Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"
Оценка 4.9

Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Оценка 4.9
Документация
pdf
11 кл
18.07.2023
Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"
Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"
ОП.05. Процессы формообразования и инструменты.pdf

             



СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ          4 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ            5

ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ         9

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ            10 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

             

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 

1.1. Область применения  рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей  15.00.00 Машиностроение:

15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Процессы формообразования и инструменты» входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: пользоваться нормативно-справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки; – выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-             основные методы формообразования заготовок;

-             основные методы обработки металлов резанием;

-             материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента;

-             виды лезвийного инструмента и область его применения;

-             методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки; способы формообразования при обработке деталей резанием и с применением аддитивных методов.

 

Формируемые компетенции 

ПК 1.2. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ информации для выбора оптимальных технологических решений, в том числе альтернативных в соответствии с принятым процессом выполнения своей работы по изготовлению деталей.

ПК 1.3. Разрабатывать технологическую документацию по обработке заготовок на основе конструкторской документации в рамках своей компетенции в соответствии с нормативными требованиями, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования.

ПК 1.4. Осуществлять выполнение расчетов параметров механической обработки и аддитивного производства в соответствии с принятым технологическим процессом согласно нормативным требованиям, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования.

ПК 1.5. Осуществлять подбор конструктивного исполнения инструмента, материалов режущей части инструмента, технологических приспособлений и оборудования в соответствии с выбранным технологическим решением, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

64

Самостоятельная работа 

8

Объем образовательной программы 

72

в том числе:

 

теоретическое обучение

42

лабораторные занятия 

3

практические занятия 

13

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

6

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций,

формированию которых

способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Литье

Содержание учебного материала 

3

ПК 1.2,1.3.

ОК 01, 02,04,07

 

Введение. Роль процессов формообразования в цикле производства деталей машин.

Литейное производство, его роль в машиностроении.

Производство отливок. Изготовление отливок в разовых песчано – глинистых формах.

Модельный комплект, его состав и назначение. Формовочные и стержневые смеси.

Литье в кокиль, центробежное литье, литье под давлением, литье в оболочковые формы, литье по выплавляемым моделям.

Тематика практических занятий 

Определение способа литья при заданных условиях.

1

Тема 2.

Обработка давлением

Содержание учебного материала 

3

 

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3.

 

 

Обработка материалов давлением. Понятие о пластической деформации. Влияние различных факторов на пластичность. Режимы нагрева металлов.

Прокатное производство. Понятие о продольной, поперечной и поперечно-винтовой прокатке. Условия захвата заготовки валками. 

Прессование и волочение: прямое и обратное прессование.

Свободная ковка: ручная и машинная, область применения, основные операции, инструмент и оборудование.

Штамповка: сущность процесса, область применения, виды штамповки, типы штампов.

Холодная штамповка: холодная объемная штамповка, оборудование и инструмент.

Тематика практических занятий  Разработка формы прокатного валка.

1

 

Тема 3.

Сварка, пайка и склеивание

Содержание учебного материала

Сварка как метод получения заготовок. Сущность процесса и способы сварки. Требования, учитываемые при выборе способа сварки. Классификация способов сварки. Типы сварных соединений. 

Пайка. Склеивание.

2

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся по темам Подготовка рефератов и докладов по темам:

1.        Комбинированные способы литья.

2.        Прокатное производство труб.

3.        Порошковая металлургия как метод получения заготовок.

4.        Штамповка выдавливанием.

4

 

Тема 4.

Основные сведения о резании материалов

 

Содержание учебного материала Металлорежущие инструменты. 

Методы формообразования поверхностей деталей машин резанием. Инструменты формообразования в машиностроении. Износостойкие покрытия.

Материалы, применяемые для изготовления лезвийного и абразивного  инструмента.  Основы механики работы клина. Основные элементы и геометрия рабочей части инструмента.

Понятие о качестве поверхности.

4

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

Тематика практических занятий

Выбор марки инструментального материала в зависимости от условий обработки.

2

Тема 5. Точение поверхностей

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

  

Характеристика метода точения.

Конструктивные элементы резца.Исходные плоскости резца. Геометрия токарного резца.

Влияние углов резца на процесс резания.

Основные типы резцов. Общая классификация токарных резцов по конструкции, технологическому назначению, направлению движения подачи. Формы передней поверхности лезвия резца. Выбор конструкции и геометрии резца в зависимости от условий обработки.

Элементы резания при точении. Срез и его геометрия, площадь сечения среза. Частота вращения заготовки. 

2

Физические основы процесса резания. Смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС), применяемые при резании материалов Физические явления при токарной обработке:стружкообразование;пластические и упругие деформации, возникающие в процессе стружкообразования. 

Скорость резания, допускаемая режущими свойствамиинструмента. Типы стружек. Явления

4

 

 

 

 

образования нароста: причины образования, пути предупреждения.

