Творческое изложение
Изложение – это определённый способ письменного пересказа исходного текста. Этот учебный жанр можно обогатить, если ввести в изложение элементы сочинения.
Вариантов работы с этим типом изложения в начальной школе может быть много. Вот некоторые из них:
- придумать развязку описываемого события; это незавершённые тексты, которые школьник должен “досочинить” сам;
- придумать начало изложения (дан текст, в котором нет первых предложений; из них должно быть ясно, о ком и о чём говорится, где и когда произошёл случай);
- написать среднюю часть;
- изложить текст от имени другого лица;
- ввести в текст элементы описания (внешности, времени, места, события);
- рассуждение по затронутому в тексте вопросу;
- когда основное задание “перескажи текст” сопровождается заданием типа “вырази своё отношение...”, “изложи своё мнение...”;
- “я начну, а ты продолжи...” (проба поэтического пера).
Творческое изложение «Лиса»
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (19 слов)
По П. Афанасьеву
Анализ текста.
- В какую беду попала лиса?
- Что такое «капкан»? (Учитель показывает предметную картинку или слайд.)
- Как это случилось?
- Для чего охотники ставят капкан?
- Какова главная мысль рассказа?
- Придумайте своё заглавие к тексту, чтобы в нём выражалась главная мысль.
Составление плана изложения.
|
План |
|
1 |
Где шла лиса? |
По лесу. |
2 |
Что почуяла лиса? |
Запах мяса. |
3 |
Куда побежала лиса? |
На запах. |
4 |
Куда попала лиса? |
В капкан. |
Лексико-орфографическая работа.
- Объясните значение слова «вдруг».
- Что значит «почуяла»?
- Как вы понимаете словосочетание «побежала на запах»?
- Какой вы представили лису?
- Замените словосочетание «капкан цап лису» близким по значению. (Например: лиса попала в капкан, лиса угодила в ловушку.)
- Прочитайте это предложение выразительно. Какой знак стоит в конце предложения?
- Какую роль он играет? Какие чувства передаёт автор?
- Какое буквосочетание есть в слове «почуяла»?
- Объясните правописание слов «лиса», «побежала», «запах». Подберите проверочные слова.
- Запомните написание слов «вдруг», «капкан», «почуяла».
Творческая работа.
- Как вы думаете, что произошло дальше? (Учащиеся предлагают варианты ответов, учитель записывает предложения на доске.)
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
- Какая пословица подходит к тексту?
• Жадность – всякому горю начало.
• Обвели вокруг пальца.
• Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.
• Беда глупости сосед.
• Лишнее пожелаешь, последнее потеряешь.
• Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Самостоятельная работа. Написание изложения.
- Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.
- Запишите выбранную пословицу в конце текста.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
Изложение с творческим заданием «Лето»
Пришло лето. Митя с отцом пошли на сенокос. Весь день мальчик веселился. Он ловил рыбу. Набрал на лугу ягод. Кувыркался в душистом сене.
Настал вечер. Мальчик говорит отцу:
– Весело сегодня было. Вот бы лету конца не было! (37 слов)
По К. Ушинскому
Анализ текста.
- О каком времени года идёт речь в рассказе?
- Куда пошёл Митя с отцом?
- Чем занимался мальчик на лугу?
- Какое настроение у него было вечером?
- О чём мечтал мальчик?
- А какое любимое время года у вас?
- Какова тема текста?
Составление плана изложения.
|
План |
|
1 |
Какое пришло время года? |
Лето |
2 |
Куда пошли папа с Митей? |
На сенокос |
3 |
Как мальчик проводил день? |
Веселился |
4 |
Чем он занимался у реки? |
Ловил рыбу |
5 |
Что делал на лугу? |
Набрал ягод |
6 |
Где он кувыркался? |
В сене. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.