Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"
Оценка 4.7

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка
6 кл
02.07.2017
Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"
В современном обществе большая часть подростков увлечена рок-музыкой или поп-музыкой. Проблемой становится заинтересовать и научить их понимать не только лёгкую, но и серьёзную музыку, понимать классику и авторскую песню. Особенностью авторского песенного творчества является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя. Данная работа представлена, чтобы показать воспитательное нравственное значение бардовскрй песни для развития музыкальной культуры обучающихся.
Проект Бардовская песня.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»                     Творческий проект          « Авторская песня. Любимые барды»     Выполнила: ученица 6 «Б» класса Шайхуллина Агата Руководитель: Берестова Л.В., учитель музыки Чернушка 2017 Содержание Введение ………………………………………………………………………… 3         1. Актуальность исследования, гипотеза, цели и задачи…………………… 4  2.  История авторской песни………………………………………..……..5         3. Своеобразие авторской песни…………………………………………. 6         3.3 Тематика произведений бардов……………………………….……….7 3.4 Представители бардовской песни разных периодов (Известные барды) ………………………………………………………………………...8 Заключение ……………………………………………………………………..  9 Список используемой литературы…………………………………………...10 Приложения ……………………………..……………………………………...11 3 Введение       В музыке, как и во всех видах творчества, выделяют различные жанры. К ним относятся поп, рок, хип­хоп, оперная, народная и многие другие. Из всех существующих жанров хотелось бы выделить бардовскую песню.      Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине   XX  века в  разных  странах.    Его  отличительными   особенностями являются   совмещение   в   одном   лице   автора   музыки,   текста   и исполнителя, гитарное сопровождение,   приоритет   значимости   текста   перед музыкой.            Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам)  живым,  неформальным   подходом   к  теме.  Чаще  всего  (хотя  и   не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины   «авторская   песня»   и   «бардовская   песня»   употребляют   как синонимы. Актуальность исследования.  4        В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное влияние музыки на человека.   Аристотель   утверждал,   что   с   помощью   музыки   можно определенным   образом   влиять   на   формирование   человеческого   характера. Авиценна   называл   музыку   нелекарственным   способом   лечения   наряду   с диетой. В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. Музыка оказывает значительное влияние на поведение, жизнь и здоровье людей. Музыка, ее ритм широко использовались при   проведении   обрядов   и   иных   культовых   действий.   Достаточно   ярким примером   этому   может   служить   шаманская   практика,   известная   у   разных народов мира. Специально подобранные ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания как самого шамана, так и остальных участников.          Известно, что в подростковом периоде развития музыкальная культура достигает   определенного   уровня.   У   молодежи   развивается   собственный музыкальный   вкус,   появляется   свой   круг   музыкальных   интересов   и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость. Большая часть современных подростков увлечена рок­музыкой или поп­музыкой.       Всё сложнее  заинтересовать  и научить их понимать не только лёгкую, но и серьёзную музыку, понимать классику и авторскую песню. Гипотеза.          Я выбрала эту тему, так как, на мой взгляд, бардовская песня имеет огромный   нравственный   потенциал   для   развития   музыкальной   культуры школьников. Цель   исследовательской   работы   –  поближе   познакомиться   с   жанром авторской   песни;   приобщиться   к   бардовской   песне,   раскрыть   тематику бардовской   песни;   показать   её   огромный   воспитательный   потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. Задачи исследовательской работы:  проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы;  овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.  