Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"
Оценка 4.8

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Оценка 4.8
Лабораторные работы +1
docx
биология
Взрослым
14.04.2017
Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"
УМК предназначено для студентов медицинского колледжа. Учебно-методический комплекс содержит теоретический базовый материал по теме "Физиология микроорганизмов", методические указания для выполнения практических занятий по темам: "Питательные среды", "Культуральные свойства микроорганизмов. Питательные среды", "Выделение чистой культуры микроорганизмов", "Биохимические свойства микроорганизмов", задания для письменного контроля студентов по темам.
УМК физиология микроорганизмов Microsoft Office Word.docx
ГБОУ  СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА РОССИИ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС   ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Физиология микроорганизмов» 060501 Сестринское дело II а курса Составил:   Ермакова Л.И. Протокол № ____  от _________ Руководитель ЦМК специальные и общепрофессиональные  дисциплины по специальности Лабораторная диагностика  ______ /Пономарева М.Н./ Методист ________  /Горина Л.Ю../ Дата _____________________ Пояснительная записка                 Учебно­методический   комплекс   теоретического   и   практического занятий   по   теме:   «Физиология   микроорганизмов»   составлен   в   соответствии   с рабочей программой по ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии  на основе ФГОС.        Цель создания УМК:  представить материал для изучения   студентами теоретических вопросов, для выполнения  практических заданий, а также заданий для  самостоятельной работы, что способствует формированию и контролю общих компетенций.  Содержание занятий: 1. Теоретическое  занятия по теме «Физиология микроорганизмов» (2ч) 2. Практические занятия по темам: «Питательные среды» (2ч); «Культуральные   Методы   посева»   (2ч);   «Выделение   чистой свойства   микроорганизмов.   культуры. Биохимические свойства» (2ч) 3. СРС по теме  (1ч)         Всего 9 часов СОДЕРЖАНИЕ: 1. Выписка из рабочей программы. 2. Выписка из календарно тематического плана. 3. Контроль и оценка  результатов освоения темы, развитие общих компетенций. 4. Технологическая карта теоретического занятия. 5. Теоретический базовый материал для студентов. 6. Технологическая карта практического занятия. 7. Методические указания для студентов по теме: «Питательные среды». 8. Дидактический   раздаточный   материал   к   практическому   занятию     по   теме: «Питательные среды». 9. Технологическая карта практического занятия. 10. Методические указания   для студентов по теме: «Культуральные свойства микроорганизмов. Методы посева». 11. Дидактический   раздаточный   материал   к   практическому   занятию     по   теме: «Культуральные свойства  микроорганизмов.  Методы посева». 12. Технологическая карта практического занятия. 13. Методические   указания     для   студентов   по   теме:   «Выделение   чистой культуры. Биохимические свойства». 14. Дидактический   раздаточный   материал   к   практическому   занятию     по   теме: «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства». 15. Задания   для   письменного   контроля   студентов   по   темам:   «Питательные   «Культуральные   свойства   микроорганизмов.   Методы   посева», среды»,   «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства».  Литература. 16. №  п/п 1 2 Наименование разделов и тем Уровень усвоения Количество часов 2 Морфология  и физиология  микроорганизмов. Студент должен знать: химический состав бактерий;  строение  бактериальной клетки, дыхание, питание,  размножение,  питательные среды 3 Теория 40 часов 2 4 2 Календарные сроки изучения темы Вид и метод занятия 5 6 Комбинированное. Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов. Опрос. Демонстрация Выписка из календарно­тематического плана №  п/п Наименование разделов и тем Уровень усвоения Количество часов Календарные сроки изучения темы Вид и метод занятия 1 4 5 6 2 3 Практика 40 часов Питательные среды. Студент должен уметь:  ­ готовить питательные среды. Культуральные свойства  микроорганизмов. Методы посева. Студент должен уметь: ­делать посевы на питательные среды;. ­ читать культуральные свойства  микроорганизмов  с целью их  идентификации. Выделение чистой культуры.  Биохимические свойства. Студент должен уметь:  ­выделять  чистую культуру; ­ читать биохимические свойства  микроорганизмов. 2 2 2 4 2 2 2 5 6 Усвоение знаний, умений, демонстрация. Элементы исследовательской работы. Тестовые работы. Усвоение знаний, умений, демонстрация. Элементы исследовательской работы. Тестовые работы. Усвоение знаний, умений, демонстрация. Элементы исследовательской работы. Тестовые работы. Общие и Оснащение Самостоятельная работа обучающихся Междисциплинарные связи (дисциплина, модуль, тема занятия) профессиональные занятия: наглядные компетенции  пособия, технические средства обучения 7 8 Задания на дом Внеаудиторная самостоятельная работа 9 Повторение 10 11 Самостоятельной работы 20 часов (теория) ОК 1 ОК 3          ОК 4 ОК  6  ПК 2.5 Таблицы «Формы  бактерий» и  «Мир  микробов». Ст.14­19 Конспект СРС­ 1часа. Подготовить презентацию по  теме Латинский язык, гигиена, инфектология, терапия  Общие и профессиональны е компетенции  Оснащение занятия: наглядные пособия, технические средства обучения Самостоятельная работа обучающихсяМеждисциплинарные связи (дисциплина, Повторение модуль, тема занятия) Задания на дом Внеаудиторная самостоятельная работа 8 9 10 11 Самостоятельной работы 20 часов Методические указания. Питательные среды. Культура микроорганизмов. Чашки. Петри, пробирки, плитка.. Методические указания.  