Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"
Оценка 4.9

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

Оценка 4.9
Документация
docx
другое
Взрослым
31.12.2020
Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"
УМК является документом, обеспечивающим методическое обеспечение дисциплины
УМК ОП.12 Профэтика ОПУТ 17.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

 

1.   Учебно-методические материалы:

- Рабочая программа дисциплины

- Календарно-тематический план

Методические рекомендации и перечни работ:

- перечень практических работ;

- методические рекомендации по выполнению практических работ;

- перечень самостоятельных внеаудиторных работ;

- материалы для организации внеаудиторных  самостоятельных работ студентов

2.   Контрольно-измерительные материалы:

- перечень вопросов к контрольной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Учебно-методические материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

 

1.   ПАСПОРТ  рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.   СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.   условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

4.   Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональная этика

 

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки: дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам ос­воения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

•  основы профессиональной психологии;

   закономерности межличностных отношений в организационной группе;

   формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными;

   психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности.

уметь:

•  применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания;

   пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

   использовать правила деловой переписки и составления служебных документов;

   определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.

 

В ходе освоения дисциплины реализуются следующие профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.2

Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов.

ПК 3.1

Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

 

 

 

 

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 66 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 49 часов; самостоятельная работа обучающегося 17 часа.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

34

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

     практические занятия

6

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента (всего)

2

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Профессиональная этика

   

Наименование

раз­делов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятель­ная работа обучающихся

Объем

ча­сов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

 

 

 

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Зна­чение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности.

1

1

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

6

 

Тема 1.1.

Общие принципы этики и профессиональной этики

Содержание учебного материала

 

 

 

Основы этики. Общие положения морали. Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека.

1

2

Самостоятельная работа студента:

 

 

Тема 1.2.

Категории этики и профессиональной этики.  Профессиональный такт

Содержание учебного материала

 

 

 

Профессиональная честь, долг, достоинство. Профессионально-нравственные принципы. Система воспитания профессионально значимых качеств. Престиж профессии. Факторы профессиональной пригодности. Индикаторы профессиональной пригодности. Принципы морали и поведение. Принципы профессионального поведения. Основные профессиональные моральные нормы.

2

2

Самостоятельная работа студента:

 

 

Тема 1.3.  

Умение владеть собой -требование профессиональной этики

Содержание учебного материала

 

 

 

Уроки нравственной воспитанности - залог успешной профессиональной деятельности. Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля.

2

 

Самостоятельная работа студента:

 

 

 

подготовка:

к тестированию по разделу 1;

сообщений по темам «Умение владеть собой», «Психологический контакт в общении», «Самоконтроль»

1

 

Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы

9

 

Тема 2.1. 

Социально-психологическая характеристика личности

Содержание учебного материала

 

 

 

Социально-психологические явлениям как регуляторы профессионального поведения. Особенности личности: характер, темперамент, воля. Направленность личности и профессионализм.

2

2

Тема 2.2.

Составляющие этики руководителя

Содержание учебного материала

 

 

 

Внешний облик как основное составляющее. Внешние и внутренние составляющие имиджа. Улыбка - сильный стимулятором хорошего общения. Стили руководства. Деловой стиль. Этикет и имидж делового человека. Этические нормы тактики и стратегии руководства. Этический кодекс руководителя. Модели поведения. Самоподача. Самопрезентация.

2

2

Тема 2.3.

Корпоративный имидж

Содержание учебного материала

 

 

 

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа. Этические основы общения в коллективе. Рабочая группа и коллектив.  Коллективная деятельность и личность. Понятие и структура корпоративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем. Факторы негативного влияния на имидж предприятия.       

2

2

Тема 2.4.

Этические требования к речи руководителя

Содержание учебного материала

 

 

 

Общение и речевой этикет. Качества практической речи. Нормы современного литературного языка и культура речи руководителя. Речевые модели установления контакта.

2

2

Самостоятельная работа студента:

 

 

 

подготовка:

таблицы «Характеристика речи руководителя»;

к тестированию по разделу 2.

1

 

Раздел 3. Этика профессиональной деятельности

18

 

Тема 3.1.

