Учебная программа 36 часов БАС

  • docx
  • 24.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эксплуатация БАС 1.docx

Управление образования администрации города Бузулука

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования     

 города Бузулука

«Центр дополнительного образования для детей «Содружество»

 

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

МАУДО «ЦДОД «Содружество»

от «31» августа 2024 г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор МАУДО «ЦДОД «Содружество»

__________________ Н.Ю. Терлеева

«31» августа 2024 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Эксплуатация беспилотных авиационных систем»

творческое объединение «БАС»

Возраст учащихся: 15 - 17 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

 

                    

              Автор – составитель:

                                                                         Скачков Максим Михайлович,

педагог дополнительного образования

                                                                                     первой квалификационной категории

                         

 

 

 

 

 

 

 

Бузулук, 2024 год

 Содержание программы

 

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

3

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

 

1.1

Направленность программы

3

 

1.2

Уровень освоения программы

4

 

1.3

Актуальность программы

4

 

1.4

Отличительные особенности программы

4

 

1.5

Адресат программы

5

 

1.6

Объем и сроки освоения программы

5

 

1.7

Формы организации образовательного процесса

5

 

1.8

Режим занятий

6

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

6

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7

 

3.1.

Учебный план

7

 

3.2.

Содержание учебного плана

8

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

10

1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

10

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

2.1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА

13

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ

17

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

17

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

18

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

21

 

Техника безопасности при работе с электрическим оборудованием

21

 

Техника безопасности при работе

с беспилотными летательными аппаратами

24

 

Конкурсное задание по компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами».

25

 

Тестовое задание

ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ

«БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ»

26

 

Оборудование площадки для соревнований

26-28

 

 

 

 

 

 

 

I.                  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1.          Направленность программы

Программа «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» имеет техническую направленность, так как направлена на знакомство обучающихся с современными технологиями малой беспилотной авиации; формирование знаний, умений, навыков по конструированию, программированию, сборке, управлению и обслуживанию квадрокоптеров.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-          Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023);

-          Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

-          Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации учащихся;

-           Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)

-          Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

-          Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

-          Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467);

-          Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);

-          Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);

-          Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);

-          Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

-          Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

-          Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;

    - Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Бузулука «Центр дополнительного образования для детей «Содружество» (приказ Управления образования администрации города Бузулука № 01-12/220 от 16.06.2020 г.);

− Положением о структурном подразделении технической направленности МАУДО «ЦДОД «Содружество» (приказ 01- 04/14 от 01.04.2019 г.)

Обучение подростков 15-17 лет использованию беспилотных авиационных систем (БАС) обладает значительной педагогической целесообразностью по многим причинам:

Развитие технических навыков: Обучение работе с БАС помогает молодым людям развивать навыки в области технологий, программирования, инженерии и робототехники. Это может быть полезно в будущем при выборе профессии.

Повышение интереса к дисциплинам: Занятия с беспилотниками способствуют вовлечению подростков в изучение наук, технологий, инженерии и математики. Практическое применение этих дисциплин наглядно демонстрирует их актуальность и значимость.

Критическое мышление и решения проблем: В процессе работы с БАС подростки сталкиваются с различными задачами, которые требуют навыков критического мышления, анализа и поиска эффективных решений.

Безопасность и ответственность: Обучение использованию БАС включает в себя важные аспекты безопасности, что формирует у подростков чувство ответственности. Это особенно актуально в контексте управления технологическими системами.

Командная работа и коммуникация: Многие проекты с БАС требуют совместной работы, что развивает навыки командного взаимодействия и коммуникации. Умение работать в команде — важный навык для будущей профессиональной деятельности.

Креативность и инновации: Работая с беспилотными системами, подростки могут разрабатывать и тестировать свои идеи, что способствует развитию креативного мышления и инновационного подхода.

Подготовка к будущему: Технологии беспилотных летательных аппаратов активно развиваются и применяются в различных сферах — от доставки товаров до сельского хозяйства и мониторинга окружающей среды. Знание и навыки в этой области могут обеспечить конкурентные преимущества на рынке труда в будущем.

Экологическая осознанность: БАС также могут быть использованы для мониторинга экологических изменений и природоохранных мероприятий. Обучение подростков работе с такими системами способствует формированию экологической ответственности.

