Предмет проекта это знакомство с урало - сибирской росписью и её возрождением.Направлен на возрождение интереса к своей родной региональной культуре, произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи.Урало-Сибирская роспись, распространенная на Урале и в Западной Сибири - одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи.
Урало - сибирская роспись Перевалова Анна.doc
Управление образования Ирбитского МО
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детский экологический центр»
Творческий проект
«Уралосибирская роспись»
Подготовила
учащаяся 8 класса
Перевалова Анна
Руководитель:
педагог доп. образования
Волкова В.Н. д. Фомина
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ……………….………………………..511
1.1 История возникновения уральской росписи …………………………..5
1.2 Домовая роспись………………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА………………………………………………………………………1113
2.1 Технология выполнения уральской
росписи………………………………………………………………………..11
2.2 Этапы выполнения уральской
росписи……………………………………………………………………….12
2.3. Практическая часть……………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...14
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………15
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..16
2 ВВЕДЕНИЕ
Душа Урала трудового
Нас очаровывают снова
Оград чугунных кружева,
Узоры кованой решетки,
Чеканка медного ларца
И гравировки вырез четкий
На сабле знатного бойца...
В твореньях мастера жива.
Л. Сорокин.
Как прекрасна наша Россия своими полями, лесами, горами,
полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия
драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим,
чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими
мастерами и делами. В каком бы уголке нашей Родины ты ни оказался, везде
встретишь чудо мастеров, прославляющих красоту нашей земли. Урало
Сибирская роспись, распространенная на Урале и в Западной Сибири одна из
интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи.
УралоСибирскую роспись нужно обязательно знать, так как это роспись
нашего родного края.
Предмет моего проекта – возрождение уралосибирской росписи, так как
я считаю, что становление эстетически развитой личности начинается с познания
самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций.
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского
народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по
своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной
утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай
3 расписывать свои дома. У нее необычная история возникновения. Меня
заинтересовала эта тема, и захотелось узнать больше об этой росписи.
Так и родилась тема моей работы: «Уралосибирская роспись».
Актуальность темы Ремесло росписи по дереву является частью народного
искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и
как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания,
опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это
корневая система, питающая дерево современной культуры.
Необходимо возродить интерес к своей родной региональной культуре,
произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи.
Цель исследования:
выявление основных особенностей уралосибирской росписи, техники ее
выполнения, создание презентации для ознакомления с уральской росписью.
Задачи:
ознакомление с особенностями уралосибирской росписи, историей ее
возникновения;
освоить технологию создания уральской росписи;
составление узора по мотивам уралосибирской росписи деревянных изделий;
создание изделия с использованием уралосибирской росписи.
Гипотеза работы: если мы выявим отличительные особенности уральской
росписи, освоим приемы работы в этой технике, ознакомим как можно больше
людей с уралосибирской росписью то, возможно, возрастет интерес и уважение
к культурному наследию наших предков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования данных на занятиях изобразительной деятельности, технологии и
краеведения.
4 ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
1.1. История возникновения уральской росписи
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского
населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII
—XIX вв.
«Уже в первой половине XVII века за Уралом появились многие русские
поселения, под именем слобод; они заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы,
Устюга, Вятки, Кайгородка, Чердыни, Соликамска». Позднее на формирование
этого региона оказала влияние миграция русского населения из районов
Поволжья, центра и севера России.
Среди первых поселенцев были и разночинцы. В те времена в России они
относились к интеллигентному классовому сословию. Творческий труд и
искусство для них были более понятны и близки.
Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к
лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, переимчивыми.
Несмотря на жестокую эксплуатацию рабочих и приписных крестьян заводов,
простой люд жил здесь лучше, чем в центральных губерниях. Среди поселенцев
было немало красильщиков и маляров. Профессии эти ценились еще с
древности, всегда относились к творческому труду. Народные художники
красили на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, царские палаты, хоромы
бояр, дома богатых людей. В России живописные промыслы были широко
развиты.
5 «С появлением первых русских колонистов... несомненно, занесены зачатки
многих существующих ныне промыслов».