Этика как феномен культуры. История этикета

Содержание учебного материала

 

 

 

Этическая основа культуры. История возникновения этикета. Этикет и деловой этикет. Виды этикета. Особенности национального этикета.

1

2

Тема 3.2.

Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет и протокол.  Элементы делового этикета

Содержание учебного материала

 

 

 

Этикет и культура поведения. Правила современного этикета. Принципы делового этикета. Правила ведения делового телефонного разговора. Деловые переговоры. Деловое письмо. Презентации. Организация приемов. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.

2

 

Тема 3.3.

Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения.  Виды и средства общения

Содержание учебного материала

 

 

 

Общее понятие об общении и деловом общении. Функции и структура общения. Правила профессионального этикета. Формы, виды и средства общения. Нормы вербального общения. Средства невербального общения.

 

2

 

Тема 3.4.

Стратегия и тактика делового общения

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие тактики и стратегии общения. Выбор стратегии общения. Тактика и техника общения. Структура управленческого общения. Коммуникативная сторона. Интерактивная сторона. Перцептивная сторона делового общения.

2

 

Тема 3.5.

Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе

Содержание учебного материала

 

 

 

Межличностные отношения в коллективе. Коллектив. Группа. Лидер. Виды лидеров в коллективе. Мотивы межличностных отношений.

2

 

Тема 3.6.

Социально-психологические факторы делового общения

Содержание учебного материала

 

 

 

Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения. Обычаи, нравы, традиции – основа делового общения.

1

 

Практическая работа:

1

 

 

Тактика процессов общения

 

 

Тема 3.7.

Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты.

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие конфликта. Психологический конфликт и деловой конфликт. Стороны конфликта. Причины и источники конфликта. Развитие конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтов. Способы эффективного выхода из конфликта.

2

 

Практическая работа:

 

 

 

Тактика поведения в конфликтных ситуациях

2

 

Тема 3.8

Взаимодействие людей в процессе общения

Содержание учебного материала

 

 

 

Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Барьеры общения. Внутригрупповое взаимодействие. Средства и методы воздействия в процессе общения.

3

 

Контрольная работа

1

 

Форма итоговой аттестации контрольная работа

 

 

Всего:

34

 

 

 

 

 

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

 

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Профессиональная этика»

 

Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол­нительной литературы

 

Основные источники:

Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология  общения  (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2013

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010

Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010

Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010

Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010

 

Дополнительные источники:

Баева О.Л. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2010.

Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2010

Волгин Б.Н., Полянская Е.Б. Деловой телефон. — М., 2010.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Издательский дом Питер, 2010.

Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.

Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.

Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008

Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону: Феникс, 2009.

Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус, 2010. Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.

 

Электронные учебники

Трофимов В.К. Деловая этика. – М., 2012

Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.

 

Интернет-ресурсы

http://vsempomogu.ru/etika/html

www.twirpx.com/files/financial/trading/

http://www.100etiket2.ru/1.php

ru. wikipedia. org/.
dic.academic.ru/dic.nsf/.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ

Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществля­ется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивиду­альных заданий и других форм.

 

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные зна­ния)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

 

применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания;

Защита сообщений и рефератов

Отчёт по результатам практической работы

 

пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

использовать правила деловой переписки и составления служебных документов;

определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.

знания:

 

основы профессиональной психологии;

Контрольная работа

Тестирование

Устный индивидуальный опрос

Фронтальный опрос, тестирование

закономерности межличностных отношений в организационной группе;

формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными;

психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности.

 

 

 

 

 

 


№ за­писи

Наименование разделов и тем

 

 

 

 

 

 

Мак­си­мальное коли­че­ство часов

Количество аудиторных ча­сов

Са­мо­стоя­тель­ное

обу­чение

Формы контроля самостоятельного обучения

На­гляд­ные посо­бия

и сред­ства

Зада­ния

для сту­ден­тов

При­ме­чания

всего

Ка­лен­дар­ные сроки изу­че­ния

В том числе по ви­дам занятий

уроки

лек­ции

се­ми­нары

Прак­ти­че­ские

за­ня­тия

Кон­троль­ные

ра­боты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

 

11

12

13

1.

