Учебно-исследовательская работа "Качественного определение синильной кислоты в растительном материале"
Оценка 5

Учебно-исследовательская работа "Качественного определение синильной кислоты в растительном материале"

Оценка 5
docx
08.03.2021
Учебно-исследовательская работа   "Качественного определение синильной кислоты в растительном материале"
Учебно-исследовательская работа Карпенков Н. 2021.docx

муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Калининграда гимназия № 40
имени Ю.А. Гагарина
 

Учебно-исследовательская работа

 

 

Качественного определение синильной кислоты в растительном материале

 

 

Работу выполнил ученик 7-б класса

Карпенков Николай Игоревич.

Научный руководитель:

Сытенкова В.Н., учитель химии.

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2020 г.

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4

1.     Теоретическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-9

1.1   Горький миндаль. Общая характеристика

1.2   Состав и полезные свойства

1.3  Применение в медицине

1.4  Применение в кулинарии

1.5  Вред, и противопоказания

1.6  Амигдалин

1.7  Берлинская лазурь

2.  Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . .10-13

2.1   Методика эксперимента

2.2  Реактивы и приборы

2.3  Проведение эксперимента

 

 

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 

Литература и источники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При проведении следственных действий при расследовании отдельных преступлений широко применяется качественный анализ. Одним из типов реакций при этом являются реакции осаждения с образованием осадков различного цвета. Специфическим реактивом на ионы 3-х валентного железа является ферроцианид калия, с которым он образует синий осадок берлинской лазури.

Цель работы: качественное определение синильной кислоты в растительном материале.

Задачи работы:

1)    познакомиться с необходимой литературой по данной теме;

2)    подготовить природное сырьё и необходимые реактивы;

3)    провести эксперименты по выбранной методике.

Объект изучения: горький миндаль.

Предмет изучения: качественного определение синильной кислоты в растительном материале.

Рабочая гипотеза: для качественного открытия синильной кислоты в растительном материале можно использовать реакцию с образованием берлинской лазури.

Методы исследования

1)    Изучение дополнительной литературы и сбор необходимой информации.

2)    Проведение эксперимента.

3)     Компьютерные технологии.

Практическая значимость работы. Материалы работы можно использовать при проведении уроков химии, внеклассных мероприятий, кружков и т.п.

 


1.     Теоретическая часть

1.1   Горький миндаль. Общая характеристика

Горький миндаль ценится не меньше сладкого. Из его ядрышек получают миндальное масло, которое широко используется в медицине и входит в состав лекарственных средств. Его часто применяет в косметических целях: изготавливают крема, маски, бальзамы и мыло.

Миндаль — небольшое дерево, которое относится к семейству розоцветных и произрастает в местах с субтропическим климатом. Плодоносит растение на пятый год, а живет в среднем до 150 лет. (См. приложение, рис. №1-3)[1]

Орехи миндального дерева бывают сладкими и горькими. На употребление вторых налагается определенный запрет. Оба сорта очень схожи, и человеку, который не знает, как отличить один косточковый плод от другого, будет полезно узнать об особенностях, пользе и противопоказаниях горьких орехов.

Отличие от сладкого миндаля. Внешне отличить сладкий миндаль от горького очень сложно. Существенной разницы между ними нет. Второй обладает более мелкими размерами и прочной скорлупой, которую можно расколоть лишь плоскогубцами. Еще одно отличие горького миндаля от сладкого – специфический запах. Целое ядро не пахнет, но если его измельчить, то оно обретет насыщенный миндальный аромат, обусловленный наличием амигдалина. Это токсичное вещество, которое попадая в желудок образует яд.

Гликозид амигдалина содержится в ядрах и семенах многих плодовых растений. Если варенье на косточках долго хранится, опасное соединение в нем распадается на глюкозу и синильную кислоту – сильнейший яд. Содержание гликозида амигдалина в яблочных косточках – 0,6%, в вишне –0,8%, в сливах и абрикосах – 1%, в горьком миндале – 3%. В сладкой костянке это значение едва доходит до 0,2%[2]

1.2 Состав и полезные свойства. Орех с горечью имеет те же противопоказания и полезность, что и сладкие сорта. Только в отличии от них,[3] содержит много гликозида амигдалина. Поэтому его нельзя употреблять в пищу без предварительной обработки. Доза из 10 штук может стать смертельной.

