Учебная задача 6 кл История России. Древнейшие люди на территории России
Оценка 4.8

Учебная задача 6 кл История России. Древнейшие люди на территории России

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
история
6 кл
20.09.2023
Учебная задача 6 кл История России. Древнейшие люди на территории России
Задание на развитие читательской грамотности
История Рос 6 Древн люди С комметариями.docx

История  России 6 класс

Тема: Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Задачи: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события во времени; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; использовать картографические сведения для понимания процессов расселения первобытных людей.

Читательская грамотность: 1) Находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; определять наличие/отсутствие информации. 2) Интегрировать и интерпретировать информацию: понимать значение слова или выражения на основе контекста; делать выводы на основе информации, представленной в одном или нескольких фрагментах текста; 3) Использовать информацию из текста для различных целей: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью или другой эпохой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заповедник Шульган-Таш во всей красе

 

Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации

Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации происходило в эпоху древнего каменного века (палеолит), характеризовавшегося преимущественным использованием камня для изготовления орудий труда и оружия. Применялись также дерево, кость и другие материалы.

 Следы обитания древнего человека, пришедшего из Закавказья, обнаружены на Северном Кавказе и в Прикубанье. Стоянки эпохи раннего палеолита (100-35 тыс. лет назад) обнаружены археологами в среднем Поволжье и других регионах.

Археогоги постоянно открывают новые места проживания древних людей. А открытие новых стоянок на севере России, Забайкалье говорит о том, что древние люди умели приспосабливаться к различным суровым условиям окружающего мира.

Открытия погребений, по мнению учёных, свидетельствуют о развитии религиозных верований. В верхнем или позднем палеолите (40-35 - 10 тыс. лет назад) люди современного типа (кроманьонцы) жили в отдельных районах Восточной Европы и Сибири (Приуралье, Печора, Западно-Сибирская низменность, Забайкалье, долина средней Лены). Им принадлежат многочисленные археологические памятники (Авдеевская стоянка, Сунгирь, Костенки, Мальта, Буреть и др.).

Коллективы кровных родственников по материнской или отцовской линиям (род) жили в условиях последнего (валдайского) оледенения. Приспосабливаясь к суровым природным условиям, они совершенствовали технику обработки камня, кости и др., осваивали строительство жилищ; вводили специализацию в охоту и другие промыслы.

Осмысление окружающего мира отразилось в памятниках скульптуры и в пещерной живописи (Капова пещера).

Рисунки Каповой пещеры

Владимир Салтанов              Первобытное искусство

https://scibook.net/istoriya-rossii/pervobyitnoe-obschestvo-5783.html

Рисунки выполнены в основном краской из охры, смешанной с животным жиром, возраст их около 18 000 лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были нарисованы в эпоху позднего палеолита, когда на планете жили кроманьонцы. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода. Самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36400 лет назад.

Рисунки в разной степени сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита[1], часть, до придания пещере статуса заповедной, оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам.

Проблема поиска надёжных методов  консервации рисунков ещё не решена.

https://shulgan-tash.ru/virtualnye-tury

Поскольку для сохранения рисунков пещера закрыта для свободного посещения в феврале 2012 года, фотографам Александру Марушину и Григорию Сухареву, а также научному сотруднику Ольге Червяцовой было поручено создать виртуальный фототур для возможности интерактивного посещения всей пещеры любым желающим.

В ноябре 2017 года под слоем кальцита и современной «наскальной живописи» в пещере было найдено древнейшее в мире изображение верблюда. Ориентировочный возраст рисунков — от 14,5 до 40 тыс. лет до н. э. Находка доказывает, что на территории современной Башкирии верблюды появились в более раннее время, чем считалось до этого. Также эти рисунки эпохи палеолита считаются единственными изображениями верблюдов в Европе. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Комментарий о том, как связаны тексты: Текст составной.

За основу я взяла текст о Каповой пещере (заповеднике Шульган-Таш, рисунках Каповой пещеры). В него вставлены карта, словарь терминов, текст о расселении людей на территории современной России, есть иллюстрации(фотографии) с сайта заповедника Шульган-Таш. Тексты дополняют друг друга, противоречие есть только в том, что посещение Каповой пещеры (части заповедника) закрыто для туристов, но приглашают на экскурсии. Текст о Каповой пещере является примером (доказательством, иллюстрацией) к тексту о расселении древних людей, изменению их жизни, появлению искусства и религиозных верований.