Введение

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Зна­чение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Общие положения этики и профессиональной этики

 

 

Тема 1.1. Общие принципы этики и профессиональной этики

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

Схемы:

§  Принципы профессио­нальной этики

§  Нормы моральные и профессиональные

§  Общее и отличия в по­нятиях «этика» и «про­фессиональная этика

§  Этическая культура организации

Таблицы:

§  Качественная харак­теристика профессио­нальных категорий

§  Особенности ориен­тации интересов сотруд­ников и организации

Составить конспект по вопросам:

1.    Что вы понимаете под понятием «профессиональная этика»?

2.    Что такое профессиональная этика? Каковы ее задачи?

3.    Что составляет содержательную сторону профессионального такта?

4.    На примере из собственной прак­тики покажите, как по поступку че­ловека можно судить о содержа­тельной стороне его личности.

5.    Какие требования профессия предъявляет требования к личност­ным каче­ствам работника?

6.    Как связаны между собой поня­тия «престиж профессии» и про­фессио­нальный долг, честь, досто­инство?

7.    Основоположники этической мысли.

 

2

Основы этики. Общие поло­жения морали.

Этика и мораль.

Значение нравственных тре­бований в жизнедеятельно­сти человека.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2. Общие принципы этики и профессиональной этики. Профессиональные моральные нормы

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Профессиональная честь, долг, достоинство. Профес­сионально-нравственные принципы. Система воспи­тания профессионально зна­чимых качеств.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Престиж профессии. Фак­торы профессиональной пригодности. Индикаторы профессиональной пригод­ности. Принципы морали и поведение. Принципы про­фессионального поведения. Основные профессиональ­ные моральные нормы.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Схема:

Факторы, формирующие престиж профессии

 

 

 

Тема 1.3. Основные катего­рии этики и профессиональ­ной этики. Профессиональ­ный такт.  Умение владеть собой как особое требование профессиональной этики

3

2

 

 

2

 

 

 

1

Тестирование по разделу

Таблица:

Сравнительная характе­ристика типов темпера­мента

Схема:

Классификация черт ха­рактера

 

Подготовить рефераты по темам:

1.      Понятия этики и профессиональ­ной этики: общее и отличия.

2.      Основные направления этиче­ской науки, основные представи­тели этиче­ской науки

3.      Понятие поведения. Профессио­нальные принципы поведение. Эти­ческие нормы поведения.

4.      Факторы профессиональной при­годности.

5.      Сущность категорий этики и профессиональной этики.

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Категории этики и профес­сиональной этики.

 Психологический такт как основа профессионального такта. Манеры как проявле­ние профессионального такта. Формы нравственной воспитанности в профессио­нальной деятельности. Уроки нравственной воспи­танности - залог успешной профессиональной деятель­ности.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Умение владеть собой: зна­чит управлять собой, прояв­лять самообладание. Тех­ника самоконтроля.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Подготовка к тестированию по раз­делу 1

 

 

РАЗДЕЛ 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы

 

 

 

Тема 2.1. Социально-психо­логическая характеристика личности

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

Социально-психологические явлениям как регуляторы профессионального поведе­ния.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности личности: ха­рактер, темперамент, воля. Направленность личности и профессионализм.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2. Составляющие этики руководителя

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

Схемы:

Ú Личная организован­ность руководителя

Ú Модель качеств руко­водителя

Ú Нравственные каче­ства руководителя

Ú Профессиональная компетентность руково­дителя

 

Подготовить доклады по темам:

6.      Понятия этики и профессиональ­ной этики: общее и отличия.

7.      Основные направления этиче­ской науки, основные представи­тели этиче­ской науки

8.      Понятие поведения. Профессио­нальные принципы поведение. Эти­ческие нормы поведения.

9.      Факторы профессиональной при­годности.

10.  Сущность категорий этики и профессиональной этики.

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Внешний облик как основ­ное составляющее. Внешние и внутренние составляющие имиджа. Улыбка - сильный стимулятором хорошего об­щения.

Стили руководства. Деловой стиль.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 Этикет и имидж делового человека. Этические нормы тактики и стратегии руково­дства. Этический кодекс ру­ководителя. Модели поведе­ния. Самоподача. Самопре­зентация.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3. Корпоративный имидж

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа.

