Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
география
5 кл
23.02.2017
Учебная программа "За страницами учебника географии" предназначена для учащихся 5 класса как дополнительный и развивающий курс. География - это новый предмет в базе учебных предметов 5 класса, поэтому программа содержит не только учебные обязательные темы (как отработка знаний уроков, но и дополнительный материал, который позволит заинтересовать и раскрыть глубину потенциала ребенка.Программа дополнительного образования "За страницами учебника географии" 5 класс.
5кл. За страницами учебника географии..docx
ГБОУ Лицей № 504
Подготовила учитель географии и биологии Шадрунова Е.А., 2013г.
За страницами учебника географии. 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«За страницами учебника географии» — это программа, направленная на
ознакомление и углубленное изучение нового предмета географии. В про
цессе изучения курса географии формируются представления о Земле как
природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Начинается формирование географической культуры и обучение геогра
фическому языку;
обучающиеся овладевают первоначальными
представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать
источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на развитие географических процессов.
Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые
будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Данная
программа позволяет расширить представления о многих процессах,
происходящих на земле, так же помогает раскрыть понятия школьного курса
географии. Практические занятия направлены на расширение кругозора
учащихся, на применение имеющихся у них знаний в практической
деятельности.
Основная цель программы «За страницами учебника географии» — это
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к
восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно
следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
1. актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них
при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
2. развивать познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и
процессам окружающего мира;
3. научить применять знания о своей местности при изучении природы
Земли и человека;
4. научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого
геоморфологических, гидрологических и др.),
5. включать обучающихся в практическую деятельность по применению
изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи
между природными объектами и явлениями.
Программа «За страницами учебника географии» в 5 классе рассчитана на
34ч.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на
правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала,
точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся
первоначальных навыков работы с картойосновным источником
географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с
картой основное внимание уделяется первому этапу в работе с
картографическим материалом знакомству с основным содержанием карты,
выявлению основных картографических явлений и объектов и использование
карты для решения простейших картографических задач определения
местоположения объекта и составления несложной географической
характеристики.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
теория
Наименование разделов и тем
№
п/
п
1
2
3,
4
5
6
Введение. География – наука о планете
Земля
Географическое познание Земли. Земля –
планета Солнечной системы. Пояса
освещённости Земли.
ПЛАН МЕСТНОСТИ
Изображение поверхности Земли.
Ориентирование на местности
О чем может рассказать топографический
план местности (сбор информации)
Топографический план
Кол
во
час.
1
1
2
1
1
1
1
2
1
Семинар
«Вопрос
ответ»
1
1
1
Практика
1
1
«Составле
ние плана
местности
школьного
двора,
класса»
Игра
«Разные
карты –
разная
7
8
9,
10
Занимательная топография
ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
МОДЕЛИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Глобус – модель Земли. Первый глобус.
Географические карты древности.
Современные карты 11
12
13
14
Географические координаты
Географические карты в жизни человека.
География в литературе (произведения
Ж.Верна)
15 Итоговое занятие «Маршрут моего
путешествия»
ЛИТОСФЕРА
16 Внутреннее строение Земли.
17 Состав земной коры: горные породы,
минералы, полезные ископаемые.
Происхождение
18 Горные породы: определение простейших
19
20
21
22
свойств.
Значение горных пород в жизни человека с
древнейших времен и до настоящего
времени
Минералы. Свойства минералов.
Происхождение. Значение. Московский
метрополитен.
23 Полезные ископаемые – исчерпаемый
ресурс. Топливные полезные ископаемые
24 Полезные ископаемые – исчерпаемый
ресурс. Рудные полезные ископаемые
25 Полезные ископаемые – исчерпаемый
ресурс. Полезные ископаемые химического
происхождения.
26 Итоговое занятие
27 Музейный день (Минералогический музей
им. Ферсмана, или Геологический музей,
или музей землеведения)
28 Стихия землетрясений. Вулканы Земли.
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
информац
ия»
2
2
1
«Изготовл
ение
модели
Земли»
1
Сообщени
я и
презентаци
и на тему
Сообщени
я и
презентаци
и
Игра
1
«Изготовл
ение
вулкана» 29
30
Рельеф Земли. Горы. Стихийные явления:
лавины, оползни, сели. Человек и горы.
Покорители горных вершин.
31 Рельеф Земли. Равнины. Самые обжитые
2
1
1
1
участки Земли.
32 Итоговое занятие
1
Резерв времени 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Презентац
ии и
сообщения
Семинар
ВВЕДЕНИЕ: что изучает география, значение науки в жизни людей,
основные этапы познания поверхности планеты, выдающиеся географические
путешествия и открытия.
РАЗДЕЛ 1
Планета Земля. Изображение земной поверхности.
Земля как планета Солнечной системы: возникновение и геологическая
история Земли; форма
и размеры, движение Земли. Объяснение
географических следствий движения Земли вокруг Солнца и своей оси. Дни
равноденствий и солнцестояний.
План местности: ориентирование на местности, изображение неровностей
земной поверхности (горизонтали, отметки высот), значение планов в
практической деятельности человека.
Глобус и географическая карта: глобус – модель Земли, градусная сетка на
глобусе и карте, географические координаты, изображение на карте
неровностей земной поверхности, шкала высот и глубин, значение карт в
деятельности человека, аэрофотоснимки, снимки из космоса.
РАЗДЕЛ 2 ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ
Литосфера: внутренне строение Земли, способы изучения земных глубин,
минералы и горные породы, их использование человеком. Внутренние
процессы, изменяющие земную поверхность. Виды движений земной коры.
Выветривание. Грозные явления в литосфере. Основные формы рельефа: горы
и равнины. Природные памятники литосферы.
Предусмотрено обязательное посещение музея по теме, проведение
практических и творческих занятий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В ходе прохождение курса «За страницами учебника географии» ученик
должен знать/понимать основные географические понятия (план местности,
географическая карта, литосфера, земная кора, горы, равнины, геогра
фические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменение в результате деятельности человека; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
Ученик должен уметь: выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках
информацию по теме и анализировать ее, приводить примеры использования
и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей
среды; составлять краткую географическую характеристику разных
географических объектов на основе разнообразных источников информации
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебник: География линии «Полярная звезда», издательство «Просвещение»
2012г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
За страницами географии. – М.: Дрофа, 2005
Задачник по географии, Г.П.Субботин, М.: Аквариум,1997
Интерактивные дидактические материалы. Повторение и контроль знаний 6
класс. И.А.Кугут, М.: Планета, 2011
Уроки географии с применением информационных технологий. Методическое
пособие с электронным приложением. С.В.Долгорукова, Л.И.Елисеева, М.:
Глобус, 2009
Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Учебная программа по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.