Творческий проект «Павлопосадские платки»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческий проект «Павлопосадские платки» проходил в рамках долгосрочного общешкольного проекта «Мир народных промыслов глазами детей». В результате работы над проектом учащиеся познакомились с историей промысла и производства павловопосадских платков, посмотрели на платок другими глазами: увидели красоту и практичность этого предмета. В группе был проведён мастер-класс по изготовлению павлопосадских платков и шалей.
Иконка файла материала проект Павловопосадские платки.docx
ГОУ ЯО «Петровская школа­интернат» Творческий проект «Мир народных промыслов глазами детей» «Павлопосадские платки»                                                                                                                                                                                                                                                  Авторы: ученики 7­8 классов                                                                             Руководители: Белова Е. А.                                                                                                       Балин Е. В. р. п. Петровское2017 г. Оглавление 1.Введение………………………………………………………………………..4­5 2. Теоретическая часть…………………………………………………………….5 История промысла производства павловопосадских платков ………………..5­6 Техника создания павлопосадского платка………………………………………6 Визитная карточка павлопосадского платка…………………………………......7 Значение платка……………………………………………………………………7 3. Организация и методики исследования………………………………………..8 4. Результаты исследования и их обсуждение………………………………….. 8 5. Вывод ……………….…………………………………………………………...8 6. Практические рекомендации…………………………………………………..8 7.Библиографический список использованных источников……………………9 8. Приложения……………………………………………………………… ……10Введение «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала,  фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества». Б. М. Немецкий Актуальность Наша страна богата народно ­ декоративными промыслами (Городец,  Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.). Каждый  народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в  развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков,  орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Народное декоративное искусство учит любить и ценить то, что признано  народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно­прикладного  искусства пробуждает яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует  воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Мы решили изучить промысел по изготовлению павлопосадских платков и  найти ответы на вопросы:  ­ В чём уникальность промысла по изготовлению павлопосадских платков?  ­ Какова технология изготовления платков и шалей? ­ Кто являлся основателем этого промысла? Цель проекта: формирование познавательного интереса к русской народной  культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)  Задачи проекта: • формирование представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов  декоративно ­ прикладного искусства; • формирование знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров; • развитие устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно­ прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений;• воспитание патриотических чувств. Объект исследования: народные промыслы Предмет исследования: павлопосадские платки Гипотеза: если знакомиться с народными промыслами России, мастерством  русских умельцев, то это позволит почувствовать себя частью русского народа,  ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их  творческий опыт. Методы: ­сравнение и анализ; ­ обобщение; ­ анкетирование; ­ изучение литературы Теоретическая часть Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость  России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад.  Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?!  Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне:  чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с  кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу! История промысла производства павловопосадских платков История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет.  Павловские платки получили своё название от имени небольшого города  Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского  Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы  изготавливали себе из ткани, как правило, однотонные платки: теплые, мягкие,  удобные, но не радостные. Одной из женщин захотелось украсить платок, сделать его ярким и  праздничным. Она взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да  так искусно, что женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки.Постепенно складывалась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии  женщин, и слава о мастерицах распространилась по всей Руси. Изящный яркий  платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.  Впервые промысел производства павловопосадских платков был  документально зарегистрирован на имя крестьянина Ивана Дмитриева Лабзина,  который дал подписку исправнику о том, что будет платить налог на производство  платков. Это было в 1795 году. С тех пор эта дата и считается датой начала  производства великолепных произведений искусства – павловопосадских платков.  Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и  ручными ткацкими станками.  В середине XIX Яков Лабзин­правнук Ивана Лабзина­основателя  производства­ начал производство шерстяных платков с красочным набивным  рисунком. Его партнёром стал человек очень высокой духовности Василий  Иванович Грязнов. За это время производство набрало обороты и прославилось за  пределами России. Село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового  производства. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на  международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям  Позднее в производство стали внедрять паровые двигатели, ситценабивные  машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал  завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к  русским платкам и шалям. Техника создания павлопосадского платка Работа над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его  создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся  фрагмент Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно  подобрать цвет. Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей  пышностью и красочностью. Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем  она отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают.  Промытая ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения  шерстяного материала. В специальной вакуумной камере через материал  пропускают электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань.Печать рисунка обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за  автоматической печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует  несколько шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а  оттуда на прилавки магазинов. Визитная карточка павлопосадского платка Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора.  Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские  цветы. Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам  симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется  редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из  цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру.  Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко  проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать  узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора.  В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды.  Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно  увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным  символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по  частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете”  Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион.  Простор для творчества мастеров­художников дают разнообразные полевые цветы.  Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг  друга и подчеркивают яркость каждого.  Значение платка Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на  плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица!  Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда  даже сложенным на руке, как украшение.  Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость,  защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье. Красивый, яркий платок носила и  царица, и крестьянка.Сейчас нет уголка в России, где бы не носили такие красивые платки. Он  хранит тепло, дарит здоровье и хорошее настроение.  Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки  и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком. Организация и методики исследования Под руководством наших воспитателей, мы изучили литературу по теме  «Павлопосадские платки», провели социологический опрос среди учащихся 7­8  классов. Воспитанникам были заданы следующие вопросы: ­ Что вы знаете о павлопосадких платках? ­ Есть ли в вашей семье павлопосадские платки? ­ Носят ли ваши мамы, бабушки, знакомые павлопосадски платки?  В результате мы собрали богатый материал по данной теме (см. приложение)   Результаты исследования Мы посмотрели на платок другими глазами: увидели красоту и практичность  этого предмета. В группе был проведён мастер­класс по изготовлению  павлопосадских платков. В результате исследования мы пришли к выводу, что наш проект  действительно будет полезен для учащихся 1­10 классов и даже для взрослых  людей. В результате исследования мы расширили свои знания о павлопосадских  платках.  Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. ВыводМода приходит и уходит, но шали остаются художественной ценностью,  которая не зависит от капризов моды. Сегодня мы с гордостью говорим, что  Павловопосадская шаль ­ загадочный образ России.  Практические рекомендации Ценность проекта заключается в воспитании патриотических чувств,  приобщает к миру прекрасного. Продукт этого проекта может быть использован на  уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, а также во  внеурочной деятельности.  Библиографический список 1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно­прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6. 2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2­е изд. – М.: Просвещение, 2006. 3. Клиентов А. Народные промыслы. ­ М.: Белый город, 2003. 4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. ­ М.: Мозаика­ Синтез,2012. 5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. ­ СПб: Детство­ Пресс,2012. 6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А. «Павлопосадские шали» ­ М.: «Интербук –  бизнес»,2007. 7. Интернет­ресурсы.Приложение 1 Что вы знаете о павлопосадских платках ? 4 8 я знаю о том, что такое павлопосадские платки я не знаю, что такое павлопосадские платкиЕсть ли в вашей семье павлопосадские платки? 2  да нет 10        .