Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"
Оценка 4.9

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Оценка 4.9
Разработки курсов +1
doc
дефектология +1
1 кл—4 кл
22.04.2018
Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"
Данный материал предназначен для учителей, работающих в классах для детей с нарушением зрения. Материал рассказывает об опыте работы учителя специального коррекционного класса для детей с ОВЗ по систематизации коррекционно-визуологической работы с учащимися в период обучения в начальной школе. Автор структурирует проведение специальных коррекционных занятий, обозначает специфику общеобразовательного урока в классах для детей с нарушением зрения и описывает эффективные педагогические технологии, наиболее удачные приемы и методы, способствующие восстановлению зрения обучающихся.
Канипова Г.А.,методический материал.doc
Восстановление зрительных нарушений у учащихся специальных (коррекционных) классов IV вида в условиях пространства  общеобразовательной школы Аннотация     Данный методический материал рассказывает об опыте работы учителя   специального   коррекционного   класса   для   детей   с   ОВЗ  по систематизации коррекционно­визуологической работы с учащимися в период обучения в начальной школе. Автор структурирует  проведение специальных коррекционных занятий, обозначает специфику общеобразовательного урока в классах   для   детей   с   нарушением   зрения   и  описывает   эффективные педагогические   технологии, способствующие восстановлению зрения детей.   наиболее   удачные   приемы   и   методы, В настоящее время нарушения зрения занимают одно из центральных мест в перечне   различных   нарушений   развития     детей.   С   каждым   годом   растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Если в первом классе их число составляет 10%,то в четвертом оно повышается более, чем в два раза. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что примерно у 80% учащихся   за   период   школьного   обучения   снижается   острота   зрения.   Важно отметить, что многие нарушения зрения поддаются значительной  коррекции при   регулярном   и   длительном   тренировочном   лечении,   при   создании оптимальной   зрительной   окружающей   среды   и   правильной   организации   как учебного, так и бытовых процессов. Специальные (коррекционные) классы IV вида функционируют в  структуре общеобразовательной школы № 110 с 1999 года. Наполняемость их в соответствии с нормативными требованиями составляет в среднем 12 человек.  Все дети зачислены в результате отбора на ПМПК, имеют сложные нарушения  зрения. Работая учителем коррекционного класса IV вида,  необходимо овладеть офтальмологической   диагностикой,   иметь   понятие   о   сущности   специальных медицинских тренингов органов зрения и употреблении специальных приборов для   зрения   (в   том   числе   очков,   окклюдеров,   монокуляров,   биоптических   и телескопических приспособлений и т.п.). Знать основы тифлопедагогической   компетентно   взаимодействовать   с   другими   субъектами коррекции, образовательного   процесса   по   вопросам   коррекции   зрения,   грамотно организовывать   образовательное   пространство   с   учетом   валеологических требований   охраны   зрения,   осуществлять   мониторинговый   контроль результативности коррекции.  А самое главное  при работе с детьми ­ создать позитивный   настрой   у   учеников   на  результативность   зрительной   коррекции, воспитать   у   них   потребность   и   умения,   направленные   на   самосохранение зрения. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих инновационных  технологий с учетом имеющихся условий позволяет повысить результативность лечения и обучения детей с нарушением зрения.  Принципы организации   учителем коррекционно­зрительной работы  в режиме учебного процесса: 1) научный подход (использование лицензионных материалов и  сертифицированных программ, научных разработок и методик); 2) максимальное использование резерва времени (перемены; подгрупповая  форма организации лечения и коррекционных занятий); 3) использование игровой или иной занимательной формы для  опосредованной коррекции, а также правил, выведенных совместно с  детьми; 4) строгое соблюдение норм допустимой временной нагрузки, оптимальное  сочетание различных видов деятельности, использование динамических и специальных приемов для снятия физического напряжения. Распределение коррекционно­зрительной работы в учебном процессе Время Ежедневно,  перед началом 1 урока На каждом  уроке,  ежедневно Наименование Вводная  гимнастика Раздел/курс Общеразвивающие упражнения,  значимые для зрения Физминутки  (визуологические  паузы) По направлениям: 1) глазодвигательная  гимнастика, Примечание Смена комплекса  через 2 недели. Всего в течение  любого урока  проводится 3  физминутки, в том числе: 1­по теме урока, 2­зрительные. По желанию детей  могут  использоваться на  других переменах. По подгруппам: одна группа детей  проходит лечение, с другой учитель  проводит  коррекционное  занятие. 