Творческое мышление

  • Научные работы
  • docx
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Развитие личности ребенка, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в немТворческое мышление младших школьников
Иконка файла материала Творческое мышление.docx
Творческое мышление младших школьников  как условие развития личности Развитие   способностей   у   детей   творчески   работать   в   коллективе   ­ важнейшая   задача   современного   образования.   Проблема   творчества   тесно связана с проблемой креативности, которая рассматривается в философских и социологических исследованиях Г.С.Батищева, Б.М.Кедрова, А.Г.Спиркина и   др.   с   позиций   деятельностного   подхода   при   создании   личностью качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Здесь творчество   личности   характеризуется   как   сложное,   противоречивое, многогранное,   системное,   общественно   организованное   явление.   При   этом креативность  рассматривается как свойство личности, которое проявляется в   новыми   средствами, тенденции   к   решению   проблем   по­новому, семантическими “прыжками”, конфигурациями действий или методов и др. Креативная   личность   при   этом   понимается   как   личность,   которая   имеет внутренние   предпосылки   (личностные   образования,   нейрофизиологические задатки,   специфику   когнитивной   сферы),   которые   обеспечивают   ее творческую   активность,   то   есть   не   стимулируемую   внешне   поисковую деятельность. [12] Впервые   понятие «креативность» ввел американский психолог Джой Пол Гилфорд в 1959 году, понимая под креативностью особую разновидность мышления ­ так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает множество путей для решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется   конвергентному   (сходящемуся),   нацеленному   на единственно верное решение. [5] Маслоу   понимает   креативность   как   качество,   которое   может   быть применено в любой задачи жизни. Согласно ему креативность ­ качество, срождения   присущее   всем,   но   теряемое   большинством   под   воздействием среды.[5]  По утверждению Д. Голлемана (американский психолог), примерно 80   человеку   обеспечивает   то,   что   можно   назвать %   жизненного   успеха   «эмоциональным интеллектом».  [7, c. 7] Американский   психолог     Р.   Бар­Он   предлагает   определять эмоциональный   интеллект   как     все   некогнитивные   способности,   знания   и компетентность,   дающие   человеку   возможность   успешно   справляться   с различными жизненными ситуациями. [7, с. 8] По мнению В.Н.Дружинина, креативность ­ это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности,   рассматривается   как   относительно   независимо   фактор одарённости.[2,3]   Креативность      ­   творческие   возможности   (способности)   человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности,   характеризовать   личность   в   целом   и   (или)   ее   отдельные стороны,   продукты   деятельности,   процесс   их   создания.   Креативность рассматривается   как   важнейший   и   относительно   независимый   фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Творческое мышление пластично, т.е. позволяет предложить не одно   ­   два,   а   множество   решений   проблемы.   Оно   подвижно,   т.е.   легко переходит   от   одного   аспекта   проблемы   к   другому,   выходит   за   рамки привычных взглядов.   Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно   меняющемся   окружении.   Особенно   значима   для   ребенка способность творчески работать в коллективе. [9]  Как   свидетельствуют   современные   психолого­педагогические   задатками   творческих   способностей   владеет   любой исследования, нормальный ребенок, следует лишь суметь раскрыть их и развить.В целом можно говорить о стадиях процесса творчества: подготовку, дозревание,   озарение   и   проверку.   Центральным,   специфически   творческим моментом   здесь   считается   озарение   –   интуитивное   схватывание   искомого результата.   Экспериментальные   исследования   показали,   что   интуитивное решение   возникает   в   предметной   деятельности,   доступной   объективному анализу.   Выделяя   специфику   психической   регуляции   процесса   творчества, К.С.Станиславский   выдвинул   гипотезу   о   сверхсознании   как   высшей концентрации   духовных   сил   личности   во   время   порождения   продукта творчества. Данная гипотеза получила развитие в трудах П.В.Симонова. [12] Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в соответствующих   условиях   жизни   и   деятельности,   в   процессе   усвоения   и творческого   применения   знаний,   умений   и   навыков.   Соответственно, творческую   личность   определяют   не   только   творческие   способности,  но   и активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу. [12] Для   оценки   креативности   разработаны   специальные   тесты,   наиболее известные   из   которых­   тесты   Гилфорда,   Торранса   и   Медника.   Время выполнения тестов ограничено, они используются для детей начиная с 10 лет и   для   взрослых.   Приступая,   к   выполнению   тестов,   очень   важно   вызвать   у детей интерес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению, ориентируя на создание множества необычных способов решения проблем. [1, 2, 6, c.28] Остановимся   подробнее   на   реализации   педагогических   условий. Учебный   процесс   должен   быть   построен   таким   образом,   чтобы   в   нем присутствовали   ситуации,   располагающие   и   предполагающие   актуализацию жизненного опыта детей. Этому весьма способствуют субъект ­ субъектные отношения между преподавателем и ребенком, которые диктуют восприятие младшего школьника как важнейшего субъекта учебного процесса, чье мнение и опыт являются особенно важными в решении проблем и задач.Для   реализации   предложенного   нами   комплекса   педагогических условий мы использовали приемы, рекомендуемые И.