Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Развитие личности ребенка, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в немТворческое мышление младших школьников
Творческое мышление.docx
Творческое мышление младших школьников
как условие развития личности
Развитие способностей у детей творчески работать в коллективе
важнейшая задача современного образования. Проблема творчества тесно
связана с проблемой креативности, которая рассматривается в философских
и социологических исследованиях Г.С.Батищева, Б.М.Кедрова, А.Г.Спиркина
и др. с позиций деятельностного подхода при создании личностью
качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Здесь
творчество личности характеризуется как сложное, противоречивое,
многогранное, системное, общественно организованное явление. При этом
креативность рассматривается как свойство личности, которое проявляется в
новыми средствами,
тенденции к решению проблем поновому,
семантическими “прыжками”, конфигурациями действий или методов и др.
Креативная личность при этом понимается как личность, которая имеет
внутренние предпосылки (личностные образования, нейрофизиологические
задатки, специфику когнитивной сферы), которые обеспечивают ее
творческую активность, то есть не стимулируемую внешне поисковую
деятельность. [12]
Впервые понятие «креативность» ввел американский психолог Джой
Пол Гилфорд в 1959 году, понимая под креативностью особую разновидность
мышления так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных
направлениях) мышление, которое допускает множество путей для решения
проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление
противопоставляется конвергентному (сходящемуся), нацеленному на
единственно верное решение. [5]
Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть
применено в любой задачи жизни. Согласно ему креативность качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием
среды.[5]
По утверждению Д. Голлемана (американский психолог), примерно 80
человеку обеспечивает то, что можно назвать
% жизненного успеха
«эмоциональным интеллектом». [7, c. 7]
Американский психолог
Р. БарОн предлагает определять
эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и
компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с
различными жизненными ситуациями. [7, с. 8]
По мнению В.Н.Дружинина, креативность это общая способность к
творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах
активности, рассматривается как относительно независимо фактор
одарённости.[2,3]
Креативность творческие возможности (способности) человека,
которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах
деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные
стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность
рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор
одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических
достижений. Творческое мышление пластично, т.е. позволяет предложить не
одно два, а множество решений проблемы. Оно подвижно, т.е. легко
переходит от одного аспекта проблемы к другому, выходит за рамки
привычных взглядов. Высокий уровень развития творческих способностей в
наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в
постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для ребенка
способность творчески работать в коллективе. [9]
Как свидетельствуют современные психологопедагогические
задатками творческих способностей владеет любой
исследования,
нормальный ребенок, следует лишь суметь раскрыть их и развить. В целом можно говорить о стадиях процесса творчества: подготовку,
дозревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим
моментом здесь считается озарение – интуитивное схватывание искомого
результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное
решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному
анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества,
К.С.Станиславский выдвинул гипотезу о сверхсознании как высшей
концентрации духовных сил личности во время порождения продукта
творчества. Данная гипотеза получила развитие в трудах П.В.Симонова. [12]
Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в
соответствующих условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения и
творческого применения знаний, умений и навыков. Соответственно,
творческую личность определяют не только творческие способности, но и
активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек
изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу. [12]
Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее
известные из которых тесты Гилфорда, Торранса и Медника. Время
выполнения тестов ограничено, они используются для детей начиная с 10 лет
и для взрослых. Приступая, к выполнению тестов, очень важно вызвать у
детей интерес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению, ориентируя
на создание множества необычных способов решения проблем. [1, 2, 6, c.28]
Остановимся подробнее на реализации педагогических условий.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в нем
присутствовали ситуации, располагающие и предполагающие актуализацию
жизненного опыта детей. Этому весьма способствуют субъект субъектные
отношения между преподавателем и ребенком, которые диктуют восприятие
младшего школьника как важнейшего субъекта учебного процесса, чье мнение
и опыт являются особенно важными в решении проблем и задач. Для реализации предложенного нами комплекса педагогических
условий мы использовали приемы, рекомендуемые И.Я. Лернером [3,4]:
первоначально давать легко доступные креативные задания;
просить сообщить поновому хорошо известное;
проявлять интерес к действиям учащихся;
раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на
занятии чувство ожидания;
не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки;
повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем
рациональное зерно.
Субъект субъектное взаимодействие и актуализация жизненного опыта
детей в процессе проблемного обучения способствуют личностному развитию
ребенка, нацеливают на восприятие нового, вызывают желание проявить
инициативу, настраивают на самостоятельное развитие креативности.
