учебно-методическое пособие Причины сценического волнения начинающего певца и способы его преодоления.

  • Документация
  • doc
  • 31.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическая подготовка перед выступлением. Причины волнения и способы борьбы с ними.
Иконка файла материала Учебно-методическое пособиеПричина сценического волнения начинающего певца.doc

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины сценического волнения начинающего певца и способы его преодоления.

 

учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

Содержание

 

Введение

Подготовка к выступлению.

Психологическая подготовка перед выступлением.

Причины волнения и способы борьбы с ними.

Решение организационных вопросов.

Распевка.

Самостоятельная работа с проблемными местами в песне.

Техника работы с микрофоном на выступлении.

Гигиена голоса в условиях напряженной подготовки к концерту и конкурсу.

Режим певца.

 

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цель музыкального образования ребёнка – это не только овладение навыками игры на  инструменте или развитие его вокальных способностей. Огромное значение имеет формирование у детей навыка участия в выступлениях, о которых многие ученики мечтают.

Концертное выступление – это важный  момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением.

Опираясь на собственный педагогический опыт, прихожу к выводу, что для успешного выступления на сцене нужна специальная психологическая подготовка. Многие учащиеся чувствуют дискомфорт и сильное волнение на сцене, что нередко приводит к потере всех достигнутых в обучении успехов. Конечно, исполнительский опыт ничем не заменишь, но можно путем практических занятий помочь детям чувствовать себя на сцене на своем месте и получать от этого радость и удовлетворение.

Именно поэтому так важно научить каждого ребенка осознанно подходить к подготовительному периоду, предшествующему концертным выступлениям.

Настоящее пособие представляет систему самостоятельной подготовки учащихся к выступлению на вокальных конкурсах и концертах, разработанную благодаря многолетнему опыту работы в детских школах искусств.

Цель пособия - помочь ученикам, приехавшим на конкурс, или на концерт без преподавателя, не растеряться и суметь, преодолев волнение, самостоятельно, без присутствия педагога, подготовиться к успешному выступлению.

                                                                                                                

 

 

 

Психологическая подготовка перед выступлением.

Каждому выступающему важно помнить, что он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда можно получить громадное художественное удовлетворение.

Выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей ребенка. Поведение на эстраде, самочувствие во время пения, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от выступлений.

Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения – проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: «Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Волнение музыканта – исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.

 

Волнение.

Проблема эстрадного волнения, и такие вопросы – как избавиться от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над волнением в период подготовки к выступлению – являются ключевыми в музыкальной педагогике и психологии.

Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение – подъем» и «волнение-паника».

Вследствие индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя, состояние волнения по-разному отражается на качестве исполняемых песен.

Если одному ребенку волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом он не всегда достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния.

Самое страшное, если вдруг отказывает память. Поэтому я советую заранее распечатать  тексты исполняемых песен и непосредственно перед выходом на сцену, ещё раз спокойно «пробежать их глазами». Много времени это не займет, а  даст уверенность в своих силах, исчезнет  боязнь забыть текст.

 

Причины концертного волнения и способы борьбы с ними.

Каждый исполнитель должен знать о причинах, вызывающих волнение, и уметь бороться с ними.  Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ребенка со стороны родителей  и окружающих людей. Я считаю, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта – исполнителя.

 И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственного исполнения, удовольствия от общения со слушателями.

Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для него имеет выбор программы песен. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.

Возвращаясь к причинам концертного волнения, следует рассмотреть фактор непривычной обстановки. Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед выходом на сцену необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.

Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в классе, мы позволяем себе иногда петь «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая.  Не исключаю этап проучивания  песни, но чтобы пение  не превращалось в простое упражнение, требуется в конце занятия спеть «словно на конкурсе», т.е. в присутствии воображаемых слушателей и жюри.

Работу над конкурсной программой нельзя считать законченной, если она не была исполнена на  публике несколько раз. Поэтому стоит как можно чаще петь в присутствии других учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым, друзьям. Такие исполнения помогают  ученику сразу включаться в образ песни, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе пения. В своей практике на уроках эстрадного вокала я часто предлагаю детям сыграть роль «жюри». Даю  бланки с критериями оценок. 5(отлично) получают за технически качественное и художественно осмысленное исполнение песни, артистизм. Если есть недочеты, их нужно записать и аргументировать. Таким образом, дети учатся анализировать выступления других учащихся и могут проводить анализ своих выступлений.

Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения – пусть даже самые любительские и несовершенные. Можно записывать себя на камеру мобильного телефона и постоянно анализировать своё исполнение. Именно в процессе такой проверки, выявляются недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки.

Очень полезно петь песню с любой заданной точки.

Еще один пример: «проигрывать» песню в уме без нот, можно такое упражнение сочетать с прогулкой по улице.

Подобных примеров можно привести множество. Все это является тренировкой нервных процессов, в результате которой вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним раздражителям, концертное  и конкурсное выступление становится привычным.

Но, несмотря на все это, паническое волнение иной раз все сметает на своем пути, в том числе и волю к сосредоточенности. Конкурсное  выступление требуют огромной  исполнительской воли и выдержки, так как певец энергетически выкладывается. Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать.

Очень важно при подготовке к выступлению правильно распределить время, чтобы не было судорожного «доучивания» накануне выступления, песня должна «вылежаться», то есть пройти определенную проверку временем. Произведение должно быть прочно выучено наизусть задолго до конкурса.

Готовясь к любому выступлению на сцене, нельзя направлять внимание на негативные эмоции. Только «на добро»! Нездоровый импульс иногда исходит от родителей. Вопросы и замечания: «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или «Да ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» – часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых детей. Если родители волнуются, то свое волнение они обязаны искусно скрывать, чтобы не заразить им ребенка.

Конечно, способы психологического воздействия на ребенка непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент. После выступления нужно обязательно отметить положительные стороны. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение выступления лучше проводить не сразу, а в последующие дни.

Мы всегда просматриваем видео-выступления учеников, отмечаем положительные моменты в исполнении. Ученик сам  анализирует, говорит   свои ошибки.  Это  способствует более свободному поведению его на сцене, развитию  артистизма и профессионализма.

Нужно научить будущего певца преодолевать временные неудачи и стремиться к успеху!

Не надо забывать о режиме питания, главное не петь на конкурсе очень сытым, так как общая активность снижается и мышечная деятельность препятствует пищеварению. И помните, что Главное, чтобы, выходя на сцену, вы верили в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное эмоциональное отношение к выступлению, чтобы оно было праздником!

Подготовка к конкурсному выступлению.

 

Решение организационных вопросов.

 

Прежде всего, отправляясь на конкурс, учащиеся, кроме минусовой фонограммы выступления, берут с собой  (записанные на мобильный телефон  или диктофон), варианты упражнений для распевки, поэтапный ход вокальной подготовки выступления, и все рекомендации преподавателя.

В транспорте во время поездки через наушники мобильного телефона  можно прослушать конкурсные песни и таким образом настраиваться на выступление. Молча, или «мурлыча» мелодии  песен (без какого либо напряжения певческого аппарата) нужно мысленно не только повторять текст музыкального произведения, но и отрабатывать  (опять же молча) все артистические приёмы.

Если предстоит провести  в ожидании выхода на сцену несколько часов, необходимо  изначально распланировать это время. Узнать точное время выступления номинации, порядок выступлений участников в ней, в какой аудитории можно распеться,  время репетиций на сцене со звуком.

Занятия на конкурсе без педагога, когда приходится полагаться лишь на собственные силы, должны сопровождаться предельным самоконтролем и самонаблюдением. Чрезмерные нагрузки должны быть исключены из занятий.

При первых признаках серьёзной усталости голоса следует либо уменьшить нагрузки, либо вовсе приостановить их - до полного возвращения к норме. Если голос устал, надо немедленно дать ему отдохнуть. Не следует форсировать его и, тем более, говорить шепотом.

Лучше в этот момент повторить и осмыслить текст, определить темп, динамику песни, её общее настроение - то есть заняться теоретической подготовкой к выступлению. Теплые (не горячие) напитки успокоят горло, полезны также полоскания и ингаляции с мятой и эвкалиптом. Категорически противопоказаны газированные напитки и мёд в чистом виде.

Важно сформировать профессиональное отношение к своему инструменту-голосу. Его надо беречь, не поддаваясь искушению демонстрировать его в неподходящей обстановке.

Не стоит кричать в кулуарах здания, где проходит конкурс, разговаривать на повышенных тонах по телефону, и уж конечно петь на ветру и холоде.