2) самомассаж глаз, лица и  сопутствующих зрению  органов, 3) упражнения на  аккомодацию,  конвергенцию, 4) упражнения на снятие  напряжения глазных  мышц. Подвижные и малоподвижные  игры, способствующие  восстановлению зрения. Курсы: 1) «Охрана и развитие  остаточного зрения и  зрительного восприятия»; 2) «Развитие осязания и  мелкой моторики»;  3) «Ориентировка в  пространстве» По плану воспитательной работы учителя Ежедневно, на перемене  после 3 урока Динамическая  пауза (игровой час) Понедельник­ пятница Коррекционные занятия 1 раз в  четверть Постоянно Тематические  мероприятия по  привитию  навыков  самосохранения  зрения. Контроль за  правильной  посадкой,  расстоянием до  рассматриваемого предмета,  ношением очков и ­ Правила сохранения зрения. ­ Правила и условные знаки  сохранения осанки. ­ Рекомендации врача­окулиста. Выработаны  совместно с  детьми. окклюдеров Мониторинг  результативности  зрительно­ коррекционной  работы По мониторинговым  показателям, применимым в  медицинской практике  (индивидуальные и общие по  классу, оформленные таблицами  и сравнительными графиками) Мониторинг  результатов за  4­летний учебный  цикл. 1 раз в месяц,  1 раз в  четверть, 1раз в год, за весь период обучения в  начальной  школе В результате введения новых форм здоровьесберегающих технологий   всю осуществляемую  коррекционно­визуологическую работу можно  представить в виде следующей модели:  МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО­ВИЗУОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Валеологическая организация окружающего пространства Соблюдение санитарно­ гигиенических требований  Создание дополнительных зрительно­сберегающих условий  Учет специфики организации  рабочего места и позы ученика Персонификация учебной  деятельности с учетом диагноза Функционирование  классной службы охраны зрения Коррекционно­педагогическая работа учителя Физическое  развитие  как средство восстановления зрения: ­ ОРУ,  укрепляющие  зрение ­ Динамические  паузы и  физминутки  специального  содержания ­ Подвижные и  малоподвижныеиг Визуальные технологии коррекции зрения: ­ Снятие  напряжения  глазных мышц ­ Самомассаж глаз и сопутствующих  органов ­  Глазодвигательна я гимнастика и  тренинги ­Развитие  аккомодации и  Специальные коррекционные курсы: ­ Развитие  зрительного  восприятия и  зрительного  воображения ­  Ориентирование  в пространстве ­ Охрана зрения  (включая  внеклассные и  воспитательные  мероприятия) 1. Валеологическая организация окружающей среды. Помимо   основных   требований   к   созданию   здоровьесберегающей   при   организации   учебно­ обстановки, воспитательного   процесса   с   детьми,   имеющими   офтальмологические   изложенных   в   СанПИНах, нарушения, предъявляется блок дополнительных требований, направленных на охрану   зрения,   которые   изложены   в   специальной   тифлопедагогической литературе.   Кроме   того,   они   дополнены   требованиями   медицинских специалистов по зрению.  В   результате   их   контаминации   у   меня   сложился   следующий   перечень специальных   установок   организации   окружающего   пространства   в коррекционном классе IV вида.  Приоритетными   в   оформлении   класса   являются  светлые   тона (голубой, зеленый, бежевый),   как благотворно влияющие на сетчатку глаза   и   способствующие   созданию   спокойной   обстановки, предупреждающей зрительное напряжение. Поэтому в классной комнате стены имеют светло­голубую окраску, доска окрашена в зеленый цвет, используемые специальные метки и маркеры преимущественно зеленые, рекомендовано   приобретение   тетрадей   с   зеленой   разлиновкой.   Как раздражающие исключены ярко­красные цвета. Если есть необходимость их использования, в оформлении применяются более приглушенные их оттенки (бледно­розовый, темно­вишневый, красно­серый, кирпичный).  Исключение  бликующих   материалов.   Поэтому   при   оформлении пособий не используется скотч, клейкая или прозрачная пленки, файлы. Сменяемые   материалы   в   уголках   могут   быть   помещены   только   под органическое стекло, но не под простое или всевозможную пленку.  Четкость   и   контрастность  изображения,   часто   с   опусканием второстепенных   деталей   и   отсутствием   второго   плана.   Приоритет отдается черному изображению на белом фоне или наоборот.  Параметры буквенно­цифровой информации (по В.П.Жохову): ­ прямой рубленый шрифт, нормальный по плотности, жирности и    насыщенности, с одинаковой толщиной основного и    соединительных штрихов; ­ пропорциональность отношения ширины буквы (цифры) к ее высоте должна составлять 4:5.  Угол   видимости   доски:  учебные   места   детей,   страдающих астигматизмом   и   потому   имеющих   в   диагнозе   патологию   градусного восприятия, должны быть расположены в середине класса, в то время как для других допустим угол видимости доски в 45 градусов.  Рабочая поза учащегося: ­   на   плоскости   парты   специальными   метками   обозначено   поле правильного расположения тетради при письме; ­ совместно с детьми выработаны условные знаки, которыми пользуется учитель   для   коррекции   осанки,   не   отвлекая   при   этом   ученика   от выполнения   письменного   задания,   но   акцентируя   его   внимание   на исправление неправильной посадки.  Например: 1.  Учитель постучал указкой по плакату «Сиди правильно». Значит, многие забыли про осанку, нужно срочно исправить позу. 2.   