Далеко не все учащиеся имеющие статус ОВЗ нуждаются в помощи тьютера. Но детям с нарушениями ОДА, слабослышищим, слабовидящим действительно нужен тьютор. Тьютор взаимодействует не только с ребенком, но и с учителем и родителями. Выстраивает свою работу таким образом, что бы быть действительно актуально значимым в свете современного образования
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.docx
Добрый день, уважаемые участники фестиваля. Сегодня я
хочу осветить вопрос Тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского
образования, в том числе, развитие инклюзивной практики,
гарантируют равные права на получение образования и доступность
общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного
маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в
специальных учреждениях, они могут получить образование и
лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же
детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет
развить толерантность и ответственность, качества столь
необходимые на сегодняшний день.
Слово «тьютор» пришло в русский язык из высшей школы
Англии. Тьютор в переводе с английского наставник, опекун) —
это специалист, персонально сопровождающий учебную
деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти
в школьную среду.
Целью работы тьютора является успешное включение ребенка
с ОВЗ в среду общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
2. Обеспечить социализацию ребенка.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной
программы.
По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в
российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной
является картина, когда учитель класса не является специалистом в
области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет
соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор
берёт на себя функцию специалиста, который тонко и чётко помогает встраиваться в учебный процесс своему подопечному, а
также содействует учителю в работе, не снижая при этом качества
образования всего класса.
Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК
и является членом ее коллектива, или нанимается родителями.
Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно
участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору
необходимо соблюдать следующие принципы взаимодействия
со школой
1. Принцип Открытости. Согласованный с учителем выход
за рамки стандартной программы и использование всех культурно
социальных ресурсов.
2. Принцип Вариативности. Использование всех имеющихся
ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные
занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС,
«Комната с батутом» для гиперактивных школьников.
3. Принцип Непрерывности. Дети с ограниченными
возможностями здоровья требуют постоянного последовательного
сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением
содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех
уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка —
помощь на письменных предметах, в решении конфликтных
ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке
учебноисследовательских проектов и в профориентации.
4. Принцип Индивидуального подхода. Выбор наиболее
удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система
коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его
ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной,
кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики
пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как
вода высохнет.
5. Принцип Индивидуализации. Совместное с учителем
принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка.
Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады
о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких
видеосюжетов о народных традициях региона. Например, тьютор
может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее
уместно вызвать ребёнка к доске. Во время урока дети по очереди
выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с
учителем в тот момент, когда подопечный готов идти к доске.
Учитель при этом задает более лёгкое задание. Таким образом,
ребёнок получает опыт успешного ответа перед классом. От
тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебного
материала к возможностям ученика. В этом случае тьютор следит за
тем, что излагает учитель, и помогает освоить материал в том
объёме и на том уровне, который понятен. Ребёнок при этом
находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но
выполняет задания в соответствии с его индивидуальным
образовательным маршрутом. Процесс активности ученика
находится под контролем тьютора. Например, тьютор может
говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его
при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой
момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать.
Таким образом, тьютор как бы берёт под контроль обучение своего
подопечного, постепенно расширяя его знания и помогая ребёнку
адаптироваться к обучению в классе.
Предлагаю рассмотреть одну из моделей организации тьюторского
сопровождения Данная модель предполагает ряд этапов тьюторского
сопровождения
этап проектирования ресурсов,
этап реализации
этап оценки и проектирования новых ресурсов.
На этапе проектирования:
Тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка,
проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка,
утвержденным образовательным маршрутом;
встречается со специалистами и представителями ПМПК для
получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и
его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых
сторонах своего подопечного.
Происходит постепенное установление контакта. На этом
этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с
помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом,
местами общего пользования.
Тьютор заранее проводит встречи с родителями, учащимися,
педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирования
социального интереса у всех участников образовательного
процесса.
Это могут быть беседы на родительском собрании, показ
фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании.
Важно стимулировать активность детей класса в организации
школьной жизни. Так, например, участие учеников в составлении
правил совместной работы – залог того, что эти правила будут
восприняты детьми, и ученики начнут им следовать
Следующий этап, этап реализации.
Это повседневная, последовательная работа тьютора и ученика
по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь
школы, постепенное включение ребёнка в различные учебные и
внеучебные ситуации.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от
типа особенностей развития (в пределах нескольких месяцев, у
детей с аутизмом могут составлять 1–1,5 года).
Этап «Оценки и проектирования новых ресурсов»
На этом этапе происходит оценка первых результатов.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения
положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ
переходит на новый этап, который характеризуется снижением
тревожности и напряжения. Теперь акцент переносится в сферу
углубления социализации.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей
и всех участников образовательного процесса, о процессе обучения
и социализации ребенка.
Последним этапом, если это возможно, должен стать
постепенный выход тьютора, предоставление ребенку
максимальной самостоятельности в учебе.
Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния
являются критерием его эффективности. В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном
образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются
образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную
жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит,
профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
На этом мое выступление закончено. Спасибо за внимание.
Готова ответить на ваши вопросы.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.