«Учусь музицировать на рояле
или элементарная практическая гармония
на уроках общего курса фортепиано»
учебно-методическое пособие
концертмейстера МБУДО ДШИ
Н.А. Колповской
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
1. Обучение музицированию на рояле или элементарная практическая гармония на уроках общего курса фортепиано
1.1. Цель и задачи музицирования на уроках общего курса фортепиано
1.2. Формы работы на уроке
1.3. Этапы обучения. Характеристика. Содержание и методы работы
1.3.1. Начальный этап обучения.
1.3.2. Средний этап обучения
1.3.3. Заключительный этап обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Музицирование – это активная форма участия в музыкальном процессе, где особое место отводится развитию творческих навыков учащихся. Необходимость и целесообразность обучения музицированию, а именно: подбору по слуху мелодий и аккомпанемента, чтению с листа, умению аккомпанировать и играть в ансамбле - в современном художественном образовании становится все более значимым направлением, так как обучение детей по дополнительным предпрофессиональным программам требует развития всесторонних исполнительских навыков юных музыкантов. Учебный предмет «Фортепиано» введен во все предпрофессиональные программы в области музыкального искусства.
Именно поэтому на данном этапе развития музыкального образования особенно актуальны поиски путей, способствующих усилению мотивации обучения в школе искусств, получению реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.
Отсутствие умения играть по слуху, чувствовать красоту гармонии, владеть различными фактурными приемами чаще всего объясняется недостатком таланта. Однако причина неумения свободно музицировать в основном кроется в системе обучения музыке, ориентированной, прежде всего на развитие исполнительских навыков. Когда музыкальные пьесы усваиваются с нот, то слух музыканта остается в пассивном состоянии, связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение подбирать по слуху, но и недолговечная музыкальная память, боязнь забыть нотный текст на сцене, отсутствие свободы владения инструментом.
Данная работа посвящена проблеме обучения музицированию на рояле в классе общего курса фортепиано с ограниченными временными возможностями, а также вопросам освоения учащимися основ элементарной практической гармонии как одной из составляющих музицирования.
Обучение музицированию на рояле или элементарная практическая гармония на уроках общего курса фортепиано
1.1. Цель и задачи музицирования на уроках общего курса фортепиано
Цель занятий музицированием и, в частности, элементарной практической гармонией на уроках общего курса фортепиано - расширение музыкального кругозора учащихся, формирование их художественного вкуса, удовлетворение творческих и игровых потребностей, воспитание музицирующих любителей музыки, которые могут применить полученные знания на практике.
Основные задачи:
ü развитие музыкальных способностей;
ü обучение навыкам свободного владения инструментом и их практического применения в самостоятельной музыкальной деятельности;
ü приобретение навыков ансамблевой игры;
ü развитие навыка чтения с листа;
ü овладение основами аккомпанемента;
ü овладение навыками подбора;
ü развитие творческих способностей.
Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе подразумевает практическое знакомство с элементарной гармонией. Без этого невозможно полноценное воспитание внутреннего слуха, развитие гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения мелодии.
Знакомство с аккордами на уроках сольфеджио начинается лишь в средних классах, и развитие у детей гармонического слуха, таким образом, опаздывает и нередко оказывается наиболее уязвимым местом в их музыкальном воспитании.
В результате к концу обучения даже учащиеся класса специального фортепиано далеко не всегда понимают, какие аккорды они встречают при разучивании музыкальных произведений, часто набор аккордов, которым владеет ученик, слишком узок и не позволяет ему подобрать сопровождение к интересующим его мелодиям.
Учащихся же, осваивающих игру на инструментах, предполагающих исполнение только мелодической линии, проблема развития гармонического слуха затрагивает особенно остро. Для них прохождение общего курса фортепиано имеет особую значимость.
Как уже было сказано, традиционное обучение игре на фортепиано в музыкальной школе главным образом решает проблемы овладения навыками расшифровки нотации, технически и художественно грамотного исполнения музыкальных произведений соответствующего уровня и репертуара. Между тем, постоянная работа с нотным текстом зачастую отвлекает начинающих музыкантов от приобретения столь же существенных, сколь и непростых навыков музицирования: умения подбирать мелодию по слуху, транспонировать, читать с листа, сочинять, импровизировать, аккомпанировать, играть в ансамбле.
