Творчество писателя – натуралиста Евгения Ивановича Чарушина»

  • docx
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.02.-28.02.2025.docx

Планирование воспитательно- образовательной работы 24.02.-28.02.2025

Группа__Фиалки ________№   4                       Тема: Творчество писателя – натуралиста Евгения Ивановича Чарушина»

Цель: Приобщение детей к чтению художественной литературы посредством их знакомства  с творчеством Е.И. Чарушина, расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя-натуралиста.

Итоговое мероприятие: литературная викторина «Ребята о зверятах» - обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина. Развивать умение узнавать произведения по отрывкам.

Изменение РППС в группе в соответствии с темой

Внесение книг Е.И.Чарушин «Волчонок» «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Никита – охотник», «Как Никита мне помогал»,  «Детки в клетке» С. Я. Маршака

мультфильма «Топтыжка» (по рисункам Чарушина)

Д/и  «Охотник и Пастух» Д/и "Что где?"

Внесение  иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина

Взаимодействие с семьями воспитанников

Дата проведения

Рекомендации родителям «Что можно почитать детям?»

Предложить список книг по теме: «Иллюстрации и произведения Е.Чарушин» для домашнего чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели

 

 

Режим дня

 

Виды деятельности

Содействие и сотрудничество взрослого и детей;

Поддержка детской инициативы

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Понедельник  24.02.25

Первая половина дня

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Утренняя гимнастика - развитие основных двигательных навыков Февраль №12. (С палкой.)

Утренний круг - создание положительного эмоционального настроя №23«Книжкина неделя»

ВКГН - обращение внимания на культуру поведения детей за столом: обращаться друг к  другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т.д.

Ситуативный разговор «Друг ребят, зверей и птиц» - биографией и литературным наследием Евгения Чарушина

Д/и «У кого какой зверь?» (с использованием иллюстраций Е.Чарушина)

ЧХЛ «Волчонок» - побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных.

Д/и «Посчитай» -образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

 

 

Д\и «Цепочка слов»- Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах

 

 

Д/и «Скажи наоборот» - умение выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь.

 

 

Игр.упр. - упражнять в прыжках на одной ноге

 

 

 

НОД

познавательная

Природа «Как животные помогают человеку» - расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку (40 стр.55)

музыкальная

По плану муз.раб-ка

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за оттепелью - закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны. Поговорки: «В феврале зима с весной встречается впервой»; «Февральская ростепель ничего не стоит». Загадка «Я от солнца плачу, не могу иначе» (сосулька). (12 стр.155).

Д/и «Стоп! Палочка, остановись» - упр-ть в самост-м назывании слов и четком произношении в них звуков

П/и «Мороз Красный нос» -упр-ть в беге, развивать ловкость

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

Вечер

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Гимнастика после сна -  вызвать у детей радостное настроение после пробуждения Февраль 3 - 4 неделя

Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций. №23 «Книжкина неделя»

Просмотр мультфильма «Топтыжка» (по рисункам Чарушина) – продолжать узнавать иллюстрации Е.И.Чарушина

Стр./и «Домики для животных» - закреплять умение детей самостоятельно отбирать нужные детали для задуманной постройки.

Д/и  «Охотник и Пастух» - упражнять детей в группировке животных по принципу «дикие» и «домашние» животные, учить правильно пользоваться обобщающими словами.

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Наблюдение за оттепелью - закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны. Поговорки: «В феврале зима с весной встречается впервой»; «Февральская ростепель ничего не стоит». Загадка «Я от солнца плачу, не могу иначе» (сосулька). (№6 Кобзева, стр.155).

Д/и «Стоп! Палочка, остановись» - упр-ть в самост-м назывании слов и четком произношении в них звуков

П/и «Мороз Красный нос» -упр-ть в беге, развивать ловкость

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

 

День недели

Режим дня

 

Виды деятельности

Содействие и сотрудничество взрослого и детей;

Поддержка детской инициативы

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Вторник 25.02.25

Первая половина дня

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Утренняя гимнастика - развитие основных двигательных навыков Февраль №12. (С палкой.)

Утренний круг - создание положительного эмоционального настроя №23«Книжкина неделя»

ВКГН –  продолжать формирование культурно-гигиенических навыков, умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду, учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Ситуативный разговор «Друг ребят, зверей и птиц» - познакомить с творчеством писателя Е.И.Чарушина, как художник-иллюстратор.(художник - анималист)

ЧХЛ  «Детки в клетке» С. Я. Маршака – познакомить с последней книгой, оформленной художником

Д/и "Что где?" - упражнять в умении правильно ориентироваться в микро пространстве, дифференцировать понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между.

Д/и «Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

 

 

 

Д/и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятие времени.

___________________

__________________

Д/и «Сколько слогов» - передача слова другим детям (прохлопать количество слогов в ладоши).

