В статье представлена система работы школы в рамках школьной лиги РОСНАНО. Какие возможности дает участие школы в работе школьной лиге РОСНАНО. Портал Лиги представляет собой интерактивную платформу, которая позволяет членам Лиги выстраивать плодотворный диалог школ, ученых, бизнеса и производства, делиться мнениями, реализовывать различные проекты, используя при необходимости ресурсы других членов сети.
Участие в Школьной лиге РОСНАНО.docx
Участие в Школьной лиге РОСНАНО
Наша цивилизация стремительно входит в новую эпоху – эпоху высоких
технологий, существенно и очень быстро меняющих облик привычного нам
мира. Как сказала Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук,
профессор СПбГУ, председатель экспертного совета Школьной лиги
РОСНАНО: «Мир изменился до неузнаваемости. Наши дети в нем тоже
живут».
Школа вынуждена научиться соответствовать вызовам новой эпохи,
иначе разрыв между возможностями школы и потребностями нынешнего
поколения детей будет стремительно увеличиваться. Так характеризуют
текущий момент организаторы Школьной лиги РОСНАНО, которая ведет
свой отсчет с осени 2010 г.
Что же побудило молодых, и не очень молодых, людей, живущих в
СанктПетербурге, начать этот хлопотный, разноплановый и очень интересный
проект?
Как отмечает Леонид Сергеевич Илюшин, доктор педагогических наук,
профессор СПбГУ, приходится констатировать наличие следующих проблем:
1. Медленное обновление содержания школьного образования,
запаздывание по отношению к реалиям современной науки и
высокотехнологичного производства.
2. Преобладание традиционных методов в преподавании
естественнонаучных дисциплин.
3. Нехватка программ и проектов, стимулирующих становление
инновационного мышления.
4. Незаинтересованность школьников разных возрастов современной
наукой, высокими технологиями, возможностью проявить и
реализовать свою исследовательскую и проектную инициативу.
Вот для решения этих проблем и была создана Школьная лига
РОСНАНО. Ее участники (а сейчас в лиге 301 школаучастница и 636 школ
партнеров) получили возможность совместно реализовывать образовательные
проекты,
направленные на качественное улучшение школьного
естественнонаучного образования.
Портал Лиги www.schoolnano.ru представляет собой интерактивную
платформу, которая позволяет членам Лиги выстраивать плодотворный
диалог школ, ученых, бизнеса и производства, делиться мнениями,
реализовывать различные проекты, используя при необходимости ресурсы
других членов сети.
Продукты деятельности членов Лиги, выпускаемые в стране пособия,
книги, иные издания по тематике работы Лиги, становятся частью медиатеки
Лиги, к которой имеют доступ все члены Лиги, равно как и другие
представители педагогической общественности, науки и индустрии. Важной стороной деятельности Лиги является проведение научно
практических конференций (для разработчиков УМК и учителей); семинаров,
мастерклассов для преподавателей, директоров школ и координаторов
проектов; круглых столов и т.д.
Наше знакомство со Школьной лигой РОСНАНО началось осенью 2011
года, когда представители администрации лицея побывали на международной
выставке в Москве «Руснанотех». В июне 2012 г. лицей был принят в состав
Школьной лиги. А в сентябре 2014 г. мы получили в числе 38 школ страны
статус Федеральной инновационной площадки.
Членство в Школьной лиге РОСНАНО предполагает участие в
календарном плане работы лиги, которая имеет несколько направлений:
1. Карьера молодых – Неделя НАНО, конкурс молодежных и
социокультурных проектов, экскурсии и стажировки.
2. Бизнес и образование – Летняя школа Наноград.
3. Конкурсные программы для детей.
4. Дистанционное образование для взрослых.
5. Издательская деятельность.
За неполных пять лет участия в Школьной лиге нашим лицеем накоплен
довольно интересный опыт.
НАНОвый учебный год по наношкале начинается 10 сентября.
Почему 10 сентября? Да просто дорогие сердцу каждого участника
Школьной лиги РОСНАНО числа «10» и «9» (кто забыл, размер наночастицы
равен 109), наконецто, объединились и в школьном календаре.
Встреча НАНОвого года сопровождается просмотром научно
популярных фильмов, знакомством с конкурсными программами Школьной
лиги, встречей с молодыми учеными. Перед учащимися выступают ребята,
побывавшие в летней школе «Наноград».
Другим важным событием в жизни школучастниц лиги является
Неделя «Историкокраеведческий взгляд на науку и технологии в
регионе», которая посвящается прошлому, настоящему и будущему науки и
технологий, в том числе в нашем крае.
В 20132014 учебном году у нас впервые прошла такая неделя. В ее
рамках все классы с 5го по 10й совершили экскурсии на промышленные
предприятия Ижевска и республики. Маршрут определялся с помощью
родителей каждого класса, которые обеспечили посещение детьми
предприятий. Ребята побывали на таких предприятиях, как Ижевский
мотозавод «Аксионхолдинг», Ижевский хладокомбинат, типография
«Шейкер», Центр «Тойота Ижевск», Ижевский автозавод, Ижевский
хлебозавод № 3, Многопрофильная клиника «Медсервис», ОАО «Ижевский радиозавод», станция переливания крови, ОАО «Элеконд» (г. Сарапул),
Ижводоканал.