Таким образом, обучение подростков работе с беспилотными авиационными системами является целесообразным и перспективным направлением, которое способствует их всестороннему развитию и подготовке к вызовам современного мира.

 

1.2.          Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – стартовый. Он предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

 

1.3.          Актуальность программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области беспилотных летательных аппаратов, умение и навыки управления которыми очень востребовано. Активное развитие Российской Федерации в современных геополитических условиях формируется через повестку реализуемых национальных проектов. Как отметил 27 апреля 2023 года Президент РФ В. В. Путин задача Национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в использовании технологического потенциала перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества жизни людей. Согласно утверждённой 28 июня 2023 года Правительством РФ Стратегии развития беспилотной авиации в течении ближайших шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.

Востребованность беспилотных авиационных систем уже сегодня подтверждена в деятельности целого ряда отраслей отечественной экономики, включая инспекцию состояния энергосетей, картографию и кадастровые работы и экологический контроль.

 

1.4.          Отличительные особенности программы

При разработке программы были изучены программы «Оператор БАС» (беспилотные авиационные системы», Фаткуллин В.С. (г. Надым, 2022 г.),  «Беспилотные авиационные системы», Андреев Д.В. (г. Самара, 2022 г.), «Школа беспилотных летательных аппаратов», Решетов В.А. (г. Нижний Новгород, 2022 г.).

Особенностью данной программы является не просто первичное знакомство с высокотехнологичным оборудованием, приобретение навыков управления FPV БПЛА мультироторного типа, но и обучение на симуляторе полётов FPVFreerider или Liftoff, которые используются для профессиональной подготовки пилотов.

  Программа объединяет начальное инженерное конструирование, обслуживание и прошивку полетных контроллеров, а также спортивную деятельность радиоуправления моделями дронов.

Программа ориентирована на школьников, желающих изучить сферу применения беспилотных летательных аппаратов и получить практические навыки в сборке, пилотировании, настройке беспилотных летательных аппаратов.

 

1.5.          Адресат программы

Программа ориентирована на учащихся среднего и старшего школьного возраста (15 – 17 лет). Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

 

 

1.6.          Объем и сроки освоения программы

Программа реализуется в течение 1 года, объёмом 72 часа.

 

1.7.          Формы организации образовательного процесса

Формы организации учебных занятий:

практикум (полет в специально оборудованном помещениях и полигонах);

компьютерный практикум на симуляторе;

тренинг занятия.

Формы контроля:

практические работы;

соревнования;

мини-проекты.

Методы обучения:

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).

Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Форма организации работы обучающихся

Групповая работа;

Работа в парах;

Индивидуальная работа;

Индивидуально–групповая работа.

Форма обучения – очная.

 

1.8.          Режим занятий

          Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

 

2.        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

Цель: приобщение обучающихся к техническому творчеству посредством ознакомления их с принципами работы и основами управления беспилотными летательными аппаратами мультироторного типа (квадрокоптерами).

 

Задачи программы:

Образовательные:

− формировать у обучающихся устойчивые знания в области моделирования и конструирования БАС;

− развить у обучающихся технологические навыки конструирования;

− формировать у обучающихся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;

− сформировать техническое мышление и творческий подход к работе;

− развить навыки научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности.

 Развивающие задачи:

− поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности;

− развить способность к самореализации и целеустремлённости;

− расширить ассоциативные возможности мышления.

Воспитательные задачи:

− сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к людям;

-                   воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации замысла, предвидение результата и его достижение; − сформировать способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

 

3.        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебный план

 

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Планироване проекта.

10

10

-

 

1.1

Беспилотная авиация и дроны

2

2

-

Комбинированная

1.2

Применение квадрокоптеров и симуляция полетов

2

2

 

Комбинированная

1.3

Технологический проект и его структура

2

2

 

Комбинированная

1.4

Планирование и оформление проекта

2

2

 

Комбинированная

1.5

Защита проекта.

2

2

 

Комбинированная

2.

Сборка рамы модели.

14

2

12

 

2.1

Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода.

2

2

-

Комбинированная

2.2

Общее устройство и принципы функционирования     бесколлекторных двигателей и их регуляторов хода.

12

-

12

Практическая работа

3.