 Этические основы общения в коллективе. Рабочая группа и коллектив.  Кол­лективная деятельность и личность.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1.    Изучение материалов лекции

2.    Составление плана текста

3.    Конспектирование текста

4.    Работа со словарями и справочни­ками

 

 

Понятие и структура корпо­ративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем.

 Факторы негатив­ного влияния на имидж предприятия.       

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4. Этические требо­вания к речи руководителя

3

2

 

 

2

 

 

 

1

 

Схемы:

Ú Классификация и кри­терии оценки личност­ных качеств руководи­теля

Качественные характе­ристики речи руководи­теля

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

Общение и речевой этикет. Качества практической речи.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Подготовка к тестированию по раз­делу 2

 

Нормы современного лите­ратурного языка и культура речи руководителя. Речевые модели установления кон­такта.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Этика профессиональной деятельности

 

 

 

Тема 3.1. Этика как феномен культуры. История этикета

1

1

 

 

1

 

 

 

 

тестирование

Схемы:

Ø Виды этикета

Ø Основной этап дело­вой индивидуальной бе­седы

Ø Базовая модель обще­ния

Ø Место лидера и ведо­мого в группе

Ø Схема взаимосвязей в группе

 

 

15

Этическая основа культуры. История возникновения эти­кета.

Этикет и деловой этикет. Виды этикета. Особенности национального этикета.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Дело­вой этикет и протокол.  Эле­менты делового этикета

4

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

Этикет и культура поведе­ния. Правила современного этикета. Принципы делового этикета. Правила ведения делового телефонного разговора.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Де­ловые переговоры. Деловое письмо. Презентации. Организация приемов. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Таблицы:

Ú Сравнительная харак­теристика видов этикета

Ú Технология организа­ции и проведе­ния делового совещания

1.  Изучение материалов лекции

2.  Ответить на вопросы:

-   Что такое этикет?

-   В чем различие светского этикета от профессионального?

-   Каково значение этикета в жизни человека?

-   Что относят к этическим основам профессиональной культуры?

-   Каковы особенности националь­ного этикета различных стран?

2. Изучить дополнительную лите­ратуры и дать краткую характери­стику особенностей этикета стран АТЭС.

 

 

Тема 3.3. Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения.  Виды и средства общения

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

19

Общее понятие об общении и деловом общении. Функ­ции и структура общения. Правила профессионального этикета.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Схемы:

Ø Основной этап дело­вой индивидуальной бе­седы

Ø Базовая модель об­щения

Ø Модель формирова­ния поведения индиви­дов в организации

 

Формы, виды и средства общения.

Нормы вербаль­ного общения. Средства невербального общения.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 3.4. Стратегия и так­тика делового общения

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

Понятие тактики и стратегии общения. Выбор стратегии общения. Тактика и техника общения.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Схема:

Модель коммуникации

 

1.    Работая со словарями и справоч­никами, составьте таблицу по срав­нению особенностей националь­ного этикета.

2.    Изучение материалов лекции

3.    Составление плана текста

4.    Конспектирование текста

5.    Подготовка к тестированию по темам 3,1 - 3,3

 

Структура управленческого общения. Коммуникативная сторона.

Интерактивная сторона. Перцептивная сторона дело­вого общения.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.5. Коллектив и рабо­чая группа, мотивы общения в коллективе

2

2

 

 

2

 

 

 

 

 

Диски CD-R:

Ú Тесты профессиональ­ные

Ú Тесты психологиче­ские

Ú Энциклопедия эти­кета

 

22

Межличностные отношения в коллективе. Коллектив. Группа. Лидер. Виды лидеров в коллективе.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

23

Мотивы межличностных от­ношений.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1.     

 

 

Тема 3.6. Социально-психо­логические факторы дело­вого общения

2

2

 

 

1

 

1

 

 

 

 

24

 

 

 

 

Массовые социально-психо­логические явления как фак­торы делового общения. Обычаи, нравы, традиции – основа делового общения.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

25

Практическая работа. «Тактика процессов обще­ния»

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 3.7. Этика деловых конфликтов. Природа кон­фликтов и пути его разре­шения

4

4

 

 

2

 

2

 

 

 

Схемы:

Ø Карта конфликта

Ø Схема развития кон­фликта

Ø Стили поведения в конфликте

Ø Цели управления кон­фликтом

Ø Направления профи­лактики конфликтных ситуаций

Ø Схема процесса управ­ления конфликтом     

Ø Факторы производст­венного климата

Ø Признаки, типы и виды конфликтов

Ø Классификационная структура конфликтов

 

 

26

 

 

 

 

27

Понятие конфликта.