Польза горького миндаля обусловлена его составом:

·         белки, углеводы;

·         витамины Е, А, С, РР и группы В;

·         микроэлементы: кальций, железо, цинк, фосфор, магний;

·         клетчатка;

·         жирные кислоты;

·         моносахариды;

Мононенасыщенные жирные кислоты снижают уровень вредного холестерина. Витамин Е защищает кожу и организм от преждевременного старения. Витамин С способствует регенерации, образованию и строению клеток. Микроэлементы улучшают работу сердца, нервной и эндокринной системы, отвечают за формирование и здоровье костей. Содержание биологически активных веществ в горьких сортах превышает концентрацию этих элементов в других орехах. Горькие плоды приносят пользу лишь тогда, когда употребляются в меру и с умом.

1.3 Применение в медицине

В этой сфере горький миндаль превосходит своего собрата. Лечебными свойствами обладают практически все части растения: листья, кора, ядра и скорлупа. Целебные качества этих продуктов известны еще с древних пор.

Листья собирают весной, когда заканчивается цветение, а орехи – осенью. Ядра очищают и высушивают. В дальнейшем из них производят жирное масло, которое добавляют в лечебные мази, инъекции и эмульсии. Врачи выделяют следующие свойства горького миндаля:

·         болеутоляющее;

·         противопростудное;

·         спазмолитическое;

·         противовоспалительное;

·         послабляющее;

·         седативное.

1.4 Применение в кулинарии

Горький миндаль в малых количествах используют для приготовления сладостей, десертов и других блюд. Убрать горечь посредством термической обработки нельзя, зато под действием тепла улетучивается яд, благодаря чему орехи становятся безвредными. Горький миндаль входит в состав многих восточных блюд. Его добавляют исключительно для аромата. В больших количествах не используют, так как горечь плода может испортить весь вкус. Жареный миндальный орех несет ту же пользу, что и сырой. Но при тепловой обработке витамины разрушаются. Единственное преимущество жаренного миндаля в том, что он легче расщепляется в желудке.

1.5 Вред и противопоказания

Вред, который может нанести горький орех, обусловлен высокой калорийностью продукта и токсичным веществом в его составе. Людям с ожирением, нужно ограничить прием ореха, либо полностью исключить его из рациона. Еще одним ограничением к употреблению миндаля является нарушение сердечного ритма.[4]

В процессе расщепления орехов, в организме человека образуется синильная кислота, переизбыток которой чреват сильнейшим отравлением.[5] Смертельная доза для маленького ребенка – 10 горьких косточек, для взрослого – 50. Успокаивает лишь то, что съесть за раз такое количество очень сложно, а все из-за того, что орех горчит. Амигдалин содержится не только в горьковатых ядрах, но и в миндальном масле. Несмотря на это, продукт ценится в медицине, поскольку способен лечить многие заболевания. Врачи не советуют использовать масло самостоятельно, по причине того, что риск отравиться им очень велик. Прежде чем употреблять ядра горького миндаля следует проконсультироваться со специалистом и установить оптимальную суточную дозу. Содержание токсичного вещества – не повод для полного отказа от горького миндаля. При тепловой обработке смертельный яд в составе орехов расщепляется, и они становятся безвредным. Чтобы обезопасить себя, достаточно обжарить ядра миндаля.

1.6 Амигдали́н (от греч. ἀμυγδάλη — миндаль) — органическое соединение. Химическая формула C20H27NO11. Ромбические кристаллы с температурой плавления 215 °C. (См. приложение Рис. №4)

Цианогенный гликозид, содержащийся в ядрах косточек и семенах многих растений рода Слива (Prunus) и трибы Яблоневые (Maleae), придавая им горький вкус. Впервые выделен из горького миндаля Prunus amygdalus var. amara, содержится также в ядрах персиковых и абрикосовых косточек.[6]

1.7 Берлинская лазурь

Краситель замечательного синего цвета с таким поэтическим названием появился в Германии около двухсот лет назад. Полагают, что берлинская лазурь была случайно получена в начале 18 в. в Берлине красильным мастером Дизбахом. Краски на основе берлинской лазури не так уж хороши, как казались вначале: они очень неустойчивы по отношению к щелочам, под действием которых разлагаются с выделением гидроксида железа Fe(OH)3, и поэтому не пригодны для красок, имеющих щелочную реакцию, и для окраски по известковой штукатурке. Поэтому в настоящее время берлинская лазурь имеет лишь ограниченное практическое применение – ее используют, например, для получения печатной краски, синей копирки, подкрашивания бесцветных полимеров типа полиэтилена. Зато сама реакция образования берлинской лазури уже более 200 лет с успехом используется в аналитической химии. 