Включение практических творческих заданий в уроки общего фортепиано призвано компенсировать этот пробел и подготовить учащихся к более осознанному освоению не только исполнительского курса на своём инструменте, но и курсов музыкально-теоретических и творческих дисциплин, помочь решить многие проблемы, которые могут возникнуть у учащихся на уроках сольфеджио, и из-за которых дети часто оставляют школу, а главное - привить детям желание совершенствовать навыки игры на фортепиано и в дальнейшем.
Обучать при этом нужно по-прежнему высокопрофессионально:
ü правильно организовать пианистический аппарат;
ü оснастить ученика необходимыми техническими приёмами;
ü научить понимать закономерности музыкального языка.
Чтобы достичь хорошего результата, преподавателю необходимо помнить: ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима. Нужно уметь восхищаться каждой маленькой «победой» учащегося, и тогда ученик будет уходить с урока, окрыленный своими успехами.
Скептик может воскликнуть: «Как этого достичь? Каким образом всё успеть?!» Действительно, программа по общему курсу фортепиано требует прохождения определенного количества произведений из репертуарного комплекса, отчетности на контрольных уроках и зачетах, а занятия проходят раз в неделю и длятся всего 0,5 академического часа.
Как показывает опыт, успеть заниматься творчеством даже на таком коротком уроке вполне реально.
Для этого:
· во-первых, следует решить главную задачу - правильно распределить время на уроке. Все творческие формы работы «вкрапляются» в урок, комбинируются с традиционными заданиями или являются вспомогательными, развивающими средствами при обучении игре на фортепиано и разучивании основного репертуара
(примерный план урока c распределением времени на различные творческие и традиционные задания в приложении 1);
· во-вторых, необходимо увлечь, заинтересовать ребенка, подобрать для него интересный и доступный материал; сделать занятия ярким эмоциональным моментом эстетического восприятия;
· в-третьих, и это одно из главных условий, заниматься музицированием, в частности элементарной практической гармонией, в классе общего курса фортепиано нужно регулярно и систематически.
1.2. Формы работы на уроке
Занятия элементарной гармонией проводятся за фортепиано и носят преимущественно практический характер.
Знакомство с основами аккордики и закрепление полученных знаний в игре на инструменте используется на уроках в следующих формах работы:
Ø подбор по слуху гармонической основы популярных песен;
Ø досочинение мелодии;
Ø собственные сочинения;
Ø подбор аккомпанемента на основе каданса;
Ø игра гармонических оборотов;
Ø исполнение мелодии с цифрованным аккомпанементом по песенникам;
Ø транспонирование мелодии и мелодии с цифровкой.
1.3. Этапы обучения. Содержание и методы работы
Обучение учащихся основам элементарной практической гармонии на уроках общего курса фортепиано целесообразно разделить на этапы:
· начальный этап обучения (1 – 2 классы),
· средний этап обучения (3 – 4 классы),
· заключительный этап обучения (5 – 7 классы)
|
|
(Примерное распределение творческих заданий по этапам обучения в таблице Приложения 2)
1.3.1. Начальный этап обучения
С первых уроков, как только происходит знакомство с инструментом, клавиатурой, учащиеся начинают подбирать простейшие песенки–попевки, которые поют на уроках сольфеджио или играют по специальности. При подборе и исполнении мелодии ребёнка важно приучать петь, вслушиваясь не только в чистоту интонации, но и в протяжённость звука. Полезны упражнения на развитие мелодического слуха, когда учащийся повторяет голосом (поёт) звуки вслед за преподавателем. Таким образом, решаются задачи:
Ø интонирования;
Ø развития чувства ритма;
Ø агогики и др.
В качестве примера приведём упражнения:
Рис.1
Разнообразие в работу вносит игра в ансамбле: ребёнок исполняет мелодию, преподаватель играет гармоническое сопровождение. Сразу следует обратить внимание учащегося на красоту и различие звуков и созвучий, научить его слушать и слышать. Таким образом, ненавязчиво, не теоретизированно, а в игровой форме вводятся понятия мелодии, гармонического сопровождения, главного звука в тональности – тоники.
Тем самым мы с первых уроков знакомим ребёнка с элементарными понятиями практической гармонии, не заостряя внимание на теории.
В занятиях без нот можно использовать много интересных упражнений, которые будут готовить слух ученика к восприятию более сложной информации. Как правило, все упражнения за фортепиано сопровождаются пением, что помогает формировать внутренний слуховой образ. Эти практические задания полезны не только для развития слуха, но и могут быть средством развития технических навыков, так как они выполняются на фортепиано.
