ГУО «Вертелишковская средняя школа»
Учебная программа объединения по интересам
«Шашки»
Учитель физической культуры
Атапович В.С.
2022
Пояснительная записка
Актуальность и новизна программы
В современном обществе целью развития школьников является всестороннее гармоничное развитие личности. Современная концепция общего образования во главу ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Школа в наше время предъявляет к ребенку массу серьезных требований. С первых же дней учебы он должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление, логическое мышление. А это закладывается с детства и требует развития на протяжении всей школьной жизни.
Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Шашечное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать.
Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей школьного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий объединения по интересам «Шашки» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. Шашечная игра дарят ребенку радость творчества и обогащают его духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Обучение по программе «Шашки» основано на принципах личностно - ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – ребёнок, реализующий свои возможности. Поэтому программа учитывает возрастные и психофизические особенности ребёнка. Немаловажное значение в обучении игре в шашки отводится принципу адаптирующей педагогики, обеспечивающей взаимодействие и сотрудничество семьи и педагогов.
Цель:создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры и игры в шашки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
• Обучение основам игры в шашки;
• Обучение комбинациям, теории и практике игры в шашки.
•
Воспитательные:
• воспитание отношения к игре в шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• выработка у обучающихся умения применять полученные знания на практике;
• создать ситуации успеха для каждого ребёнка.
•
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• развитие умственных способностей обучающихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• осуществление всестороннего физического развития обучающихся;
• формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.
В результате занятий предполагается развить следующие качества личности: целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.
Для формирования первоначальных знаний, умений и навыков шашечной игры, выбраны следующие принципы обучения:
Основные компоненты |
Принципы обучения |
Задачи обучения |
Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого. |
Содержание обучения |
Принцип научности, систематичности и последовательности обучения. |
Методы обучения и соответствующие им средства |
Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. |
Формы организации обучения |
Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. |
Условия для обучения |
Принцип создания необходимых условий для обучения. |
Результаты обучения |
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. |
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
-наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
-опросов по изучаемым темам;
-участие в соревнованиях различного уровня.
Режим занятий
- Общее количество часов в год: 72 часа.
- Количество занятий в неделю – 2 раза по 1 часу на 1 группу.
- Периодичность занятий – еженедельно по 2 часа.
Отличительные особенности программы:
При отборе содержания и видов деятельности детей в данной учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности. Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Сроки реализации программы:
Выполнение программы рассчитано на 1 год. Возраст воспитанников 8-9 лет.
Учебный план
№ |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности |
1 |
1 |
- |
2. |
Общие положения |
1 |
1 |
- |
3. |
Правила соревнований |
1 |
1 |
- |
4. |
Основы шашечной теории |
8 |
2 |
6 |
5. |
Тактика и техника шашечной игры |
8 |
2 |
6 |
6. |
Важнейшие данные об игре в окончаниях |
14 |
- |
14 |
7. |
Начальные сведения об игре в международные шашки |
4 |
2 |
2 |
8. |
Шашечная композиция |
16 |
2 |
14 |
9. |
Практическая игра |
16 |
2 |
14 |
10. |
Квалификационные турниры |
1 |
- |
1 |
10. |
Итоговое занятие. |
2 |
1 |
1 |
|
Итого часов: |
72 |
14 |
58 |
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
I. |
Вводное занятие. Правила безопасного поведения во время проведения объединения по интересам |
1 |
1 |
- |
II. |
Общие положения |
1 |
1 |
- |
1. |
Развитие физической культуры и спорта в стране |
1 |
1 |
- |
III. |
Правила соревнований |
1 |
1 |
|
1. |
Правила игры в русские шашки |
1 |
1 |
- |
IV. |
Основы шашечной теории |
8 |
2 |
6 |
1. |
Общие вопросы шашечной теории |
1 |
1 |
- |
2. |
Значение центральных полей доски |
1 |
1 |
- |
3. |
Связывание шашек |
1 |
- |
1 |
4. |
Значение размена и понятие о темпе |
1 |
- |
1 |
5. |
Элементарные ловушки в начале партии |
1 |
- |
1 |
6. |
Потеря уже одной шашки ведёт к проигрышу. |
1 |
- |
1 |
7. |
Принципы стеснения (ограничения) действий противника |
1 |
- |
1 |
8. |
Позиционное преимущество - важнейший путь к достижению победы. |
1 |
- |
1 |
V. |
Тактика и техника шашечной игры |
8 |
2 |
6 |
1. |
Разнообразие тактических приёмов в игре. |
1 |
1 |
- |
2. |
Различные способы выигрыша шашки |
1 |
- |
1 |
3 |
Важностьумения пользоваться умениями тактическими приёмами в игре. |
1 |
- |
1 |
4 |
Расчёт ходов в партии |
2 |
- |
2 |
5. |
Техника проведения тактических приёмов |
1 |
|
1 |
6. |
Значение техники игры в окончании |
1 |
- |
1 |
7. |
Анализ и разбор различных способов выигрыша шашки |
1 |
1 |
- |
VI.
