Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК) КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВУЗА
Непрерывный процесс модернизации и оптимизации современного отечественного образования предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. Для того чтобы знание специалиста было мобильным, он должен быть способен обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Таким образом, он должен быть своего рода менеджером своих знаний. Это область в теории и практике искусственного интеллекта, которая занимается языками для представления знаний, методами пополнения знаний, процедурами проверки их корректности и непротиворечивости и, наконец, использованием знаний при решении различных задач и созданием практических систем для хранения и обработки знаний. В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в «сжатом», компактном, удобном для использования виде. Среди них: логическая модель; продукционная модель; фреймовая модель; модель семантической сети.
Технологическое «сжатие» учебной информации может быть достигнуто различными методическими приёмами, описание которых содержится не только в дидактике, но и в исследованиях по формированию системности знаний учащихся, а также в работах учителей-практиков. Наиболее действенными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, укрупненное упражнение и символ, структурная блок-схема темы, опорный конспект, генеалогическое древо и т.д.
Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении «сжатия» программного материала “наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырёх кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
В нашем случае , при моделировании учебно-познавательного процесса на примере темы по экономике: «Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятия» мы использовали методику построения модели обучения в графической форме , где указывались связи между учебными элементами , отражающие структуру учебно-познавательного процесса . На основании анализа содержания обучения по экономической теме: «Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредпристий» и построение графика взаимосвязи учебных элементов, целесообразно разработать учебно-методический комплекс документов.
Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-познавательного процесса, называют учебно-методическим комплексом (сокращенно УМК). В предлагаемой работе дается анализ этих документов, и приводятся современные научно-педагогические рекомендации по их разработке и совершенствованию.
УМК - это проект будущего учебно-познавательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. В настоящее время на кафедрах российских вузов уже сложились определенные подходы к созданию УМК. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой средней и высшей школы и сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров.
Совершенствование УМК и учебно-познавательного процесса - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и вузов по учёту, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения и воспитания, а с другой - данных практического педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности имеющихся УМК на практике. Поэтому в качестве авторов документов, составляющих УМК, должны рассматриваться не только их непосредственные составители, но и все те преподаватели, которые на основе анализа и апробации УМК в конкретных учебных условиях нашли необходимым внести в него те или иные изменения и дополнения.
Постоянный анализ мнений преподавателей и студентов - один из важнейших источников совершенствования учебно-методического комплекса. Все преподаватели выступают в качестве экспериментаторов, исследующих предлагаемую им в УМК программу действий, а не только её исполнителей. Эта функция еще более усилится, когда УМК будет разрабатываться с применением компьютерных технологий. В этом случае техника поможет обработке данных, полученных из практического опыта.
Выведем основные педагогические понятия, накопленные в настоящее время наукой, необходимые как для грамотного построения УМК, так и для его дальнейшего совершенствования.
Не все ещё проблемы создания современного УМК разрешены педагогической наукой и практикой, и этих условиях приходиться применять решения на основе опыта, интуиции или самостоятельных исследований, а поэтому и созданные УМК в разных вузах и на разных кафедрах будут отражать их специфику. Создание современных УМК - дело времени, затраты которого зависят от объёма учебного предмета и числа квалифицированных разработчиков, однако, в любом случае, необходимо учитывать некоторые этапы развития УМК как психолого-педагогического объекта.
Первая стадия создания УМК – «эмпирическая». На этом этапе создания всей учебно-методической документации осуществляется на основе опыта и интуиции, без опоры на чёткие положения психологии и педагогики. Эта стадия создания учебно-методической документации характерна для современного этапа развития школы. Надо отметить, что она слишком затянулась. На эмпирической стадии создания УМК нельзя получить высокий эффект от его применения. Учебно-познавательный процесс лишь несколько упорядочивается, становится более осознанным и управляемым, однако, его эффективность повышается несущественно по сравнению со стихийным учебно-воспитательным процессом, организованным и осуществленным без достаточного описания в УМК. Отсюда создается ошибочное представление о том, что можно обойтись и без всякой ориентировки на какой-либо УМК при осуществлении процесса подготовки специалистов. Ошибочность такого представления состоит в том, что, хотя эмпирический УМК мало пригоден для радикального совершенствования учебно-познавательного процесса, однако, он является необходимым исходным моментом для этого.
Вторую стадию создания УМК мы условно назвали «теоретической». На этой стадии каждый документ построен на основе определённых положений психолого-педагогической науки и оптимизирован по определенным критериям. Понятно, что на второй стадии создания УМК открываются пути целенаправленного совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
На третьей стадии создания и использования УМК внедряются средства, идеи и методы компьютеризации, позволяющие получить наивысшую эффективность в подготовке выпускников и будущих специалистов.
Таким образом, УМК является комплексной информационной моделью педагогической технологии проблемно-модульного обучения, отображающей, определенным образом, названные выше четыре элемента педагогической системы и этим задающей её структуру.
При отсутствии конкретики в описании тех или иных элементов модели системы, мы получаем разнообразные «неполные» УМК вплоть до таких, в которых ни один из элементов системы проблемно-модульного обучения точно не определён и не ограничен, и который поэтому методическим обеспечением вообще не является; это, в конечном итоге, какой-либо план или схема возможной педагогической системы, не обладающая необходимой определенностью для ее воспроизведения на практике.
Учебно-методический комплекс является лишь эскизной моделью педагогической системы проблемно-модульного обучения. Более развитой и полной моделью служит проблемно-модульное учебное пособие или проблемно-модульный учебный курс - как инструмент развития и практического воплощения УМК.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.