Сборка силовой части.

16

4

12

 

3.1

Отличие бесколлекторных двигателей от коллекторных. Преимущества.

4

4

-

Комбинированная

3.2

 Схема сборки электронных компонентов квадрокоптера.

12

-

12

Практическая работа

4.

Настройка летного контроллера квадрокоптера.

6

2

4

 

4.1

Устройство и принципы функционирования полетного контроллера.

2

2

 

Комбинированная

4.2

Программирование полетного контроллера.

4

-

4

Практическая работа

5.

Проектирование гоночной трассы.

8

2

6

 

5.1

Принципы построения гоночных трасс.

2

2

-

Комбинированная

5.2

Программирование полетного контроллера

6

-

6

Практическая работа

6.

Обучение управлению БПЛА.

10

4

6

 

6.1

Тестовые запуски квадрокоптеров в режиме видеоуправления.

4

4

-

Комбинированная

6.2

Управление квадрокоптером: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте».

6

-

6

Практическая работа

7.

Конкурс.

8

-

8

 

7.1

Соревнования в полетном симуляторе

8

-

8

Практическая работа

 

Итого часов

72

22

50

 

 

3.2.          Содержание учебного плана

Раздел 1. Планирование проекта (10 ч.)

 Тема 1.1. Беспилотная авиация и дроны

    Теория - 2 часа. Рассмотреть функциональное предназначение беспилотных летательных аппаратов, а также факторы формирующие современное развитие беспилотной авиации в целом.

Тема 1.2. Применение квадрокоптеров и симуляция полетов

Теория - 2 часа. Обучить учащихся основам визуального пилотирования, пониманию, как изменяется поведение БПЛА в зависимости от полетного режима

   Тема 1.3. Технологический проект и его структура

 Теория - 1 час. Выбрать наиболее оптимальный тип летательного аппарата.

Практика – 1 час. Изготовить летательный аппарат своими руками

Тема 1.4. Планирование и оформление проекта

Теория - 2 часа. Теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем).

Тема 1.5. Защита проекта.

Теория - 2 часа. Защита готового проекта.

 

    Раздел 2. Сборка рамы модели (14 ч .)

Тема2.1.  Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода.

    Теория (2 часа).  Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их функционирования. Платы разводки питания: общее устройство, характеристики.

Тема 2.2. Общее устройство и принципы функционирования     бесколлекторных двигателей и их регуляторов хода.

     Практика (12 часов) Пайка двигателей и регуляторов, пайка регуляторов и силовых проводов к платам разводки питания. Работа с простым инструментом (отвертка, пассатижи).

 

    Раздел 3. Сборка силовой части (16 часов).

Тема 3.1. Отличие бесколлекторных двигателей от коллекторных. Преимущества.

     Теория (4 часа). Знакомство с бесколлекторными двигателями, их отличиями от коллекторных двигателей, преимущества. Знакомство со схемой сборки электронных компонентов квадрокоптера. Электронные регуляторы оборотов.

Тема 3.2. Схема сборки электронных компонентов квадрокоптера.

     Практика (12 часов). Продолжение работы над сборкой квадрокоптера. Пайка и сборка радиотехнической схемы. Установка двигателей, полетного контроллера, платы разводки питания, электронных регуляторов оборотов.

 

  Раздел  4. Настройка летного контроллера квадрокоптера (6 часов).

Тема 4.1. Устройство и принципы функционирования полетного контроллера.

    Теория (2 часа). Знакомство с полетным контроллером: устройство полётного контроллера, принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера.

Тема 4.2. Программирование полетного контроллера.

    Практика (4часа). Продолжение работы над сборкой квадрокоптера. Пайка и сборка радиотехнической схемы. Установка двигателей, полетного контроллера, платы разводки питания, электронных регуляторов оборотов. Настройка полетного контроллера квадрокоптера.

 

    Раздел 5. Проектирование гоночной трассы (8 часов).

Тема 5.1. Принципы построения гоночных трасс.

    Теория (2 часа). Знакомство с принципами построения трасс.

Тема 5.2. Программирование полетного контроллера

    Практика (6 часов). Запуски квадрокоптеров. Настройка ПИДОв и пробные полеты. Продолжение работы в симуляторе по повышению мастерства пилотирования.

