Творчество великого поэта « Что интересного я узнал о жизни Пушкина»

  • docx
  • 22.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект литературного чтения
Иконка файла материала чтение.docx

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока

Творчество великого поэта « Что интересного я узнал о жизни Пушкина»

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Задачи урока

Образовательная: обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать память, учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику великого поэта А. Пушкина, активизировать словарь учащихся, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающая: -развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся;  развивать навыки выразительного, осознанного чтения

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к предмету, к поэзии

Планируемые результаты

Предметные умения:

- учащиеся будут уметь: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

- осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Личностные:

- умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

- развитие эстетических чувств, давать нравственно-эстетическую оценку.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

- умение составлять план работы по решению учебной задачи урока

Коммуникативные:

- умение использовать элементарные приёмы убеждения, проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Оборудование

Учебник, портрет автора, индивидуальные карточки с заданием, презентация.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организация и мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Вы готовы начать урок? На столах у вас должны быть учебник и пенал и карточки с самостоятельной работой, у всех все готово?

- Молодцы! Приступим к уроку.

- Здравствуйте! Садятся на свои места.

 

 

 

 

Проверяют свою готовность к уроку.

 

II. Актуализация знаний.

 

 - Ребята, наш урок мы начнем с проверки домашнего задания, ранее вам необходимо было подготовиться к небольшой самостоятельной работе. Возьмите, пожалуйста, карточки в руки. У каждого свой вариант, не подсматривайте и внимательно читайте задание. На выполнение данной работы у вас есть 10 минут.

1 вариант

1.Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

2.Найди созвучные слова: раскаты молодые- перлы…, пыль летит- нить…,

3.Попробуй объяснить , что такое рифма и ритм, своими словами

2 вариант

1.Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно заполнились, привлекли твое внимание? Почему?

2Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? Перечисли и выпиши свое любимое, объясни почему именно это произведение любимое.

3. Попробуй объяснить, что такое стихотворение.

Все справились с заданием?

- Молодцы

 

 

- Внимательно слушают

 

 

- выполняют работу

 

 

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока

 

 

Ребята, откройте свои учебники на странице 81. Прочитайте, что там написано?

- Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению очень большого и немало важного раздела «Великие русские писатели»

- Посмотрите на страницу учебника, с чем мы познакомимся в данном разделе?

- Чему научимся?

- Чему будем учиться?

- Хорошо, ребята, а вы можете предположить глядя на презентацию ( портрет Пушкина)  какая тема урока у нас сегодня будет?

- Тема урока: Творчество великого поэта «что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

- Давайте же приступим.

Откройте страницу 82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете ещё сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
- Послушайте небольшой рассказ который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте. ( Рассказ учителя об авторе. )
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Внимательно слушают учителя

IV. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.

 

- Ребята, а может быть кто то из вас знает интересные факты о замечательном поэте? ( рассказы детей)

- А сейчас, друзья, я расскажу вам неомного о детстве А.С. Пушкина, слушайте внимательно.

Родители проводили с детьми не очень много времени. Чаще за ними присматривали няни.

Любимой няней Пушкина была Арина Родионовна. Она знала много сказок и небылиц, которые рассказывала перед сном будущему поэту. Маленький Саша очень любил эти моменты и потом часто вспоминал о них.

Благодаря этим рассказам появились на свет знаменитые сказки Пушкина («Лукоморье», «Сказка о царе Салтане»). В доме Пушкиных часто говорили по-французски, было много французских книг.

Когда Александр подрос, ему наняли учителей, которые обучали его этому языку и другим наукам.

Французский стал его вторым родным языком.

Как только Александр научился грамоте, чтение стало его любимым занятием. Он читал все книги, которые попадались ему. В 8 лет Пушкин написал свое первое стихотворение. Известно, что оно было написано на французском языке. В десять лет А. С. Пушкин попробовал писать басни. В 11 лет Сашу отправляют в Царскосельский лицей под Санкт-Петербургом. В нем готовили лучших молодых людей для службы государству.  Здесь же, вместе с нашим дарованием учились многие другие известные люди. Обучение в лицее и общение с талантливыми сверстниками и профессорами помогло таланту Пушкина проявиться еще в большей степени. Здесь, в лицее, Саша прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» перед тем, кому поклонялась тогда молодежь, перед величайшим поэтом Гаврилой Романовичем Державиным.

Успешно сдав все экзамены, поэт выпустился из лицея, был определен в коллегию иностранных дел и остался в Санкт-Петербурге. ( показ портрета Пушкина)

- Устали? Отдохнём?

 

Физ. минутка.

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть - на место тихо сесть

V. Реализация проекта.

- Ребята, а кто знает где родился А.С.Пушкин? В каком году родился поэт?

- Давайте откройте учебник на странице 84-84.И точно узнаем ответы на вопросы. Чтение текста об А.С. Пушкине.
(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики)

-  Когда родился А.С. Пушкин?

- В каком возрасте Пушкин уже умел говорить на французском?

-Кто учил поэта писать по-русски?

- С кем чаще всего писатель проводил сове детство?

- Ребята, а кто-то из вас был в музеи А.С. Пушкина?

- В городе Краснодар есть музей изобразительных искусств А.С, Пушкина. В его залах хранятся бесценные художественные сокровища – портреты и скульптуры. ( показ музея) если у вас будет возможность, обязательно посетите это место.

 

-  Читают статью и отвечают на вопросы

 

VI. Самостоятельная работа учащихся.

- Ребята, я предлагаю вам провести маленькую викторину.

Давайте разделимся на 2 команды и посмотрим кто лучше всех знает сказки А.С. Пушкина. Я буду читать вам вопрос, а вы поднимать руку и отвечать. Только не выкрикивать. Потом мы посчитаем количество баллов в командах и увидим, кто же смог одержать победу.

- Слушайте внимательно.

Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"

1. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года

2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два раза.

"В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой".

3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).

Вопросы к "Сказке о царе Салтане"

1В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

В комара, муху, шмеля

2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея

3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.

Вопросы к "Сказке о золотом петушке"

1. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!"

2. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

"Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно ". (2 года. )

3. Сколько сыновей было у царя Дадона?

'Что за страшная картина. ' Перед ним его ова сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат ".

4. Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"?

"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

"Семь торговых городов Да сто сорок теремов". . .

2.

"Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном. . . "

Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:

"Коли красная девица, Будь нам милая сестрица".

3Кто дал царевне отравленное яблоко? Чернавка

4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка

5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

"Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . . ",

"Ветер, ветер! Ты могуч. . . "

6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

". . . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз".

7. От чего умерла мачеха? "Тут тоска ее взяла. . . "

- Вы большие молодцы

- Выполняют задание учителя

 

-найти пословицы в тексте

-найти поговорки в тексте

- Выполняют работу

- Ответы детей

VII. Обобщение новых знаний.

– Вы хорошо постарались сегодня на уроке, давайте проверим, что вы сегодня запомнили на уроке

- Какая была тема урока?

-Что нового вы узнали?

- Чем сегодня занимались?

- Что интересного было на уроке?

- Откройте дневники,  запишите домашнее задание (стр. 84-85 пересказ)

 

- Ответы учащихся

 

 

 

 

VIII. Рефлексия и итог урока.

- А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте на смайлик, который соответствует вашему настроению.

- Все ли было понятно? Все ли справились с заданиями? Что было не понятно на уроке?- Ребята, вы все хорошо работали сегодня на уроке.

Урок окончен, до свидания!

Рисуют смайлик.

 

 

 

 

Прощаются с учителем.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                       


 

Посмотрите также