В начале ХХ в. наметился новый передел мира. Если в предыдущие века властители еще имели возможность делить между собой ничейные территории Нового Света, то к началу века свободных (с точки зрения европейских колонизаторов) земель практически не осталось. Исключение составляли Афганистан и Эфиопия, оказавшиеся им не по зубам.
Разработчик:
Иваненко О.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ БМК«Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБПОУ БМК
______________ С.А. Черемных
«29» июня 2016 г.
Комплект контрольноизмерительных материалов
по общеобразовательной учебной дисциплине
ОУД.04 обществознание
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО
34.02.01 Сестринское дело
базовой подготовкиБратск, 2016г.Рассмотрено и одобрено на
заседании ЦМК №1
Протокол № 9
от «06» мая 2016 г.
Председатель ЦМК Иваненко О.Н.
РАССМОТРЕНО:
Педагогическим советом
Протокол №4
от «29» июня 2016 г.Комплект контрольноизмерительных материалов разработан с учетом:
Требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего
профессионального образования 2014 года по специальности 34.02.01
Сестринское дело квалификация медицинская сестра / медицинский брат
рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
Обществознание;
локального нормативного акта «Положение о формировании фонда
оценочных средств» ОГБПОУ БМК;
плана учебного процесса.
Организацияразработчик:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Братский медицинский колледж»
Разработчики:
Иваненко О.Н. преподаватель высшей квалификационной категории
ОГБПОУ БМК
Эксперты:
Парфенова Н.Р. – методист «Братский целлюлознобумажный колледж»
ФГБОУ ВО «БрГУ»СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт комплекта контрольноизмерительных материалов
2
Результаты освоения общеобразовательной учебной
дисциплины, подлежащие проверке
3 Оценка освоения общеобразовательной учебной дисциплины
4 Контрольнооценочные материалы (КОМ) для аттестации по
общеобразовательной учебной дисциплине
5 Лист согласования
Приложения
стр
5
7
11
24
29
301 Паспорт комплекта контрольноизмерительных материалов
При освоении общеобразовательной учебной дисциплины Обществознание
обучающийся должен достигнуть следующих результатов:
личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на
роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические
ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных,
общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
государственных,
общественных,
метапредметных:
М 1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
М 2 владение навыками познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;М 3 готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках социальноправовой и экономической информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
М 4 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
М 5 умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
М 6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М 7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
предметных:
П 1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П 2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П 3 владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
П 4 сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
П 5 сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
П 6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
П 7 сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
Формой аттестации по общеобразовательной учебной дисциплине
является дифференцированный зачет2 Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины,
подлежащие проверке
2.1 В результате аттестации по общеобразовательной учебной дисциплине
осуществляется комплексная проверка следующих результатов.
Таблица 1 – Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Форма контроля и
Результаты обучения:
Показатели оценки
оценивания
личностные, метапредметные,
результата
предметные
Личностные:
− сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития общественной науки и
практики, основанного на диалоге
культур,а также различных форм
общественного сознания,
осознание
своего места в поликультурном мире;
российская
−
гражданская
идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности
уважение
перед
государственных символов
(герба,
флага, гимна);
Родиной,
− гражданская позиция в качестве
активного и ответственного члена
российского общества,
осознающего
свои конституционные права и
обязанности,
уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие,
гуманистические и демократические
ценности;
− толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
нем
взаимопонимания, учитывая позиции
всех участников, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
эффективно разрешать конфликты;
достигать
в
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
бесед, дискуссии;
Умение ясно и четко выражать
мысли, аргументировать ответ,
приводить примеры из жизни
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ
Умение ясно и четко выражать
мысли, аргументировать ответ,
приводить примеры из жизни
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка
творческих заданий;
работы
Умение ясно и четко выражать
мысли, аргументировать ответ,
приводить примеры из жизни
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Умение работать в группе
− готовность и способность к
саморазвитию и самовоспитанию в
Реализации планов
деятельности;
оценка результатов
написания эссе;к
соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
самостоятельной,
общества,
творческой
ответственной
деятельности; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
и
общественной деятельности;
профессиональной
и
отношение
осознанное
−
к
профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
Метапредметные:
М 1 умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять планы
самостоятельно
деятельности;
осуществлять,
и
деятельность;
корректировать
использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
контролировать
М 2 владение навыками познавательной,
учебноисследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных
наук, навыками разрешения проблем;
способность
к
самостоятельному поиску методов
решения
задач,
применению различных методов
познания;
практических
готовность
и
М 3 готовность и способность к
самостоятельной
информационно
познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных
источниках социальноправовой и
информации,
экономической
критически
и
оценивать
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
Самооценка учащимися
собственной деятельности;
оценка результатов устного
опроса, бесед, дискуссии;
Выполнения
проблемных заданий
учащимися
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка
творческих заданий;
работы
Рефлексии;
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка результатов
дифференцированного
зачета;
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка результатов
дифференцированного
зачета;
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;интерпретировать
получаемую из различных источников;
информацию,
М 4 умение использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики,
техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
норм
информационной безопасности;
этических
норм,
М 5 умение определять назначение и
функции различных
социальных,
экономических и правовых институтов;
М 6 умение самостоятельно оценивать и
определяющие
принимать решения,
стратегию поведения,
с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
М 7 владение языковыми средствами:
умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать
адекватные
средства,
понятийный аппарат обществознания;
языковые
Предметные:
П 1 сформированность знаний об
обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;
Реализации планов
деятельности;
Умение работать с
информационными
источниками;
Верность выполнения задания
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
Умение ясно и четко выражать
мысли, аргументировать ответ,
приводить примеры из жизни
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Умение выстраивать диалог,
выслушивать участников
группы
Самооценка учащимися
собственной деятельности;
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
оценка выполнения
учащимися
проблемных заданий
оценка выполнения
письменных работ с
открытыми
вопросами.
