Учебная ситуация, как особая структурная единица образовательной деятельности
Оценка 4.8

Учебная ситуация, как особая структурная единица образовательной деятельности

Оценка 4.8
doc
11.01.2021
Учебная ситуация, как особая структурная единица образовательной деятельности
учебная ситуация.doc

 

 

Учебная ситуация, как особая структурная единица учебной деятельности

  

 

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью  учителя

·                                 обнаруживают предмет своего действия;

·                                 исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;

·                                 преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п.;

·                                 частично запоминают;

 

 

Примеры учебных ситуаций

 

Чтение:

Пересказ с помощью опор

        Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах.

Подготовьте знакомые рассказы или стихи с опорами на иллюстрации, и предложите детям выбрать рассказ или стихотворение, чтобы попрактиковаться в пересказе с опорой на иллюстрации.

        Читая детям вслух, делайте паузу в соответствующих местах и позволяйте им угадывать.

        Дети могут последовательно, при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих.

        Дети могут дать правильные ответы, когда преподаватель, читая вслух, делает паузу в том или ином месте.

 

 

Прочитай и перескажи

        Учащиеся получают задание выбрать из иллюстрированной книги и подготовить чтение вслух короткого рассказа.

        На следующем уроке дети по очереди читают эти рассказы вслух всему классу. Сразу после того, как будет выслушан первый рассказ, учащимся предлагается повернуться к соседу и пересказать его своими словами товарищу. После второго рассказа пара меняется ролями.

        Задание со временем можно усложнить, предлагая детям при пересказе пользоваться определенной лексикой, круг которой можно установить всем вместе.

        

 

 

Берем интервью у героя

        После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.

        Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Математика

Прогулка «В поисках цифр»

        Пригласите класс на прогулку «В поисках цифр»: по классной комнате, по школьному зданию или по территории школы. Дети начинают указывать числа в непосредственном окружении и использовать их для создания стенда "Числа, которые мы можем видеть".

        Дети могут узнавать числа в непосредственном окружении и могут читать числа на часах или на клавиатуре компьютера.

 

Читаем и пишем числа

        Дети пользуются карточками с цифрами для обозначения множеств объектов.

        Дети выводят пальцами цифры на песке, закрашивают цифры и лепят их из пластилина.

        Дети могут записать число, которое получается, когда они сосчитали предметы.

                                                       Подсчитываем

        Дети подсчитывают предметы, размещенные вдоль одной линии или беспорядочно.

        Дети подсчитывают считают барабанные удары, или ритмичные хлопки в ладоши.

        Дети подсчитывают число прыжков, которые требуется, чтобы пересечь комнату.

        Дети подсчитывают и сравнивают количество букв в своих именах. 

Измеряем с помощью стандартных единиц

        Учащиеся сравнивают размеры детской площадки в шагах и в метрах. пользуясь метровой линейкой.

        Учащиеся используют метровую линейку для измерения больших предметов, расположенных в классной комнате: парт, подоконников. Они решают, к какому целому числу метров ближе всего измеренные длины. Умение округлить значительно важнее, чем умение записать размер в метрах и сантиметрах.

        Учащиеся с помощью термометра отмечают температуры в различных помещениях школы в разное время дня.

        Учащиеся с помощью эталонной массы в 1 кг и весов с двумя чашками сортируют различные предметы, принесенные из дома или имеющиеся в классной комнате на весящие точно 1 кг; больше, чем 1 кг, и меньше, чем 1 кг.

        Дети с высокой надежностью могут подсчитать количество объектов в наборе.

 

Окружающий мир

В мире животных

        Учащиеся могут изобразить в виде схемы путь размножения для рыб, земноводных, птиц, насекомых и млекопитающих, назвать и описать представителей различных классов животных, указывая особенности внешнего вида, питания, размножения.

        Используя определитель животных, адаптированный для младших школьников, они могут определить по внешнему виду названия различных животных; составлять небольшие рассказы об их особенностях привлекая дополнительные источники информации

 

        Также интересны для детей учебные ситуации созданные виде проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации на уроке:

Учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.

 

 Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Пример:

 Окружающий мир, 3 класс.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

 

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.  

 Математика, 3 класс.

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм.

 Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.

Решите следующий пример, работайте на листочках.

Фронтально решают пример: 400 - 172.

 Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)

Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?

 Ученики: Разные. Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

 Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

 Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)

 Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

 Математика, 3  класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

 Такие приемы постановки учебной ситуации обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Итак, с помощью учебных ситуаций  решаются многие педагогические задачи:

1.                    Самостоятельный поиск новой информации.

2.                    Самостоятельная работа с учебником.

3.                    Овладение навыком решения задачи.

4.                    Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

5.                    Развитие личностных качеств.

6.                    Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

7.                    Решение проблемы психологического комфорта на уроках

   

 

    На мой взгляд, все учебные ситуации взаимосвязаны. Для их формирования я использую  интерактивную модель обучения. Схема этой модели отображает постоянное общение учителя с учениками, учеников с учениками, осуществляется общение всех членов коллектива. Во время обучения по такой модели использую групповые, парные, коллективные формы работы. Ведь интерактивные технологии это, прежде всего, технологии сотрудничества.

    «Обучение хорошо, когда оно забегает вперёд и ведёт за собой развитие»,-сказал А.С.Выготский. Исследование, поиск -это столкновение разных точек зрения, а, следовательно ,это дискуссия ,диалог. Но диалог должен быть равноценным, т.е. между соучениками. Вот тут-то и начинается дискуссия, поиск истины, идёт учебный диалог.

   

   Я всегда стараюсь помнить о том, что подведение итогов является важной частью любого урока. Участие детей в самооценивании даёт возможность взвесить: умеют ли они дать самооценку и объективную оценку своим одноклассникам. Самооценка помогает выработать умения работать фронтально, индивидуально, в парах. в группах .Безусловно, все эти формы работы присутствуют на уроках тогда, когда я вижу ,что они могут дать высокий результат, а ни в коем случае не насаждаются искусственно.

 

   При организации работы по созданию учебной ситуации я учитываю:

- интерес к обучению должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

- проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-  педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду;

    Таким образом, создание различных учебных ситуаций  позволяет  повысить у школьников мотивацию учения, помогает реализовывать проблемное обучение, развивает у школьников познавательные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, теоретическое и творческое мышление, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

  

 

 

 

 

 


Учебная ситуация , как особая структурная единица учебной деятельности

Учебная ситуация , как особая структурная единица учебной деятельности

Берем интервью у героя

Берем интервью у героя

Окружающий мир В мире животных

Окружающий мир В мире животных

Фронтально решают пример: 400 - 172

Фронтально решают пример: 400 - 172

Существительные с суффиксом -ник-"

Существительные с суффиксом -ник-"

Самооценка помогает выработать умения работать фронтально, индивидуально, в парах

Самооценка помогает выработать умения работать фронтально, индивидуально, в парах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021