Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"
Оценка 4.8

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

Оценка 4.8
Документация
doc
другое
Взрослым
31.12.2020
Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"
УМК предназначен для студентов, обучающихся в учреждениях СПО по специальности ОПУТ
УМК ОП 08 Менеджмент ОПУТ.doc

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

 

1.   Учебно-методические материалы:

- Рабочая программа дисциплины (модуля)

- Календарно-тематические планы

Методические рекомендации и перечни работ:

- перечень практических работ;

- методические рекомендации по выполнению практических работ;

- перечень самостоятельных внеаудиторных работ;

- материалы для организации внеаудиторных самостоятельных работ студентов

2.   Контрольно-измерительные материалы:

- перечень вопросов к контрольной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.   ПАСПОРТ  рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

 

 

2.   СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

 

 

3.   условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

 

 

4.   Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

 

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образова­ния по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам ос­воения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-       применять методику принятия эффективного решения;

-       организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

знать:

-     организацию производственного и технологического процессов;

-     условия эффективного общения.

В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (клиентами).

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Выполнять операции по осуществлению процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2

Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 1.3

Оформлять документы регламентирующие организацию перевозочного процесса.

ПК 2.1

Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса.

ПК 2.2

Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов.

ПК 2.3

Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ПК 2.4

Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

ПК 2.5

Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПК 3.1

Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

ПК 3.2

Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

ПК 3.3

Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

ПК 4.1

Оценивать эффективность перевозочного процесса

ПК 4.2

Находить оптимальные варианты решения задач перевозки с использованием современных научно-исследовательских математических методов

ПК 4.3

Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с перевозкой пассажиров и грузов

ПК 4.4

Изучать транспортный рынок, методы формирования спроса на транспортные услуги и основные положения маркетинга.

ПК 4.5

Проводить анализ транспортных услуг и спроса

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 13 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

практическая работа

2

контрольная работа

1

Самостоятельная работа студента (всего)

13

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент

 

Наименование

раз­делов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятель­ная работа обучающихся

Объем

ча­сов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

 

 

Что такое менеджмент, существующие определения. Предмет, цели и задачи, ре­шаемые данной дисципли­ной. Связь менеджмента с другими дисципли­нами и его место на современном предпри­ятии. Сущность по­нятия "управление", его отличие от менеджмента. Основные виды управления.

1

 

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

8

 

Тема 1.1.

Этапы развития науки об управле­нии

Содержание учебного материала

 

 

 

Возникновение и развитие менеджмента. Общая характеристика основных направлений менедж­мента. Эво­люция частного и государственного управления. Влияние национально-исто­ри­ческих фак­торов на развитие менеджмента; раз­витие управ­ле­ния в России; пер­спективы менедж­мента: возможное и ве­роятное

1

2

Тема 1.2.

Школы, теории и направления ме­неджмента

Содержание учебного материала

 

 

 

Научный менеджмент. Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. Эволюция научного менеджмента. Наука управления. Исследование опера­ций. Кибернетический подход в управлении. Автоматизация управления. Ад­министративная школа ме­неджмента. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Эволюция и развитие направле­ния. Социально-психологическое направление в менеджменте. Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и тео­рия "приемлемости власти". Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Системный поход. Вклад Пи­тера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Ситуационные теории. Класси­фикация по признакам, уровням и сферам функционирования. Виды ме­неджмента: практический, инновационный и стратегический. Классифика­ция прин­ципов (общие и струк­турно - функцио­нальные принципы управ­ления, принципы  управления людьми, принципы, способствую­щие форми­рованию личности ме­неджера-руководителя).  Методы управления: сущность и виды. Эко­номи­ческие методы управления: плани­рование, экономическое стимулирование, нормирование и контроль и др. Организа­ционно-распорядительные методы управления: организационное регла­ментирова­ние, организаци­онное нормирование, организационный инструктаж и др. Правовые ме­тоды управления. Социально-психо­логические методы управления: методы соци­ального воздей­ствия, методы управления индивидуальным по­ведением работника и др. Сущность и значение ме­тодов управления, область и особенности применения. Сущность и характеристика общих функ­ций управления предприятием: маркетинг, финансы, менеджмент, производство, инновация, ин­формация, социальное развитие  и др. Основные составляющие функции ме­неджмента: планиро­вание, организация работы, мотивирование деятельности и контроль. Сущность и виды планирова­ния. Модель стратегического планирования.

4

2

Самостоятельная работа студента:

3

 

 

подготовка сообщений по темам:

Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку.

Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др.

Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.

Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.

Честер Барнард и теория "приемлемости власти".

Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У".

Вклад Питера Друкера в менеджмент.

Теория "7 – S". Концепция У. Оучи.

Виды ме­неджмента: практический, инновационный и стратегический.

 

 

Раздел 2. Практический менеджмент

26

 

Тема 2.1.

Сущность и поня­тие органи­зации. Организа­ционная струк­тура менедж­мента предпри­ятия и организа­ции

Содержание учебного материала

 

 

 

Сущность и основные виды организационных связей. Вертикальные и горизонтальные связи. Ли­нейные и функциональные связи. Формальные и неформальные связи. Прямые и косвенные связи. Общая характери­стика основных элементов построения организации. Разделение труда и специа­лизация. Горизонтальная и вертикальная специализация. Организационная иерархия. Звенья управления. Уровень управления. Полно­мочия, ответственность и делегирование. Централизация и децентрализация. Организационная структура: сущность и основные типы. Линейная организа­ционная структура. Функциональная организационная струк­тура. Организационные структуры смешанных типов. Временные организационные структуры.

4

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

- изучение основной и дополнительной литературы

- подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации»

 

 

Тема 2.2.

