СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)
1. Учебно-методические материалы:
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- Календарно-тематические планы
Методические рекомендации и перечни работ:
- перечень практических работ;
- методические рекомендации по выполнению практических работ;
- перечень самостоятельных внеаудиторных работ;
- материалы для организации внеаудиторных самостоятельных работ студентов
2. Контрольно-измерительные материалы:
- перечень вопросов к контрольной работе
1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3 |
|
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
|
|
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
13 |
|
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять методику принятия эффективного решения;
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;
знать:
- организацию производственного и технологического процессов;
- условия эффективного общения.
В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (клиентами). |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 |
Выполнять операции по осуществлению процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. |
ПК 1.2 |
Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. |
ПК 1.3 |
Оформлять документы регламентирующие организацию перевозочного процесса. |
ПК 2.1 |
Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса. |
ПК 2.2 |
Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов. |
ПК 2.3 |
Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. |
ПК 2.4 |
Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию. |
ПК 2.5 |
Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий. |
ПК 3.1 |
Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. |
ПК 3.2 |
Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. |
ПК 3.3 |
Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. |
ПК 4.1 |
Оценивать эффективность перевозочного процесса |
ПК 4.2 |
Находить оптимальные варианты решения задач перевозки с использованием современных научно-исследовательских математических методов |
ПК 4.3 |
Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с перевозкой пассажиров и грузов |
ПК 4.4 |
Изучать транспортный рынок, методы формирования спроса на транспортные услуги и основные положения маркетинга. |
ПК 4.5 |
Проводить анализ транспортных услуг и спроса |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 13 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
45 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практическая работа |
2 |
контрольная работа |
1 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
13 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
|
Что такое менеджмент, существующие определения. Предмет, цели и задачи, решаемые данной дисциплиной. Связь менеджмента с другими дисциплинами и его место на современном предприятии. Сущность понятия "управление", его отличие от менеджмента. Основные виды управления. |
1 |
|
||
Раздел 1. Методологические основы менеджмента |
8 |
|
|||
Тема 1.1. Этапы развития науки об управлении |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Возникновение и развитие менеджмента. Общая характеристика основных направлений менеджмента. Эволюция частного и государственного управления. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное |
1 |
2 |
||
Тема 1.2. Школы, теории и направления менеджмента |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Научный менеджмент. Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. Эволюция научного менеджмента. Наука управления. Исследование операций. Кибернетический подход в управлении. Автоматизация управления. Административная школа менеджмента. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Эволюция и развитие направления. Социально-психологическое направление в менеджменте. Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и теория "приемлемости власти". Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Системный поход. Вклад Питера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Ситуационные теории. Классификация по признакам, уровням и сферам функционирования. Виды менеджмента: практический, инновационный и стратегический. Классификация принципов (общие и структурно - функциональные принципы управления, принципы управления людьми, принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя). Методы управления: сущность и виды. Экономические методы управления: планирование, экономическое стимулирование, нормирование и контроль и др. Организационно-распорядительные методы управления: организационное регламентирование, организационное нормирование, организационный инструктаж и др. Правовые методы управления. Социально-психологические методы управления: методы социального воздействия, методы управления индивидуальным поведением работника и др. Сущность и значение методов управления, область и особенности применения. Сущность и характеристика общих функций управления предприятием: маркетинг, финансы, менеджмент, производство, инновация, информация, социальное развитие и др. Основные составляющие функции менеджмента: планирование, организация работы, мотивирование деятельности и контроль. Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования. |
4 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
3 |
|
|||
|
подготовка сообщений по темам: Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и теория "приемлемости власти". Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Вклад Питера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Виды менеджмента: практический, инновационный и стратегический. |
|
|
||
Раздел 2. Практический менеджмент |
26 |
|
|||
Тема 2.1. Сущность и понятие организации. Организационная структура менеджмента предприятия и организации |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Сущность и основные виды организационных связей. Вертикальные и горизонтальные связи. Линейные и функциональные связи. Формальные и неформальные связи. Прямые и косвенные связи. Общая характеристика основных элементов построения организации. Разделение труда и специализация. Горизонтальная и вертикальная специализация. Организационная иерархия. Звенья управления. Уровень управления. Полномочия, ответственность и делегирование. Централизация и децентрализация. Организационная структура: сущность и основные типы. Линейная организационная структура. Функциональная организационная структура. Организационные структуры смешанных типов. Временные организационные структуры. |