Подбор по слуху на начальном этапе обучения
Предлагая песенки для подбора по слуху на начальном этапе, важно, чтобы мелодия начиналась с I ступени. С введением понятия тоники ученики продолжают играть простейшие мелодии от разных звуков. Как показывает практика, обучающиеся с удовольствием включаются в следующую игру: каждой песенкой будет руководить дирижер «Снеговик» (тоническое трезвучие графически похоже на снеговика) – если песня начинается с «до», то пусть руководит «Снеговик C», если эту песню играем от «ре», то руководить будет "Снеговик D". Так вводятся буквенные обозначения звуков: A B C D E F G H.
Появляются ключевые знаки, значит, например, «Снеговик D» требует, чтобы в мелодии были диезы и т. д. Так постепенно дети осваивают различные тональности. Конечно, можно попросить ребенка самостоятельно найти соответствующие черные клавиши, но т.к. дети при поступлении не отбираются по музыкальным данным, чаще всего такие просьбы все-таки заканчиваются показом ключевых знаков преподавателем. Пока слух не очень развит, лучше оказывать теоретическую помощь в игровой форме.
Как правило, первые музыкальные произведения, осваиваемые ребёнком, - детские песенки.
Например, общеизвестные:
· «Петушок»
· «Тень – тень»
· «Василёк»
· «Как под горкой…»
· «Ах, вы сени…»
· «Во саду ли в огороде…» и т п.
На примере этих песенок можно закрепить понятие тоники в мелодии, использовать в работе выдержанную тонику в басу и интервал квинты для подбора аккомпанемента.
Попросить ребенка взять левой рукой квинту, а правой играть мелодию. Услышав одновременное звучание мелодии и баса, дети приходят в неописуемый восторг. Тут же надо, опираясь на услышанное ребёнком, обратить внимание на важность баса – аккомпанемента.
Постепенно усложняем музыкальный материал, играя на каждом уроке по одной новой песенке в тональностях C, D, E, G (например, «Едет, едет паровоз», «Кукла с мишкой бойко топают»).
Усложняем задания, включая в работу мелодии, начинающиеся с III ступени («Я на скрипочке играю») и с V ступени («Капитан», «Маленькой ёлочке холодно зимой»).
Использование функциональных ступеней в басу
После того как учащиеся справились с поставленными задачами, освоили клавиатуру и определённые тональности, постепенно вводим игру гармонии левой рукой. Для этого нужно поставить левую руку на «Снеговика»–дирижера (на все 5 клавиш) и объяснить, что в аккомпанементе будут участвовать только 3 ноты: под 5, 2 и 1 пальцами. Это I, IV и V ступени, у главного «Снеговика» есть помощники, которые строятся от клавиш, на которых стояли 2 и 1 пальцы. Эти «Снеговики» строятся на IV и V ступенях.
Дети 6 – 7 лет с удовольствием и лёгкостью впитывают всё новое, запоминают названия главных ступеней лада: T; S; D – особенно, если использовать близкие им сказочные образы. Например, тоника – король, субдоминанта – королева, доминанта – принцесса, её имя похоже на мамино, юная принцесса и в мажоре и в миноре всегда радостная (мажорная). Изначально новые понятия вводятся вскользь, ненавязчиво.
Рис.2
Если мы не подскажем, как проще найти IV и V ступени, дети все время будут считать их от I ступени. Это крайне долго и нерезультативно. К тому же важно с первых занятий воспитывать целесообразные аппликатурные навыки.
С первых уроков можно вводить понятие интервалов, использовать их в аккомпанементе к мелодии.
Примером могут быть общеизвестные песенки:
· « Маленькой ёлочке холодно зимой…»
· «Жили у бабуси…»
· «Кузнечик…»
· «Жил был у бабушки…»
· «Перепёлочка»
· «Во поле берёзка стояла…» и т.д.