Комплексные ферроцианиды железа нашли широкое применение для качественного анализа растворов на присутствие даже очень малых количеств ионов Fe2+ и Fe3+: синее окрашивание можно заметить, даже если в литре раствора содержится всего 0,7 мг железа! Соответствующие реакции приводятся во всех учебниках аналитической химии.

Реакция на ионы Fe3+: 4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] →Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCl (образуется берлинская лазурь);

Реакция на ионы Fe2+: 3FeCl2 + 2K3[Fe(CN)6] →Fe3[Fe(CN)6]2 + 6KCl (образуется турнбулева синь).

Однако в 20 веке было установлено, что берлинская лазурь и турнбулева синь – это одно и то же вещество! [7]

FeCl3 + K4[Fe(CN)6] →КFe[Fe(CN)6] ↓ + 3KCl

                                        Берлинская лазурь

FeCl2 + K3[Fe(CN)6] →КFe[Fe(CN)6] ↓ + 2KCl

                                        Турнбулева синь[8]

2.     Практическая часть

2.1 Методика эксперимента

Для качественного открытия синильной кислоты в растительном материале применяют цветные пробы:

реакцию с образованием изопурпуровой кислоты и реакцию с образованием берлинской лазури.

Для постановки реакции образования берлинской лазури (только эта реакция имеет значение в судебно-медицинской практике) исследуемый материал измельчают, смешивают с водой до консистенции густой кашицы, подкисляют виннокаменной или щавелевой кислотой и перегоняют с водяным паром. Для реакции используют первые порции дистиллята (около 5 мл), в которые переходит синильная кислота в случае ее наличия в исследуемом материале. К дистилляту, подщелоченному едким натром, последовательно добавляют небольшие количества (несколько капель) раствора сернокислой закиси железа и хлорного железа; смесь хорошо взбалтывают и слабо подкисляют 10%-ным раствором соляной кислоты. На присутствие синильной кислоты указывает образование синего осадка берлинской лазури (в случае значительных количеств синильной кислоты). Образование осадка и окрашивание раствора при ничтожных количествах синильной кислоты могут наступить только через 24—48 часов; окончательно устанавливают результаты реакции только по истечении этого времени.

Для открытия очень малых количеств синильной кислоты можно применить микрореакцию на синильную кислоту. Для воспроизведения этой реакции требуется предметное стекло с лункой и подобранное к нему покровное стекло. В углубление предметного стекла помещают каплю перегона; на нижнюю поверхность покровного стекла — каплю 10%-ного раствора азотнокислого серебра, слегка подкрашенного метиленовой синькой. При наличии в перегоне синильной кислоты жидкость на покровном стекле мутнеет от образования в ней цианистого серебра; под микроскопом видны синие иглы.

 

2.2 Реактивы и приборы

 Сырой горький миндаль (См. приложение. Фото № 1, 2, 6)

 Раствор гидроксида натрия (NaOH) 10%

 Раствор хлорида железа (III) (FeCl3)

 Раствор сульфата железа (II) (FeSO4)

 Соляная кислота (HCl) 12%

 Ступка с пестиком

 Три колбы (плоскодонная и конические)

 Воронка

 Фильтровальная бумага

 Две пробирки

 Пипетки

 Лакмусовая бумажка

 

2.3 Проведение эксперимента

Подготовка природного сырья

Для проведения эксперимента надо взять 20 г сырого горького миндаля, снять скорлупу и измельчить ядра пестиком в ступке. (См. приложение. Фото № 3,4) Измельчённый горький миндаль надо поместить в колбу и залить 100 мл воды. (См. приложение. Фото № 5, 7)

Получившуюся суспензию оставляем на 2-3 дня, чтобы амигдалин экстрагировался в раствор. По истечению этого времени вода в суспензии становится мутной, желтоватого цвета, с сильным запахом горького миндаля. Теперь надо отфильтровать данную суспензию, а после фильтрования дать фильтрату отстоятся 1 день, чтобы в осадок выпали нерастворимые частицы горького миндаля, оставшиеся в растворе.

Ещё раз фильтруем раствор и добавляем к фильтрату 5 мл 10% раствора гидроксида натрия (NaOH) для образования цианида натрия (NaCN).

 Даём ещё раз раствору постоять 2-3 дня. В осадок выпадают ненужные нерастворимые частицы. Раствор желательно ещё раз отфильтровать, после чего получается готовый для исследования растительный материал.