 

Читательские умения, которые можно формировать на созданном мною составном тексте.

Можно формировать все четыре группы читательских умений в большей или меньшей степени.

Так первая группа - находить и извлекать информацию, может формироваться практически на любом тексте через ответ на прямые вопросы типа ЧТО, ГДЕ, КОГДА и т.д.

Вторая группа умений – интегрировать и интерпретировать информацию  на данном тексте : понимать значение слова или выражения на основе контекста; делать выводы на основе информации, представленной в одном или нескольких фрагментах текста.

Третья группа – оценивать содержание и форму текста: только в нахождении противоречия.

Четвёртая группа - использовать информацию из текста для различных целей: для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

Предметные задания:

1.Сколько лет самым древним рисункам Каповой пещеры:

А. 18 000

Б. 14 500

В. 36 400

Текст рисунки Каповой пещеры. Первая группа умений: находить и извлекать одну единицу информации.

2. Какой тип человека проживал на стоянках Каповая пещера, Костёнки, Сунгирь?

А. кроманьёнец.

Б. неандерталец.

В. питекантроп.

Текст о расселении людей и о рисунках Каповой пещеры. Первая группа умений: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; 

3. Дополните словарь , внесите в него не менее 3-х терминов, значение которых дано в тексте.

1)______________________________________________________

2)______________________________________________________

3)______________________________________________________

Ответ:

1)    инициация – обряд посвящения во взрослых подростков.(текст Каповая пещера.)

2)    кроманьёнец – человек современного типа (текст о расселении)

3)    род – коллектив кровных родственников по материнской или отцовской линии.(текст о расселении)

4)    загонная охота – вид охоты на крупного животного при котором животное загоняют в ловушки, ямы, болота, пропасти.

Вторая группа умений: понимать значение слова или выражения на основе контекста

4. После изучения темы ученик захотел увидеть Каповую пещеру, но доступ туристов в пещеру закрыт. Однако его одноклассник похвастался, что был в Каповой пещере на экскурсии. Возможно ли это? Что для этого нужно сделать?

Ответ: Да, побывать на экскурсии в Каповой пещере возможно. Для этого нужен доступ к Интернету. Нужно зайти на сайт заповедника Шульган – Таш и посетить виртуальную экскурсию.(скрин сайта, его адресс, текст о рисунках Каповой пещеры)

Четвертая группа умений: использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

5. Если посещение Каповой пещеры будет разрешено, какую памятку для туристов нужно выдавать при посещении этого исторического памятника.

Напиши памятку для туристов. Начни со слов:

Уважаемые посетители пещеры!

______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

_____________________________________

Ответ: может содержать просьбы:

Не сходить с экскурсионной тропы, не мусорить, не трогать руками, не брать на память камни из пещеры, фотографировать только с разрешения, громко не разговаривать и т.п.

Четвертая группа умений: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

6. Сравните карту в тексте с картой в учебнике.

Перечисли стоянки, не указанные в карте учебника (стоянки, выделенные красным текстом – всего 5)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположи, почему в карте текста стоянок больше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третья группа умений. Ответ: Археологи делают новые открытия, возможно новые стоянки не успели нанести на карту в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Кальцит – отложения различных видов соли.

История России 6 класс Тема:

История России 6 класс Тема:

Заповедник Шульган-Таш во всей красе

Заповедник Шульган-Таш во всей красе

Расселение первобытного человека на территории

Расселение первобытного человека на территории

Открытия погребений, по мнению учёных, свидетельствуют о развитии религиозных верований

Открытия погребений, по мнению учёных, свидетельствуют о развитии религиозных верований

Есть редкие изображения углём

Есть редкие изображения углём

Комментарий о том, как связаны тексты:

Комментарий о том, как связаны тексты:

А. кроманьёнец. Б. неандерталец

А. кроманьёнец. Б. неандерталец

Уважаемые посетители пещеры! ______________________________________ _______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________

Уважаемые посетители пещеры! ______________________________________ _______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________

Учебная задача 6 кл История России. Древнейшие люди на территории России

Учебная задача 6 кл История России. Древнейшие люди на территории России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023