СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)
1. Учебно-методические материалы:
- Рабочая программа дисциплины
- Календарно-тематический план
Методические рекомендации и перечни работ:
- перечень практических работ;
- методические рекомендации по выполнению практических работ;
- перечень самостоятельных внеаудиторных работ;
- материалы для организации внеаудиторных самостоятельных работ студентов
2. Контрольно-измерительные материалы:
- перечень вопросов к контрольной работе
1 Учебно-методические материалы
СОДЕРЖАНИЕ |
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная этика
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки: дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
• основы профессиональной психологии;
• закономерности межличностных отношений в организационной группе;
• формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными;
• психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности.
уметь:
• применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания;
• пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
• использовать правила деловой переписки и составления служебных документов;
• определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.
В ходе освоения дисциплины реализуются следующие профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.2 |
Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов. |
ПК 3.1 |
Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 66 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 49 часов; самостоятельная работа обучающегося 17 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практические занятия |
6 |
контрольные работы |
1 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
2 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Профессиональная этика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности. |
1 |
1 |
|
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. |
6 |
|
||
Тема 1.1. Общие принципы этики и профессиональной этики |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Основы этики. Общие положения морали. Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
||
Тема 1.2. Категории этики и профессиональной этики. Профессиональный такт |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Профессиональная честь, долг, достоинство. Профессионально-нравственные принципы. Система воспитания профессионально значимых качеств. Престиж профессии. Факторы профессиональной пригодности. Индикаторы профессиональной пригодности. Принципы морали и поведение. Принципы профессионального поведения. Основные профессиональные моральные нормы. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
||
Тема 1.3. Умение владеть собой -требование профессиональной этики |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Уроки нравственной воспитанности - залог успешной профессиональной деятельности. Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
||
|
подготовка: к тестированию по разделу 1; сообщений по темам «Умение владеть собой», «Психологический контакт в общении», «Самоконтроль» |
1 |
|
|
Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы |
9 |
|
||
Тема 2.1. Социально-психологическая характеристика личности |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Социально-психологические явлениям как регуляторы профессионального поведения. Особенности личности: характер, темперамент, воля. Направленность личности и профессионализм. |
2 |
2 |
|
Тема 2.2. Составляющие этики руководителя |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Внешний облик как основное составляющее. Внешние и внутренние составляющие имиджа. Улыбка - сильный стимулятором хорошего общения. Стили руководства. Деловой стиль. Этикет и имидж делового человека. Этические нормы тактики и стратегии руководства. Этический кодекс руководителя. Модели поведения. Самоподача. Самопрезентация. |
2 |
2 |
|
Тема 2.3. Корпоративный имидж |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа. Этические основы общения в коллективе. Рабочая группа и коллектив. Коллективная деятельность и личность. Понятие и структура корпоративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем. Факторы негативного влияния на имидж предприятия. |
2 |
2 |
|
Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Общение и речевой этикет. Качества практической речи. Нормы современного литературного языка и культура речи руководителя. Речевые модели установления контакта. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
||
|
подготовка: таблицы «Характеристика речи руководителя»; к тестированию по разделу 2. |
1 |
|
|
Раздел 3. Этика профессиональной деятельности |
18 |
|
||
Тема 3.1. Этика как феномен культуры. История этикета |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Этическая основа культуры. История возникновения этикета. Этикет и деловой этикет. Виды этикета. Особенности национального этикета. |
1 |
2 |
|
Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет и протокол. Элементы делового этикета |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Этикет и культура поведения. Правила современного этикета. Принципы делового этикета. Правила ведения делового телефонного разговора. Деловые переговоры. Деловое письмо. Презентации. Организация приемов. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах. |
2 |
|
|
Тема 3.3. Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения. Виды и средства общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Общее понятие об общении и деловом общении. Функции и структура общения. Правила профессионального этикета. Формы, виды и средства общения. Нормы вербального общения. Средства невербального общения.