На развитие красильного промысла помимо бурного роста промышленности
Урала и Зауралья оказывала влияние и грамотность людей. «Можно смело
сказать, что ни в одной из внутренних губерний России нет такого
благоприятного отношения учащихся к массе народонаселения (1 учащийся на
80 человек жителей мужского пола)».
Вслед за переселенцами, правительственными чиновниками на Урал и Зауралье
пришли священнослужители, обращавшие язычников в христианскую веру. Все
это привело к повсеместному строительству храмов, монастырей и, почти в
каждой деревне, часовен. При монастырях формировались школы. Так, широко
были известны школы иконописцевстарообрядцев в Сольвычегодске, созданные
уральскими купцами и промышленниками Строгановыми, и в Верхотурье. В д.
Кокшарова Тугулымского района проживала династия иконописцев
старообрядцев Довольновых: Марк Варфоломеевич, Тимофей Варфоломеевич
(18721936), Нисифор Маркович (19031962). Помимо иконописной работы,
росписи церквей и часовен, они занимались декоративной росписью бытовой
утвари и интерьеров.
Были случаи, когда в росписи культовых построек участвовали красильщики.
Но немногим доверялась эта работа. Известно, что красильщики расписали
травным и цветочным орнаментами деревянную церковь Кыртомского мужского
монастыря, расположенного на севере Алапаевского района, а также три
деревянные часовни в деревнях Карпове (Верхотурский рн), Кокшарова
(Верхнесалдинский рн), Останина (Алапаевский рн). Часовни в настоящее
время находятся на территории Нижнесинячихинского музеязаповедника.
Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их
кровную связь, единство с окружающей природой. Число красильщиков
живописцев стало увеличиваться. Здесь было большое поле для деятельности,
возможности хорошего заработка.
6 Тюменские, или кармакские красильщики, а в основном они расписывали
уральские дома, были выходцами с русского севера. Жили они по реке Кармак в
деревнях Мальцева, Кокшарова, Гилева, Скородум, Рябова, Верховина,
Соколова, Сажино, Брюханова, Зырянка (бывшие Успенская и Гилево
Кармакская волости). По современному административнотерриториальному
делению эти деревни входят в Тугулымскии район Свердловской области.
Тюменские красильщики имели довольно обширный радиус действия. На
востоке они добирались до Барнаула, Бийска; на юге — «до самой орды, до
степей»; на севере — до Тобольска, Тавды, Верхотурья; на западе до Челябы,
Екатеринбурга и Нижней Салды. Ездили красить на своих лошадях в свободное
от полевых работ время. Чаще всего выезжали вдвоем с товарищем или с кем
нибудь из своей семьи. Уезжали после масленицы и до посевной, месяца на
полтора — два. Затем — после посевной и уборки хлебов. Были случаи, когда
некоторые малоземельные красильщики задерживались в чужой стороне и дома
управлялись без них. В зимнее время не ездили. У каждого мастера был в
основном свой «путик», определенный маршрут по одним и тем же деревням .
Известные мастера работали, как правило, в крупных селах, проходивших по
тракту, а кто слабее владел кистью, чаще менял «путик» и ездил, главным
образом, по отдаленным деревням, где крестьяне были попроще, менее
требовательны. Приезжали на Урал и вятские красильщики, были и свои —
местные мастера.
Как правило, тюменские живописцы называли себя красильщиками, малярами,
но некоторые выше держали свою марку, указывая в автографах мастер.
Исконные хлебопашцы считали труд красильщиков несерьезным занятием. Тем
не менее, роспись на Урале получила сравнительно большое распространение.
Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины. Иногда это
были целые династии, передававшие свое ремесло и искусство из поколения в
поколение. В народе красильщиков называли: «петушатники», «кармацкие»,
«тюменские». Они это знали, так и писали в автографах. В д. Пешковой
7 Алапаевского района в доме Пешкова Александра Федоровича под росписью
оставлен не просто автограф, а полный адрес: «1906 год, г. Тюмень Успен. В.
деревни Рябовой Фома Митрофанович Тихомиров»(5).
Качество росписи зависело от оплаты. В одном доме — тонкое пластичное
письмо, все продумано, а в другом той же рукой роспись выполнена размашисто,
небрежно, с подтеками.
Красильщики старались свою марку не терять, делать все на совесть. Правда,
были случаи, когда решив проучить скупого хозяина, они «шахранили». Слово
«шахран» на их лексиконе означало: испортить работу, обмануть хозяина.