Миссия и цели ор­ганизации

Содержание учебного материала

 

 

 

Определение миссии. Положение о миссии организации. Компоненты положения о миссии. Факторы, формирующие миссию предприятия. Цели организации: определение, типы. Взаимосвязь между целями.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

подготовка сообщений по темам: «Взаимосвязь между целями», «Компоненты положения о миссии»

 

 

Тема 2.3.

Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Содержание учебного материала

 

 

 

Виды контроля при управлении организацией. Предварительный контроль в отношении человече­ских ре­сурсов, материальных ресурсов, финансовых ресурсов. Текущий контроль при управлении организацией. Заключительный контроль при управлении организацией. Процесс и этапы кон­троля: характеристика, пре­имущества, недостатки, перспективы развития. Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией. Поведенческие аспекты кон­троля.

3

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

подготовка сообщений по темам: «Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией»,  «Поведенческие аспекты кон­троля»

 

 

Тема 2.4.

Мотивация

Содержание учебного материала

 

 

 

Мотивация и стимулирование как функция управления. Потребность, ее виды и роль в менедж­менте. Пер­вичные и вторичные потребности, их использование при реализации функции мотива­ции. Внутреннее и внешнее вознаграждение при мотивации сотрудников организации. Традици­онные способы мотивации. Со­временные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория А. Мас­лоу.

2

2

Тема 2.5.

Организационная культура. Кон­цеп­ция органи­зацион­ной куль­туры

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие организационной культуры и ее содержание. Концепция организационной культуры. Процесс фор­мирования и поддержания организационной культуры. Влияние культуры на органи­зационную эффектив­ность деятельности предприятия. Соответствие организационной культуры стратегии деятельности пред­приятия. Управление организационной культурой предприятия.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

подготовка схемы «Организационная культура»

 

 

Тема 2.6.

Власть и влияние

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие власти и влияния. Их роль в управлении. Баланс власти. Формы власти и влияния и их оценка. Ис­точники власти в организации. Возможные стратегии влияния. Власть и партнерство в современном ме­неджменте.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

- подготовка сообщений по темам:

1.    Понятие власти и влияния, роль в управлении.

2.    Формы власти и влияния и их оценка.

3.    Возможные стратегии влияния.

4.    Власть и партнерство в современном менеджменте.

 

 

Тема 2.7.

Управленческие решения 

Содержание учебного материала

 

 

 

Содержание, значение и типология решений в менеджменте. Требования к управленческим реше­ниям. Ос­новы теории принятия управленческих решений. Управленческие реше­ния: не­формаль­ный, коллективный, «мозговая атака или штурм», количест­венный. Факторы, влияющие на про­цесс принятия управленческих решений. Подходы к принятию решений. Понятие проблемной си­туации. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации. Этапы процесса принятия и осу­ществления управленческого решения. Побуждение сотрудников к участию в принятии управлен­ческих решений.

2

2

Практическая работа:

2

 

 

Деловая игра «Разработка и принятие управленческого решения»

 

 

Самостоятельная работа студента:

2

 

 

подготовка сообщений по темам:

Типология  решений в менеджменте.

Требования к управленческим решениям.

Управленческие реше­ния: не­формальный, коллективный, «мозговая атака или штурм»

Подходы к принятию решений.

Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений

 

 

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

10

 

Тема 3.1.

Взаимодействие че­ловека и группы

Содержание учебного материала

 

 

 

Значимость проблемы установления взаимодействия человека и организации, человека и группы. Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения. Формальные и неформальные группы в организации: понятие, виды и характеристики. Управление человеком и управление группой. Фак­торы эффективности работы групп.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

подготовка сообщений:

«Формальные и неформальные группы в организации»

«Управление человеком и управление группой»

«Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения»

 

 

Тема 3.2.

Стили и методы управления

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие и характеристика стилей управления: авторитарный, демократиче­ский, ли­беральный. Теория «X» и «У». Стили управления по критерию ори­ентации на лич­ность и на выполнение за­дач. Социально-психоло­гический климат, мотивация: как методы управления. Методы убеждения.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

- подготовка сообщений по темам:

«Стили управления: авторитарный, демократиче­ский, ли­беральный».

«Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки»

- подготовка таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления»

 

 

Тема 3.3.

Коммуникации в управлении

Содержание учебного материала

 

 

 

Виды коммуникаций. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Обратная связь и шум в коммуника­ционном процессе. Способы борьбы с шумом при управлении организацией. Коммуни­кационная модель Уэверли-Шеннона. Формы межличностных коммуникаций. Вербальные и не­вербальные средства коммуни­кации при управлении организацией. Проблемы восприятия и се­мантики в коммуникациях при управлении организацией. Менеджер как коммуникатор. Техниче­ское обеспечение коммуникативных процессов в орга­низации.

2

2

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

подготовка сообщений по темам:

1.    Значение коммуникаций в управлении организацией

2.    Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе

3.    Проблемы управления, связанные с коммуникациями

 

 

Контрольная работа

1

 

Всего:

45

 

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

 

Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Менеджмент»

 

Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол­нительной литературы

 

Основные источники:

Казначевская Л.А. Менеджмент. – М.: Кронус, 2010

Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. – М.: Высш. Школа. 2010.

Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск, 2009

Румянцева З.П., Саломатин  Н.А.  Менеджмент организации.  Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 2000.

 

Дополнительные источники:

Барметов  Ю.П.  Лабораторный  практикум по курсу "Теория управления": Учеб. пособие./ ВГТА. – Воронеж: ВГТА, 2009.

Вагугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2008.

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.

Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1995.

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 1995.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб: Питер, 1999.

Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. посо­бие. – М., 2000.