(См. приложение. Фото № 8-12)

 

 

2.4 Постановка эксперимента

Контрольный эксперимент

(См. приложение. Фото №16-18)

 

Эксперимент с растительным материалом

Для качественного определения наличия цианидов в подготовленном растительном материале нальём в 2 пробирки по 2 мл получившегося раствора.  Если у раствора щелочная среда, то его надо аккуратно подкислить 12% раствором соляной кислоты.

 В одну пробирку добавим раствор хлорида железа (III) (FeCl3), а в другую раствор сульфата железа (II) (FeSO4).

 В 1-й пробирке (куда был добавлен хлорид железа (III)) раствор окрасился в тёмно-красный цвет. Это образовался цианид железа (III) (Fe(CN)3),

(FeCl3 + 3NaCN = Fe(CN)3 + 3NaCl), но гексацианоферрат, то есть берлинская лазурь так и не образовался. (См. приложение. Фото №)

во 2-й пробирке (куда был добавлен сульфат железа (II)) реакция произошла не сразу, изначально никаких изменений не произошло. Через 10-15 сек. раствор начал мутнеть и темнеть, через пол часа в растворе образовался тёмный осадок. Это сначала образовался нерастворимый цианид железа (II) (Fe(CN)2), а потом в избытке цианида он стал гексацианоферратом железа (II).

(FeSO4 + 2NaCN = Fe(CN)2 + Na2SO4    Fe(CN)2 + NaCN = Fe3[Fe(CN)6]2.) (См. приложение. Фото №)

(См. приложение. Фото № 13-15)

2.5 КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:

Возьмём планшет, гексацианоферрат калия (II) (K4[Fe(CN)6]), гексацианоферрат калия (III) (K3[Fe(CN)6]), сульфат железа (II) (FeSO4), и хлорид железа (III) (FeCl3). Нальём в планшет несколько капель гексацианоферрата калия (II), и гексацианоферрата калия (III), далее прильём к гексацианоферрату калия (II) сульфат железа (II), а к гексацианоферрату калия (III) хлорид железа (III). В ячейке куда был добавлен сульфат железа (II) выпал тёмный осадок нерастворимого гексацианоферрата железа (II) (FeSO4 + K4[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2 + KSO4), а во второй куда был добавлен хлорид железа (III) образовался синий гексацианоферрат железа (III) то есть берлинская лазурь (FeCl3 + K3[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3).

Дата и время начала эксперимента

10.10.20. 14:00

Дата и время окончания эксперимента

16.10.20. 18:00


Заключение

В судебно-медицинской практике реакция с целью качественного открытия синильной кислоты в растительном материале имеет значение только реакция образования берлинской лазури.  Этот факт стал определяющим в выборе объекта изучения данной учебно-исследовательской работы. Им стал горький миндаль. Растительный материал и реактивы доступны, методика эксперимента выполнима в рамках школьной и домашней лаборатории.

Горький миндаль имеет специфический запах, обусловленный наличием амигдалина. Это токсичное вещество, которое попадая в желудок, образует яд. Гликозид амигдалина содержится в ядрах и семенах многих плодовых растений. Варенье на косточках при длительном хранении может стать опасным для здоровья и жизни человека.  Гликозид амигдалина распадается при этом с образованием синильной кислоты, которая является сильнейшим ядом.

В ходе исследовательской работы изучена дополнительная литература. На основе выбранной методики была осуществлена экспериментальная часть.

Цель работы «Качественное определение синильной кислоты в растительном материале» достигнута. Задачи выполнены. Рабочая гипотеза (для качественного открытия синильной кислоты в растительном материале можно использовать реакцию с образованием берлинской лазури) подтверждена.


 

Литература и источники

·        Быстрые методы определения вредных веществ в воздухе | Перегуд Ева Абрамовна, ... Автор обложке: Е. А. Перегуд, М. С. Быховская, Е. В. Гернет.

https://nutsexpert-ru.turbopages....

·        Миндаль обыкновенный — Википедия ru.wikipedia.org wiki › Ми

·        Амигдалин — Википедия ru.wikipedia.org wiki › Амигдалин

 

·        ЛАЗУРЬ БЕРЛИНСКАЯ | Энциклопедия Кругосвет

www.krugosvet.ru › enc › himiya › lazur-berlinskaya

·        Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.-М.: Вентана-Графф,2016.