4 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
- изучение основной и дополнительной литературы - подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации» |
|
|
||
Тема 2.2. Миссия и цели организации |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Определение миссии. Положение о миссии организации. Компоненты положения о миссии. Факторы, формирующие миссию предприятия. Цели организации: определение, типы. Взаимосвязь между целями. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
подготовка сообщений по темам: «Взаимосвязь между целями», «Компоненты положения о миссии» |
|
|
||
Тема 2.3. Контроль и регулирование в системе менеджмента |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Виды контроля при управлении организацией. Предварительный контроль в отношении человеческих ресурсов, материальных ресурсов, финансовых ресурсов. Текущий контроль при управлении организацией. Заключительный контроль при управлении организацией. Процесс и этапы контроля: характеристика, преимущества, недостатки, перспективы развития. Стандарт контроля, его использование при управлении организацией. Поведенческие аспекты контроля. |
3 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
подготовка сообщений по темам: «Стандарт контроля, его использование при управлении организацией», «Поведенческие аспекты контроля» |
|
|
||
Тема 2.4. Мотивация |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Мотивация и стимулирование как функция управления. Потребность, ее виды и роль в менеджменте. Первичные и вторичные потребности, их использование при реализации функции мотивации. Внутреннее и внешнее вознаграждение при мотивации сотрудников организации. Традиционные способы мотивации. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория А. Маслоу. |
2 |
2 |
||
Тема 2.5. Организационная культура. Концепция организационной культуры |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Понятие организационной культуры и ее содержание. Концепция организационной культуры. Процесс формирования и поддержания организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность деятельности предприятия. Соответствие организационной культуры стратегии деятельности предприятия. Управление организационной культурой предприятия. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
подготовка схемы «Организационная культура» |
|
|
||
Тема 2.6. Власть и влияние |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Понятие власти и влияния. Их роль в управлении. Баланс власти. Формы власти и влияния и их оценка. Источники власти в организации. Возможные стратегии влияния. Власть и партнерство в современном менеджменте. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
- подготовка сообщений по темам: 1. Понятие власти и влияния, роль в управлении. 2. Формы власти и влияния и их оценка. 3. Возможные стратегии влияния. 4. Власть и партнерство в современном менеджменте. |
|
|
||
Тема 2.7. Управленческие решения |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Содержание, значение и типология решений в менеджменте. Требования к управленческим решениям. Основы теории принятия управленческих решений. Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм», количественный. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Подходы к принятию решений. Понятие проблемной ситуации. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации. Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений. |
2 |
2 |
||
Практическая работа: |
2 |
|
|||
|
Деловая игра «Разработка и принятие управленческого решения» |
|
|
||
Самостоятельная работа студента: |
2 |
|
|||
|
подготовка сообщений по темам: Типология решений в менеджменте. Требования к управленческим решениям. Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм» Подходы к принятию решений. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений |
|
|
||
Раздел 3. Этика и психология менеджмента |
10 |
|
|||
Тема 3.1. Взаимодействие человека и группы |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Значимость проблемы установления взаимодействия человека и организации, человека и группы. Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения. Формальные и неформальные группы в организации: понятие, виды и характеристики. Управление человеком и управление группой. Факторы эффективности работы групп. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
подготовка сообщений: «Формальные и неформальные группы в организации» «Управление человеком и управление группой» «Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения» |
|
|
||
Тема 3.2. Стили и методы управления |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Понятие и характеристика стилей управления: авторитарный, демократический, либеральный. Теория «X» и «У». Стили управления по критерию ориентации на личность и на выполнение задач. Социально-психологический климат, мотивация: как методы управления. Методы убеждения. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
- подготовка сообщений по темам: «Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный». «Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки» - подготовка таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления» |
|
|
||
Тема 3.3. Коммуникации в управлении |
Содержание учебного материала |
|
|
||
|
Виды коммуникаций. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Обратная связь и шум в коммуникационном процессе. Способы борьбы с шумом при управлении организацией. Коммуникационная модель Уэверли-Шеннона. Формы межличностных коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникации при управлении организацией. Проблемы восприятия и семантики в коммуникациях при управлении организацией. Менеджер как коммуникатор. Техническое обеспечение коммуникативных процессов в организации. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||
|
подготовка сообщений по темам: 1. Значение коммуникаций в управлении организацией 2. Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе 3. Проблемы управления, связанные с коммуникациями |
|
|
||
Контрольная работа |
1 |
|
|||
Всего: |
45 |
|
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Менеджмент»
Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Казначевская Л.А. Менеджмент. – М.: Кронус, 2010
Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. – М.: Высш. Школа. 2010.