 

Электронные учебники

Разу М.Л. Менеджмент Учебник //СПО. – М.: Кронус, 2012

Эришвили Н.Д. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

Пересветов Ю.В. и др. Менеджмент. Курс лекций – М.: МИИТ, 2010

Интернет-ресурсы

www.akm.ru – Информационное агентство AK & M

www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

www.cio-world.ru – Журнал " CIO "

www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы

www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"

www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"

www.erp-online.ru – О ERP-системах

www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет

www.fira.ru – база данных по российским компаниям

www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX

www.fxclub.org – FOREX клуб

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ РА

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

www.uasos.net – Финансовая Аналитика России

www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"

www.allianceonline.org/FAQ/financial_management – Финансовый менеджмент в некоммерческих организациях

www.bloomberg.com – Агентство Bloomberg

www.ceoexpress.com – Информация для топ-менеджеров

www.cfma.org – Ассоциация финансовых менеджеров

www.cfo.com – Журнал CFO

www.corpgov.net – Сайт корпоративного правительства

www.corporateinformation.com – Управленческая информация

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществля­ется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабора­торных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивиду­альных заданий и других форм.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные зна­ния)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

 

применять методику принятия эффективного решения;

Отчет по практической работе

организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

Защита сообщений, докладов

знания:

 

организацию производственного и технологического процессов;

Устный опрос по карточкам-заданиям

условия эффективного общения

Зачёт

Защита отчета по самостоятельной работе


 урока

Наименование

разделов и тем

Мак­си­мальное

коли­че­ство часов

Количество аудиторных часов

Са­мо­стоя­тель­ное изучение

Формы контроля самостоя­тельного изучения

На­гляд­ные посо­бия

и сред­ства

Зада­ния

для сту­ден­тов, уча­щихся

При­ме­чания

всего

Ка­лен­дар­ные сроки

изу­че­ния

В том числе по видам заня­тий

уроки

лек­ции

се­ми­нары

Лабораторные работы

Прак­ти­че­ские за­ня­тия

Экскурсии

Курсовое проектирова­ние

Кон­троль­ные работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Введение

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Что такое менеджмент, су­ще­ст­вующие опреде­ле­ния. Предмет, цели и за­дачи, ре­шаемые дан­ной дисципли­ной. Связь менеджмента с дру­гими дисципли­нами и его ме­сто на совре­менном пред­приятии.  Сущность понятия "управле­ние", его отли­чие от менедж­мента. Ос­новные виды управ­ления.

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы:

«Виды дея­тельности в ме­неджменте»

«Укрупненная струк­тура сис­темы управле­ния»

«Иерархия менедж­мента»

- составление плана тек­ста по темам самостоя­тельной работы;

- составление кон­спекта;

- работа со спра­вочной ли­терату­рой

 

 

Раздел 1.  Методические основы ме­недж­мента

 

 

Тема 1.1. Этапы раз­вития науки об управлении

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение материа­лов лек­ции;

Подготовка  по во­про­сам:

1.Понятие менедж­мента.

2.Функции менедж­мента.

3.Основные направ­ления ме­неджмента.

 

2

Возникновение и разви­тие ме­неджмента. Общая харак­теристика основ­ных направ­лений менедж­мента.  Эволю­ция частного и го­сударствен­ного управле­ния.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. 2. Школы, теории и на­правления менедж­мента.  Виды, ме­тоды и принципы менеджмента

7

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

3

подготовка сообщений

Таблицы:

«Эволюция управлен­че­ской мысли в 20 веке»

«Хронология науки об управлении»

«Сравнение японского и американского управ­ле­ния

 

3

Административная школа ме­неджмента. Вклад в ме­недж­мент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмер­сона и др. Эволю­ция и развитие направ­ления.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить конспект по во­просам

 

 

*

Урок-презентация

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Социально-психологи­че­ское на­правление в менеджменте.

Теория чело­ве­ческих отноше­ний.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Эл­тон Мэйо и Хо­торн­ские экспери­менты. Честер Бар­нард и теория "при­емлемо­сти власти".

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Урок-викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Дуглас  МакГрегор и Тео­рии "Х" и "У". Систем­ный поход. Вклад Пи­тера Дру­кера в ме­неджмент. Тео­рия "7 – S". Концеп­ция У. Оучи. Ситуаци­он­ные теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Практический менеджмент

 

 

 

 

Тема 2.1.  Сущность и поня­тие органи­зации. Организа­ционная струк­тура менедж­мента предпри­ятия и орга­ни­за­ции

5

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

изучение основной и дополни­тельной литера­туры

презента­ция схемы

Схемы:

«Линейная структура управле­ния»

«Функциональ­ная  структура управления»

«Линейно-функцио­наль­ная  структура управления»

«Дивизиональ­ная  структура управления»

«Матричная  структура управ­ления, ориентиро­ван­ная на продукт»

«Высокая структура управле­ния»

«Плоская структура управле­ния»

Составить кон­спект по вопросам:

1. Стратегические про­блемы раз­вития производ­ства и струк­тура промыш­ленности.

2. Страте­гия пред­приятия.

3.Стратегиче­ское управ­ление.

4.Правовые методы управления.

5.Социально-психо­логи­ческие методы управле­ния.

6. Методы соци­аль­ного воздействия. 7. Методы управления индивидуаль­ным поведением работ­ника.

8. Сущность и зна­чение методов управления, об­ласть и особенности при­менения

9. Сущность и виды пла­нирова­ния.

10. Модель страте­гиче­ского планиро­вания

 

7

Сущность и основные виды орга­низационных связей. Вертикаль­ные и горизон­таль­ные связи. Ли­нейные и функ­цио­нальные связи. Формаль­ные и неформаль­ные связи. Прямые и кос­венные связи.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Общая характеристика ос­нов­ных элементов постро­е­ния организа­ции. Разделе­ние труда и специали­зация. Гори­зон­тальная и верти­кальная специализация.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Ор­гани­заци­онная ие­рархия.

