Творческое изложение

  • docx
  • 23.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческое изложение.docx

Творческое изложение

Изложение – это определённый способ письменного пересказа исходного текста. Этот учебный жанр можно обогатить, если ввести в изложение элементы сочинения.

Вариантов работы с этим типом изложения в начальной школе может быть много. Вот некоторые из них:

- придумать развязку описываемого события; это незавершённые тексты, которые школьник должен “досочинить” сам;

- придумать начало изложения (дан текст, в котором нет первых предложений; из них должно быть ясно, о ком и о чём говорится, где и когда произошёл случай);

- написать среднюю часть;

- изложить текст от имени другого лица;

- ввести в текст элементы описания (внешности, времени, места, события);

- рассуждение по затронутому в тексте вопросу;

- когда основное задание “перескажи текст” сопровождается заданием типа “вырази своё отношение...”, “изложи своё мнение...”;

- “я начну, а ты продолжи...” (проба поэтического пера).

 

 

Творческое изложение «Лиса»

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (19 слов)

                                                                                   По П. Афанасьеву

 

Анализ текста.

- В какую беду попала лиса?

- Что такое «капкан»? (Учитель показывает предметную картинку или слайд.)

- Как это случилось?

- Для чего охотники ставят капкан?

- Какова главная мысль рассказа?

- Придумайте своё заглавие к тексту, чтобы в нём выражалась главная мысль.

 

Составление плана изложения.

 

План

 

1

Где шла лиса?

По лесу.

2

Что почуяла лиса?

Запах мяса.

3

Куда побежала лиса?

На запах.

4

Куда попала лиса?

В капкан.

 

Лексико-орфографическая работа.

- Объясните значение слова «вдруг».

- Что значит «почуяла»?

- Как вы понимаете словосочетание «побежала на запах»?

- Какой вы представили лису?

- Замените словосочетание «капкан цап лису» близким по значению. (Например: лиса попала в капкан, лиса угодила в ловушку.)

- Прочитайте это предложение выразительно. Какой знак стоит в конце предложения?

- Какую роль он играет? Какие чувства передаёт автор?

- Какое буквосочетание есть в слове «почуяла»?

- Объясните правописание слов «лиса», «побежала», «запах». Подберите проверочные слова.

- Запомните написание слов «вдруг», «капкан», «почуяла».

 

Творческая работа.

- Как вы думаете, что произошло дальше? (Учащиеся предлагают варианты ответов, учитель записывает предложения на доске.)

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

- Какая пословица подходит к тексту?

• Жадность – всякому горю начало.

• Обвели вокруг пальца.

• Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.

• Беда глупости сосед.

• Лишнее пожелаешь, последнее потеряешь.

• Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

 

Самостоятельная работа. Написание изложения.

- Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.

- Запишите выбранную пословицу в конце текста.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

 

 

 

Изложение с творческим заданием «Лето»

Пришло лето. Митя с отцом пошли на сенокос. Весь день мальчик веселился. Он ловил рыбу. Набрал на лугу ягод. Кувыркался в душистом сене.

Настал вечер. Мальчик говорит отцу:

– Весело сегодня было. Вот бы лету конца не было! (37 слов)

                                                                                По К. Ушинскому

 

Анализ текста.

- О каком времени года идёт речь в рассказе?

- Куда пошёл Митя с отцом?

- Чем занимался мальчик на лугу?

- Какое настроение у него было вечером?

- О чём мечтал мальчик?

- А какое любимое время года у вас?

- Какова тема текста?

 

Составление плана изложения.

 

План

 

1

Какое пришло время года?

Лето

2

Куда пошли папа с Митей?

На сенокос

3

Как мальчик проводил день?

Веселился

4

Чем он занимался у реки?

Ловил рыбу

5

Что делал на лугу?

Набрал ягод

6

Где он кувыркался?

В сене.