 

    Раздел 6. Обучение управлению беспилотным летательным аппаратом (10 часов).

Тема 6.1 Тестовые запуски квадрокоптеров в режиме видеоуправления.

   Теория (4 часа.) Обучение работе на симуляторе. Тестовые запуски квадрокоптеров. Обучение управлению квадрокоптером.

Тема 6.2 Управление квадрокоптером: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте».

Практика (6 часов) Управление квадрокоптером: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «вперед-назад», «влево-вправо», «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Разбор аварийных ситуаций.

 

    Раздел. 7. Конкурс (8 часов).

Тема: Соревнования в полетном симуляторе

    Практика (8 часов) Проведение гоночных соревнований среди команд, допущенных к соревнованиям в полетном симуляторе. Тактическая борьба и полеты в рамках соревнований.

 

4.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

-                     формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-                     формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-                     развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;

-                     формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

-                     умение ставить учебные цели;

-                     умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;

-                     умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-                     умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

-                     умение сличать результат действий с эталоном (целью);

-                     умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

-                     умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.

Предметные результаты:

-                     умение использовать терминологию FPV пилотирования, историю и перспективы пилотирования БПЛА мультироторного типа в режиме FPV;

-                     умение классифицировать основные виды БПЛА и сферы их использования, различать из чего состоит FPV комплект;

-                     умение применять основные правила управления БПЛА с точки зрения законодательства РФ;

-                     умение назвать основные авиасимуляторы, назначение стиков аппаратуры управления;

-                     умение соблюдать технику безопасности при пилотировании БПЛА;

-                     умение подключать и настраивать аппаратуру управления для пилотирования в авиасимуляторе;

-                     умение проводить предполетную подготовку БПЛА;

-                     умение пилотировать FPV БПЛА мультироторного типа в акро режиме;

 

 

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

1.     КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Место проведение занятий

1 год обучения

1 сентября 2024 года

31 мая 2025 года

36

36

72

1 раз в неделю по 2 часа

106 кабинет

 

 

 

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

Планирование проекта (10 часов)

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Беспилотная авиация и дроны.

наблюдение

2.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Применение квадрокоптеров и симуляция полетов.

беседа

3.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Технологический проект и его структура.

беседа

4.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Планирование и оформление проекта

Опрос

5.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Защита проекта.

наблюдение

Сборка рамы модели (14 часов)

 

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода.

беседа

2.

В соответствии с расписанием

практикум

12

Общее устройство и принципы функционирования     бесколлекторных двигателей и их регуляторов хода.

наблюдение

Сборка силовой части (16 часов)

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

4

Отличие бесколлекторных двигателей от коллекторных. Преимущества.

беседа

2.

В соответствии с расписанием

Практикум

12

Схема сборки электронных компонентов квадрокоптера.

наблюдение

Настройка летного контроллера квадрокоптера (6 часов)

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Устройство и принципы функционирования полетного контроллера.

беседа

2.

В соответствии с расписанием

Практика

4

Программирование полетного контроллера.

наблюдение

Проектирование гоночной трассы (8 часов)

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

2

Принципы построения гоночных трасс.

Мини-проект

2.

В соответствии с расписанием

Практикум

6

Работа на квадрокоптерах в здании школы по выполнению отдельных приемов преодоления гоночной трассы.

беседа

Обучение управлению беспилотным летательным аппаратом (10 часов)

1.

В соответствии с расписанием

Лекция

4

Тестовые запуски квадрокоптеров в режиме видеоуправления.

Практическая работа

2.

В соответствии с расписанием

Компьютерный практикум

6

Управление квадрокоптером: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте».

Практическая работа

Конкурс 8 (часов)

1.

В соответствии с расписанием

Практикум

8

Соревнования в полетном симуляторе.

соревнование

Итого:

72 часа

 

 

2.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности.

Кадровое обеспечение

         Для реализации программы потребуется компетентный специалист с педагогическим образованием или специалист, имеющий переподготовку по техническому направлению. Педагог должен обладать знаниями в области возрастной психологии, дидактики, методики преподавания и воспитания, владеть знаниями и умениями в рамках образовательной программы, уметь строить отношения с учащимися на принципах сотрудничества.