Сон накануне - лучшее лекарство. Перед конкурсным выступлением голос «должен выспаться»!

 

 

 

Распевка.

Перед выходом на сцену распеваться нужно всегда. Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Но важно не навредить себе, заниматься без перенапряжения.

Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Для этого необходимо сделать 2-3 силовых упражнения, таких, как наклоны, приседания, отжимания и т.д. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). Физически размявшись, можно переходить к вокальным упражнениям.  И только после хорошей распевки,  можно приступать к работе над  песнями.

 

 

 

Самостоятельная работа с проблемными местами в песне.

 Если есть «под рукой» инструмент, сыграть сложный отрезок песни.

Играть и петь мелодию слогами или на гласные, далее с текстом.

Петь в более быстром темпе, затем в основном темпе.

Петь а капелла.

Спеть данный отрезок песни в разных тональностях.

Работать под фонограмму.

 Записать себя на диктофон (телефон), проанализировать.

 

Техника работы с микрофоном на выступлении.

Учитывая то, что иногда (не хочу никого обидеть) на концертах  аппаратура и квалификация звукооператоров далека от идеала, эстрадный вокалист, безусловно, должен владеть техникой работы с микрофоном. Ведь зрителю и жюри не важно, кто виноват в плохом звучании - оператор, аппаратура или сам исполнитель. Неумение работы с микрофоном способно свести на нет прекрасную вокальную технику. А способность извлечь из любой аппаратуры максимально качественный звук даёт исполнителю большое преимущество перед другими исполнителями.

Умение работать с микрофоном на сцене очень важно.    

 Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов.

Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов – кабельные и радио. В настоящее время радио-микрофоны практически вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования стоек, загромождающих сцену.

Микрофон - очень нежный прибор, требующий бережного обращения.

 

На конкурсах часто возникают проблемы с микрофоном.

Основные проблемы с микрофоном на сцене.

1.Выключение микрофона.

2. «Заводка» микрофона.

Как правило, во время выступления на сцене присутствует человек, в обязанности которого входит своевременная подача микрофона очередному исполнителю. Но, нередки случаи, когда микрофон оказывается выключен. И это выясняется только тогда, когда исполнитель уже начинает петь. Необходимо знать, как включаются микрофоны. Как правило, перед концертом есть возможность «познакомиться» с микрофоном на небольшой репетиции.

Включение микрофона.

Самыми распространенными на сегодняшний день, являются микрофоны фирм Shure  и AKG. У микрофонов Shure во включенном состоянии должен светиться индикатор зеленого цвета. Внимание! Если кроме него светится ещё и красный, значит, батарея разряжена и этот микрофон ни в коем случае нельзя брать! У микрофонов AKG индикатор включения красного цвета. Он кратковременно загорается только в момент включения микрофона. О состоянии батареи можно судить по времени свечения индикатора – чем оно короче, тем лучше батарея. Если после включения индикатор светится постоянно, значит, батарея почти полностью разряжена.

      Степень зарядки батареи микрофона влияет на качество звука и надёжность радиосвязи с приёмником.

       Если микрофон оказался незнакомой конструкции, необходимо заранее узнать, как он включается.

      Когда микрофон уже в руках и проверено положение переключателей, чтобы окончательно убедится в работоспособности микрофона, надо произнести в него звук «Ц». Этот звук будет вам хорошо слышен из колонок и, в то же время, не привлечёт к себе внимания окружающих.

После выступления не нужно выключать микрофон, чтобы не осложнять жизнь следующему исполнителю, не бросать микрофон «куда попало», лучше отдать в руки ответственному или очередному участнику концерта.

«Заводка» микрофона.

«Заводка» микрофона происходит между микрофоном и акустическими колонками. Чтобы её избежать, не нужно во время выступления подходить слишком близко к мониторам (акустические системы, направленные на исполнителя). Оптимальное местоположение певца на сцене во время номера - на линии занавеса. Если всё же микрофон «завелся», нельзя закрывайте его рукой - писк только усилится! Надо как можно скорее отвернуть микрофон от акустических систем.

На репетиции надо походить по сцене, «поискать звук». Внимательно послушать, как поёт предыдущий исполнитель. Если у него подача изначально слабее, не нужно форсировать звук, так как это может оглушить зрителей. Лучше дать немного времени звукооператору сделать свою работу.