|
2 |
|
|
Тема 3.4. Стратегия и тактика делового общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Понятие тактики и стратегии общения. Выбор стратегии общения. Тактика и техника общения. Структура управленческого общения. Коммуникативная сторона. Интерактивная сторона. Перцептивная сторона делового общения. |
2 |
|
|
Тема 3.5. Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Межличностные отношения в коллективе. Коллектив. Группа. Лидер. Виды лидеров в коллективе. Мотивы межличностных отношений. |
2 |
|
|
Тема 3.6. Социально-психологические факторы делового общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения. Обычаи, нравы, традиции – основа делового общения. |
1 |
|
|
Практическая работа: |
1 |
|
||
|
Тактика процессов общения |
|
|
|
Тема 3.7. Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Понятие конфликта. Психологический конфликт и деловой конфликт. Стороны конфликта. Причины и источники конфликта. Развитие конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтов. Способы эффективного выхода из конфликта. |
2 |
|
|
Практическая работа: |
|
|
||
|
Тактика поведения в конфликтных ситуациях |
2 |
|
|
Тема 3.8 Взаимодействие людей в процессе общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Барьеры общения. Внутригрупповое взаимодействие. Средства и методы воздействия в процессе общения. |
3 |
|
|
Контрольная работа |
1 |
|
||
Форма итоговой аттестации контрольная работа |
|
|
||
Всего: |
34 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Профессиональная этика»
Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология общения (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2013
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010
Дополнительные источники:
Баева О.Л. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2010.
Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2010
Волгин Б.Н., Полянская Е.Б. Деловой телефон. — М., 2010.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Издательский дом Питер, 2010.
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.
Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008
Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону: Феникс, 2009.
Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус, 2010. Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.
Электронные учебники
Трофимов В.К. Деловая этика. – М., 2012
Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.
Интернет-ресурсы
http://vsempomogu.ru/etika/html
www.twirpx.com/files/financial/trading/
http://www.100etiket2.ru/1.php
ru. wikipedia. org/.
dic.academic.ru/dic.nsf/.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания; |
Защита сообщений и рефератов Отчёт по результатам практической работы
|
пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; |
|
использовать правила деловой переписки и составления служебных документов; |
|
определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе. |
|
знания: |
|
основы профессиональной психологии; |
Контрольная работа Тестирование Устный индивидуальный опрос Фронтальный опрос, тестирование |
закономерности межличностных отношений в организационной группе; |
|
формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными; |
|
психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности. |
№ записи |
Наименование разделов и тем
|
Максимальное количество часов |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельное обучение |
Формы контроля самостоятельного обучения |
Наглядные пособия и средства |
Задания для студентов |
Примечания |
|||||||
всего |
Календарные сроки изучения |
В том числе по видам занятий |
|||||||||||||
уроки |
лекции |
семинары |
Практические занятия |
Контрольные работы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
10 |
|
11 |
12 |
13 |
|
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. Общие положения этики и профессиональной этики |
|
|||||||||||||
|
Тема 1.1. Общие принципы этики и профессиональной этики |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Схемы: § Принципы профессиональной этики § Нормы моральные и профессиональные § Общее и отличия в понятиях «этика» и «профессиональная этика § Этическая культура организации Таблицы: § Качественная характеристика профессиональных категорий § Особенности ориентации интересов сотрудников и организации |
Составить конспект по вопросам: 1. Что вы понимаете под понятием «профессиональная этика»? 2. Что такое профессиональная этика? Каковы ее задачи? 3. Что составляет содержательную сторону профессионального такта? 4. На примере из собственной практики покажите, как по поступку человека можно судить о содержательной стороне его личности. 5. Какие требования профессия предъявляет требования к личностным качествам работника? 6. Как связаны между собой понятия «престиж профессии» и профессиональный долг, честь, достоинство? 7. Основоположники этической мысли. |
|
|
2 |
Основы этики. Общие положения морали. Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Тема 1.2. Общие принципы этики и профессиональной этики. Профессиональные моральные нормы |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
3
4 |
Профессиональная честь, долг, достоинство. Профессионально-нравственные принципы. Система воспитания профессионально значимых качеств. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
Престиж профессии. Факторы профессиональной пригодности. Индикаторы профессиональной пригодности. Принципы морали и поведение. Принципы профессионального поведения. Основные профессиональные моральные нормы. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Схема: Факторы, формирующие престиж профессии |
|
|||
|
|||||||||||||||
|
Тема 1.3. Основные категории этики и профессиональной этики. Профессиональный такт. Умение владеть собой как особое требование профессиональной этики |
3 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
Тестирование по разделу |
Таблица: Сравнительная характеристика типов темперамента Схема: Классификация черт характера |
|
||
Подготовить рефераты по темам: 1. Понятия этики и профессиональной этики: общее и отличия. 2. Основные направления этической науки, основные представители этической науки 3. Понятие поведения. Профессиональные принципы поведение. Этические нормы поведения. 4. Факторы профессиональной пригодности. 5. Сущность категорий этики и профессиональной этики.
