МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт детства
МОЛОДЕЖЬ XXI ВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА,ИННОВАЦИИ
Материалы VI Всероссийской студенческой
научно-практической конференции с международным участием
(г. Новосибирск, 22–24 ноября 2017 г.)
Часть 3
Под редакцией
канд. пед. наук Г. С. Чесноковой, О. А. Энс
НОВОСИБИРСК
|
Подготовлено и издано в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений
ФГБОУ ВО «НГПУ» на 2017 г. (Мероприятие 1.1)
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:
Агавелян Р. О., д-р психол. наук, проф., дир. Института детства;
Бродовская З. В., канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального образо- вания;
Кузь Н. А., канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики дошкольного образования;
Ковригина Л. В., канд. пед. наук, доц., зав. каф. логопедии и детской речи; Волошина Т. В., канд. психол. наук, доц., зав. каф. коррекционной педагогики и психологии.
М754 Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с между- народным участием (г. Новосибирск, 22–24 ноября 2017 г.) : в 4 частях / под ред. Г. С. Чесноковой, О. А. Энс ; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т,Ин-тдетства.–Новосибирск:Изд-воНГПУ,2017.–Часть3.-450с.
ISBN 978-5-00104-198-6 (общ.)
ISBN 978-5-00104-208-2 (ч. 3)
Сборник содержит тезисы научных студенческих работ теоретического и прикладного характера, отражающие современное состояние дошкольного и начального школьного образования, психологии и педагогики дошкольно- го образования, коррекционной педагогики и дошкольной дефектологии.
Издание ориентировано на студентов, магистрантов, аспирантов и пре- подавателей, интересующихся новыми исследованиями в области педагоги- ки и психологии дошкольного и начального школьного образования.
УДК 378(082)+372.3/.4(082)+37.0(082)
ББК74.489я43+74.10я43+74.202.3я43
ISBN 978-5-00104-198-6(общ.)
ISBN978-5-00104-208-2 (ч.3)
|
УДК 376.3
(студ. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский госу- дарственный педагогический университет», Новосибирск)
В представленной работе речь рассматриваются подходы к выявлению причин речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Также проанализированы причины речевых нарушений и различные методы коррекции при каждой из форм речевого нарушения у ребенка.
Ключевые слова: речевые нарушения, фонематический процесс, патология речи, коррекция, дефект речи, закономерность речевого формирования, диагностика речевых нарушений.
В последние годы число детей, у которых наблюдаются нарушения в формировании речи, неуклонно возрастает, повышается процент малоговорящих и неговорящих детей в возрасте 2–4 года. Нарушения речи могут касаться разных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит, что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй. Принципиальное значение имеет применение системного подхода к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи.
Целью изучения нарушений речи является определение структуры нарушения и научное обоснование курса и содержания исследований речевых отклонений в детском возрасте. Р. Е. Левиной выделены принципы формирования, системного подхода и анализа нарушений в речевой сфере во взаимной связи речи с иными сторонами формирования психики ребенка.
Принцип развития полагает эволюционный и динамический разбор появления дефекта. Немаловажно не только описание дефекта речевой сферы, но и динамический анализ его появления. Исследование дефекта речи в динамике возрастного формирования ребенка, оценка истоков его появления и прогнозирование его следствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого формирования на любом возрастном этапе, предпосылок и обстоятельств, обеспечивающих его формирование. Рассмотрение нарушений речи с позиции формирования дает возможность выделить основной дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально немаловажное значение в диагностике речевых нарушений.
Принцип системного подхода обосновывается на системном строении и системном взаимодействии разнообразных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексического и грамматического строя. Таким образом, принцип системного подхода в рассмотрении нарушений речи аргументирован как системным взаимодействием между разнообразными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы.
Третьим принципом является связь речи с иными сторонами психического формирования ребенка. Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, воображение, мышление, внимание, целенаправленное поведение – формируются с прямым участием речи. При рассмотрении нарушений речи специалисту необходимо придавать значение и особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, его конституцию. Также немаловажно учитывать возраст ребенка, его семейную и социальную среду, вероятные патогенетические и этиологические факторы появления нарушений речевой сферы. Таким образом, для исследования нарушений речевой сферы на основе взаимосвязи речи с прочими сторона- ми психического формирования ребенка нужен комплексный подход в исследовании детей.
При оценке расстройств речевой сферы нужно выделять, с одной стороны, сформированность механизмов речи – действий программирования и речевых операций, с другой – сформированность речевых умений, то есть умений ребенка применить речевые механизмы для разнообразных целей общения.
Как правило, проведению исследования, должна предшествовать беседа с родителями. Из беседы определяется, не перенес ли ребенок каких-либо травм, заболеваний, нарушивших нормальный процесс формирования речи, каковы были обстоятельства развития. При исследовании применяют словесные, практические и наглядные методы.
Нужно заметить, что комплексный всесторонний разбор патологий речи, имеет важнейшее значение для осмысления структуры дефекта разнообразных нарушений речи, их диагностики, научно аргументированной системы преодоления и профилактики.
Научный руководитель – канд. филол. наук,доц.
К. В.Абрамова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.