выхода? Через сколько времени после выхода они встретились?» Решение: I способ: 1.) 70 ∙ 3 = 210 (км) – расстояние, которое проехал первый поезд 2.) 80 ∙ 3 = 240 (км) – расстояние, которое проехал второй поезд 3.) 210 + 240 = 450 (км) – расстояние, которое два поезда проехали за 3 часа 4.) 600 – 450 = 150 (км) – расстояние между поездами через 3 часа 600 – (70  ∙ 3+ 80 ∙ 3) = 150 (км) II способ: 1.) 70 + 80 = 150 (км/ч) – скорость сближения поездов 2.) 150 ∙ 3 = 450 (км) – путь поездов за 3 часа 3.) 600 – 450 = 150 (км) 600 – (70 + 80) ∙ 3= 150 (км)            III способ: 600 – 70 ∙ 3 – 80 ∙  3= 150 (км)         11.  Решение логических задач; Задача 1.     Маленький Мук и королевский скороход соревновались в беге по дорожке длинной   30 км, которая   шла вокруг большого луга. По условиям соревнования выиграет тот, кто обгонит   другого, пробежав на круг больше. Скороход делает круг за 10 минут, а Маленький Мук  ­ за 6 минут. Оба бегут равномерно. Через сколько минут Маленький Мук обгонит скорохода? Ответ:  Маленький Мук обгонит скорохода через 15 минут. Скорость Маленького Мука , 30:10=3 (км/мин). Когда соревнующиеся начали двигаться,   то     Маленький   Мук   стал   обгонять   скорохода   на   5­3=2   (км/мин). Следовательно, Маленький Мук обгонит скорохода через 30:3=15 (мин).         12.  Решение нестандартных задач; Задача № 1.  Бревно длиной 12 м распилили на 6 равных частей. Сколько распилов сделали?  1. Краткая запись 2. На чертеже уже видно, сколько распилов можно сделать Ответ: сделали 5 распилов.  Задача № 2.  Муравей находится на дне колодца глубиной 30 м. За день он   поднимается на 18 м, а за ночь  сползает вниз на 12 м. Сколько дней нужно муравью, чтобы выбраться из колодца? 1. Краткая запись с показом положения муравья в каждый день. Ответ:  На чертеже видно, что в  III  день поднимется на 18 м и выберется из колодца.  Задача № 3. Муравьишка ехал на гусенице 24 минуты, а потом пересел на жука и проехал на нем   путь   в   4   раза   больше.   Сколько   минут   он   ехал   на   жуке,   если   жук передвигается в 8 раз быстрее гусеницы? Задача № 4.  Разложи  45   шариков  в  4   коробки  так,   что   если   число   шариков  в   третьей коробке увеличить в 2 раза, в четвертой уменьшить в 2 раза, а в первой и во второй оставить без изменения, то в каждой коробке будет одинаковое число шариков.  1. Делаем краткую запись 2. Фиксируем отношения. Видим: I – 2 ч.     II – 2 ч.     III – 1 ч.     IV – 4 ч. Ответ: 10+10+5+20 = 45 (ш.)         13.  Преобразование арифметических задач; Следует сравнить два вида задач, тексты которых написаны на доске. «Два   мальчика   разделили «В школу привезли 80 стульев, подаренные   им   80   рублей   поровну. Один   из   мальчиков   истратил   15 а   парт   –   в   2   раза   меньше.   15   парт отдали   в   музыкальную   школу. рублей.   Сколько   денег   у   него осталось?» Сколько   парт   из   привезенных осталось в школе?»        Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми  понятиями, для развития логического мышления, формирования  межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при  изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни  человека.  Главная цель решения задач состоит в том, чтобы развить творческое,  логическое мышление ребенка, заинтересовать их математикой, привести к  «открытию» новых знаний, к удивлению, к самореализации, к саморазвитию.        Решение задач способствует развитию познавательной  деятельности  учащихся,  развитию у учащихся  речи, познавательных процессов: сенсорное  развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также  эмоциональной сферы творческих способностей и повышают учебно­ познавательную мотивацию учащихся. Использованная литература: 1. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.  Ковалевой, О.Б. Лонгиновой. М. Просвещение.2009. (Стандарты второго поколения) 2. Бантова М.А.. «Решение текстовых арифметических задач». Начальная школа.  1990.№12 3. Обучение решению сюжетных задач по математике. Л.В.Шелехова. Учебно­ методическое пособие.  Майков.2007 4. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. В.В. Дроздина, В.Л.  Дильман. Изд­во «Либроком». 2012 5. Лавриненко Т.А. «Как учить детей решать задачи ». Саратов. «Лицей» 2000

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)

Творческий подход к решению задач ( начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018