Учебная задача Человек – личность.

  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целевая аудитория. Задача ориентирована на учащихся 6-го класса. Место в программе. В тексте задачи раскрыты на конкретных примерах смысл понятий «личность» «индивидуальность», социальных черты личности, черты сильной личности.
Иконка файла материала Учебная задача.docx

 

Составитель Кивистик Елена Югановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Черёмушкинская СОШ

Человек – личность.

Прочитайте текст, познакомьтесь с иллюстрациями и выполните задания.

«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди»

(М. М. Пришвин, русский писатель).

 

Учебник обществознания 6 класс 2019 (Л.Н.Боголюбов и др.)

 с.16-18 статья Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо.

Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить такой дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской — одно из семи чудес света. Храм сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так он обессмертил своё имя, но какой ценой? Геростратом теперь называют человека, который добивается славы безнравственным путём. Люди, похожие на Герострата, смотрят на других свысока, не признают их достоинств, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим. Вот что думает о себе и о других современный Герострат — герой произведения французского писателя Жана Поля Сартра: «На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна: они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом... Я наклоняюсь, и меня разбирает смех: где же она, эта знаменитая «прямая походка», которой они так гордятся? Они раздавлены на тротуаре, и две длинные полуползущие конечности выступают из-за плеч. Следует поддерживать нравственное превосходство... иначе в чём же, собственно, заключается моё превосходство над людьми?»

 

Иллюстрации 1

  

Правитель одной страны должен был назначить на важный пост самого достойного. Он предложил придворным испытание и привёл всех претендентов к колодцу в дальнем углу сада. Колодец был закрыт огромной каменной крышкой. Казалось, что поднять её невозможно. «Кто сможет открыть?» — спросил правитель. Один за другим придворные подходили, оглядывали колодец и отказывались. И только один решился, дёрнул крышку изо всех сил, и она легко открылась. «Ты получишь пост, — сказал правитель, — ибо ты не полагался на то, что видишь и слышишь, но привёл в действие собственные силы и рискнул попробовать!»

Иллюстрации 2

  

 

 

 

Вопросы и задания.

1.      Какое понятие объединяет представленные  иллюстрации?

Запиши свой ответ ниже.

Иллюстрации 1_________________________________

Иллюстрации 2_________________________________

2.     Впиши недостающие элементы таблицы

термин

определение

Устойчивая система качеств, которые характеризуют человека как члена общества.

индивидуальность

 

3.     Ответь на вопрос. Свой ответ аргументируй.

Можно ли Герострата назвать сильной личностью?

Ответ.___________________________________________________

 

Аргументы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.     Как ты понимаешь выражение «…быть как все…» Что этим хотел сказать М.М.Пришвин?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.     Какие качества необходимы для того, чтобы занимать высокий государственный пост?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.     Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против», сделайте вывод. Ответ запиши ниже.

«Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны».

Аргументы за                                       Аргументы против

1._____________________________ 1. ______________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. _____________________________ 2. _____________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.     Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 5-7 предложений.

Тема «Человек среди людей»

Слова: личность, индивидуальность, познание, самосознание, способности, деятельность, формы деятельности, потребности, чувства, мысли, общение.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическое описание задачи

Общая характеристика задачи:

Целевая аудитория. Задача ориентирована на учащихся 6-го класса.

Место в программе. В тексте задачи раскрыты на конкретных примерах смысл понятий «личность» «индивидуальность», социальных черты личности, черты сильной личности.

Представленный текст и задания к нему могут быть использованы педагогом для формирования или развития читательской грамотности обучающихся.

Цель (задачи) использования: Формирование и развитие читательской грамотности учащихся на основе текста по теме «Человек - личность».

Задача направлена на формирование следующих умений.

- находить и извлекать содержащуюся в тексте информацию;

- понимать и интерпретировать представленную в тексте информацию;

- применять представленную информацию в новых ситуациях.