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск, 2009
Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 2000.
Дополнительные источники:
Барметов Ю.П. Лабораторный практикум по курсу "Теория управления": Учеб. пособие./ ВГТА. – Воронеж: ВГТА, 2009.
Вагугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2008.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1995.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 1995.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб: Питер, 1999.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. пособие. – М., 2000.
Электронные учебники
Разу М.Л. Менеджмент Учебник //СПО. – М.: Кронус, 2012
Эришвили Н.Д. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
Пересветов Ю.В. и др. Менеджмент. Курс лекций – М.: МИИТ, 2010
Интернет-ресурсы
www.akm.ru – Информационное агентство AK & M
www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
www.cio-world.ru – Журнал " CIO "
www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы
www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"
www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"
ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
www.erp-online.ru – О ERP-системах
www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет
www.fira.ru – база данных по российским компаниям
www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX
www.fxclub.org – FOREX клуб
www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ РА
www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
www.uasos.net – Финансовая Аналитика России
www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"
www.allianceonline.org/FAQ/financial_management – Финансовый менеджмент в некоммерческих организациях
www.bloomberg.com – Агентство Bloomberg
www.ceoexpress.com – Информация для топ-менеджеров
www.cfma.org – Ассоциация финансовых менеджеров
www.cfo.com – Журнал CFO
www.corpgov.net – Сайт корпоративного правительства
www.corporateinformation.com – Управленческая информация
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
применять методику принятия эффективного решения; |
Отчет по практической работе |
организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей; |
Защита сообщений, докладов |
знания: |
|
организацию производственного и технологического процессов; |
Устный опрос по карточкам-заданиям |
условия эффективного общения |
Зачёт Защита отчета по самостоятельной работе |
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Максимальное количество часов |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельное изучение |
Формы контроля самостоятельного изучения |
Наглядные пособия и средства |
Задания для студентов, учащихся |
Примечания |
|||||||||
всего |
Календарные сроки изучения |
В том числе по видам занятий |
|||||||||||||||
уроки |
лекции |
семинары |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Экскурсии |
Курсовое проектирование |
Контрольные работа |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Что такое менеджмент, существующие определения. Предмет, цели и задачи, решаемые данной дисциплиной. Связь менеджмента с другими дисциплинами и его место на современном предприятии. Сущность понятия "управление", его отличие от менеджмента. Основные виды управления. |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемы: «Виды деятельности в менеджменте» «Укрупненная структура системы управления» «Иерархия менеджмента» |
- составление плана текста по темам самостоятельной работы; - составление конспекта; - работа со справочной литературой |
|
|
Раздел 1. Методические основы менеджмента |
|
|||||||||||||||
|
Тема 1.1. Этапы развития науки об управлении |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение материалов лекции; Подготовка по вопросам: 1.Понятие менеджмента. 2.Функции менеджмента. 3.Основные направления менеджмента. |
|
2 |
Возникновение и развитие менеджмента. Общая характеристика основных направлений менеджмента. Эволюция частного и государственного управления. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. 2. Школы, теории и направления менеджмента. Виды, методы и принципы менеджмента |
7 |
4 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
подготовка сообщений |
Таблицы: «Эволюция управленческой мысли в 20 веке» «Хронология науки об управлении» «Сравнение японского и американского управления |
|
|
3 |
Административная школа менеджмента. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Эволюция и развитие направления. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить конспект по вопросам
|
|
|
* |
Урок-презентация |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Социально-психологическое направление в менеджменте. Теория человеческих отношений. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и теория "приемлемости власти". |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
* |
Урок-викторина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Системный поход. Вклад Питера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Ситуационные теории. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Раздел 2. Практический менеджмент |
|
|
|
|||||||||||||
|
Тема 2.1. Сущность и понятие организации. Организационная структура менеджмента предприятия и организации |
5 |
4 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
изучение основной и дополнительной литературы презентация схемы |
Схемы: «Линейная структура управления» «Функциональная структура управления» «Линейно-функциональная структура управления» «Дивизиональная структура управления» «Матричная структура управления, ориентированная на продукт» «Высокая структура управления» «Плоская структура управления» |
Составить конспект по вопросам: 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. 2. Стратегия предприятия. 3.Стратегическое управление. 4.Правовые методы управления. 5.Социально-психологические методы управления. 6. Методы социального воздействия. 7. Методы управления индивидуальным поведением работника. 8. Сущность и значение методов управления, область и особенности применения 9. Сущность и виды планирования. 10. Модель стратегического планирования |