Зве­нья управ­ления. Уро­вень управ­ления. Полномо­чия, от­ветст­венность и де­легирова­ние. Центра­лиза­ция и децен­трализа­ция.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Организационная структура: сущ­ность и основ­ные типы. Линей­ная  организа­ционная структура. Функ­цио­нальная органи­зацион­ная структура. Организаци­онные струк­туры смешан­ных типов. Времен­ные ор­ганизаци­онные струк­туры.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2.   Миссия и цели ор­гани­зации

3

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

подготовка сообщений

Схемы:

«Цели создания пред­приятия»

 

 

Таблицы:

«Факторы эф­фективно­сти предприятия»

 

11

Определение миссии. По­ло­жение о миссии органи­зации. Компо­ненты поло­жения о миссии.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Факторы, формирующие миссию предприятия. Цели организации: опреде­ле­ние, типы. Взаимосвязь между це­лями.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3.   Контроль и регу­лиро­вание в сис­теме менедж­мента

4

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

подготовка сообщений

 

 

13

Виды контроля при управле­нии организа­цией. Предвари­тельный контроль в отноше­нии человече­ских ресурсов, материальных ре­сурсов, фи­нансовых ресур­сов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы:

«Управленче­ская пя­терня»

«Основные типы ра­бот­ни­ков»

«Сравнение традицион­ного и «эколо­гиче­ского» подхо­дов в кон­троле»

1.Тестирование по темам 2.3- 2.5

2.Используя основ­ную ли­те­ратуру и справочные ма­те­риалы, публикации в прессе, ответить на во­просы

 

 

14

Текущий контроль при управле­нии организа­цией.  Заключитель­ный кон­троль при управлении ор­ганиза­цией. Процесс и этапы кон­троля.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Стандарт контроля, его ис­пользо­вание при управлении организа­цией.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4. Мотивация

2

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы:

«Содержание альтерна­тив  мо­тивации»

«Классическая схема процесса мотивации»

«Модель моти­вации по В.Вруму»

«Взаимосвязь понятий «по­требности-мо­тив-интерес»

«Теория Мас­лоу»

«Иерархия по­требно­стей по Маслоу»

«Поиск опти­мального вари­анта мотива­ции»

Таблицы:

«Сравнитель­ные харак­тери­стики основных теорий моти­вации»

«Мотивацион­ная мо­дель»

Составить кросс­ворд по пройден­ным темам.

Подготовиться к семи­нару

 

 

16

Мотивация и стимули­ро­ва­ние как функция управле­ния. По­треб­ность, ее виды и роль в менедж­менте.  Пер­вич­ные и вто­ричные по­требности, их исполь­зова­ние при реали­за­ции функ­ции мо­тива­ции.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Урок-презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Внутреннее и внешнее воз­на­граж­дение при мо­тивации со­трудников ор­ганизации. Традици­он­ные способы мо­тива­ции. Современные тео­рии мо­ти­ва­ции. Содер­жатель­ные теории мо­тива­ции. Процес­суаль­ные теории. Тео­рия А. Маслоу.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Урок-кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5. Организаци­он­ная куль­тура. Кон­цепция органи­зацион­ной куль­туры

3

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

Презента­ция схемы

Подготовить кон­спект по вопросам

 

 

18

Понятие организацион­ной куль­туры и ее со­дер­жание. Концепция орга­низацион­ной куль­туры.  Про­цесс форми­ро­вания и поддержа­ния органи­за­цион­ной куль­туры.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Влия­ние куль­туры на органи­заци­он­ную эффектив­ность дея­тельно­сти пред­при­ятия. Соответствие организа­цион­ной культуры стра­те­гии дея­тельности пред­прия­тия. Управле­ние органи­заци­онной культурой пред­приятия

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.6. Власть и влияние

3

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

подготовка сообщений

Схемы:

«Основные виды власти и соответствую­щие ме­тоды влия­ния

1. Подготовить краткий кон­спект по вопросам

2. Подготовка к тес­тирова­нию по темам 2.6-2.7

 

20

Понятие власти и влия­ния. Их роль в управле­нии. Ба­ланс власти. Формы власти и влияния и их оценка. Ис­точники вла­сти в орга­низа­ции. Возмож­ные стратегии влияния.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Власть и партнер­ство в со­времен­ном ме­недж­менте

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.7.  Управлен­че­ские реше­ния 

6

4

 

2

 

 

 

2

 

 

 

2

подготовка сообщений

Схема:

«Управлен­ческая пя­терня»

«Схема взаи­мосвя­зей в группе»

«Процесс при­нятия ре­ше­ния»

 

1. Доработка мате­риалов лекции по вопросам:

ü Факторы, влияю­щие на про­цесс принятия управ­лен­ческих решений.

ü Подходы к приня­тию ре­шений.

ü Понятие про­блемной си­туации.

ü Формаль­ные про­це­дуры анализа про­блемной ситуа­ции.

ü Этапы про­цесса приня­тия и осуще­ствле­ния управлен­ческого решения.

ü Побуждение со­трудни­ков к уча­стию в принятии управлен­ческих ре­шений.

 

22

Содержание, значение и ти­поло­гия решений в ме­недж­менте. Тре­бова­ния к управ­ленческим реше­ниям. Основы тео­рии принятия управ­ленческих решений. Управ­ленческие реше­ния: нефор­маль­ный, кол­лектив­ный, «мозго­вая атака или штурм», коли­чест­вен­ный.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Требо­вания, предъявляе­мые к управ­ленче­ским реше­ниям. Фак­торы, влия­ющие на про­цесс приня­тия управ­ленче­ских реше­ний. Под­ходы к принятию реше­ний.  Понятие проблемной си­туа­ции. Фор­мальные процедуры ана­лиза про­блемной ситуа­ции. Этапы процесса приня­тия и осу­ществле­ния управ­лен­ческого реше­ния. Побуж­дение со­трудников к уча­стию в при­нятии управ­ленче­ских реше­ний.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24-25

*

Практическая работа:

Деловая игра «Разработка и при­нятие управленческого решения»

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Схемы:

«Типологизация кон­фликтов»

«производст­венно-де­ло­вой конфликт»

Таблица:

«Функциональ­ная на­правлен­ность конфлик­тов в организа­ции»

Изучение мате­риалов лек­ции.

