УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Медиа и информационная грамотность»
Оценка 4.9

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Медиа и информационная грамотность»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык +1
16.01.2022
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА    курса «Медиа и информационная грамотность»
Программа курса составлена в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников с целью углубления представлений функциональной грамотности (читательская и информационная)
МИГ.doc

КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Заместитель директора  по УВР

Директор школы

Сейткасимова Г.К.

Чиглинцев С.В.

 

 

«____» _______________  2021 год         

«____» ________________2021 год        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебная программа

 

 «Медиа и информационная грамотность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая группа: учащиеся 10   класса

 

 

Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-22 учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

В Послании экс-Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим экс-Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические  действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личности для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.

В новом мире мы каждую секунду подвергаемся информационной атаке. Она может просто испортить нам настроение или дезинформировать, а может привести к более печальным последствиям. И только критическое мышление, основанное на понимании того, как работают и воздействуют на нас современные медиа, может помочь нам избежать манипуляций и сохранить независимость суждений и действий. Когда мы говорим о мире информации, такое мышление называют медиаграмотностью. Программа курса «МИГ» поможет старшеклассникам ориентироваться в современном информационном пространстве, отсекать лживую информацию и ее источники, а также повысить свою цифровую безопасность.

Программа курса составлена в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников с целью углубления представлений функциональной грамотности (читательская и информационная)

 

Актуальность

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать читательскую, компьютерную грамотность, естественно-математическую, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования  с многоплановой человеческой деятельностью, как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в Казахстане актуализировалась в 2021 году (Программа развитии образования до 2024, ИМП на 2021 – 2022 уч.год, , приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года 115 изм. и допол. на 27 ноября 2020г. 496)

Согласно этим документам и уровня развития требований современного общества,  функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе.

Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Актуальность  развития функциональной грамотности обоснована тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основной целью программы курса является развитие функциональной грамотности учащихся 10 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность).

 

Целевая аудитория курса -  учащиеся 10 класса.

Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).

Межпредметные связи: история, информатика, самопознание, география, литература, этика.

 

Основные принципы организации кружка:

ü    принцип индивидуального подхода к учащимся;

ü    принцип систематичности;

ü    принцип занимательности;

ü    принцип укрепления связи обучения с жизнью.

ü    доступность, познавательность и наглядность 

ü    учёт возрастных особенностей 

ü    психологическая комфортность 

 

Цели: 

ü    Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

ü    Развитие  функциональной грамотности учащихся 10 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

ü    Совершенствование  читательской компетенции

 

Задачи:

Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

ü     Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности. 

ü     Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор. 

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

 

Привитие ценностей:

Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел

Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.

 

Краткое описание содержания курса.

Содержательный компонент отражает принцип надпредметности дидактических и методических материалов, включающих в себя основы работы с текстом (анализа, синтеза, смыслового чтения, понимания, преобразования информации и т.п.) и межпредметности (выделение содержательных концептов) при работе с текстами гуманитарной, естественнонаучной, математической, технической направленности.

 

         В программу кружка включены разделы:

1.                 История медиа

2.                 Медиаграмотность

3.                 Фейк и фантазия: чему мы верим и почему

4.                 Информация и ее источники

5.                 Безопасность в соцсетях

6.                 Работа с различными видами текста

7.                 Решение задач на грамотность

 

 

Прогнозируемые результаты:

ü     формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; 

ü     формирование коммуникативной, читательской, информационной компетентностей школьников. 

 

Ожидаемые результаты сформированности коммуникативной компетенции:

Ø  умения пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации для решения учебных и жизненных задач;

Ø  умения выбирать разнообразные стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач; умения осуществлять продуктивное взаимодействие в ситуациях учебного и социокультурного общения;

Ø  умения оценивать свое участие в коммуникативной деятельности и самокоррекции на этой основе;

Ожидаемые результаты сформированности информационной компетенции:

Ø    владение системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений;

Ø    умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий;

Ø    умение самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию и использовать в учебной деятельности;

Ø    владение методами познания, моделирования, конструирования; умение применять обработанную информацию в процессе учебной деятельности;

Ø    умение классифицировать отобранные материалы в соответствии с поставленными целями и задачами учебной деятельности.

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий курса составлено в соответствии с ГОСО обновленного содержания образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604(с изм. и допол. на 28 августа 2020 года 372), Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденных приказами  Министра образования и науки РК (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года 115 изм. и допол. на 27 ноября 2020г. 496)

Инструктивно-методическое письмо       «Об   особенностях      учебно-воспитательного процесса    в     организациях      среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий

курса «МИГ» (Медиа и информационная грамотность)

             

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Примечание

1.                  

Вводное занятие.

1

 

 

2.                  

Коммуникации человека — от жеста к письменности

1

 

 

3.                  

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста и его частей. Главная и детальная информация.

1

 

 

4.                  

История развития медиа

1

 

 

5.                  

Эволюция средств преобразования информации

1

 

 

6.                  

Развитие компьютеров и интернета

1

 

 

7.                  

Типы медиа

1

 

 

8.                  

Что такое вопрос. Виды вопросов

1

 

 

9.                  

Накопление знаний

1

 

 

10.              

Современные мифы: лжетеории и псевдонаука

1

 

 

11.              

Медиамир и медиаграмотность

1

 

 

12.              

Вымысел в искусстве: кино, театр, тексты

1

 

 

13.              

Работа со сплошным текстом

1

 

 

14.              

Чем отличаются сказки для детей и для взрослых

1

 

 

15.              

Польза детских сказок

1

 

 

16.              

Фильмы ужасов и кинофантастика

1

 

 

17.              

Музыка и эмоциональные манипуляции в кино

1

 

 

18.              

Как с «Прибытия поезда» началась история кино

1

 

 

19.              

Слово против технологии

1

 

 

20.              

Источники информации

1

 

 

21.              

Работа с несплошным текстом

1

 

 

22.              

Информация и ее признаки

1

 

 

23.              

Искажение признаков информации и его последствия

1

 

 

24.              

Современные источники информации и их признаки

1

 

 

25.              

Глобальное информационное пространство

1

 

 

26.              

Механизм искажения информации (принцип каскадности информирования)

1

 

 

27.              

Работа с текстом: как преобразовать текстовую информацию для выступления

1

 

 

28.              

Реклама и медиа

1

 

 

29.              

Виды визуальных материалов

1

 

 

30.              

Безопасность в социальных сетях

1

 

 

31.              

Конфиденциальность в социальных сетях

1

 

 

32.              

Типы задач на грамотность

1

 

 

33.              

Проверка на достоверность фото и видео. Инструменты проверки фото и видео на достоверность

1

 

 

34.              

Информационное оружие будущего

1

 

 

 


КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по

КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по

Пояснительная записка В Послании экс-Президента

Пояснительная записка В Послании экс-Президента

Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в

Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в

Привитие ценностей: Консолидирующие ценности на базе идеи

Привитие ценностей: Консолидирующие ценности на базе идеи

Календарно-тематическое планирование занятий курса составлено в соответствии с

Календарно-тематическое планирование занятий курса составлено в соответствии с

Календарно-тематическое планирование занятий курса «МИГ» (Медиа и информационная грамотность) № п/п

Календарно-тематическое планирование занятий курса «МИГ» (Медиа и информационная грамотность) № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022