Технологическая карта урока по биологии по новым стандартам ФГОС на тему "Возникновение жизни на Земле. Происхождение человека". На уроке необходимо выполнить следующие задачи:познакомить обучающихся с различными взглядами на возникновение жизни на Земле, продолжить формирование материалистических представлений о возникновении жизни на нашей планете
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН ЗАНЯТИЙ) № __15__
Дисциплина_________________ Биология_____________________________________
___________________________________________________________Группа___________
Дата______________
Тема занятия__Возникновение жизни на Земле. Происхождение человека_____________
Вид занятия___урок____________________________________________________________
Тип занятия __Урок открытия нового знания ____ ________________________________
Планируемые образовательные результаты: Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.15,
Цели занятия:
Дидактическая, познакомить обучающихся с различными взглядами на возникновение
жизни на Земле, продолжить формирование материалистических представлений о
возникновении жизни на нашей планете,
Воспитательная – воспитать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения
по той или иной проблеме. Пробудить у обучающихся интерес и позитивное отношение
к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновение
жизни на Земле
воспитание уважительного отношения к окружающему миру, культуры общения
Развивающая
развития живых организмов
интеллектуальные способности
знания в решении учебных и жизненных
задач.
лекции, работать со схемами, текстом учебника, анализировать, делать выводы.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: экология, биология (школьный курс), химия (школьный курс)
обеспечиваемые: экологические основы природопользования
продолжить формирование мировоззрения на примере______
, развивать общеучебные умения и навыки, а также
я применять
Развитие умений конспектировать
ние умени
об уча
ю щихся
; формирова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия: __П15 «Человеческие расы», П17 «История жизни на Земле» __
Б. Раздаточный материал ____________________________________________________
В. Технические средства обеспечения _ компьютер, мультимедийное оборудование ,
презентация «Возникновение жизни на Земле» , видеофильм «Происхождение жизни на
Земле.»
________________________________________________________________________
Г. Учебные места (для практических занятий, лабораторных)_________________________
Основные источники:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология. 10кл. – М.: Дрофа2014
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др... Общая биология. 11кл. – М.: Дрофа2014
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Биология 10 класс М.:Просвещение 2012
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Биология 11 класс М.:Просвещение 2012
1.
2.
3.
4.
5. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Дополнительные источники:
6. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. идр.Биология. В 2х частях. – М.:Просвещение2012
7. Беляев Д.К., Бородин П.М. Общая биология 1011кл. М.: Просвещение, 2011.
8. Правовые акты: ФЗ «Об охране окружающей среды»
9. Конституция РФ
1Ном
ер
этап
а,
врем
я
1
2
3
Содержание и ход занятия
Этапы занятия, дидактические единицы, формы,
методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия
Организационный момент:
1.1 Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности
Предварительная организация класса: проверка отсутствующих, внешнего
состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной,
деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к изучению материала
1.2 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия
Преподаватель: Вопросы о происхождении жизни на Земле и о возникновении самой
Земли всегда волновали Человечество. Являясь вечными и глобальными, эти
проблемы и сегодня далеки от решения. Мы располагаем доказательством эволюции
органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем
только предполагать.
(Приемы: привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов
обучения)
Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий,
задач т.д.)
2.1 Мотивация (Создание учебнопроблемной ситуации, вводящей обучающихся в
предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Формулировка основной
учебной задачи).
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ
учебного фильма «Возникновение жизни на Земле»)
Вопросы:
Как вы думаете, реальна ли картина, которая изображена в этом фильме?
Что такое жизнь?
Приемы выделение ключевых понятий, диалог, подводящий к теме урока, к
формулированию цели и задач
Форма организации – групповая.
2.2 Повторение изученного материала для новой темы
На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование.
Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выяснение
причинноследственных связей между неживой природой и расселением живых
организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование
темы урока.
Методы: индивидуальный контроль
Приемы контроля: индивидуальный оценочный.
Формы организации: групповая
Средства: карточки с вопросами
Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства
обеспечения занятия по каждому пункту плана)
План темы:
1. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле
2. Современные взгляды на возникновение жизни.
3. Положение человека в системе животного мира.
4. Стадии эволюции человека.
2
Образовательн
ые результаты,
формируемые
на
соответствую
щем этапе
занятия
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.4
5
6
7
5. Современный этап эволюции человека
Форма организации: групповая
Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы, объяснение
преподавателя, рассказ, объяснительно иллюстративный метод
Средства обучения :учебнонаглядные пособия (схемы),технические средства
обучения и автоматизированные системы обучения
Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства
обеспечения)
Форма организации: индивидуальная
Вид контроля: текущий. Методы контроля: устный опрос.
Средства обучения: учебнонаглядные пособия (схемы)
Вопросы и задания для фронтального опроса:
1. Кто сформулировал космогенную теорию жизни.
2. Где зародилась жизнь?
3. Какое место занимает человек в системе животного мира?
4. Перечислите стадии развития человека
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства
обеспечения)
Вид контроля: текущий. Методы и приемы: устный опрос
Формы организации: групповая,
Средства обучения: учебнонаглядные пособия (схемы)
Заполните кластер. Какие вы узнали теории возникновения жизни
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Теории возникновения
жизни
Итоговая рефлексия:
Самооценка собственной деятельности обучающихся.
Обучающиеся дают самооценку своей работе, ответив на вопросы:
1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Каким способом?
4. Какие результаты получили?
5. Что нужно сделать еще?
6. Где можно применить?
Формы организации: индивидуальная
Преподавателем соотносится цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется
степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности, озвучиваются
результаты контроля.
Задание на дом
1.Выучить конспект.
2. Выписать основные термины в биологический словарь.
3. Познакомиться с материалом учебника: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая
биология. 10кл. – М.: Дрофа2014
Заключительная часть занятия
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
Л. 4, 5,
6,7,9,11,12
3Подведение итога урока. Выставление оценок и их комментирование:
оценка качества работы каждого работающего на уроке студента;
лучшие студенты сегодняшнего урока;
ошибки в работе обучающихся.
Подпись преподавателя: ______________/Курсакова С.Н./
М.1,2,3,4,5,
6,7 П.15.
45