Рассмотрено на заседании Рассмотрено на заседании
методического совета школы экспертного совета отдела образования
протокол № ______________ протокол № ______________
«_____»________________2007г «______»____________________2007г
Согласовано Утверждаю
Директор школы:_______________ Председатель экспертного совета
Новохатский А.И. ___________________Дитина Е.А.
«____»__________________2007г «_____»__________________2007г
Учебная программа
« Курс подготовки к ЕНТ »
для 11 классов
Составитель: Макарова Е.А.,
учитель биологии и естествознания
2007-2008 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе государственного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан по предмету "Биология" и представляет собой целостный курс, направленный на изучение основ современной биологии и построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, систематичности, преемственности. Содержание курса определяется возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.
На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать: знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы; знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных; умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.
Программа включает разделы – Растения, животные, человек и его здоровье, общая биология.
В программе рассматриваются следующие биологические объекты, обязательные для изучения:
- живые организмы и их свойства; биологические системы (клеточно-организменная, популяционно-видовая, биогеоценотическо-биосферная)
В разделе "Живые организмы" рассматриваются клеточно-организменные формы растений и животных в единстве с их жизненными процессами на основе таких принципов, как причинность, системность, полицентризм. У учащихся формируется понятие о целостности живого организма по схеме ткань - орган -система органов - организм.
Кроме того, в каждом разделе предусматривается повторение конкретных объектов (виды растений, животных, экосистем, строение организма человека, общебиологических вопросов и т.д.) соответственно природным, хозяйственным особенностям Казахстана. Включены материалы о казахстанских ученых, эти вопросы входят в курс ЕНТ.
С учетом индивидуальных познавательных возможностей учащихся в усвоении материала предлагается форма проведения - факультатив.
Содержание и структура учебного предмета
Растения
Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.
Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.
Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).
Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения.
Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная
ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.
Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны.
Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование
годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневища,
клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.
Вегетативное размножение цветковых растений
Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и
корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.
Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и
пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян
в природе и жизни человека.
Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со
средой обитания.
Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация.
Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях — вид, род, семейство, класс. Значение международных
названий растений.
Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.
Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных.
Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.
Основные группы растений
Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонада, плеврококк, хлорелла). Размножение водорослей.
Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.
Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.
Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение.
Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе,
в народном хозяйстве.
Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре.
Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.
Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле.
Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.
Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и
ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.
Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.
Животные
Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.
Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение.
Инцистирование.
Зеленая эвглена — одноклеточный организм с признаками животного и растения.
Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедятельности. Раздражимость.
Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит — возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип — гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система.
Размножение. Регенерация.
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие
паразитических червей и борьба с ними.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среды обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение.
Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение.
Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.
Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание,
размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.
Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение.
Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития.
Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная
муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями.
Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча — опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их
видового многообразия.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник — низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.
Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела.
Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и
развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные; карпообразные, кистеперые. Хозяйственное
значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб.
Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).
Класс Земноводные. Общая характеристика
класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и
процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение.
Происхождение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего
строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние
пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.
Происхождение пресмыкающихся.
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности
внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам
обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь.
Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые:
летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногйе. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы
домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и
видовое многообразие млекопитающих, их охрана.
Человек и его здоровье
Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о
строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные,
мышечные и нервная).
Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей- неподвижные,
полуподвижные суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная
регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мыши.
Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления
позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови:
плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце,
его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой
системы.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные
движения. Понятия о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов
пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в
желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении.
Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.
Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты.
Пластический и энергетический обмен — две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей
средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.
Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи, Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.
Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего,
промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.
Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность.
Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме
Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие
зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.
Общая биология
Общая биология — предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и
других отраслей народного хозяйства.
Эволюционное учение
Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение
теории эволюции для развития естествознания.
Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.
Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.
Искусственный отбор и наследственная изменчивость — основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.
Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений.
Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.
Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.
Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.
Развитие органического мира
Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных
направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции органического мира.
Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и
млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.
Происхождение человека
Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.
Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.
Основы экологии
Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм.
Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика.
Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.
Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращиваия растений.Охрана биогеоценозов.
Основы учения о биосфере
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.
Основы цитологии
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, итоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы,
белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процeccax жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене.
Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в
биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению.
Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.
Деление клетки и его значение.
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.
Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма
Человека. Возникновение жизни на Земле.
Основы генетики
Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.
Предмет, задачи и методы генетики.
Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки.
Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.
Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления
признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы.
Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.
Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.
Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические
закономерности модификационной изменчивости.
Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение мутаций.
Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
Генетика и теория эволюции. Генетика, популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.
Основы селекции
Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.
Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплодия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.
Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у
животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.
Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).
Биосфера и научно-технический прогресс
Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения
эталонов и памятников природы, видового разнообразия биоценозов, ландшафтов.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Е., В.Н.Вехов, Г.П.Гапочка, Ю.К.Дундин, В.Н.Павлов, В.Н.Тихомиров,
2. В.Р.Филин. Травянистые растения СССР. Т. 2. – М. Изд-во “Мысль”. – 1971.
3. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. – М. “Высшая школа”. – 1991.
4. Вавилов Н.И., А.Н.Краснов. Пять континентов. Под тропиками Азии. – М. “Мысль”. – 1987.
5. Вент Ф. В мире растений. – М. Изд-во “Мир”. – 1972.
6. Вехов В.Н., И.А.Губанов, Г.Ф.Лебедева. Культурные растения СССР. – М. “Мысль”. – 1978.
7. Вилли К. Биология. – М. Изд-во “Мир”. – 1968. Вилли К., В.Детье. – Биология (Биологические процессы и законы). – М. Изд-во “Мир”. – 1974.
8. Воробьева Е.А., А.В.Губарь, Е.Б.Сафьянникова. Анатомия и физиология. – М. “Медицина”. – 1975.
9. Гарибова Л.В., Ю.К.Дундин, Т.Ф.Коптяева, В.Р.Филин. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. – М. Изд-во “Мысль”. – 1978.
10. Губанов И.А., И.Л.Крылова, В.Л.Тихонова. Дикорастущие растения СССР. – М. – Изд-во “Мысль”. – 1976.
11. Дедюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М. “Мир”. – 1987.
12. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М. “Высшая школа”. – 1975.
13. Жизнь животных Т. I-VI. – М. Изд-во “Просвещение”. – 1968-1971.
14. Жизнь растений. Т. I-VI. – М. – Изд-во “Просвещение”. – 1974-1982 гг. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века. Под ред. С.Р.Микулинского. – М. – 1972.
15. Карузина И.П. Биология. – М. “Медицина”. - 1977.
16. Ковалева Н.Г. Лечение растениями. – М. Изд-во “Медицина”. – 1972.
17. Краткий справочник преподавателя естествознания (под ред. П.И.Боровицкого). Л. – Госуд. учебно-педагогич. изд-во Наркомпроса РСФСР. – 1941.
18. Кузнецов Б.А., А.З.Чернов, Л.Н.Катонова. Курс зоологии. – М.- ВО “Агропромиздат”. – 1989.
19. Лазуков Г.И., М.Д. Гвоздовер, Я.Я.Рогинский, М.И.Урысон, В.М.Харитонов, В.П.Якимов.
20. Природа и древний человек. – М. Изд-во “Мысль”. – 1981.
21. Маркосян А.А. Физиология. – М. “Медицина”. – 1975.
22. Машанова О.Г., В.В. Евстафьев. Основы цитологии. Размножение и развитие
23. организмов. Генетика. Селекция. – М. Изд-во “Московский лицей”. – 1993. Наумов Н.П., Н.Н.Карташев. Зоология позвоночных. Ч. I и II. – М. Высшая школа. – 1979.
24. Омелянский В.Л. Основы микробиологии. – Петербург. – Госуд. изд-во. – 1922.
25. Основы общей биологии. Под общей редакцией Э.Либберта. – М. “Мир”. – 982.
26. От молекул до человека. – М. “Просвещение”. – 1973.
27. Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека. – М. Госуд. медиц. изд-во. – 1933.
