«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2017
В начальной школе у ребенка есть стихийный познавательный интерес, и программа сопровождения этого интереса может строиться на том, где его реализовать – какие посетить места в городе, где можно узнать про этот интерес и так далее. И особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо уделять построению индивидуальной Образовательной программы, которая позволяет осуществить сопровождение индивидуального пути развития каждого ребенка; организация взаимодействия ученика со значимыми людьми (родителями, учителями);создание «ситуации успеха» в учебной и вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом мотивации учащихся.
тьюторское сопровождение.doc
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в
начальной школе»
В 2010 году МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№12 г. Волжского Волгоградской области стала пилотной школой по
внедрению образовательных стандартов второго поколения.
« Страх перед возможностью ошибки не должен повернуть нас от поисков
истины».
Перед учителям встал вопрос о том, что придётся менять подход к своей
работе. Но, важно только начать!
Современный мир очень динамичен и требует от школы , чтобы ребёнок мог
быстро реагировать на внешние изменения, быстро переключаться и
встраиваться в разные проекты. Родители, приводя своего ребёночка в школу,
возлагают на неё свои ожидания. А у ребёнка по отношению к школе свои
желания и потребности. Для того, чтобы среди большого количества целей и
задач не потерялся сам ребёнок и, более того, успешно включился в разные
программы организуется сопровождение ребёнка участниками единого
педагогического пространства.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов, а
именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение
задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей.
В сопровождении чрезвычайно важен, первый компонент – познавательный
интерес, так как именно он выступает источником активности ребенка.
В документах, посвященных модернизации российского
образования, ясно выражена мысль о необходимости смены
ориентиров образования с получения знаний и реализации
абстрактных воспитательных задач к формированию
универсальных способностей личности, основанных на новых
социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели
прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении учащихся (дошкольников,
школьников, педагогов практиков) по индивидуальным
образовательным маршрутам.
Поступая в 1 класс, дети имеют разный уровень подготовленности,
разные интересы. Учитель с тьюторской позицией, совместно с
психологом, педагогами старается определить у каждого ребенка какой
то интерес, вокруг которого и через который можно выстраивать
деятельность и взаимодействие взрослого и ребенка. В начальной школе у
ребенка есть стихийный познавательный интерес, и программа
сопровождения этого интереса может строиться на том, где его
реализовать – какие посетить места в городе, где можно узнать про этот
интерес и так далее. И особое внимание на современном этапе в связи с
введением новых образовательных стандартов необходимо уделять
построению индивидуальной Образовательной программы, которая
позволяет осуществить сопровождение индивидуального пути развития
каждого ребенка; организация взаимодействия ученика со значимыми
людьми (родителями, учителями);создание «ситуации успеха» в учебной и
вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом
мотивации учащихся. Все это обеспечивает развитие потенциальных
возможностей младших школьников и полноценное развитие творческих и
интеллектуальных способностей младшего школьника.
Основная образовательная программа образовательного учреждения
должна содержать обязательный раздел «Программа духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования», в который включается программа
внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы,
педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда
включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на
реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также
организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных
объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее воспитание зачастую
сводится к проведению мероприятий
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную
работу, становится формирование личности обучающегося, что является
принципиальным условием его самоопределения в той или иной
социокультурной ситуации.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:
приобретение школьником социальных знаний, формирование
позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия
2. Согласно П.19.3(ФГОС второго поколения) формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
…определяет образовательное учреждение.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
В МБОУ СОШ №12 г. Волжского Волгоградской области внеурочная
деятельность организуется в рамках детского объединения « Городок»
У школы уже сложился определённый опыт работы по организации
активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Школа работала в
режиме полного дня. Именно вторая половина дня позволяла на базе каждого
класса организовывать досуговую деятельность, психологопедагогическое
сопровождение. У каждого школьника существовала возможность получения
дополнительного образования. При подобной насыщенности содержания
второй полвины дня возникает риск перегрузить детей. Поэтому отметим, что
охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности
данной школы, контроль и корректирование функционального состояния
детей осуществляется здесь систематически. На занятиях и в первой, и во
второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления и
обеспечению двигательной активности обучающихся. Цель:
Создание благоприятных условий для становления духовно
нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой
личности, способной к успешной социализации в обществе и активной
адаптации.
В детском объединении дети реализуют себя в различных видах деятельности,
проявляют творческую активность, самостоятельность, проводят время
интересно и с пользой. Совместные действия ребят способствуют
саморазвитию, самореализации и самоутверждению каждого, в изменении
окружающего мира. Дети воспитываются в деятельности, поэтому важно,
какими отношениями эта деятельность наполняется, какие нравственные
положения повторяются, воспроизводятся, закрепляются на опыте, в
привычках, характере ребят, к каким она приводит результатам.
Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую
специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично
дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня,
обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной,
эстетической,
Система
организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе
полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой
деятельности, самовыражения и самоопределения.
Ролик
оздоровительной деятельности.
спортивной,
Связь городка и шкид, структура щкид
Результаты достижений ученика
Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс
заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия,
поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его
активности.
Назначением «Дневников достижений» является познание личностных
особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении.
Это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного
роста, с целью подтверждения значимости человека и его неповторимого
пути к достижению индивидуальных вершин. Результаты учебной и
внеурочной деятельности фиксируются и оформляются как преподавателями
пилотных классов,психологом, так и самими учащимися и родителями.
Перечень документов:
1. Лист достижений ученика (заполняется учителем в течении года) 2. Таблицы формирования УУД по программе «Школа 2100» (заполняются
учителем в начале и конце года)
3. Дневник достижений ученика (заполняется ребёнком и родителем в течении
года)
4. Папка диагностики класса (заполняется психологом и учителем)
5. Папка мониторинга учся познавательные УУД (заполняет учитель в
течении года)
6. Ежедневник первоклассника (личный дневник учащегося для контроля по
формированию УУД по программе «ШКОЛА «2100»)
Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть
рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном
образовательном маршруте. Имеется в виду не любая форма помощи, а
поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и
ответственности ребенка за выбор варианта решения проблемы. Имеется в
виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого,
результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в
развитии сопровождаемого. Алгоритм работы по сопровождению ребенка:
1.Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути
проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения
диагностического исследования.
2.Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми
заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы,
обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
3.Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности
действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации:
совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей,
специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и
способах решения проблем ребенка.
4.Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций
каждым участником сопровождения.
5.Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему?
Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития
ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то
она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно
заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания
и образования.
Условия реализации программы:
педагогическое сотрудничество взрослых и детей в условиях Д.О.
активное взаимодействие со школьной детской организацией «ЭТО».
взаимодействие с ДДТ, ДШИ, ДЮСШ.
участие в конкурсах.
Заключение Работа детской организации ориентирована на развитие личностных
универсальных учебных действий обучающихся. В результате реализации
данных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника,
адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные
нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в
экспериментальных первых классах и, в частности, выбора её содержательных
направлений, ориентировались:
на запросы родителей, законных представителей первоклассников;
на приоритетные направления деятельности гимназии;
учитывались интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей
ребёнка.
В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной
деятельности для своих детей на основе информации педагогов о
целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых
результатах.
Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования,
культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей
показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению
здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников
При организации урочной и внеурочной деятельности тьюторское
сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения,
консультирования, личностного участия, поощрения максимальной
самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
«Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.