Понятие T - S - D
В конце первого года обучения вводятся и закрепляются понятия S (субдоминанты) и D (доминанты). Сразу же следует обратить внимание на ступени, на которых строятся эти аккорды, с которыми ученики уже знакомы, привести музыкальные примеры с использованием главных ступеней лада, а также поиграть гармонические обороты (используя только бас):
· T-S-T (I-IV-I)
· T-D-T (I-V-I)
· T-S-D-T(I-IV-V-I)
На эти задания нужно потратить несколько уроков, пока ученик свободно и уверенно не сможет подобрать аккомпанемент к любой песенке, требующей простейшей гармонизации (T, S и D). По сути, ученик уже начинает аккомпанировать, используя звуки главных трезвучий. На данные гармонические обороты можно сочинить мелодию, подобрать несложную песенку, проанализировать гармонию разучиваемой пьесы, а так же использовать в работе гармонизацию гамм, подбор гармонического сопровождения к мелодиям, творческие задания (сочинения).
Сочинение
Наиболее интересным и сложным заданием может быть создание собственной песенки на стихи (или окончания песенки, начало которой сочинено преподавателем). Например, «Наша Таня» (см. рис.3).
Рис.3
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
Эта работа включает несколько этапов, каждый из которых имеет творческий подход. Сначала нужно прочитать стихи, которые сам ребёнок выбирает дома, с необходимой степенью выразительности и ритмической ясности. Следующий этап уже выходит за рамки ритма, так как требует создания мелодии.
Ритмический рисунок озвучивается сначала на двух или трех звуках, после чего можно попробовать записать свое сочинение в нотной тетради.
Итак, такие формы работы, как:
Ø подбор простых мелодий по слуху;
Ø запись ритмического рисунка песенок;
Ø транспонирование лёгких попевок от разных звуков;
Ø игра уже знакомых песенок в других тональностях;
Ø сочинение мелодии и аккомпанемента на различные стихи -
способствуют развитию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти. Закрепление понятия тоника, знание строения мажорной и минорной гамм, умение анализировать движения мелодической линии закрепляется в течение первого и второго года обучения.
1.3.2. Средний этап обучения
На следующем этапе обучения (3 – 4 классы) вводится понятие «трезвучие», включаем в работу аккорды: Т53, S53 D53.
Рис.4
В начале каждого урока, после проигранной гаммы, играем гармонические обороты в тональностях до трёх знаков:
· Т53- S53 - Т53
· Т53 - D53 - Т53
· Т53 - S53 - D53 - Т53
Закрепляем понятия главных ступеней лада разучиванием песен. Особенно интересна учащимся общего курса фортепиано творческая работа с песенниками, в содержание которых входит запись мелодии с буквенным обозначением гармонии.
Игра песен происходит следующим образом: правая рука играет мелодию по нотам, левая – по буквенным обозначениям аккордов (вначале просто по «Снеговикам»). После 3 – 4 проигрываний ребенок должен играть по памяти, а в случае заминки – подбирать по слуху, не заглядывая в ноты. Если «не подбирается», то лучше показать, подыграть, но ноты ребенку не давать. Эта работа способствует не только развитию навыка чтения с листа, но и развитию гармонического и мелодического слуха.
Эффективными в данном случае будут следующие подготовительные упражнения:
Ø Ученик играет бас, преподаватель – мелодию;
Ø Ученик играет мелодию, преподаватель – аккомпанемент;
Ø Ученик играет мелодию и бас одновременно и анализирует гармонию;
Ø Ученик играет аккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя.
Эти упражнения из-за ограничения времени (всего 0,5 ч.) можно чередовать на разных уроках.
На каждом уроке читаем с листа или продолжаем подбирать по одной новой мелодии, используя в работе несложные, знакомые, популярные детские песни:
· А.Спадавеккиа «Добрый жук…»
· П. и М. Хилл «С днём рождения»
· Р.н.п. «Коробейники»
· В. Шаинский «Антошка»
· Г. Гладков «Песенка Львёнка и Черепахи»
· В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»
· Фр.н.п. «Танец утят»
· Р.н.п. «По малину в сад пойдём»
· Е. Крылатов «Песенка Деда Мороза…»
· В. Шаинский «Чему учат в школе» и др.
Когда ребёнок спокойно читает с листа мелодию, может подобрать её по слуху, слышит гармонии, которые предполагаются в сопровождении, использует их в подборе аккомпанемента, можно несколько усложнить задание и ввести в работу обращения трезвучий:
· T53 - T6 - T 64
· S53 - S6 - S 64
· D53 - D6 - D64
Проработать обращения трезвучий главных ступеней лада можно в тональностях до двух-трёх знаков. В качестве примера можно привести следующие упражнения (см. рис.5):
Рис.5
Затем на песенках упражнениях нужно научиться играть аккорды в тесном расположении:
· T53 - S64 - T53
· T53 - D6 - T53
· T53 - S64 - D6 - T53
· T53 - S 64 - D 6 – IV
и закрепить гармонические обороты с последующим применением их на музыкальном материале.
