Учебно- исследовательская работа "Разноцветные истории из бисера".

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бисероплетение – один из самых популярных видов рукоделия, наряду с вязанием и вышивкой одно из самых увлекательных народных искусств, старинное и благородное, очень популярное в наше время. Бисероплетение – это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Это творческий процесс, который развивает у человека усидчивость и мелкую моторику рук, и навыки, необходимые в бисероплетение. Это необыкновенные, сказочные вещи, выполненные своими руками,  являются замечательным подарком, которые приятно дарить друзьям и родственникам. Хотя они и маленькие, но сделаны с любовью. Это не просто украшения, а изделия, которые вобрали в себя не только тепло рук, но и чувства, настроение и пожелания.
Иконка файла материала Итоговый Разноцветные истории из бисера.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ   МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

Учебно - исследовательская работа

«Разноцветные истории из бисера»

 

 

 

 

Автор:

Шадрина София Никитична

ученица 2 «а» класса

Научный руководитель:

Постникова Оксана Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Баргузинская СОШ»

 

 

 

 

с.Баргузин

2023 год

 

Оглавление

I.                    Введение.…………………………………………………...…………3

II.                 Основное содержание

2.1. Что такое бисероплетение? История появления бисера…………………...4

2.2. Виды бисера......................................................................................................5

2.3. Техники плетения………….…………………………………………………6

2.4. Практическая работа. Плетение из бисера…………………………………7

III. Заключение……………………..……………………………………………..8

IV.Список используемой литературы…………………………………………..9

V.Приложение …………………………………………...……………………...10 -15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Введение

Бисероплетение – один из самых популярных видов рукоделия, наряду с вязанием и вышивкой одно из самых увлекательных народных искусств, старинное и благородное, очень популярное в наше время. Бисероплетение – это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Это творческий процесс, который развивает у человека усидчивость и мелкую моторику рук, и навыки, необходимые в бисероплетение. Это необыкновенные, сказочные вещи, выполненные своими руками,  являются замечательным подарком, которые приятно дарить друзьям и родственникам. Хотя они  и маленькие, но сделаны с любовью. Это не просто украшения, а изделия, которые вобрали в себя не только тепло рук, но и чувства, настроение и пожелания. 

Актуальность темы:

Я считаю, что тема моего исследования очень актуальна. Актуальность работы состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, украшения, сказочных животных. Я надеюсь, что данный проект позволит мне, по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. Снова входит в моду расшитая бисером одежда, дамские сумочки, делаются аксессуары. В последнее время этот старейший вид рукоделия - занял определенное место в современной моде.

Проблема исследования.

Однажды, просматривая видеоролики в интернете, я увидела, как можно своими руками сделать из бисера разных маленьких сказочных животных, а также сплести браслеты и колечки.

Мне стало интересно – как, из чего и смогу ли я сама сплести именно такие колечки, браслеты и маленьких сказочных героев. Ведь, освоив технику бисера - плетения, можно создавать оригинальные предметы, в виде поделок (плоских и объемных), украшений. Поэтому, я начала свою исследовательскую работу по теме «Разноцветные истории из бисера».

Цель: создать свои поделки в технике бисероплетения.

Задачи:

1)      Ознакомиться с историей появления бисера;

2)      Охарактеризовать виды бисера

3)      Выяснить какие существуют техники бисероплетения;

4)      Рассказать одноклассникам о бисероплетении и помочь учителю провести урок технологии по данной теме.

5)      Показать свои умения и навыки в этой технике

 

Методы исследования:

1)      Анализ литературных источников о появлении бисера;

2)      Поиск информации по видам бисера и техники плетения;

3)      Обобщение полученных данных

Гипотеза: Предположим, что различные техники бисероплетения, интересны современным детям.

Практическая значимость заключается в том, что бисероплетение способствует развитию творческих способностей. Полученную информацию можно использовать на уроках технологии при изучении темы «Бисероплетение». Изделия из бисера могут служить подарками, сувенирами.

Объект моего исследования: изделия из бисера

Предмет исследования: бисер

II. Основное содержание

2.1. Что такое бисероплетение? История появления бисера

Из различных источников интернета(7), я узнала, историю происхождения бисера и бисероплетения. Бисероплетение – один из видов декоративно – прикладного искусства, рукоделия, создания украшений и художественных изделий, в основу которых входит бисер. Сегодня это востребованное творчество, увлекающее детей и взрослых. Бисер – это мелкие бусинки со сквозными отверстиями под нить, леску, проволоку. Происходит его название от арабского слова «бусра», что означает «фальшивый жемчуг».

