Учебно-методическое и программно-методическое обеспечение преподавания физики в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО. Федеральный перечень учебников и учебных пособий по физике и астрономии.
Ибрагимова Ф.Р., учитель физики МОАУ СОШ №53
Приказом №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
Приказ опубликован на официальном сайте Министерства просвещения РФ 5 марта 2021 года, зарегистрирован в Юстиции 2 марта 2021 года под рег. номером 62645.
Приказ вступает в силу с 13 марта 2021 г.
Федеральный перечень учебников по физике и астрономии на 2021-2022 учебный год.
№ | Наименование учебника | Автор/ авторский коллектив | Класс | Наименование издателя | Приказ Министерства просвещения РФ |
1. | Физика | Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. | 7-9 | АО Издательство | От 20 мая 2020 года №254 |
2. | Физика (в 2 частях) | Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н. под редакцией Орлова В.А. | ООО «Бином. | От 20 мая |
3. | Физика | Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В., Вишнякова Е.А., Боков П.Ю. | 7-9 | ООО Издательский центр | От 20 мая |
4. | Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В. под редакцией Понебранцева Ю.А. | АО Издательство | От 20 мая | ||
5. | Изергин Э.Т. | « Русское слово» | От 20 мая 2020 года | ||
6. | Кабардин О.Ф. | АО Издательство | От 20 мая | ||
7. | Перышкин А.В. | 7-8 | ООО «Дрофа» | От 20 мая 2020 года |
8. | Физика | Перышкин А.В., Гутник Е.М. | 9 | ООО «Дрофа» | От 20 мая 2020 года №254 |
9. | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. | 7-8 | |||
10. | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. | 9 | От 20 мая | ||
11. | Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. | 10-11 | АО Издательство | От 20 мая 2020 года | |
12. | Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В. | ООО « Бином. |
13. | Физика ( в 2 частях) | Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под редакцией Орлова В.А. | 10-11 углубленное обучение | ООО « Бином. | От 20 мая 2020 года |
14. | Физика ( в 3 | Часть 1: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; под редакцией Орлова В.А.; часть 2: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; под редакцией Орлова В.А.; часть 3: Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В., Левиев Г.М. | 10 | ИОЦ « Мнемозина» | От 20 |
15. | Физика ( в 2 частях) | Часть 1: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; под редакцией Орлова В.А.; часть 2: Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В., Левиев Г.И. | 11 | ИОЦ | От 20 мая 2020 года |
16. | Физика | Грачев А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М., Боков П.Ю. | 10-11 | ООО Издательскиий центр « ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
17. | Касьянов В.А. | 10-11 | ООО « Дрофа» | ||
18. | Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. под редакцией Парфентьевой Н.А. | 10 | АО Издательство |
19. | Физика | Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.. под редакцией Парфентьевой Н.А. | 11 | АО Издательство | От 20 мая 2020 года |
20. | Мякишев Г.Я., | 10 | ООО « Дрофа» | От 20 мая 2020 года | |
21. | Мякишев Г.Я., Петрова М.А., Угольников О.С. | 11 | |||
22. | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., под редакцией Пурышевой Н.С. | 10 | От 20 мая 2020 года |
23. | Физика | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М. | 11 | ООО | От 20 мая 2020 года |
24. | Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., под редакцией Пинского А.А. | 10 | АО Издательство | ||
25. | Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Глазунов А.Т., под редакцией Пинского А.А. | 11 | АО | ||
26. | Касьянов В.А. | 10-11 | ООО « Дрофа» | ||
27. | Физика. | Мякишев Г.Я., | 10 |
28. | Физика. Молекулярная физика. Термодинамика | Мякишев Г.Я., Синяков А.З | 10 углубленное обучение | ООО | От 20 мая 2020 года №254 |
29. | Физика. Электродинамика | Мякишев Г.Я., Синяков А.З. | 10-11 углубленное обучение | ||
30. | Физика. Колебания и волны. | 11 углубленное обучение | |||
31. | Физика. Оптика. Квантовая физика. | ООО | |||
32. | Астрономия | Воронцов- Вельяминов Б.А., Страут Е.К. | 10-11 | ||
33. | Левитан Е.П. | 11 | АО | От 20 мая 2020 года |
• В настоящее время в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, входят 9 линий УМК по физике для основной школы.
• Предметная линия учебников физики — это совокупность учебников: обеспечивающих преемственность изучения физики в 7-9 классах (основное общее образование); построенных на единой методической и дидактической основе; отвечающих единым психолого-педагогическим подходам; использующих общую структуру изложения материала; имеющих единое художественно-эстетическое оформление.