Обязательным условием участия в Неделе являлось оформление стенда,
посвященного предприятию, которое посетил класс. Представляли
подготовленный материал от каждого класса «экскурсоводы». Проектным
продуктом каждого класса стал стенд и стендовый доклад – рассказ
«экскурсоводов». Итоговым продуктом проекта в масштабе всего лицея стал
особый экскурсионный урок, подготовленный на основе лучших материалов.
Экскурсионный урок посетили затем все учащиеся 511х классов. В
следующем году дети представляли результаты совершенных экскурсий в
виде газет, которые были выложены на школьном сайте, и ознакомиться с
ними могли все желающие – и школьники, и родители, и представители
предприятий, которые посетили лицеисты. В этом году по итогам экскурсий
классы представили видеоролики о предприятиях. Все ролики находятся на
школьном сервере.
Выход на производство дает школьнику возможность максимально
приблизиться к практической деятельности людей разных профессий, своими
глазами наблюдать современные технологические процессы. Это особенно
важно, поскольку сегодня подростки слабо представляют себе как спектр
современных профессий (часто в своем профессиональном выборе не
двигаясь дальше специальностей юриста и экономиста), так и виды
промышленных производств. Расширение кругозора может помочь ученику в
дальнейшем осуществить выбор профессии, которая будет востребованной на
рынке труда.
Таким образом, проведение Недели в лицее стало позитивным опытом
подобной организации профориентационной работы в лицее. Отдельные
экскурсии учащихся совершались и ранее, но, вопервых, они не охватывали
такого числа участников, вовторых, не предполагали осмысления и
представления полученной информации в виде определенного проектного
продукта, втретьих, не позволяли поделиться своими знаниями с учащимися
других классов. Все названные ограничения обычных экскурсий снимает
использование деловой игры «Журналист», которая и легла в основу сценария
Недели.
Главным событием учебного года в Школьной лиге РОСНАНО является
Неделя высоких технологий, которая у нас проходит в марте на
протяжении пяти лет. Начиналось всё довольно скромно с нескольких
классов, а последние три года в Неделе участвует вся школа – с 1го по 11й
класс.
В 2015 г. Школьная лига предоставила большую методическую помощь
всем школам для проведения Недели в виде разработок различных занятий на
специально созданном сайте http://www.htweek.ru. Разработки подготовили
специалисты госкорпораций РОСАТОМ, РОСНАНО, РОСКОСМОС, которые объединили свои усилия в деле подготовки будущих специалистов для
высокотехнологичных отраслей экономики.
В течение Недели высоких технологий дети проживают самые разные
события:
практические занятия из области естественных наук и
нанотехнологий;
решение проектных задач;
экскурсии;
встречи с учеными;
игры;
научные театрализованные представления.
Именно в рамках Недели высоких технологий мы опробовали несколько
новых для нас видов учебной деятельности:
1) Межпредметое интегративное погружение
Погружение было посвящено теме «Время». Приведу лишь несколько
отзывов его участников – учеников 8х классов.
Что важного для себя я понял:
Это погружение помогло мне легче общаться с другими
учениками.
Командная работа – это очень важно, а знания могут
доставлять интерес.
Мы стали очень дружными.
Я узнал свои способности.
Что все науки связаны между собой.
Что одну вещь можно изучать с разных сторон.
Что очень большое количество понятий можно обсуждать с
точки зрения многих учебных предметов.
И второе погружение: «В поисках Алисы»
2) Дидактические игры
Игры «Детективные агентства» и «Нановенчур» стали для лицея уже
традиционными и неизменно вызывают огромный интерес и удовольствие
учеников. В прошлом году лицеисты впервые поиграли в игру «Нанокот в
мешке». В своих отзывах они отмечали, насколько неожиданной и полезной
стала для них эта игра.
Несомненное достоинство этих игр – способность вызвать
неподдельный интерес учащихся к познавательной деятельности, повысить их
учебную мотивацию.
Дважды в год Школьная лига организует конкурсную программу для
школьников. Конкурсы часто носят межпредметный характер, а еще
предполагают использование ребенком самых разнообразных практических
умений, которые не всегда бывают востребованы на обычных уроках в школе. По итогам участия дети получают возможность поехать в Летнюю
школу Наноград и детский лагерь «Артек». Перед ее участниками
выступают с лекциями ученые с мировыми именами, ребята посещают самые
современные предприятия и встречаются с ведущими предпринимателями
страны и даже Европы, сами участвуют в разработке технических и
экономических решений реальных фирм. За эти годы в Нанограде побывали
12 учеников нашего лицея, 5 человек съездили в «Артек».