Проходя   по   рядам,   учитель   положил   руку   на   спину   ученика: срочно выпрямись, не горбись. 3. Этот   же   знак,   если   ученик   скривился   в   сторону   –   выпрями позвоночник. 4. Рука учителя на голове ребенка – низко наклонился. 5. Рука   легла   на   край   тетради   –   выровняй   положение   тетради   по меткам на столе. 6. Учитель постучал ногой – поставьте ноги под партой правильно.  Создание   классной  визуологической   службы  «Отличное   зрение» позволяет привить детям навыки взаимоконтроля за сохранением зрения. Разработан     Устав     службы,   в   который   входят   такие   параметры восстановления   зрения,  как  постоянное   ношение   очков и  окклюдеров, проведение визуологических пауз, замена   оптимистичного зрительного девиза на неделю: «Я знаю, что мое зрение улучшится! Не хмурь брови, напрягая мышцы, чаще улыбайся. Я хочу видеть больше. Я уже лучше вижу!»       Отвечает   за   реализацию   Устава     в   конкретный   временной отрезок  дежурный по зрению.  Специальные внеклассные мероприятия по теме охраны зрения. Их не  так много, практически в четверть имеет место одно из них. Наиболее  удачными оказались: ­ организационное заседание визуологической службы «Отличное        зрение», на котором детьми были выработаны Правила охраны    зрения и Устав службы, а также принципы ее работы; ­ интеллектуально­игровое шоу «Занимательное зрение»,    проведенное в 1 классе на основании подбора занимательных    картинок для рассматривания, когда перевернув картинку вверх    ногами, увидишь другое изображение; когда необходимо найти    изображения в маскирующем рисунке (например, птиц в    переплетении ветвей деревьев); когда в одном изображении    видишь несколько предметов и т.п.; ­ мастер­класс для родителей «Технология выполнения    тренировочных упражнений для глаз», на котором дети    демонстрировали родителям не просто набор возможных заданий,    но и правильное их исполнение; ­ коллективные проекты «История возникновения    очков»  (защита состоялась на классной учебно­научной    конференции для родителей), «Продукты, полезные для зрения»,    «Строение глаза и структура дефекта». 2. Коррекционно­педагогическая работа учителя. Физическое развитие как средство восстановления зрения. В поле деятельности учителя включены:  вводная гимнастика, проводимая ежедневно перед первым уроком и   способствующие включающая   общеразвивающие   упражнения, укреплению зрения;  динамическая   пауза   (игровой   час),  организуемая   на     перемене после третьего урока и состоящая из подвижной игры, опосредованно воздействующей на глазные мышцы, в которую дети после изучения правил играют самостоятельно.  Для   того,     чтобы   грамотно   организовать   данную   деятельность   и   не навредить ребенку, учитель должен знать параметры ограничений физических возможностей учащихся с нарушением зрения. Они изложены в специальной типовой медицинской таблице по зрительной диагностике и являются базовыми при составлении комплексов упражнений и подборе подвижных игр. Остается добавить, что комплексы вводной гимнастики подобраны из специальной литературы, согласно которой комплекс, рассчитанный на  3­минутный временной отрезок, состоит из 6­8 упражнений и используется в течение 2­х недель. Затем заменяется на следующий комплекс, разработанный с частичным   повтором   наиболее   трудных   упражнений   из   предыдущего,   с нарастанием сложности по мере усвоения. Разучивание комплекса  идет под непосредственным руководством учителя и при показе им новых упражнений. Далее ведущим вводную гимнастику может быть назначен один из учеников, успешно усвоивший комплекс. В нашем случае, это дежурный по зрению.  Банк   подвижных   игр  подбирался   достаточно   долго,   до   сих   пор   он постоянно пополняется  и совершенствуется.  Здесь  необходимо  подчеркнуть особую роль родителей, которые не только внесли свои предложения, но и оказали помощь в подборе и изготовлении атрибутов для игр. В принципе, мы используем игры всем известные, в том числе и спортивные. Задача состояла в том, чтобы подобрать их достаточное количество и правильно распланировать, учитывая возрастные особенности детей и частоту использования. Практика показала,   что   оптимальным   сроком   использования   игры   является   недельная продолжительность,   затем   интерес   к   игре   гаснет.   Но   если   через   какой­то временной   промежуток   предложить   ее   снова,   она   вновь   попадает   в   разряд активных.   Поэтому   установилась   традиция:   каждый   понедельник   вносится новая   игра,   объясняются   ее   правила   и   в   течение   недели   учащиеся   ее используют. Если игра увлекла их, заинтересовала, они могут продолжить на других переменах. По целеполаганию игры можно разделить на подгруппы для облегчения  планирования: ­ на концентрацию зрения на объекте,  ­ на способность удержать движущийся объект в поле зрения, ­ на переключение зрения в зависимости от расстояния до предмета,  ­ на развитие равновесия, ­ на формирование правильной осанки, ­ на координацию движений различных органов тела, ­ на выработку осязательной чувствительности. В 1,2­х классах это более простые игры: метание предметов в круг, отбивание мяча   от   пола,   стены,   забивание   его   в   корзину,   перекатывание   друг   другу, закатывание в ворота и т.