Реализаций данных условий предполагает:
признание за каждым участником образовательного процесса права и
способности на собственное мнение;
стимулирование развития, так как субъект субъектные отношения
характеризуются демократичностью коммуникативных позиций участников;
формирование индивидуального стиля деятельности и самореализацию
каждого из субъектов взаимодействий.
Актуализация жизненного опыта младших школьников помогает им
породить оригинальную идею, субъект субъектное взаимодействие помогает
донести ее до окружающих. Теоретически здесь возможно действие различных
коммуникативных и креативных барьеров, которые могут быть преодолены
лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя полноправным субъектом
учебного процесса.[10] В процессе решения проблемной задачи педагог должен проявлять
терпимость к ошибкам детей, допускаемым ими при попытках найти
собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и
защитить свою позицию [8]. Для развития креативности педагогу не следует
допускать формирования конформного мышления, т.е. ориентации на мнение
большинства, поощрять рискованное поведение и проявление ребенком
интуиции, следует стимулировать стремление к самостоятельному выбору
целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за
принятые решения.
В качестве критериев креативности, мы, соглашаясь с С. Медником,
выделяем беглость, оригинальность и уникальность мышления.
Таким образом, можно сделать несколько важных выводов:
креативность – непостоянная и фиксированная способность, может
варьироваться (развиваться) с течением времени;
на креативность оказывает положительное влияние комплекс
педагогических условий, а именно: актуализация жизненного опыта детей,
построение процесса обучения на основе субъект субъектных отношений, а
также применение проблемного обучения.
Рассмотрим примеры образных тестов. Задание 1. «Конструирование
картин». Ребенку предлагается вырезать овальную фигуру из ярко
раскрашенной бумаги по форме напоминающую плод боба или капли,
приклеить ее к чистому листу и добавить различные линии так, чтобы
получилась оригинальная картинка, а затем придумать название к ней или
историю (10 минут на выполнение).
«Закончи рисунок».
Стимулами служат 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так,
чтобы получились предметы или сюжетные картинки, а затем придумать
Задание 2.
названия к ним (10 минут). Задание 3. «Линии». Стимульный материал
представляет собой повторяющиеся фигуры 30 пар параллельных линий или кругов. Необходимо завершить эти фигуры до предметов или сюжетов.[6,
c.30]
Так же предлагаются коллективные занятия на основе совместно
последовательной формы организации совместной деятельности, например,
«Сочинение рассказов», «Напиши слово», «Мы пишем книжку»,
«Пиктографическое письмо», «Художественная эстафета». [7, с. 6467]
Таким образом, творчество – деятельность, результатом которой
является создание новых материальных и духовных ценностей, что прямо
соотносит результат творчества с категорией "инновация".
Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в
определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения и
творческого применения знаний, умений и навыков. Соответственно,
творческую личность определяют не только творческие способности, но и
активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек
изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу.
Творчество – универсальная категория, поскольку она реализуется не
только в сфере праксеологической, но в гносеологии и аксиологии. В. Франкл
писал, что в наше время экзистенциального вакуума, главное задание
образования заключается не в том, чтобы организовывать передачу традиций и
знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку
возможность находить уникальные смыслы [11, с.295298].
Литература
1.
Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого
мышления //Вопросы психологии. – 1982. №5.
2.
Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного
поведения. 2е изд.,/ Гофман А.Б.– М.: «Издво ГНОМ и Д», 2000. – 232 с.
3.
Калмыкова З.И.
Продуктивное мышление как основа
обучаемости. / Калмыкова З.И. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с. 4.
Ковешникова Е.И. Теория и методика художественного
профессионального образования (на примере подготовки дизайнеров).
Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. п. н. – М, 2000. – 38 с.
480с.
5.
6.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность.— СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1999 .—
Психология одаренности: от теории к практике/ под ред. Д.В.
Ушакова.М.: ПЕР СЭ, 2000.80 с.
7.
Савенков А.И.
Маленький исследователь:
коллективное
творчество младших школьников/ Ярославль: Академия развития, 2004.
8.
Cериков В.В. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем. – М: Издательская корпорация
«Логос», 1999.
9.
Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях
социальной среды – Москва: Когито –Центр, Институт психологии РАН,
2010.230 с.
10.
Трофимов П.Ю. Креативность и мотив достижения в структуре
личности Москва: Лаборатория книги, 2010.76.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. –
368 с.
12. Яковлев Б.П., Богдан И. Т.
Инновационные процессы в
педагогической деятельности: монография. Сургут.гос.унт ХМАОЮгры. –
Сургут: ИЦ СурГУ,2013.216с.
1
Творческое мышление
Творческое мышление
Творческое мышление
Творческое мышление
Творческое мышление
Творческое мышление
Творческое мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.