|
|||||||||||||||
5
6 |
Категории этики и профессиональной этики. Психологический такт как основа профессионального такта. Манеры как проявление профессионального такта. Формы нравственной воспитанности в профессиональной деятельности. Уроки нравственной воспитанности - залог успешной профессиональной деятельности. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Подготовка к тестированию по разделу 1 |
|
||
|
РАЗДЕЛ 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы |
|
|
||||||||||||
|
Тема 2.1. Социально-психологическая характеристика личности |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
8 |
Социально-психологические явлениям как регуляторы профессионального поведения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности личности: характер, темперамент, воля. Направленность личности и профессионализм. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 2.2. Составляющие этики руководителя |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Схемы: Ú Личная организованность руководителя Ú Модель качеств руководителя Ú Нравственные качества руководителя Ú Профессиональная компетентность руководителя
|
Подготовить доклады по темам: 6. Понятия этики и профессиональной этики: общее и отличия. 7. Основные направления этической науки, основные представители этической науки 8. Понятие поведения. Профессиональные принципы поведение. Этические нормы поведения. 9. Факторы профессиональной пригодности. 10. Сущность категорий этики и профессиональной этики. |
|
|
9
10 |
Внешний облик как основное составляющее. Внешние и внутренние составляющие имиджа. Улыбка - сильный стимулятором хорошего общения. Стили руководства. Деловой стиль. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
Этикет и имидж делового человека. Этические нормы тактики и стратегии руководства. Этический кодекс руководителя. Модели поведения. Самоподача. Самопрезентация. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Тема 2.3. Корпоративный имидж |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
12
|
Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа. Этические основы общения в коллективе. Рабочая группа и коллектив. Коллективная деятельность и личность. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1. Изучение материалов лекции 2. Составление плана текста 3. Конспектирование текста 4. Работа со словарями и справочниками
|
|
|
Понятие и структура корпоративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем. Факторы негативного влияния на имидж предприятия. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||
|
Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя |
3 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
Схемы: Ú Классификация и критерии оценки личностных качеств руководителя Качественные характеристики речи руководителя |
|
|
|
13
14
|
Общение и речевой этикет. Качества практической речи. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Подготовка к тестированию по разделу 2 |
|
||
Нормы современного литературного языка и культура речи руководителя. Речевые модели установления контакта. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||
|
РАЗДЕЛ 3. Этика профессиональной деятельности |
|
|
||||||||||||
|
Тема 3.1. Этика как феномен культуры. История этикета |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
тестирование |
Схемы: Ø Виды этикета Ø Основной этап деловой индивидуальной беседы Ø Базовая модель общения Ø Место лидера и ведомого в группе Ø Схема взаимосвязей в группе |
|
|
|
15 |
Этическая основа культуры. История возникновения этикета. Этикет и деловой этикет. Виды этикета. Особенности национального этикета. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет и протокол. Элементы делового этикета |
4 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
||
16
17 |
Этикет и культура поведения. Правила современного этикета. Принципы делового этикета. Правила ведения делового телефонного разговора. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
||||
Деловые переговоры. Деловое письмо. Презентации. Организация приемов. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Таблицы: Ú Сравнительная характеристика видов этикета Ú Технология организации и проведения делового совещания |
1. Изучение материалов лекции 2. Ответить на вопросы: - Что такое этикет? - В чем различие светского этикета от профессионального? - Каково значение этикета в жизни человека? - Что относят к этическим основам профессиональной культуры? - Каковы особенности национального этикета различных стран? 2. Изучить дополнительную литературы и дать краткую характеристику особенностей этикета стран АТЭС. |
|
||
|
Тема 3.3. Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения. Виды и средства общения |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
