Учебно - исследовательский проект "Бабушкины куклы"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 12.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебно - исследовательский проект "Бабушкины куклы"
Иконка файла материала Исследовательская работа Бабушкины куклы.docx

Содержание

 

Введение………………………………………………………………                    3

I. Теоретическая часть

1.1. История возникновения народной куклы………………    ………………   4

1.2. Куклы обереги.………………………………………………………              4

1.3. Обрядовые куклы                                                                                              7

1.4. Игровые куклы……………………………                                                    10

II. Практическая часть

2.1.Анкетирование обучающихся 3а класса                                                        12

2.2. Опрос людей старшего поколения                                                                13

Заключение……………………………………………………………….            14

Литература….………………………………………………...                              15

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ №3…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она означала, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и  стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Актуальность нашей работы состоит в том, что кукла является отражением жизни русского народа. Тряпичная кукла появилась  давно и  сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования.

Цель нашей работы — проследить историю возникновения и назначение тряпичных кукол, пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:

·         изучить историю возникновения народной куклы;

·         познакомиться с различными  видами тряпичных кукол;

·         научиться изготавливать куклу и поделиться своим опытом с учащимися;

·          выяснить, что знают  о таких куклах наши сверстники;

·         установить, какую пользу может принести кукла детям и взрослым.

Гипотеза: если рассказать детям про тряпичную куклу и научить их мастерить её, то народная тряпичная кукла вызовет большой интерес  и станет одной из любимых кукол каждого ребёнка.

Объект исследования: тряпичная кукла.

Предмет исследования: ценность тряпичной куклы для развития и воспитания детей.

К методам, которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:

·        анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций кукол;

·        анализ представлений о народной кукле у учащихся нашей школы на основе анкетирования;

·        опрос людей старшего поколения;

·        создание видеоролика по изготовлению куклы-зернушки;

·        изготовление кукол-зернушек.

 

 

 

 

3

I. Теоретическая часть

1.1. История возникновения народной куклы

 

Начиная нашу работу, мы в первую очередь задали себе вопрос: что же такое кукла? Определение слова «кукла» мы стали искать в словаре.

В словаре Ожегова несколько значений этого слова:

Кукла  1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В словаре Даля:

Кукла — игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.

Для начала мы решили заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

 

1.2. Куклы обереги

 

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Одна их самых древних обережных кукол наших предков - Око Бога, или Божье Око.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_11375899.png

 Божье Око помещают над входной дверью в дом, комнату, над  кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

 

 

4

 

Куватка

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_4bf54b51.pngЗа две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

 

 

Ангелочек

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m39d496cb.jpgЭто незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m9a4795a.png

 

День и ночь

Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого.

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m30045f5b.png

Девка-баба

Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

 

 

Куклы лихорадки

 

Делали его в виде 12 фигурок, http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_2643f228.pngподвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый

 

5

Кукла Колокольчик

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_4cfc6002.pngЭта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_78ed3216.pngКукла Бессонница

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m714e4365.png

 

Желанница

Была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m3a74a465.png

КуклаПараскева

Стала покровительницей ткачества,

прядения и другой домашней работы.

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m488a3a98.png

 

 

 

Толстушка-Костромушка

Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: "Детки появились - пошла играй".

 

 

 

6

1.3. Обрядовые куклы

 

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые куклы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m2f445adf.png

Вепская кукла (капустка, рванка)

          С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу, не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

 

Многорукая кукла Десятиручка

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_74a084cb.png          Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_7c4e6421.png

Зернушка или крупеничка.

         Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем.

7

Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_mee6ba69.pngПокосница

 

Изображала женщину во время сенокоса.

 

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m3e14055.pngКупавка

Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m5c52e010.pngКоляда

          Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_4b709478.pngДомашняя Масленица

Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

 

Веснянка (Авдотья-весновка)

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m73bffbe0.png          В день весеннего равноденствия встречали весну. Это ещё один переломный день в народном календаре. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

                                                  

8

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_7c7e4f86.pngМартинички

          Эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

 

Кукла Рябинка

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_1bf0eb9d.pngОна связана с деревом рябиной. Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m7e398989.pngКукла Московка

         Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m74f1cf49.pngКукла Коза

Кукла "Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m28ee4919.pngЗольная кукла

         Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

 

 

 

 

Неразлучники

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_e199329.pngМуж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха.

 

 

9

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_48c4fb63.pngМировое дерево

         Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_3c669c8a.pngКозьма и Демьян

Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Они приносили благо и здоровье в дом.