Материально-техническое и информационное обеспечение программы

Программа реализуется на базе МАУДО города Бузулука «ЦДОД Содружество».

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся учащихся; на рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений. Необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям, нормам и правилам техники безопасности работы: столы; стулья; шкафы для хранения изделий.

Для эффективности образовательного процесса необходимо:

·        мультимедийный проектор,

·        компьютер с учебным программным обеспечением;

·        демонстрационный экран;

·        демонстрационная доска для работы маркерами;

·        магнитная доска;

·        учебный дрон

·        паяльники (15 шт.)

·        ручной инструмент (набор отверток, молоток, плоскогубцы);

·        расходный материал для учебного дрона.

 

Информационное обеспечение

 Реализация программы предполагает использование интернет-источников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов, видео- и фотоматериалов. Информационные материалы подбираются в соответствии с целями и задачами отдельного занятия, возрастных и психологических особенностей учащихся.

2.1.  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года     № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

Рабочая программа воспитания предназначена для всех групп учащихся, а также их родителей (законных представителей) детского объединения «БАС». Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.

Цель воспитания:

- приобщение учащихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям.

Задачи воспитания:

- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.

 

Особенности организуемого воспитательного процесса в творческом объединении

Обучение по программе «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» осуществляется с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. Занятия проводятся в группах постоянного состава с детьми 15 – 17 лет в количестве 15 человек.

          Коллективная работа детей способствует формированию нравственных качеств, обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью коллектива, формированию объективной оценки самого себя в сравнении с другими учащимися и вырабатыванию гуманных отношений сотрудничества.

Рождение и закрепление традиций, их поддержание реализуется в традиционных делах к определенным датам и событиям жизни коллектива и учреждения. Направления воспитания в творческом объединении «БАС»:

1. Поддержка семейного воспитания.

2. Гражданское воспитание

3. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

4. Духовное и нравственное воспитание.

5. Приобщение детей к культурному наследию.

6. Популяризация научных знаний среди детей

7. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

8. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

9. Экологическое воспитание.

 

Формы и содержание деятельности

Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:

- формирование практических умений по организации органов самоуправления, освоению технологии социального и творческого проектирования;

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

-   содействие формированию активной гражданской позиции.

 

Работа с родителями

Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя:

- организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);

- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года);

- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.   

Среди множества направлений воспитательной работы наиболее актуальными в наши дни являются такие, которые оказывают существенное влияние на формирование культуры личности:

- патриотическое и гражданское воспитание (любовь к Отечеству, активное отношение к общественной жизни, социальная мобильность);

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

(первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества);

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных проектов, формируются знания, представления о трудовой деятельности, выявляются творческие способности и профессиональные направления учащихся;

- экологическое воспитание (бережное отношение к природе);

- воспитание культуры мышления (развитие познавательного интереса, творческих способностей мышления).

   Формы деятельности:

- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых  государственным праздникам;                                                                         

- участие в творческой деятельности;

- участие в разработке и реализации и защите различных проектов.

Результатом реализации программы воспитания будет являться:

-  активное включение учащихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

-  оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.

 

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1.        

Участие в проведении Дня открытых дверей

Экскурсия

сентябрь

2.        

Культура поведения в общественных местах.

Беседа

сентябрь

3.        

«Волшебные слова».

Беседа

октябрь

4.        

«Вам наше милосердие и забота». Участие в мероприятиях, посвящённых Дню пожилого человека.

Беседа. Просмотр мультфильма «День рождения бабушки»

октябрь

5.        

День учителя

Презентация

октябрь

6.        

День отца.  «Отчество – от слова отец»

Беседа.Просмотр видеоролика

октябрь

7.        

День народного единства. «Ты тоже родился в России»

Беседа, презентация

ноябрь

8.        

«Мамы всякие нужны. Мамы всякие важны!»

Беседа. Просмотр короткометражного фильма «Самая трудная работа в мире»

ноябрь

9.        

Беседа «Культура поведения в общественных местах».

Беседа

ноябрь

10.    

«Марафон добра» - «Вам наше милосердие и забота», ко Дню инвалида

Беседа, акция

декабрь

11.    

«О   традициях празднования Нового года и Рождества».