Источники (тексты), типы текстов: текст сконструирован на основе материалов учебника и практикума по обществознанию.  Текст содержит иллюстративный материал, который так же используется в заданиях к тексту. Материал представлен различными типами текстов: описательным – характеризует понятия «Личность» и «Индивидуальность», публицистическим и художественным.

Время работы с задачей. На работу с задачей отводится 45 минут.

Структура задачи (Сколько заданий, на какие умения).

Всего к тексту по читательской грамотности сформулировано 7 заданий. Задания распределены по группам умений следующим образом:

1-я группа умений - Находить и извлекать информацию.

Задания 1,2,5 - Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

2-я группа умений - Интегрировать и интерпретировать информацию.

Задания 3-4 - Направлены на проверку умений интегрировать и интерпретировать информацию.

3-я группа умений - использовать информацию из текста.

Задание 5-7 умение анализировать и сопоставлять информацию об инди-видуальности и личности Использовать информацию из текста для решения собственной практической задачи.

Лист оценки.

Задание 1

Критерии

баллы

Учащийся указал 2 обществоведческих понятия, характеризующие предложенные иллюстрации: личность, индивидуальность

2

Учащийся указал 1 обществоведческое понятие, характеризующее предложенные иллюстрации: личность или индивидуальность

1

Указаны неверно или нет ответа

0

 

Задание 2

критерии

баллы

Учащийся указал  обществоведческое понятие, дал определение

-личность;

-неповторимость, уникальность каждого человека. ( ответ может содержать иное, похожее по смыслу определение)

2

Учащийся указал обществоведческое понятие или дал определение

1

Указаны неверно или нет ответа

0

 

Задание 3

критерии

баллы

Дан ответ на вопрос, приведены 2 аргумента.

- нет, Герострата нельзя назвать сильной личностью

- известным человека делают его поступки, которые оценивают люди (общество);

- личность не должна действовать во вред обществу (людям)

3

Дан ответ на вопрос, приведён 1 аргумент.

2

Дан правильный ответ на вопрос, аргументы не приведены или не подтверждают ответ.

1

Ответ неверный, даже если аргументы присутствуют

0

 

Задание 4

критерии

баллы

Учащийся объясняет смысл выражения.

-добившись успеха или совершив хороший поступок, не считать себя лучше других;

- разделять радости и горе вместе со всеми;

- ощущать себя частью коллектива, быть своим. (ответ может содержать похожие по смыслу рассуждения)

2

Учащийся делает попытку обьяснить смысл выражения

1

Ответа нет.

0

 

Задание 5

Критерии

баллы

Перечислены качества личности на основе текста + 1-2 дополнительные:

Ответ:

- не полагался на то, что видишь и слышишь, прилагать собственные силы и рискнуть попробовать;

- брать ответственность на себя;

- решительность;

- дальновидность и.т.д.

2

Перечислены качества по тексту

1

Нет ответа или качества перечислены не верно.

0

 

Задание 6

критерии

баллы

Приведены по 2 аргумента за и против, сделан вывод. Всего 5 составляющих

4

Приведены аргументы, но нет вывода или аргументы не полностью приведены.

1-3

Ответа нет или аргументы представлены общими выражениями, не отображающими суть высказывания.

0

 

Задание 7

критерии

баллы

Рассказ раскрывает заданную тему. Учащийся составил рассказ из 5-7 предложений

3

Рассказ раскрывает заданную тему. Учащийся использовал большинство слов, словосочетаний, предложенных выше

2

Учащийся составил 1-2 предложения по заданной теме.

1

Рассказ или предложения не раскрывает заданную тему или ответа нет

0

 

Перевод баллов в оценку.

Баллы

оценка

Менее 0-7

2

8-11

3

12-15

4

16-18

5

 

 

Литература:

1.      Сборник практических работ по обществознанию для обучающихся 6 класс. Методист ЦИР КГАОУ «Краевой центр образования». Хабаровск. 2018 г.

Автор-составитель: Бархатова К.И.