Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»
Оценка 4.7

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
биология
6 кл—8 кл
05.01.2019
Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа. Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями. Главное подобрать заинтересованных работой на участке.
Живая лаборатория.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Грушевского Александровского района Ставропольского края Автор работы:  Горгосова Любовь Николаевна  учитель биологии Учебно­опытный участок –  «Живая лаборатория школы»  356 326   Россия, Ставропольский край село Грушевское улица Ленина, №66/1 1 Содержание I. Аннотация II. Пояснительная записка III. «Живая лаборатория школы» 1. Введение 2.  История возникновения УОУ 3.  Расположение 4.  Отделы 5. Дизайн 6. Экологическая тропа стр.2 стр.3 стр.4­5 стр.5 стр.5 стр.5 стр.6 стр.6­7 IV. Развитие навыков исследовательской деятельности  во внеурочное время через использование проектной технологии стр.7­8 V. Заключение VI. Рекомендации VII. Список литературы VIII. Приложение (электронный вариант) 1. Презентация проекта «Великая труженица огородов» 2. Презентация проекта «Учебно­опытный участок» стр.8 стр.9 стр.9 2 I. Аннотация Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно­опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством   учителя,   где   проводятся   многие   практические   занятия   по   биологии   и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.   Практическая деятельность учащихся   будет  связана  с  углубленным  изучением  живой   природы,   с  природоохранной деятельностью   и   работой   в   живых   уголках,   с   экспериментальными   исследованиями.   В организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым делом   с   интересом   и   увлечением,   учащиеся   имеют   возможность   проявить   большую активность и самостоятельность. Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.   Опытническая   работа   является   продолжением   учебной   программы   многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии. Теоретические   знания   по   этим   предметам   помогают   в   проведении   полевого   или лабораторного   эксперимента.   Но   часто   возникают   проблемы,   для   решения   которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению   и   агрономии,   по   микробиологии.   Если   на   первый   план   ставить   научную ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением принятой   методики,   ее   итоги   должны   быть   достоверны,   доказательны,   выводы   – безошибочны. В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно  в специальной  литературе,  в периодической  печати или же добывать  в процессе   кропотливого   и   продолжительного   эксперимента.     В   этой   работе   не   бывает перерыва   –   она   продолжается   весь   год,   поэтому   основной   ее   объем   выполняют   во внеурочное время: в процессе учебно­производственной практики, а также за счет времени, отведенного   на   факультативные   занятия   и   внеклассную   работу.   Живой   лес,   цветы   и бабочки   трудно   заменить   художественными   фотографиями,   т.к.   эмоциональное воздействие именно живой природы надолго остаётся в памяти ребёнка, даёт толчок к размышлениям и сопоставлениям.  Работа   состоит   из   двух   разделов:   в   первом   описывается   УОУ   ­   «Живая лаборатория школы», условия для опытнической и исследовательской работы, во втором ­ развитие   навыков   исследовательской   деятельности   во   внеурочное   время   через использование проектной технологии.  Автор  указывает, что проекты  производят большой воспитательный   эффект,   их   разработка   формирует   у   школьников   экологическое мышление,   дети   начинают   понимать   законы   природы   и   то,   что   человеку   необходимо, прежде   всего,   хорошо   подумать,   а   стоит   ли   нарушать   эти   законы.   Одновременно   у учащихся формируются и совершенствуются умения и навыки по уходу за домашними 3 животными   и   растениями,   по   созданию   необходимых   условий   их   содержания.   