В 20х годах XX столетия крестьяне стали отказываться от росписи внутри
дома, просили лишь окрасить или загрунтовать стены.
Большой вклад в изучение памятников родного края внес Иван Данилович
Самойлов.
16 сентября 1978 года на основе личной коллекции Иван Данилович
Самойлов открыл музей уральской народной живописи в селе Нижняя
Синячиха. В его коллекции сосредоточено 225 произведений народного быта.
Что бы судить о размерах коллекции, необходимо учесть, что отдельные
образцы достигают в длину до 4 – 5 метров, а в высоту 2 – 3 метра, и наоборот.
Знакомство с уникальной коллекцией Нижнесинячихинского музеязаповедника
дает некоторое представление о еще одном пласте народной художественной
культуры, расширяет наши познания в области духовной и творческой жизни
уральцев.
Уральская роспись разнообразна и богата. Она впитала в себя традиции письма
мастеров многих областей, украшала и привносила в тяжелую жизнь простых
крестьян чувство праздника и единства с природой. Она изменялась, но всегда
сохраняла свой неповторимый стиль, рассказывая нам о жизни наших предков.
1.2. Домовая роспись
Уральская домовая роспись поражает, прежде всего, своей монументальностью:
расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери,
8 голбцы, полати, заборки, грядки и многое другое. Истоки мотивов росписи, по
всей видимости, нужно искать в древнерусском искусстве, символике языческой
Руси, частично перешедшей в христианство и дополненной безудержной,
безграничной фантазией народных художников. Живописные панно росписи
решаются в едином стилевом ключе, объединившем традиционную народную и
иконописную манеры письма. Внешний облик крестьянского дома на Урале был
прост, сдержан. Редко встречалась наружная окраска наличников, карнизов.
Больше внимания крестьяне уделяли внутренней отделке дома, чтобы человека
красота.
окружали
тепло,
уют,
Размеры красочных панно выбирались соответственно площади расписываемой
поверхности. На стенах, простенках обычно изображали «сады», а полатный
брус, грядки расписывали вытянутыми по горизонтали гирляндами или
букетиками из цветов и ягод. На потолке размещали венки, круги с
.
наугольниками,
В построении композиций мастера пользовались своей системой модулей,
солнце
выработанной местной практикой. Например, толщина пальца, ширина ладони,
пядь руки, длина локтя соответствовали размерам крупного цветка или ягодки,
длине
д.
Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким.
ветки
т.
и
Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.
Стоило приоткрыть дверь в сени, и, несмотря на слабое освещение, внимание
входящего сразу же обращалось на расписные двери и стенку чулана, крашеные
скамейку, коромысло и валек. Чулан, где хранилась одежда и съестные припасы
семьи, расписывался особенно ярко, со значением.
Роспись избы имела теплую тональную гамму и делалась на темных фонах:
темнокоричневом, коричневом, коричневокрасном, темнокрасном, красном,
краснооранжевом, оранжевом, краснорозовом, темнорозовом, красножелтом
и розовом.
9 Контраст темного цветового фона с ярким живописным орнаментом,
изображенном на нем, придавал росписи выразительность, усиливал звучность
красок, помогал выдержать нагрузки изображаемого сюжета.
В избах мы нередко видим темнопурпуровый цвет символ тяжелой
жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый надежды, жизни,
подвига; белый чистоты, бессмертия; голубой девственности; светложелтый,
золотистый славы и царственности.
Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод,
который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни
(середы).
Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода
же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».
Мотивы «царских кудрей» и «под лепнину» часто использовались в обрамлении.
Если мастеру хорошо платили, то интерьер избы расписывался весь, т.е. не
только его крупные части, но и оконные и дверные проемы, карнизные доски
над окнами, полки, божница, а также мебель, утварь, орудия труда и быта: стол,
табуретки, комод, деревянная кровать, тренога, кросна, зыбка (люлька), прялка,
швейка, детская стоялка, бочонок для кваса, деревянный дойник, бураки,
посуда и многое другое. Трудно найти в интерьере избы участок, который бы
выпадал, все умело сгармонировано по цвету.
