Данный проект разработан для детей дошкольного возраста 6-7 лет МДОУ "Ясли-сад №302города Донецка". В проект входят различные игры, задания, упражнения предназначенные для детей дошкольного возраста изучения основ геометрии в игровой форме. Основой построения проекта стала методика С. Лупен, кот. давала знания своим дочерям в игровой форме в домашних условиях.
проект логика для малышей.doc
Проект для младшей группы
«Логика для малышей»
«Без игры нет и не может полноценного
умственного развития. Игра это
огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Тип проекта: практикоориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрьмай)
Актуальность и проблемность
логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией
развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс,
так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Процесс
воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в
стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь
без компьютеров, мобильны телефонов, интернета.
Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного
подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать
логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев логическими
операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в
нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда
приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную
жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А
от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Учитывая это, я решила обратить особое внимание на проблему развития у детей
логического мышления посредством использования в работе логических упражнений,
дидактических игр, развивающих игр. Основывала я свой выбор по нескольким причинам:
1. Группа детей, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в
плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников.
Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при
этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое
внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны
подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой
деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую
среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
2. Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало
формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль
сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение
совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих
сверстников.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение
детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи проекта.
Цели и задачи
создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей
в ходе предметноигровой деятельности через игры.
способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
способствовать развитию способности наглядного моделирования.
способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от
поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению
положительного результата и т.д.), эмоциональноположительное отношение к
сверстникам в игре.
способствовать развитию сенсорных способностей,
формированию обследовательских навыков.
пальцевой моторики,
Основные принципы проекта:
принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формированию у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, активизируя
познавательную сферу.
принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развития
ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и
внимание детей к обучению.
принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к д
ругу и взаимопомощь.
систематичности и последовательности – предполагает ,что знания и умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный
материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании
анатомофизиологических и психических,
возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка.
научностизаключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе
и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет,
форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании
принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг
и пр.)
Формы и режим проведения занятий
В рамках проекта дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли,
чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных
персонажей, вызывает постоянный интерес к игре с геометрическими фигурками.
Деятельность проекта не носит форму «изучения и обучения», а превращается в
творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые
приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют
потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия
и т.п.). Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений,
которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня
развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В проекте предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
на восприятие формы;
на целенаправленное развитие восприятия цвета;
на восприятие качеств величины;
на количество предметов;
на развитие речи, мышления;
на развитие способности действия наглядного моделирования.
Результатом проекта «Логика для малышей» детей следует считать:
развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака
цвета, формы и величины.
развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным
признакам: цвет, форма, величина.
развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать
характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Предмет проекта: развитие логического мышления.
Объект проекта: дети младшей группы
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, психолог.
Проект «Логика для малышей» проходил в 3 этапа:
Подготовительный этап: подбор литературы, диагностика детей, составление календарно
тематического планирования.
Основной этап: реализация с детьми проекта «Логика для малышей» по календарно
тематическому планированию.
Итоговый этап: диагностика детей. Подведение итогов. Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
№
п/п
1
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия, цель
Диагностика
«Цвет, классификация по одному признаку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами: красный,
синий, желтый
«Что нам привез Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в
геометрических фигурах признак цвета, различать и
называть основные цвета
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что
изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и называть
основные цвета.
Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и называть
основные цвета
«Цвет и форма, классификация по одному
признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения различать
фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
«Что нам привез Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в
признак формы, различать и называть основные
геометрические фигуры.
Игра на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть
геометрические фигуры по заданному признаку
формы, развивать тактильные ощущения.
Игра «Отгадай фигуру»
Цель: способствовать развитию умения давать
характеристику фигуру по условному обозначению
(схематическое изображение геометрических фигур).
Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть
геометрические фигуры, используя схематическое
изображение геометрических фигур, выполнять
действия, согласно определенному правилу. 4.2
4.3
4.4
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2
«Цвет и форма, классификация по одному
признаку».
Цель: способствовать развитию умения различать
фигуры, выделяя признак величины.
«Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения различать
геометрические фигуры по заданному признаку
величины.
Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения различать
геометрические фигуры по заданному признаку
величины, выполнять постройки, согласно
определенному правилу.
«Цвет и форма, классификация по двум
признакам».
Цель: развивать умение выделять одновременно два
признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и
называть основные цвета: красный, синий, желтый,
формы.
«Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выделять
одновременно два признака формы, различать и
называть основные геометрические фигуры и их цвет.
Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть
геометрические фигуры по двум признакам: ЦВЕТ и
ФОРМА, выполнять действия, согласно
определенному правилу.
Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и называть
геометрические фигуры по двум признакам: ЦВЕТ и
ФОРМА, способствовать развитию конструктивных
умений, выполнять действия, согласно определенному
правилу.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем
признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: развивать умение выделять одновременно три
признака: цвет, форма, величина.
«Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, умения выделять
одновременно три признака геометрических фигур,
действовать, согласно заданному правилу.
Декабрь
Январь
Февраль 6.3
6.4
7.1
7.2
7.3
7.4
8.1
8.2
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности
выполнять конструкции по заданной схеме, умения
планировать действия, анализировать схему.
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия
наглядного моделирования, умение расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем
признакам, отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности
выполнять конструкции по заданной схеме, умения
планировать действия, анализировать схему.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем
признакам, отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
Март
Апрель 8.3
8.4
9.1
9.2
9.3
9.4
«Что лишнее?»
Цель: способствовать развитию способности
классифицировать геометрические фигуры по трем
признакам.
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности
выполнять конструкции по заданной схеме, умения
планировать действия, анализировать схему.
«Продолжи ряд»
Программные задачи: закреплять знания детей о
геометрических фигурах, цвете, величине. Развивать
мышление.
«Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания)
«Магазин»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
Май
В завершении проекта проводился повторный опрос детей, который показал
положительные результаты проекта.
Результаты опрос – диагностики детей младшей группы.
Начало проекта «Развитие у детей сенсорного восприятия» Завершение проекта «Развитие у детей «Сенсорного восприятия».
Таким образом, на начало проекта было опрошено 25 детей, из которых имели высокий
уровень развития 43%, средний 57%. На конец проекта уровень развития детей составил: с
высоким уровнем 82 % детей, со средним 18%.
Используемая литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию
познават. способностей детей дошкольного возраста /рус. пер. под ред. В.В.
Юртайкина.М.: Просвещение, 1984.64 е., ил.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт
Петербург «ДетствоПресс», 200595 с.
3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая
группа: Учебнометодическое пособие для воспитателей ДОУ.Спб.: «Детство
Пресс», 2005128 е.: ил.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:
Издательство «Учитель», 2003270 с. 5. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет:
Кн. для воспитателя детского сада/Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б., Венгер; Под
ред. Л.А. ВенгераМ.: Просвещение, 1988144 е: ил.
6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами 3 лет/Т.В. ГалановаЯрославль:
Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с анг.) М., 1997.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим
словом. Пособие для воспитателей детского сада – 2е изд., испр. и доп.М:
Просвещение, 1983144 е., ил.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсонрному воспитанию с детьми раннего возраста:
Пособие для воспитателей детского садаМ.: Просвещение ,1983ООО е., ил.
10. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/М.: Мозаика – Синтез,
2010.
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Творческий проект на тему: " Веселая геометрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.