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_5a683ffd.png

Кубышка-травница

         Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

 

 

1.4. Игровые куклы

 

           Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле.

            В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

            Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

            Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше,

девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице,

10

 бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

           Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

           Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

           Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

           В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Разные на Руси были куклы, но у каждой имелось свое предназначение.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_66a4c124.jpg

Кукла- «полено»

         Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

 

Зайчик на пальчик

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_594c3f30.png         Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу,    открываются и разговаривают как с живым человеком.

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m515a473b.png

Куклы закрутки

Изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

11

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m5d279a15.jpgКукла барыня

Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

 

http://doc4web.ru/uploads/files/9/8319/hello_html_m4f561a4c.pngКукла "на выхвалку"

Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма.

 

 

II. Практическая часть

2.1. Анкетирование обучающихся 3а класса

 

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование наших сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили нам сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека.

Для анкетирования мы взяли 6 вопросов. Всего в опросе участвовало 26человек.

Таблица 1

Результаты анкетирования обучающихся 3а класса

Известно ли вам, о тряпичных куклах?

Да – 20 ч.

Нет- 6 ч.

 

Была ли у вас дома такая кукла?

Да – 14 ч.

Нет – 12 ч.

 

Какая это была кукла?

Оберег – 7 ч.

Обрядовая – 3 ч.

Игровая – 4 ч.

Нравится ли вам такая кукла?

Да– 18ч.

Нет– 2 ч.

Не знаю – 6 ч.

Чем нравится?

Красивая -11ч.

Интересная -14ч.

Не знаю -1ч.

Какую пользу приносит такая кукла?

Оберегает дом - 9 ч.

Защищает от злых сил – 13 ч.

Развивает детей – 4.ч

 

Выводы из анкетирования можно следующие:

·         Большинство детей знает про народные тряпичные куклы, но вот такая кукла дома есть не у всех.

12

·         Если дома у ребят есть такая кукла, то это в большинстве случаев просто игрушка.

·         Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

·         Тряпичная кукла нравится за то, что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

·         На вопрос «Какую пользу приносит кукла?», дети ответили, что кукла оберегает ребенка, охраняет и защищает от нечистых сил, развивает маленьких детей: учит их украшать, шить, беречь игрушки. Куклы-зернушки развивают мелкую моторику ребенка.

·          

2.2. Опрос людей старшего поколения

 

В ходе нашего исследования мы задали себе вопрос: «А какие куклы были у наших бабушек?».Наша бабушка живёт в деревне Покровка. Конечно, мы спросили об этом у неё. Затем и ещё попросили ответить на наши вопросы 12 человек в возрасте 65-80 лет, проживающих в этой деревне.

Таблица 2

Результаты опроса людей старшего поколения.

вопросы

ответы

Знаете ли вы тряпичных кукол?

 

Да – 12 ч.

100%

Нет -0

Другое-0

Была ли у вас дома такая кукла?

 

Да – 12ч.

100%

Нет -0

Другое-0

Какая это была кукла?

Оберег -4ч

Обрядовая- 3ч.

Игровая – 5ч.

Из чего она была сделана?

Из тряпок -9ч.

Из соломы -2ч.

Из полешка – 1ч.

Кто делал Вам эту игрушку?

Мамы – 7ч.

Старшие сёстры -3ч.

Сами – 2ч.

 

В большинстве случаев мы опрашивала старых бабушек и они нам отвечали, что им игрушки делали старшие сестры и мамы. Когда они подрастали, то начинали делать кукол сами. Бабушки 70-80 лет рассказали нам, что у них были куклы сделанные из соломы и с помощью полешка. Бабушки 65 лет отвечали, что игрушки делали им мамы. Рассказывали, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол они делали. Лишь у 20% бабушек были дома куклы обереги.

Хотелось бы отметить, что  у наших бабушек и прабабушек больше было обереговых и обрядовых кукол.

13

Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги  будут охранять   и

оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

 

Заключение

 

В ходе выполнения работы мы  узнали много нового, интересного и полезного. Мы узнали, что кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. А это значит, что тряпичная кукла имеет большое ценное значение для воспитания и развития ребёнка.

В  ходе нашей работы было достигнуто следующее:

·         была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

·         освоена технология выполнения куколки-зернушки;

·         изготовлены образцы кукол;

·         проведен опрос сверстников и людей старшего поколения;

·         подтвердилась наша гипотеза. Вместе с нашей учительницей мы смогли заинтересовать одноклассников и многие ребята  сами сделали куколок –зернушек, куколок-мартиничек. Некоторые сделали кукол – десятиручек. Эти куклы стали у ребят одними из любимых игрушек.

