Учебно-воспитательный процесс как одна из форм здоровьесбережения школьника
Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20—40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. В связи с эти возникает необходимость поиска резервов в собственной деятельности педагогов с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
Учебно-воспитательным процессом называется целостный процесс развития личности ребенка. Он включает в себя не только образование как передачу некоторых знаний от одного поколения к другому, но и как полноценное развитие нравственной стороны личности, выработку определенных правил и норм поведения.
Важно также отметить, что полноценное и целостное развитие ребенка невозможно, если он болен или страдает физическими недугами. Поэтому к числу функций учебно-воспитательного процесса необходимо отнести и здоровьесберегающую функцию. Выполнение этой функции должно включать в себя ряд мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Среди таких мер можно выделить следующие меры.
Воспитание здорового школьника должно стать составной частью общего воспитания учащихся. Следовательно, здоровьесберегающая функция учебного процесса ложится не только на плечи учителя, но и всего педагогического коллектива школы — от вахтера до директора.
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными на современном этапе. Социально-экономические изменения в обществе, кризисные явления повлекли за собой изменения мотиваций у детей в общеобразовательной деятельности, снижение их творческой активности, изменение социального поведения. Здоровьесберегающие технологии должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников и учителей и всех участников общеобразовательного процесса.
Для этого необходимы следующие условия:
У каждого ребенка необходимо попытаться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки с этой целью.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебном процессе, можно разделить на три основные группы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.