 

 

Составить таблицу «Виды контактных групп»

 

 

Тема 3.1. Взаимодейст­вие че­ло­века и группы

3

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

Подготовка сообщений

 

26

Значимость проблемы ус­та­новле­ния взаимо­дейст­вия че­ловека и ор­ганиза­ции, че­ло­века и группы.  Подходы к ус­тановлению взаимо­дей­ствия человека и орга­низаци­онного ок­руже­ния.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Формальные и нефор­маль­ные группы в орга­низации: поня­тие, виды и характери­стики.

Управление человеком и управле­ние группой.  Фак­торы эффектив­но­сти ра­боты групп

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.  Стили и ме­тоды управ­ления

3

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

Подготовка сообщений, презента­ция таб­лицы

Схемы:

 «Место управ­ления конфлик­тами  в системе управления персоналом ор­ганизации»

«Стили тран­сактов»

«Взаимоотно­шения ру­ковод­ства и подчинен­ных»

Таблица:

«Сравнительная харак­тери­стика «Теории «Х» и «Теории «Y»

 

 

28

Понятие и характери­стика стилей управле­ния: автори­тарный, де­мо­кра­тиче­ский, ли­бе­ральный. Теория «X» и «У».

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

Стили управления по крите­рию ори­ентации на лич­ность и на вы­полне­ние задач. Со­циально-пси­хологи­че­ский климат, мотива­ция: как ме­тоды управ­ления. Ме­тоды убежде­ния.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить кросс­ворд по терминам и понятиям по пройденным те­мам.

 

 

Тема 3.3.   Коммуника­ции в управлении

4

3

 

2

 

 

 

 

 

 

1

1

Подготовка сообщений

 

 

30

Виды коммуникаций. Этапы и элементы коммуникацион­ного про­цесса.  Обратная связь и шум в коммуникаци­он­ном про­цессе. Способы борьбы с шу­мом при управ­лении ор­ганиза­цией. Комму­ника­цион­ная модель Уэверли-Шеннона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Формы межличностных ком­муни­ка­ций. Вер­баль­ные и не­вербаль­ные средства комму­ни­кации при управле­нии ор­гани­зацией. Про­блемы восприятия и се­мантики в коммуни­ка­циях при управлении ор­ганиза­цией. Менед­жер как ком­му­никатор.  Тех­ническое обес­пече­ние коммуникативных про­цессов в организа­ции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы:

«Схема полу­чения ин­фор­мации «Об­ратной связи»

«Различные способы ком­му­никаций»

Таблицы:

«Коммуника­ционные по­токи»

 

 

*

Разыгрывание ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

32

 

29

 

 

 

2

 

 

1

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРЕЧНИ РАБОТ

 

Перечень практических занятий

 

Наименование

занятия

Наименование

темы

Кол-во часов

Практическая

работа № 1

Стиль менеджмента и имидж (образ менеджера)

1

Практическая

работа  №  2

Моделирование ситуаций и разработка решений в менеджменте.

1

 

ИТОГО:

2

 

Практическое занятие № 1

«Стиль менеджмента и имидж (образ менеджера)»

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.4.  Стили и ме­тоды управления

 

Форма организации работы: индивидуальная

Метод проведения: частично-поисковый

Цель:

1.   выявление и развитие у студентов управленческих качеств,

2.   формирование умений использовать литературу и диагностические методики для анализа стиля и имиджа менеджера,

3.   формирование представления о совершенствовании профессиональной и об­щей культуры.

Вопросы

1. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

2. Сравнительная характеристика стилей руководства.

3. Современные требования к руководителю.

Задания.

1. Продумайте и определите систему качеств, которыми должен обладать, по Вашему мнению, современный менеджер. Подберите комплект методик для диагностики личностных качеств и стиля руководства менеджера.

2. Выпишите список требований к компетенции, профессионализму, продуктивности руководителя.

3. Определите комплекс умений руководителя, ориентированного на демократический характер управления.

4. На основе анализа современных нормативных требований и личных приоритетов, внесите дополнения (изменения) в типовые должностные инструкции руководителя.

5. На основе профессиограммы руководителя разработайте стратегию самостоятельного совершенствования общей, профессиональной и управленческой культуры руководителя.

 

Форма отчета: письменный отчет

 

Литература

Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. - М.: Высш. Школа. 2011

Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. - МН.. 2010

Румянцева З.П., Саломатин  Н.А.  Менеджмент организации.  Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М. 2005.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М., 1999.

Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. посо­бие. - М., 2000.

 

Практическое занятие № 2

«Моделирование ситуаций и разработка решений»

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.11. Управлен­че­ские решения

 

Форма организации работы: индивидуальная, групповая

 

Метод проведения: решение проблемных ситуаций, групповое обсуждение

 

Цель:

- овладение студентами умениями разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям эффективности;

- освоение методов групповой работы.

 

Вопросы

1. Типы управленческих решений.

2. Процесс разработки управленческих решений.

3. Методы и стили принятия решений.

4. Качество и эффективность управленческих решений.

5. Ответственность руководителя предприятия.

 

Задания.

1. Выпишите номера решений, которые могут приниматься на уровне учреждения. Те виды решений, которые предприятие имеет право принимать, но на практике не может это право реализовать, отметьте кружком.