д. Мяч выступает как уникальный снаряд. Можно подбросить   его,   выполнить   заданное   движение   (хлопнуть   в   ладоши, подпрыгнуть, повернуться вокруг своей оси и т.п.) и затем поймать. Можно сочетать движения со счетом, вышибать игрока мячом, перехватывать мяч у двух играющих в момент перебрасывания его друг другу, передавать мяч друг другу и т.д. В практике работы весь второй класс дети играли с мячом. На удержание равновесия используется игра «Через ручеек», когда дети «переходят»   на   другой   берег   по   скакалке,   по   следам,   по   кубикам,   по дощечкам, по бревну (можно по условным). С то же целью используются игры на создание всевозможных фигур («Море волнуется», «Скульптор», «Фигура по заданию») Различные   игры   на   перенесение   предметов   разными   способами концентрируют зрительное внимание. К этой же категории можно отнести игры на наматывание. На   развитие   осязания   берутся   игры   с   закрытыми   глазами:   «Узнай предмет  на  ощупь», «Кто  больше соберет», «Сосчитай  на ощупь», «Собери определенные   предметы»   (необходимо   собрать   только   резиновые   предметы, или только пластмассовые,  или только мягкие), «Угадай, кто это», «Пойди и найди (по указанию)». Очень интересна игра «Собака­поводырь», когда один ребенок   –   собака,   он   ведет   другого   –   слепого.   Она   несет   скорее психологическую   нагрузку,   так   как   слепой   доверяется   поводырю,   а   тот ответственен за безопасность слепого игрока. Особое место отводится играм на координацию движений головы, ног, рук. Это многоступенчатые инструкции, дети сами придумывают их и задают водящему,   при   этом   стараются   задать   достаточно   сложную   инструкцию, например: дойти до стола, высоко поднимая колени и делая хлопок в ладоши над головой на каждый шаг с левой ноги. Или вот такая инструкция: одной рукой массировать себе живот по часовой стрелке, при этом другой гладить себя по голове. В 3­4­х классах приоритет отдается спортивным играм, причем, в данном случае период увлеченности игрой увеличивается до 2­х недель, так как первая неделя   отводится   на   освоение   игровых   правил,   а   на   второй   организуются состязания. Если к тому же использовать игру 2 раза в год, то количество необходимых игр значительно сокращается, дефицита игр не испытываешь. Это теннис, бадминтон, дартс, бильярд, баскетбол с акцентом на забивание мяча в корзину, хоккей. Из настольных спортивных игр используем шахматы и шашки, причем,  играем  не  только   в  русские  шашки,  но  и   в  щелчки.  Разновидность щелчков   –   умение   попасть   шашкой   в   нарисованную   лунку   с   указанием количества   очков.   В   этом   году   появился   у   нас   боулинг,   самодельный,   в котором   в   качестве   дорожки   выступают   проходы   между   рядами   парт, пластиковые бутылки мы утяжелили водой и используем как кегли.                Визуологические технологии по укреплению зрения. ,   и и ц к е р р о к й о к с е ч и г о л о у з и в я и н е л в а р п а Н   х а к о р у     а н м е л е т и ч у   е ы м е у з и л а е р Упражнения на снятие напряжения глазных мышц Самомассаж глаз и сопутствующих зрению органов Глазодвигательная гимнастика  и тренинги Упражнения на аккомодацию и конвергенцию Закаливающие процедуры для глаз Исследование размытой зоны Спектральная (цветовая) визуализация В   каждом   направлении   работы   предусматривается   развитие бинокулярности,   поэтому   в   течение   всего   четырехлетнего   начального обучения в классе коррекции зрения выдерживается установка на осознанное и сосредоточенное выполнение упражнений. Эффективность работы значительно снижается, если она выполняется чисто механически. Упражнения на снятие напряжения глазных мышц.  Любой   тренировочный   комплекс   для   глаз   начинается   со   снятия мышечного   напряжения.   Часто   эти   упражнения   кажутся   на   первый   взгляд очень простыми, но научиться их правильно выполнять довольно сложно.  Приведу наиболее распространенные упражнения в этом направлении по непосредственному расслаблению органов зрения, хотя в работе в комплексе используются   упражнения,   способствующие   снятию   напряжения     с   других органов тела, например, с пальцев рук, с нижней части туловища и др.: Вращение головой Ладони  на глазах Цифебла Жмурки т Порхащее  моргание Мигание  с тактильным  контроле м для расслабления мышц шеи, головы, лица и избавления от  напряжения в плечах для расслабления усталых или напряженных глаз или  успокоения мыслей для релаксации и снятие тонуса мышц, находящихся вокруг  глаз, и для снижения внутриглазного давления для расслабления системы зрения и избавления от вредной  привычки щуриться с целью рассмотрения предмета и связанного с  этим напряжения расслабление и   увлажнение мышц глаз положив  кончики пальцев на виски для контроля отсутствия  движения мышц, если вы усиленно моргаете, работать должны только  мышцы век, а не лицо Аутотрен использование силы мышления для снятия напряжения тела,    инг визуализации по глазных и ресничных