|
7 |
Сущность и основные виды организационных связей. Вертикальные и горизонтальные связи. Линейные и функциональные связи. Формальные и неформальные связи. Прямые и косвенные связи. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8 |
Общая характеристика основных элементов построения организации. Разделение труда и специализация. Горизонтальная и вертикальная специализация. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
9 |
Организационная иерархия. Звенья управления. Уровень управления. Полномочия, ответственность и делегирование. Централизация и децентрализация. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
Организационная структура: сущность и основные типы. Линейная организационная структура. Функциональная организационная структура. Организационные структуры смешанных типов. Временные организационные структуры. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.2. Миссия и цели организации |
3 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
подготовка сообщений |
Схемы: «Цели создания предприятия»
Таблицы: «Факторы эффективности предприятия» |
|
|
11 |
Определение миссии. Положение о миссии организации. Компоненты положения о миссии. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
12 |
Факторы, формирующие миссию предприятия. Цели организации: определение, типы. Взаимосвязь между целями. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.3. Контроль и регулирование в системе менеджмента |
4 |
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
подготовка сообщений |
|
|
|
13 |
Виды контроля при управлении организацией. Предварительный контроль в отношении человеческих ресурсов, материальных ресурсов, финансовых ресурсов. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемы: «Управленческая пятерня» «Основные типы работников» «Сравнение традиционного и «экологического» подходов в контроле» |
1.Тестирование по темам 2.3- 2.5 2.Используя основную литературу и справочные материалы, публикации в прессе, ответить на вопросы
|
|
14 |
Текущий контроль при управлении организацией. Заключительный контроль при управлении организацией. Процесс и этапы контроля. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
15 |
Стандарт контроля, его использование при управлении организацией. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.4. Мотивация |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемы: «Содержание альтернатив мотивации» «Классическая схема процесса мотивации» «Модель мотивации по В.Вруму» «Взаимосвязь понятий «потребности-мотив-интерес» «Теория Маслоу» «Иерархия потребностей по Маслоу» «Поиск оптимального варианта мотивации» Таблицы: «Сравнительные характеристики основных теорий мотивации» «Мотивационная модель» |
Составить кроссворд по пройденным темам. Подготовиться к семинару
|
|
16 |
Мотивация и стимулирование как функция управления. Потребность, ее виды и роль в менеджменте. Первичные и вторичные потребности, их использование при реализации функции мотивации. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* |
Урок-презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
17 |
Внутреннее и внешнее вознаграждение при мотивации сотрудников организации. Традиционные способы мотивации. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория А. Маслоу. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* |
Урок-кроссворд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.5. Организационная культура. Концепция организационной культуры |
3 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Презентация схемы |
Подготовить конспект по вопросам
|
|
|
18 |
Понятие организационной культуры и ее содержание. Концепция организационной культуры. Процесс формирования и поддержания организационной культуры. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
19 |
Влияние культуры на организационную эффективность деятельности предприятия. Соответствие организационной культуры стратегии деятельности предприятия. Управление организационной культурой предприятия |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.6. Власть и влияние |
3 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
подготовка сообщений |
Схемы: «Основные виды власти и соответствующие методы влияния |
1. Подготовить краткий конспект по вопросам 2. Подготовка к тестированию по темам 2.6-2.7 |
|
20 |
Понятие власти и влияния. Их роль в управлении. Баланс власти. Формы власти и влияния и их оценка. Источники власти в организации. Возможные стратегии влияния. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
21 |
Власть и партнерство в современном менеджменте |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.7. Управленческие решения |
6 |
4 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
подготовка сообщений |
Схема: «Управленческая пятерня» «Схема взаимосвязей в группе» «Процесс принятия решения»
|
1. Доработка материалов лекции по вопросам: ü Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. ü Подходы к принятию решений. ü Понятие проблемной ситуации. ü Формальные процедуры анализа проблемной ситуации. ü Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. ü Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений. |
|
22 |
Содержание, значение и типология решений в менеджменте. Требования к управленческим решениям. Основы теории принятия управленческих решений. Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм», количественный. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
23 |
Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Подходы к принятию решений. Понятие проблемной ситуации. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации. Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
24-25 * |
Практическая работа: Деловая игра «Разработка и принятие управленческого решения» |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Этика и психология менеджмента |
Схемы: «Типологизация конфликтов» «производственно-деловой конфликт» Таблица: «Функциональная направленность конфликтов в организации» |
Изучение материалов лекции.