1.3.3. Заключительный этап обучения
И, наконец, на заключительном этапе на основе полученных ранее знаний и навыков вводится понятие септаккорда (D7, М VII 7,Ум.VII 7) и его обращений. На практике можно играть на фортепиано следующие гармонические обороты:
· T53-D65-T53
· T6-S53-D43-T53
· T6-D2-T6
· T53-S64- МVII,7-D65-T53
Для учащихся, хорошо освоивших игру трезвучий с обращениями, введение игры D7 с обращениями не представляет труда, достаточно подсказать, что к знакомому D53 нужно добавить IV ступень. Можно напомнить сказку, рассказанную учащимся на первоначальном этапе. Принцесса Доминанта выросла, стала носить сложное имя Доминантовый септаккорд и приобрела некоторые черты королевы-субдоминанты, взяла ее IV ступень. Как правило, повзрослевшие ученики с удовольствием принимают предложенное им сравнение и с легкостью осваивают новый аккорд.
Умение сыграть и построить септаккорд и его обращения от любой клавиши особенно важно. Это даёт возможность вслушиваться в комплексное звучание, запоминать фоническую окраску аккордов, сделать полноценный анализ музыкального отрывка по музыкальной литературе, сольфеджио, специальности.
Септаккорды прорабатываются устно и письменно, в пении и анализе на слух. Применение их в подборе, гармонизации гамм, отклонениях, модуляции вносят в аккомпанемент наиболее богатое и разнообразное звучание.
Таким образом, за весь период обучения учащиеся закрепляют полученные на уроках сольфеджио и общего фортепиано знания, используя их в разучивании песен с акомпанементом.
Примерный план работы при разучивании песен по цифровкам:
1. Выбираем наиболее понравившуюся песню.
2. Определяем тональность, называем тонику.
3. Читаем с листа мелодию.
4. Учимся отдельно играть мелодию, постепенно запоминая её наизусть.
5. Анализируем гармонию.
6. Играем аккорды или (если это сложно) один бас.
7. Играем мелодию и аккорды одновременно.
Когда песня выучена, можно поработать над аранжировкой, импровизацией, желательно придумать несколько вариантов аккомпанемента. Для этого следует обратить внимание на размер, характер песни, окраску мелодии.
Стили аккомпанемента:
В аккомпанементе могут быть использованы различные музыкальные стили, такие как:
Ø полька;
Ø вальс;
Ø самба;
Ø румба;
Ø рэгтайм и т.д.
Аккомпанемент песни или ансамбля может быть:
Ø в виде аккордов длинными длительностями до смены гармонии;
Ø аккордами, взятыми на каждую долю;
Ø аккордами, взятыми арпеджиато;
Ø в виде разложенных аккордов;
Ø в виде различных арпеджио;
Примерные виды аккомпанемента, используемые в подборе на уроках общего курса фортепиано:
Рис.6
В современном музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей учащихся становится все более актуальной: темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, способных разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Поэтому воспитание способности к творчеству должно стать ведущей задачей современного музыкального образования.
Важнейшее условие для творческого развития учащихся – последовательность и систематичность в применении творческих форм работы, а результат не заставит себя ждать. Задания названы творческими, так как предполагают умение детей комбинировать, импровизировать, сочинять, то есть самостоятельно находить новое выражение своих знаний. Вместе с тем, предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием учителя, который создаёт условия, находит материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности учителя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве учащихся зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности.
Хорошие результаты, при обучении подбору на слух, основам элементарной практической гармонии достигаются не сразу, в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. В результате систематических занятий у учащихся интенсивнее развивается гармонический слух, логическое мышление, приобретаются навыки транспонирования, что способствуют получению органичного музыкального образования.
Данная методическая работа написана для закрепления, облегчения и систематизации с учащимися теоретических понятий элементарной гармонии на основе музыкальных практических примеров.
1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент: Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств. - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2009.
2. Геталова О. Общий курс фортепиано: Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств. - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2009.
3. Геталова О. Обученье без мученья!: Учебное пособие на материале детских песен: - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2008.
