«Ты, твоя семья. Твои обязанности по дому»
Беседа по правовому воспитанию
в 9 классе
Цель: формировать в личности ребенка понятие «домашние обязанности»
Задачи:
Познавательная: определить круг обязанностей детей в семье; дать понять, что с их стороны обязательно должен быть вклад в семью (показатель их взрослости);
Коррекционно – развивающая: расширение представления детей о семье и обязанностях в ней; развитие внимания, мышления, речи.
Воспитательная: воспитать ответственное отношение к домашней помощи и уважение к домашнему труду родителей.
Оборудование: интерактивное оборудование.
Ход беседы
1. Организация класса
ІІ. Психологический настрой.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они? (тёплые, мягкие, нежные, крепкие). Не отпускайте друг друга, держите за руки, а теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не случайно. Мы с вами сейчас об этом поговорим, но для этого я приглашаю вас занять свои места и сесть удобно.
ІІІ. Введение в тему. Семья. Члены семьи и их обязанности.
Воспитатель: подумайте, какие ассоциации у вас возникли со словом «ДОМ» (мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки)
-Как назвать одним словом? (семья)
-Как вы понимаете слово семья? (Семья — это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
-Правильно ребята, семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр -это наши родные, родственники, родня.
-Родители любят своих детей, желают им только добра, если понадобится, приходят на помощь. Дети тоже всегда должны помогать родителям, выражая этим свою любовь.
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей.
Игра « Микрофон»
Я бы хотела узнать – как распределяются в семье обязанности у взрослых в ваших семьях.
- Кто ходит у вас в семье на работу?
- Кто готовит еду?
- Кто вяжет носочки?
- Кто занимается рукоделием?
- Кто выносит мусор?
- Кто делает ремонт?
«Мои обязанности в семье».
Люди должны уважать права друг друга. Кроме прав у каждого из нас есть обязанности, которые мы должны выполнять.
- Что означает для вас обязанности?
Обязанности– круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. Это мера должного поведения. Каждый человек выполняет какие-либо обязанности.
- Что такое домашние обязанности? (То, что выполняется обязательно, всегда, без предупреждения и напоминания)
-Ребята, а как вы думаете, кто должен мыть пол в доме? (эти обязанности могут выполнять как девочки, так и мальчики)
А вот мальчики, бывает
Думают иначе и они
Подчас считают, труд в семье
Девчачий!
Неужели это так? (ответы учащихся)
Воспитатель: вы рассказали, чем занимаются ваши родители по дому, что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? (помогаем родителям, учимся в школе).
- Какие обязанности есть у вас, как школьников, обязанности по отношению к родителям и дома?
Примерные вопросы:
-Чем вы любите заниматься?
-Вы любите помогать родителям?
- Предлагаете ли вы сами помощь родителям?
- Просят ли родители выполнить что-то, помочь им?
-Есть ли обязанности, которые закреплены только за вами?
- Как к вашей помощи относятся родители, бабушка, дедушка?
- Вы испытали приятное чувство от того, что родители были довольны, рады вашей помощи?
Воспитатель: Мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье. Сейчас мы с вами это проверим. Поднимите руки мальчики, которые помогают дома маме. Что вы делаете?
-Теперь девочки расскажите о ваших обязанностях. (Ответы учащихся)
Решение задачи: какую помощь вы ребята можем оказать родителям, бабушке и дедушке, братьям и сестрам?
Определяем круг домашних обязанностей, которые вы можете взять на себя:
· убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
· раскладывать и развешивать по местам свои вещи: следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
· поливать цветы;
· носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
· заботиться о домашнем питомце: кормить, менять содержимое лотков;
· мыть посуду и раскладывать ее по местам;
· застилать свою постель;
· накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
· готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
· помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук и т.д.
· рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку
· знать, какие именно вещи необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
· помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.
Воспитатель: Давайте ответим на вопрос который вас волнует- почему вы должны принимать участие в домашних делах?
Ответ прост, поддержание дома в чистоте и порядке не святая обязанность мамы, а вклад каждого. Ведь выполняя обязанности по дому, дети не просто помогают, а создают себе и всем членам семьи уют и комфорт.
Игра «Незаконченные предложения».
Ребятам раздаются листочки с предложениями, которые нужно закончить.
Задание 1: мама, уходя на работу сказала, чтобы к ее приходу вы убрались в своей комнате, с чего вы начнете, чем продолжите, чем закончите? (каждый ученик говорит по 1 предложению, т. е каждый продолжает мысль предыдущего, о том, как он убирается в комнате)
2. Когда Саша пришёл домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был ещё не готов. Тогда он сказал. . .
3. Мама долго укладывала маленького Серика спать. Индира, старшая сестра, зайдя в комнату, увидела разбросанные Сериком игрушки и фантики от конфет. Индира подумала, что маме сейчас. . . . и . . .
4. Сунгат пришел из школы домой. На кухне увидел, что хлеба нет, а холодильник пустой. Скоро вернутся с работы родители. Сунгат . . .
5. Иван любит делать мужскую работу, не потому что папа хвалит, просто он чувствует себя взрослым, ответственным. Например, он . . .
6. После рабочего дня все устали и смотрели телевизор, только мама ушла, чтобы разогреть ужин и искупать младшую сестрёнку. Тлеужан решил ей помочь, он . . .
Правила дружной семьи.
1. Помни, что ты в семье помощник.
2. Уважай и люби старших.
3. Позаботься о младших.
Подведение итогов учащимися.
Ребята приходят к решению, что ухаживать за собой и помогать несложно и делать это нужно каждый день. Кроме того, помощь должна быть без напоминаний со стороны родителей и без ожидания похвалы и поощрений, потому что «вы уже взрослые и самостоятельные».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.