оценка составления
таблиц (схем);
оценка выполнения
индивидуальных
заданий (рефератов и
т.д.);
оценка результатов
дифференцированногоП 2 владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук;
зачета;
оценка результатов
дифференцированного
зачета;
Самооценка учащимися
собственной деятельности;
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
П 3 владение умениями выявлять
причинноследственные,
функциональные,
иерархические и
другие связи социальных объектов и
процессов;
Умение принимать решение
при изучении проблемных
заданий
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
Умение составлять
СЛС
П 4 сформированнность представлений
об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
Самооценка учащимися
собственной деятельности;
Реализации планов
деятельности;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
написания эссе;
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
П 5 сформированность представлений о
методах познания социальных явлений и
процессов;
Умение грамотно выстраивать
ответ;
оценка
социальной жизни;
явлений
П 6 владение умениями применять
полученные знания в повседневной
жизни,
прогнозировать последствия
принимаемых решений;
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Верность выполнения задания
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;
П 7 сформированность навыков
оценивания социальной информации,
умений поиска информации в
источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
Умение ясно и четко выражать
мысли, аргументировать ответ,
приводить примеры из жизни
Умение отстаивать свою
позицию, грамотно
выстраивать ответ;
Умение выстраивать диалог,
выслушивать участников
группы
оценка результатов
устного опроса, бесед,
дискуссии;2.2 Требования к портфолио (для проверки личностных результатов)
3 Оценка освоения общеобразовательной учебной дисциплины
3.1 Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат результаты, предусмотренные требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
специальности СПО по дисциплине Обществознание.Таблица 2 – Контроль и оценка освоения общеобразовательной учебной дисциплины по темам (разделам)Элемент учебной
дисциплины
Форма контроля
Введение
Фронтальный устный опрос
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Формы и методы контроля
Форма контроля
Проверяемые
метапредметные
и предметные
результаты
Форма
контроля
Проверяемые
метапредметные
и предметные
результаты
Проверяемые
метапредметные
и предметные
результаты
М1,М2,М3,М4,М5
,М6, М7
П1,П2,П3,П4,П5,
П6, П7
М2,М3,М5,М6,
М7
П1,П2,П3,П4,П5,
П6, П7
М2,М3,М5,М6,
М7
П1,П2,П3,П4,П5,
П6, П7
М2,М3,М5,М6,
М7
П1,П2,П3,П4,П5,
П6, П7
Раздел 1 Начала
философских и
психологических
знаний о
человеке и
обществе
Модуль 1.1
Природа
человека,
врожденные и
приобретенные
качества
Тема 1.1.1
Происхождение и
природа человека
Тема 1.1.2
Познавательная
деятельность
человека
Тема 1.1. 3 .
Истина и ее
Фронтальный устный опрос
Фронтальный устный опрос
Фронтальный устный опрос
Историческое сочинение
М2,М3,М4
П3,П4,П54 Контрольнооценочные материалы (КОМ) для аттестации по учебной
дисциплине
4.1 Формы и методы контроля
Для текущего контроля используются следующие формы и методы:
устный опрос;
выборочное сообщение;
беседа;
самостоятельная работа
Контрольнооценочные материалы для текущего контроля с эталонами
ответов см. Приложение А.
Для рубежного контроля используются следующие формы и методы:
контрольная работа;
тестовая работа;
семинар;
решение задач:
составление кроссворда
Контрольнооценочные материалы для рубежного контроля с эталонами
ответов см. Приложение Б.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный
зачет.
Контрольнооценочные материалы для промежуточной аттестации с
эталонами ответов см. Приложение В.
Все материалы приложений должны соответствовать формам и методам
контроля, представленным в таблице 2.5 Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КИМ на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КИМ на 20152016 учебный год по
дисциплине Обществознание
В комплект КИМ внесены следующие изменения: изменены формы контроля и
дополнены новым тестовым материалом.
Дополнения и изменения в комплекте КИМ обсуждены на заседании ЦМК №1
«Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины»
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ЦМК ________________ /О.Н. Иваненко/