подобрать  и исполнить одну из бардовских песен 5 История авторской песни       Слово "Бард" произошло от ирландского "bard" ­ поэт­певец. Так называли людей, сочинявших баллады и исполнявших их под аккомпанемент какого­ нибудь   народного   инструмента   (чаще   всего,   гитары,   арфы,   лютни,   цитры). Однако, история этого вида творчества старше своего названия на тысячи лет. Основателями бардовского движения можно назвать сразу несколько народов ­     этруссков,   эллинов   и   кельтов.   У   этруссков   "бард"   ­   это   человек, путешествующий   по   земле,   сочиняющий   баллады,   преимущественно   о природе, жизни и смерти, воинской доблести, впрочем, им далеко не чуждо было чувство красоты, и их баллады это очень ясно доказывают. Исполняя свои баллады, бард аккомпанировал себе на арфе, позже ее заменила кифара. Среди этрусков барды пользовались большим почетом, их считали святыми и за   малейших   вред   причиненный   барду,   полагалась   смерть   на   месте преступления.         Со временем, на смену арфе и кифаре пришел более простой и более близкий славянам инструмент ­ гусли. Так на Руси появились первые барды. В кельтских   народах   бардовское   движение   появилось   значительно   позже, примерно, в 6­7 веках н.э. Их инструментами были цитра, флейта, арфа, а чуть позже, лютня. Действительно широкую популярность кельтские барды получили в период средневековья,   когда   стало   модно   держать   при   дворе   талантливого менестреля, который писал бы баллады для того, чтобы хозяин мог посвятить их даме сердца.  Ну,  и  наконец,  последние  представители  бардовского  движения  ­ русские (точнее,   Основоположниками   жанра   бардовской (авторской)   песни   в   России   считаются   Александр   Галич   (Александр Аркадьевич   Гинзбург),   Юрий   Визбор,   Ада   Якушева,   Евгений   Клячкин, Михаил   Анчаров,   Александр   Городницкий,   Булат   Окуджава,   Владимир Высоцкий. Официально жанр бардовской песни вышел в свет где­то в 50­60х годах 20­го века.    советские)   барды. 6 Своеобразие авторской песни          Суть авторской песни вовсе не в авторском праве на стихи, мелодию и исполнение,   а   скорее   в   праве   на   утверждение   песней   авторской,     т.   е. самостоятельной   жизненной   позиции,  авторского   мироощущения   и   в  праве самому,   без   посредников   и   потерь,   донести   смысл   высказывания   до слушателя,   используя   весь   спектр   средств   устного   общения   слово,   муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней   автор   как   бы   говорит:   это   я,   это   мое,   сокровенное,   никем   не внушенное,   это   мой   крик,   моя   радость   и   моя   боль   от   соприкосновения   с действительностью   (цитата   из   Б.   Окуджава).   Такие   песни   рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем,   что   наболело.   Как   поется   в   одной   из   песен   того   же   Окуджавы,   « ..каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить.».             Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему.        Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт­певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не исполняет песню, не демонстрирует себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты,   актеры,   спортсмены   представители   той   среды,   в   которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. 7 Тематика произведений бардов         Излюбленные герои их песен ­  альпинисты, геологи, моряки, летчики, солдаты,   спортсмены,   циркачи,   бедовые   короли   городских   дворов   и   их подруги,   люди   не   просто   мужественные   и   рисковые,   но   прежде   всего личности. Они немногословны, сообразительны, ироничны, по­своему нежны, но   главное,   они   верны,   надежны,   на   них   можно   положиться,   им   можно доверять.        Главный критерий, отличающий авторскую песню от эстрадной –  критерий духовной и психологической искренности. В настоящее время  достаточно четко выделились основные течения и тематика этого жанра: · Философское течение · Лирико–романтичное · Туристические песни · Социальная, гражданственная тематика (песни В. Высоцкого о Великой Отечественной войне). · Песни о роли поэта и поэзии в жизни общества (А. Городницкий. В его стихах и песнях перед читателями и слушателями оживают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Вяземский, Карамзин. В авторских песнях обретают вторую жизнь литературные персонажи. Множество сказочных героев населяет песню Ю. Кукина «Старый сказочник»). Представители бардовской песни разных периодов 8             Самым  любимым   и  популярным   в  народе   бардом  по   праву   признан Владимир Высоцкий. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обладал удивительной   способностью   так   глубоко   «вживаться»   в   содержание   своих песен, что казалось, что он сам был непосредственным участником событий, о которых   рассказывал   в   них.   Таковы   его   произведения   о   войне   или   об альпинизме. Очень смешны и, вместе с тем, наполнены глубоким смыслом и шуточные песни Высоцкого.               Особой   лирической   проникновенностью   и   высочайшим   качеством поэтических   текстов   отличаются   произведения   Булата   Окуджавы.  Помимо исполнения  авторских   песен, он  писал  книги, много  работал для  театра  и кино.   Творческий   союз   Булата   Окуджавы   и   композитора   Исаака   Шварца подарил   благодарным   слушателям   такие   прекрасные   песни,   как   «Ваше благородие»,   «Капли   датского   короля»,   «Кавалергарды,   век   недолог…». Авторские   песни   Окуджавы   помогли   создать   удивительную   атмосферу Москвы 50­х годов в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота».         Среди основоположников авторской песни почетное место принадлежит автору­исполнителю,   актеру   и   журналисту   Юрию   Визбору.   Его   сочинения всегда отличались мелодичностью и особой нежностью. Широкую известность получили   такие   песни   Визбора,   как   «Милая   моя»,   «Ты   у   меня   одна», «Вставайте, граф», «Люси» и многие другие. Трагически  сложилась   судьба  Александра  Галича.  Из­за  конфликта  с властями он был вынужден эмигрировать из СССР, его смерть в Париже по­ прежнему   окружена   многочисленными   слухами   и   домыслами,   а   песни   и другие   произведения   долгое   время   находились   под   запретом.   Драма вынужденного   эмигранта   наиболее   ярко   отражена   в   его   знаменитой   песне «Когда я вернусь…».       Классикой бардовской песни стали полные романтики, а порою и глубоко драматичные   произведения   Виктора   Берковского   «Гренада»,   «Под   музыку Вивальди», «Вспомните, ребята!», «Переведи меня через Майдан» и многие другие.      Популярный автор и исполнитель собственных песен считается Александр Розенбаум.   Бывший   врач   скорой   помощи,   благодаря   оригинальности   и самобытности   творчества,   получил   известность   во   всей   стране   и   звание народного артиста РФ. Пожалуй, самая известная песня Розенбаума – «Вальс­ бостон».          Большую популярность среди исполнителей бардовской песни получил дуэт   Татьяны   и   Сергея   Никитиных.   Наполненные   лиризмом   произведения Сергея Никитина получили известность во многом благодаря кинематографу. Его   песня  «Александра»  из   известного   фильма  «Москва   слезам   не   верит» давно стала народной. Голос Сергея Никитина звучит и в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».           Особая   задушевность   и   искреннее   дружелюбие   отличают   сочинения челябинского барда Олега Митяева. Недаром именно он является автором своеобразного гимна бардовского движения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».  Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли   к   её   преследованию.   Перед   поэтами­певцами   наглухо   закрылись двери концертных организаций.   исполняющий традиции юмористические и сатирические песни.   Бардом­десятником называет   себя Семен   Слепаков,   с   2010   года бардовской написанные         в 9 Заключение       Прошло много времени с тех пор, когда бардовская песня была на пике  популярности, но и сейчас она остается актуальной и интересной для многих  слушателей. Люди и в наше время слушают песни Владимира Высоцкого,  Булата Окуджавы, Сергея Никитина. Эти авторы и исполнители стали  легендой бардовской песни. Их песни и сейчас звучат на радио и ретро­ фестивалях, в кругу компании, во время встреч у костра и задушевных  разговоров. Об этом свидетельствуют фестивали бардовской песни, которые  ежегодно проходят в нашей стране и на территории Иркутской области.  Бывая на таких фестивалях ежегодно, я хочу сказать, что количество  участников и слушателей увеличивается с каждым годов и в большей мере из  числа молодежи.      