Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
30.09.2019
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Далеко не все учащиеся имеющие статус ОВЗ нуждаются в помощи тьютера. Но детям с нарушениями ОДА, слабослышищим, слабовидящим действительно нужен тьютор. Тьютор взаимодействует не только с ребенком, но и с учителем и родителями. Выстраивает свою работу таким образом, что бы быть действительно актуально значимым в свете современного образования
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.docx
Добрый день, уважаемые участники фестиваля. Сегодня я хочу осветить вопрос Тьюторского сопровождение детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики,  гарантируют равные права на получение образования и доступность  общего образования для детей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного  маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в  специальных учреждениях, они могут получить образование и  лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же  детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет  развить толерантность и ответственность, качества столь  необходимые на сегодняшний день.  Слово «тьютор» пришло в русский язык из высшей школы  Англии.  Тьютор в переводе с английского ­  наставник, опекун) —  это специалист, персонально сопровождающий учебную  деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти  в школьную среду.  Целью работы тьютора является успешное включение ребенка  с ОВЗ в среду общеобразовательной школы.  Задачи:  1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.  2. Обеспечить социализацию ребенка.  3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной  программы.  По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в  российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной  является картина, когда учитель класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет  соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор  берёт на себя функцию специалиста, который тонко и чётко помогает встраиваться в учебный процесс своему подопечному, а  также содействует учителю в работе, не снижая при этом качества  образования всего класса. Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК  и является членом ее коллектива, или нанимается родителями.  Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно  участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору  необходимо соблюдать следующие принципы взаимодействия  со школой  1. Принцип Открытости. Согласованный с учителем выход  за рамки стандартной программы и использование всех культурно­ социальных ресурсов. 2. Принцип Вариативности. Использование всех имеющихся  ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные  занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС,  «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.  3. Принцип Непрерывности. Дети с ограниченными  возможностями здоровья требуют постоянного последовательного  сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех  уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка —  помощь на письменных предметах, в решении конфликтных  ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке  учебно­исследовательских проектов и в профориентации.  4. Принцип Индивидуального подхода. Выбор наиболее  удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система  коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его  ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной,  кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как  вода высохнет.  5. Принцип Индивидуализации. Совместное с учителем  принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка.  Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады  о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких  видеосюжетов о народных традициях региона. Например, тьютор  может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее  уместно вызвать ребёнка к доске. Во время урока дети по очереди  выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с  учителем в тот момент, когда подопечный готов идти к доске.  Учитель при этом задает более лёгкое задание. Таким образом,  ребёнок получает опыт успешного ответа перед классом. От  тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебного  материала к возможностям ученика. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и помогает освоить материал в том  объёме и на том уровне, который понятен. Ребёнок при этом  находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но  выполняет задания в соответствии с его индивидуальным  образовательным маршрутом. Процесс активности ученика  находится под контролем тьютора. Например, тьютор может  говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его  при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой  момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать.  Таким образом, тьютор как бы берёт под контроль обучение своего  подопечного, постепенно расширяя его знания и помогая ребёнку  адаптироваться к обучению в классе.  Предлагаю рассмотреть одну из моделей организации тьюторского  сопровождения Данная модель предполагает ряд этапов тьюторского  сопровождения ­ этап проектирования ресурсов,  ­ этап реализации   ­ этап оценки и проектирования новых ресурсов.  На этапе проектирования: Тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка,  проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка,  утвержденным образовательным маршрутом;  встречается со специалистами и представителями ПМПК для  получения рекомендаций.  Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и  его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых  сторонах своего подопечного.  Происходит постепенное установление контакта. На этом  этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с  помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом,  местами общего пользования. Тьютор заранее проводит встречи с родителями, учащимися,  педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирования  социального интереса у всех участников образовательного  процесса.  Это могут быть беседы на родительском собрании, показ  фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании.  Важно стимулировать активность детей класса в организации  школьной жизни. Так, например, участие учеников в составлении  правил совместной работы – залог того, что эти правила будут  восприняты детьми,  и ученики начнут им следовать Следующий этап, этап реализации. Это повседневная, последовательная работа тьютора и ученика  по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь  школы, постепенное включение ребёнка в различные учебные и  внеучебные ситуации.  Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от  типа особенностей развития (в пределах нескольких месяцев, у  детей с аутизмом могут составлять 1–1,5 года).   Этап «Оценки и проектирования новых ресурсов» На этом этапе происходит оценка первых результатов.  Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения  положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ  переходит на новый этап, который характеризуется снижением  тревожности и напряжения. Теперь акцент переносится в сферу  углубления социализации.  На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей  и всех участников образовательного процесса, о процессе обучения  и социализации ребенка.  Последним этапом, если это возможно, должен стать  постепенный выход тьютора, предоставление ребенку  максимальной самостоятельности в учебе.  Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния  являются критерием его эффективности. В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном  образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются  образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную  жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит,  профессия «тьютор» выполняет свою миссию. На этом мое выступление закончено. Спасибо за внимание.  Готова ответить на ваши вопросы.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019