 

______________________________________

Д/и «Времена года» -подбирать предметы, соответ-ие определенному времени года

 

 

 

 

НОД

коммуникативная

Развитие речи  «Медвежата» - составление описательных рассказов по игрушкам - учить детей составлять описательные рассказы об игрушках. Продолжать учить составлять простые и сложные предложения (13 стр.93)

Познавательная

 

Соц.-ком. развитие (труд.восп-е) Конспект занятия № 6 (Самообслуживание) «Одеяло и подушки ждут ребят…»  - учить детей застилать кровать

Двигатеьная

По плану физ. Раб-ка

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за птицами - продолжать закреплять знания о птицах; воспит-ть бережное отношение к ним, желание подкармливать. «Ворона ходит по дороге – к теплу».(12, стр.158).

Д/и «Кто больше слов придумает» - развитие словаря

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка дорожек на участке.

Вечер

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Гимнастика после сна -  вызвать у детей радостное настроение после пробуждения Февраль 3 - 4 неделя

Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций. №23 «Книжкина неделя»

ЧХЛ  Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц» -  вызвать желание к чтению художественного произведения.

Д/и «Скажи ласково» - учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина.  - развивать интерес к книгам о животном мире.

С/р и «Библиотека» - поддерживать интерес к книге в сюжетно – ролевой игре.

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за птицами - продолжать закреплять знания о птицах; воспит-ть бережное отношение к ним, желание подкармливать. «Ворона ходит по дороге – к теплу».(2, стр.158).

Д/и «Кто больше слов придумает» - развитие словаря

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка дорожек на участке.

 

 

День недели

Режим дня

 

Виды деятельности

Содействие и сотрудничество взрослого и детей;

Поддержка детской инициативы

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Среда 26.02.25

Первая половина дня

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Утренняя гимнастика - развитие основных двигательных навыков Февраль №12. (С палкой.)

Утренний круг - создание положительного эмоционального настроя №23«Книжкина неделя»

ВКГН – правильно пользоваться салфеткой за столом после приёма пищи.

«Художник – анималист – Никита Евгеньевич Чарушин» - знакомство с биографией Н.Е. Чарушина (с биографией сына Е.И. Чарушина Никитой)

ЧХЛ рассказ Е.И.Чарушина «Никита – охотник», «Как Никита мне помогал» - развивать умение оценивать поступки героя

Д/и «4-й лишний»  -учить выделять существ-ые признаки предметов, разв-ть логическое мышление

 

 

Д/и «Назови три предмета» - упр-ть в классификации предметов

 

 

Д/и «Где располагается звук?» - учить определять место звука в слове

 

 

Д/и «Назови и сосчитай»

- формировать умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительным

 

 

 

НОД

познавательная

Сенсорные эталоны и математические представления Занятие 22 Решение задач на сложение и вычитание.

Учить: отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись; решать логическую задачу на анализ и синтез; выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку); понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? Формировать навыки самоконтроля и самооценки. (28, стр.59)

изобразительная

Рисование Лиса-кумушка и лисонька-голубушка» - учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения. (28 стр.76)

двигательная

По плану физ. Раб-ка

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за солнцем - форм-ть элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца; форм-ть умение видеть красоту окруж-ей природы). Примета: кольцо вокруг солнца – к ненастью. (12 стр.159).

Д/и «Какое время года» -учить воспринимать поэтический текст; закреплять знания о временах года, основных признаках.

П/и «Совушка» -учить неподвижно стоять некоторое время

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

Вечер

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Гимнастика после сна -  вызвать у детей радостное настроение после пробуждения Февраль Комплекс 12 «Цифры»

Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций. №23 «Книжкина неделя»

Игра – драматизация «Ветеринарная больница» (по произведению Е. Чарушина «Никита – ветеринар») -учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения.

Д/и  «Собери картинку» (пазлы по иллюстрациям к произведениям Е.Чарушина) - закрепление полученных знаний детей о сюжете и героях рассказов

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Наблюдение за солнцем - форм-ть элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца; форм-ть умение видеть красоту окруж-ей природы). Примета: кольцо вокруг солнца – к ненастью. (2 стр.159).

Д/и «Какое время года» -учить воспринимать поэтический текст; закреплять знания о временах года, основных признаках.

П/и «Совушка» -учить неподвижно стоять некоторое время

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

 

День недели

 

Режим дня

 

Виды деятельности

Содействие и сотрудничество взрослого и детей;

Поддержка детской инициативы

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Четверг 27.02.25

Первая половина дня

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Утренняя гимнастика - развитие основных двигательных навыков Февраль №12. (С палкой.)

Утренний круг - создание положительного эмоционального настроя №23«Книжкина неделя»

Ситуативный разговор  «Моя любимая книга Е. Чарушина» - развитие любознательности и познавательной мотивации при ознакомлении с творчеством детского писателя Е. Чарушина.