мышц  Самомассаж глаз, лица и сопутствующих зрению органов. Постукивание подушечек  для   стимуляции   зрительных   центров пальцев Массаж кистей рук и пальцев (в том числе с помощью вспомогательных головного   мозга   и   улучшения   фокусировки зрения для   стимуляции   БАТ,   отвечающих   за зрение,  расположенных в зоне кистей рук предметов,   например,   карандаша   или грецкого развивающих ореха, тактильную чувствительность) Массаж ушей Массаж   лица   (поглаживающий, растирающий,   постукивающий, для   стимуляции   БАТ,   отвечающих   за зрение,  расположенных в зоне ушей для   стимуляции   работы   мышц   лица, участвующих в процессе зрения глубокий) Массаж   глаз   3   или   5   пальцами для   стимуляции   мышц,   управляющих (разные   упражнения   по   технике выполнения) механизмом   фокусировки   и   движениями хрусталика Массаж   энергетических   точек для направления энергии тела к голове, головы шее и глазам Массаж   затылочных   БАТ (используется   как   самостоятельное для притока крови именно к затылочным долям головного мозга, в которых расположены упражнение)­ главные зрительные центры его Прижимание теплыми ладонями  для   выравнивания   тока   крови, закрытых глаз на 1­2 секунды Прижимание   только   закрытого верхнего века подушечками трех пальцев поступающего к глазному яблоку (прекращение прерывистого,   пульсирующего   кровотока, вызывающего нистагм при повышенном глазном давлении) для   снятия   тремора   и   выравнивания притока тока к ресничному телу на 1­2 секунды   Массаж   височного   и для   стимуляции   работы   окологлазных окологлазного пространства на закрытых глазах Массаж надбровных дуг и нижней мышц восстанавливает   гибкость   глазных, части глазниц Пальпирование ресничных мышц и ресничного тела легкие,   быстрые,   переменные   касания подушечками пальцев закрытых верхних век без нажима на глазное яблоко Обмахивания   распахнутого,   но один   глаз   накрывается   ладонью,   но   не прикрытого сверху глаза  Пальминг   (в   сочетании   с аутотренингом) закрывается   под   ней.   Плоскостью   тыльной стороны второй ладони, ритмично приближая и отдаляя ее, обмахивается второй, не прикрытый глаз глаза ладонями, расположенными   крест   накрест.   Проводится прикрываются аутотренинг Развитие   конвергенции   и   аккомодации,  то   есть   способности сосредотачивать   взгляд   на   одной   точке   и   перемещать   зрительный   фокус   с одного предмета на другой. Начинаем, конечно, с наиболее простых игр и упражнений.   Сюда следует отнести «спрятанные» изображения: ­ негативное,  ­ контурное,  ­ трафаретное,  ­ ретушированное,  ­ зачеркнутое,  ­ изображение на фоне других предметов, ­ перевернутые, ­ двухсмысловые.  Нахождение отличий в двух изображениях, картинках.  Изменение фигуры за счет минимальных перемещений (перекладывание счетных палочек, проведение дополнительных линий). Следует сразу развести понятия игр и упражнений, так как игры требуют более длительного временного отрезка. На уроках в условиях физминутки их использовать   не  будешь.  Поэтому  новые   игры   выносятся   на  коррекционные занятия. Также и все новые упражнения, они требуют детальных объяснений и точного исполнения, поэтому разучивание новых упражнений также выносится на занятие. А вот когда они усвоены, упражнения берутся на физкультурной паузе   на   уроках,   а   игры   используются   в   самостоятельной   игровой деятельности, например, во время отдыха на перемене. Отдельным подразделом в данном направлении работы стоит развитие периферического   зрения   и   фузионной   способности  раздвоение   изображения).   Слабовидящие   люди   часто   слишком   сильно сосредотачивают   свое   зрение   на   одном   предмете,   блокируя   тем   самым (совмещение   и периферическое   (боковое)   зрение.   Необходимо   же   научиться   получать информацию и со стороны периферического сознания – сбоку, спереди и сзади по отношению к тому, куда смотришь.  К данной работе приступаем, уже повзрослев и накопив определенный опыт   в   выполнении   зрительных   упражнений.   Среди     них   следует   отметить следующие:  Веревка с узелками – достаточно сложное для выполнения упражнение из Программы улучшения зрения Мартина Суссмана (М., 2007).  Перемещение взгляда с ближней точки на отдаленную, когда на стене на уровне   глаз   крепится   карта   с   крестом   на   расстоянии   30   см,   а   на расстоянии   вытянутой   руки   располагается   карандаш.   Сосредоточив взгляд   на   карандаше,   ребенок   видит   на   заднем   плане   2   карты,   а сфокусировав взгляд на карте – 2 карандаша.   Работа   с   оптометрической   таблицей   –   раздваивание   зрения   при фокусировке, что приучает мозг использовать при рассматривании оба глаза.  Упражнение «Карандаши» ­ также с эффектом раздваивания и слияния изображений.   Таблица для развития периферического зрения, рассматриваемая через специальный вырез.   Использование   стереоскопических   очков   –   дает   возможность   ребенку узнать   о   зрительных   возможностях   организма.   Это   книги   для рассматривания   со   стереоочками.   