Избы и горницы расписывались по дощатой обшивке и по бревнам, где
пазы обклеивались тканью или заделывались рейками. Встречается, правда
редко, роспись по ткани, обычно она применялась для склеивания углов и узких
простенков.
На Урале горницы были в пятистенных и четырехстенных домах. Горницы
были теплые (зимние) и холодные (летние). Их называли чистой половиной дома
— чистые горницы. Для горниц мастера готовили просветленные, праздничные
тона: бледноголубой, белый, светлозеленый, светложелтый, золотистый.
Особо следует сказать об архитектуре изб. Снаружи они кажутся небольшими,
10 но внутри широки и просторны. Рациональна их планировка. Здесь нет ничего
лишнего, все продумано до мелочей.
Просматривая материалы по истории уральской росписи, я заметила, что
круг изобразительных мотивов очень широк: птица – сирин, кони, львы, вороны,
тетерева, гуси, фазаны, попугаи. Мастера писали и сюжеты с изображением сцен
санях, всадник, прогуливающиеся парочки.
сватовства – молодец на
Встречаются изображения солдат, сцены битвы, композиции с железной дорогой,
включенные в среду цветочного орнамента.
Русское народное искусство необычайно многогранно. Начиная от
громадных храмовых построек, крестьянских изб, мельниц, амбаров и кончая
одеждой и всей домашней утварью.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Технология выполнения уральской росписи
Интересна не только история возникновения и развития промысла, его
колористика, но и сама технология росписи. На занятиях в творческом
объединении я узнала, что приобретение ремесленных навыков – долгое и
кропотливое занятие, которое длится не один год.
Мне стало известно, что ремеслом живописца – красильщика владел далеко не
каждый крестьянин. Красильному делу начинали обучать мальчиков 9 – 10 лет.
Научиться приемам кистевой росписи считалось делом не очень сложным, для
этого достаточно проработать один сезон. Но вот приобрести ремесленные
навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать
краски, как я уже сказала, было достаточно трудно, и только к 16 – 17 годам
осваивались все тонкости ремесла.
Сама техника росписи была очень простой.
11 1. Грунтовка. Перед росписью изделия предварительно грунтовали клеевой
водой или крахмалом, очищали пемзой, шпаклевали или оклеивали тканью..
Можно покрывать двумя слоями клейстера и крахмала: он отбеливает
древесину, и краски не расплываются по ее поверхности. Я для грунтовки
использовала обычный клей ПВА.
2. После определения предварительного размера и композиции, прописывали
подмалевок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев.
3. Затем производили их моделировку белилами, если подмалевок был цветной,
или какой – либо другой краской, если он был белый. Обмакнув кисть, в краску
нужного цвета и вращая ее вокруг оси, за одно движение превращали
подмалевок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приему, сохранившемуся и
развившему традиции травных росписей XVII – XVIII век создавались мягкие
переходы от цвета к цвету. В процессе развития росписи моделировку
белильными оживками заменили разбелом, во время, которого на один край
кисти брали белила, а на другой край – краску основного цвета. Кистью
проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива.
не всегда
Благодаря постепенному переходу к белилам,
чистые,
сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной
поверхности.
4. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали
четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их
между собой и фоном.
5. Лакировка – заключительный этап. Используется только при росписи
предметов домашнего быта, но никак не в домовой росписи. (Приложение 1)
2.2. Подбор эскизов композиции
Этап творческого поиска — центральное звено любого творческого
процесса. Поиск идеи и замысла проектного решения основывался, прежде
всего, на информации, полученной в ходе исследования.
12 Перед началом работы над композицией, создается эскиз. Это позволяет
представить внешний вид будущей композиции, увидеть ее достоинства и
избежать возможных ошибок.
Необходимо учитывать компоновку деталей будущей композиции в
формате. Такой рисунок позволяет правильно подобрать материал для будущей
композиции, наглядно представить себе как она будет выглядеть .
2.3 Технологическая последовательность исполнения урало
сибирской росписи по деревянной доске
Доска деревянная (обработанная)
Гуашь художественная
Кисти (колонок №1, 2, 3,4)
Вода
Емкость для воды
Салфетка влажная
Клеенка
Инструменты и материалы, применяемые в росписи:
Для росписи была выбрана прямоугольная деревянная доска.
