Дискуссия как особая форма проблемно-диалогического обучения позволяет изменить «традиционную» позицию педагога и основными её характеристиками сделать содействие развитию личности ребёнка, актуализации его личного опыта, сотрудничество, понимание, коллективную мыследеятельность.
1 группа учителей:
Дискуссию можно использовать, когда дети будут
обладать достаточной зрелостью и самостоятель-
ностью, когда они приобретут необходимый
учебный опыт в виде ЗУНов и опыт деятельности
в режиме коллективного учебного диалога (уме-
ние слышать друг друга, реагировать на реплики
товарищей, высказывать собственную точку зре-
ния). Эти педагоги полагают, что подобная «зре-
лость» приобретается иными способами (напри-
мер, авторитарными)
2 группа учителей:
Дискуссия нужна, но в свёрнутом, сокращённом
виде: их беспокоят дисциплинарные сложности
(шум, беспорядок, выкрики детей), организаци-
онные (высказывание неожиданных версий, эмо-
циональная или интеллектуальная отчуждён-
ность части детей от предмета спора), а также
большие временные затраты.
Чаще в нач. кл. используются «сокращённые»
методы поиска решения учебной проблемы, ко-
торые осуществляются подводящим диалогом,
обеспечивающим «открытие» нового знания без
выдвижения и проверки гипотез. Такой диалог пред-
ставляет систему открытых вопросов (проблемных,
наводящих).
3 группа учителей:
Активные сторонники дискуссии уверены в том, что данная
форма работы обладает не только мощным образователь-
ным ресурсом (развивает критическое мышление, комму-
никативные навыки и навыки взаимодействия), но и учеб-
ным, т.к. актуализирует предметные знания и умения уча-
щихся. Эти педагоги находятся в постоянном поиске новых
форм дискуссии. Результаты их поисков привели
к появлению новой формы работы - пись-
менной дискуссии позволяющей нивелировать такие
издержки устной фронтальной дискуссии, как пассивность
многих детей, невозможность охватить активной работой
всех учеников класса.
Письменная дискуссия-
Дискуссия, при которой каждый ре-
бёнок имеет возможность письменно
высказать свою точку зрения на пос-
тавленный вопрос и после совмест-
ного обсуждения письменно подвес-
ти рефлексивный итог.
1.«Подумай сам и напиши»
Учитель формулирует проблемный вопрос (можно дать несколько вариантов аргументированных
ответов на него) или создаёт проблемную ситуацию по теме урока.
Каждый ученик самостоятельно пишет ответ на проблемный вопрос, присоединяется ( с обос-
нованием) к одному из вариантов ответа или
высказывает своё мнение. Используются рече-
вая формула «Я думаю…», «Я считаю…».
Учитель собирает листочки, знакомится с вер-
сиями и готовится к фронтальной дискуссии .
2. «Вот как мы думаем»
На следующем уроке учитель напоминает про-
блемный вопрос (ситуацию, задание) и представляет
на доске все выдвинутые версии.
Представлением версий заканчивается этап за-
пуска дискуссии, после чего наступает её раз-
вёртывание в устной фронтальной или групповой
форме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.