18
19 |
Общее понятие об общении и деловом общении. Функции и структура общения. Правила профессионального этикета. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Схемы: Ø Основной этап деловой индивидуальной беседы Ø Базовая модель общения Ø Модель формирования поведения индивидов в организации |
|
||
Формы, виды и средства общения. Нормы вербального общения. Средства невербального общения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||
|
Тема 3.4. Стратегия и тактика делового общения |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
21 |
Понятие тактики и стратегии общения. Выбор стратегии общения. Тактика и техника общения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Схема: Модель коммуникации
|
1. Работая со словарями и справочниками, составьте таблицу по сравнению особенностей национального этикета. 2. Изучение материалов лекции 3. Составление плана текста 4. Конспектирование текста 5. Подготовка к тестированию по темам 3,1 - 3,3 |
|
|
Структура управленческого общения. Коммуникативная сторона. Интерактивная сторона. Перцептивная сторона делового общения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Тема 3.5. Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Диски CD-R: Ú Тесты профессиональные Ú Тесты психологические Ú Энциклопедия этикета |
|
||
22 |
Межличностные отношения в коллективе. Коллектив. Группа. Лидер. Виды лидеров в коллективе. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
23 |
Мотивы межличностных отношений. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1. |
|
||
|
Тема 3.6. Социально-психологические факторы делового общения |
2 |
2 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|||
24
|
Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения. Обычаи, нравы, традиции – основа делового общения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
25 |
Практическая работа. «Тактика процессов общения» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
||
|
Тема 3.7. Этика деловых конфликтов. Природа конфликтов и пути его разрешения |
4 |
4 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
Схемы: Ø Карта конфликта Ø Схема развития конфликта Ø Стили поведения в конфликте Ø Цели управления конфликтом Ø Направления профилактики конфликтных ситуаций Ø Схема процесса управления конфликтом Ø Факторы производственного климата Ø Признаки, типы и виды конфликтов Ø Классификационная структура конфликтов |
|
|
|
26
27 |
Понятие конфликта. Психологический конфликт и деловой конфликт. Стороны конфликта. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1. Изучить материалы лекции 2. Изучить литературу, относящуюся к этой теме 3. Ответить на вопросы: ü Что понимают под мотивацией человека? ü Какие группы мотивов существуют? Дайте классификационную характеристику мотивам. ü Какую роль играет интерес в мотивационной сфере? ü В чем заключается роль лидера в организации? Каковы основные его задачи?
|
|
||
Причины и источники конфликта. Развитие конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтов. Способы эффективного выхода из конфликта. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||
28 |
Практическая работа. «Тактика поведения в конфликтных ситуациях» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|||
29 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|||||
|
Тема 3.8. Взаимодействие людей в процессе общения |
4 |
4 |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Барьеры общения. Внутригрупповое взаимодействие. Средства и методы воздействия в процессе общения. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Ú |
Ú |
1. Изучить материалы лекции 2. Подготовиться к тестированию |
|
|
32 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|||
|
|
34 |
32 |
|
|
25 |
|
6 |
1 |
2 |
|
|
Итого |
34 |
Методические рекомендации и перечни работ
Перечень практических работ
№ п/п |
Тема практической работы |
Кол-во часов |
1. |
Тактика процессов общения |
3 |
2. |
Тактика поведения в конфликтных ситуациях |
3 |
|
Итого |
6 |
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина.
Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидактической целью: формирование практических умений:
• применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания;
• пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
• использовать правила деловой переписки и составления служебных документов;
• определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.
Целью практических занятий является:
- закрепление методов приложения теории к решению практических задач различного характера;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части дисциплины и оказание помощи в его усвоении.
