Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
биология
6 кл—8 кл
05.01.2019
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа. Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями. Главное подобрать заинтересованных работой на участке.
Живая лаборатория.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Автор работы:
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии
Учебноопытный участок –
«Живая лаборатория школы»
356 326
Россия, Ставропольский край
село Грушевское
улица Ленина, №66/1
1 Содержание
I. Аннотация
II. Пояснительная записка
III. «Живая лаборатория школы»
1. Введение
2. История возникновения УОУ
3. Расположение
4. Отделы
5. Дизайн
6. Экологическая тропа
стр.2
стр.3
стр.45
стр.5
стр.5
стр.5
стр.6
стр.67
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности
во внеурочное время через использование проектной технологии
стр.78
V. Заключение
VI. Рекомендации
VII. Список литературы
VIII. Приложение (электронный вариант)
1. Презентация проекта «Великая труженица огородов»
2. Презентация проекта «Учебноопытный участок»
стр.8
стр.9
стр.9
2 I. Аннотация
Базой опытнической работы учащихся должен стать учебноопытный участок. Это
лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под
руководством учителя, где проводятся многие практические занятия по биологии и
сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа. Практическая деятельность
учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной
деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями. В
организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно
из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым
делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую
активность и самостоятельность. Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались
посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал
их возрастным особенностям.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих
предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии.
Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или
лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых
приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми
методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по
почвоведению и агрономии, по микробиологии. Если на первый план ставить научную
ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением
принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы –
безошибочны. В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими
неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить
предварительно в специальной литературе, в периодической печати или же добывать в
процессе кропотливого и продолжительного эксперимента. В этой работе не бывает
перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во
внеурочное время: в процессе учебнопроизводственной практики, а также за счет времени,
отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Живой лес, цветы и
бабочки трудно заменить художественными фотографиями, т.к. эмоциональное
воздействие именно живой природы надолго остаётся в памяти ребёнка, даёт толчок к
размышлениям и сопоставлениям.
Работа состоит из двух разделов: в первом описывается УОУ «Живая
лаборатория школы», условия для опытнической и исследовательской работы, во втором
развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через
использование проектной технологии. Автор указывает, что проекты производят большой
воспитательный эффект, их разработка формирует у школьников экологическое
мышление, дети начинают понимать законы природы и то, что человеку необходимо,
прежде всего, хорошо подумать, а стоит ли нарушать эти законы. Одновременно у
учащихся формируются и совершенствуются умения и навыки по уходу за домашними
3 животными и растениями, по созданию необходимых условий их содержания. Дети
совершенствуют навыки работы с микроскопом, учатся изготовлению временных
микропрепаратов, работают с научнопопулярной литературой.
II. Пояснительная записка
В наше время, когда в сознании детей активно внедряется циничное, безнадёжное
отношение к окружающей действительности и миру, творчество помогает найти
жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования. Необходима
серьёзная переориентация умов, сознания подрастающего поколения от представлений о
том, что «мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё наша задача». Важно
научить детей экологически грамотному поведению в природе, воспитать заботливое,
гуманное отношение ко всему живому и его окружению.
Развитие творческих способностей имеет для детей большое значение. Оно помогает
становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению
уровня самооценки, формирует положительный взгляд на жизнь. Поскольку отсутствие
занятости у детей является одной из причин наркомании, необходимо вовлекать их в
различные виды деятельности. Считаю, что опыты и наблюдения на УОУ помогут познать
закономерности жизни растений и животных, дадут возможность применять полученные
знания на практике, приобретать ценные навыки и уменья. Труд на участке развивает
самодеятельность и инициативу, воспитывает любовь к родной природе, повышает интерес
к науке.
Развитие творческих способностей помогает и в профессиональной ориентации
школьников в будущем. Подросток ищет общения, свободы, он социально активен, жаждет
деятельности, хочет попробовать себя во всём. Задача педагогов, родителей дать
возможность ребёнку реализовать, проявить себя в какойлибо деятельности.
Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них
качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо
от выбора профессии. Воспитательная среда школы создаёт условия для позитивного,
созидательного творчества педагогов и детей, способствующего формированию достойного
гражданина нашего общества. И работа на УОУ поможет учащемуся реализовать себя,
заняться экологическим самообразованием во имя гармонии природы и человека.
4 III. «Живая лаборатория школы»
1. Введение
Цель: Формирование высокой экологической морали человека, несущего
ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном
Доме Земля. Чистота, здоровье и благополучие в Доме залог жизни на планете.
