Творческое мышление
Оценка 5

Творческое мышление

Оценка 5
Научные работы
docx
родителям
2 кл
19.06.2017
Творческое мышление
Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Развитие личности ребенка, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в немТворческое мышление младших школьников
Творческое мышление.docx
Творческое мышление младших школьников  как условие развития личности Развитие   способностей   у   детей   творчески   работать   в   коллективе   ­ важнейшая   задача   современного   образования.   Проблема   творчества   тесно связана с проблемой креативности, которая рассматривается в философских и социологических исследованиях Г.С.Батищева, Б.М.Кедрова, А.Г.Спиркина и   др.   с   позиций   деятельностного   подхода   при   создании   личностью качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Здесь творчество   личности   характеризуется   как   сложное,   противоречивое, многогранное,   системное,   общественно   организованное   явление.   При   этом креативность  рассматривается как свойство личности, которое проявляется в   новыми   средствами, тенденции   к   решению   проблем   по­новому, семантическими “прыжками”, конфигурациями действий или методов и др. Креативная   личность   при   этом   понимается   как   личность,   которая   имеет внутренние   предпосылки   (личностные   образования,   нейрофизиологические задатки,   специфику   когнитивной   сферы),   которые   обеспечивают   ее творческую   активность,   то   есть   не   стимулируемую   внешне   поисковую деятельность. [12] Впервые   понятие «креативность» ввел американский психолог Джой Пол Гилфорд в 1959 году, понимая под креативностью особую разновидность мышления ­ так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает множество путей для решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется   конвергентному   (сходящемуся),   нацеленному   на единственно верное решение. [5] Маслоу   понимает   креативность   как   качество,   которое   может   быть применено в любой задачи жизни. Согласно ему креативность ­ качество, с рождения   присущее   всем,   но   теряемое   большинством   под   воздействием среды.[5]  По утверждению Д. Голлемана (американский психолог), примерно 80   человеку   обеспечивает   то,   что   можно   назвать %   жизненного   успеха   «эмоциональным интеллектом».  [7, c. 7] Американский   психолог     Р.   Бар­Он   предлагает   определять эмоциональный   интеллект   как     все   некогнитивные   способности,   знания   и компетентность,   дающие   человеку   возможность   успешно   справляться   с различными жизненными ситуациями. [7, с. 8] По мнению В.Н.Дружинина, креативность ­ это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности,   рассматривается   как   относительно   независимо   фактор одарённости.[2,3]   Креативность      ­   творческие   возможности   (способности)   человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности,   характеризовать   личность   в   целом   и   (или)   ее   отдельные стороны,   продукты   деятельности,   процесс   их   создания.   Креативность рассматривается   как   важнейший   и   относительно   независимый   фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Творческое мышление пластично, т.е. позволяет предложить не одно   ­   два,   а   множество   решений   проблемы.   Оно   подвижно,   т.е.   легко переходит   от   одного   аспекта   проблемы   к   другому,   выходит   за   рамки привычных взглядов.   Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно   меняющемся   окружении.   Особенно   значима   для   ребенка способность творчески работать в коллективе. [9]  Как   свидетельствуют   современные   психолого­педагогические   задатками   творческих   способностей   владеет   любой исследования, нормальный ребенок, следует лишь суметь раскрыть их и развить. В целом можно говорить о стадиях процесса творчества: подготовку, дозревание,   озарение   и   проверку.   Центральным,   специфически   творческим моментом   здесь   считается   озарение   –   интуитивное   схватывание   искомого результата.   Экспериментальные   исследования   показали,   что   интуитивное решение   возникает   в   предметной   деятельности,   доступной   объективному анализу.   Выделяя   специфику   психической   регуляции   процесса   творчества, К.С.Станиславский   выдвинул   гипотезу   о   сверхсознании   как   высшей концентрации   духовных   сил   личности   во   время   порождения   продукта творчества. Данная гипотеза получила развитие в трудах П.В.Симонова. [12] Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в соответствующих   условиях   жизни   и   деятельности,   в   процессе   усвоения   и творческого   применения   знаний,   умений   и   навыков.   Соответственно, творческую   личность   определяют   не   только   творческие   способности,  но   и активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу. [12] Для   оценки   креативности   разработаны   специальные   тесты,   наиболее известные   из   которых­   тесты   Гилфорда,   Торранса   и   Медника.   Время выполнения тестов ограничено, они используются для детей начиная с 10 лет и   для   взрослых.   Приступая,   к   выполнению   тестов,   очень   важно   вызвать   у детей интерес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению, ориентируя на создание множества необычных способов решения проблем. [1, 2, 6, c.28] Остановимся   подробнее   на   реализации   педагогических   условий. Учебный   процесс   должен   быть   построен   таким   образом,   чтобы   в   нем присутствовали   ситуации,   располагающие   и   предполагающие   актуализацию жизненного опыта детей. Этому весьма способствуют субъект ­ субъектные отношения между преподавателем и ребенком, которые диктуют восприятие младшего школьника как важнейшего субъекта учебного процесса, чье мнение и опыт являются особенно важными в решении проблем и задач. Для   реализации   предложенного   нами   комплекса   педагогических условий мы использовали приемы, рекомендуемые И.