Участие в школьной лиге РОСНАНО
Оценка 4.7

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +2
9 кл—11 кл
11.04.2018
Участие в школьной лиге РОСНАНО
В статье представлена система работы школы в рамках школьной лиги РОСНАНО. Какие возможности дает участие школы в работе школьной лиге РОСНАНО. Портал Лиги представляет собой интерактивную платформу, которая позволяет членам Лиги выстраивать плодотворный диалог школ, ученых, бизнеса и производства, делиться мнениями, реализовывать различные проекты, используя при необходимости ресурсы других членов сети.
Участие в Школьной лиге РОСНАНО.docx
Участие в Школьной лиге РОСНАНО Наша цивилизация стремительно входит в новую эпоху – эпоху высоких технологий, существенно и очень быстро меняющих облик привычного нам мира.  Как сказала  Елена  Ивановна  Казакова,  доктор  педагогических наук, профессор   СПбГУ,   председатель   экспертного   совета   Школьной   лиги РОСНАНО:   «Мир   изменился   до   неузнаваемости.   Наши   дети   в   нем   тоже живут». Школа   вынуждена   научиться   соответствовать   вызовам   новой   эпохи, иначе   разрыв   между   возможностями   школы   и   потребностями   нынешнего поколения   детей   будет   стремительно   увеличиваться.   Так   характеризуют текущий   момент   организаторы   Школьной   лиги   РОСНАНО,   которая   ведет свой отсчет с осени 2010 г. Что   же   побудило   молодых,  и   не   очень   молодых,   людей,  живущих   в Санкт­Петербурге, начать этот хлопотный, разноплановый и очень интересный проект?  Как отмечает Леонид Сергеевич Илюшин, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ, приходится констатировать наличие следующих проблем: 1. Медленное   обновление   содержания   школьного   образования, запаздывание   по   отношению   к   реалиям   современной   науки   и высокотехнологичного производства. 2. Преобладание   традиционных   методов   в   преподавании естественнонаучных дисциплин. 3. Нехватка   программ   и   проектов,   стимулирующих   становление инновационного мышления. 4. Незаинтересованность   школьников   разных   возрастов   современной наукой,   высокими   технологиями,   возможностью   проявить   и реализовать свою исследовательскую и проектную инициативу. Вот   для   решения   этих   проблем   и   была   создана   Школьная   лига РОСНАНО. Ее участники (а сейчас в лиге 301 школа­участница и 636 школ­ партнеров) получили возможность совместно реализовывать образовательные проекты,   направленные   на   качественное   улучшение   школьного естественнонаучного образования. Портал   Лиги  www.schoolnano.ru представляет   собой   интерактивную платформу,   которая   позволяет   членам   Лиги   выстраивать   плодотворный диалог   школ,   ученых,   бизнеса   и   производства,   делиться   мнениями, реализовывать   различные   проекты,   используя   при   необходимости   ресурсы других членов сети. Продукты деятельности членов Лиги, выпускаемые в стране пособия, книги, иные издания по тематике работы Лиги, становятся частью медиатеки Лиги,   к   которой   имеют   доступ   все   члены   Лиги,   равно   как   и   другие представители педагогической общественности, науки и индустрии. Важной   стороной   деятельности   Лиги   является   проведение   научно­ практических конференций (для разработчиков УМК и учителей); семинаров, мастер­классов   для   преподавателей,   директоров   школ   и   координаторов проектов; круглых столов и т.д. Наше знакомство со Школьной лигой РОСНАНО началось осенью 2011 года, когда представители администрации лицея побывали на международной выставке в Москве «Руснанотех». В июне 2012 г. лицей был принят в состав Школьной лиги. А в сентябре 2014 г. мы получили в числе 38 школ страны статус Федеральной инновационной площадки. Членство   в   Школьной   лиге   РОСНАНО   предполагает   участие   в календарном плане работы лиги, которая имеет несколько направлений: 1. Карьера   молодых   –   Неделя   НАНО,   конкурс   молодежных   и социокультурных проектов, экскурсии и стажировки. 2. Бизнес и образование – Летняя школа Наноград. 3. Конкурсные программы для детей. 4. Дистанционное образование для взрослых. 