По   согласованию   с   родителями приобретено   несколько   разных   альбомов,   чтобы   можно   было обмениваться,   но,   к   сожалению,   разнообразие   недостаточное,   пока издательством выпущено только 6 таких альбомов. При копировании или переводе   в   цифровой   формат   стереоэффект   пропадает.   И   очки достаточно непрочные, на бумажной основе, требуют очень бережного к себе   отношения   при   недостаточном   их   количестве   (к   альбому прилагаются только одни очки).  Рассматривание   трехмерных   изображений.   На   этом   разделе   стоит остановиться   особо.   Используется   методика   Стива   Пери   «Новое измерение», изданная на русском языке в 1997 году. Примечательно то, что   в  ней   впервые   дается   не  единственный   способ   увидеть   объемный объект, а целых  4. Возможен индивидуальный подбор способа для детей с   разной   патологией.   К   концу   курса     отдельным   ученикам   удается овладеть тремя. К слову сказать, люди с нарушенным зрением быстрее овладевают методикой, чем с сохранным. Надо отметить также объем иллюстрационного   материала   –   87   рисунков.   Родители   приобрели несколько альбомов для класса, а также используют их дома.  Объемные картины   буквально   поражают   воображение,   вызывают   глубокий эмоциональный   отклик   у   ребят,     что   способствует   коллективному обучению тех, кто не может на первых порах рассмотреть изображение.           Развитие глазодвигательных мышц. Чаще всего упражнения на аккомодацию и конвергенцию предполагают параллельное развитие глазодвигательных мышц.   Плотное закрывание и открывание глаз с интервалом в 30 сек.  Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.        Усложненный вариант – исполнение с закрытыми глазами.  Вращение глаза вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.        Усложненный вариант – исполнение с закрытыми глазами.  Отслеживание   движения   кончика   пальца   руки,   расположенного   на расстоянии 25­30 см на уровне глаз. Не только обоими глазами, но и закрытым глазом.  Слежение глазами за медленно поднимаемым или опускаемым пальцем, предметом. Как вариант: слежение за падающим листом, снежинкой из бумаги, за полетом бабочки, птички, самолетика, за перемещением капли воды по стеклу.  Сосредоточение на пальце – смотреть прямо перед собой 2­3 сек, затем перевести взгляд на 3­5 секунд на кончик пальца, расположенного в 25­ 30   см   от   глаз.­   Для   облегчения   зрительной   работы   на   близком расстоянии.  Взгляд на кончик носа, перемещаемый через 2­3 секунды на заданную точку на втором плане.  Часы   –   рассматривание   заданной   цифры   сначала   на   будильнике, удаленном на максимально рассматриваемое расстояние, затем той же цифры на наручных часах.  Точка   на   стекле   –   известное   упражнение   Аветисова,   развивающая возможность переключения фокуса с дальнего предмета на ближний.  Перемещение зрения в соответствии с поворотом головы – упражнение, предваряющее   «Точку   на   стекле»,   так   как   у   людей   со   зрительными нарушениями   «Точка…»   не   всегда   сразу   получается.   Здесь   же   по указанию   учителя   ребенок   поворачивает   голову   и   вместе   с   этим перемещает зрение с одного предмета на другой в пространстве комнаты, доски, шкафа (вертикальное перемещение) и т.п.  Визуальное   нахождение   предмета   в   комнате,   не   вставая   с   места   – усложненный вариант предыдущего упражнения.  Визуологические таблицы, предполагающие перемещение зрения с одной точки   на   другую   в   соответствии   с   указывающими   стрелками,   когда движутся только глаза.   Контуры   –   обвести   контуры   заданного   объекта   воображаемым карандашом. Движутся только глаза. На первых порах взгляд следует за указкой учителя, обводящего контур предмета.  Точечная   таблица   способствует   расширению   пределов   аккомодации. Аналогично действие таблицы «Я могу видеть».   Таблица   «Люблю   видеть   ясно»   восстанавливает   гибкость   глазных, ресничных мышц и ресничного тела.   Соляризация  –   закаливающие   процедуры   для   глаз.   Например, «Солнечный   цикл»  фактически   представляет   собой   методику   проведения солнечных   закаливающих   ванн.   Он   состоит   из   4   упражнений   и   помогает насытить   светом   зрительную   систему,   поупражнять   мышцы   глаз   и   снизить чувствительность к солнечному свету.    Исследование размытой зоны чрезвычайно полезно, так как видишь ее недостаточно четко. Дети с нарушением зрения не склонны заглядывать в нее без очков, чтобы не причинять себе лишний дискомфорт, либо у них не хватает времени   и   терпения,   чтобы   осмотреться   там.   В   результате   создается нисходящая   спираль:   Чем   меньше   вы   смотрите,   тем   меньше   видите.   Такие установки негативно отражаются на взаимодействии между мозгом и глазами. Рассматривать размытую зону важно не торопясь и не напрягаясь, даже если   четкость   изображения   невелика.   Для   рассматривания   используются техники: контуры, из угла в угол, переключение зрения с дальнего объекта на ближний,   мигание   и   др.   Чем   дольше   всматриваешься,   тем   больше   деталей замечаешь, и это позволяет зрительным центрам головного мозга включиться в процесс зрения. Упражнения   по   рассматриванию   размытой   зоны   можно   включать   в занятия как альтернативу использования таблиц на развитие периферического зрения.        