Беседа. презентация

декабрь

12.    

«День Защитника Отечества - история праздника»

Познавательное мероприятие

февраль

13.    

Беседа «Роль знаний в выборе профессии».

Беседа

февраль

14.    

Поздравительная программа,  посвящённая Международному женскому дню 8 марта

Подготовка и просмотр видеоролика «Моя мама самая самая»

март

15.    

Беседа «Встречай любовью стаи птичьи»

Беседа

апрель

16.    

Беседа, посвящённая первому полёту в космос.

Беседа с использованием видеопрезентаций, видеофильмов

апрель

17.    

Беседа «В мире профессий».

Беседа

апрель

18.    

«Традиции, обычаи и легенды Светлого праздника».

Беседа. Презентация

апрель

21

«Памяти павших…»

Акция, беседа

май

 

 

3.     ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль проводится с целью диагностики начального уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету.

Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия учебного года для оценки качества усвоения программного материала.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Подведение итогов по результатам освоения программы проходит в форме итоговых занятий по изученным темам, конкурсов, соревнований.

Результаты входного, промежуточного и итогового контроля фиксируются в «Диагностической карте мониторинга результатов освоения учащимися образовательной программы (Приложение 1).

Формы контроля: опрос, беседа, игра, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Формы подведения итогов: участие в соревнованиях

 

4.     ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестирования и выполнения практического задания.

 

Критерии

Показатели

Методики

Личностный результат

-мотивация к занятиям;

-уровень воспитанности;

-уровень развития общих качеств и способностей личности

Экспресс-методика по изучению ведущих мотивов занятий детей избранным видом деятельности (А.Д. Насибуллина) (Приложение № 1).

Модифицированная анкета на выявление уровня развития общих качеств и способностей личности ребенка.

Метапредметный результат

-самоконтроль;

-интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности

Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции

 

Предметный результат

-уровень развития технических умений, навыков;

-усвоение знаний;

-практические умения, навыки;

Задания для аттестации

(Приложение№ 4)

 

 

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 При реализации программы используются следующие методические материалы:

1.     Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html.

2.     Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html.

3.     Ефимов.Е. Программируем квадрокоптерна Arduino: Режимдоступа: http://habrahabr.ru/post/227425/.

4.     Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим доступа:

http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf.

5.     Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траекориибеспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости.

6.     Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2012. №3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html.

7.     Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное издательство оборонной промышленности,1950.479 с.13.

8.     Мирошник И.В.Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб: Питер, 2005. 337.

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Русол В.В. Организация использования воздушного пространства
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Русол В.В.— Электрон. текстовые
данные.— Москва: Институт аэронавигации, 2019.— 116
c.— Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/88423.html.— ЭБС «IPRbooks»
2.Зенкина Н.Ю. Метеорологическое обеспечение полетов [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Зенкина Н.Ю., Валькович Т.В.— Электрон.
текстовые данные.— Москва: Институт аэронавигации, 2020.— 314
c.—
Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/88415.html.— ЭБС «IPRbooks»
3.Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление
качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Николаев М.И.—
Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: Интернет-Университет
Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 115
c.—
Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/89446.html.— ЭБС
«
IPRbooks»
4.Белов С.В. Аэродинамика и динамика полета [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Белов С.В., Гордиенко А.В., Проскурин В.Д.— Электрон.
текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный
университет, ЭБС АСВ, 2022.— 110 с.—

5.Состояние и перспективы развития аэронавигационной системы России
[Электронный ресурс]: сборник докладов и тезисов научно-практической
конференции преподавателей, слушателей и студентов/ Я.А. Зубов [и др.].—
Э Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/89910.html.— ЭБС
«
IPRbooks»
6.Воздушный кодекс РФ [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые
данные.— : Электронно-библиотечная система
IPRbooks, 2021.— 5c.—
Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/1802.html.— ЭБС «IPRbooks»