Задачи:
1. Закрепление и углубление на практике знаний и умений, полученных на уроках
биологии, технологии (сельскохозяйственный труд).
2. Развитие творческих личностных способностей учащихся.
3. Формирование умений оценивать характер воздействия человека на
окружающую среду.
4.Формирование у учащихся желания внести свой вклад в охрану природы.
Ожидаемый результат:
1.Готовность учащихся к экологической деятельности.
2. Выработать умение применять биологические знания в практической
деятельности.
3. Оздоровление учащихся.
Направление деятельности:
1. Экологопедагогическое.
2. Прикладное.
Формы и методы работы:
Работа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого
подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их.
Используется широкий спектр методов, приёмов, в том числе и нетрадиционных. Формы
работы так же различны: лекция, беседа, экскурсия, исследовательская работа.
5 Актуальность
Важность школьного периода в жизни человека заключается в том, Что в это время
закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и
социальных установок личности. Школьник ищет общения, свободы, активности, жаждет
деятельности, хочет попробовать себя во всём. И нужно дать возможность ребёнку
реализовать, проявить творческие способности, которые помогают становлению личности,
осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки. Работа
отвлекает подростков от пьянства, наркомании, курения. А творчество на пришкольном
участке способствует закреплению знаний, полученных на уроках биологии, химии и
географии, внести посильный вклад в охрану природы, закрепить умения и навыки по
уходу за растениями, подготовиться к конкурсу УПБ. Деятельность в области экологии
интересна детям, она помогает преодолеть биологическую безграмотность, способствует
развитию экологического сознания учащихся. Возраст работающих на УОУ – разный, но в
процессе работы дети общаются друг с другом, изучают дополнительную литературу,
работают в Интернете.
Устремляйте ум на радость творчества
Н.И.Рерих
2. История возникновения УОУ
Год возникновения 1975. По рассказам старых учителей, на месте, где находится
наша красавицашкола, 37 лет назад был огромный пустырьсвалка. И только благодаря
человеческим рукам он превратился в большой цветущий сад, где распевают жаворонки и
весело щебечут воробьи. А сейчас о пустыре редко кто вспоминает: стройными рядами
стоят плодовые деревья, свежей зеленью выделяются в саду кусты малины и крыжовника,
приятно ласкают глаз и облагораживают человека цветы. Пробуждая в нём чувства
прекрасного, вселяют веру в свои силы, вызывая восхищение жизнестойкостью и
приспособляемостью к погодным условиям.
3. Расположение
УОУ принято считать «Живой лабораторией», где учащиеся практически изучают
основные принципы биологии, овладевают методами управления ростом и развитием
растений, учатся грамотно оформлять дизайн участка, чтобы улучшить экологическую и
оздоровительную обстановку в школе, проводят экологическую работу в своей среде
школьников. Участок расположен во дворе школы на расстоянии 2 метров от неё, что очень
удобно для исследовательских работ и проектной деятельности. На открытом хорошо
освещённом месте, с пригодной для выращивания почвой, ровной поверхностью,
окруженный искусственной и живой изгородью.
4. Отделы
6 опытный, начальных классов,
Площадь участка 0,55. Имеются следующие отделы: полевых, овощных культур,
цветочно
производственный, коллекционный,
декоративный, плодовоягодный,
дендрологический, ореховая роща. На участке
используются севообороты (делянок – 4). Опыты ведутся по школьной программе среди
учащихся 2 – 7 классов. Наш УОУ является базой для творческой опытнической и
практической работы учащихся, формирования интеллектуальных и практических умений,
связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды
на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории.