Культура микроорганизмов.  Чашки Петри, петли,  спиртовки, спички. Стр.94­107  Инфектология Стр.107­111  ПМ 04 Методические указания.  Биохимические ряды. Стр.111­118 . ПМ 04 Инфектология 7 ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ПК 2.5 ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ПК 2.5 ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ПК 2.5 Выписка из рабочей программы Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения Общие и профессиональны е компетенции 1 Раздел 1 Тема 1.1 Классификация,  морфология и  физиология  микроорганизмов 2 Основы микробиологии Содержание учебного материала: Понятие о микроорганизмах. Классификация и систематика  микроорганизмов.  Грибы и постейшие: особенности морфологии и жизнедеятельности. Вирусы: признаки, формы существования, строение вириона,  особенности жизнедеятельности. Прокариоты, их признаки. Химический состав бактерий. Бактерии: виды, строение бактериальной клетки. Метаболизм микробной клетки (питание, дыхание, рост и размножение). Практические занятия: 1. Знакомство с микробиологической лабораторией.  2. Изучение морфологии микроорганизмов. 3. Питательные среды. 4. Культуральные свойства  микроорганизмов. Методы посевов. 5. Выделение чистой культуры. Биохимические свойства. Тематика самостоятельной работы обучающихся: ­ физиология микроорганизмов; ­ методы обнаружения микроорганизмов;  ­ морфология бактерий; ­ вирусы – неклеточная форма существования жизни; 3 63 8 10 9 4 1 1 2 2 2 3 3 2 3 3 3 3 ОК1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ПК 2.5 ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ПК 2.5 ­ грибы – особенности морфологии и жизнедеятельности; ­ простейшие – особенности морфологии и жизнедеятельности. Общие   и  профессиональные  компетенции:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК.6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством. ПК.2.5  Соблюдать   правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. Результаты освоения  общих и профессиональных компетенций Результаты освоения общих компетенций Основные показатели оценки результатов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к  ней устойчивый интерес ­демонстрация  интереса к  будущей профессии,  междисциплинарные связи с  профессиональными  модулями. Формы и методы контроля и оценивания  ­ экспертные  наблюдения и оценка  практических   занятиях и во время  опроса на  теоретических   занятиях. ­экспертные  наблюдения на  практических занятиях (оценка правильности  решения).  ­ экспертные  наблюдения (оценка  дополнительного  материала, сообщений,  презентаций). ­ решение стандартных и  нестандартных (ситуационных) задач  при выполнении заданий ­ нахождение и использование   информаций для выполнения  поставленных задач, личного  развития,  ­ использование различных  источников информации, в том числе Интернет­ресурсы. ОК 3.Принимать решения в стандартных и  нестандартных  ситуациях и нести за них  ответственность ОК 4. Осуществлять  поиск и использование  информации,  необходимой для  эффективного  выполнения  профессиональных задач, профессионального и  личностного развития деятельности ОК 6. Работать в  ­ коммуникабельность при  ­ экспертное взаимодействии с  обучающимися,  преподавателями. наблюдение и оценка  на практических  занятиях. ­ соблюдать правила  пользования оборудованием и  изделиями медицинского  назначения. ­ экспертное  наблюдение и оценка  на практических  занятиях. коллективе и команде,  эффективно общаться с  коллегами,  руководством. ПК 2.5. Соблюдать   правила использования  аппаратуры,  оборудования и изделий  медицинского  назначения в ходе  лечебно­ диагностического  процесса ГБОУ  СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РОССИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗОВЫЙ МАТЕРИАЛ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ   ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Физиология микроорганизмов» 060501 Сестринское дело IIа курса 2014­2015 уч.год ТЕМА: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ» План 1. Питание микробов. 2. Дыхание микроорганизмов. 3. Рост и размножение микробов. 4. Образование микроорганизмами пигментов, фотогенных и ароматических веществ. 5. Ферменты бактерий. 6. Культивирование бактерий. Физиология    изучает   жизненные   функции   микроорганизмов:   питание, дыхание,   рост   и   размножение.   В   основе   физиологических   функций   лежит непрерывный обмен веществ (метаболизм). 1. Питание микробов. По типу питания микробы делятся на автотрофы и гетеротрофы.  Первые способны   синтезировать   сложные   органические   вещества   из   простых неорганических соединений.  Гетеротрофы     для   своего   роста   и   развития   нуждаются   в   готовых органических   соединениях.   Гетеротрофы     представляют   обширную   группу микроорганизмов, среди которых различают сапрофитов и паразитов. Большинство   микробов,   вызывающих   заболевание   у   человека,   являются гетеротрофами. В их число входят патогенные и условно­патогенные виды. Среди них выделяют облигатные и факультативные паразиты. Облигатные   паразиты    способны   существовать   только   внутри   живой клетки   (риккетсии,   хламидии,   микоплазмы,   вирусы,   некоторые   простейшие). Факультативные  паразиты   могут  жить  как  вне, так  и  внутри  живой  клетки (микробы дизентерии, гонококк и др.) 2. Дыхание микроорганизмов.  