 

 

Сопротивление резанию при токарной обработке: Сила резания,  и ее источники. Действие составляющих силы резания и их реактивных значений на заготовку, резец, зажимное приспособление и станок. Справочные таблицы для определения коэффициентов в формулах составляющих силы резания.

Методика определения рациональных режимов резания при точении. Расчетный и табличный методы.

 

4

Тематика лабораторных работ

Измерение конструктивных и геометрических  параметров токарных резцов.

1

Тематика практических занятий

Выбор типа резца и определение режима резания при точении.

3

Тема 6. Строгание, долбление и протягивание

Содержание учебного материала

2

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

Строгание: характеристика метода строгания, режущий инструмент и схемы обработки заготовок на строгальных и долбежных станках. 

Протягивание: характеристика метода, режущий инструмент и режимы резания, схемы обработки заготовок на протяжных станках. 

Тематика практических занятий

Определение режимов резания при строгании, долблении, протягивании.

2

Тема 7. Фрезерование

Содержание учебного материала

4

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

 

Физические особенности процесса фрезерования. Цилиндрическое и торцовое фрезерование.

Конструкция и геометрия цилиндрических фрез. Углы фрезы в нормальном сечении.

Элементы резания при цилиндрическом и торцовом фрезеровании.

Износ фрез. Равномерность фрезерования. Встречное и попутное фрезерование. Силы, действующие на фрезу. Мощность резания.

Тематика практических занятий

Выбор типа фрезы и определение режимов резания при фрезеровании.

2

Тема 8. Зубообработка и резьбообработка

Содержание учебного материала

2

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

 

Зубообработка: способы получения зубчатого венца.Метод копирования. Метод обката. Зуборезные инструменты: виды, конструктивные особенности, схемы обработки.

Резьбообработка: общие сведения о методах резьбообработки и резьбообрабатывающих станках. Конструкция и геометрия резьбового инструмента. Способырезьбонарезания на резьбофрезерных,  болторезных и гайкорезных станках, резьбообработкана резьбонакатных станка.

Тематика практических занятий

Определение режима резания при зубообработке и резьбонарезании.

2

 

Тема 9.

Шлифование и отделочные виды обработки

Содержание учебного материала

 

 

 

2

 

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

 

Абразивные инструменты: Сущность метода шлифования (обработка абразивными инструментами).

Абразивные естественные и искусственные материалы, их марки, физико-механические свойства.

Характеристика шлифовального круга.

Алмазные и эльборовые шлифовальные круги, бруски, сегменты, шкурки, пасты, порошки, их характеристики и маркировка.

Процесс шлифования: Виды шлифования. Наружное круглое центровое шлифование.

Элементы резания. 

Наружное круглое шлифование глубинным методом, методом радиальной подачи.

Особенности внутреннего шлифования. 

Особенности плоского шлифования. Элементы резания при плоском шлифовании торцом круга, периферией круга.

Наружное бесцентровое шлифование методом радиальной и продольной подачи. Элементы резания при наружном круглом бесцентровом шлифовании. 

Бесцентровое внутренне шлифование.

Доводочные процессы:Суперфиниширование и хонингование поверхности вращения.

Достигаемая степень шероховатости. 

Притирка (лапинг-процесс) ручная и механическая. Инструменты и пасты для притирки.

Режимы притирки.

Полирование абразивными шкурками, лентами, пастами, порошками. Режимы полирования.

 

 

2

Тематика практических занятий

Выбор шлифовального круга в зависимости  от  технических условий.

2

Тема 10.

Другие методы формообразования

Содержание учебного материала

2

 

 

 

 

2

ОК 01, 02,04,07 ПК 1.2,1.3, 1.4,

1.5

 

 

Общие сведения. Электроконтактная обработка. 

Анодно-механическая обработка: особенности метода; разновидности анодно-механической обработки. Электрохимическая размерная обработка. Ультразвуковая размерная обработка.

Лучевые методы размерной обработки.

Способы формообразования при обработке деталей с применением аддитивных методов.

Сущность и виды поверхностного пластического деформирования. Обкатывание и раскатывание поверхностей: сущность процесса, инструменты для обработки, параметры качества.

Калибрование отверстий: сущность процесса, инструменты для обработки, параметры качества. 

 

Алмазное выглаживание. Центробежная обработка.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся по темам.

Подготовка рефератов и докладов по темам:

1.  Способы формообразования при обработке деталей с применением аддитивных методов.

2.  Ультразвуковая размерная обработка. Лучевые методы размерной обработки.

4

Экзамен

6

 

Всего:

72

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Рабочая программа учебной дисциплины реализуется  в учебной лаборатории процессов формообразования и инструментов (№119),  кабинете технологии машиностроения.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Автоматизированное рабочее место преподавателя. Штангенциркули ШЦК – 1-200 0.02 МИК -1 шт Штангенциркули ШЦК – 1-150 0.01 ЧИЗ -1 шт.

