ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока |
Творчество великого поэта « Что интересного я узнал о жизни Пушкина» |
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
Цель урока |
Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина |
Задачи урока |
Образовательная: обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать память, учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику великого поэта А. Пушкина, активизировать словарь учащихся, развивать навыки выразительного чтения. Развивающая: -развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся; развивать навыки выразительного, осознанного чтения Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к предмету, к поэзии |
Планируемые результаты |
Предметные умения: - учащиеся будут уметь: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли. Личностные: - умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; - развитие эстетических чувств, давать нравственно-эстетическую оценку. Метапредметные: Познавательные: - умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: - умение составлять план работы по решению учебной задачи урока Коммуникативные: - умение использовать элементарные приёмы убеждения, проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы. |
Межпредметные связи |
Русский язык, литературное чтение. |
Оборудование |
Учебник, портрет автора, индивидуальные карточки с заданием, презентация. |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. |
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организация и мотивация к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята! Первым делом гоним лень. А работать и читать. - Вы готовы начать урок? На столах у вас должны быть учебник и пенал и карточки с самостоятельной работой, у всех все готово? - Молодцы! Приступим к уроку. |
- Здравствуйте! Садятся на свои места.
Проверяют свою готовность к уроку.
|
|
II. Актуализация знаний.
|
- Ребята, наш урок мы начнем с проверки домашнего задания, ранее вам необходимо было подготовиться к небольшой самостоятельной работе. Возьмите, пожалуйста, карточки в руки. У каждого свой вариант, не подсматривайте и внимательно читайте задание. На выполнение данной работы у вас есть 10 минут. 1 вариант 1.Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил? 2.Найди созвучные слова: раскаты молодые- перлы…, пыль летит- нить…, 3.Попробуй объяснить , что такое рифма и ритм, своими словами 2 вариант 1.Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно заполнились, привлекли твое внимание? Почему? 2Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? Перечисли и выпиши свое любимое, объясни почему именно это произведение любимое. 3. Попробуй объяснить, что такое стихотворение. Все справились с заданием? - Молодцы |
- Внимательно слушают
- выполняют работу
|
|
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока
|
Ребята, откройте свои учебники на странице 81. Прочитайте, что там написано? - Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению очень большого и немало важного раздела «Великие русские писатели» - Посмотрите на страницу учебника, с чем мы познакомимся в данном разделе? - Чему научимся? - Чему будем учиться? - Хорошо, ребята, а вы можете предположить глядя на презентацию ( портрет Пушкина) какая тема урока у нас сегодня будет? - Тема урока: Творчество великого поэта «что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» - Давайте же приступим. Откройте страницу 82-83 учебника. Посмотрите на этот
разворот. Что вы видите, что можете ещё сказать об этом писателе? (Дети
вспоминают.) |
- Ответы детей
- Внимательно слушают учителя |
|
IV. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.