Из истории известно, что практически все виды рукоделия возникли с появлением человечества. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена. Первобытные люди надевали на шею бусы на нитке из камней или клыков убитых животных. Со временем их заменили драгоценные камни, а с возникновением стекла – бисер. Технология бисероплетения использовалась для создания украшений, талисманов. У некоторых народов бисер служил разменной монетой.

Индейцы украшали свои дома бусами, в прически вплетали ленты из бисера, расшивали бисером свои костюмы, налобные повязки, детские колыбельные. Материалом для бусин у них были кораллы, бирюза, серебро.

А в Северной Африке можно встретить бусины, которые сделаны из перьев и ракушек, племя Майя — использовали нефрит.

Древние египтяне изготавливали бусины из горного хрусталя и золота, а также они использовали кристаллы.

Бисер родился в Древнем  Египте около 3 000 лет назад. Египтяне научились делать стекло, а вскоре и бусины из непрозрачного стекла. Первые изделия из бисера была вышивка и нанизывание на нить. Позже в бисероплетении появились схемы и узоры.

Второй страной, где появился бисер, была Сирия. Оттуда технику бисероплетения переняли римляне. Секрет изготовление бисера заключался в добавлении песка в соду. Из этого и варилась стекольная масса.

Что же касается истории бисера в России, то первый  бисер появился еще в 9 веке. Крупным производителем российского бисера позже стал город Тула. Затем  Ломоносов Михаил Васильевич создал фабрику  около Петербурга, где помимо других изделий создавался бисер. Было это в 1753 году. Самую большую популярность бисер приобрел  в начале 19 века, когда этим рукоделием  увлеклись все слои населения – и барышни и крестьянки. Из бисера изготавливалось очень много интересных изделий, им обшивали сумочки, кошельки, кокошники, пояса, одежду, чехлы для личных дневников, тростей. Помимо этого, с помощью бисера украшались предметы интерьера, мебель, оклады икон.

В начале  21 века популярность бисера стала возрождаться. В настоящее время рукодельницы отдают предпочтение созданию необычных украшений из бисера – колье, браслетов, подвесок, бус, а также  игрушек, сувениров, картин, икон, декоративных элементов(Приложение1)

2.2.  Виды бисера

Современный бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический. Самый распространенный стеклянный. Он бывает прозрачный и непрозрачный (матовый). Его могут красить в однотонные разнообразные цвета, или же внешнюю сторону в один цвет, а внутреннее отверстие – в другой. Стеклянный бисер считается самым прочным. Он не выгорает на солнце, не меняет цвет при стирке, температура на него не влияет.

Стеклянный бывает:

Круглый отличается оплавленными краями с отверстием в центре. У него бочкообразная форма и особое название — рокаль.

Цилиндрический Delica напоминает маленькие, однородные цилиндры.

Рубка или мелко нарубленный стеклярус имеет вид длинных или нарезанных на более короткие фрагменты трубочек. Бывает круглым, граненым или с витыми гранями.

Фигурные бисеринки отличаются особой, удивительной конфигурацией. Производимая из разных материалов кубическая, каплевидная, фантазийная (вид цветка, зверюшек, листочков) формы позволяют создавать уникальные украшения.

Чешский бисер с тремя гранями называют богемским. Он слегка вытянутой формы, которая напоминает рубку. [9]

Основными крупными изготовителями стеклянного бисера считаются Япония, Чехия и Китай.

Японский бисер - более дорогостоящий, но отличается высоким качеством: бисер одинакового объема, количество форм разнообразно.

Чешский бисер - его цена разумна, качество не хуже японских образцов. Огромный ассортимент цветовой гаммы, форм и покрытий выводит его в разряд востребованных.

Китайский бисер - дешевый, качество далеко от идеала. Неустойчив к внешним воздействиям (выцветание, способность ломаться) портит качество готового изделия.

Стеклянный бисер отличается стойкостью цвета; устойчивостью к механическим повреждениям отсутствием признаков выгорания.