ЧХЛ рассказ  Е.Чарушин «Лисята» (в сокращении) - формирование интереса к чтению

Рассматривание иллюстраций – формирование умения пересказа литературного произведения по иллюстрации

Д/и «У кого какой зверь?» (с использованием иллюстраций Е. Чарушина)

 

Сл./и «Составь» - закреплять умение  составлять предложения о животных и рисование схемы предложений

 

 

Развитие движений «Пройди - не упади» - упражнять в сохранении равновесия 

 

Д/упр карточки с двумя полосками, раздаточный материал для счета – закреплять умение сравнивать предметы, проверяет точность определений путем наложения или приложения

 

 

 

НОД

Музыкальная

Муз по плану муз.  раб-ка

коммуникативная

 

Подготовка к обучению грамоте Занятие 12 «Звуки {в},{в ^}и буква Вв» – актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Знакомство с буквой Вв, формирование навыков звукового анализа Формирование понятия об ударении в слове (19, стр117)

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за погодой - формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; развивать умение выделять признаки весны. Примета: теплый февраль предвещает холодную весну. (2, стр.160).

Д/и «Какой, какая, какое?» - учить подбирать определения, соответ-ие данному явлению-

П/и «Ловишка» - разв-ть ловкость

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

Вечер

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Гимнастика после сна -  вызвать у детей радостное настроение после пробуждения Февраль Комплекс 12 «Цифры»

Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций. №23 «Книжкина неделя»

Ситуативный разговор «Как бы я поступил, если бы встретил раненого животного или птицу» - развитие диалогической речи

Вечер загадок «Угадай, кто это?» (загадывание загадок о животных из рассказов Е. И. Чарушина) - развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

С/р и «Художественная галерея художника – анималиста Е. Чарушина» - познакомить детей с творчеством художника и его рисунками, формированием эмоционально-образного восприятия произведений через художественное описание образов.

Труд.поручения «Книжкина больница» - предложить детям отремонтировать книги в книжном уголке. Вызвать у детей желание бережного отношения к книгам, помочь в ремонте книг.

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Наблюдение за погодой - формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; развивать умение выделять признаки весны. Примета: теплый февраль предвещает холодную весну. (2, стр.160).

Д/и «Какой, какая, какое?» - учить подбирать определения, соответ-ие данному явлению-

П/и «Ловишка» - разв-ть ловкость

Труд. поруч.: подкормка птиц; расчистка веранды, дорожек на участке.

 

 

 

День недели

 

Режим дня

 

Виды деятельности

Содействие и сотрудничество взрослого и детей;

Поддержка детской инициативы

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Пятница 28.02.25

Первая половина дня

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Утренняя гимнастика - развитие основных двигательных навыков Февраль №12. (С палкой.)

Утренний круг - создание положительного эмоционального настроя №23

ВКГН - учить следить за своей осанкой во время приема пищи, формировать основы культуры поведения за столом.

Ситуативный разговор «Создатели книг» - познакомить детей кто и как создают книги.

Д/и «Художественный салон» - развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Упр. «Сколько? Где?» - учить делить слова на слоги, находить место согласных и гласных звуков в словах.

 

 

«Придумай предложение о животном» - развивать у детей речевую активность, быстроту мышления

 

 

Игр.упр «Перепрыгни» упражнять в перепрыгивании через препятствие

 

 

 

Д/и «Нарисуй»  - продолжать учить рисовать карандашами животных и птиц, делать нажимы,  правильно держать карандаш.

 

 

 

НОД

продуктивная

Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок) «Зайчишки – трусишка и храбришка» - учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.(28,стр.74)

двигательная

По плану физ. Раб-ка

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Февраль Прогулка

Наблюдение за птицами развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и поведением птиц. Примета: если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – к метели; воробьи дружно чирикают – к теплу. (12, стр.162).

Д/и «Это правда или нет?» - учить находить неточности в тексте

П/и «Два Мороза» - упр-ть в беге врассыпную, соблюдать правила игры

Труд. поруч.: уборка игрушек после прогулки – привитие трудолюбия

Вечер

Двигательная

Коммуникативная

Игровая

Элементарно-коммуникативная

Гимнастика после сна -  вызвать у детей радостное настроение после пробуждения Февраль Комплекс 12 «Цифры»

Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций. №23 «Книжкина неделя»

Конструирование «Книжки-малышки» - развивать мелкую моторику рук, умение работать с бумагой (складывать лист пополам), с клеем и кистью, пользоваться салфеткой; упражнять в умении закрашивать силуэт картинки цветным карандашом, не выходя за линии

Рассматривание иллюстраций: «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами», «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок», «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят» - расширять знания детей о Е.Чарушине, как художнике-иллюстраторе

Д\и «Кто кем становится?» - совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.

Прогулка

Познавательная

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Элементарно-трудовая

Наблюдение за птицами развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и поведением птиц. Примета: если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – к метели; воробьи дружно чирикают – к теплу. (2, стр.162).

Д/и «Это правда или нет?» - учить находить неточности в тексте

П/и «Два Мороза» - упр-ть в беге врассыпную, соблюдать правила игры

Труд. поруч.: уборка игрушек после прогулки – привитие трудолюбия