Дети совершенствуют   навыки   работы   с   микроскопом,   учатся   изготовлению   временных микропрепаратов, работают с научно­популярной литературой. II. Пояснительная записка  В наше время, когда в сознании  детей активно внедряется циничное, безнадёжное отношение   к   окружающей   действительности   и   миру,   творчество   помогает   найти жизненную   опору,   осознать   смысл   и   перспективу   своего   существования.   Необходима серьёзная переориентация умов, сознания подрастающего поколения от представлений о том, что «мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё ­  наша задача». Важно научить   детей   экологически   грамотному   поведению   в   природе,   воспитать   заботливое, гуманное отношение ко всему живому и его окружению.  Развитие творческих способностей имеет для детей большое значение. Оно помогает становлению   личности,   осознанию   собственной   значимости,   способствует   повышению уровня самооценки, формирует положительный  взгляд на жизнь. Поскольку отсутствие занятости   у   детей   является   одной   из   причин   наркомании,   необходимо   вовлекать   их   в различные виды деятельности. Считаю, что опыты и наблюдения на УОУ помогут познать закономерности жизни растений и животных, дадут возможность применять полученные знания   на   практике,   приобретать   ценные   навыки   и   уменья.   Труд   на   участке   развивает самодеятельность и инициативу, воспитывает любовь к родной природе, повышает интерес к науке.  Развитие   творческих   способностей   помогает   и   в   профессиональной   ориентации школьников  в будущем. Подросток ищет общения, свободы, он социально активен, жаждет деятельности,   хочет   попробовать   себя   во   всём.   Задача   педагогов,   родителей   дать возможность   ребёнку   реализовать,   проявить   себя   в   какой­либо   деятельности. Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от   выбора   профессии.   Воспитательная   среда   школы   создаёт   условия   для   позитивного, созидательного творчества педагогов и детей, способствующего формированию достойного гражданина нашего общества.   И работа на УОУ поможет учащемуся реализовать себя, заняться экологическим самообразованием во имя гармонии природы и человека.  4 III. «Живая лаборатория школы» 1. Введение Цель: Формирование   высокой   экологической   морали   человека,   несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном Доме ­ Земля. Чистота, здоровье и благополучие в Доме ­ залог жизни на планете.   Задачи: 1.   Закрепление   и   углубление   на   практике   знаний   и   умений,   полученных   на   уроках биологии, технологии (сельскохозяйственный труд).   2. Развитие творческих личностных способностей учащихся.  3.   Формирование   умений   оценивать   характер   воздействия   человека   на окружающую среду. 4.Формирование у учащихся желания внести свой вклад в охрану природы. Ожидаемый результат:      1.Готовность учащихся к  экологической деятельности.           2.   Выработать   умение   применять   биологические   знания   в   практической деятельности.       3. Оздоровление учащихся. Направление деятельности:      1. Эколого­педагогическое.       2.  Прикладное.  Формы и методы работы: Работа   основывается   на   принципах   дидактики,   гуманизации,   краеведческого подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их. Используется широкий спектр методов, приёмов, в том числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа, экскурсия, исследовательская работа. 5 Актуальность Важность школьного периода в жизни человека заключается в том, Что в это время закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности. Школьник ищет общения, свободы, активности, жаждет деятельности,   хочет   попробовать   себя   во   всём.   И   нужно   дать   возможность   ребёнку реализовать,  проявить творческие способности, которые помогают становлению личности, осознанию  собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки. Работа отвлекает подростков   от пьянства, наркомании, курения. А творчество на пришкольном участке   способствует   закреплению   знаний,   полученных     на   уроках   биологии,   химии   и географии,   внести посильный вклад в охрану природы, закрепить умения и навыки по уходу за растениями, подготовиться к конкурсу УПБ. Деятельность в области экологии интересна детям, она помогает  преодолеть биологическую безграмотность, способствует развитию экологического сознания учащихся. Возраст работающих на УОУ – разный, но в процессе   работы  дети  общаются  друг  с  другом,    изучают   дополнительную  литературу, работают в Интернете.                                                                   