Способна ли бардовская песня воспитать в человеке высокие чувства и  идеалы?            В   подростковом   возрасте   происходит   усвоение   моральных   норм, осваивается   система   моральных   ценностей.   Огромный   нравственный потенциал   бардовских   песен,   исповедальная   манера   исполнения,   высокая поэзия,   доступность   их   для   исполнения   и   восприятия   любым   человеком, разнообразная тематика – я, считаю, что все эти качества особенно подходят для работы с подростками на уроках.        Как известно, познавательный интерес начинается с «благоприятного духа обучения»,   с   создания   на   уроке   обстановки   доверия,   сотворчества, сопереживания.   Бардовская   песня   доступна   для   восприятия   и   исполнения школьниками. В авторской песне поэт раскрывает своё мироощущение, ищет ответы на вечные философские вопросы человечества, поэтому данный жанр может иметь ещё и очень большое воспитательное значение. Авторская песня на уроках выступает в различных значениях: как материал для исполнения, как   своеобразный   фон,   создающий   определённую   психологическую обстановку, как материал для слушания и последующего анализа.        Сила бардовской песни в оптимизме. Все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни, философского мировоззрения и нравственной чистоты. И из всего этого можно сделать вывод, что бардовская песня способствует формированию познавательных интересов на уроках музыки и при этом может быть   без   проблем   включена   в   существующие   программы,   что   делает использование бардовской песни на уроках музыки наиболее актуальным. А   это   самое   главное   признание!   И   с   уверенностью   можно   сказать,   что бардовская песня будет жить всегда! 10 Список используемой литературы 1 Авторская песня. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ»,  2000.  2 Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. Науменко, В. Алеева.  Волгоград: Учитель, 2006. 3 Материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный  руководитель» разных лет выпусков. 4 https://yandex.ru 11 Приложение Олег Митяев «Как здорово что все мы здесь сегодня собрались» Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно Струна осколком эха пронзит тугую высь Качнется купол неба большой и звездно­снежный Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Качнется купол неба большой и звездно­снежный Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет Ты что грустишь бродяга а ну­ка улыбнись И кто­то очень близкий тебе тихонько скажет Как здорово что все мы здесь сегодня собрались И кто­то очень близкий тебе тихонько скажет Как здорово что все мы здесь сегодня собрались И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним Чьи имена как раны на сердце запеклись Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Юрий Визбор «Милая моя» Всем нашим встречам Разлуки, увы, суждены, Тих и печален ручей у янтарной сосны. Пеплом несмелым Подёрнулись угли костра. Вот и окончилось всё, Расставаться пора. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Крылья сложили палатки, Их кончен полёт. Крылья расправил Искатель разлук самолёт. И потихонечку                                          Пятится трап от крыла, Вот уж действительно Пропасть меж нами легла. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Не утешайте меня, Мне слова не нужны. Мне б отыскать тот ручей У янтарной сосны. Вдруг там меж сосен Краснеет кусочек огня, А у огня ожидают, Представьте, меня. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Милая моя, Солнышко лесное, Где, в каких краях Встретишься со мною. Булат Окуджава «Ваше благородие» Ваше благородие, госпожа разлука, Мы с тобой родня давно, вот какая штука, Письмецо в конверте погоди не рви. Не везет мне в смерти, повезет в любви. Ваше благородие, госпожа чужбина. Жарко обнимала ты, да только не любила. В ласковые сети, постой, не лови. Не везет мне в смерти, повезет в любви. Ваше благородие, госпожа удача. Для кого ты добрая, а кому иначе. Девять граммов в сердце, постой, не зови. Не везет мне в смерти, повезет в любви. Ваше благородие, госпожа победа. Значит моя песенка до конца не спета. Перестаньте черти клясться на крови! Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"

Творческий проект " Авторская песня. Любимые барды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017