2.3. Техники плетения

Описание  техник бисероплетения, я нашла в книге Ликсо Н. Л. «Бисер. Все техники» и просмотрела несколько видео уроков в интернете. Существует большое количество техник плетения. Самые популярные из них: плоское параллельное плетение, объёмное параллельное плетение, плетение дугами, петлями, иглами, сеткой, жгутами и шнурами, мозаичное плетение, бисерное ткачество, монастырское плетение, низание, кирпичный стежок. Можно плести и на леске, мононити с одной или с двумя иглами, на одной проволоке или несколько. На мой взгляд, не все перечисленные техники подойдут для знакомства с данным видом рукоделия. Некоторые из них слишком сложные, требуют предварительно набить руку на более простых изделиях. Поэтому я расскажу только о тех, которые использовала в своих работах. Свои работы я начала пробовать плести, используя мозаичное плетение и кирпичный стежок, но, к сожалению, эти кольца порвались. Затем, я начала знакомиться с монастырским плетением. В основе монастырского плетения бисером лежит плетение в крестик. Получается сетчатое полотно, которое можно использовать для  плетения браслета, а также сказочных животных.

Схема монастырского плетения:


1.Вначале на леску (длина зависит от размера изделия) необходимо нанизать 4 бисеринки. После чего конец лески нужно протянуть через первых три бисеринки, формируя кольцо из бисера. Это не только позволит зафиксировать бисер на леске, но и сформирует первый крестик.

2.Затем на иголку нужно будет набрать 3 бисеринки, после чего ввести иглу в четвертую бисеринку последнего ряда. Так сформируется второй крестик.

3.Игла выводится в верхнюю часть вновь образовавшего звена, после чего плетение продолжается аналогичным образом: набирается три бисеринки на иглу, а игла вводится в последнюю бисеринку предыдущего ряда.

4.Если цепочка вначале получается неровной, то необходимо выровнять ее руками, вернув на место те бисеринки, которые «выбиваются» из общего ряда.

5.Насколько широким получится изделие – будет зависеть от количества звеньев в одном ряду. Само же плетение очень простое и выполнятся достаточно быстро.

2.4. Практическая работа. Плетение из бисера

Для данного вида творчества необходим не только бисер разного цвета, прозрачности, размера, но и другие материалы и инструменты:

1)      леска, нитки или проволока (для основы изделий);

2)      специальные иглы (ушко вытянутое, диаметр иглы одинаковый по всей длине);

3)      вспомогательные инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, ножницы, кусачки, пинцет, линейка, карандаш и т.п.);

4)      фурнитура (замочки, зажимы, колечки, основания для заколок, броши, сережек и т.п.). [4]

Изучив материал о бисероплетении, приобретя необходимые инструменты и материалы, я начала пробовать плести. Попросила у папы леску с удочки, а мама купила набор бисера. В своей работе использовала  чешский, китайский, гамма. Получилось замечательное кольцо в технике крестик.  Я продолжила свою работу и стала плести подружкам, маме, папе, бабушкам в качестве небольших подарков. Когда, я сплела колечки, браслеты и принесла показать свои работы одноклассникам, они начали интересоваться, спрашивать меня, как я это делала? И тогда я попросила своего учителя рассказать одноклассникам о бисероплетении и показать им на уроке технологии, как сплести колечко. Совместно с Оксаной Ивановной, мы провели 2 урока. Все одноклассники принесли бисер, леску  и я рассказывала, как нужно сплести колечко. Подходила, объясняла к ребятам. Все старались и  почти у половины одноклассников получились красивые колечки. Потом решила пробовать плести браслеты, плоские фигурки, брелоки. Сначала я сплела колечки, браслеты на руку, которые можно использовать как украшения. Сейчас, я смотрю мастер - классы по созданию амигуруми (объёмные) фигурки в технике монастырского плетения (крестик). Ещё, мною была сделана поделка «Весёлый зоопарк».(39) Туда я поместила маленьких животных, сделанных из бисера, в технике монастырского плетения. Эту поделку, я представляла на школьной выставке «Город Мастеров» Плету сказочных животных и сама снимаю видео-уроки и делюсь в социальной сети на канале Likee.  У меня хорошо получается (Приложение 1). Бисероплетение   стало моим любимым занятием, и в свободное время я плету с большим желанием разные поделки своими руками из этих маленьких, цветных, волшебных бусинок. (Приложения 1). Занимаюсь им полгода.

