ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
29.09.2021
ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт детства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЛОДЕЖЬ XXI ВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА,ИННОВАЦИИ

 

 

Материалы VI Всероссийской студенческой

научно-практической конференции с международным участием

(г. Новосибирск, 22–24 ноября 2017 г.)

 

 

Часть 3

 

 

Под редакцией

канд. пед. наук Г. С. Чесноковой, О. А. Энс

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК


1

 
2017


 

Подготовлено и издано в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений

ФГБОУ ВО «НГПУ» на 2017 г. (Мероприятие 1.1)

 

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:

Агавелян Р. О., д-р психол. наук, проф., дир. Института детства;

Бродовская З. В., канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального образо- вания;

Кузь Н. А., канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики дошкольного образования;

Ковригина Л. В., канд. пед. наук, доц., зав. каф. логопедии и детской речи; Волошина Т. В., канд. психол. наук, доц., зав. каф. коррекционной педагогики и психологии.

 

М754                Молодежь  XXI  века:  образование,   наука,   инновации:   материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с между- народным участием (г. Новосибирск, 22–24 ноября 2017 г.) : в 4 частях / под ред. Г. С. Чесноковой, О. А. Энс ; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т,Ин-тдетства.–Новосибирск:Изд-воНГПУ,2017.–Часть3.-450с.

 

ISBN 978-5-00104-198-6 (общ.)

ISBN 978-5-00104-208-2 (ч. 3)

 

Сборник содержит тезисы научных студенческих работ теоретического и прикладного характера, отражающие современное состояние дошкольного и начального школьного образования, психологии и педагогики дошкольно- го образования, коррекционной педагогики и дошкольной дефектологии.

Издание ориентировано на студентов, магистрантов, аспирантов и пре- подавателей, интересующихся новыми исследованиями в области педагоги- ки и психологии дошкольного и начального школьного образования.

 

 

УДК 378(082)+372.3/.4(082)+37.0(082)

ББК74.489я43+74.10я43+74.202.3я43

 

ISBN 978-5-00104-198-6(общ.)

ISBN978-5-00104-208-2 (ч.3)

 

 

 

 

2

 
© Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ», 2017

 

 

 

 

 

УДК 376.3

В. В. Рудько

(студ. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский госу- дарственный педагогический университет», Новосибирск)

 

ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В представленной работе речь рассматриваются подходы к выявлению причин речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Также проанализированы причины речевых нарушений и различные методы коррекции при каждой из форм речевого нарушения у ребенка.

Ключевые слова: речевые нарушения, фонематический процесс, патология речи, коррекция, дефект речи, закономерность речевого формирования, диагностика речевых нарушений.

В  последние  годы  число   детей,  у  которых   наблюдаются  нарушения в формировании речи, неуклонно возрастает, повышается процент малоговорящих и неговорящих детей в возрасте 2–4 года. Нарушения речи могут касаться разных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит, что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй. Принципиальное значение имеет применение системного подхода к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи.

Целью изучения нарушений речи является определение структуры нарушения и научное обоснование курса и содержания исследований речевых отклонений в детском возрасте. Р. Е. Левиной выделены принципы формирования, системного подхода и анализа нарушений в речевой сфере во взаимной связи речи с иными сторонами формирования психики ребенка.

Принцип развития полагает эволюционный и динамический разбор появления дефекта. Немаловажно  не только описание  дефекта речевой  сферы, но  и динамический анализ его появления. Исследование дефекта речи в динамике возрастного формирования ребенка, оценка истоков его появления и прогнозирование его следствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого формирования на любом возрастном этапе, предпосылок и обстоятельств, обеспечивающих его формирование. Рассмотрение нарушений речи с позиции формирования дает возможность выделить основной дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально немаловажное значение в диагностике речевых нарушений.

Принцип системного подхода  обосновывается  на  системном  строении и системном взаимодействии разнообразных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексического и грамматического строя. Таким образом, принцип системного подхода в рассмотрении нарушений речи аргументирован как системным взаимодействием между разнообразными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы.

Третьим принципом является связь речи с иными сторонами психического формирования ребенка. Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, воображение, мышление, внимание, целенаправленное поведение – формируются с прямым участием речи. При рассмотрении нарушений речи специалисту необходимо придавать значение и особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, его конституцию. Также немаловажно учитывать возраст ребенка, его семейную и социальную среду, вероятные патогенетические и этиологические факторы появления нарушений речевой сферы. Таким образом, для исследования нарушений речевой сферы на основе взаимосвязи речи с прочими сторона- ми психического формирования ребенка нужен комплексный подход в исследовании детей.

При оценке расстройств речевой сферы нужно выделять, с одной стороны, сформированность механизмов речи – действий программирования и речевых операций, с другой – сформированность речевых умений, то есть умений ребенка применить речевые механизмы для разнообразных целей общения.

Как правило, проведению исследования, должна предшествовать беседа  с родителями. Из беседы определяется, не перенес ли ребенок каких-либо травм, заболеваний, нарушивших нормальный процесс формирования речи, каковы были обстоятельства развития. При исследовании применяют словесные, практические и наглядные методы.

Нужно заметить, что комплексный всесторонний разбор патологий речи, имеет важнейшее значение для осмысления структуры дефекта разнообразных нарушений речи, их диагностики, научно аргументированной системы преодоления и профилактики.

 

Научный руководитель – канд. филол. наук,доц.

К. В.Абрамова


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Подготовлено и издано в рамках реализации

Подготовлено и издано в рамках реализации

УДК 376.3 В. В. Рудько ( студ

УДК 376.3 В. В. Рудько ( студ

Принцип системного подхода обосновывается на системном строении и системном взаимодействии разнообразных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексического и грамматического строя

Принцип системного подхода обосновывается на системном строении и системном взаимодействии разнообразных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексического и грамматического строя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021