Дыхание  (или   биологическое   окисление)   –   сложный   процесс, сопровождающийся   выделением   энергии,   необходимой   для   жизнедеятельности микробов.   Все   микробы   по   типу   дыхания   можно   разделить   на   три   основные группы: ­ облигатные (строгие) аэробы (микрококки, туберкулезные бактерии и др.) Они могут расти только при наличии кислорода; ­ облигатные (строгие) анаэробы (возбудители газовой гангрены, столбняка и ботулизма).  Они могут расти только при полном отсутствии кислорода; ­  факультативные  анаэробы  (большинство   сапрофитов   и   патогенных микробов). Они растут как в присутствии, так и в отсутствии кислорода. 3. Рост и размножение бактерий. Рост  –  это   увеличение   размеров   отдельной   особи.  Размножение  –   это увеличение числа особей в популяции. В результате роста и размножения микробов происходит   увеличение   их   биомассы.   Бактерии   размножаются   делением. Актиномицеты и грибы размножаются спорами. Дрожжи размножаются почкованием. На   жидких   средах   рост   бактерий   характеризуется   образованием  пленки  на поверхности, равномерного помутнения, либо осадка.  На   плотных   питательных   средах   бактерии   образуют   скопления   клеток, называемые  колониями. Образуемые колонии бывают округлой формы с ровными или  неровными  краями  различной  консистенции   и  цвета,  зависящего   от  пигмента бактерий   (синий,   кроваво­красный,   желтый).   Различают   два   вида   колоний: шероховатые   с   неровными   краями   (R­   форма)   и   гладкие   с   ровными   краями   (S­ форма). 4.   Образование   микроорганизмами   пигментов,   фотогенных   и ароматических веществ. В   процессе   обмена   веществ   микробы   способны   вырабатывать   пигменты, фотогенные и ароматические вещества.  Пигменты могут иметь различный цвет: синий, желтый, красный и др. Сине­зеленый   пигмент   образует   синегнойная   палочка   –   микроб,   нередко обнаруживаемый на перевязочном материале, снятом с загрязненной раны. Желтые пигменты продуцируют сарцины и стафилококки. Красные   пигменты   вырабатывают   некоторые   актиномицеты,   дрожжи, бактерии. Некоторые   микробы   в   процессе   жизнедеятельности   образуют   вещества, способные при соединении с кислородом воздуха светиться. Светящиеся микробы названы фотогенными.   5. Ферменты  бактерий Ферменты  –  биологические катализаторы, высокомолекулярные вещества белковой   природы,   вырабатываемые   живой   клеткой.   Ферменты   играют   важную роль в обмене веществ микроорганизмов. Различают: ­ эндоферменты ­  локализуются в цитоплазме клеток; ­ экзоферменты – выделяются в окружающую среду. Ферменты  агрессии  разрушают   ткань   и   клетки,   обуславливая   широкое распространение микробов и их токсинов в инфицированной ткани. Биохимические свойства бактерий определяются составом ферментов: ­ сахаролитические – расщепление углеводов; ­ протеолитические – расщепление белков, ­ липолитические – расщепление жиров. Ферменты   являются   важным   диагностическим     признаком   при идентификации микроорганизмов. 6.  Культивирование бактерий Для культивирования (выращивания)  микроорганизмов  необходимы особые субстраты – питательные среды. На них микробы осуществляют все жизненные процессы   (питаются,   дышат,   размножаются   и   т.д.)     На   питательных   средах микроорганизмы при размножении образуют определенной морфологии колонии, что определяет их культуральные свойства. Среды различают: 1) по консистенции – плотные, полужидкие и жидкие; 2)по составу – простые и сложные; 3) по источнику – естественные  (натуральные)  и синтетические   (искусственные);   4)   по   назначению   –   специальные,   элективные, дифференциально­диагностические, транспортные (консервирующие),  обогащения (накопления). Плотные  и полужидкие питательные среды готовят из жидких,  которым для получения среды нужной консистенции  прибавляют агар­агар или желатин. Естественные   среды   готовят   из   продуктов   растительного   и   животного происхождения  (на основе мяса, молока, рыбы и др.). Искусственные среды готовят из   определенных   химически   чистых   органических   и   неорганических   соединений, взятых в точно указанных концентрациях. Простые   питательные   среды   (МПА,   МПБ)     применяют   для   выращивания многих   бактерий.   Сложные   питательные   среды   готовят,   прибавляя     к   простым средам кровь, сыворотку, углеводы и др. вещества. Определенные   виды   бактерий   выделяют   на   элективных   (избирательных) средах. Дифференциально­диагностические   среды   позволяют   отличить     один   вид микробов   от   другого   по   ферментативной   активности     (Среды   Гисса,   которые содержат   индикатор   и   углеводы.     При   росте   микроорганизмов,   расщепляющих углеводы, изменяется цвет среды.)  Консервирующие   предназначены   для   первичного   посева   и   транспортировки исследуемого материала. Специальные среды служат для выделения микроорганизмов, не растущих на простых средах. Питательные среды должны быть стерильными, иметь определенные значения рН,  окислительно­восстановительного потенциала, осмотического давления. Контрольные вопросы 1. Какие типы питания различаются у микроорганизмов? 