1.Описание плетения кольца (браслета) крестиком:

-нанизываем на леску (или нить) 3 бусины;

-поворачиваем концы лески (нити) друг к другу и продеваем их сквозь одиночную (четвертую) бисеринку;

-далее на каждую сторону лески (нити) нанизываем по бисеринке;

-теперь снова продеваем концы лески сквозь одиночную бисеринку, направляя их навстречу друг другу;

-продолжаем те же действия, пока не достигнем достаточной длины изделия (кольца, браслета и т.п.). [1]

После того, как я освоила технику плетения браслета и колечка, я начала плести из бисера разных сказочных героев: зайчика, змейку, пингвина, кошечку, собачку, хомячка, бабочку, далматинца, человека – паука.

2.Как я делала сказочного героя «Человек паук» из бисера.

Просмотрела в интернете мастер – класс по изготовлению героя из сказки «Человек -паук» и работала  следуя, описанию.(https://www.youtube.com/watch?v=9tfrN55BBZo)

Для того чтобы сделать мне понадобилось:

- бисер красного, синего цвета, немного чёрного и белого для глаз.

- несколько кусков лески толщиной 0.2 мм: один длиной 2 м. для туловища и головы, четыре по 30 см. для ног и рук, немного ваты для наполнения.

Метод плетения - крестик. Работа выполняется  двумя концами лески. Начинаем плести «человека - паука» с головы. На один конец лески нанизываем 4 красных бисеринки, затем через крайнюю проходим крест накрест (сверху вниз), далее набираем на верхний конец лески 3 бисеринки и проходим через крайнюю, набранную также крест на крест и так до конца ряда. Последующие  ряды: надеваем по 2 бисеринки и продолжаем в той же технике по схеме.

 

 

III.             Заключение

В результате изучения литературы, интернет – ресурсов и проведения практической работы, я пришла к следующим выводам:

1)      История бисера уходит вглубь веков и напрямую связана со стеклоделием;

2)      Родиной бисера можно считать Египет;

3)      В древности бисер можно было обменять на золото, сейчас же он стал доступен всем желающим;

4)      Бисероплетение не имеет возрастных ограничений;

5)      Бисероплетение снимает стресс, развивает мелкую моторику и творческое мышление;

В результате моего исследования гипотеза о том, что различные техники бисероплетения, интересны современным детям, подтвердилась. Бисероплетением заинтересовались мои одноклассники, многие начали сами заниматься этим рукоделием. Подруги и друзья с удовольствием принимают в качестве подарков изделия из бисера.

Цель работы достигнута, сплела  различные поделки - сказочных животных, колечки, браслеты и т.д в монастырской технике. ( Приложение 1)

Процесс бисероплетения повлиял на развитие творческих способностей, чувства вкуса и стиля. Я  стала лучше  понимать и чувствовать сочетания цветов и форм. При выполнении исследовательской работы я узнала много нового и интересного и надеюсь, что полученные знания помогут мне  реализовать новые идеи. Я буду продолжать это сложное, но интересное и приносящее радость и удовольствие, искусство. В будущем я хочу освоить и другие, более сложные, приёмы плетения. Я обязательно научусь создавать красивые и сложные поделки и буду делиться ими на своем канале  Likee.

IV.             Список используемой литературы

1)      Божко Л. А. Бисер для девочек. – М: «Мартин», 2005.

2)      Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

3)      Ликсо Н. Л. Игрушки и поделки из бисера. – Минск: Харвест, 2010.

4)      Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы, схемы. – Минск: Харвест, 2006

5)      Ляукина М. В. Бисер. - М. : АСТ - ПРЕСС, 1999.

6)      https://sunlight.net/wiki/ukrasheniya-iz-bisera-modnye-trendy-year-goda.html

7)      http://team4yk.ru/biseropletenie/296-biseropletenie-chto-eto-takoe

8)      https://урок.рф/library/volshebnaya_businka_rabochaya_tetrad_po_osnovam_bi_060117.html

9)                 https://miazar.ru/vyshivanie/biser-i-ego-raznovidnosti-po-materialam-forme-i-primeneniyu-v-rukodelii/

10)       https://www.youtube.com/watch?v=9tfrN55BBZ (Сказочный герой «Человек - паук»)

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

  

 

 

    

 

 

  

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также