Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, черты сходства и различия
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Взрослым
06.12.2017
Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, черты сходства и различия" посвящена рассмотрению вопросов учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках организации внеурочной работы в образовательных учреждениях. Рассматриваются общие и отличительные черты проектной и исследовательской деятельности обучающихся в системе современного российского образования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся.doc
Учебноисследовательская и проектная деятельность обучающихся,
черты сходства и различия
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов, основоположником
которого считается американский философпрагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, вновь
становится актуальным и в системе современного российского образования. Однако ни в одной
из своих работ он не употреблял понятие «проект» применительно к педагогическому методу,
но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, личным опытом
ребенка и коллективным опытом человеческого общества. С точки зрения ученика самый
большой недостаток общеобразовательной школы происходит от невозможности для него
свободно, в полной мере реализовать приобретенный ранее социальный опыт. С другой стороны
он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Проект − слово иноязычное и происходит от латинского слова «брошенный вперед». В
современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу
значений. Так называют предварительный текст какоголибо документа или какойлибо замысел
или план. Согласно определению В.В. Копыловой «метод проектов – целенаправленная, в целом
самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя,
направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы
и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта».
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. В последние годы он стал
предметом исследования многих дидактов и методистов таких, как В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д.
Чечель, И.И. Сергеев и др.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является
самостоятельность деятельности обучающегося. Самостоятельность определяется, с одной
стороны, имеющейся возможностью самостоятельного выбора пути решения задачи и умения
проявить свои способности в проектной деятельности, с другой стороны, личностной
мотивацией выполнения проекта. Метод проектов всегда предполагает целенаправленное
использование определенной совокупности учебнопознавательных средств, которые позволяют
решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся.
Другой важной стороной деятельности при выполнении учебных проектов является
креативность. Она связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которое
инициирует активную мыслительную деятельность. И.Д. Чечель считает, что современный
учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств
школьников. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным
путям и способам деятельности, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные
потребности и интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует развитие
творческих способностей учащихся. Как отмечает в этой связи Е.С. Полат, метод проектов
всегда связан с использованием широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских
методов, ориентированных, с одной стороны, на практический результат, значимый для ученика,
а с другой – на разработку проблемы целостности, учитывая различные факторы и условия ее
решения.
Технологичность деятельности при выполнении учебного проекта является важной
характеристикой этого метода, так как одной из основных задач старшей ступени школы
является подготовка школьника к профессиональному образованию, к последующей
профессиональной деятельности. Технологичность выражается в организации учебной
деятельности учащихся в соответствии с определенными этапами проектной деятельности. При
этом конструирование учебного процесса строится не столько в логике учебного предмета,
сколько в логике проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Выполнение проекта связано, как правило, с диалогическим характером деятельности.
Диалогичность проявляется как в реализации коллективных форм учебной деятельности,
характерных для выполнения учебных проектов, так и в специфическом характере общения с
преподавателем, который в этом случае выполняет функции консультанта.
В целом ряде работ (Т.Б. Захарова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко, Е.С. Полат и др.)
подчеркивается коллективный характер учебной деятельности при выполнении проектов. Е.С.
Полат считает коллективность деятельности важнейшей чертой выполнения проектов и в этой
связи дает следующее определение учебных проектов: «Учебный проект – это совместная
учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего
результата деятельности».
Практическая направленность проекта обусловлена его ориентацией на решение
практически важной проблемы. Выполненные школьниками проекты должны иметь личностную
или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно
применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо
научить школьников работать самостоятельно, выявлять и решать проблемы, прогнозировать
результаты и оценивать возможные последствия, анализировать различные варианты решения.
Важно, чтобы полученные результаты, новые знания и освоенные способы деятельности имели
реальное практическое применение, иллюстрирующее, где и как они могут пригодиться в жизни.
Интегративность содержания проекта означает необходимость синтеза знаний, способов
деятельности для его реализации, часто с привлечение содержания из других учебных
предметов.