Запомнить микрофон, в который проводилась настройка (как правило, все микрофоны имеют какие-либо разноцветные метки) надо обязательно, чтобы  перед выступлением выбрать именно его.

И последнее. Если во время выступления выключился микрофон, это крайне неприятно. Но мы заранее оговариваем и репетируем все варианты «курьёзных» моментов. Чтобы не прерывать номер, нужно допеть его без микрофона.

 

Гигиена голоса в условиях напряженной подготовки к концерту и конкурсу.

Голос-это «прекрасный хрустальный сосуд» любого артиста. К нему нужно относиться, как к очень дорогому хрупкому инструменту, учитывая все правила лор-гигены.

Говорят, что голос пропадает тогда, когда вам не дают высказаться.  Или когда творческий канал перекрыт. Попили холодной воды в жару, много пели или кричали. И еще сотня причин, почему голос вдруг покидает своего хозяина. В старом фильме горе-певица била сырые яйца о бюст композитора. Разбитые яйца не прибавили таланта, но утраченный голос действительно можно довольно быстро восстановить.

 

 

Хрипота.

Хрипота возникает чаще всего в результате перенапряжения голосовых связок или как сопровождающее явление при инфекционном заболевании (грипп, воспаление гортани и т.п.), и после излечения болезни охриплость пропадает. В крайних случаях происходит полная потеря голоса. При хронической охриплости обязательно нужно навестить врача (фониатра), так как может идти речь о серьезной причине.



Гигиена голоса в условиях напряженной подготовки к конкурсу.

Даже если с голосом все в порядке, необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт, не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите,  «ювелирный спорт», требующий точной координации большого количества крошечных мышц тела, их подвижности и выносливости. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед конкурсом  будет негде распеться, сделать это можно дома, в спокойной обстановке.

Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же надо разогреваться непосредственно перед конкурсом, то чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где мы находимся.

Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок.

Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно.

Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), чтобы спеть самую низкую ноту диапазона. Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение  ушло.

Если в течении конкурса с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай.

Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам конкурс, а несоблюдение режима после него.

 

 

Режим певца.

Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.
Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц других профессий. Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.

В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосовой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированными голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляются. Первыми признаками утомления голосового аппарата является нарушение правильного звучания голоса: возникает «ощущение гортани».

Учащимся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с педагогом. Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и «верхами», которые в их голосе еще не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсирование голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.

Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.

Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается главным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыхательных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосудов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится".

Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого помещения в холодное.

Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действует хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражается на слизистой. Для певцов особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.

Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.

К неблагоприятным последствиям для голоса у девочек приводит также пение в период менструации. Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.

Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охранять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать резкого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному пить холодную воду, как бы ни мучила жажда. Нельзя после бани или ванны выходить с мокрыми волосами. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя.

 

Заключение.

В заключении хочется сказать, что, конечно, любое выступление – это сложная длительная работа.  Часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Важно научить ребенка быть самостоятельным, уверенным в себе, умеющим давать себе установку на максимум исполнения, приводящую к раскрытию своего потенциала в полной мере!

Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического страха и успешного выступления без потери  качества звука!

 

 

Литература.

 

1.Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца.- М., 1964.

2. Кох Э. Сценическая речь. -М., 1978.

3.Клипп О. Постановка голоса эстрадного певца. М., 2003.

4.Козырев Ю. Введение в импровизацию.- М., 1994.

5. Конен В. Рождение джаза.- М., 1990.

6. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Л., 1967.

7. Основы сценического движения.- М., 1976.

8. Основы эстрадной режиссуры.- Л., 1992.

9. Панасье Ю. История подлинного джаза. –Л., 1978.

10. Риггс С. Как стать звездой (аудиошкола для вокалистов).-М.., 2004.

11.Сольфеджио, мелодии из оперетт, мюзиклов, рок - опер .сост.

     В. Абрамовская- Королёва, Н. Вакурова, Ю. Морева.-М., «Музыка»,2001.

12. Сапунов М. Искусство импровизации.- М., 1982.

13. Степурко Ю. Блюз, джаз,рок.-М.,2001.

14. Хачатуров В. Детское эстрадное пение (практический видеокурс). М.

15. Ямпольский И. Импровизация. Музыкальная энциклопедия. М.,1999.