5. Дизайн
Для того чтобы правильно и интересно организовать работу на УОУ, необходимо
хорошо продумать заранее план участка, в составлении его участвуют члены детского
объединения. На плане указывается юг и север участка, делается это для того, чтобы
наметить направления посевов, посадок грядок. Надо стремиться, чтобы рядки растений
имели направление с севера на юг, что способствует равномерному обогреву и освещению
растений. Каждый из разделов отделяется дорожкой шириной в 1,5 метра, а ширина между
делянками – 50 см. Делянки для учащихся младших классов шириной 1 м., длиной – 3 м., а
для среднего звена – 2 х4 м. Наилучшей формой делянок считается – прямоугольная,
потому, что так легче организовать чередование культур и правильно разместить поля
севооборота. Дорожки прямые: меньше занимают места и облегчают работу. Вдоль
дорожек сажаются осенние цветы, размещённые на рабатках. Овощной участок хорошо
оформляется с помощью посадок овощей: темные красноваты листья свёклы красиво
оттеняют овощи с яркозелёной окраской. Красиво смотрится участок с салатами. В
каждом поле овощного и полевого севооборота может быть несколько культур: растения
внутри поля формируются по высоте и форме. Не красиво сажать редис рядом с редькой
поздней, так как у редиса мелкая листовая розетка, а редька развивает сильные большие
листья. При таких посадках участок будет иметь неприглядный (лохматый) вид, поэтому
по краям делянки размещают низкорослые овощи, а в середине – высокорослые. При
высаживании растений необходимо учитывать и полив. Те овощи, которые требую больше
полива, сажают и сеют ближе к центральным дорожкам. Участок, отведённый под сад,
дендрарий, ореховую рощу на делянки не разбивается, таккак деревья и кусты
располагаются ровными рядами. Участие детей в обустройстве УОУ позволяет
формировать у них верное эстетическое восприятие.
6. Экологическая тропа
А какой участок без экологической тропы? Ведь она помогает чувствовать, любить
природу, воспитывает доброту к любому живому существу, желание помочь ему. Наша
тропа имеет следующие станции:
1. Пришкольный участок (описан выше).
2. Зеленая аптека. В коллекционном отделе собраны разные лекарственные
растения: зверобой, календула, мелисса, девясил, ревень. Существует мнение, что даже
7 простое душевное общение с растениями благотворно действует на человека, а неспешно,
с любовью выполняемый сбор трав – уже начало лечения. Дети знают, что препараты из
растений, настои и отвары воздействуют на организм мягко, так как содержат
биологически активные вещества в небольших количествах. Поэтому лечение можно
проводить длительное время не опасаясь привыкания. Если сбор трав и лечение проводить
правильно, то выздоровление обязательно наступит. Сбор лекарственных трав проходит с
большим интересом, расширяет познания в основах фармакологии.
3. Дендрарий. Дендрарий (от греч. «дендрон» дерево) означает – участок
открытого грунта. Где культивируются деревья, синтезируемые по экологическим,
декоративным и другим научным целям. В этом уголке пришкольного участка
произрастают: пирамидальные и серебристые тополя, рябина, черемуха, сосна, клён,
конский каштан, орех, плакучая ива и берёзы , ярусом ниже – жасмин и сирень. Рядом с
деревьями расположены лавочки, где дети могут отдохнуть в свободное время.
4. Свалка. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой
всевозможный мусор и различные отходы. И как человек поступит с ними, зависит от
культуры и воспитанности. Твёрдые бытовые отходы скапливаются на таких свалках.
Учащиеся знают, что запущенность свалки может привести к нарушению круговорота
веществ в природе, поэтому постоянно проводят акции по ликвидации этой свалки.
5. Автомагистраль. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб
биосфере, но наиболее опасен для нее – автомобильный. В среднем каждый из автомобилей
выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу,
сажу, свинец. Школа расположена практически рядом с автотрассой. Дети знают, что
растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ,
выделяемых автотранспортом, поэтому периодически высаживают древесные и
кустарниковые растения.
6. Здоровье. Природа – великий врачеватель и целитель. Голоса природы – шум
травы, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра – необходимы человеку также, как
чистый воздух, как зелень деревьев , как солнце над головой. Природа удивительно
бесшумна. Нет, она не безмолвна, а именно бесшумна. Природа звучит ровно столько, на
сколько это необходимо для нормального существования всего живого. Каждое звучание
природы несёт определённую информацию, оно гармонично, музыкально и гуманно. Звуки
природы легко «читаются» и прекрасно дополняют друг друга, а главное, успокаивают
нервную систему человека, придают бодрость и здоровье. Дети всё это могут услышать и
увидеть в уголке участка рядом с большой цветочной клумбой.
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через
использование проектной технологии
В течение многих лет я работаю по организации проектноисследовательской
деятельности во внеурочное время, используя в своей работе проект как интерактивный
метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся выступают с проектами,
разработанными на основе краеведческого материала, который способствует реальной
8 адаптации школьников к социальноприродным условиям района и воспитанию у них
экологической культуры.