Особенно важен метод проектов в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), который
направлен на формирование у обучающихся умения учиться, способности к организации своей
деятельности – умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
ориентироваться в информационном пространстве,
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками. Именно поэтому организации проектной деятельности обучающихся должно
уделяться первостепенное значение как со стороны педагогов, так и со стороны администрации
образовательной организации.
К тому же в требованиях ФГОС ООО и примерной основной образовательной программе
основного общего образования (далее – ООП ООО) предусмотрена программа учебно
исследовательской и проектной деятельности, в которой особое значение отведено защите
итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимися самостоятельно с целью
достижения освоения содержания отдельных областей знаний или видов деятельности.
Однако, исходя из опыта образовательной практики, педагоги часто понимают под
проектной деятельностью учебноисследовательскую деятельность, имеющую как общие, так и
различные специфические черты.
К общим чертам учебноисследовательской и проектной деятельности можно отнести:
• цели и задачи;
• структуру, включающую следующие компоненты: анализ актуальности проводимого
исследования; целеполагание, формулировку задач; выбор средств и методов обучения;
планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение исследовательских
и проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования; представление результатов;
•
компетентность в выбранной теме исследования,
творческую активность,
организованность, целеустремлённость, высокую мотивацию, креативность;
• возможность реализации в урочной и внеурочной деятельности, что обеспечивает их
интеграцию, стержнем которой выступает системнодеятельностный подход как принцип
организации образовательной деятельности в основной школе. Специфические черты различия заключаются в том, что учебноисследовательская
деятельность включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и
предусматривает последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых
предположений.
Проектная деятельность направлена на получение конкретного запланированного
результата − продукта, обладающего определёнными свойствами, необходимого для
конкретного использования.
Поэтому учителю важно понимать, что проект – это, прежде всего форма организации
практической деятельности, направленная на получение конкретного продукта.
Однако учителя не всегда используют метод проектов при организации урочной и
внеурочной деятельности. Задача же учителя заключается в том, чтобы действовать системно,
обеспечивая развитие самостоятельности и исследовательских компетенций обучающихся.
Поэтому элементы проектной деятельности необходимо включать в образовательную
деятельность, которая способствовала бы овладению способами действий и реализации
проектного метода. Примером таких могут быть самостоятельная работа обучающихся,
выполнение практических работ, экскурсий, выступление обучающихся на «круглых столах»,
семинарах,
учебных
экспериментов, решение задач проектного и исследовательского характера, которые нашли
отражение в учебнометодических комплектах нового поколения.
научнопрактических конференциях,
проведение наблюдений,
При работе по методу проектов большое значение имеет использование информационных
технологий, позволяющих сделать образовательную деятельность более насыщенной,
увлекательной и интересной. Поэтому очень важно внедрение в образовательную деятельность
цифровых лабораторий, которые позволяют существенно сократить время на организацию и
проведение работ, повышают точность и наглядность проводимых экспериментов,
предоставляют практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных
данных. Они мобильны и предназначены для проведения лабораторных и практических работ,
как в помещении, так и в полевых условиях.
Таким образом, организация проектной деятельности во многом основано на формировании
индивидуальной образовательной траектории в процессе его выполнения обучающимися,
которая является результатом практического взаимодействия учеников с образовательной
средой и основана на реализации индивидуальных интересов, мотивов, выбранных самим
школьниками действий поступков. Как следствие она связана с личностным ростом школьника,
развитием его познавательного интереса, углубленным изучением учебного материала, а также
профессиональным самоопределением.
1. Дж. Дьюи. Демократия и образование. Пер. с англ. – М.: ПедагогикаПресс, 2000. − 384с.
2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы / Отв. редактор
Курнешова Л.Е. – Сайт: http://www.mosedu.ru.
Литература
3. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М.,
2000. – 6с.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, черты сходства и различия
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, черты сходства и различия
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, черты сходства и различия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.