28. Рейвн П., Р.Эверт, С.Айхорн. Современная ботаника. Т. I, II. – М. “Мир”. – 1990.
29. Родионова А.С., М.В.Барчукова. Ботаника. – Л., ВО “Агропромиздат”, Ленингр. отделение. – 1990.
30. Ролан Ж.-К., А.Селоши, Д.Селоши. Атлас по биологии клетки. – М. Изд-во “Мир”. – 1974.
31. Сабунаев В. Занимательная зоология. – Л. “Детская литература”. – 1976.
32. Свенсон К., П.Уэбстер. Клетка. – М. Изд-во “Мир”. – 1980.
33. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. - Н. Изд-во "Наука", Сибирское отд. - 1971.
34. Татаринов В.К. Анатомия и физиология. – М. Изд-во “Медицина”. – 1969.
35. Тимофеев-Ресовский Н.В., Н.Н.Воронцов,
36. А.В.Яблоков. Краткий очерк теории эволюци. – М. Изд-во “Наука”. – 1977.
37. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. I. Цитология, гистология, органография, размножение. – М. Высшая школа. – 1976.
38. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. II.
39. Систематика и элементы экологии и географии растений. – М., Высшая школа. – 1976.
40. Хржановский В.Г., С.Ф.Пономаренко. Ботаника. – М. Колос. – 1982.
Требования к уровню подготовки учащихся
Характеризовать:
- предмет, задачи систематики;
- принципы классификации живых организмов, основные систематические группы и их соподчиненность;
- виды бактерий, грибов, растений и животных;
- основные таксоны, особенности строения и образа жизни живых организмов, обьединенных в различные группы (типы классы и др.);
- систематические признаки основных отделов растений;
- редкие и исчезающие виды растений и животных места проживания;
- роль живых организмов в природе и жизни человека;
- местные виды растений и животных, сорта культурных растений, породы животных.
Распознавать (различать):
- живые организмы наиболее крупных таксонов;
- растения и животных по внешнем)' строению;
- наиболее опасные для человека виды растений, грибов и животных, распространенных в регионе проживания.
- распространенные виды растений и животных региона проживания;
- растения разных семейств;
- животных различных классов и типов;
- виды сьедобных и ядовитых грибов. Определять:
- наиболее распространенные виды растений и животных с помощью определительных таблиц:
- организмы различных экологических групп;
- общую характеристику изученных типов и классов;
- черты приспособленности живых организмов к среде обитания. Объяснять:
- эволюцию растений и животных и гипотезы их происхождения;
- признаки отличия различных семейств растений;
- результаты проведенного биологического эксперимента, наблюдения. Обосновывать:
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, ни сред}* их обитания; последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия в регулировании численности видов, охране природного сообщества.
Сравнивать:
- виды бактерий, грибов;
- признаки основных царств живой природы,
- семейства, классы покрытосеменных и голосеменных растений;
- типы .животных, классы хордовых. Применять знания:
- о растениях и животных для обоснования способов их разведения и мер охраны;
- о бактериях и грибах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравления.
Соблюдать:
- правила поведения во время экскурсий на природу;
- правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами.
Учебно-тематический план
№ |
|
Количество часов |
Образовательный продукт |
||
Растения |
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Растительный мир
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
2 |
Вегетативное размножение растений.
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
3 |
Основные группы растений
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
Животные |
|||||
4 |
Зоология – наука о животных
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
Человек и его здоровье |
|||||
5 |
Анатомия, физиология и гигиена человека.
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
Общая биология |
|||||
6 |
Эволюционное учение
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
7 |
Развитие органического мира
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
8 |
Происхождение человека
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
9 |
Основы экологии
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
10 |
Основы учения о биосфере
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
11 |
Основы цитологии
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
12 |
Размножение и индивидуальное развитие организма
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
13 |
Деление клетки и его значение
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
14 |
Основы генетики
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
15 |
Основы селекции
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
16 |
Биосфера и научно-технический прогресс
|
1 |
1 |
2 |
Лекция, практическое тестирование, схема, таблица |
17 |
Зачет |
|
|||
|
Всего по курсу |
17 |
17 |
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.