2. Как осуществляется транспорт  питательных  веществ в микробную клетку? 3. Как различаются микроорганизмы по типу дыхания? 4. Какими способами  осуществляется размножение бактерий? 5. Как классифицируются питательные среды? 6. Какой тип среды используется для транспортировки микроорганизмов? 7. Назовите   тип   питательной   среды,   который   используют   для   изучения биохимических свойств бактерий. Самостоятельная работа студентов  ­ 1 час Приготовить презентация по теме : «Физиология микроорганизмов»: ­ культивирование микроорганизмов; ­ биохимические свойства микроорганизмов; ­ выделение чистой культуры микроорганизмов. ГБОУ СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РОССИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ   ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Питательные среды» 060501 Сестринское дело IIа курса                                                                        2014­2015 уч.год Методические указания к практическому занятию  Тема: «Питательные среды» Цель занятия: научиться готовить питательные среды для культивирования  микроорганизмов. После выполнения практической работы студенты должны уметь:   ­ готовить питательные среды.   Студенты должны знать:  ­ правила работы в микробиологической лаборатории; ­ назначение питательных сред; ­ классификацию питательных сред; ­способы разлива питательных сред; ­ требования предъявляемые к питательным средам. Практическая работа способствует формированию следующих  компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития.  ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством. ПК 2.5.  Соблюдать  правила использования аппаратуры, оборудования и изделий  медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. План занятия I. Входной контроль II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме. III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль. Ход занятия. I. Ответьте на вопросы: 1. Каким требованиям должны удовлетворять питательные среды? 2. Как классифицируют среды по исходным компонентам? 3.Какие вещества служат для уплотнения сред? 4.Какие   среды   являются   простыми   или   общеупотребительными   и   для   чего   их применяют? 5.Какие среды называют сложными, что служит их основой? 6.Какие   среды   позволяют   получить   преимущественный   рост   одних   микробов   при одновременном подавлении других? 7.На каких средах изучают ферментативную активность микробов? II.Инструктаж к практической работе Используя методические указания,    изучите   назначение  питательных сред и  приготовьте питательные среды. III. Самостоятельная работа студентов: 1. Заполните таблицу, указав на какие группы подразделяют среды исходное сырье консистенция состав назначение Классификация сред Запишите в тетрадь требования, предъявляемые к питательным  средам. 2. 3. Приготовьте МПБ, МПА, разлейте в пробирки. 4. Приготовьте из сухого  порошка   среду Эндо и разлейте ее в чашку Петри. IV.   Итоговый  контроль.  Ответьте на вопросы по теме: «Питательные  среды». Методические рекомендации студентам к  практическому занятию по теме:  «Питательные среды». 1. Что представляют собой питательные среды. 2. Натуральные питательные среды. 3.Искусственные питательные среды. 4.Какие существуют методы посева питательных сред? ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РОССИИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ    ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  Питательные среды 060501 Сестринское дело  IIа курса 2014­2015 уч.год КЛАССИФИКАЦИЯ ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД Питательные среды классифицируются: I.  по происхождению: 1) естественные (молоко, желатин, картофель и др.); 2)  искусственные  –   среды,   приготовленные   из   специально   подготовленных природных компонентов  (пептон, дрожжевой экстракт и т.п.); 3)  синтетические  – среды, приготовленные из неорганических и органических соединений (солей, аминокислот, углеводов и т.д) II.  по составу: 1)  простые – мясопептонный агар, мясопептонный бульон и др.; 2)  сложные  ­     это   простые   с   добавлением   дополнительного   питательного компонента   (кровяного, шоколадного агара): сахарный бульон, сывороточный агар,  желточно­солевой  агар. III.  по консистенции: 1)  твердые  (содержат 3­5% агар­агара) 2)  полужидкие (0,15­0,7% агар­агара); 3)  жидкие (не содержат агар­агара). IV.  по назначению: 1)  универсальные  среды   –   общего   назначения   –   предназначены   для культивирования большинства бактерий (мясо­пептонный агар (МПА),     мясо­ пептонный бульон (МПБ)); 2)  специальные  среды     служат   для   выделения       и   выращивания микроорганизмов,   не   растущих   на   простых   средах   (кровяной   агар, сывороточный агар и др.); 3) элективные среды, на которых растут бактерии только одного вида (рода), а род других подавляется (щелочная  пептонная вода); 4)   для дифференциации   определенных   видов     бактерий   по   их   культуральным   и  дифференциально­диагностические    среды   используются   биохимическим свойствам (Среды Гисса); 5) среды обогащения – среды, в которых  происходит размножение и накопление бактерий какого­либо рода или вида (селенитовый бульон); 6) среды   –   это   среды,   которые   применяют   для  консервирующие  транспортировки и временного хранения исследуемого материала. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПИТАТЕЛЬНЫМ СРЕДАМ 1)  Питательность.   