Устремляйте ум на радость творчества Н.И.Рерих 2. История возникновения УОУ Год возникновения 1975. По рассказам старых учителей, на месте, где находится наша красавица­школа, 37 лет назад был огромный пустырь­свалка. И только благодаря человеческим рукам он превратился в большой цветущий сад, где распевают жаворонки и весело щебечут воробьи. А сейчас о пустыре редко   кто вспоминает: стройными рядами стоят плодовые деревья, свежей зеленью выделяются в саду кусты малины и крыжовника, приятно   ласкают   глаз   и   облагораживают   человека   цветы.   Пробуждая   в   нём   чувства прекрасного,   вселяют   веру   в   свои   силы,   вызывая   восхищение   жизнестойкостью   и приспособляемостью к погодным условиям. 3. Расположение УОУ принято считать «Живой лабораторией», где учащиеся практически изучают основные     принципы   биологии,   овладевают   методами   управления   ростом   и   развитием растений, учатся грамотно оформлять дизайн участка, чтобы улучшить экологическую и оздоровительную   обстановку   в   школе,   проводят   экологическую   работу   в   своей   среде школьников. Участок расположен во дворе школы на расстоянии 2 метров от неё, что очень удобно   для   исследовательских   работ   и   проектной   деятельности.   На   открытом   хорошо освещённом   месте,   с   пригодной   для   выращивания   почвой,   ровной   поверхностью, окруженный искусственной и живой изгородью.  4. Отделы 6 опытный,   начальных   классов,   Площадь участка 0,55. Имеются следующие отделы: полевых, овощных культур,   цветочно­ производственный,   коллекционный,   декоративный,   плодово­ягодный,     дендрологический,   ореховая   роща.   На   участке используются севообороты (делянок – 4). Опыты ведутся по школьной программе среди учащихся   2  –  7  классов.    Наш    УОУ  является  базой  для   творческой  опытнической   и практической работы учащихся, формирования интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории.  5. Дизайн Для того чтобы правильно и интересно организовать работу на УОУ, необходимо хорошо  продумать   заранее   план  участка,   в   составлении   его   участвуют   члены   детского объединения.  На  плане  указывается  юг  и  север  участка,  делается   это для  того,  чтобы наметить направления посевов, посадок грядок. Надо стремиться, чтобы рядки растений имели направление с севера на юг, что способствует равномерному обогреву и освещению растений. Каждый из разделов отделяется дорожкой шириной в 1,5 метра, а ширина между делянками – 50 см. Делянки  для учащихся младших классов шириной 1 м., длиной – 3 м., а для среднего звена – 2  х4 м. Наилучшей формой делянок считается  – прямоугольная, потому, что так легче организовать  чередование  культур и правильно  разместить  поля севооборота.   Дорожки   прямые:   меньше   занимают   места   и   облегчают   работу.   Вдоль дорожек сажаются осенние цветы, размещённые на рабатках. Овощной участок хорошо оформляется   с   помощью   посадок   овощей:   темные   красноваты   листья   свёклы   красиво оттеняют овощи с ярко­зелёной окраской. Красиво  смотрится   участок с салатами.    В каждом поле овощного и полевого севооборота может быть несколько культур: растения внутри поля формируются по высоте и форме. Не красиво сажать редис рядом с редькой поздней, так как у редиса мелкая листовая розетка, а редька развивает сильные большие листья. При таких посадках участок будет иметь неприглядный (лохматый) вид, поэтому по краям делянки размещают низкорослые  овощи,   а в середине  – высокорослые.  При высаживании растений необходимо учитывать и полив. Те овощи, которые требую больше полива, сажают и сеют ближе к центральным дорожкам. Участок, отведённый под сад, дендрарий,   ореховую   рощу   на   делянки   не   разбивается,   так­как   деревья   и   кусты располагаются   ровными   рядами.   Участие   детей   в   обустройстве   УОУ   позволяет формировать у них верное эстетическое восприятие.  6. Экологическая тропа                                         А какой участок без экологической тропы? Ведь она помогает чувствовать, любить природу, воспитывает доброту к любому живому существу, желание помочь ему. Наша тропа имеет следующие станции:  1. Пришкольный участок (описан выше).  