Штангенциркуль ШЦ – 1-150 0.05 ЧИЗ -5 шт  Штангенциркуль ШЦ– 1-200  0.05 ЧИЗ -4 шт Штангенциркуль ШЦЦ-1-150 0,01-1шт.

Набор радиусных шаблонов-1 шт

Станок настольно-токарный-1шт.

Макет вертикально-сверлильного станка-1шт.

Токарные резцы -5шт.

Осевой режущий инструмент -10шт. Фрезы-5шт.

Технические средства обучения лаборатории:

Проектор ViewSonic PJD5232 Экран ScreenMedia Economy-P

Программное обеспечение:

Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome

АСКОН Компас 13

 

Оборудование кабинета технологии машиностроения.

Автоматизированное рабочее место преподавателя – 1 шт.

Доска информационная – 1 шт.

Технические средства обучения:

Проектор «ViewSonic»

Проекционный экран «Economy».

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники

Печатные издания

1. Гоцеридзе, Р. М. Процессы формообразование и инструменты : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Р. М. Гоцеридзе. – 2-е изд.  – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. Электронные издания

1.                 Резание материалов. Режущий инструмент в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. Г.

Схиртладзе [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Чемборисова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с.

2.                 Резание материалов. Режущий инструмент в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / С. Н. Григорьев [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Чемборисова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 246 с.

 

 

 

Дополнительные источники: 

Печатные издания

1.                  Нефедов, Н. А. Сборник задач и примеров по резанию металлов и режущему инструменту : учеб. пособие для техникумов / Н. А. Нефедов, К. А. Осипов. – 5-е изд. – М.

: Машиностроение, 1990. – 448 с.

2.                  Прогрессивные режущие инструменты и режимы резания металлов : справочник / В. И.

Баранчиков, А. В. Жаринов, Н. Д. Юдина [и др.] ; под общ. ред. В. И. Баранчикова.  - М. :

Машиностроение, 1990. -400 с.

3.                  Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 1 / под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. – 4-е изд. – М. : Машиностроение, 1986. – 656 с.

4.                  Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 / под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. – 4-е изд. – М. : Машиностроение, 1986. – 496 с.

5.                  Технология металлов и конструкционные материалы : учебник для машиностроит. техникумов / Б. А. Кузьмин, Ю. Е. Абраменко, М. А. Кудрявцев [и др.] ; под общ. ред. Б. А. Кузьмина. – 2-е изд. – М. : Машиностроение, 1989. – 496 с.

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в  рамках текущего и итогового контроля (промежуточная аттестация). 

Текущий контроль освоения знаний проводится в форме тестирования при проведении теоретических занятий, усвоения умений - в форме оценки  выполнения лабораторных и практических работ  при проведении практических занятий, в форме оценки выполнения самостоятельной работы.

Оценка результатов освоения дисциплины (итоговый контроль) осуществляется в форме экзамена.

Для промежуточной аттестации, текущего контроля преподавателем создается фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки. 

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знает:

-    основные методы формообразования заготовок; основные методы обработки

металлов резанием;

-    материалы, применяемые для

изготовления лезвийного инструмента;

-    виды лезвийного инструмента и область его применения;

-    методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки;

-    способы формообразования

при обработке деталей резанием

91-100% правильных ответов оценка 5

(отлично)

71-90% правильных ответов оценка 4

(хорошо)

61-70% правильных ответов оценка 3

(удовлетворительно)

Менее 60% правильных ответов оценка 2

(неудовлетворительно)

 

 

Текущий контроль освоения знаний проводится в форме тестирования при проведении теоретических занятий.

Оценка результатов освоения дисциплины (итоговый контроль) осуществляется в форме экзамена.

 

 

и с применением аддитивных методов.

 

 

Умеет:

-                     пользоваться нормативносправочной документацией по выбору лезвийного инструмента, режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки;

-                     выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки.

0-2 баллов

0- показатель отсутствует 1- частично присутствует 2- показатель присутствует

 

 

Текущий контроль усвоения умений - в форме оценки  выполнения практических и лабораторных работ  при проведении практических занятий, в форме оценки выполнения самостоятельной работы. Оценка результатов освоения дисциплины (итоговый контроль) осуществляется в форме экзамена

 

Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Учебная программа по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Выбор конструкции и геометрии резца в зависимости от условий обработки

Выбор конструкции и геометрии резца в зависимости от условий обработки

Выбор конструкции и геометрии резца в зависимости от условий обработки

Выбор конструкции и геометрии резца в зависимости от условий обработки

Тематика практических занятий

Тематика практических занятий

Самостоятельная работа обучающихся по темам

Самостоятельная работа обучающихся по темам

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ

Дополнительные источники:

Дополнительные источники:

Знает: - основные методы формообразования заготовок;  основные методы обработки металлов резанием; - материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; - виды лезвийного инструмента и область…

Знает: - основные методы формообразования заготовок;  основные методы обработки металлов резанием; - материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; - виды лезвийного инструмента и область…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2023