·          

Приложение

Фото №1.                                             Фото №2.

        

Фото №3.                                                       Фото №4.

     

Фото №5.                                                    Фото №6.

     

 

 

 

 

 

 

Фото №7.                                                       Фото №8.                                                                               

             

    Фото№9.                                                       Фото№10.

                                                                                                                                            

 

Фото№11.                                                         Фото№12.

            https://sun9-50.userapi.com/WFtj0WUM77I0zltwG97k8-9A2jbZkeEeyrk3ZQ/k874kUfQzqs.jpg

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

           Фото№13.                                                       https://sun9-56.userapi.com/aD87hyArBv2JC1Esqs8OOlC2ce_AN9xshyQuHA/hXQ7htdsSu0.jpg          Фото№14.

Фото№15. https://sun9-24.userapi.com/Qk8EBKH512MQ264KWrItQazaX8D_Kbi4sFDWIw/dHwOScgDFdo.jpg          https://sun9-58.userapi.com/NseHcyiLFeD8QBH6yMz0Rhn9m7uqz-uGPQ2i5A/ZoJ0c7uRYIw.jpg

 

 

 

 

 

 

 

  Фото№16.                                                        Фото№17.                                                                                             https://sun9-39.userapi.com/HSDFndmX7MKdR3ANOOypzO6kzNNv0x61uL11tg/6tvIGoV4qQU.jpghttps://sun9-75.userapi.com/VmWn4YjJgisKclrv3xUl3NyFpmxmn8-DVRAcPA/_zfns1Wj5d4.jpg                                                               

 Фото№18.                                      

https://sun9-19.userapi.com/_1vzCyIHg0vIl1kmgvCi4Sj-solOpxR8o65GcQ/c45E8K5dybg.jpg

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

    

Рис. №1.                                    Рис. №4. Структурная формула амигдалина               

Рис. № 2                                          Рис. №3.

       


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Миндаль обыкновенный — Википедия

ru.wikipedia.org › wiki › Ми

 

[2] https://nutsexpert-ru.turbopages....

 

 

[4] https://nutsexpert-ru.turbopages....

 

[5] https://nutsexpert-ru.turbopages....

 

[6] Амигдалин — Википедия

ru.wikipedia.org › wiki › Амигдалин

 

 

 

 

[7] ЛАЗУРЬ БЕРЛИНСКАЯ | Энциклопедия Кругосвет

www.krugosvet.ru › enc › himiya › lazur-berlinskaya

 

[8] Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.-М.: Вентана-Графф,2016.

 

Калининграда гимназия № 40 имени

Калининграда гимназия № 40 имени

Содержание Введение. . . . .

Содержание Введение. . . . .

Введение При проведении следственных действий при расследовании отдельных преступлений широко применяется качественный анализ

Введение При проведении следственных действий при расследовании отдельных преступлений широко применяется качественный анализ

Теоретическая часть 1.1

Теоретическая часть 1.1

В сладкой костянке это значение едва доходит до 0,2% [1] 1

В сладкой костянке это значение едва доходит до 0,2% [1] 1

Листья собирают весной, когда заканчивается цветение, а орехи – осенью

Листья собирают весной, когда заканчивается цветение, а орехи – осенью

В процессе расщепления орехов, в организме человека образуется синильная кислота, переизбыток которой чреват сильнейшим отравлением

В процессе расщепления орехов, в организме человека образуется синильная кислота, переизбыток которой чреват сильнейшим отравлением

Берлине красильным мастером Дизбахом

Берлине красильным мастером Дизбахом

Практическая часть 2.1 Методика эксперимента

Практическая часть 2.1 Методика эксперимента

Реактивы и приборы Сырой горький миндаль (См

Реактивы и приборы Сырой горький миндаль (См

Постановка эксперимента Контрольный эксперимент (См

Постановка эксперимента Контрольный эксперимент (См

III ) хлорид железа ( III ). В ячейке куда был добавлен сульфат железа (

III ) хлорид железа ( III ). В ячейке куда был добавлен сульфат железа (

Заключение В судебно-медицинской практике реакция с целью качественного открытия синильной кислоты в растительном материале имеет значение только реакция образования берлинской лазури

Заключение В судебно-медицинской практике реакция с целью качественного открытия синильной кислоты в растительном материале имеет значение только реакция образования берлинской лазури

Литература и источники ·

Литература и источники ·

Фото№13.

Фото№13.

Фото№16.

Фото№16.

Рис. №1.

Рис. №1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2021