Среды   должны   быть   легкоусвояемыми   и   содержать углерод,   азот,   кислород   и   водород   в   виде   минеральных     или   органических соединений, неорганические соединения и факторы роста. 2)  Изотоничность.   Для поддержания осмотического давления среды должны содержать определенную концентрацию хлорида натрия. 3) Оптимальный рН (кислотность) среды. Для большинства бактерий рН 7,2­ 7,6. 4) Прозрачность  (чтобы был виден рост бактерий, особенно для жидких сред). 5) Стерильность (чтобы не было других бактерий). МЕТОДИКА РАЗЛИВА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД Разливают среды в пробирки (от 3 до 10 мл); во флаконы, колбы, бутыли не более чем на 2/3 емкости. Плотные среды разливают в чашки   Петри (от 12 до 20 мл), в пробирки: «косяком», «столбиком», «косяк со столбиком».                               «косяк»   «косяк со столбиком»      «столбик» ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ     ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Культуральные свойства микроорганизмов.   Методы посева» 060501 Сестринское дело  IIа – КУРСА                                                                        2014­2015 уч.год Методические указания к практическому занятию  Тема: «Культуральные свойства микроорганизмов. Методы посева» Цель   занятия:  овладеть   навыками   посева   микроорганизмов   на   питательные среды и научиться читать  культуральные свойства микроорганизмов. После выполнения практической работы студенты должны уметь:  ­ делать посевы на питательные среды ; ­ читать  культуральные свойства микроорганизмов с целью их идентификации. Студенты должны знать:  ­ правила работы в микробиологической лаборатории; ­ методы посева на питательные среды; ­ культуральные свойства микроорганизмов. Практическая   работа   способствует   формированию   следующих компетенций:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.   ОК  4.  Осуществлять   поиск   и  использование   информации,  необходимой  для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития.   ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ПК   2.5.     Соблюдать     правила   использования   аппаратуры,   оборудования   и изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. План занятия I. Входной контроль II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме. III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль. Ход занятия. I. Ответьте на вопросы: 1Что вы понимаете под словом «культивирование»? 2. Что необходимо для культивирования микроорганизмов? 3.Что такое колония микробов? 4. Что входит в понятие «культуральные свойства микробов»? 5.Какие существуют среды по консистенции? 6.На основе чего готовятся плотные питательные среды? II.Инструктаж к практической работе Используя методические указания,    изучите   методику посева микроорганизмов  на питательные среды, а также  изучите их  культуральные свойства.  III. Самостоятельная работа студентов: 1. Прочитайте и опишите культуральные свойства микроорганизмов на  питательных средах. Примерное описание характера роста колоний: А) размер – средний Б) форма – круглая В) контур края – ровный Г) поверхность – гладкая Д) цвет – красно­малиновый.  Пересейте колонии  с чашки Петри на скошенный агар. 2. Посейте исследуемый материал на чашку Петри. 3. 4. Пересейте колонии с чашки Петри в столбик. 5. Посейте культуру газоном в чашку Петри. IV.    Итоговый   контроль.   Ответьте на вопросы по теме: «Культуральные свойства микроорганизмов.  Методы посевов». Методические рекомендации студентам к  практическому занятию по теме:  «Культуральные свойства микроорганизмов.  Методы посевов». 1 Что входит в понятие «бактериологическое исследование»? 2 Какой должна быть культура для бактериологического исследования? 3 Что такое колония микробов, культура, штамм? 4 Что входит в понятие «культуральные свойства микробов»? 5 Нужны ли асептические условия во время посева? ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА РОССИИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ    ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Культуральные свойства микроорганизмов.  Методы посева» 060501 Сестринское дело  IIа курса 2014­2015 уч.год Важнейшим этапом бактериологического исследования является  посев. В зависимости   от   цели   исследования,   характера   посевного   материала   и   среды МЕТОДЫ ПОСЕВОВ используют   разные   методы     посева.   Все   они   включают     обязательную   цель: оградить   посев   от   посторонних   микробов.   Во   время   посевов   нельзя разговаривать. Посевы лучше делать в боксе. 1. Посев  из пробирки в пробирку. При   посеве   в   жидкую   среду   посевной   материал   растирают   на   стенке пробирки над жидкостью и смывают средой. При посеве на скошенный агар материал растирают на поверхности среды зигзагообразными   движениями   снизу  вверх  («штрихом»),  начиная   от  границы конденсата.  При посеве в столбик посев производят «уколом», прокалывая столбик. 2.  Посев на агар в чашки Петри. а) петлей Небольшое количество материала втирают петлей в поверхность среды у края чашки, затем «штрихом» распределяют по всей поверхности среды.  Посев   петлей   на   секторы.   Чашку   со   стороны   дна   расчерчивают   на секторы.   Посев   производят   зигзагообразными   движениями   от   края   чашки   к центру. Необходимо следить, чтобы штрихи не заходили на соседний сектор. Рис. . Посев культуры на плотную питательную среду  б) тампоном Тампон с материалом втирают в слегка приоткрытую чашку и круговыми движениями втирают его содержимое в поверхность среды, вращая при этом тампон. в) газоном 1 мл культуры наносят на поверхность агара и распределяют жидкость по поверхности агара. Чашку слегка наклоняют и пипеткой отсасывают избыток культуры, выливая ее в дез.раствор. Туда же помещают пипетку. Засеянные чашки подписывают со стороны дна и помещают в  термостат дном вверх. ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РОССИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ     ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:   «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства» 060501 Сестринское дело  IIа – курса 2014­2015 уч.год Методические указания к практическому занятию   Тема: «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства» Цель занятия: изучить этапы выделения чистой культуры; научиться  читать биохимические свойства микроорганизмов. После выполнения практической работы студенты должны уметь:  ­ выделять  чистую культуру; ­ читать  биохимические свойства микроорганизмов. Студенты должны знать:  ­ правила работы в микробиологической лаборатории; ­ методы посева на питательные среды; ­ этапы выделения чистой культуры. Практическая работа способствует формированию следующих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития.  ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством. ПК 2.5.  Соблюдать  правила использования аппаратуры, оборудования и  изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. План занятия I. Входной контроль II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме. III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль Ход занятия. I. Ответьте на вопросы: 1.Что вы понимаете под чистой культурой? 2. Что можно определить по ферментативной активности микроорганизмов? 3.Какие   среды   применяются   для   определения   сахаролитической   активности микроорганизмов? 4.На каких средах изучается  протеолитические свойства микроорганизмов? 5.Какие   среды   позволяют   микроорганизмов?   определить   гемолитические   свойства II.Инструктаж к практической работе Используя методические указания,    изучите методику выделения чистой  культуры и научитесь определять по ферментативной активности  вид  микроорганизмов. III. Самостоятельная работа студентов: 1.  Запишите этапы выделения чистой культуры    1 –ый  день исследования – 2­ой день исследования – 3­ий день исследования –  2. Дополните предложения:       Уринокультура – это.. Копрокультура. – это… Биликультура – это… Гемокультура – это… 3.   Используя   таблицу     «Ферментативные   свойства   шигелл»,   определите     по предложенным «пестрым»  рядам вид шигелл. Таблица 1  Ферментативные свойства шигелл Вид шигелл, группа А Григорьева­ Шиги А Штутцера­ Шмитца А   Лардж   ­ Сакса В Флекснера D Зонне лактоз а ­ ­ ­ ­ к глюкоза сахароза маннит мальтоза желатин индол Н2S Тест к к к к к ­ ­ ­ ­ к ­ ­ ­ к к к к к к к ­ ­ ­ ­ ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + ­ Примечание:  «+» ­ наличие ферментации, ­ отсутствие ферментации; к –  ферментация с образованием кислоты. IV.   Итоговый  контроль.  Ответьте на вопросы по теме: «Выделение чистой  культуры. Биохимические свойства». Методические рекомендации студентам к  практическому занятию по теме  «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства» 1 Что вы понимаете под чистой культурой? 2 На   каких   средах   можно   определить   сахаролитическую   активность микроорганизмов? 3 Какие   среды   применяются   для   определения   ферментативной   активности микроорганизмов? 4 На каких средах определяют протеолитические свойства микробов? 5 На каких средах определяют гемолитические свойства микроорганизмов? 6 Что понимается под протеолитическими свойствами микроорганизмов? 7 Что понимается под сахаролитической активностью микроорганизмов? ГБОУ СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА  РОССИИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ    ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Выделение чистой культуры микроорганизмов.  Биохимические свойства» 060501 Сестринское дело  IIа курса 2014­2015 уч.год ФЕРМЕНТАТИВНАЯ АКТИВНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ По   ферментативной   активности   можно   отличить   (дифференцировать) один вид микробов от другого. Для этого применяют, например, среды Гисса с углеводами    и  индикатором.   При   росте   микроорганизмов,   расщепляющих углеводы, изменяется цвет среды, а также может появляться газ.  Микробы, не ферментирующий данный  углевод, растут на среде, не изменяя ее. Наличие газа устанавливают по образованию пузырьков в средах с агаром или по скоплению его в «поплавке» на жидких средах. При росте   на желатиновой среде микробов, ферментирующих желатин, среда разжижается. При расщеплении пептона могут выделяться  индол, сероводород, аммиак.   устанавливают   с   помощью   индикаторных   бумажек. Их   образование   Фильтровальную   бумагу   заранее   пропитывают   определенными   растворами, высушивают,   нарезают   узкими   полосками   длиной   5­6   см     и   после   посева культуры на МПБ помещают под пробку между нею и стенкой пробирки. После инкубации   в   термостате   учитывают   результат.   Аммиак   вызывает   посинение лакмусовой бумажки; при выделении сероводорода – бумажка чернеет; индол вызывает покраснение бумажки. Гемолитические свойства (способность разрушать эритроциты) изучаются на   средах   с  кровью.  Жидкие   среды   при   этом   становятся   прозрачными,  а  на плотных средах вокруг колонии появляется прозрачная зона. Изучение ферментативной активности микроорганизмов Микроорганизмы,  не проявляющие ферментативной активности. лактоза           глюкоза        сахароза      маннит       мальтоза     индол    сероводород      желатин Микроорганизмы, проявляющие ферментативную активность лактоза       глюкоза     сахароза     маннит    мальтоза       индол     сероводород   желатин ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ Выделение   отдельных   видов   бактерий   (чистой   культуры)   из исследуемого   материала,   содержащего,   как   правило,   смесь   различных микроорганизмов,   является   одним   из   этапов   любого   бактериологического исследования.   Чистой   культурой   микробов  получают   из   изолированной микробной колонии. Бактерии­аэробы   выращивают   в   обычных   условиях   кислородной   среды при температуре +370С в термостате. Чистая культура  ­ это скопление микробов одного вида. Этапы выделения чистой культуры бактерий: 1   –ый     день   исследования   –  получение   изолированных   колоний. Изучаемый материал микроскопируют и высеивают на плотную среду в чашки Петри. Посевы помещают в термостат на 18­24 ч при температуре +370С. 2­ой день исследования –  изучают рост микробов на чашках.   Нужную колонию   пересевают на скошенный агар. Посевы ставят в термостат на 18­24 часа при температуре +370С. 3­ий день исследования – изучают характер роста на скошенном агаре. Делают   мазок,   окрашивают   его   и,   убедившись   в   том,   что   культура   чистая, приступают к ее изучению. На этом выделение чистой культуры заканчивается. Культура, полученная из мочи,  – уринокультура Культура, полученная из кала,  – копрокультура. Культура, полученная из желчи, ­ биликультура. Культура, полученная из крови, ­ гемокультура. ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА РОССИИ ТЕСТОВЫЙ  КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Питательные среды» 060501 Сестринское дело  IIа – КУРСА 2014­2015уч.год ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ  для студентов  II а курса  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии    060501Сестринское дело Тема:  «Питательные среды»  Жидкие  питательные среды готовят на основе агара (­) 1. 2. Питательные среды должны быть мутными (­) 3. Консервирующие питательные среды предназначены для транспортировки  биологического материала (+) 4. Среды должны быть стерильными (+) 5. На элективных средах растут бактерии только одного вида (+) 6. Питательные среды по консистенции делятся на твердые, жидкие,  полужидкие (+) 7. Натуральные  (естественные) среды готовят на основе химических чистых  неорганических и органических веществ (­) 8. Синтетические среды готовят на основе молока, желатина, картофеля (­) 9. К простым средам относят МПА (+) 10.Универсальные среды предназначены для культивирования одного вида  бактерий (­)  ­­­­1­­­­­­­­2­­­­­­3­­­­­­4­­­­­­­5­­­­­­­6­­­­­­­7­­­­­­8­­­­­­9­­­­­10­­­­ Критерии оценок «5» ­ 1 ошибка «4» ­ 2 ошибки «3» ­ 3 ошибки «2» ­ 4 и более ошибок Тема: «Культуральные свойства микроорганизмов.  Методы посева» Тестовый контроль знаний Вариант 1 Задание: выберите один правильный ответ 1.Посевы на скошенный агар производя: а) снизу вверх; б) сверху вниз; 2.Посев в столбик производят: а) уколом; б) штрихом; 3.На чашку Петри посев производят: а) петлей; б) пипеткой; в) уколом; г) газоном. в) газоном; г) все ответы верны. в) шпателем; г) все ответы верны. 4.На плотных питательных средах рост бактерий характеризуется: а) образованием колоний; б) помутнением; в) образованием осадка; г) образованием пленки. 5.Засеянные чашки подписывают: а) со стороны дна; б) со стороны крышки; в) с боку; г) все ответы верны. 6.Посев на косяк со столбиком производят: а) петлей снизу вверх штрихом по косяку  и  уколом в столбик; б) петлей  сверху вниз штрихом  по косяку и  уколом в столбик; в) газоном; г) штрихом. 7.Для посева газоном необходимо: а) 1 мл культуры; б) 10 мл культуры; 8. Посев газоном производят: а) петлей; б) пипеткой; 9.Среду в пробирку наливают объемом: а) 3­10 мл; б)10­15 мл; 10.Твердую среду в пробирку разливают: а) «косяком»; б) «столбиком»; в) 2 мл культуры; г) 15 мл культуры. в) шпателем; г) тампоном. в) 15­20мл; г) 20­30 мл. в) «косяком со столбиком»; г) все способы верны. Тестовый контроль знаний Тема: «Культуральные свойства микроорганизмов.  Методы посева» Вариант 2 Задание: выберите один правильный ответ 1.В чашку Петри  наливают среду объемом: а) 12­20мл; б) 3­10 мл; 2.Посев  «уколом» производят: а) петлей; б)  шпателем; 3.Посев «уколом» производят: а) в чашке Петри; б) в столбик; 4.Посев петлей на сектора производят: а) от края чашки к центру; б) от центра к краю чашки; 5.Посевы лучше делать: а) в боксе; б) в автоклаве; 6.Посев «штрихом» производят: а) петлей; б) пипеткой; 7.На сектора чашку Петри расчерчивают: а) со стороны дна; б) со стороны крышки; в) 10­15 мл; г) 20­30 мл. в)  пипеткой; г) тампоном. в) на скошенный агар; г) все ответы верны. в) по кругу; г) все ответы верны. в) в моечной; г) в вытяжном шкафу. в) тампоном; г) все ответы верны. в) расчерчивают среду; 8.Посев на сектора в чашке Петри производят: а)  «штрихом»; б)  «газоном»; в)  «уколом»; г)  «штрихом» и «уколом». 9.Жидкую питательную среду нельзя наливать: а) в чашку Петри; б) в пробирку; в) во флакон; г) в колбу. 10.На жидких средах рост бактерий характеризуется: а) образованием пленки на поверхности; б) равномерного помутнения; в) осадка; г) все ответы верны. Эталон ответов к тестовому контролю знаний   №    варианта  № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 а а г а а а а б а г 2 а а б а а а а а а г Критерии оценок: «5» ­ 1ошибка «4» ­ 2 ошибки «3»­ 3 ошибки «2» ­ 4 и более ошибок. ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНЗДРАВА РОССИИ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии Тема:  «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства» 060501Сестринское дело IIа – КУРСА 2014­2015уч.год ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ  для студентов  II а курса  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии 060501 Сестринское дело Тема:  «Выделение чистой культуры. Биохимические свойства» 1. Чистая культура – это скопление микробов разных видов (­) 2. По ферментативной активности отличают один вид микроба от другого (+) 3. Для дифференцировки одного вида микробов от другого  по ферментативной  активности  применяют МПА   (­) 4. Микробов, расщепляющих углеводы, изменяет  цвет среды (+) 5. Микробы, ферментирующие желатиновую среду, изменяют ее окраску (­) 6. При расщеплении пептона выделяется индол, сероводород, аммиак (+) 7. При выделении сероводорода,  бумажка краснеет (­) 8. При выделении аммиака, лакмусовая бумажка синеет (+) 9. При выделении индола бумажка чернеет (­) 10. Гемолитические свойства микробов изучаются на средах Гисса.(­) ­­­­1­­­­­­­­2­­­­­­­3­­­­­­­4­­­­­­­5­­­­­­­6­­­­­­­7­­­­­­­­8­­­­­­­­9­­­­­­­­10­­­­­ Критерии оценок «5» ­ 1 ошибка «4» ­ 2 ошибки «3» ­ 3 ошибки «2» ­ 4 и более ошибок Тема: «Выделение чистой культуры.  Биохимические свойства» Тестовый контроль знаний Задание: выберите один правильный ответ 1.Чистая культура – это: Вариант 1 г) одна клетка микроорганизма; г) серовар а) скопление микроорганизмов разных  видов; б) скопление микроорганизмов одного  вида; . а) бактериологический метод; б) аллергический метод; . 2.Для выделения чистой культуры и ее идентификации используют: в) серологический метод; г) микроскопический метод 3.Для посева исследуемого материала на плотные среды используют все, кроме: а) петли; б) пинцета; в) шпателя; г) тампона. 4.Цель I этапа бактериологического метода: а) получение изолированных колоний; б) посев исследуемого материала; в) микроскопия исследуемого материала; г) выделение и накопление  чистой  культуры. 5.О сахаролитический активности бактерий свидетельствует: а) наличие роста; б) характер роста; в) изменение цвета среды; г) подвижность микроорганизмов. 6) Сахаролитические свойства микроорганизмов определяют на среде: а)  МПБ; б)  МПА; 7.Уринокультура – это культура, полученная  из: а) мочи; б) кала; 8.Бактерии – аэробы культивируют в: а) автоклаве; б) термостате; . 9. Во 2­ой день исследования: а) получают изолированные колонии; б) изучают характер роста на скошенном   агаре; 10.При выделении сероводорода бумажка: а) синеет; б) чернеет; в) ЖСА; г) Гисса. в) желчи; г) крови. в) анаэростате; г) сухожаровом шкафу в) изучают рост микробов на чашках; г) окрашивают микроорганизмы. в) краснеет; г) желтеет. Тема: «Выделение чистой культуры.  Биохимические свойства» Тестовый контроль знаний Задание: выберите один правильный ответ 1.По назначению питательные среды «пестрого ряда»: Вариант 2 а) накопительные; б) дифференциально­ диагностические; в) элективные; г) транспортные. 2.Для выделения чистой культуры микроорганизмов используют: а) микроскопический метод; б) бактериологический метод; в) серологический метод; г) аллергический метод. 3.При выделении чистой культуры во 2­ой день исследования: а) получают изолированные колонии; б) изучают характер роста на скошенном  агаре; . 4.Чистую культуру получают из: а) изолированной колонии; б) смешанных колоний; 5. Копрокультура – это культура, полученная из: а) мочи; б) кала; 6.Гемолитические свойства изучаются на: а) средах с кровью; б) МПА; 7.При выделении индола, бумажка: а) чернеет; б) синеет; в) изучают рост микробов на чашках; г) делают мазок в) из одной клетки; г) из исследуемого материала. в) желчи; г) крови. в) ЖСА; г) МПБ. в) желтеет; г) краснеет. 8. При расщеплении пептона могут выделяться: а) индол; б) сероводород; в) аммиак; г) все перечисленное выше. 9. Бактерии –анаэробы культивируют в: а) автоклаве; б) термостате; 10.Культура, полученная из желчи  ­ это: а) гемокультура; б) уринокультура; в) анаэростате; г) сухожаровом шкафу. в) биликультура; г) копрокультура. Эталон ответов к тестовому контролю знаний   №    варианта  № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 б а б а в г а б в б Критерии «5» ­ 1ошибка «4» ­ 2 «3»­ 3 «2» ­ 4 и ошибок. 2 б б в а б а г г в в оценок: ошибки ошибки более ЛИТЕРАТУРА 1. Камышев К.С. Основы микробиологии и иммунологии. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 381с. 2. Мурадова, Е.О., Ткаченко К.В.. Микробиология – М.: Эксмо, 2011. – 336с. 3. Павлович   С.А.     Медицинская   микробиология:   учеб.   –   Мн.:Выш.   шк.,   2011г. ­133с 4. 5. Черкес Ф.К. Микробиология  ­ М.: Медицина, 2014г – 512с. http://www.activestudy.info/metody­poseva­i­kultivirovaniya­bakterij/

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"

Учебно-методический комплекс "Физиология микроорганизмов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017