Я. Лернером [3,4]: ­ первоначально давать легко доступные креативные задания; ­ просить сообщить по­новому хорошо известное; ­ проявлять интерес к действиям учащихся; ­ раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; ­   поощрять   чувство   предвосхищения   и   ожидания,   поддерживать   на занятии чувство ожидания; ­ не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки; ­   повышать   значение   ответа,   часто   даже   ошибочного,   искать   в   нем рациональное зерно. Субъект ­ субъектное взаимодействие и актуализация жизненного опыта детей в процессе проблемного обучения способствуют личностному развитию ребенка,   нацеливают   на   восприятие   нового,   вызывают   желание   проявить инициативу, настраивают на самостоятельное развитие креативности. Реализаций данных условий предполагает: ­ признание за каждым участником образовательного процесса права и способности на собственное мнение; ­ стимулирование развития, так как субъект ­ субъектные отношения характеризуются демократичностью коммуникативных позиций участников; ­ формирование индивидуального стиля деятельности и самореализацию каждого из субъектов взаимодействий. Актуализация   жизненного   опыта   младших   школьников   помогает   им породить оригинальную идею, субъект ­ субъектное взаимодействие помогает донести ее до окружающих. Теоретически здесь возможно действие различных коммуникативных и креативных барьеров, которые могут быть преодолены лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя полноправным субъектом учебного процесса.[10]В   процессе   решения   проблемной   задачи   педагог   должен   проявлять терпимость   к   ошибкам   детей,   допускаемым   ими   при   попытках   найти собственное   решение,   а   также   к   неумению   сформулировать,   обосновать   и защитить свою позицию  [8]. Для развития креативности педагогу не следует допускать формирования конформного мышления, т.е. ориентации на мнение большинства,   поощрять   рискованное   поведение   и   проявление   ребенком интуиции,   следует   стимулировать   стремление   к   самостоятельному   выбору целей,   задач   и   средств   их   решения   в   сочетании   с   ответственностью   за принятые решения. В качестве критериев креативности, мы, соглашаясь с   С. Медником, выделяем беглость, оригинальность и уникальность мышления. Таким образом, можно сделать несколько важных выводов:  ­ креативность –  непостоянная и фиксированная способность,  может варьироваться (развиваться) с течением времени;  ­   на   креативность   оказывает   положительное   влияние   комплекс педагогических условий, а именно:   актуализация жизненного опыта детей, построение процесса обучения на основе субъект­ субъектных отношений, а также применение проблемного обучения.  Рассмотрим примеры образных тестов. Задание 1. «Конструирование картин».  Ребенку   предлагается   вырезать   овальную   фигуру   из   ярко раскрашенной   бумаги   по   форме   напоминающую   плод   боба   или   капли, приклеить   ее   к   чистому   листу   и   добавить   различные   линии   так,   чтобы получилась оригинальная картинка, а затем придумать  название  к ней или историю   (10   минут   на   выполнение).  «Закончи   рисунок». Стимулами служат 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так, чтобы   получились   предметы   или   сюжетные   картинки,   а   затем   придумать  Задание   2. названия   к   ним   (10   минут).  Задание   3.   «Линии».  Стимульный   материал представляет собой повторяющиеся фигуры ­ 30 пар параллельных линий иликругов.   Необходимо   завершить   эти   фигуры   до   предметов   или   сюжетов.[6, c.30] Так   же   предлагаются   коллективные   занятия   на   основе   совместно­ последовательной   формы   организации   совместной   деятельности,  например, «Сочинение   рассказов»,   «Напиши   слово»,   «Мы   пишем   книжку», «Пиктографическое письмо», «Художественная эстафета».  [7, с. 64­67]  Таким   образом,   творчество   –   деятельность,   результатом   которой является   создание   новых   материальных   и   духовных   ценностей,   что   прямо соотносит результат творчества с категорией "инновация".  Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в определенных   условиях   жизни   и   деятельности,   в   процессе   усвоения   и творческого   применения   знаний,   умений   и   навыков.   Соответственно, творческую   личность   определяют   не   только   творческие   способности,  но   и активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу. Творчество  –  универсальная   категория,  поскольку   она   реализуется   не только в сфере праксеологической, но в гносеологии и аксиологии. В. Франкл писал,   что   в   наше   время   экзистенциального   вакуума,   главное   задание образования заключается не в том, чтобы организовывать передачу традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы [11, с.295­298]. Литература 1. Гальперин   П.Я.   Котик   Н.Р.   К   психологии   творческого мышления //Вопросы психологии. – 1982. ­ №5. 2. Гофман,   А.Б.   Мода   и   люди.   Новая   теория   моды   и   модного поведения. ­2­е изд.,/ Гофман А.Б.– М.: «Изд­во ГНОМ и Д», 2000. – 232 с. 3. Калмыкова   З.И.   Продуктивное   мышление   как   основа обучаемости. / Калмыкова З.И. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.4. Ковешникова   Е.И.   Теория   и   методика   художественного профессионального   образования   (на   примере   подготовки   дизайнеров). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. п. н. – М, 2000. – 38 с. 480с.  5. 6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность.— СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1999 .— Психология   одаренности:   от   теории   к   практике/   под   ред.   Д.В. Ушакова.­М.: ПЕР СЭ, 2000.­80 с. 7. Савенков   А.И.   Маленький   исследователь:   коллективное творчество младших школьников/ Ярославль: Академия развития, 2004. 8. Cериков   В.В.   Образование   и   личность.   Теория   и   практика проектирования   педагогических   систем.   –   М:   Издательская   корпорация «Логос», 1999.  9. Тихомирова   Т.Н.   Интеллект   и   креативность   в   условиях социальной   среды   –   Москва:   Когито   –Центр,   Институт   психологии   РАН, 2010.­230 с. 10. Трофимов П.Ю. Креативность и мотив достижения в структуре личности ­ Москва: Лаборатория книги, 2010.­76.  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. 12. Яковлев   Б.П.,   Богдан   И.   Т.  Инновационные   процессы   в педагогической деятельности: монография. Сургут.гос.ун­т ХМАО­Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ,2013.­216с.                                                         1