Я. Лернером [3,4]: ­ первоначально давать легко доступные креативные задания; ­ просить сообщить по­новому хорошо известное; ­ проявлять интерес к действиям учащихся; ­ раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; ­   поощрять   чувство   предвосхищения   и   ожидания,   поддерживать   на занятии чувство ожидания; ­ не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки; ­   повышать   значение   ответа,   часто   даже   ошибочного,   искать   в   нем рациональное зерно. Субъект ­ субъектное взаимодействие и актуализация жизненного опыта детей в процессе проблемного обучения способствуют личностному развитию ребенка,   нацеливают   на   восприятие   нового,   вызывают   желание   проявить инициативу, настраивают на самостоятельное развитие креативности. Реализаций данных условий предполагает: ­ признание за каждым участником образовательного процесса права и способности на собственное мнение; ­ стимулирование развития, так как субъект ­ субъектные отношения характеризуются демократичностью коммуникативных позиций участников; ­ формирование индивидуального стиля деятельности и самореализацию каждого из субъектов взаимодействий. Актуализация   жизненного   опыта   младших   школьников   помогает   им породить оригинальную идею, субъект ­ субъектное взаимодействие помогает донести ее до окружающих. Теоретически здесь возможно действие различных коммуникативных и креативных барьеров, которые могут быть преодолены лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя полноправным субъектом учебного процесса.[10] В   процессе   решения   проблемной   задачи   педагог   должен   проявлять терпимость   к   ошибкам   детей,   допускаемым   ими   при   попытках   найти собственное   решение,   а   также   к   неумению   сформулировать,   обосновать   и защитить свою позицию  [8]. Для развития креативности педагогу не следует допускать формирования конформного мышления, т.е. ориентации на мнение большинства,   поощрять   рискованное   поведение   и   проявление   ребенком интуиции,   следует   стимулировать   стремление   к   самостоятельному   выбору целей,   задач   и   средств   их   решения   в   сочетании   с   ответственностью   за принятые решения. В качестве критериев креативности, мы, соглашаясь с   С. Медником, выделяем беглость, оригинальность и уникальность мышления. Таким образом, можно сделать несколько важных выводов:  ­ креативность –  непостоянная и фиксированная способность,  может варьироваться (развиваться) с течением времени;  ­   на   креативность   оказывает   положительное   влияние   комплекс педагогических условий, а именно:   актуализация жизненного опыта детей, построение процесса обучения на основе субъект­ субъектных отношений, а также применение проблемного обучения.  Рассмотрим примеры образных тестов. Задание 1. «Конструирование картин».  Ребенку   предлагается   вырезать   овальную   фигуру   из   ярко раскрашенной   бумаги   по   форме   напоминающую   плод   боба   или   капли, приклеить   ее   к   чистому   листу   и   добавить   различные   линии   так,   чтобы получилась оригинальная картинка, а затем придумать  название  к ней или историю   (10   минут   на   выполнение).  «Закончи   рисунок». Стимулами служат 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так, чтобы   получились   предметы   или   сюжетные   картинки,   а   затем   придумать  Задание   2. названия   к   ним   (10   минут).  Задание   3.   «Линии».  Стимульный   материал представляет собой повторяющиеся фигуры ­ 30 пар параллельных линий или кругов.   Необходимо   завершить   эти   фигуры   до   предметов   или   сюжетов.[6, c.30] Так   же   предлагаются   коллективные   занятия   на   основе   совместно­ последовательной   формы   организации   совместной   деятельности,  например, «Сочинение   рассказов»,   «Напиши   слово»,   «Мы   пишем   книжку», «Пиктографическое письмо», «Художественная эстафета».  [7, с. 64­67]  Таким   образом,   творчество   –   деятельность,   результатом   которой является   создание   новых   материальных   и   духовных   ценностей,   что   прямо соотносит результат творчества с категорией "инновация".  Следует подчеркнуть, что способность к творчеству развивается лишь в определенных   условиях   жизни   и   деятельности,   в   процессе   усвоения   и творческого   применения   знаний,   умений   и   навыков.   Соответственно, творческую   личность   определяют   не   только   творческие   способности,  но   и активность в их реализации, поскольку активно действуя на среду, человек изменяет его и одновременно изменяет свою личную природу. Творчество  –  универсальная   категория,  поскольку   она   реализуется   не только в сфере праксеологической, но в гносеологии и аксиологии. В. Франкл писал,   что   в   наше   время   экзистенциального   вакуума,   главное   задание образования заключается не в том, чтобы организовывать передачу традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы [11, с.295­298]. Литература 1. Гальперин   П.Я.   Котик   Н.Р.   К   психологии   творческого мышления //Вопросы психологии. – 1982. ­ №5. 2. Гофман,   А.Б.   Мода   и   люди.   Новая   теория   моды   и   модного поведения. ­2­е изд.,/ Гофман А.Б.– М.: «Изд­во ГНОМ и Д», 2000. – 232 с. 3. Калмыкова   З.И.   Продуктивное   мышление   как   основа обучаемости. / Калмыкова З.И. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с. 4. Ковешникова   Е.И.   Теория   и   методика   художественного профессионального   образования   (на   примере   подготовки   дизайнеров). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. п. н. – М, 2000. – 38 с. 480с.  5. 6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность.— СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1999 .— Психология   одаренности:   от   теории   к   практике/   под   ред.   Д.В. Ушакова.­М.: ПЕР СЭ, 2000.­80 с. 7. Савенков   А.И.   Маленький   исследователь:   коллективное творчество младших школьников/ Ярославль: Академия развития, 2004. 8. Cериков   В.В.   Образование   и   личность.   Теория   и   практика проектирования   педагогических   систем.   –   М:   Издательская   корпорация «Логос», 1999.  9. Тихомирова   Т.Н.   Интеллект   и   креативность   в   условиях социальной   среды   –   Москва:   Когито   –Центр,   Институт   психологии   РАН, 2010.­230 с. 10. Трофимов П.Ю. Креативность и мотив достижения в структуре личности ­ Москва: Лаборатория книги, 2010.­76.  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. 12. Яковлев   Б.П.,   Богдан   И.   Т.  Инновационные   процессы   в педагогической деятельности: монография. Сургут.гос.ун­т ХМАО­Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ,2013.­216с.                                                         1

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017