Некоторые советы при подготовке к практическим занятиям:
1. Не старайтесь найти какое-либо готовое решение и по нему, как по шаблону, представить свое мнение.
2. Лучше внимательнее изучите теоретический материал по данной теме и попробуйте ответить на любой вопрос, не заглядывая предварительно в конспект своего товарища, там нет интересных вам ответов и подсказок.
3. Имейте в виду: оригинальное решение любого вопроса активизирует мыслительную деятельность.
Практическое занятие № 1
«Тактика процессов общения»
Раздел 3. Этика профессиональной деятельности
Тема 3.6. Социально-психологические факторы делового общения
Форма проведения работы: индивидуально-групповая
Метод проведения работы: сочетание поискового метода и решения психологических ситуаций.
Цель занятия:
- закрепление знаний по стратегии и тактики делового общения;
- осмысление понятия деловой этикет, коллектив, рабочая группа, мотивы общения;
- выявление этапов общения и методов эффективного общения.
Задание для студентов
- Подготовить сообщения по темам:
«Мотивация человека»;
«Группы мотивов»;
«Интересы в общении»;
«Роль лидера в организации»;
«Производственный климат»;
- разбор ситуаций (см. приложение 1).
Инструкция:
Сообщения могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.
Цель сообщения - показать, как осмыслена эта проблема. Реализация этой цели осуществляется путем последовательного решения ряда задач:
- изучение литературы по намеченному вопросу;
- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;
- сбор и обобщение материала;
- написание сообщения.
Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций
Рекомендуемая литература
1. Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология общения (учебник для колледжей). – Ростов на Дону.: Феникс, 2016
2. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010
3. Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010
4. Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010
5. Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010
Практическое занятие № 2
«Тактика поведения в конфликтных ситуациях»
Раздел 3. Этика профессиональной деятельности
Тема 3.7 Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты.
Форма проведения работы: индивидуально-групповая
Метод проведения работы: сочетание поискового метода и решения психологических ситуаций.
Цель занятия:
- закрепление знаний по видам конфликтов, этапов конфликта, путей решения конфликтов;
- осмысление понятий конфликт, деловой конфликт;
- выявление путей и способов решения конфликта.
Задание для студентов
- Подготовить сообщения по темам:
«Понятие конфликта»,
«Психология конфликта»,
«Причины конфликта»,
«Предупреждение и разрешение конфликта»,
«Способы выхода из конфликта»
- разбор ситуаций.
Инструкция:
Сообщения могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.
Цель сообщения - показать, как осмыслена эта проблема. Реализация этой цели осуществляется путем последовательного решения ряда задач:
- изучение литературы по намеченному вопросу;
- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;
- сбор и обобщение материала;
- написание сообщение.
Форма отчета: Защита сообщений, анализ ситуаций
Рекомендуемая литература
1. Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология общения (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2016
2. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010
3. Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010
4. Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010
5. Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010
Перечень самостоятельных работ
Наименование темы |
|
Наименование занятия |
Вид внеаудиторной работы |
Кол-во часов |
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. |
|
|||
Тема 1.3. Умение владеть собой - требование профессиональной этики |
|
Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля. |
подготовка: к тестированию по разделу 1
|
1 |
Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы |
|
|||
Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя |
|
Качества практической речи. Речевые модели установления контакта. |
Подготовка к тестированию по разделу 2. |
1 |
|
|
|
Итого |
2 |
Методические РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Образование в колледже отличается от школьного тем, что значительная часть получения знаний и совершенствования профессионального мастерства осуществляется за счет самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа помогает студентам закрепить полученные знания, привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Выбранные методы значительно повышают роль самостоятельной работы студентов. Среди различных видов самостоятельной работы можно выделить:
• написание сообщений по различным проблемным вопросам изучаемого курса;
• оформление таблиц различного характера;
• составление структурно-логических схем.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;
- развития познавательных способностей и
активности студентов,
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Для реализации целей самостоятельной работы студенту необходимо:
1. Ознакомиться с темой и уяснить основные понятия, используя учебники и лекционный материал, изучить литературу, рекомендованную по данной теме.