5. Издательская деятельность. За неполных пять лет участия в Школьной лиге нашим лицеем накоплен довольно интересный опыт. НАНОвый учебный год по нано­шкале начинается 10 сентября.  Почему   10   сентября?   Да   просто   дорогие   сердцу   каждого   участника Школьной лиги РОСНАНО числа «10» и «9» (кто забыл, размер наночастицы равен 10­9), наконец­то, объединились и в школьном календаре.  Встреча   НАНОвого   года   сопровождается   просмотром   научно­ популярных фильмов, знакомством с конкурсными программами Школьной лиги, встречей с молодыми учеными. Перед учащимися выступают ребята, побывавшие в летней школе «Наноград». Другим   важным   событием   в   жизни   школ­участниц   лиги   является Неделя   «Историко­краеведческий   взгляд   на   науку   и   технологии   в регионе», которая посвящается прошлому, настоящему и будущему науки и технологий, в том числе в нашем крае. В 2013­2014 учебном году у нас впервые прошла такая неделя. В ее рамках все классы с 5­го по 10­й совершили экскурсии на промышленные предприятия   Ижевска   и   республики.   Маршрут   определялся   с   помощью родителей   каждого   класса,   которые   обеспечили   посещение   детьми предприятий.   Ребята   побывали   на   таких   предприятиях,   как   Ижевский мотозавод   «Аксион­холдинг»,   Ижевский   хладокомбинат,   типография «Шейкер»,   Центр   «Тойота   Ижевск»,   Ижевский   автозавод,   Ижевский хлебозавод № 3, Многопрофильная клиника «Медсервис», ОАО «Ижевский радиозавод»,   станция   переливания   крови,   ОАО   «Элеконд»   (г.   Сарапул), Ижводоканал. Обязательным условием участия в Неделе являлось оформление стенда, посвященного   предприятию,   которое   посетил   класс.   Представляли подготовленный   материал   от   каждого   класса   «экскурсоводы».   Проектным продуктом   каждого   класса   стал   стенд   и   стендовый   доклад   –   рассказ «экскурсоводов». Итоговым продуктом проекта в масштабе всего лицея стал особый экскурсионный урок, подготовленный на основе лучших материалов. Экскурсионный   урок   посетили   затем   все   учащиеся   5­11­х   классов.   В следующем   году   дети   представляли   результаты   совершенных   экскурсий   в виде газет, которые были выложены на школьном сайте, и ознакомиться с ними   могли   все   желающие   –   и   школьники,   и   родители,   и   представители предприятий, которые посетили лицеисты. В этом году по итогам экскурсий классы представили видеоролики о предприятиях. Все ролики находятся на школьном сервере.  Выход   на   производство   дает   школьнику   возможность   максимально приблизиться к практической деятельности людей разных профессий, своими глазами   наблюдать   современные   технологические   процессы.   Это   особенно важно,  поскольку   сегодня   подростки   слабо   представляют   себе  как   спектр современных   профессий   (часто   в   своем   профессиональном   выборе   не двигаясь   дальше   специальностей   юриста   и   экономиста),   так   и   виды промышленных производств. Расширение кругозора может помочь ученику в дальнейшем осуществить выбор профессии, которая будет востребованной на рынке труда. Таким образом, проведение Недели в лицее стало позитивным опытом подобной   организации   профориентационной   работы   в   лицее.   Отдельные экскурсии учащихся совершались и ранее, но, во­первых, они не охватывали такого   числа   участников,   во­вторых,   не   предполагали   осмысления   и представления   полученной   информации   в   виде   определенного   проектного продукта, в­третьих, не позволяли поделиться своими знаниями с учащимися других   классов.   Все   названные   ограничения   обычных   экскурсий   снимает использование деловой игры «Журналист», которая и легла в основу сценария Недели. Главным событием учебного года в Школьной лиге РОСНАНО является Неделя   высоких   технологий,   которая   у   нас   проходит   в   марте   на протяжении   пяти   лет.   