Составить таблицу «Виды контактных групп» |
|
|||||||||||||
|
Тема 3.1. Взаимодействие человека и группы |
3 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Подготовка сообщений |
|
||
26 |
Значимость проблемы установления взаимодействия человека и организации, человека и группы. Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
27 |
Формальные и неформальные группы в организации: понятие, виды и характеристики. Управление человеком и управление группой. Факторы эффективности работы групп |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 3.2. Стили и методы управления |
3 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Подготовка сообщений, презентация таблицы |
Схемы: «Место управления конфликтами в системе управления персоналом организации» «Стили трансактов» «Взаимоотношения руководства и подчиненных» Таблица: «Сравнительная характеристика «Теории «Х» и «Теории «Y» |
|
|
28 |
Понятие и характеристика стилей управления: авторитарный, демократический, либеральный. Теория «X» и «У». |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* |
Работа в группах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Стили управления по критерию ориентации на личность и на выполнение задач. Социально-психологический климат, мотивация: как методы управления. Методы убеждения. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить кроссворд по терминам и понятиям по пройденным темам. |
|
|
|
Тема 3.3. Коммуникации в управлении |
4 |
3 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Подготовка сообщений |
|
|
|
30 |
Виды коммуникаций. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Обратная связь и шум в коммуникационном процессе. Способы борьбы с шумом при управлении организацией. Коммуникационная модель Уэверли-Шеннона. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
31 |
Формы межличностных коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникации при управлении организацией. Проблемы восприятия и семантики в коммуникациях при управлении организацией. Менеджер как коммуникатор. Техническое обеспечение коммуникативных процессов в организации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемы: «Схема получения информации «Обратной связи» «Различные способы коммуникаций» Таблицы: «Коммуникационные потоки» |
|
|
* |
Разыгрывание ситуаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
32 |
|
29 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
13 |
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРЕЧНИ РАБОТ
Перечень практических занятий
Наименование занятия |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Практическая работа № 1 |
Стиль менеджмента и имидж (образ менеджера) |
1 |
Практическая работа № 2 |
Моделирование ситуаций и разработка решений в менеджменте. |
1 |
|
ИТОГО: |
2 |
Практическое занятие № 1
«Стиль менеджмента и имидж (образ менеджера)»
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.4. Стили и методы управления
Форма организации работы: индивидуальная
Метод проведения: частично-поисковый
Цель:
1. выявление и развитие у студентов управленческих качеств,
2. формирование умений использовать литературу и диагностические методики для анализа стиля и имиджа менеджера,
3. формирование представления о совершенствовании профессиональной и общей культуры.
Вопросы
1. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
2. Сравнительная характеристика стилей руководства.
3. Современные требования к руководителю.
Задания.
1. Продумайте и определите систему качеств, которыми должен обладать, по Вашему мнению, современный менеджер. Подберите комплект методик для диагностики личностных качеств и стиля руководства менеджера.
2. Выпишите список требований к компетенции, профессионализму, продуктивности руководителя.
3. Определите комплекс умений руководителя, ориентированного на демократический характер управления.
4. На основе анализа современных нормативных требований и личных приоритетов, внесите дополнения (изменения) в типовые должностные инструкции руководителя.
5. На основе профессиограммы руководителя разработайте стратегию самостоятельного совершенствования общей, профессиональной и управленческой культуры руководителя.
Форма отчета: письменный отчет
Литература
Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. - М.: Высш. Школа. 2011
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. - МН.. 2010
Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М. 2005.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М., 1999.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. пособие. - М., 2000.
Практическое занятие № 2
«Моделирование ситуаций и разработка решений»
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.11. Управленческие решения
Форма организации работы: индивидуальная, групповая
Метод проведения: решение проблемных ситуаций, групповое обсуждение
Цель:
- овладение студентами умениями разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям эффективности;
- освоение методов групповой работы.
Вопросы
1. Типы управленческих решений.
2. Процесс разработки управленческих решений.
3. Методы и стили принятия решений.
4. Качество и эффективность управленческих решений.
5. Ответственность руководителя предприятия.
Задания.
1. Выпишите номера решений, которые могут приниматься на уровне учреждения. Те виды решений, которые предприятие имеет право принимать, но на практике не может это право реализовать, отметьте кружком.
1) Решение относительно вида оборудования, которое необходимо для производственного процесса.
2) Обращение в банк за кредитом.
3) Решение о реорганизации учреждения.
4) Прием сотрудников учреждения на работу.
5) Определение форм организации материального обеспечения производственного процесса.
6) Определение условий аренды помещений.
7) Утверждение типового положения о вознаграждениях.
8) Установление норм труда работников.
9) Установление штатного расписания.
10) Распределение должностных обязанностей.
11) Определение минимальных размеров ставок заработной платы работников.
12) Определение минимальных размеров ставок заработной платы технических работников.
13) Установление надбавок и доплат к должностным окладам работников.
14) Установлениe порядка и размеров премирования работников.
15) Принятие устава.
16) Принятие правил внутреннего распорядка.
2. В микрогруппах обсудите и сформулируйте проблемы, при решении которых можно использовать математические методы (оценка количественных показателей, аналитически-цифровой и т.п.), методы экспертных оценок (метод мозгового штурма, метод сценариев, метод Дельфи, дерево решений и т.п.).
3. Представьте результаты групповой работы по принятию управленческого решения с помощью различных методов.
Форма отчета: презентация решения проблемы
Литература
1. Абчук В.А. Азбука менеджмента. – СПб.: СОЮЗ, 1998.
2. Лариченко О.И. Наука и искусство принятия решений. – М.: Наука, 1979.
3. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для
вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Перечень самостоятельных работ
Наименование темы |
Наименование занятия |
Вид внеаудиторной работы |
Кол-во часов |
Раздел 1. Методологические основы менеджмента |
|
||
1.2. Школы, теории и направления менеджмента |
Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. Теория человеческих отношений. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Честер Барнард и теория "приемлемости власти". Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". Вклад Питера Друкера в менеджмент. Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. Виды менеджмента |
1) подготовка сообщений по темам: - Фредерик Уинслоу Тейлор, его вклад в науку. - Последователи Тейлора: Джилбреты, Генри Гантт, Генри Форд и др. - Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др. - Теория человеческих отношений. - Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. - Честер Барнард и теория "приемлемости власти". - Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У". - Вклад Питера Друкера в менеджмент. - Теория "7 – S". Концепция У. Оучи. - Виды менеджмента: практический, инновационный и стратегический. |
3 |
Раздел 2. Практический менеджмент |
|
||
2.1. Сущность и понятие организации. Организационная структура менеджмента предприятия и организации |
Прямые и косвенные связи. Общая характеристика основных элементов построения организации. |
1) изучение основной и дополнительной литературы 2) подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации» |
1 |
2.2. Миссия и цели организации |
Определение миссии. Положение о миссии организации. Компоненты положения о миссии. Цели организации: определение, типы. Взаимосвязь между целями. |
подготовка сообщений по темам: «Взаимосвязь между целями», «Компоненты положения о миссии» |
1 |
2.3. Контроль и регулирование в системе менеджмента |
Процесс и этапы контроля: характеристика, преимущества, недостатки, перспективы развития. Стандарт контроля, его использование при управлении организацией. Поведенческие аспекты контроля. |
подготовка сообщений по темам: «Стандарт контроля, его использование при управлении организацией», «Поведенческие аспекты контроля» |
1 |
2.5. Организационная культура. Концепция организационной культуры |
Соответствие организационной культуры стратегии деятельности предприятия. Управление организационной культурой предприятия. |
подготовка схемы «Организационная культура» |
1 |
2.6. Власть и влияние |
Понятие власти и влияния. Их роль в управлении. Возможные стратегии влияния. Власть и партнерство в современном менеджменте. |
Подготовка сообщений по вопросам: 5. Понятие власти и влияния, роль в управлении. 6. Формы власти и влияния и их оценка. 7. Возможные стратегии влияния. Власть и партнерство в современном менеджменте. |
1 |
2.7. Управленческие решения |
Требования к управленческим решениям. Основы теории принятия управленческих решений. Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм», количественный. Подходы к принятию решений. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений. |
Подготовка сообщений по темам: 1. Типология решений в менеджменте. 2. Требования к управленческим решениям. 3. Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм» 4. Подходы к принятию решений. 5. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений |
2 |
Раздел 3. Этика и психология менеджмента |
|
||
3.1. Взаимодействие человека и группы |
Формальные и неформальные группы в организации: понятие, виды и характеристики. Управление человеком и управление группой. |
Подготовка сообщений: «Формальные и неформальные группы в организации» «Управление человеком и управление группой» «Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения» |
1 |
3.2. Стили и методы управления |
Теория «X» и «У». Стили управления |
Подготовка: 1) сообщений на темам: «Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный». «Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки» 2) таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления» |
1 |
3.3. Коммуникации в управлении |
Виды коммуникаций. Формы межличностных коммуникаций. Проблемы восприятия и семантики в коммуникациях при управлении организацией. |
Подготовка к семинару по вопросам: 4. Значение коммуникаций в управлении организацией 5. Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе 6. Проблемы управления, связанные с коммуникациями |