1) Решение относительно вида оборудования, которое необходимо для производственного процесса.

2) Обращение в банк за кредитом.

3) Решение о реорганизации учреждения.

4) Прием сотрудников учреждения на работу.

5) Определение форм организации материального обеспечения производственного процесса.

6) Определение условий аренды помещений.

7) Утверждение типового положения о вознаграждениях.

8) Установление норм труда работников.

9) Установление штатного расписания.

10) Распределение должностных обязанностей.

11) Определение минимальных размеров ставок заработной платы работников.

12) Определение минимальных размеров ставок заработной платы технических работников.

13) Установление надбавок и доплат к должностным окладам работников.

14) Установлениe порядка и размеров премирования работников.

15) Принятие устава.

16) Принятие правил внутреннего распорядка.

2. В микрогруппах обсудите и сформулируйте проблемы, при решении которых можно использовать математические методы (оценка количественных показателей, аналитически-цифровой и т.п.), методы экспертных оценок (метод мозгового штурма, метод сценариев, метод Дельфи, дерево решений и т.п.).

3. Представьте результаты групповой работы по принятию управленческого решения с помощью различных методов.

 

Форма отчета: презентация решения проблемы

 

Литература

1. Абчук В.А. Азбука менеджмента. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

2. Лариченко О.И. Наука и искусство принятия решений. – М.: Наука, 1979.

3. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для

вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень самостоятельных работ

 

Наименование

темы

Наименование

занятия

Вид внеаудиторной работы

Кол-во часов

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

 

1.2.  Школы, теории и направления ме­неджмента

Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и тео­рия "приемлемости власти". Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Вклад Пи­тера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Виды ме­неджмента

1) подготовка сообщений по темам:

-       Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку.

-       Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др.

-       Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.

-       Теория человеческих отношений.

-       Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.

-       Честер Барнард и теория "приемлемости власти".

-       Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У".

-       Вклад Питера Друкера в менеджмент.

-       Теория "7 – S". Концепция У. Оучи.

-       Виды ме­неджмента: практический, инновационный и стратегический.

3

Раздел 2. Практический менеджмент

 

2.1. Сущность и поня­тие органи­зации. Организа­ционная струк­тура менедж­мента предпри­ятия и организа­ции

Прямые и косвенные связи. Общая характери­стика основных элементов построения организации.

1) изучение основной и дополнительной литературы

2) подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации»

1

2.2.  Миссия и цели ор­ганизации

Определение миссии. Положение о миссии организации. Компоненты положения о миссии. Цели организации: определение, типы. Взаимосвязь между целями.

подготовка сообщений по темам: «Взаимосвязь между целями», «Компоненты положения о миссии»

1

2.3. Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Процесс и этапы кон­троля: характеристика, пре­имущества, недостатки, перспективы развития. Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией. Поведенческие аспекты кон­троля.

подготовка сообщений по темам: «Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией», «Поведенческие аспекты кон­троля»

1

2.5. Организационная культура. Кон­цеп­ция органи­зацион­ной куль­туры

Соответствие организационной культуры стратегии деятельности пред­приятия. Управление организационной культурой предприятия.

 подготовка схемы «Организационная культура»

1

2.6. Власть и влияние

Понятие власти и влияния. Их роль в управлении. Возможные стратегии влияния. Власть и партнерство в современном ме­неджменте.

Подготовка сообщений по вопросам:

5.    Понятие власти и влияния, роль в управлении.

6.    Формы власти и влияния и их оценка.

7.    Возможные стратегии влияния.

Власть и партнерство в современном менеджменте.

1

2.7. Управленческие решения

Требования к управленческим реше­ниям. Ос­новы теории принятия управленческих решений. Управленческие реше­ния: не­формаль­ный, коллективный, «мозговая атака или штурм», количест­венный. Подходы к принятию решений. Побуждение сотрудников к участию в принятии управлен­ческих решений.

Подготовка сообщений по темам:

1.                Типология решений в менеджменте.

2.                Требования к управленческим решениям.

3.                Управленческие реше­ния: не­формальный, коллективный, «мозговая атака или штурм»

4.                Подходы к принятию решений.

5.                Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений

2

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

 

3.1. Взаимодействие че­ловека и группы

Формальные и неформальные группы в организации: понятие, виды и характеристики. Управление человеком и управление группой.

Подготовка сообщений:

«Формальные и неформальные группы в организации»

«Управление человеком и управление группой»

«Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения»

1

3.2. Стили и методы управления

Теория «X» и «У». Стили управления

Подготовка:

1) сообщений на темам:

«Стили управления: авторитарный, демократиче­ский, ли­беральный».

«Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки»

2) таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления»

1

3.3. Коммуникации в управлении

Виды коммуникаций. Формы межличностных коммуникаций. Проблемы восприятия и се­мантики в коммуникациях при управлении организацией.

Подготовка  к семинару по вопросам:

4.    Значение коммуникаций в управлении организацией

5.    Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе

6.    Проблемы управления, связанные с коммуникациями

1

 

 

Итого

13

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов (далее - самостоя­тельная работа) проводится с целью:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  формирования умений использовать нормативную, право­вую, справочную документацию и специальную литературу;

-  развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответствен­ности и организованности;

-  формирования самостоятельности мышления, способнос­тей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-  развития исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов по курсу включает:

• ознакомление с требованиями к содержанию дисциплины;

• определение форм изучения тем: лекционные, практические занятия (семинар, деловая игра, работа с конкретной ситуацией, изучение нормативно-правовых документов, включая локальные акты образовательного учреждения, чтение учебной и научной литературы, составление должностных инструкций, приказов и др.);

• выбор наиболее значимых тем курса для более глубокого изучения;

• составление плана практических занятий по выбранной теме;

• самостоятельный подбор и изучение материалов по выбранным темам, составление устного или письменного сообщения по теме.