|
- Ребята, а может быть кто то из вас знает интересные факты о замечательном поэте? ( рассказы детей) - А сейчас, друзья, я расскажу вам неомного о детстве А.С. Пушкина, слушайте внимательно. Родители проводили с детьми не очень много времени. Чаще за ними присматривали няни. Любимой няней Пушкина была Арина Родионовна. Она знала много сказок и небылиц, которые рассказывала перед сном будущему поэту. Маленький Саша очень любил эти моменты и потом часто вспоминал о них. Благодаря этим рассказам появились на свет знаменитые сказки Пушкина («Лукоморье», «Сказка о царе Салтане»). В доме Пушкиных часто говорили по-французски, было много французских книг. Когда Александр подрос, ему наняли учителей, которые обучали его этому языку и другим наукам. Французский стал его вторым родным языком. Как только Александр научился грамоте, чтение стало его любимым занятием. Он читал все книги, которые попадались ему. В 8 лет Пушкин написал свое первое стихотворение. Известно, что оно было написано на французском языке. В десять лет А. С. Пушкин попробовал писать басни. В 11 лет Сашу отправляют в Царскосельский лицей под Санкт-Петербургом. В нем готовили лучших молодых людей для службы государству. Здесь же, вместе с нашим дарованием учились многие другие известные люди. Обучение в лицее и общение с талантливыми сверстниками и профессорами помогло таланту Пушкина проявиться еще в большей степени. Здесь, в лицее, Саша прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» перед тем, кому поклонялась тогда молодежь, перед величайшим поэтом Гаврилой Романовичем Державиным. Успешно сдав все экзамены, поэт выпустился из лицея, был определен в коллегию иностранных дел и остался в Санкт-Петербурге. ( показ портрета Пушкина) - Устали? Отдохнём? |
|
|
Физ. минутка. Раз — подняться, потянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре — руки шире Пять — руками помахать Шесть - на место тихо сесть |
|||
V. Реализация проекта. |
- Ребята, а кто знает где родился А.С.Пушкин? В каком году родился поэт? - Давайте откройте учебник
на странице 84-84.И точно узнаем ответы на вопросы. Чтение текста об А.С.
Пушкине. - Когда родился А.С. Пушкин? - В каком возрасте Пушкин уже умел говорить на французском? -Кто учил поэта писать по-русски? - С кем чаще всего писатель проводил сове детство? - Ребята, а кто-то из вас был в музеи А.С. Пушкина? - В городе Краснодар есть музей изобразительных искусств А.С, Пушкина. В его залах хранятся бесценные художественные сокровища – портреты и скульптуры. ( показ музея) если у вас будет возможность, обязательно посетите это место. |
- Читают статью и отвечают на вопросы
|
|
VI. Самостоятельная работа учащихся. |
- Ребята, я предлагаю вам провести маленькую викторину. Давайте разделимся на 2 команды и посмотрим кто лучше всех знает сказки А.С. Пушкина. Я буду читать вам вопрос, а вы поднимать руку и отвечать. Только не выкрикивать. Потом мы посчитаем количество баллов в командах и увидим, кто же смог одержать победу. - Слушайте внимательно. Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке" 1. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года 2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два раза. "В третий раз закинул он невод, - Пришел невод с одною рыбкой". 3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица). Вопросы к "Сказке о царе Салтане" 1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? В комара, муху, шмеля 2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея 3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой. Вопросы к "Сказке о золотом петушке" 1. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!" 2. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? "Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно ". (2 года. ) 3. Сколько сыновей было у царя Дадона? 'Что за страшная картина. ' Перед ним его ова сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат ". 4. Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"? "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок". Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" 1. Какое приданое приготовил царь своей дочери? "Семь торговых городов Да сто сорок теремов". . . 2. "Раз царевна молодая, Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя? Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей: "Коли красная девица, Будь нам милая сестрица". 3. Кто дал царевне отравленное яблоко? Чернавка 4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка 5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? "Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . . ", "Ветер, ветер! Ты могуч. . . " 6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла? ". . . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз". 7. От чего умерла мачеха? "Тут тоска ее взяла. . . " - Вы большие молодцы |
- Выполняют задание учителя
-найти пословицы в тексте -найти поговорки в тексте - Выполняют работу - Ответы детей |
|
VII. Обобщение новых знаний. |
– Вы хорошо постарались сегодня на уроке, давайте проверим, что вы сегодня запомнили на уроке - Какая была тема урока? -Что нового вы узнали? - Чем сегодня занимались? - Что интересного было на уроке? - Откройте дневники, запишите домашнее задание (стр. 84-85 пересказ) |
- Ответы учащихся
|
|
VIII. Рефлексия и итог урока. |
- А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте на смайлик, который соответствует вашему настроению. - Все ли было понятно? Все ли справились с заданиями? Что было не понятно на уроке?- Ребята, вы все хорошо работали сегодня на уроке. Урок окончен, до свидания! |
Рисуют смайлик.
Прощаются с учителем. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.