7.Автоматизированные системы управления производственнотехнологическими процессами в аэропортах : методические указания /
составители Г. В. Головченко [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2020.
— 31 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
URL: https://e.lanbook.com/book/157352
8.Схемотехника электронных средств измерений авиационнотехнических изделий : учебное пособие : в 2 частях / составители Г. Г. Исаев,
В. О. Тихонов. — Ульяновск : УИ ГА, 2020 — Часть 1 — 2020. — 120 с. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL:
https://e.lanbook.com/book/162553
9.Схемотехника электронных средств измерений авиационнотехнических изделий : учебное пособие : в 2 частях / составители Г. Г. Исаев,
В. О. Тихонов. — Ульяновск : УИ ГА, 2020 — Часть 2 — 2020. — 124 с. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL:
https://e.lanbook.com/book/162554


Интернет ресурсы:
1.Российские беспилотники // Сайт-портал для консолидации представителей
беспилотного сообщества на одном ресурсе, с целью более плотного
взаимодействия внутри отрасли и формирования единого информационного
поля.
- Режим доступа к сайту:
https://russiandrone.ru/publications/bespilotnyeletatelnye- apparaty/
2.Беспилотные летательные аппараты - БПЛА. Дроны. История.//
профессиональное интернет сообщество, справочный портал по БПЛА. -
Режим доступа к сайту:
http://avia.pro/blog/bespilotnye-letatelnye-apparatydrony-istoriyaлектрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа,
2020.— 136 c.—

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Критерии оценивания

Наименование критерия оценки

Наименование аспекта оценки

Максимальный балл

Модуль А

«Тестирование»

макс – 100 б

Правильный ответ на каждый вопрос

 

5

 

Модуль В

«Пилотирование БПЛА в режиме авиасимулятора»

макс –200 баллов

каждый пролет через ворота

1

каждый пролет через двойные ворота

 

2

 

Модуль С

«Визуальное пилотирование беспилотного летательного аппарата»

 

макс – 100 б

Прохождение трассы за наименьшее время:

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

 

65

50

35

20

5

 

Дополнительные баллы:

аккуратность полета, отсутствие столкновений, повреждений аппарата

15

 

- точное приземление на финишную площадку

10

 

соответствие полета заданной траектории

10

 

Штрафные очки:

 

касание земли или препятствия(стойки)

5

 

каждое падение квадрокоптера.

 

10

 

 

Примечание: полный список критериев оценки конкурсного задания до сведения участников не доводится.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Задания для промежуточного контроля по компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами».

Задание 1. Выполнить тест на знание строения квадрокоптеров, их классификацию, порядок сборки.

Время выполнения задания – 30 минут.

Задание 2. Пилотирование квадрокоптера на симуляторе.

Выполнить пилотирование квадрокоптера на симуляторе. Общее время выполнения заданияна компетенции – 1 час.

Команда выполняет задание на симуляторе за 2 минуты. Участникам необходимо пройти трассу, пролетая сквозь ворота ограниченного размера. За каждый пролет через ворота начисляется 1 очко. За пролет сквозь двойные ворота начисляется 2 очка. Цель участников набрать максимальное кол-во баллов за 2 минуты полетного времени. Количество баллов неограниченно.

Задание 3. Пилотирование беспилотными летательными аппаратами.

Время выполнения задания – 2,5 часа, из которых 1 час отводятся на тренировочные полеты в порядке очередности участников по одной попытке в один подход, но не более 5 минут, и 0,5 часа непосредственно на соревнования по точности и времени прохождения трассы.

«Практический» этап соревнований. Участникам команд необходимо показать мастерство пилотирования квадрокоптером.

Цель этого этапа: за меньшее количество времени пройти трассу с установленными препятствиями. Команде дается 2 попытки на прохождение трассы, в зачет идет лучшее (наименьшее) время.

 

Командам начисляются баллы за прохождение трассы.

Последняя команда получает 5 баллов

Каждая последующая получает на 15 баллов больше.

Штрафные баллы:

- 5 баллов - касание земли или препятствия(стойки)

- 10 баллов - падение квадрокоптера.

Дополнительные баллы:

- аккуратность полета, отсутствие столкновений, повреждений аппарата -15 баллов

- точное приземление на финишную площадку -10 баллов

- соответствие полета заданной траектории -10 баллов

 

 Итоговое количество баллов складывается из баллов за прохождение трассы и штрафных баллов. Максимальное количество баллов -100.

 

 

ИТОГИ СОРЕВНОВАНИЙ

Победу в соревнованиях одержит команда набравшая наибольшее количество баллов по итогам 3 этапов.