 

Критериями оценки результатов внеаудиторной само­стоятельной работы студента являются:

-   уровень освоения студентом учебного материала;

-   умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-   сформированность общеучебных умений;

-   обоснованность и четкость изложения ответа;

-   оформление материала в соответствии с требованиями.

 

Самостоятельная работа № 1

Раздел 1. Методические основы менеджмента

Тема 1.1. Этапы развития науки об управлении

 

Вид самостоятельной работы: изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы, составление конспекта

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- осмысление основных методологических понятий менеджмента;

- формирование навыков пользования основной литературой, нахождения дополнительной информации в справочниках и средствах массовой информации;

- воспитывать потребность в положительном результате деятельности.

 

Задание

1.       Изучить основную и дополнительную литературу.

2.       Подготовить:

- таблицу «Сравнительная характеристика этапов развития науки об управле­нии»

- сообщение «Пер­спективы менедж­мента: возможное и ве­роятное»

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы

Составить конспект по предложенным вопросам, терминам и понятиям, защита сообщения.

 

    Литература:

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Самостоятельная работа № 2

Раздел 1. Методические основы ме­недж­мента

Тема 1.2. Школы, теории и направления менеджмента

 

Вид самостоятельной работы: доработка материалов лекции, написание рефератов

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация и систематизация полученных знаний

- формирование умений использовать различные средства информации

 

Задание

1.   Изучить источники интернет

2.   Подготовить сообщения по темам:

* Административная школа менеджмента.

* Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.

* Эволюция и развитие направления.

* Социально-психологическое направление в менеджменте.

* Теория человеческих отношений.

* Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.

* Честер Барнард и теория "приемлемости власти".

* Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У".

 

Основная литература

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.   Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.

2.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.   Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Интернет-ресурсы

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менедж­мент"

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

 

Самостоятельная работа № 3

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.1. Сущность и поня­тие органи­зации. Организа­ционная струк­тура

менедж­мента предпри­я­тия и организа­ции

 

Вид самостоятельной работы: индивидуальная работа по поиску информации в основной и дополнительной литературы, составление схемы

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы: систематизация знаний, выработка навыков работы со схемами

 

Задание

1. изучение основной и дополнительной литературы

2. подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации»

 

Литература:

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.       Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.

2.       Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.       Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: презентация схемы

 

Самостоятельная работа № 4

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.2. Миссия и цели ор­ганизации

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации в Интернете, написание сообщения

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка умений поиска информации

 

Задание

1.     Изучение материалов по теме на сайтах Интернета, литературы

2.     подготовка сообщений по темам:

«Взаимосвязь между целями»,

«Компоненты положения о миссии»

 

Литература:

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.       Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.

2.       Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.       Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Интернет-ресурсы

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менедж­мент"

www.fira.ru – база данных по российским компаниям

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"

www.corporateinformation.com – Управленческая информация

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

 

Самостоятельная работа № 5

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.3. Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации в основной дополнительной литературе, написание сообщения

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка умений поиска информации

 

Задание

1.       Изучить источников основной и дополнительной литературы;

2.       Подготовить сообщения по темам:

«Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией», 

«Поведенческие аспекты кон­троля»

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

 

Основная литература

1.   Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. - М.: Высш. Школа. 2001.- 367 с.

2.   Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. - МН.. 2000.- 336 с.

3.   Румянцева З.П., Саломатин  Н.А.  Менеджмент организации.  Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М. 2005. - 432 с.

4.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ.-М., 1999.

 

Дополнительная литература

1.   Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.

2.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 2010.

3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.   Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Самостоятельная работа № 6

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.5. Организационная культура. Кон­цеп­ция органи­зацион­ной куль­туры

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, составление схемы

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков составления схемы

 

Задание

1.       Изучить предложенные источники информации

2.       Подготовить схему «Организационная культура»

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: презентация схемы

 

Основная литература

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.       Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.

2.       Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 2012.

3.       Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. посо­бие. - М., 2000.

 

Самостоятельная работа № 7

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.6. Власть и влияние

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков поиска информации

 

Задание

1.       Изучить информацию по теме, используя литературу основную и дополнительную, источники Интернет

2.     Подготовить сообщения по темам:

Понятие власти и влияния, роль в управлении.

Формы власти и влияния и их оценка.

Возможные стратегии влияния.

Власть и партнерство в современном менеджменте.

 

Литература:

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.   Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.

2.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.   Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. посо­бие. - М., 2000.

 

Интернет-ресурсы

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менедж­мент"

www.fira.ru – база данных по российским компаниям

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"

www.corporateinformation.com – Управленческая информация

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщения

 

Самостоятельная работа № 8

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.6. Кон­троль и регулирование в системе менеджмента

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков поиска информации

 

Задание

1.       Изучить источники информации

2.   подготовить сообщений по темам:

Типология  решений в менеджменте.

Требования к управленческим решениям.

Управленческие реше­ния: не­формальный, коллективный, «мозговая атака или штурм»

Подходы к принятию решений.

Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

 

Основная литература

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.   Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.

2.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.   Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Самостоятельная работа № 9

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Тема 3.1. Взаимодействие че­ловека и группы

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков поиска информации

 

Задание

1. Изучить источники информации

2. подготовить сообщений по темам:

«Формальные и неформальные группы в организации»

«Управление человеком и управление группой»

«Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения»

 

Литература:

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

 

Самостоятельная работа № 10

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Тема 3.2. Стили и методы управления

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений, составление таблицы

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков поиска информации;

- выработка умений оформлять таблицы

 

Задание

1. Изучить источники информации

2. подготовить:

- сообщений по темам:

«Стили управления: авторитарный, демократиче­ский, ли­беральный».

«Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки»

- таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления»

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы

 

Основная литература

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

Дополнительная литература

1.   Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.

