Учебная дискуссия. Поиск новых форм.

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 06.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дискуссия как особая форма проблемно-диалогического обучения .
Иконка файла материала УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ.ppt

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Поиск новых форм

Дискуссия как особая форма проблемно-диалогического обучения позволяет изменить «традиционную» позицию педагога и основными её характеристиками сделать содействие развитию личности ребёнка, актуализации его личного опыта, сотрудничество, понимание, коллективную мыследеятельность.

1 группа учителей:

Дискуссию можно использовать, когда дети будут
обладать достаточной зрелостью и самостоятель-
ностью, когда они приобретут необходимый
учебный опыт в виде ЗУНов и опыт деятельности
в режиме коллективного учебного диалога (уме-
ние слышать друг друга, реагировать на реплики
товарищей, высказывать собственную точку зре-
ния). Эти педагоги полагают, что подобная «зре-
лость» приобретается иными способами (напри-
мер, авторитарными)

2 группа учителей:

Дискуссия нужна, но в свёрнутом, сокращённом
виде: их беспокоят дисциплинарные сложности
(шум, беспорядок, выкрики детей), организаци-
онные (высказывание неожиданных версий, эмо-
циональная или интеллектуальная отчуждён-
ность части детей от предмета спора), а также
большие временные затраты.
Чаще в нач. кл. используются «сокращённые»
методы поиска решения учебной проблемы, ко-
торые осуществляются подводящим диалогом,
обеспечивающим «открытие» нового знания без
выдвижения и проверки гипотез. Такой диалог пред-
ставляет систему открытых вопросов (проблемных,
наводящих).

3 группа учителей:

Активные сторонники дискуссии уверены в том, что данная
форма работы обладает не только мощным образователь-
ным ресурсом (развивает критическое мышление, комму-
никативные навыки и навыки взаимодействия), но и учеб-
ным, т.к. актуализирует предметные знания и умения уча-
щихся. Эти педагоги находятся в постоянном поиске новых
форм дискуссии. Результаты их поисков привели
к появлению новой формы работы - пись-
менной дискуссии позволяющей нивелировать такие
издержки устной фронтальной дискуссии, как пассивность
многих детей, невозможность охватить активной работой
всех учеников класса.

Письменная дискуссия-

Дискуссия, при которой каждый ре-
бёнок имеет возможность письменно
высказать свою точку зрения на пос-
тавленный вопрос и после совмест-
ного обсуждения письменно подвес-
ти рефлексивный итог.

Достоинства письменной дискуссии

Развивается письменная научная речь.

Экономится время на уроке.

Повышается вовлечённость детей в работу.

Возможность высказать собственную точку зрения в комфортной обстановке.

Заинтересованность во мнении другого.

Виды письменной дискуссии:

Этапы организации письменной подготовленной дискуссии.

1.«Подумай сам и напиши»

Учитель формулирует проблемный вопрос (можно дать несколько вариантов аргументированных
ответов на него) или создаёт проблемную ситуацию по теме урока.
Каждый ученик самостоятельно пишет ответ на проблемный вопрос, присоединяется ( с обос-
нованием) к одному из вариантов ответа или
высказывает своё мнение. Используются рече-
вая формула «Я думаю…», «Я считаю…».
Учитель собирает листочки, знакомится с вер-
сиями и готовится к фронтальной дискуссии .



2. «Вот как мы думаем»

На следующем уроке учитель напоминает про-
блемный вопрос (ситуацию, задание) и представляет
на доске все выдвинутые версии.

Представлением версий заканчивается этап за-
пуска дискуссии, после чего наступает её раз-
вёртывание в устной фронтальной или групповой
форме.

3. «Давайте пообсуждаем вместе»

Удобнее начинать обсуждение с тех
версий, неправильность которых
очевидна.

4. «Подведём итоги»

Учитель раздаёт детям листочки, на
которых они письменно подводят
итог урока.

(Можно использовать несколько вариантов пос-
троения рефлексивных суждений)

Как сами дети определяют значимость письменной дискуссии