Следует отдельно остановиться   на  спектральной визуализации  как на комплексном способе заряжения энергией и расслабления зрительной системы с   одновременным   развитием   зрительного   воображения.   Это   достаточно сложный вид аутотренинга, но максимально результативный. Сначала детям даются установки на ощущение глазодвигательных мышц и зрительного нерва, вплоть  до мысленного протяжения  его в затылочные  доли  головного мозга. Затем   идет   наполнение   глазного   яблока   красным   цветом,   поток   которого постепенно наливает и зрительные центры. Соответственно идет кроветворное обеспечение.   Далее   следует   оранжевый   цвет,   как   уносящий   напряжение.   И остальные   цвета   в   следующей   последовательности:   желтый,  зеленый,  синий, фиолетовый и белый – каждый цвет несет свою нагрузку. Визуализация спектра помогает осознать и почувствовать систему зрения во всем ее объеме: глаз, глазные мышцы, нервные пути и мозг. А также провести весь комплекс, от релаксации до активизации органов зрения. Кроме   вышеперечисленных   можно   выделить   несколько   небольших   по объему, но важных направлений работы, как то: ­ закаливающие процедуры для глаз, например, соляризация, ­ исследование размытой зоны, ­ спектральная визуализация.   Развитие ориентировки в пространстве.  Данный   раздел   работы   реализуется   на   коррекционных   занятиях   и структурно состоит из следующих параметров: ­ ориентировка в собственном теле и расположении предметов относительно себя; ­ ориентировка в расположении предметов относительно друг друга и частей предмета; ­ ориентирование в окружающей местности, в здании и конкретном помещении; ­ ориентировка на ограниченной плоскости (стола, доски); ­ ориентировка в тетради; ­ предупреждение оптической дисграфии. Все   направления,   кроме   последнего,   проходят   по   вертикали   через четырехлетний курс начальной школы с усложнением содержания. К примеру, в первом классе мы запоминаем и описываем дорогу до школы, до дома, до социально­значимых   объектов.   Во   втором   классе   составляем   план перемещений, намечаем маршруты. В третьем – ориентировка по упрощенным планам,   картам,   маршрутам   до   заданного   конечного   пункта.   В   четвертом   ­ ориентировка   по   типовым   картам   местности,   использование общественного транспорта.   составление   макетов, Остановлюсь   подробно   на   оптико­пространственной   дисграфии,   как наиболее характерном нарушении у   детей классов  IV  вида.  Если говорить о конкретных   проблемах   детей   в   части   оптической   дисграфии,   то   они следующие: ­ неумение держать строку – для таких детей важно в начале обучения    обозначать ее жирной линией, чтобы ребенок ее видел, ­ невыдерживание размера букв (увеличение в высоту или постепенное    уменьшение) – приходится обозначать коридор, в котором   прописывается строчка, ­ слияние слов в предложении или неоправданный разрыв слова –    здесь поможет только анализ предложения и постоянный упор на то,    что в слове все буквы держатся друг за друга,   ­ зеркальное письмо и восприятие букв, близких по начертанию, в том    числе вертикальное (ш/т, п/и), ­ опускание элемента или добавление лишнего (ж/х, ш/и, т/п, м/л), ­ отсутствие элемента буквы (к, э). Подобные   нарушения   имеются   практически   у   всех   первоклассников   с нарушением зрения, и работать здесь необходимо со всеми учащимися. Работа учителя     по   профилактике   дисграфии   ведется   на   уроках   русского   языка   в течение   всего   периода   начального   обучения,   сопровождается   поддержкой логопеда. У большинства детей дефект исправляется.  Развитие зрительного восприятия   с  целью   повышения   способности   к   обнаружению,   восприятию основных   информативных   признаков   (формы,   размера,   цвета,   яркости   и контрастности)   и   опознанию   изображений, пространственным  взаимоотношениям.   их   количественным   и Составляющей частью данного раздела является «Развитие зрительного воображения»,   которое   осуществляется   на   базе   формирования   зрительных образов   и  представлений   об   окружающем   мире.   Как  уже   отмечалось   выше, данная работа вынесена вне занятия и осуществляется в процессе наблюдений за явлениями природы и общественной жизни. Кроме того,  развитие зрительной памяти и воображения осуществляется на основе  программы И.Матюгина. Данная программа состоит из нескольких подпрограмм, мы используем ту, которая носит название «Зрительная память» из серии книг по развитию образной памяти у детей.   В процессе работы мы столкнулись с проблемой, которая  заключалась в подборе   игрового   материала.   Тот,   который   предлагает   типовая   программа, ориентирован по содержанию на учащихся 1­2 классов. В 3­ем классе нами был придуман усложненный вариант игр, а в 4­ом поиск необходимого материала вывел   на  логические   блоки   Золтана   Дьенеша,   венгерского   математика, ученого   и   педагога.   По   содержанию   на   базе   этих   логических   блоков отрабатывается   и   цвет,   и   форма,   и   размер,   и   пространственные,   и количественные   отношения.   