Практическое применение нашей работе можно найти на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать о тряпичных куклах в дошкольных учреждениях. Мы могли бы также познакомить и интересующихся тряпичной куклой, взрослых.

Мы хотим научиться мастерить и другие виды кукол, узнать больше о них и рассказать об этом своим сверстникам. Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, разные у них имена. Но куклы из нашего прошлого будут актуальны всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Литература

 

1.    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

2.    Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3.    Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

4.    Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

5.    Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6.    Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

7.    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

8.    Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

9.    Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Памятка по изготовлению куколки Зернушки

В основе заготовки тряпичной куклы могла быть обычная ветошь, а могло быть зерно (тогда она называлась «Зернушкой»), или зола, взятая из так называемого родового зольника.

Материал для работы: 
1. Лоскут льняного холста или двунитки для тела 25 х 20см.
2. Лоскут яркой ткани для юбки (понёвы) 10 х 20см.
3. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок для рубахи 10 х 25см.
4. Лоскут темной ткани для душегреи 10 х 40см.
5. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см.
6. Тесьма под косынку – 10 см. 
7.Тонкое шитье под косынку – 10 см. 
8. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка
9.Тесьма для пояса – 40см. 
10.Гречка или пшеница – 600 гр. 
11.Нитки красного и белого цветов. 
12.Иголка. 
13.Ножницы.

Как сделать куколку:

1. Берем в руки лоскут из двунитки. Складываем его пополам, соединяя длинные стороны вместе, и прошиваем красными нитками швом «назад иголка» или другим прочным швом, отступая 0,5-1см. от края.

2. Делаем донышко у мешочка. Для этого собираем верхний край гармошкой. Ширина складки гармошки 7-10мм. И прочно закрепляем той же ниткой, которой шили на расстоянии 0,5-1см. от края. Нить обрываем.

3. Выворачиваем мешочек на другую сторону и расправляем. Насыпаем в него крупу, уплотняем, постукивая куколкой о поверхность стола.

4. Перевязываем мешочек красной нитью четное количество раз, оставляя в хвостик 1,5-2см. Получился мешочек с хвостиком.

5. Берем светлый лоскут ткани, оборачиваем вокруг тела, соединяя сзади внахлест, закрепляем рубаху сверху крепкой белой ниткой.

6. Берем лоскут яркой ткани и обворачиваем на том же уровне, что и рубаха. Следим за тем, чтобы стык рубахи остался сзади под поневой, а полы ее – спереди на расстоянии от 2см. друг от друга. Закрепляем белой ниткой.

7. Берем материал для фартучка, повязываем его спереди навыворот .

8. Опускаем фартучек и сверху повязываем поясок.

9. Берем лоскут темной ткани и скатываем плотно на его концах трубочки – руки.

10. Надеваем душегрею так, чтобы внизу руки имели естественную длину, а верхний край был примерно на одном уровне с головой. Перевязываем душегрею в месте предполагаемой шеи, где край поневы.

11. На голову Крупенички пришиваем белой ниткой тонкое шитье.

12. Поверх шитья пришиваем красивую тесьму.

13. Сверху на голову повязываем платок. Концы его должны завязываться сзади куколки

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Анкета для третьеклассников

1.    Знаете ли вы народных тряпичных кукол?

2.    Есть ли у вас дома такая кукла?

3.    Если есть, то это?

4.    Вам нравится такая кукла?

5.    За что она вам нравится?

6.    Как вы думаете, какую пользу приносит кукла?

 

 

Вопросы для людей старшего поколения

1.     Знаете ли вы тряпичных кукол?

2.     Была ли у вас дома такая кукла?

3.     Какая это была кукла?

4.     Из чего она была сделана?

5.     Кто делал Вам эту игрушку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

1.     Сказка о Крупеничке (Зернушке)


У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
-Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас- девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые , бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
В народе даже песенка про нее сложилась:
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость- сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
-Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий- коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками. 
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок- низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
-А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам- нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
-Кушайте, красавицы: веселее будете , румянее станете!
Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
-Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
-Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
-Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников.. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный- и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена- не оторвешь.
Спросил ее старичок:
-Укажи мне , где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
-А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, -поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся - будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало угощали кашей досыта.
Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!