4. Геталова О. В музыку с радостью - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2010
5. Криштоп Л. Хрестоматия для развития творческих навыков для чтения с листа. - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2006.
6.Кузнецов. В., Артемьева О., Дубинина С. Подбираю на рояле: учебное пособие для младших классов детских музыкальных школ и школ искусств. - Санкт – Петербург: Изд-во Композитор, 2000.
7. Смирнова Т.И. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации: Издательство ЦДСК, 1994.
8. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский – М.: Амрита, 2010.
Приложение 1
Планирование урока.
1.Организационный момент. Сообщение темы и плана урока. (2 мин.)
2.Основная часть. Развитие профессиональных и творческих навыков игры на фортепиано посредством изучения и закрепления пройденного материала. (Всего 15 мин.)
2.1. Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано, (работа над двигательным аппаратом) (2 мин.)
2.2. Разучивание музыкального произведения по программе.(5 мин.)
2.3. Чтение с листа с анализом.(2 мин.)
2.4. Работа в ансамбле, игра гармонических оборотов.(3 мин.)
2.5. Любое творческое задание:(3 мин.)
Ø подбор;
Ø транспонирование заранее выученной песни;
Ø сочинение мелодии на стихи;
Ø подбор аккомпанемента.
3.Подведение итога учебного занятия. Информация о домашнем задании.(3мин.)
От урока к уроку творческие задания могут меняться в зависимости от цели урока и степени подготовленности учащегося.
Приложение 2.
Примерное распределение творческих заданий по этапам обучения:
Начальный этап:
1 - 2 класс |
Содержание и виды работ на уроках: |
1 класс 1 полугодие |
Подбор простейших мелодий от разных звуков, игра их с аккомпанементом учителя и собственным аккомпанементом на тонике. Игра «Снеговик», буквенные обозначения тональностей в игровой форме. |
2 полугодие |
Тональности: до, фа, соль мажор. В аккомпанементе к мелодиям – тоническая бурдонная квинта. Транспонирование песенок, собственное сочинение мелодий с использованием главных ступеней лада: TSD, закрепление буквенных обозначений тональностей. |
2 класс 1 полугодие |
Тональности до трёх знаков. Аккомпанемент терциями на главных ступенях лада, начальные элементы музыкального анализа на материале простых пьес, гармонизация мажорных и натуральных гамм и мелодий, анализ мелодии или несложной фортепианной пьесы. |
2 полугодие |
Творческие задания на основе пройденного музыкального материала. Каждый урок чтение с листа одной пьесы или песни. |
Средний этап:
3 - 4 классы |
Содержание и виды работы на уроках: |
3 класс 1 полугодие |
Построение трезвучий в тональностях: До, Соль, Ре, Ля мажор, ля, ре, ми - минор. Игра гамм, гармонических оборотов в тональностях до трёх знаков.
|
2 полугодие |
Обращение главных трезвучий лада, построение их в тональностях до трёх знаков, использование обращений трезвучий в работе с песнями.
|
4 класс 1 полугодие |
Работа с песенниками, анализ музыкальных пьес, использование в аккомпанементе простейших фактурных вариантов. Игра гармонических оборотов в тональностях до трёх знаков.
|
2 полугодие |
Транспонирование песен. Творческие задания с использованием обращений тонического трезвучия. Подбор песен с использованием обращений трезвучий главных ступеней лада. Закрепление навыка чтения с листа. |
Заключительный этап:
5 - 7 классы |
Содержание и виды работы на уроках: |
5 класс 1полугодие |
Игра гармонических оборотов с D7, использование септаккорда в гармоническом сопровождении мелодий. |
2 полугодие |
Обращение D7, игра гармонических оборотов, творческие задания: транспонирование, сочинение собственных мелодий с использованием D7. |
6 класс 1 полугодие |
Вводный септаккорд, построение, игра на фортепиано септаккордов, гармонических последовательностей в тональностях до трёх-четырёх знаков. |
2 полугодие |
В аккомпанементе - трезвучия, обращения трезвучий в мажоре и гармоническом миноре, септаккорды, фактурные варианты аккордов. |
7 класс 1 полугодие |
Закрепление полученных навыков, подбор, транспонирование, сочинение мелодий с использованием септаккордов в тональностях до трёх знаков |
2 полугодие |
Работа с песенниками, популярной классической музыкой, анализ исполняемых пьес по специальности, общему фортепиано. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.