2. Изучить и проанализировать соответствующий раздел программы.
3. Решить предлагаемые тесты по данной теме. 5. Ответить на предлагаемые контрольные вопросы.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Раздел 1. Общие положения этики и профессиональной этики.
Тема 1.3. Умение владеть собой - требование профессиональной этики
Виды самостоятельной работы
- изучение материалов лекции, литературы основной и дополнительной;
- подготовка к тестированию по разделу 1
Форма организации работы - индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;
-развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология общения (учебник для колледжей). – Ростов на Дону: Феникс, 2013
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010
Дополнительная
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
2. Шепель В.М. Управленческая психология.- М.: Экономика, 1984
3. Швалъбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993
4. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Раздел 2. Этика руководителя, коллектива и имидж фирмы
Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя
Виды самостоятельной работы
2. Изучить материалы лекции
3. Изучить литературу, относящуюся к этой теме
4. Подготовиться к тестированию по разделу 2.
Форма организации работы - индивидуальная
Цель выполнения работы:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную, основную и дополнительную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология общения (учебник для колледжей). – Ростов на Дону.: Феникс, 2013
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2010
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. – М.: Академия, 2010
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2010
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2010
Дополнительная
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.
3. Шепель В.М. Управленческая психология.- М.: Экономика, 1984
4. Швалъбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993
5. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974.
2 Контрольно-измерительные материалы
Перечень вопросов к контрольной работе
1. Основы этики. Общие положения морали.
2. Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека.
3. Профессиональная честь, долг, достоинство.
4. Профессионально-нравственные принципы.
5. Престиж профессии.
6. Факторы профессиональной пригодности.
7. Индикаторы профессиональной пригодности.
8. Принципы морали и поведение.
9. Принципы профессионального поведения.
10. Основные профессиональные моральные нормы.
11. Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание.
12. Техника самоконтроля.
13. Особенности личности: характер, темперамент, воля.
14. Направленность личности и профессионализм.
15. Внешний облик как основное составляющее, составляющие имиджа.
16. Стили руководства.
17. Деловой стиль.
18. Этикет и имидж делового человека.
19. Этические нормы тактики и стратегии руководства.
20. Этический кодекс руководителя.
21. Модели поведения.
22. Самоподача. Самопрезентация.
23. Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа.
24. Этические основы общения в коллективе.
25. Рабочая группа и коллектив.
26. Коллективная деятельность и личность.
27. Понятие и структура корпоративного имиджа, процесс управления.
28. Факторы негативного влияния на имидж предприятия.
29. Общение и речевой этикет.
30. Качества практической речи.
31. Речевые модели установления контакта.
32. Этикет и деловой этикет.
33. Виды этикета, особенности национального этикета.
34. Как строится общение, воздействие в процессе общения.
35. Восприятие и понимание в процессе общения.
36. Общение как коммуникация, как взаимодействие.
37. Барьеры общения.
38. Внутригрупповое взаимодействие.
39. Средства и методы воздействия в процессе общения.
40. Понятие конфликта, психологический конфликт и деловой конфликт.
41. Стороны, причины, источники и развитие конфликта.
42. Предупреждение и разрешение конфликтов, способы эффективного выхода из конфликта.
43. Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения.
44. Межличностные отношения в коллективе.
45. Коллектив. Группа.
46. Лидер. Виды лидеров в коллективе.
47. Мотивы межличностных отношений.
48. Понятие тактики и стратегии общения, выбор стратегии общения.
49. Тактика и техника общения.
50. Структура управленческого общения.
51. Стороны делового общения.
52. Понятие общения и деловом общении, функции и структура общения.
53. Правила профессионального этикета.
54. Формы, виды и средства общения.
55. Нормы вербального общения.
56. Средства невербального общения.
57. Этикет и культура поведения.
58. Правила современного этикета.
59. Принципы делового этикета.
60. Правила ведения делового телефонного разговора.
61. Деловые переговоры.
62. Деловое письмо.
63. Презентации.
64. Организация приемов.
65. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.