КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
Заместитель директора по УВР |
Директор школы |
Сейткасимова Г.К. |
Чиглинцев С.В. |
|
|
«____» _______________ 2021 год |
«____» ________________2021 год |
учебная программа
«Медиа и информационная грамотность»
Целевая группа: учащиеся 10 класса
Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы
2021-22 учебный год
Пояснительная записка
В Послании экс-Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим экс-Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личности для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.
В новом мире мы каждую секунду подвергаемся информационной атаке. Она может просто испортить нам настроение или дезинформировать, а может привести к более печальным последствиям. И только критическое мышление, основанное на понимании того, как работают и воздействуют на нас современные медиа, может помочь нам избежать манипуляций и сохранить независимость суждений и действий. Когда мы говорим о мире информации, такое мышление называют медиаграмотностью. Программа курса «МИГ» поможет старшеклассникам ориентироваться в современном информационном пространстве, отсекать лживую информацию и ее источники, а также повысить свою цифровую безопасность.
Программа курса составлена в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников с целью углубления представлений функциональной грамотности (читательская и информационная)
Актуальность
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать читательскую, компьютерную грамотность, естественно-математическую, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью, как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в Казахстане актуализировалась в 2021 году (Программа развитии образования до 2024, ИМП на 2021 – 2022 уч.год, , приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол. на 27 ноября 2020г. №496)
Согласно этим документам и уровня развития требований современного общества, функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе.
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Актуальность развития функциональной грамотности обоснована тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основной целью программы курса является развитие функциональной грамотности учащихся 10 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность).
Целевая аудитория курса - учащиеся 10 класса.
Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).
Межпредметные связи: история, информатика, самопознание, география, литература, этика.
Основные принципы организации кружка:
ü принцип индивидуального подхода к учащимся;
ü принцип систематичности;
ü принцип занимательности;
ü принцип укрепления связи обучения с жизнью.
ü доступность, познавательность и наглядность
ü учёт возрастных особенностей
ü психологическая комфортность
Цели:
ü Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
ü Развитие функциональной грамотности учащихся 10 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
ü Совершенствование читательской компетенции
Задачи:
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.
Привитие ценностей:
Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел
Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.
Краткое описание содержания курса.
Содержательный компонент отражает принцип надпредметности дидактических и методических материалов, включающих в себя основы работы с текстом (анализа, синтеза, смыслового чтения, понимания, преобразования информации и т.п.) и межпредметности (выделение содержательных концептов) при работе с текстами гуманитарной, естественнонаучной, математической, технической направленности.
В программу кружка включены разделы:
1. История медиа
2. Медиаграмотность
3. Фейк и фантазия: чему мы верим и почему
4. Информация и ее источники
5. Безопасность в соцсетях
6. Работа с различными видами текста
7. Решение задач на грамотность
Прогнозируемые результаты:
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, читательской, информационной компетентностей школьников.
Ожидаемые результаты сформированности коммуникативной компетенции:
Ø умения пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации для решения учебных и жизненных задач;
Ø умения выбирать разнообразные стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач; умения осуществлять продуктивное взаимодействие в ситуациях учебного и социокультурного общения;
Ø умения оценивать свое участие в коммуникативной деятельности и самокоррекции на этой основе;
Ожидаемые результаты сформированности информационной компетенции:
Ø владение системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений;
Ø умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий;
Ø умение самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию и использовать в учебной деятельности;
Ø владение методами познания, моделирования, конструирования; умение применять обработанную информацию в процессе учебной деятельности;
Ø умение классифицировать отобранные материалы в соответствии с поставленными целями и задачами учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование занятий курса составлено в соответствии с ГОСО обновленного содержания образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604(с изм. и допол. на 28 августа 2020 года № 372), Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденных приказами Министра образования и науки РК (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол. на 27 ноября 2020г. №496) |
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021.
Календарно-тематическое планирование занятий
курса «МИГ» (Медиа и информационная грамотность)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
2. |
Коммуникации человека — от жеста к письменности |
1 |
|
|
3. |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста и его частей. Главная и детальная информация. |
1 |
|
|
4. |
История развития медиа |
1 |
|
|
5. |
Эволюция средств преобразования информации |
1 |
|
|
6. |
Развитие компьютеров и интернета |
1 |
|
|
7. |
Типы медиа |
1 |
|
|
8. |
Что такое вопрос. Виды вопросов |
1 |
|
|
9. |
Накопление знаний |
1 |
|
|
10. |
Современные мифы: лжетеории и псевдонаука |
1 |
|
|
11. |
Медиамир и медиаграмотность |
1 |
|
|
12. |
Вымысел в искусстве: кино, театр, тексты |
1 |
|
|
13. |
Работа со сплошным текстом |
1 |
|
|
14. |
Чем отличаются сказки для детей и для взрослых |
1 |
|
|
15. |
Польза детских сказок |
1 |
|
|
16. |
Фильмы ужасов и кинофантастика |
1 |
|
|
17. |
Музыка и эмоциональные манипуляции в кино |
1 |
|
|
18. |
Как с «Прибытия поезда» началась история кино |
1 |
|
|
19. |
Слово против технологии |
1 |
|
|
20. |
Источники информации |
1 |
|
|
21. |
Работа с несплошным текстом |
1 |
|
|
22. |
Информация и ее признаки |
1 |
|
|
23. |
Искажение признаков информации и его последствия |
1 |
|
|
24. |
Современные источники информации и их признаки |
1 |
|
|
25. |
Глобальное информационное пространство |
1 |
|
|
26. |
Механизм искажения информации (принцип каскадности информирования) |
1 |
|
|
27. |
Работа с текстом: как преобразовать текстовую информацию для выступления |
1 |
|
|
28. |
Реклама и медиа |
1 |
|
|
29. |
Виды визуальных материалов |
1 |
|
|
30. |
Безопасность в социальных сетях |
1 |
|
|
31. |
Конфиденциальность в социальных сетях |
1 |
|
|
32. |
Типы задач на грамотность |
1 |
|
|
33. |
Проверка на достоверность фото и видео. Инструменты проверки фото и видео на достоверность |
1 |
|
|
34. |
Информационное оружие будущего |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.