Учащиеся лицея в 20112012 учебном году начали изучение спецкурса
«Введение в нанотехнологии», который ведет к.т.н., доцент кафедры
«Химия и химические технологии» Ижевского государственного
технического университета Надежда Владимировна Семакина.
Учащиеся выполняют учебноисследовательские и проектные
работы и принимают участие в различных научнопрактических
конференциях от регионального до международного уровня, в том числе в
сетевой научнопрактической конференции Школьной лиги РОСНАНО.
Конечно, статус Федеральной инновационной площадки налагает на
лицей большую ответственность. Жить приходится в очень интенсивном
режиме: обязательно участие в событиях календарного плана, выполнение
технического задания на год, предоставление отчетности. Но это
компенсируется теми возможностями, которые открывает перед школой
участие в лиге.
Летняя школа
Одним из направлений деятельности Школьной лиги РОСНАНО является
организация для учащихся каникулярных школ. В июне 2014 г. такая школа
была создана и на базе МБОУ Лицей № 41 г. Ижевска. Учащимся была
предложена образовательная программа, включавшая в себя
краткосрочные практикоориентированные курсы химии, физики, биологии.
Главной целью летней каникулярной школы являлось повышение мотивации
учащихся к изучению естественных наук.
Опыт работы летнего лагеря под названием
«Эрудит» у лицея имелся, но он был предназначен для школьников
старшего возраста – 910 классов. В этом году лагерь должен был
объединить учащихся 57 классов, потому получил название «Юный
эрудит». Группа насчитывала 20 чел.
Почему выбран именно этот возраст? Дело в том, что он необыкновенно
интересен с позиций особенностей процесса образования и его возможных
результатов. Существует мнение о необходимости преподавания ряда естественных наук в этом «золотом возрасте», поскольку это может резко
улучшить результаты образования в этих областях знаний в будущем.
Центральная проблема при изучении естественнонаучных дисциплин у
современных детей – очень ограниченный эмпирический опыт, который
зачастую вытеснен обилием электронной информации, полученной с
различных источников, многие из которых в силу различных причин
искажают реальные процессы. Улучшение уровня жизни приводит к тому,
что дети меньше сталкиваются с реальными природными процессами,
меньше заняты ручным трудом и слабо знакомы с различными природными
или искусственными материалами и их свойствами. Активные уличные игры
детей, во многом ушедшие из нашей жизни, унесли с собой чувственное,
тактильное восприятие многих естественных явлений на уровне
первоначальной картины мира, которая создается с помощью данных нам
природой физических приборов – органов чувств. Поэтому занятия в
летнем лагере «Юный эрудит» призваны были предоставить детям
возможность эмпирического познания некоторых природных явлений и
процессов, изучаемых средствами таких наук, как химия, физика,
биология.
Кроме того, организация летнего лагеря «Юный эрудит» призвана была
решить еще одну немаловажную задачу – обеспечить раннее выявление и
сопровождение мотивированных, «творчески настроенных» в области
естественных наук учащихся. Очевидно (и доказано практикой), что
развитие творческих способностей ребёнка является залогом его
успешности во взрослой жизни вне зависимости от рода выполняемой им
работы. «Ремесленный» же подход к системе образования (т.е., простое
заполнение мозга фактами, датами, фамилиями, следование принципу
«учитель» = «говорящий учебник») неизбежно ведёт к дегенерации
творческого начала в человеке и, в конечном итоге, при массовом
производстве подобных субъектов, к падению страны в мировом
сообществе до уровня сборочного, отвёрточного производства по чужим
схемам. Академику А.Н. Колмогорову принадлежат слова: «Не существует
достоверных тестов на одарённость кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе».
Занятия по химии представляли собой демонстрационнопрактический
эксперимент, занятия по физике имели своей главной задачей
формирование, насколько это позволяло ограниченное время, позиции наблюдателя у детей.
Занятия по биологии также носили практикоориентированный характер и
проводились на базе БУК УР «Зоопарк Удмуртии». Они включали в себя
наблюдения за животными в зоопарке, экологические экскурсии в соседний
городской парк им. Кирова, орнитологические эксперименты, сбор
фактического материала для учебноисследовательской деятельности,
выполнение миниисследований. На заключительной конференции дети
представляли свои работы, проводили анализ полученных данных и
обоснование первичных выводов.
Проект летнего лагеря «Юный эрудит» разрабатывался при
заинтересованном участии всех учителей естественных наук лицея, а также
научных консультантов, работающих с педагогами и учениками. Эти научные
консультанты: А.А. Шаков, В.П. Бовин, О.В. Ежова, А.Н. Созонов – и
проводили занятия в летней школе. Данный проект был успешно
представлен на городском конкурсе «Ижевские каникулы – 2014».
Среди результатов реализации образовательной программы летнего
лагеря «Юный эрудит» мы можем назвать несомненное повышение
мотивации детей к занятиям естественными науками. Учащимся было
настолько интересно, они увлекались так, что продолжали проводить
опыты и дома, хотя домашнего задания им не давалось.
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Участие в школьной лиге РОСНАНО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.