1 |
|
|
Итого |
13 |
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (далее - самостоятельная работа) проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Самостоятельная работа студентов по курсу включает:
• ознакомление с требованиями к содержанию дисциплины;
• определение форм изучения тем: лекционные, практические занятия (семинар, деловая игра, работа с конкретной ситуацией, изучение нормативно-правовых документов, включая локальные акты образовательного учреждения, чтение учебной и научной литературы, составление должностных инструкций, приказов и др.);
• выбор наиболее значимых тем курса для более глубокого изучения;
• составление плана практических занятий по выбранной теме;
• самостоятельный подбор и изучение материалов по выбранным темам, составление устного или письменного сообщения по теме.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Самостоятельная работа № 1
Раздел 1. Методические основы менеджмента
Тема 1.1. Этапы развития науки об управлении
Вид самостоятельной работы: изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы, составление конспекта
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- осмысление основных методологических понятий менеджмента;
- формирование навыков пользования основной литературой, нахождения дополнительной информации в справочниках и средствах массовой информации;
- воспитывать потребность в положительном результате деятельности.
Задание
1. Изучить основную и дополнительную литературу.
2. Подготовить:
- таблицу «Сравнительная характеристика этапов развития науки об управлении»
- сообщение «Перспективы менеджмента: возможное и вероятное»
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы
Составить конспект по предложенным вопросам, терминам и понятиям, защита сообщения.
Литература:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Самостоятельная работа № 2
Раздел 1. Методические основы менеджмента
Тема 1.2. Школы, теории и направления менеджмента
Вид самостоятельной работы: доработка материалов лекции, написание рефератов
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация и систематизация полученных знаний
- формирование умений использовать различные средства информации
Задание
1. Изучить источники интернет
2. Подготовить сообщения по темам:
* Административная школа менеджмента.
* Вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.
* Эволюция и развитие направления.
* Социально-психологическое направление в менеджменте.
* Теория человеческих отношений.
* Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.
* Честер Барнард и теория "приемлемости власти".
* Дуглас МакГрегор и Теории "Х" и "У".
Основная литература
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Интернет-ресурсы
ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений
Самостоятельная работа № 3
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.1. Сущность и понятие организации. Организационная структура
менеджмента предприятия и организации
Вид самостоятельной работы: индивидуальная работа по поиску информации в основной и дополнительной литературы, составление схемы
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы: систематизация знаний, выработка навыков работы со схемами
Задание
1. изучение основной и дополнительной литературы
2. подготовка схемы «Характеристика основных элементов построения организации»
Литература:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: презентация схемы
Самостоятельная работа № 4
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.2. Миссия и цели организации
Вид самостоятельной работы: поиск информации в Интернете, написание сообщения
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка умений поиска информации
Задание
1. Изучение материалов по теме на сайтах Интернета, литературы
2. подготовка сообщений по темам:
«Взаимосвязь между целями»,
«Компоненты положения о миссии»
Литература:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Интернет-ресурсы
ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
www.fira.ru – база данных по российским компаниям
www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"
www.corporateinformation.com – Управленческая информация
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений
Самостоятельная работа № 5
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.3. Контроль и регулирование в системе менеджмента
Вид самостоятельной работы: поиск информации в основной дополнительной литературе, написание сообщения
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка умений поиска информации
Задание
1. Изучить источников основной и дополнительной литературы;
2. Подготовить сообщения по темам:
«Стандарт контроля, его использование при управлении организацией»,
«Поведенческие аспекты контроля»
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений
Основная литература
1. Вагунов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента. - М.: Высш. Школа. 2001.- 367 с.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. - МН.. 2000.- 336 с.
3. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М. 2005. - 432 с.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ.-М., 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 2010.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Самостоятельная работа № 6
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.5. Организационная культура. Концепция организационной культуры
Вид самостоятельной работы: поиск информации, составление схемы
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков составления схемы
Задание
1. Изучить предложенные источники информации
2. Подготовить схему «Организационная культура»
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: презентация схемы
Основная литература
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 2012.
3. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. пособие. - М., 2000.
Самостоятельная работа № 7
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.6. Власть и влияние
Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков поиска информации
Задание
1. Изучить информацию по теме, используя литературу основную и дополнительную, источники Интернет
2. Подготовить сообщения по темам:
Понятие власти и влияния, роль в управлении.
Формы власти и влияния и их оценка.
Возможные стратегии влияния.
Власть и партнерство в современном менеджменте.
Литература:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. пособие. - М., 2000.
Интернет-ресурсы
ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
www.fira.ru – база данных по российским компаниям
www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"
www.corporateinformation.com – Управленческая информация
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщения
Самостоятельная работа № 8
Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 2.6. Контроль и регулирование в системе менеджмента
Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков поиска информации
Задание
1. Изучить источники информации
2. подготовить сообщений по темам:
Типология решений в менеджменте.
Требования к управленческим решениям.
Управленческие решения: неформальный, коллективный, «мозговая атака или штурм»
Подходы к принятию решений.
Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений
Основная литература
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2002.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Самостоятельная работа № 9
Раздел 3. Этика и психология менеджмента
Тема 3.1. Взаимодействие человека и группы
Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков поиска информации
Задание
1. Изучить источники информации
2. подготовить сообщений по темам:
«Формальные и неформальные группы в организации»
«Управление человеком и управление группой»
«Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окружения»
Литература:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита сообщений
Самостоятельная работа № 10
Раздел 3. Этика и психология менеджмента
Тема 3.2. Стили и методы управления
Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений, составление таблицы
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков поиска информации;
- выработка умений оформлять таблицы
Задание
1. Изучить источники информации
2. подготовить:
- сообщений по темам:
«Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный».
«Теория «X» и «У»: достоинства и недостатки»
- таблицы «Сравнительная характеристика стилей управления»
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы
Основная литература
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
Дополнительная литература
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М., 2012.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.. 1995.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
Самостоятельная работа № 11
Раздел 3. Этика и психология менеджмента
Тема 3.3. Коммуникации в управлении
Вид самостоятельной работы: поиск информации, подготовка сообщений
Форма организации работы: индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизация знаний;
- отработка навыков публичного выступления
Задание
1. Изучить источники информации
2. подготовить информацию к семинару по вопросам:
Значение коммуникаций в управлении организацией
Роль межличностных коммуникаций в производственном процессе
Проблемы управления, связанные с коммуникациями
Требования к оформлению результатов самостоятельной работы: защита информации в форме выступления
Основная литература
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2012.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 1992.
4. Менеджмент / Под ред. Ф.М.Русинова.- М., 1998.
5. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента.- СПб, 1999.
2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень вопросов контрольной работы
1. Основные школы управления.
2. Системный и ситуационный подходы.
3. Характеристики внешней среды.
4. Среда косвенного воздействия на организацию.
5. Среда прямого воздействия на организацию.
6. Внутренние переменные организации.
7. Коммуникационный процесс и его элементы.
8. Коммуникации в организации.
9. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.
10. Методы эффективного слушания.
11. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
12. Виды решений.
13. Модели и методы принятия решений руководителем.
14. Функции управления.
15. Стратегическое планирование.
16. Стратегии планирования производства.
17. Миссия и цели организации.
18. Методы прогнозирования.
19. Процесс реализации стратегии.
20. Полномочия, делегирование полномочий.
21. Функциональная и дивизиональная организационные структуры.
22. Адаптивные структуры.
23. Организационное развитие.
24. Содержательные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг).
25. Процессуальные теории мотивации (модель Портера-Лоулера, теория
ожидания, теория справедливости).
26. Процесс контроля.
27. Виды контроля.
28. Контроль качества.
29. Рекомендации по проведению эффективного контроля.
30. Сфера контроля и уровни управления.
31. Формы влияния и власти.
32. Юридическая и социальная ответственность руководителя.
33. Социальная ответственность и этика управления.
34. Лидер и руководитель.
35. Классификация стилей лидерства.
36. Типы конфликта, методы разрешения конфликта.
37. Межличностные стили разрешения конфликта.
38. Стресс и его причины.
39. Методы, понижающие уровень стресса.
40. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
41. Управленческие роли и уровни управления.
42. Ситуационная модель руководства.
43. Способы повышения эффективности руководства.
44. Управленческая решетка.
45. Управление трудовыми ресурсами.
46. Аспекты индивидуального поведения работника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.