Кроме   усвоения   сенсорных   эталонов,   идет интенсивное развитие логического мышления и творческих способностей детей с нарушением зрения. В   итоге,   в   течение   14­летней   практики   работы   с   детьми,   имеющими нарушения   зрения,   сложилась   следующая   3­блочная   структура   занятий   с определенными   содержательными   направлениями   внутри   каждого   блока. Понятно,   что   предлагаемая   схема   является   максимально   насыщенной   и представляет полную картину коррекционного занятия. На практике на каждом занятии обязательно реализуются все 3 блока работы, но из каждого берется 2, максимум 3 направления. Структура  специальных коррекционных занятий  Структура коррекционного занятия Блок 1. Развитие  функциональны х визуологических Блок 2.  Развитие  зрительного  восприятия Снятие напряжения с глазных мышц Глазодвигательная гимнастика Развитие аккомодации и конвергенции Цвет Форма Размер Яркость Контраст Количество Самомассаж глаз, лица и сопутствующих зрению органов ОРУ, способствующие восстановлению зрительных функций Закаливающие процедуры для глаз (соляризация) Исследование размытой зоны Спектральная визуализация Блок 3.  Развитие  ориентировки в пространстве В собственном теле и  предметах относительно себя Предметов относительно друг друга и частей в целом В окружающей местности, в  здании и конкретном  помещении На ограниченной плоскости  (на столе, доске, в тетради) Предупреждение оптико­ пространственной дисграфии Общеобразовательный урок, насыщенный  визуологическим содержанием,  также приобретает коррекционную специфику. Специфика общеобразовательного урока в начальных классах IV вида:  соблюдение   особенностей   охраносберегающей   зрение   организации окружающего   пространства,   в   том   числе   требований   к   освещенности, цветовому наполнению, четкости и яркости его, подбору рабочего места в соответствии с офтальмологическим диагнозом.  использование   дополнительных   средств,   облегчающих   ребенку   с нарушением   зрения   учебный   процесс   (специальные   метки,   знаки, разлиновки, условные обозначения, в том числе слуховые).  включение   в   работу   необходимых   для   восстановления   зрения   других физиологических   систем   организма   в   виде   рационального   подбора общеразвивающих   упражнений,   специальных   динамических   пауз, контроля за посадкой ребенка и т.п.  насыщение   урока   специальными   визуологическими   техниками, используемыми в качестве физических перерывов и пауз. В целом работа ведется   по   4   ранее   перечисленным   основным   направлениям.   В зависимости от усвоения содержание заменяется на более сложное.  индивидуализация   учебного   процесса   в   зависимости   от   диагноза,   что выражается   не   только   в   правильной   организации   учебного   места,   но также в персональной шрифтовой распечатке дидактических материалов, различных   визуальных   нагрузках   (существуют   противопоказания   к отдельным видам работ детям с определенной диагностикой).  дифференциация   заданий   в   зависимости   от   диагноза   и   подгрупповая организация их выполнения детьми с аналогичными нарушениями. Представленный опыт, апробированные методики  доказывают действенность и эффективность разработанных направлений коррекционной работы  с детьми, имеющими   нарушения   зрения.   результатами офтальмологических осмотров и заключений специалистов.   Положительная   динамика   подтверждена Литература 1. Коррекционные   программы   для   младших   школьников   с   сочетанными дефектами   развития   СКОУ  III  ­  IV  видов.   Образовательная   область «Коррекционная   подготовка».   –   Челябинск:   ООО     «Печатный двор».2008.    Б.К.  Тупоногов  «Содержание и методы обучения детей с нарушением 2. зрения». М;  АПКиППРО; 2005 год.  3. В.П. Ермаков , Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения». – М; « Просвещение» 1999 год. 4. Т.Б.   Тимофеева,   С.В.   Алышева,   Н.   Л.   Герасименко   «Организация коррекционных   занятий   в   специальных   (коррекционных)   школах­ интернатах III – IV видов» ­ Ростов на Дону: Феникс, 2010 5. З.П.   Малева   «   Психолого   –   педагогическая   и   социальная реабилитация   детей   с         нарушением   зрения   в   системе   специального образования».  ­ Ч; 2000 год. 6. Г.Г.   Демирчоглян,   А.Г.   Демирчоглян   «Специальная   физическая культура для  слабовидящих школьников». – М;  2000 год.  7. М. Суссман «Программа улучшения зрения»  ­ М; 2007 год 8. Т.П.   Комарова   «Логопедические   игры   и   упражнения   для   детей   с нарушением  зрения».  – М;   2008 год.   Г.В.   Никулина,   А.В.   Потемкина,   Л.В.   Фомичева   «   Готовим   к   школе 9. ребенка с нарушениями зрения». ­ С. –  П.; 2004 год  10. И. Ю. Матюгин «Тактильная память. Зрительная память». – М; 1991  11.  Л.И. Кононенко, Н.В. Геверц «Организация психолого­педагогической деятельности в начальной школе». – Волгоград; 2007 год.

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"

Учебно-методический материал "Восстановление зрительных нарушений обучающихся в условиях пространства общеобразовательной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018