 Психологический конфликт и деловой конфликт. Стороны конфликта.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1.    Изучить материалы лекции

2.    Изучить литературу, относя­щуюся к этой теме

3.    Ответить на вопросы:

ü Что понимают под мотивацией человека?

ü Какие группы мотивов сущест­вуют? Дайте классификационную характе­ристику мотивам.

ü Какую роль играет интерес в мо­тивационной сфере?

ü В чем заключается роль лидера в организации? Каковы основные его за­дачи?

 

 

 Причины и источники кон­фликта. Развитие конфликта. Преду­преждение и разрешение конфликтов. Способы эффективного вы­хода из конфликта.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

28

Практическая работа.   «Тактика поведения в конфликтных ситуациях»

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Тема 3.8. Взаимодействие людей в процессе общения

4

4

 

 

3

 

 

 

1

 

 

 

 

30

Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения. Воспри­ятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодейст­вие.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Барьеры общения. Внутригрупповое взаимо­действие. Средства и методы воздействия в процессе об­щения.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Ú  

Ú  

1.    Изучить материалы лекции

2.    Подготовиться к тестированию

 

32

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

34

32

 

 

25

 

6

1

2

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации и перечни работ

 

Перечень практических работ

 

№ п/п

Тема практической работы

Кол-во часов

1.

Тактика процессов общения

3

2.

Тактика поведения в конфликтных ситуациях

3

 

Итого

6

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ

 

Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускни­ков. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина.

Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидак­тической целью: формирование практических умений:

• применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания;

   пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

   использовать правила деловой переписки и составления служебных документов;

   определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.

Целью практических занятий является:

-       закрепление методов приложения теории к решению практических задач различного характера;

-       проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лек­циях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

-       восполнение пробелов в пройденной теоретической части дисциплины и оказание помощи в его усвоении.

Некоторые советы при подготовке к практическим занятиям:

1.                 Не старайтесь найти какое-либо готовое решение и по нему, как по шаблону, представить свое мнение.

2.                 Лучше внимательнее изучите теоретический материал по данной теме и по­пробуйте ответить на любой вопрос, не заглядывая предварительно в конспект сво­его товарища, там нет интересных вам ответов и подсказок.

3.                 Имейте в виду: оригинальное решение любого вопроса активизирует мысли­тельную деятельность.

 

 

Практическое занятие № 1

«Тактика процессов общения»

 

Раздел 3. Этика профессиональной деятельности

Тема 3.6. Социально-психологические факторы делового общения

 

Форма проведения работы: индивидуально-групповая

 

Метод проведения работы: сочетание поискового метода и решения психологиче­ских ситуаций.

 

Цель занятия:

-   закрепление знаний по стратегии и тактики делового общения;

-   осмысление понятия деловой этикет, коллектив, рабочая группа, мотивы общения;

-   выявление этапов общения и методов эффективного общения.

 

Задание для студентов

- Подготовить сообщения по темам:

«Мотивация человека»;

«Группы мотивов»;

«Интересы в общении»;

«Роль лидера в организации»;

«Производственный климат»;

- разбор ситуаций (см. приложение 1).

 

Инструкция:

Сообщения могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.

Цель сообщения - показать, как осмыслена эта проблема. Реализация этой цели осу­ществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

-   изучение информации,  имеющейся  в литературе  или  в ресурсах Интернета;

-   сбор и обобщение материала;

-   написание сообщения.

 

Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций

 

Рекомендуемая литература

1.   Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология  общения  (учебник для колледжей). – Ростов на Дону.: Феникс, 2016

2.   Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010

3.   Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010

4.   Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010

5.   Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010

 

Практическое занятие № 2

«Тактика поведения в конфликтных ситуациях»

 

Раздел 3. Этика профессиональной деятельности

Тема 3.7   Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты.

 

Форма проведения работы: индивидуально-групповая

 

Метод проведения работы: сочетание поискового метода и решения психологиче­ских ситуаций.

