Учебно-методический материал «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

  • docx
  • 01.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебно-методический материал «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми».docx

«Современные здоровьесберегающие технологии,

используемые в детском саду»

 

Подготовил инструктор по физической культуре

 Маньков Павел Вячеслаовивич

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

·  медико-профилактические;

·  физкультурно-оздоровительные;

·  технологииобеспечениясоциально-психологическогоблагополучияребенка;

·здоровьесбереженияиздоровьеобогащенияпедагоговдошкольногообразования;


 

·  валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

       Технологии профилактики заболеваний,

   Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

       коррекция возникающих функциональных отклонений,

   отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

       реабилитация соматического состояния здоровья,

         противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

   витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

       санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребѐнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

·          закаливание КГН;

·          беседы по валеологии;

·          спортивные праздники;

·          спортивные развлечения и досуги;

·          недели здоровья;

·          соревнования;

·          прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

·         Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;


·         Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребѐнка дошкольника», «Запрещѐнные физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

·         Практикум для педагогов ДОУ«Приѐмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

·         Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

·         Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

·         Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

·         Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

·         Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

·                  Приобщение детей к физической культуре

·                  Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.


Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

 

Виды здоровьесбере- гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделюпо30мин.сосреднего

возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по                    ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги

Динамические паузы (физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагоги

Подвижные         и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью

подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Инструктор по                    ФИЗО, педагоги

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей,

педагог                          определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Инструктор по                    ФИЗО, педагоги, психолог

Технологии эстетической

направленности

Реализуются  на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров,               выставок  и пр.,

оформлении помещений к

Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги


 

 

Праздникам и др

 

 

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени                            любое

Удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.      Рекомендуется                  всем                детям,          особенно с

Речевыми проблемами.

Все педагоги, логопед

Гимнастика глаз

для

Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В        различных формах физкультурно- оздоровительной          работы      с

младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий

ДОУ.

Педагоги

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на

улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор педагоги

по

ФИЗО,

Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младшийвозраст-15-20мин.,

средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Инструктор педагоги

по

ФИЗО,

Проблемно-игровые

(игротренинги     и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время

строго не        фиксировано,            в

Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс

игровой деятельности

Психолог, педагоги


 

 

зависимости    от                      задач, поставленных                      педагогом                      со

старшего возраста

 

 

Коммуникативные игры

1-2разавнеделюпо30мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры

разной степени  подвижности,            занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги

Занятия  из

«Здоровье»

серии

1развнеделюпо30мин. со

Старшего возраста

Могут быть включены

познавательного развития

в

сетку занятий

в

качестве

Педагоги

Самомассаж

В          зависимости        от поставленных                педагогом целей,   сеансами    либо в различных                        формах физкультурно- оздоровительной работы с

Младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор педагоги

по

ФИЗО,

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального воздействия

В       различных          формах физкультурно- оздоровительной          работы; либоотдельныезанятия2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех

Возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги,                музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от

поставленных   задач                         со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ.   Правильно                   подобранные         цвета

снимают напряжение и   повышают               эмоциональный настрой ребенка

Педагоги, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме,

Имеют диагностический инструментарий и протоколы

Педагоги, психолог


 

 

 

занятий

 

Сказкотерапия

2-4занятиявмесяцпо30мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один

человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги, психолог

 

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

·          Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

·          Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

·          Установление контактов с социальными партнѐрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

·          Освоение педагогами ДОУ методики приѐмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

·          Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

·          Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

·         Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

·         комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

·         физкультурные занятия всех типов;


·         оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажѐры, тактильные дорожки);

·         организация рационального питания;

·          медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

·          соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

·          комплексмероприятийпосохранениюфизическогоипсихологическогоздоровьяпедагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

·          Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

·          Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательныйпроцессДОУ;

·          Разнообразиеформфизкультурно-досуговойдеятельностисдошкольниками;

·          Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

·          Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

·          Выявление интересов, склонностейиспособностейдетейвдвигательнойдеятельностииреализацияихчерез систему спортивно-оздоровительной работы;

·          Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребѐнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие   специалистов   ДОУ   в   организации   физкультурно-оздоровительной    работы             с         дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.


Десять золотых правил здоровьесбережения:

·          Соблюдайте режим дня!

·          Обращайте больше внимания на питание!

·          Больше двигайтесь!

·          Спите в прохладной комнате!

·          Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·          Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·          Гоните прочь уныние и хандру!

·          Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·          Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·          Желайте себе и окружающим только добра!