 

                                                                                                           Приложение 4

Итоговый контроль: «БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ»

1.Что такое Квадрокоптер?

1) это беспилотный летательный аппарат

2) обычно управляется пультом дистанционного управления с земли

3) имеет один мотор с двумя пропеллерами

4) имеет четыре мотора (или меньше) с четырьмя пропеллерами

 

2. В Российском законодательстве установлена максимальная масса квадрокоптера не требующего специального разрешения на полеты:

1) до 250 грамм      2) до 500 грамм  

3) до 1000 грамм    4) _____________

 

3. На картинке представлен квадрокоптер и схематично показано направление вращения винтов. Укажи верное направление движения «вперед» квадрокоптера:

1)  1          2) 2            3) 3

 

4. Что такое электронный регулятор оборотов?

1) устройство для управления оборотами электродвигателя, применяемое на радиоуправляемых моделях с электрической силовой установкой

2) устройство для управления оборотов резиномоторного двигателя

3) устройство для управления оборотами сервомашинки

 

5. Kv-rating показывает:

1) сколько оборотов совершит двигатель за одну минуту (RPM) при определенном напряжении

2) емкость батареи питания квадрокоптера

3) скорость движения квадрокоптера по прямой

 

6. Расшифруй надпись: Turnigy Multistar 5130-350

1) это двигатель с высотой 51мм, диаметром статора 30 мм и KV 350

2)  это двигатель с диаметром статора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350

3) это двигатель с диаметром ротора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350

 

 

7. Расшифруй надпись: Scorpion M-2205-2350KV 

1)  это двигатель с диаметром статора22 мм, высотой 5 мм и KV 2350

2) это двигатель с диаметром ротора 22 мм, высотой 5 мм и KV 2350

3) это двигатель с высотой 22мм, диаметром статора 5 мм и KV 2350

 

8. Чем лучше использование бесколлекторного двигателя?

1) лучшее соотношение масса/мощность, лучшее КПД

2) легче                             3) компактнее

4) меньше греются         5) практически не создают помех

 

9. Параметр  указывающий, на сколько поднялся бы пропеллер за один оборот вокруг своей оси с данным наклоном лопасти, если бы он двигался в плотном веществе, называется:

1) Scrutch    2) Pitch     3) Patch

 

10.  Расшифруй цифровое обозначение пропеллера размером 10х4,5:

1) Первая цифра в маркировке обозначает шаг винта в дюймах, а вторая – диаметр винта

2) Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – диаметр отверстия под ось мотора

3) Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – шаг винта

 

11. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен тангаж:

Картинки по запросу что такое тангаж1) Roll

2) Pitch

3) Yaw

 

 

 

 

 

12. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен крен:

1) Roll       2) Pitch    3) Yaw

 

13. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом обозначается рыскание:

1) Roll       2) Pitch    3) Yaw

 

 

14. Как расшифровывается аббревиатура FPV?

1) носимая камера    2) полеты без управления    3) вид от первого лица

 

15. Полётный контроллер – это:

1) электронное устройство, управляющее положением камеры для записи видео

2) электронное устройство, управляющее полётом летательного аппарата. 

3) электронное устройство для связи через спутник

 

16. Что такое процедуры ARM и DISARM? Как они выполняются?

ARM – это _______________________________________________

DISARM - это _____________________________________________

 

17. Что делать если квадрокоптер ударился о землю и потерял управление?

1) _______________________________________

2) _______________________________________

3) _______________________________________

4) _______________________________________

5) _______________________________________

 

18. Что обязательно нужно проверить ПЕРЕД вылетом?

1) Затянутость гаек пропеллеров и отсутствие болтающихся проводов

2) Заряд аккумуляторов и правильность установки пропеллеров

3) Крепление и целостность защит пропеллеров

19. Что НЕЛЬЗЯ делать во время полета?

1) Стоять сбоку от зоны полётов

2) Двигать стиками в крайние положения

3) Медленно летать

4) Летать выше собственного роста

 

20. Что делать сразу после приземления?

1) Сфотографировать на телефон

2) Выключить пульт

3) Подойти к коптеру и отключить его LiPo аккумулятор

4) Disarm и проверить газ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru