Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"
Оценка 4.8

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Оценка 4.8
Лабораторные работы +1
docx
биология
Взрослым
14.04.2017
Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"
Учебно-методический комплекс по микробиологии по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы" предназначен для студентов медицинского колледжа по специальностям "Фармация" и "Сестринское дело", 2 курса. В учебно-методическом комплексе содержится теоретический базовый материал по теме, методические указания для практического занятия и задания для письменного контроля знаний.
влияние факторов внешней средыMicrosoft Office Word (Восстановлен).docx
ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ     УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  Фармация; 060300; 060301 Тема:  «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы»                                                                             Протокол № ____  от _________ Руководитель ЦМК ______ /Пономарева М.Н./ Методист ________  /Политнева Н.Э./ Дата _____________________ Составила:   Ермакова Л.И. 2013 –2014  уч. год                Учебно­методический комплекс теоретического и практического Пояснительная записка занятий   по   теме:   «Влияние   факторов   внешней   среды   на   микроорганизмы» составлен   в   соответствии   с   рабочей   программой   по   ОП.06   Основы микробиологии и иммунологии  на основе ФГОС.              Цель   создания   УМК   –   представить   материал   для   изучения студентами теоретических вопросов, для выполнения  практических заданий, а также заданий для  самостоятельной работы, что способствует формированию и контролю общих компетенций.  Теоретическое     занятие   по   теме   «Влияние   факторов   внешней   среды   на Содержание занятий: 1. микроорганизмы»  (2ч) 2. Практическое   занятие   по   теме:   «Влияние   факторов   внешней   среды   на микроорганизмы (Дезинфекция)» (2ч) 3. Практическое   занятие   по   теме:   «Влияние   факторов   внешней   среды   на микроорганизмы (Стерилизация)» (2ч) 4. СРО   по   теме:   «Влияние   факторов   внешней   среды   на   микроорганизмы» (подготовить материал   по методам стерилизации и дезинфекции) (2ч)         Всего 6 часов Выписка из рабочей программы ОП.06 Основы микробиологии и  Содержание УМК иммунологии Контроль и оценка результатов освоения темы, развитие общих  компетенций Технологическая карта теоретического занятия Технологические  карты практических  занятий Теоретический базовый материал по теме «Влияние факторов внешней  среды на микроорганизмы» Методические указания для  студентов к практическим занятиям Задания для письменного контроля  студентов по теме: «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы»  Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема 1.2 Экология  микроорганизмов Выписка из рабочей программы Содержание учебного материала: Понятие об экологии микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в  природе. Нормальная микрофлора организма человека, ее значение. Дисбактериоз. Влияние  факторов внешней среды на микроорганизмы.  Понятие об асептике и антисептике. Стерилизация, ее методы, применение в аптечной практике. Дезинфекция, ее виды, методы, применение в аптеке. Практические занятия: 1. Нормальная микрофлора человека. Дисбактериоз. 2. Дезинфекция. 3. Стерилизация. Тематика самостоятельной работы обучающихся: ­асептика и антисептика; ­ методы стерилизации; ­ методы дезинфекции; ­ микрофлора тела здорового человека; ­ дисбактериоз – причины развития и способы коррекции. Предлагаемые формы и виды работ: Конспектирование реферата по теме: «Экология» 6 6 4 1 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ОК­1 ОК­3 ОК­4 ОК­6 ПК­2.4 Общие компетенции: ОК­1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК­3     Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести   за   них ответственность. ОК­4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК­6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством. ПК   2.4  Соблюдать   правила     санитарно­гигиенического   режима,   охраны   труда,   техники безопасности и противопожарной безопасности Результаты освоения  общих и профессиональных компетенций Основные показатели оценки результатов Формы и методы контроля и оценивания  ­демонстрация  интереса к будущей  профессии, междисциплинарные  связи с профессиональными  модулями ­ экспертные наблюдения и оценка практических  занятиях и  во время опроса на  теоретических  занятиях. ОК­3 – Принимать решения в  ­ решение стандартных и нестандартных  ­экспертные наблюдения на  (ситуационных)   задач  при  выполнении заданий ОК­ 4 ­ Осуществлять поиск и  ­ нахождение и использование   использование информации,  необходимой для  эффективного выполнения  профессиональных задач,  профессионального и  личностного развития информаций для выполнения  поставленных задач, личного  развития,  ­ использование различных источников  информации, в том числе  Интернет­ресурсы практических занятиях  (оценка правильности  решения)  ­ экспертные наблюдения (оценка дополнительного  материала, сообщений,  презентаций) Результаты освоения общих компетенций ОК­1 ­ Понимать сущность и  социальную значимость своей  будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый  интерес стандартных и нестандартных  ситуациях и нести за них  ответственность деятельности ОК­6 ­  Работать в коллективе и  команде, эффективно  общаться с коллегами,  руководством. ПК 2.4 – Соблюдать правила  санитарно­гигиенического  режима, охраны труда,  техники безопасности и  противопожарной  безопасности ­ коммуникабельность при  взаимодействии с обучающимися,  преподавателями ­ экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях ­  соблюдение  техники безопасности и  ­ наблюдение и оценка на  санитарно­гигиенического режима практических занятиях ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МИКРООРГАНИЗМЫ План 1. Чувствительность   микроорганизмов   к   физическим   и химическим воздействиям Действие физических факторов Действие химических факторов Дезинфекция Стерилизация Асептика и антисептика 2. 3. 4. 5. 6. 1   ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ   МИКРООРГАНИЗМОВ     К ФИЗИЧЕСКИМ  И ХИМИЧЕСКИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ На   практике   нередко   требуется   контролировать   нежелательный микробный   рост,   ограничивая   его   появление   и   скорость,   частично   или полностью уничтожая микроорганизмы во внешней среде или  в/на живых тканях.   Для   этого   используют   физические,   химические,   биологические или   комплексные   воздействия   на   микроорганизмы,   благоприятное   или губительное  действие которых зависит как от природы самого фактора, так и от свойств микроорганизма. Эффект от таких воздействий может быть   микробицидным   (гибель   микроорганизмов),   микробостатическим (прекращение   их   роста   и   размножения)   или     литическим   (разрушение микробных клеток). В зависимости от характера и целей антимикробного воздействия различают: Стерилизацию – полное освобождение объектов окружающей среды от микроорганизмов и их спор. Дезинфекцию   –   уничтожение   патогенных   микроорганизмов   на/в объектах внешней среды. Антисептику   –   совокупность   мер,   направленных   на   уничтожение микробов в/на живых тканях (в ранах, на коже, слизистых и полостях). Деконтаминацию ­ полное или частичное удаление микроорганизмов с объектов внешней среды и человека до безопасного уровня. Консервацию   –   предотвращение   роста   и   размножения микроорганизмов в/на объектах. 2    ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Высушивание.   Для   нормальной   жизнедеятельности микроорганизмов   необходима   вода.   Высушивание   приводит   к обезвоживанию цитоплазмы, нарушению целостности цитоплазматической мембраны,   вследствие   чего   нарушается   питание   микробных   клеток   и наступает их гибель. Сроки отмирания     разных видов микроорганизмов под влиянием   менингококки, высушивания   значительно   отличаются. гонококки,   бледная   трепонема   и   др.   погибают   при   высушивании   через   Например, несколько минут. Холерный вибрион выдерживает высушивание 2 суток, сальмонеллы тифа – 70 суток, а микобактерии туберкулеза – 90 суток. Но высохшая   мокрота   защищены сухим белковым чехлом, остается заразной 10 мес.   больных   туберкулезом,   в   которой   возбудители Особой   устойчивостью   к   высушиванию,   как   и   к   другим воздействиям   окружающей   среды,   обладают   споры.     Споры   бацилл сибирской язвы сохраняют способность к прорастанию в течение 10 лет, а споры плесневых грибов – до 20 лет. Для   хранения     культур   микроорганизмов,   вакцин   и   других биологических препаратов широко применяют метод лиофильной сушки. Сущность метода состоит в том, что предварительно микроорганизмы или препараты подвергают замораживанию, а затем их высушивают в условиях вакуума.   При   этом   микробные   клетки   сохраняют   свои   биологические свойства в течение нескольких месяцев или лет. Лучистая   энергия.  Неионизирующиее     (ультрафиолетовые   и инфракрасные лучи), а также ионизирующее излучение (гамма­излучение радиоактивных в­в) губительно действуют на микробы уже через короткий промежуток времени. Велико   значение   солнечного   света   как   естественного   фактора оздоровления   внешней среды. Он освобождает от патогенных бактерий воздух, воду естественных водоемов, верхние слои почвы. Бактерицидное   (уничтожение   бактерий)   действие   УФ­лучей используют   для   стерилизации   воздуха   закрытых   помещений (операционных,   перевязочных,   боксов,   аптек   и   т.д),   а   также   воды   и молока.   Источником   этих   лучей   являются   лампы   ультрафиолетового излучения, бактерицидные лампы. α γ β ,  ,  ­лучи оказывают губительное действие Рентгеновские лучи,  на   микроорганизмы   только   в   больших   дозах,   порядка   440­28­   ДЖ/кг.   структур   и Гибель   микробов   обусловлена   разрушением   ядерных   клеточной   ДНК.   Малые   дозы   излучения   стимулируют   рост   микробных клеток.   Микроорганизмы   значительно   устойчивее     к   радиоактивным излучениям, чем высшие организмы.  Бактерицидное   действие   ионизирующего   излучения   используется для   стерилизации   биологических   препаратов   (сывороток,   вакцин), питательных   сред,   перевязочных   стерилизующего материала не изменяется.    материалов,   при   этом   свойства Ультразвук  вызывает значительное поражение микробной клетки. Под   действием   ультразвука   газы,   находящиеся   в   жидкой   среде цитоплазмы, активируются, и внутри клетки возникает высокое давление (до 10 000 атм). Это приводит к разрыву клеточной оболочки и гибели клетки.   Ультразвук   используют   для   стерилизации   медицинских инструментов, обеззараживания некоторых жидких препаратов, питьевой воды, молока и др. Температура.  Все микроорганизмы по отношению к температуре подразделяются на психрофилы, мезофиллы и термофилы.  Психрофилы,   или   холодолюбивые   микроорганизмы,   растут   при относительно низких температурах: максимальная  ­300С. Мезофилы   –   обширная   группа,   включающая   большинство сапрофитов и все патогенные микроорганизмы. Оптимальная температура для них 28­370С, минимальная  ­ 100С, максимальная  ­ 450С. Термофилы, или теплолюбивые микроорганизмы,  развиваются при температуре выше 550С, температурный минимум для них 300С, оптимум – 50­600С, а максимум – 70­750С. Высокие и низкие температуры   оказывают различное влияние на микроорганизмы. Чем выше  температура за пределами максимума, тем быстрее   наступает   гибель   микробных   клеток,   что   обусловлено денатурацией (свертыванием) белков клетки. Вегетативные   формы   бактерий   мезофиллов   погибают   при температуре  600С в течение 30­60 минут, а при 80­1000С – через 1­2 мин. Споры бактерий гораздо устойчивее  к высоким температурам. Например, споры сибирской язвы выдерживают кипячение в течение 10­20 мин., а споры клостридий ботулизма – 6 ч. Все микроорганизмы, включая споры, погибают   при   температуре   165­1700С   в   течение   часа   (в   сухожаровом шкафу)   или   при   действии   пара   под   давлением   1   атм   (в   автоклаве)   в течение 30 мин. К   действию   низких   температур   многие   микроорганизмы чрезвычайно   устойчивы.   Сальмонеллы   тифа   и   холерный     вибрион длительно   выживают   во   льду.   Некоторые   микроорганизмы   остаются жизнеспособными   при   температуре   жидкого   воздуха   (­1900),   а   споры бактерий выдерживают температуру до ­2500С. Губительное действие на микроорганизмы оказывает быстрая смена высоких   и   низких   температур   (замораживание   и   оттаивание)   –   это приводит к разрыву клеточных оболочек. Фильтрация.  Фильтрация   является   механическим     методом освобождения   жидкостей   и   газов   от   микроорганизмов.   Для предотвращения   заражения   через   воздух,   например,   в   хирургических стационарах используют ватно­марлевые повязки и специальную одежду. Фильтрование применяют для стерилизации воздуха, например, с   целью создания   условий   строгой   стерильности   в   помещении,   где   находятся ослабленные больные. Для удаления микробов из жидкостей применяют мембранные   фильтры   с   диаметром   пор   менее   0,2мкм,   однако   многие фильтры   не   задерживают   вирусы,   микоплазмы   и   другие   мельчайшие микроорганизмы. 3 ДЕЙСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Химические     вещества   могут   оказывать   различное   действие   на микробы:   служить   источником   питания,   стимулировать   или   подавлять рост, вызывать гибель. Антимикробные химические вещества подавляют рост   и   вызывают   гибель   микробов.   Их   используют   в   качестве антисептических   и   дезинфицирующих   средств,   так   как   они   обладают бактерицидным, вирулицидным, фунгицидным, спороцидным   действием (действует собственно на бактерии, грибы, вирусы, споры бактерий). 4 ДЕЗИНФЕКЦИЯ Дезинфекция–  мероприятия   направленные   на   уничтожение   или резкое   подавление   численности   патогенных   и   условно­патогенных микроорганизмов во внешней среде. Для   обеззараживания   объектов   в ЛПУ   и   в   микробиологической лаборатории используют механические, физические и химические методы и средства. Механический   метод  дезинфекции   не убивает   микроорганизмы, он основан на удалении микроорганизмов, включая патогенные и условно­ патогенные, с объектов. Это достигается путем фильтрации воздуха, воды через   фильтры,   изготовленные   из специальных   материалов   (ткани, волокна, керамические фильтры и другие); обработки твердых и мягких поверхностей пылесосом, механической очистки объектов и др.  Физический   метод  гибель микроорганизмов   за счет   антимикробного   действия   физических дезинфекции   обеспечивает   дезинфицирующих   агентов.   К ним   относятся   высокая   температура, ультрафиолетовое и ионизирующее излучения. Кипячение,  даже с содой, не может быть отнесено к стерилизации, так как эта процедура не освобождает объект от всех микроорганизмов. Экспозицию (не менее 30 мин) выдерживают, начиная с момента закипания воды   при   полном   погружении   изделий,   а   при   кипячении   в   воде   с   2% бикарбонатом натрия (содой)  ­ не менее 15 минут. Пастеризация – это однократное кратковременное прогревание при температуре 1000С с последующим быстрым охлаждением. Прогревание проводят   при   65­950М   от   30с   до   2   мин,   что   ведет   к   частичному обеспложиванию объекта, однако споры бактерий сохраняются. Поэтому пастеризованные   продукты   хранят   в   холодильнике.   Используется   для обезвреживания некоторых жидких продуктов (молока, вина, пива, соков) с целью сохранить их вкусовые качества и ценные компоненты, а также для продления срока их хранения (60­70°С в течение 20­30 мин и другие режимы).  Химический метод дезинфекции основан на применении химических дезинфицирующих средств, содержащих активно действующие вещества   (ДВ). Процесс  обеззараживания   объектов  сложен, его  эффективность   зависит от следующих факторов:   от химической   природы   ДВ и его   механизма   действия, от концентрации ДВ в препарате и его концентрации в рабочем растворе;  от вида микроорганизма, являющегося возбудителем инфекции, его   устойчивости   к применяемому   дезинфицирующему   средству   и количества на обрабатываемом объекте;  от физико­химических   свойств   обрабатываемого   объекта,   его формы, величины, наличия на нем загрязнений органической и неорганической природы;   от способа   обработки   объекта   дезинфицирующим   средством (орошение,   мытье,   погружение   в   растворы,   протирание   ветошью,   смоченной в дезрастворе, обработка направленными аэрозолями поверхности, заполнение аэрозолями   герметичного   помещения,   газация   или   создание   бактерицидных паров и дымов в обрабатываемом помещении;   от времени   воздействия   дезинфицирующего   раствора на микроорганизмы.  В   микробиологической   практике   применяют   различные дезинфицирующие вещества: 0,2% раствор жавель­солида, 3­5% растворы фенола,   5­10%   растворы   лизола,   1­5%   растворы   хлорамина,   3­6% растворы   перекиси   водорода,   1­5%   растворы   формалина,   растворы сулемы в разведении 1:1000 (0,1%), 70% спирт и др.    Дезинфекции подвергают отработанный патологический материал (гной, кал, моча, мокрота, кровь, спиномозговая жидкость) перед сливом его  в  канализацию. Обеззараживание   проводят  сухой  хлорной  известью или 3­5% раствором хлорамина. Загрязненные   патологическим   материалом   или   культурами микроорганизмов пипетки, стеклянные шпатели, предметные и покровные стекла опускают на сутки в стеклянные банки с 0,2% раствор жавель­ солида, 3% раствором фенола или перекиси водорода.  Выбор   дезинфицирующего   вещества,   его   концентрация   и длительность воздействия (экспозиция) зависят от биологических свойств микроба   и   от   той   среды,   в   которой   будет   происходить   контакт дезинфицирующего   вещества   с   патогенными   микроорганизмами. Например,   сулема,   фенол,   спирты   непригодны   для   обеззараживания белковых   субстратов (гной,  кровь,  мокрота),  так  как   под  их   влиянием происходит   свертывание   белков,   а   свернувшийся   белок   предохраняет микроорганизмы   от   воздействия   дезинфицирующего   вещества. При   дезинфекции   материала,   инфицированного   споровыми   формами микроорганизмов, применяют 5% раствор хлорамина, 1­2, 5% растворы активированного   хлорамина,   5­10%   растворы   формалина   и   другие вещества. Дезинфекцию,   которую   проводят   на   протяжении   всего   дня   по   ходу работы, называют текущей, а по окончании ­ заключительной.              Контроль  за  дезинфекционными  мероприятиями   проводят   биологическим   и   химическим   бактериологическим, визуальным, методами. Предстерилизационная   очистка   изделий   медицинского назначения.  Очистку   таких   изделий   осуществляют   ручным   или механизированным   методом   после   их   дезинфекции   и   последующего отмывания   остатков     дезинфицирующих   средств   пиьевой   водой.   Если средство одновременно обладает моющим и антимикробным действием, допускается   совмещение   в   одном   процессе   дезинфекции   и предстерилизационной очистки. 5 СТЕРИЛИЗАЦИЯ  Стерилизация  –  освобождение   объекта   внешней   среды   от   всех микроорганизмов (в том числе споры бактерий) с помощью физических и/или химических способов.             Основные цели стерилизации: предупреждение заноса микробных клеток   в   организм   человека   при   медицинских   вмешательствах; предупреждение     загрязнения   материалов   и   лекарственных   средств.   Различают Физические  следующие   –   термический,   методы стерилизации:   радиационный   и   механический.   Химические – растворами и газами. Термическая стерилизация предметов. Паровой стерилизации  подвергают изделия из текстиля, из резины,  стекла, некоторых полимерных материалов, питательные среды, лекарственные препараты. Обработка насыщенным водяным паром под давлением в паровых стерилизаторах (автоклавах) при температуре 132°С в течение 20 минут (могут быть и другие режимы).  Воздушной стерилизации  (сухой жар в воздушных стерилизаторах) подвергают изделия из металла, стекла, силиконовой резины при температуре 180°С 60 мин. Стерилизацию сухим паром   проводят в сухо­жаровых шкафах, или печах Пастера.   Дробная   (многоразовая)   стерилизация  (тиндализация)   текучим паром   в   автоклаве   при   100°С   или   нагревание   в   водяной   бане   при   60­80°С применяют при стерилизации сывороток и углеводов, некоторых лекарственных препаратов.  Прокаливанием  на пламени горелки в течение 0,5 – 1 мин можно стерилизовать бактериальные петли, иглы. Химическую   стерилизацию  используют   при   обработке крупногабаритных   изделий,   приборов,   а   также   аппаратов   и термолабильных  изделий. ­   Для  газовой   («холодной»)   стерилизации  обычно   используют герметичные   контейнеры,   которые   заполняют   парами   летучих   веществ: формальдегида,   смесью   паров   формальдегида   и   этилового   спирта, окисью этилена, смесью окиси этилена и бромистого метила. растворами   химической   стерилизации  применяют ­   Для отечественные   (первомур   ­   смесь   пергидроля   и   муравьиной   кислоты,   импортные   препараты перекись   водорода,   бианол,   анолит   и   др.), (гигасепт, глутаровый альдегид, дюльбак и др.). Радиационный   метод,   или  лучевую   стерилизацию   g­лучами, применяют   обычно   на   специальных   установках   при   промышленной стерилизации изделий однократного применения ­ полимерных шприцев, систем   для   переливания   крови,   пипеток   и   других   термолабильных   и хрупких   средств. Механический метод стерилизации:   Стерилизацию  фильтрованием  применяют в тех случаях, когда высокая   температура   может   резко   ухудшить   качество   стерилизуемых жидких   материалов   (сыворотки,   реактивы, антибиотики,   лекарства,   бактериофаги).   Стерилизация   достигается   питательные   среды, пропусканием   растворов   и   взвесей   через   мелкопористые   фильтры различных типов, задерживающих только клеточные формы микробов и их споры. Контроль  объектов, подвергшихся стерилизации, как правило, не производится, его заменяют контролем работы стерилизаторов с помощью физических,   химических   и   биологических   способов.   Для   проведения микробиологического   контроля   объектов,   подвергшихся   стерилизации, производят   посевы   кусочков   материала,   смывов   с   предметов   на питательные   среды,   позволяющие   обнаружить   аэробные   и   анаэробные бактерии   и   грибы.   Отсутствие   роста   после   14   дней   инкубации   в термостате свидетельствует о стерильности предмета. 6 АНТИСЕПТИКА  И АСЕПТИКА Антисептика – комплекс мер, направленных на уничтожение  микроорганизмов в ране, целом организме или на объектах  внешней  среды, с применением различных обеззараживающих химических в­в. Главным   методом   антисептики   является   обработка   химическими веществами   с   преимущественно   микробостатическим   действием (антисептиками)   с   учетом   спектра   их   антимикробной   активности   и возбудителей. чувствительности С помощью антисептиков предполагает подавление патогенных и условно­ конкретных     патогенных   микроорганизмов   при   условии   сохранения   непатогенных видов. Исключение составляет антисептическая обработка рук оператора и   операционного   поля   пациента,   а   также   ран   и   слизистых   оболочек иммунодефицитных лиц, когда необходимо более полное освобождение микроорганизмов. названных Для антисептики применяют растворы кислородсодержащих препаратов, биотопов всех от         спирты и другие вещества с дезинфицирующими свойствами. Асептика   –  система   профилактических   мероприятий, препятствующих   микробному   загрязнению   объекта,   основанная   на физических Асептическая практика применяется в операционных, родильных залах, .микроорганизмов.          методах лабораторных и инфекционных боксах, в абактериальных палатах для лиц с трасплантационными органами, в кювезах для недоношенных детей и др.  Противомикробные   вещества,   называемые   антисептиками,   резко снижают   численность   микробов   в   ране,   на   поверхности   организма.   По химическому составу различают  следующие антисептики: ­ галоиды – препараты йода (спиртовой раствор йода, р­р Люголя, йодоформ, иодинол), хлора (хлорамины, хлориды); ­   перекись   водорода,   калия   перманганата,   обладающие окислительными св­ми; ­ детергенты (декамин, мирамистин, хлоргексидин и др); ­ производные 8­оксихинолина (хинозол, нитроксолин); ­ производные нитрофурана (фурацилин, фурагин, фуразолидон); ­ фенол и его производные); ­ красители (бриллиантовый зеленый, метиленовый сний и др); ­   соединения   тяжелых   металлов   (дихлорид   и   оксицианид   ртути, нитрат серебра, сульфат цинка и др). Контрольные вопросы: 1.Что такое дезинфекция? 2. Что такое асептика? 3. Что такое антисептика? 4. Какие дезинфицирующие вещества применяют? 5.Какие методы дезинфекции применяют? 6.В   чем     заключается   метод   стерилизации   фильтрованием?   Что   стерилизуют этим методом. 7.Что такое пастеризация? Методические указания к практическому занятию  по ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии  для студентов специальности: 060300; 060301Фармация Тема: «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы (Дезинфекция)» Цель занятия:  ­Научиться дезинфицировать руки.  ­Изучить методику проведения дезинфекции, оборудования,    инструментария. ­Изучить меры предосторожности с дезинфицирующими средствами. Оборудование: пинцет, вата, 1% раствор хлорамина, 70% спирт. После выполнения практической работы студенты должны уметь:  ­ проводить дезинфекцию рук, оборудования, инструментария. Студенты должны знать:  ­ способы дезинфекции; ­ дезинфицирующие вещества; ­ меры безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов; ­ режим дезинфекции различных объектов. Практическая   работа   способствует   формированию   следующих  общих  и профессиональных компетенций: ОК­ 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК­3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК­4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК­6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК­7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий. ПК­2.4   Соблюдать правила санитарно­гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. План занятия I. Входной контроль II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме. III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль Ход занятия. Ответьте на вопросы входного контроля: I. 1. Что называется дезинфекцией? 2. Чем дезинфекция отличается от стерилизации? 3. Какие существуют виды дезинфекции? 4. Какие химические вещества применяются для дезинфекции? II. 1. дезинфицирующими растворами (см. Приложение 1) Самостоятельная работа студентов: Изучить и выписать в тетрадь  меры предосторожности с  2. Изучить Приложение 8   к Инструкции по санитарному режиму аптек.  Заполнить  таблицу «Средства и режим дезинфекции различных  объектов»   (см. Приложение 2) Средства и режим дезинфекции различных объектов (термические) Приложение8 к инструкции по санитарному режиму аптек Наименование объектаДезинфицирующий агент Режим дезинфекции Условия проведения дезинфекции Температура, 0СВремя выдержки, мин 3.    Изучить схему приготовления различных растворов хлорамина (см.  Приложение 3). Приготовить  1% раствор хлорамина. 4. Научиться  проводить   дезинфекцию рук и продезинфицировать руки. Руки дезинфицируют 1% раствором хлорамина или 70% раствором спирта.   Для   этого   ватный   шарик   или   марлевую   салфетку   смачивают дезинфицирующим раствором и протирают левую кисть, потом правую.  5.   Решите задачи. 1.Какое   количество   хлорамина   нужно   взять,   чтобы   приготовить 500мл  3% раствора хлорамина.  2.   Какое   количество   хлорамина   нужно   взять,   чтобы   приготовить 300мл 1% раствора хлорамина. 3. Какое количество хлорамина нужно взять, чтобы приготовить  2л 5% раствора хлорамина. IV.   Выходной контроль.  Тестовая работа   Методические рекомендации студентам к практическому занятию по теме "Влияние   факторов   внешней   среды   на   микроорганизмы (Дезинфекция)". 1.Что такое дезинфекция? 2. Что такое асептика? 3. Что такое антисептика? 4. Какие дезинфицирующие вещества применяют? 5.Какие методы дезинфекции применяют? 6.Меры предосторожности с дезинфицирующими растворами. 7.Кто допускается к работе с дезинфицирующими растворами? 8.Дезинфекция рук. Приложение 1 Меры предосторожности с дезинфицирующими средствами. К работе с дезинфицирующими средствами допускаются лица не моложе 18 1) лет,   прошедшие   соответствующий   инструктаж   по   технике   безопасности, обязанностям мерам предосторожности  и профилактике случайных отравлений, утвержденный соответствующими правилами. Лица   с   повышенной   чувствительностью   к   применяемым   химическим 2) веществам к работе с ними не допускаются. 3) Все   работы   по   дезинфекции   оборудования   и   инструментария   проводят   в специально   отведенном   для   этого   месте,   оборудованном   приточно­вытяжной вентиляцией.   Хранят   растворы   и   выдерживают   в   них   инструментарии   и оборудование в плотно закрывающихся емкостях. 4) Растворы   дезинфицирующих   средств   готовят   в   специальном   помещении, оборудованном   приточно­вытяжной   вентиляцией   или   в   вытяжном   шкафу. Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халате, шапочке, маске, резиновые перчатки, а если есть указания, то и респиратор,  определенной марки,  и защитные очки. Запасы препаратов хранят в местах, не доступных для общего пользования, в 5) темном и прохладном помещении. 6) Все   дезинфекционные   средства   и   растворы   должны   иметь   этикетки   с указанием названия,  концентрации, даты изготовления и срока годности. Следует строго   соблюдать   последовательность   и   точно   выполнять   все   этапы   очистки   и дезинфекции. После окончания работы руки необходимо вымыть и смазать смягчающим 7) кремом. Средства и режим дезинфекции различных объектов (термические) Приложение8 к инструкции по санитарному режиму аптек. Приложение 2 Наименование объектаДезинфицирующий агент Режим дезинфекции Температура, 0С Время Условия проведения дезинфекции Изделия из стекла,  Вода очищенная или  металла,  термостойких  полимеров, резины  вода очищенная с 2%  натрия  98 выдержки, мин 30 15 Кипячение при  погружении  изделий в воду.  Дезинфекционный гидрокарбоната кипятильник. (шпатели, ножницы,  пинцеты, трубки,  щетки для мытья  рук, ершики) Изделия из стекла,  металла, резины,  латекса и  термостойких  полимеров. Водяной насыщенный пар  под давлением. 110 20 В паровом стерилизаторе, упакованные  стерилизационные  коробки Щетки для мытья рук.  Сухой горячий воздух. 110 Изделия из стекла,  металла. Ветошь, тряпки для  Вода уборки. 98 20 В воздушном  стерилизаторе без  упаковки (в  лотках) 30 После стирки  кипячением при  полном  погружении в  воду. Наименование объектаДезинфицирующий агент Режим дезинфекции Способ обработки Концентрация, %Экспозиция, мин Помещения, предметы  1.Хлорамин Б 1 30­60 обстановки,  оборудование (стены, двери, пол, жесткая  мебель)) 2.Хлорамин Б с 0,5%  0,75 ­ 2­кратное протирание или орошение  поверхности  из расчета 300  мл/м2 моющего средства 3.Гипохлорид  натрия 4.Перекись  водорода с 0,05%  моющего средства 1 3 60 Орошение 60 Орошение из расчета  300мл/м2. Для  мебели с  последующим  протиранием  сухой чистой  ветошью. После окончания обработки помещения обязательно проветривают Коврики из пористой резины 1.Хлорамин Б С 0,5% моющего  средства Коврики из поролона 2.Перекись  водорода с 0,5%  моющего средства Перекись водорода с 0,5% моющего  средства 0,75 3 3 30 3 30 Погружение в  раствор Погружение в  раствор ­//­ Уборочный инвентарь  ветошь 1.Хлорамин Б 2.Дихлор  I 3.Хлордезин 4.Гипохлорит   натрия 5.Перекись  водорода с 0,5%  моющего раствора  1.Этиловый спирт Руки персонала 1 2 1 1 3 70 2.Раствор  хлоргексидина  биглюконата в 70%  этиловом спирте 3.Раствор  йодопирона 4.Хлорамин Б 0,5 1 0,5­1 60 60 60 60 Погружение в  раствор,  промывают,  сушат. Погружение из  расчета 4­5л  на 1 кг сухого  веса вещества. 120 Замачивание. После мытья с мылом протирают  марлевой  салфеткой,  смоченной  раствором Препарат наносят на  ладони в  количестве 5­ 8мл и втирают в кожу рук. Руки погружают в  раствор и  моют в  течение 2 мин, затем дают  высохнуть После окончания работы руки обмывают теплой водой и обрабатывают смягчающими  средствами (смесь из равных частей глицерина, спирта) (возможно применение готовых   кремов, обеспечивающих эластичность и прочность кожи рук). Обувь Санитарно­техническое  оборудование  (раковины, унитазы и  1.Хлорамин Б 2.Хлорамин Б с  моющими  средствами 3.Р­р  формальдегида 4.Р­Р перекиси  водорода с 0,5%  моющего средства  1.Моюще­ дезинфицирующие  средства: 2­кратное протирание 1 0,75 40 3 0,5 г на 100см2 5 Протирают влажной  1 ветошью др.) 0,75 1 3,0 «Дихлор ­1», Чистящие  дезинфицирующие  препараты: «Дезус», «Санита»,  «Блеск – 2», «ПЧД»  и др. 2.Хлорамин Б 3.Хлорамин Б с  0,5% моющего  средства 4.Гипохлорит  натрия  5.Перекись  водорода с 0,5%  моющего средства 2­кратное протирание То же 2­кратное обильное  орошение Орошение с  последующим  протиранием  ветошью,  смоченной в  дез.р­ре После дезинфекции способом погружения изделия должны быть промыты в проточной воде до полного удаления запаха дезинфицирующего средства. Приложение 3 Хлорамин   –   кристаллическое   вещество   белого   или   желтоватого цвета, содержит 24­28% активного хлора. Хорошо растворяется в воде при   комнатной   температуре,   поэтому   растворы   его   готовят непосредственно перед дезинфекцией. Схема приготовления различных растворов хлорамина Концентрация, % Количество хлорамина, г на 1 л на 10л 0,2 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 2 5 10 20 50 100 20 50 100 200 500 1000 Растворяют хлорамин в стеклянной или эмалированной посуде. При хранении растворов хлорамина в посуде из темного стекла с притертой пробкой их активность сохраняется до 15 суток. Методические указания к практическому занятию по  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии  для студентов специальности: 060300; 060301Фармация Тема: «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы (Стерилизация)» Цель занятия:  Изучить методы стерилизации; Изучить аппаратуру, используемую для стерилизации;   Изучить   технику   эксплуатации   парового   стерилизатора   (автоклава)   и сухожарового шкафа. Оборудование: таблица «Автоклав», стерилизатор, бикс. После выполнения практической работы студенты должны уметь:  ­   владеть   техникой   эксплуатации   парового   стерилизатора   и   сухожарового шкафа; ­ проводить контроль качества стерилизации; ­   проводить   стерилизацию   инструментария,   лекарственных   препаратов, перевязочных материалов, лабораторной и аптечной посуды. Студенты должны знать:  ­ определение понятий асептика, антисептика, стерилизация; ­ методы стерилизации; ­ аппаратуру, используемую для стерилизации; ­ технику эксплуатации парового стерилизатора (автоклава); ­ технику эксплуатации сухожарового шкафа. Практическая   работа   способствует   формированию   следующих  общих   и профессиональных компетенций: ОК­ 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК­3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК­4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК­6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК­7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий. ПК­2.4. Соблюдать правила санитарно­гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. План занятия I. Входной контроль II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме. III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль Ход занятия. I. 1. Ответьте на вопросы входного контроля:  Что такое стерилизация? 2. 3. 4. 5. 6. 7. Какими способами проводят стерилизацию? Что стерилизуют прокаливанием на огне? Какие  аппараты применяют для стерилизации? Где проводят стерилизацию горячим воздухом? Какие существуют способы стерилизации паром? Где осуществляют стерилизацию паром под давлением? Механический способ стерилизации. Самостоятельная работа студентов: 8. II. 1. Заполните таблицу1  «Основные способы стерилизации» Таблица 1 – Основные способы  стерилизации Стерилизация физическая химическая термическая лучевая механическая 2. Изучите технику эксплуатации парового стерилизатора и сухожарового шкафа   (см Приложение 1)  Таблица 1 – Основные способы  стерилизации Стерилизация физическая химическая термическая лучевая механическая 3. Заполните таблицу № 2 и таблицу № 3, исходя из данного перечня основных манипуляций по эксплуатации  а) парового стерилизатора. В   таблицы   внести   перечисленные   манипуляции   строго   по   порядку, рекомендуемому   инструктивными     указаниями   по   эксплуатации     а) парового стерилизатора  Таблица 2 – Эксплуатация  парового стерилизатора № п/п 1 2 т.д. Основные манипуляции по порядку б) сухожарового шкафа . Таблица 3 – Эксплуатация  сухожарового шкафа № п/п 1 2 т.д. 1. кранов. Основные манипуляции по порядку Техника эксплуатации парового стерилизатора (автоклава) Перед работой проверяют исправность всех частей и притертость Приложение 1 2. Через   воронку,   укрепленную   снаружи   котла,   до   верхней   метки водомерного стекла заливают   воду (дистиллированную или кипяченую, чтобы не образовалась накипь). Кран под воронкой закрывают. 3. В   стерилизационную   камеру   на   специальную   сетку   помещают стерилизуемый материал. Предметы следует загружать не слишком плотно, так как пар должен свободно проходить между ними, иначе они не нагреваются до нужной температуры и могут остаться нестерильными. 4. Резиновую   прокладку   на   крышке   натирают   мелом   для   лучшей герметизации. 5. Крышку закрывают  и болтами привинчивают к корпусу автоклава, причем болты закручивают попарно крест­накрест. 6. Открывают   до   отказа   выпускной   кран,   соединяющий стерилизационную   камеру   с   наружным   воздухом,   и   начинают   нагревать автоклав.   Нагревание   автоклава   обычно   производят   с   помощью   газа   или электричества. При нагревании автоклава вода закипает, образующийся пар поднимается между стенками котлов и сквозь специальные отверстия, имеющиеся в стенке внутреннего   котла,   попадает   в   стерилизационную   камеру   и   выходит   через открытый   выпускной   кран.   Сначала   пар   выходит   вместе   с   воздухом, находившимся в автоклаве.   Необходимо, чтобы весь воздух был вытеснен из автоклава,   так   как   в   противном   случае   показания   манометра   не   будут соответствовать температуре в автоклаве. 7. Началом стерилизации считают момент, когда показания манометра достигают   заданной   величины.   Нагрев   регулируют   так,   чтобы   давление   в автоклаве в течение определенного времени не изменялось. 8. По истечении времени стерилизации нагрев автоклава прекращают, пар выпускают через выпускной кран. Когда стрелка манометра опускается до нуля,   открывают   крышку.   Чтобы   избежать   ожогов   паром,   оставшимся   в автоклаве, крышку следует открывать на себя. Автоклав Рис. 1. Переносный автоклав (разрез) 1 — крышка; 2 — рубашка крышки; 3 — зонт; 4 — отверстия для поступления пара; 5 —  кожух; 6 — водопаровая камера; 7 — стерилизационная камера; 8 —спускной кран;  9 и 11 — паровые краны; 10 — водомерная стеклянная трубка; 12 — воронка с краном; 13  — манометр; 14 — предохранительный клапан.   Техника эксплуатации сухожарового шкафа Проверит исправность сухожарового шкафа. Открыть сухожаровой шкаф. Загрузить материал для стерилизации. Закрыть сухожаровой  шкаф. Включить обогрев. Довести температуру до заданной. Отметить время начала стерилизации. Простерилизовать материал. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Отключить сухожаровой шкаф. 9. 10. Дать шкафу остыть. 11. Открыть шкаф. 12. Разгрузить сухожаровой шкаф. Рис.2. Сухожаровой шкаф  IV.   Выходной контроль. Графический диктант. Методические рекомендации студентам к практическому занятию по теме "Стерилизация". Что такое стерилизация? Какими способами проводят стерилизацию? Что стерилизуют прокаливанием на огне? Какую аппаратуру применяют для стерилизации? Где проводят стерилизацию горячим воздухом? Какие существуют способы стерилизации паром? Где осуществляют стерилизацию паром под давлением? Механический способ стерилизации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Что такое асептика? 9. 10. Что такое антиспетика? 11. Что представляет собой автоклав? 12. Что представляет собой сухожаровой шкаф? ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ   IIа, I – КУРСОВ ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии СПЕЦИАЛЬНОСТЬ; 060300; 060301Фармация Тема:  «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы (Дезинфекция)» Дезинфекция   –   это   уничтожение   патогенных   микроорганизмов   на/в 1. объектах внешней среды. Дезинфицируют   только   2. стерилизации.   те   предметы,   которые   можно   подвергнуть 3. 4. 5. 6. Для дезинфекции рук применяют 90% раствор  этилового спирта. Дезинфицируют руки 10% раствором хлорамина. Дезинфекцию рук начинают с правой руки с ладонной стороны. К   приготовлению   дезинфицирующих   растворов   допускаются   лица     не моложе 18 лет, прошедшие соответствующий инструктаж. 7. Запасы дезинфицирующих препаратов хранят в местах, не доступных для общего пользования, в темном и прохладном помещении  8. Все дезинфицирующие средства и растворы должны иметь этикетку, где обязательно указывается: кто приготовил раствор. 9. К хлорсодержащим   дезинфицирующим препаратам относят гипохлорит кальция. 10. К физическим  методам  дезинфекции  относят кипячение, пастеризацию, ультрафиолетовое облучение. ­­1­­­­2­­­­3­­­­4­­­­5­­­­6­­­­7­­­­8­­­­9­­­­10­­ Критерии оценок «5» ­ 1 ошибка «4» ­ 2 ошибки «3»  ­ 3 ошибки «2» ­ 4 и более ошибок ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ   IIа, I – КУРСОВ ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии СПЕЦИАЛЬНОСТЬ; 060300; 060301Фармация Тема:  «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы (Стерилизация)» 1. Стерилизация     ­   это   полное   уничтожение   всех   микроорганизмов   и   их спор… 2. Стерилизацию в пламени проводят для обеззараживания   бактериальных петель… 3. Стерилизацию горячим воздухом проводят в автоклаве… 4. 5. 6. 7. Стерилизацию паром под давлением осуществляют в водяной бане… К механическому способу стерилизации относят фильтрование… Фильтрование применяют для стерилизации сывороток, антибиотиков… Антисептика   –   это   совокупность   мер,   направленных   на   уничтожение микробов в/на живых тканях… 8. Началом стерилизации в автоклаве считается, когда показания манометра достигают заданной величины… 9. Крышку автоклава следует открывать от себя… 10. К   работе   с   автоклавом   допускаются   все   лица,   имеющие   медицинское образование… ­­­­1­­­­­­­­­2­­­­­­­3­­­­­­­­4­­­­­­­­5­­­­­­­6­­­­­­­7­­­­­­­8­­­­­­­9­­­­­­­­10­­­­ Критерии оценок «5» ­ 1 ошибка «4» ­ 2 ошибки «3»  ­ 3 ошибки «2» ­ 4 и более ошибок  Литература Основные источники: 1. Воробьев А.А.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: учебник – М.: Мастерство; Высшая школа, 2011. ­224с. 2. Зверев Основы микробиологии и иммунологии: учебник­ М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014 – 368с 3. Камышев К.С. – Основы микробиологии и иммунологии: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 318с 4. Павлович С.А. Медицинская микробиология: учебник – Мн.: Высшая школа, 2012г – 133с Интернет­ресурсы: http://www.infodez.ru/product/view0/

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"

Учебно-методический комплекс по теме "Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017