|
Важнейшие данные об игре в окончаниях. Атака и защита. |
16 |
0 |
16 |
1. |
Технически трудные окончания |
1 |
- |
1 |
2. |
Дамка и две простые против дамки |
1 |
- |
1 |
3. |
Три дамки против дамки и простой |
1 |
- |
1 |
4. |
Важность знания правил оппозиции, разбор примеров |
1 |
- |
1 |
5. |
Три дамки против одной в окончаниях. Треугольник Петрова |
1 |
- |
1 |
6. |
Борьба одной шашки против двух и более шашек. |
1 |
- |
1 |
7. |
Характерные ничейные позиции в борьбе одной шашки против двух. |
1 |
- |
1 |
8. |
Борьба простых. Две шашки против двух. |
1 |
- |
1 |
9. |
Типичные позиции из борьбы трёх шашек против четырёх |
1 |
- |
1 |
11. |
Четыре шашки против четырёх |
1 |
- |
1 |
12. |
Совместная борьба дамок и простых, находящихся на одномфланге |
1 |
- |
1 |
13. |
Борьба дамки против двух и трёх простых. |
1 |
- |
1 |
14. |
Совместная борьба дамок и простых против дамки |
1 |
- |
1 |
15. |
Дамка и простая против простых. |
1 |
- |
1 |
16. |
Совместная борьба дамки против дамки с простыми шашками |
1 |
- |
1 |
VII. |
Начальные сведения об игре в международные шашки |
4 |
2 |
2 |
1. |
Знакомство с шашечной доской. Наименование диагоналей доски. |
1 |
1 |
- |
2. |
Ходы шашек. Первый ход. Момент совершения хода. |
1 |
- |
1 |
3. |
Различные виды выигрыша и проигрыша. |
1 |
|
1 |
4. |
Различные виды ничьей. |
1 |
1 |
|
VIII. |
Шашечная композиция |
16 |
0 |
6 |
1. |
Окончания, как понимать шашечную концовку. |
1 |
- |
1 |
2. |
Практическая ценность изучения шашечных концовок |
1 |
- |
1 |
3. |
Связь концовки с практической игрой. |
1 |
- |
1 |
4. |
Анализ и разбор концовок на различные темы |
1 |
- |
1 |
5. |
Дамка против дамки и двух простых |
1 |
- |
1 |
6. |
Одна дамка против трёх, четырех дамок |
1 |
- |
1 |
7. |
Ничейные позиции. Две дамки против одной дамки и простой |
1 |
- |
1 |
8. |
Выигрыш. Три дамки против одной. (Треугольник Петрова) |
1 |
- |
1 |
9. |
Этюдное творчество. Важность знания этюдных приёмов борьбы для практической игры. |
1 |
- |
1 |
10. |
Связь этюда с шашечной партией |
1 |
- |
1 |
11. |
Борьба простых в этюдах |
1 |
- |
1 |
12. |
Разбор примеров, характеризующих этюдную борьбу простых. |
1 |
- |
1 |
13. |
Этюды с дамками. |
1 |
- |
1 |
14. |
Борьба дамок с простыми – против простых в этюдах. |
1 |
- |
1 |
15. |
Разбор примеров с этюдными окончаниями |
1 |
- |
1 |
16. |
Практическое применение этюдов |
1 |
- |
1 |
IX. |
Практическая игра |
16 |
2 |
14 |
X. |
Квалификационные турниры |
1 |
- |
1 |
XI. |
Итоговые занятия |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого часов: |
72 |
14 |
58 |
Содержание программы
Теоретические сведения:
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация.
Практические умения:
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
1. Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
8. Игра «уголки»
9. Игра «поддавки»
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Учебно-методическое – обеспечение:
- опорные схемы
- набор шашек и шашечных досок
Устьянов С.Ю. «Увлекательная тактика»
Цирик З.И. «Лабиринты шашечной игры»
Ожидаемый результат обучения:
- знание шашечных терминов
- знание и выполнение правил шашечной игры;
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
- умение общаться и договариваться со сверстниками;
-сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии.
2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П.
3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.
4. Волчек А.А. Шашечный практикум.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно.
6. Городецкий В.Б. Книга о шашках.
7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек.
8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов.
9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций.
10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал
11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки
12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры.
13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк.
14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
15. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.