Начиналось   всё   довольно   скромно   ­   с   нескольких классов, а последние три года в Неделе участвует вся школа – с 1­го по 11­й класс. В 2015 г. Школьная лига предоставила большую методическую помощь всем школам для проведения Недели в виде разработок различных занятий на специально созданном сайте ­  http://www.htweek.ru. Разработки подготовили специалисты госкорпораций РОСАТОМ, РОСНАНО, РОСКОСМОС, которые объединили   свои   усилия   в   деле   подготовки   будущих   специалистов   для высокотехнологичных отраслей экономики. В течение Недели высоких технологий дети проживают самые разные события:  практические   занятия   из   области   естественных   наук   и нанотехнологий;  решение проектных задач;  экскурсии;  встречи с учеными;  игры;  научные театрализованные представления. Именно в рамках Недели высоких технологий мы опробовали несколько новых для нас видов учебной деятельности: 1) Межпредметое интегративное погружение Погружение было посвящено теме «Время». Приведу лишь несколько отзывов его участников – учеников 8­х классов. Что важного для себя я понял:  Это погружение помогло мне легче общаться с другими  учениками.  Командная работа – это очень важно, а знания могут  доставлять интерес.  Мы стали очень дружными.  Я узнал свои способности.  Что все науки связаны между собой.  Что одну вещь можно изучать с разных сторон.  Что очень большое количество понятий можно обсуждать с  точки зрения многих учебных предметов.                                        И второе погружение: «В поисках Алисы» 2) Дидактические игры Игры «Детективные агентства» и «Нановенчур» стали для лицея уже традиционными   и   неизменно   вызывают   огромный   интерес   и   удовольствие учеников. В прошлом году лицеисты впервые поиграли в игру «Нанокот в мешке». В своих отзывах они отмечали, насколько неожиданной и полезной стала для них эта игра. Несомненное   достоинство   этих   игр   –   способность   вызвать неподдельный интерес учащихся к познавательной деятельности, повысить их учебную мотивацию. Дважды в год Школьная лига организует конкурсную программу для школьников.  Конкурсы   часто   носят   межпредметный   характер,   а   еще предполагают   использование   ребенком   самых   разнообразных   практических умений, которые не всегда бывают востребованы на обычных уроках в школе. По   итогам   участия   дети   получают   возможность   поехать   в  Летнюю школу   Наноград  и   детский   лагерь   «Артек».  Перед   ее   участниками выступают с лекциями ученые с мировыми именами, ребята посещают самые современные   предприятия   и   встречаются   с   ведущими   предпринимателями страны   и   даже   Европы,   сами   участвуют   в   разработке   технических   и экономических решений реальных фирм. За эти годы в Нанограде побывали 12 учеников нашего лицея, 5 человек съездили в «Артек». Учащиеся лицея в 2011­2012 учебном году начали изучение спецкурса «Введение   в   нанотехнологии»,  который   ведет   к.т.н.,   доцент   кафедры «Химия   и   химические   технологии»   Ижевского   государственного технического университета Надежда Владимировна Семакина. Учащиеся   выполняют  учебно­исследовательские   и   проектные работы  и   принимают   участие   в   различных   научно­практических конференциях от регионального до международного уровня, в том числе в сетевой научно­практической конференции Школьной лиги РОСНАНО.              Конечно, статус Федеральной инновационной площадки налагает на лицей   большую   ответственность.   Жить   приходится   в   очень   интенсивном режиме:   обязательно   участие   в   событиях   календарного   плана,   выполнение технического   задания   на   год,   предоставление   отчетности.   Но   это компенсируется   теми   возможностями,   которые   открывает   перед   школой участие в лиге. Летняя школа Одним из направлений деятельности Школьной лиги РОСНАНО является  организация для учащихся каникулярных школ. В июне 2014 г. такая школа  была создана и на базе МБОУ Лицей № 41 г. Ижевска.  Учащимся была  предложена образовательная программа, включавшая в себя  краткосрочные практико­ориентированные  курсы химии,  физики, биологии.  