2.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.

3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.

4.   Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.

 

Самостоятельная работа № 11

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Тема 3.3. Коммуникации в управлении

 

Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений

 

Форма организации работы: индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

- систематизация знаний;

- отработка навыков публичного выступления

 

Задание

1. Изучить источники информации

2. подготовить информацию к семинару по вопросам:

Значение коммуникаций в управлении организацией

Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе

Проблемы управления, связанные с коммуникациями

 

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита информации в форме выступления

 

Основная литература

1.     Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.

4.     Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.

5.     Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.

 

2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Перечень вопросов контрольной работы

1. Основные школы управления.

2. Системный и ситуационный подходы.

3. Характеристики внешней среды.

4. Среда косвенного воздействия на организацию.

5. Среда прямого воздействия на организацию.

6. Внутренние переменные организации.

7. Коммуникационный процесс и его элементы.

8. Коммуникации в организации.

9. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.

10. Методы эффективного слушания.

11. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

12. Виды решений.

13. Модели и методы принятия решений руководителем.

14. Функции управления.

15. Стратегическое планирование.

16. Стратегии планирования производства.

17. Миссия и цели организации.

18. Методы прогнозирования.

19. Процесс реализации стратегии.

20. Полномочия, делегирование полномочий.

21. Функциональная и дивизиональная организационные структуры.

22. Адаптивные структуры.

23. Организационное развитие.

24. Содержательные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг).

25. Процессуальные теории мотивации (модель Портера-Лоулера, теория

ожидания, теория справедливости).

26. Процесс контроля.

27. Виды контроля.

28. Контроль качества.

29. Рекомендации по проведению эффективного контроля.

30. Сфера контроля и уровни управления.

31. Формы влияния и власти.

32. Юридическая и социальная ответственность руководителя.

33. Социальная ответственность и этика управления.

34. Лидер и руководитель.

35. Классификация стилей лидерства.

36. Типы конфликта, методы разрешения конфликта.

37. Межличностные стили разрешения конфликта.

38. Стресс и его причины.

39. Методы, понижающие уровень стресса.

40. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.

41. Управленческие роли и уровни управления.

42. Ситуационная модель руководства.

43. Способы повышения эффективности руководства.

44. Управленческая решетка.

45. Управление трудовыми ресурсами.

46. Аспекты индивидуального поведения работника.


Скачано с www.znanio.ru

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Менеджмент"

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной…

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основные составляющие функции ме­неджмента: планиро­вание, организация работы, мотивирование деятельности и контроль

Основные составляющие функции ме­неджмента: планиро­вание, организация работы, мотивирование деятельности и контроль

Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Факторы, влияющие на про­цесс принятия управленческих решений

Факторы, влияющие на про­цесс принятия управленческих решений

Тема 3.3. Коммуникации в управлении

Тема 3.3. Коммуникации в управлении

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Интернет-ресурсы www.akm.ru –

Интернет-ресурсы www.akm.ru –

Наименование разделов и темМак­си­мальное коли­че­ство часовКоличество аудиторных часовСа­мо­стоя­тель­ное изучениеФормы контроля самостоя­тельного изученияНа­гляд­ные посо­бия и сред­стваЗада­ния для сту­ден­тов, уча­щихсяПри­ме­чания всего

Наименование разделов и темМак­си­мальное коли­че­ство часовКоличество аудиторных часовСа­мо­стоя­тель­ное изучениеФормы контроля самостоя­тельного изученияНа­гляд­ные посо­бия и сред­стваЗада­ния для сту­ден­тов, уча­щихсяПри­ме­чания всего

Возникновение и разви­тие ме­неджмента

Возникновение и разви­тие ме­неджмента

Дивизиональ­ная структура управления» «Матричная структура управ­ления, ориентиро­ван­ная на продукт» «Высокая структура управле­ния» «Плоская структура управле­ния»

Дивизиональ­ная структура управления» «Матричная структура управ­ления, ориентиро­ван­ная на продукт» «Высокая структура управле­ния» «Плоская структура управле­ния»

Виды контроля при управле­нии организа­цией

Виды контроля при управле­нии организа­цией

Маслоу» «Поиск опти­мального вари­анта мотива­ции»

Маслоу» «Поиск опти­мального вари­анта мотива­ции»

Доработка мате­риалов лекции по вопросам: ü

Доработка мате­риалов лекции по вопросам: ü

Изучение мате­риалов лек­ции.

Изучение мате­риалов лек­ции.

Формы межличностных ком­муни­ка­ций

Формы межличностных ком­муни­ка­ций

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРЕЧНИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРЕЧНИ

Форма отчета: письменный отчет

Форма отчета: письменный отчет

Утверждение типового положения о вознаграждениях

Утверждение типового положения о вознаграждениях

Перечень самостоятельных работ

Перечень самостоятельных работ

Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Стили и методы управления

Стили и методы управления

Критериями оценки результатов внеаудиторной само­стоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; -…

Критериями оценки результатов внеаудиторной само­стоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; -…

Тема 1.2. Школы, теории и направления менеджмента

Тема 1.2. Школы, теории и направления менеджмента

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений

Форма организации работы: индивидуальная

Форма организации работы: индивидуальная

Форма организации работы: индивидуальная

Форма организации работы: индивидуальная

Подготовить схему «Организационная культура»

Подготовить схему «Организационная культура»

Дополнительная литература 1.

Дополнительная литература 1.

Основная литература 1.

Основная литература 1.

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Цель выполнения работы: - систематизация знаний; - отработка навыков публичного выступления

Цель выполнения работы: - систематизация знаний; - отработка навыков публичного выступления

Модели и методы принятия решений руководителем

Модели и методы принятия решений руководителем

Методы, понижающие уровень стресса

Методы, понижающие уровень стресса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2020