 

Цель занятия:

-   закрепление знаний по видам конфликтов, этапов конфликта, путей решения конфликтов;

-   осмысление понятий конфликт, деловой конфликт;

-   выявление путей и способов решения конфликта.

 

Задание для студентов

- Подготовить сообщения по темам:

«Понятие конфликта»,

«Психология конфликта»,

«Причины конфликта»,

«Предупреждение и разрешение конфликта»,

«Способы выхода из конфликта»

- разбор ситуаций.

 

Инструкция:

Сообщения могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.

Цель сообщения - показать, как осмыслена эта проблема. Реализация этой цели осу­ществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

-   изучение информации,  имеющейся  в литературе  или  в ресурсах Интернета;

-   сбор и обобщение материала;

-   написание сообщение.

 

Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций

 

Рекомендуемая литература

1.    Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология  общения  (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2016

2.    Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010

3.    Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010

4.    Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010

5.    Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010

 

Перечень самостоятельных работ

 

Наименование

темы

 

Наименование

 занятия

Вид внеаудиторной работы

Кол-во часов

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

 

Тема 1.3.  

Умение владеть собой - требование профессиональной этики

 

Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля.

подготовка:

к тестированию по разделу 1

 

1

Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы

 

Тема 2.4.

Этические требования к речи руководителя

 

Качества практической речи. Речевые модели установления контакта.

Подготовка к тестированию по разделу 2.

1

 

 

 

Итого

2

 

Методические РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Образование в колледже отличается от школьного тем, что значительная часть получения знаний и совершенствования профессионального мастерства осуществляется за счет самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа помогает студентам закрепить полученные знания, привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе ка­чества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Выбранные методы значительно повышают роль самостоятельной ра­боты студентов. Среди различных видов самостоятельной работы можно вы­делить:

      написание сообщений по различным проблемным вопросам изучае­мого курса;

      оформление таблиц различного характера;

•  составление структурно-логических схем.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

-   углубления и расширения теоретических знаний;

-   формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов,
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;       

- формирования самостоятельности мышления, способностей к само­развитию, самосовершенствованию и самореализации;

-  развития исследовательских умений.

Для реализации целей самостоятельной работы студенту необходимо:

1.   Ознакомиться с темой и уяснить основные понятия, используя учебники и лекционный материал, изучить литературу, рекомендованную по данной теме.

2.   Изучить и проанализировать соответствующий раздел программы.

3. Решить предлагаемые тесты по данной теме. 5. Ответить на предлагаемые контрольные вопросы.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента яв­ляются:

-   уровень освоения студентом учебного материала;

-   умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-   сформированность общеучебных умений;

-   обоснованность и четкость изложения ответа;

-   оформление материала в соответствии с требованиями.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Раздел 1. Общие положения этики и профессиональной этики.

Тема 1.3. Умение владеть собой - требование профессиональной этики

 

Виды самостоятельной работы

- изучение материалов лекции, литературы основной и дополнительной;

- подготовка к тестированию по разделу 1

 

Форма организации работы - индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и прак­тических умений студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;

-развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-  формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-  развития исследовательских умений.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология  общения  (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2013

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010

Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010

Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010

 

Дополнительная

1.   Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2.   Шепель В.М. Управленческая психология.- М.: Экономика, 1984

3.   Швалъбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993

4.   Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы

Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя

 

Виды самостоятельной работы

2.   Изучить материалы лекции

3.   Изучить литературу, относящуюся к этой теме

4.   Подготовиться к тестированию по разделу 2.

 

Форма организации работы - индивидуальная

 

Цель выполнения работы:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и прак­тических умений студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;

-  развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-  формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-  развития исследовательских умений.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология  общения  (учебник для колледжей). – Ростов на Дону.: Феникс, 2013

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010

Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010

Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010

Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010

 

Дополнительная

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.

3.     Шепель В.М. Управленческая психология.- М.: Экономика, 1984

4.     Швалъбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993

5. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974.

 

2 Контрольно-измерительные материалы

 

Перечень вопросов к контрольной работе

1.   Основы этики. Общие положения морали.

2.   Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека.

3.   Профессиональная честь, долг, достоинство.

4.   Профессионально-нравственные принципы.

5.   Престиж профессии.