Перед росписью доску необходимо прогрунтовать. Мы в качестве грунта
использовали клей ПВА. Клей наносили 2 раза.
На основе рассмотренных работ создали эскиз будущей композиции с
учетом композиционных законов.
Определив размеры композиции, нами был нанесен подмалевок желтой и
белой краской.
Моделировали подмалевок красной краской, придавая работе живописный
вид. Пустые места заполняли мелкими деталями – цветами и листьями.
Завершили работу мелкими штрихами разживка цветов (пыльца,
пестики)и тонкими линиями по краям цветка. Такие штрихи отделяют цветы от
фона и помогают выдвинуть нужные элементы на передний план.
После высыхания гуаши доску лакировали двумя слоями лака.
Таким образом, я смогла освоить все этапы создания уральской росписи.
Во время работы настроение было светлое, спокойное, хотелось творить и
окунуться в сказочный мир уральской росписи еще глубже; я получила большое
моральное и эстетическое удовлетворение от результатов своей работы
13 Данное изделие имеет ряд преимуществ:
Расписная доска удовлетворяет условия проекта и решает поставленные
оригинальность;
экологичность;
низкая себестоимость;
авторская идея;
ручная работа;
вписывается в современный интерьер;
привлекает внимание;
имеет прямую связь с народным промыслом
задачи.
Следующим этапомбыло – заинтересовать уралосибирской росписью
одноклассников. Для этого мною была сделана презентация, с краткой историей,
образцами, приемами росписи. Свою презентацию я представила на занятии
творческого объединения, чем вызвала интерес у ребят к уралосибирской
росписи.
14 Заключение.
Уралосибирская роспись воплощает в себе миропонимание крестьян, их
мироощущение, надежды, представления о красоте. В этой росписи с особой
силой проявилась творческая энергия народа, его способы просто и доступно
создать выразительные образы.
В результате своего исследования я не только узнала об истории
возникновения, этапах выполнения уральской росписи, но и освоила технику
мазка. Это позволило мне применить свои знания при выполнении открыток и
кухонной доски с мотивами уралосибирской росписи.
Таким образом, считаю, что цель исследования достигнута, задачи решены
в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение.
Проект закончился, но главный урок, полученный мной – это урок любви и
уважения. Любви к своей малой родине, уважения к мастерамуральцам,
осознания того, что я – часть большого народа, часть страны, часть России.
15 Именно от нашего поколения зависит, как будет развиваться страна, будем ли
мы «Иванами не помнящими родства» или бережно сохраним культуру своей
Родины.
Список литературы
Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский
расписной дом. Л., 1988; Каталог уральской народной росписи крестьянских
домов и предметов быта в собрании НижнеСинячихинского музеязаповедника /
Вступительная статья И.Ф.Самойлова. Свердловск, 1988
Бисерова, Г. Л. Крестьянская роспись. Екатеринбург: Св. обл. Дом фольклора,
1999.
Кржвицкая, Е. Э. Художественная культура Урала/ Е. Э. Кржвицкая, А. Ю.
Сергеев, — Екатеринбург: Сократ, 2003 – 248 с.
Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву / О.В. Круглова —
М.: Интербукбизнес, 1983. — 175 с.
16 Попов, Г. М. Мастерские декоративно – прикладного искусства. ЛиК / Г. М.
Попов – М.: Интербук – бизнес, 2004. – 238 с.
Самойлов, И. Д. Сокровища Нижней Синячихи. Альбом. Екатеринбург: ИПП
«Уральский рабочий», 1995, 192 с.
Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву. М.: народное образование,
1999 г., 112 с.
Футорянский Л.В. История Оренбуржья. / Л.В. Футорянский — Оренбург:
Оренбургская губерния, 2003. — 421 с.
Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера Урала и Сибири.
Сб. Сборник научных трудов. М.: НИИХП, 1985. – 151 с.
Приложение 1
Этапы выполнения уралосибирской росписи.
1. Грунтовка. 4. Нанесение приписок, травок.
17 2. Подмалевок 3. Разбел
Работа закончена
Приложение 2
18 Готовая работа
Открытки
Приложение 3
19 Создание образцов.
Схемы поэтапного изображения
20 Проба пера
21 22
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Творческий проект «Урало-сибирская роспись»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.