Главной целью летней каникулярной школы являлось повышение мотивации  учащихся к изучению естественных наук. Опыт   работы   летнего   лагеря   под   названием «Эрудит» у лицея имелся, но он был предназначен для школьников  старшего возраста – 9­10 классов. В  этом году лагерь должен был  объединить учащихся  5­7 классов, потому получил название «Юный  эрудит». Группа насчитывала 20 чел. Почему выбран именно этот возраст? Дело в том, что он необыкновенно  интересен с позиций особенностей процесса образования и его возможных  результатов.  Существует  мнение о необходимости  преподавания ряда естественных наук в этом «золотом возрасте», поскольку это может резко  улучшить  результаты  образования  в  этих  областях  знаний  в будущем.  Центральная проблема при изучении естественнонаучных дисциплин у  современных детей – очень ограниченный эмпирический опыт, который  зачастую вытеснен обилием электронной информации, полученной с  различных источников, многие из которых в силу различных причин  искажают реальные процессы. Улучшение уровня жизни приводит к тому,  что дети меньше сталкиваются с реальными природными  процессами,  меньше  заняты  ручным трудом и слабо знакомы с различными природными  или искусственными материалами и их свойствами.  Активные уличные игры детей, во многом ушедшие  из нашей жизни, унесли с собой чувственное,  тактильное восприятие многих естественных явлений на уровне  первоначальной картины мира, которая создается с помощью данных нам  природой физических  приборов – органов  чувств.  Поэтому  занятия в  летнем лагере «Юный эрудит» призваны были предоставить детям  возможность эмпирического  познания некоторых природных явлений и  процессов, изучаемых  средствами таких  наук, как  химия, физика,  биология. Кроме того, организация летнего лагеря «Юный эрудит» призвана была  решить еще одну немаловажную задачу  –  обеспечить раннее выявление и  сопровождение  мотивированных, «творчески  настроенных» в области  естественных наук учащихся. Очевидно (и доказано практикой), что  развитие творческих способностей ребёнка является залогом  его  успешности во взрослой жизни вне зависимости  от рода выполняемой им  работы. «Ремесленный» же подход к системе образования (т.е., простое  заполнение мозга  фактами, датами, фамилиями, следование принципу  «учитель» = «говорящий учебник») неизбежно ведёт к дегенерации  творческого начала  в человеке и, в конечном итоге, при массовом  производстве подобных субъектов, к падению страны в мировом  сообществе до уровня сборочного, отвёрточного производства по чужим  схемам. Академику А.Н. Колмогорову принадлежат слова: «Не существует  достоверных тестов на одарённость кроме тех,  которые проявляются в  результате активного  участия хотя бы в самой маленькой поисковой  исследовательской работе». Занятия  по  химии  представляли  собой демонстрационно­практический  эксперимент, занятия по физике имели своей главной задачей  формирование, насколько это позволяло ограниченное  время,  позиции наблюдателя  у  детей.  Занятия по биологии также носили практико­ориентированный  характер  и проводились  на  базе БУК УР «Зоопарк Удмуртии». Они включали в себя  наблюдения за животными в зоопарке, экологические экскурсии в соседний  городской парк им. Кирова, орнитологические эксперименты, сбор  фактического материала для учебно­исследовательской деятельности,  выполнение  мини­исследований. На заключительной конференции дети  представляли  свои работы, проводили анализ полученных данных и  обоснование первичных выводов. Проект летнего лагеря «Юный эрудит» разрабатывался при  заинтересованном участии всех учителей естественных наук лицея, а также  научных консультантов, работающих с педагогами и учениками.  Эти научные консультанты: А.А. Шаков, В.П. Бовин, О.В. Ежова, А.Н. Созонов – и  проводили занятия в летней школе. Данный проект был успешно  представлен на городском конкурсе «Ижевские каникулы – 2014». Среди результатов реализации образовательной  программы летнего  лагеря «Юный эрудит» мы можем назвать несомненное повышение  мотивации детей к занятиям естественными науками. Учащимся  было  настолько  интересно, они  увлекались так, что продолжали проводить  опыты и дома, хотя домашнего задания им не давалось.

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО

Участие в школьной лиге РОСНАНО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018