6.   Факторы профессиональной пригодности.

7.   Индикаторы профессиональной пригодности.

8.   Принципы морали и поведение.

9.   Принципы профессионального поведения.

10.        Основные профессиональные моральные нормы.

11.        Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание.

12.        Техника самоконтроля.

13.        Особенности личности: характер, темперамент, воля.

14.        Направленность личности и профессионализм.

15.        Внешний облик как основное составляющее, составляющие имиджа.

16.        Стили руководства.

17.        Деловой стиль.

18.        Этикет и имидж делового человека.

19.        Этические нормы тактики и стратегии руководства.

20.        Этический кодекс руководителя.

21.        Модели поведения.

22.        Самоподача. Самопрезентация.

23.        Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа.

24.        Этические основы общения в коллективе.

25.        Рабочая группа и коллектив. 

26.        Коллективная деятельность и личность.

27.        Понятие и структура корпоративного имиджа, процесс управления.

28.        Факторы негативного влияния на имидж предприятия.       

29.        Общение и речевой этикет.

30.        Качества практической речи.

31.        Речевые модели установления контакта.

32.        Этикет и деловой этикет.

33.        Виды этикета, особенности национального этикета.

34.        Как строится общение, воздействие в процессе общения.

35.        Восприятие и понимание в процессе общения.

36.        Общение как коммуникация, как взаимодействие.

37.        Барьеры общения.

38.        Внутригрупповое взаимодействие.

39.        Средства и методы воздействия в процессе общения.

40.        Понятие конфликта, психологический конфликт и деловой конфликт.

41.        Стороны, причины, источники и развитие конфликта.

42.        Предупреждение и разрешение конфликтов, способы эффективного выхода из конфликта.

43.        Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения.

44.        Межличностные отношения в коллективе.

45.        Коллектив. Группа.

46.        Лидер. Виды лидеров в коллективе.

47.        Мотивы межличностных отношений.

48.        Понятие тактики и стратегии общения, выбор стратегии общения.

49.        Тактика и техника общения.

50.        Структура управленческого общения.

51.        Стороны делового общения.

52.        Понятие общения и деловом общении, функции и структура общения.

53.        Правила профессионального этикета.

54.        Формы, виды и средства общения.

55.        Нормы вербального общения.

56.        Средства невербального общения.

57.        Этикет и культура поведения.

58.        Правила современного этикета.

59.        Принципы делового этикета.

60.        Правила ведения делового телефонного разговора.

61.        Деловые переговоры.

62.        Деловое письмо.

63.        Презентации.

64.        Организация приемов.

65.        Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

Учебно-методические материалы

Учебно-методические материалы

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

Учебно-методический комплекс дисциплины "Социальная психология"

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 66 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 49 часов; самостоятельная работа…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 66 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 49 часов; самостоятельная работа…

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 2.2. Составляющие этики руководителя

Тема 2.2. Составляющие этики руководителя

Тема 3.5. Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе

Тема 3.5. Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Трофимов В.К. Деловая этика. –

Трофимов В.К. Деловая этика. –

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Этическая культура организации

Этическая культура организации

Понятие поведения. Профессио­нальные принципы поведение

Понятие поведения. Профессио­нальные принципы поведение

Личная организован­ность руководителя Ú

Личная организован­ность руководителя Ú

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа

Схема взаимосвязей в группе 15

Схема взаимосвязей в группе 15

Изучить дополнительную лите­ратуры и дать краткую характери­стику особенностей этикета стран

Изучить дополнительную лите­ратуры и дать краткую характери­стику особенностей этикета стран

Массовые социально-психо­логические явления как фак­торы делового общения

Массовые социально-психо­логические явления как фак­торы делового общения

Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения

Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения

Методические рекомендации и перечни работ

Методические рекомендации и перечни работ

Практическое занятие № 1 «Тактика процессов общения»

Практическое занятие № 1 «Тактика процессов общения»

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) -

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) -

Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций

Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций

Самостоятельная работа студентов проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - формирования…

Самостоятельная работа студентов проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - формирования…

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

Внешний облик как основное составляющее, составляющие имиджа

Внешний облик как основное составляющее, составляющие имиджа

Нормы вербального общения. 2

Нормы вербального общения. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2020