Остановлюсь подробнее на организации исследовательской работы во внеурочное
время с использованием учебноопытного участка. В постановке опытов участвуют и члены
ДО «Эколог». Именно на пришкольном участке, выполняя практическую работу, дети
развивают интеллект, приобретают умения и навыки под руководством педагога. Моя
задача состоит в том, чтобы помочь ученику в развитии творческой деятельности при этом
учитывая его индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что
такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы увлечь
их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные формы работы. Одна
из проблем – выбор тематики: в одном случае она направлена на развитие способности
учащихся, независимо от его интереса к биологии, в другом, тема – предмет активного
интереса ученика, который выступает как объект изучения, так и собственно исследования.
Если в первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть какие
шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка
проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение новых экспериментов –
следующий шаг в проектной деятельности. Считаю, что учитель должен выполнять роль
консультанта и научного руководителя, основная доля ответственности за работу ложится
на юного исследователя. К завершению проекта ученик должен показать результаты своей
работы, защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать свою
компетентность специальных вопроса касающихся проекта. Таким образом, у учащихся
формируется целостное представление о проекте, происходит осознание его
законченности, и конечно, значимости своей исследовательской деятельности. Над
проектом работаю в течении года: в первом полугодии ученики овладевают правилами
оформления, во втором – готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально.
Метод проектов даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда
практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными, освоение новой
информации – осмысленным, работа учащихся – познавательно мотивированной.
коровок как метод борьбы с вредителями сельского хозяйства;
В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ учащихся:
«Великая труженица огородов», цель работы: использование разведения божьих
«Учебноопытный участок», цель работы: совершенствование знаний по
экологии, биологии, трудовому обучению для выполнения учащимися опытов, наблюдений,
летних заданий, организации труда школьников по выращиванию полезной продукции,
заготовке раздаточного и демонстрационного материала. Задания выполняются в
спокойной обстановке, в отсутствии жестких «рамок» урока, применяя при этом
фотоаппараты, привлекая родителей, удивляя их своей увлечённостью и творчеством.
V. Заключение
Быть хорошим учителем можно только будучи
хорошим воспитателем… без участия в воспитательной
работе вся педагогическая культура, все знания педагога
являются мёртвым багажом
9 В.А.Сухомлинский
У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является труд. Ему
необходимы глубокие разносторонние знания предметов, неиссякаемая трудоспособность,
высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической
деятельности, любовь к детям. Изучением новых технологий, опыта передовых учителей,
постоянный поиск крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё
это залог успеха в работе. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом, счастлив тот
ребёнок, которому встретился учитель, понимающий, что ученик должен пройти по
собственному пути, а не повторять чейто чужой. Многого достигает тот, кто осознал
необходимость самовыражения и самореализации. Школа – это место, где человек
проживает одиннадцать долгих лет личностного становления. А учебноопытный участок,
это маленький уголок, где можно проявить себя.
VI. Рекомендации
Учебноисследовательская деятельность требует определённой подготовки, как
учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности
каждого из её участников. Нужно помнить:
1. Правильное определение сферы научноисследовательской деятельности, темы и
её актуальность;
2. Не давать руководителю готовый перечень литературы по выбранной теме,
лишая исследователя навыка приобретения самостоятельности в обращении с
дополнительной литературой;
3. Гипотеза должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать
предположения, быть логически непротиворечивым;
4. Формулировать задачи тщательно, так как описание их решения составит
содержание, глав;
5. При проведении научного исследования составить план, что позволит надёжно,
шаг за шагом познать новые факты и закономерности;
6. Изучить правила оформления основных структурных элементов научно
исследовательской работы;
7. Спокойное и последовательное, аргументированное изложение материала
импонирует слушателям;
8. Использовать учебноопытный участок для проведения исследовательских
работ, реализации и развития творческих способностей школьников.
VII. Список литературы
1. Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11 классов
общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервис школа, 2000.
10 2. Корчагина В., Макарова И., Самсонова Л., Тихомирова А. Школьный опытный
участок – Москва: Детская литература, 1993.
3. Корчагина В. – Юным натуралистам, Москва: Детская литература, 1993.
4. Трайтак Д.И., Пичугина Г.В. – Сельскохозяйственный труд, Москва:
Просвещение, 1995.
5. Информационновнедренческий центр «Маркетинг». – Приусадебный цветник,
Москва, 2000.
6. Ченыкаева Е.А., Спиридонова А.И. – Советы огородникам, Москва: Колос, 2000.
7. Колесников Е., Замяткин Г. – Юному агрохимику, Москва Россельхозиздат,
1996.
8. Статья из журнала: Арцев М.Н. – Научноисследовательская работа //Завуч для
администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.
11
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.