Эти линии следующие:
• Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., И.Н. Корнильев, А.В. Кошкина. Физика. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
• Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. Издательство «Просвещение»
• Грачёв А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В., Вишнякова Е.А., Боков П.Ю. Физика. Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» (Корпорация «Российский учебник»)
• Кабардин О.Ф. Физика. Издательство «Просвещение»
• Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика. Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ»
• Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В. и др./Под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика. Издательство «Просвещение»
• Изергин Э.Т. Физика. «Русское слово-учебник»
• Самый распространенный на текущий момент УМК Перышкина А.В.. Право на УМК перешло издательству «Экзамен»
• Завершённая предметная линия учебников «Физика» для 7–11 классов. В состав УМК входит методическое пособие для учителя, примерная рабочая программа, ЭФУ. Изложение учебного материала в учебниках характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов. Язык изложения учебного материала доступен, интересен, понятен. Учебники реализуют системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на современные результаты образования, выражающиеся не только в овладении учащимися определёнными знаниями, умениями и способами деятельности, но и в формировании метапредметных умений и личностных качеств.
Завершенная линия УМК Грачева А. В. для 7-11 классов позволяет изучать физику не только на базовом уровне: они интересны и детям, проявляющим к предмету повышенный интерес, благодаря включению в пособия текстов для дополнительного изучения. В учебники вошли задания трех уровней сложности: репродуктивные, продуктивные и творческие, дополнительные возможности предоставляют задания в рабочих тетрадях, позволяющие осуществлять дифференцированное обучение и систематически готовить к ОГЭ. Тетради для лабораторных работ предполагают вариативность организации занятий: учитель может выбрать из предложенного перечня работы, соответствующие уровню подготовки детей, с учетом наличия резерва времени.
• В завершенной линии УМК «Сферы» Белага В.В. и др. для 7-11 классов использованы и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к процессу обучения. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым. Учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и каждого урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением. Помимо учебника и электронного приложения в УМК входят тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, задачник, тетрадь практикум.
• В УМК «Архимед» Кабардина О.Ф. чёткая структурированность материала, подбор учебных проблем, достаточное количество экспериментальных заданий, лабораторных работ и задач дают возможность дифференцировать обучение и строить индивидуальные образовательные траектории для учащихся. Система вопросов и заданий содержит: разноуровневые вопросы, задания и задачи; экспериментальные задания для выполнения в школе и дома; задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск; задания на работу в сотрудничестве; исследовательские работы; задания, предусматривающие деятельность в медиасреде
• Индуктивный подход, положенный в основу курса физики в УМК Пурышевой Н.С. Для 7-11 классов, направляет учеников от наблюдений за повседневными явлениями и простых экспериментов к теоретическим построениям и обобщениям. Материал распределен по двум уровням: помимо обязательного минимума, в учебник вошли разделы, требующие высокого уровня знания математики и развития абстрактного мышления.
Учебник относится к завершённой линии учебно-методических комплектов по физике «Классический курс» для 7—9 классов. Он способствует достижению образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по физике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Материал учебника для 7 класса предполагает изучение курса физики на уровне ознакомления с физическими явлениями, формирования основных физических понятий, определения физических величин, приобретения умения измерять физические величины, применения полученных знаний на практике. Материал учебника распределён по рубрикам в соответствии с видами учебной деятельности.
- УМК Изергин Э. Т. (7-9). В данном учебнике изложены первоначальные основы физики. Учебник написан по программе курса физики для 7-9 классов. Книга знакомит школьников с основными разделами физики, методами получения физического знания. В учебнике рассматриваются решения типовых задач по физике и даны задачи для самостоятельного решения.
Касьянов В.А. Физика (базовый уровень) 10-11 ООО «Дрофа»
Линия УМК В. А. Касьянова представляет собой замкнутый концентр и может использоваться как на базовом, там и на углубленном уровне. Курс отличается аргументированным изложением материала, основанным на математических методах, теории размерности и качественных оценках; широким использованием в объяснениях физических моделей и аналогий. Особое внимание уделяется анализу принципов действия современных технических устройств и роли физических знаний в культуре человечества, межпредметным связям. В отличие от учебников углубленного уровня, в данной линии применяется упрощенный математический аппарат, а также имеются дополнительные иллюстрации.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н./ под ред. Парфеньевой Н.А. Физика (базовый уровень) 10-11 АО «Издательство «Просвещение»
Мякишев Г.Я., Петрова М.А. и др. Физика (базовый уровень) 10-11 ООО «Дрофа»
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А.; под ред. Пурышевой Н.С. Физика (базовый и углубленный уровни) 10-11 ООО «Дрофа»
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др./Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 10-11 АО «Просвещение»
Касьянов В.А. Физика (углубленный уровень) 10-11 ООО «Дрофа»
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. (углубленный уровень) 10-11 ООО «Дрофа»
Содержание всех этих линий учебников охватывает содержание примерных программ по физике для уровней основного общего образования. Следует отметить, что заявленные в данных учебниках направления модернизации содержания и технологий обучения физике требуют обновления учебных методических комплектов в следующих направлениях: − усиление прикладного характера учебного материала; − расширение доли ученического эксперимента, в том числе и в процессе изучения нового материала; − ориентация учебного процесса на применение знаний в контексте (а не на запоминание); − совершенствование аппарата усвоения за счет снижения доли расчетных задач и увеличения доли заданий на объяснение и доказательства; − развитие креативности мышления при решении нестандартных задач и проведении нетрадиционных учебных экспериментов. Важным является использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных продуктов и электронных форм учебников.
- Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» А.В. Засов, В.Г. Сурдин
Анатолий Владимирович Засов — российский учёный и педагог; профессор, доктор физико-математических наук (1989). Профессор кафедры астрофизики и звёздной астрономии физического факультета МГУ (1990), член Учёного совета ГАИШ, член Международного астрономического союза (1977), член Евроазиатского и Европейского астрономических обществ (1990), академик Международной академии наук высшей школы (1994). Владимир Георгиевич Сурдин - российский астроном и популяризатор науки. Кандидат физико-математических наук, доцент. Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. Член Международного астрономического союза. Член Астрономического общества. Член Бюро Научного совета РАН по астрономии. Лауреат Беляевской премии и премии «Просветитель» за 2012 год. Автор более 100 научных статей.
- Корпорация «Российский учебник».
Авторы Воронцов-Вельяминов Борис Александрович – советский астроном, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки; Страут Евгений Карлович – учитель астрономии, член Ученого совета московского планетария, кандидат физ.-мат. наук, ст. научный сотрудник лаборатории дидактики физики Института Содержания и Методов Обучения РАО, ведущий специалист Российской академии образования в области преподавания астрономии. Учебник сочетает в себе классическую последовательность изложения материала, соответствующую оригинальной авторской редакции, с современными научными представлениями и результатами последних исследований небесных объектов, проводившихся в крупнейших обсерваториях мира и с помощью космических телескопов. Пособие написано доступным и живым языком, содержит ряд сведений, отсутствующих в других учебниках астрономии. Расширить информационное поле и проконтролировать усвоение знаний поможет электронная форма учебника, содержащая разнообразные мультимедийные объекты.
- Издательство «Просвещение».
Комплект разработан в рамках издательской серии «Сферы» и реализован в новом современном формате. Автор Чаругин Виктор Максимович – профессор астрофизики, доктор физ.-мат. наук, профессор кафедры теоретической физики МПГУ, академик-секретарь отделения «Физика, астрономия и астрофизика» Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Занимается теорией и практикой преподавания астрономии в школе. В состав входит учебник, методическое пособие, электронная форма учебника. Разрабатывается задачник и тетрадь-практикум. Данный учебник представляет линию учебно-методических комплексов «Сферы 1-11» по астрономии. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса астрономии для 10—11 классов. Содержание курса отвечает таким критериям изложения материала, как научность и доступность. Учебное содержание направлено на формирование научных представлений об астрономических и физических законах, явлениях и основывается на достижениях современной астрономии и космологии. Реализовано практическое применение астрономии в реальной жизни. Усилена межпредметная интеграция: тесная связь астрономии с физикой. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.
- Издательство «Просвещение».
Автор: Левитан Ефрем Павлович. В 1960—1970-х годах преподавал методику астрономии в Московском городском институте усовершенствования учителей. С 1964 года один из создателей и бессменный руководитель редакции журнала «Земля и Вселенная». Регулярно публиковался в журнале «Наука и жизнь». Автор книг по астрономии для дошкольников и младших школьников. В начале 1990-х годов написал учебник астрономии для 11 класса средней школы, выдержавший около 10 изданий. В учебном пособии, написанном известным автором, который более полувека посвятил работе в области астрономического образования, рассматриваются вопросы классической астрономии, строение, природа и эволюция таких астрономических объектов, как звезды, звездные системы, галактики и Вселенная в целом. Курс астрономии обобщает естественно-научные знания, полученные учащимися за время обучения в школе, и дополняет физическую картину мира. В основу курса положены научные факты, законы и теории. Приводятся также гипотезы, связанные с новыми проблемами, которые решает современная астрономия. Учебный материал ориентирован на активное изучение и содержит задания, позволяющие обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Рабочие программы по физике и астрономии
В помощь учителю при разработке рабочей программы рекомендуют использовать:
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение
http://www.twirpx.com/file/638470/
Примерная программа по физике среднего (полного) общего образования (БУ)
http://www.edu.doal.ru/predm/laws17/prog_sb_ph.doc
Примерная программа по физике среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
http://window.edu.ru/resource/232/37232/files/16-2-s.pdf
Программа по физике для 10-11 классов общеобразов. учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова
Авторская программа по астрономии Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута – М.: Дрофа, 2018г.
Авторская программа по астрономии В.М. Чаругина- М.: Просвещение, 2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.