2.   Зеленая   аптека.  В   коллекционном   отделе   собраны   разные   лекарственные растения: зверобой, календула, мелисса, девясил, ревень. Существует мнение, что даже 7 простое душевное общение с растениями благотворно действует на человека, а  неспешно, с любовью выполняемый сбор трав – уже начало лечения. Дети знают, что препараты из растений,   настои   и   отвары   воздействуют   на   организм   мягко,   так   как   содержат биологически   активные   вещества   в   небольших   количествах.   Поэтому   лечение   можно проводить длительное время не опасаясь привыкания. Если сбор трав и лечение проводить правильно, то выздоровление обязательно наступит. Сбор лекарственных трав проходит с большим интересом, расширяет познания в основах фармакологии.  3.   Дендрарий.  Дендрарий   (от   греч.   «дендрон»   ­   дерево)   означает   –   участок открытого   грунта.   Где   культивируются     деревья,   синтезируемые   по   экологическим, декоративным   и   другим   научным   целям.   В   этом   уголке   пришкольного   участка произрастают:   пирамидальные   и   серебристые   тополя,   рябина,   черемуха,   сосна,   клён, конский каштан, орех, плакучая ива и берёзы , ярусом ниже – жасмин и сирень. Рядом с деревьями расположены лавочки, где дети могут отдохнуть в свободное время. 4.   Свалка.  Человеку   свойственно   в   процессе   деятельности   оставлять   за   собой всевозможный мусор и различные отходы. И как человек поступит с   ними, зависит от культуры   и   воспитанности.   Твёрдые   бытовые   отходы   скапливаются   на   таких   свалках. Учащиеся   знают,   что   запущенность   свалки   может   привести   к   нарушению   круговорота веществ  в  природе, поэтому постоянно проводят акции по ликвидации этой свалки.  5. Автомагистраль.  Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее – автомобильный. В среднем каждый из автомобилей выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг  угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу,   свинец.   Школа   расположена   практически   рядом   с   автотрассой.   Дети   знают,   что растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых   автотранспортом,   поэтому   периодически   высаживают   древесные   и кустарниковые растения.  6. Здоровье.  Природа – великий врачеватель и целитель. Голоса   природы – шум травы,   пение   птиц,   журчание   ручейка,   шум   ветра   –   необходимы   человеку   также,   как чистый   воздух,   как   зелень   деревьев   ,   как   солнце     над   головой.   Природа   удивительно бесшумна. Нет, она не безмолвна, а именно бесшумна. Природа звучит ровно столько, на сколько это необходимо для нормального существования всего живого. Каждое звучание природы несёт определённую информацию, оно гармонично, музыкально и гуманно. Звуки природы легко «читаются» и прекрасно дополняют друг друга, а главное, успокаивают нервную систему человека, придают бодрость и здоровье. Дети всё это могут услышать и увидеть в уголке участка рядом с большой   цветочной  клумбой. IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через использование проектной технологии В   течение   многих   лет   я   работаю   по   организации   проектно­исследовательской деятельности во внеурочное время,  используя  в своей  работе проект  как  интерактивный метод   обучения   биологии   и   экологии.   Мои   учащиеся   выступают   с   проектами, разработанными   на   основе   краеведческого   материала,   который   способствует   реальной 8 адаптации   школьников   к   социально­природным   условиям   района   и   воспитанию   у   них экологической культуры.  Остановлюсь подробнее на организации исследовательской работы во внеурочное время с использованием учебно­опытного участка. В постановке опытов участвуют и члены ДО   «Эколог».   Именно   на   пришкольном   участке,   выполняя   практическую   работу,   дети развивают   интеллект,   приобретают   умения   и   навыки   под   руководством   педагога.   Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая   его   индивидуальные   способности   и   склонности.   Необходимо   учитывать,   что такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она направлена на развитие способности учащихся, независимо от его интереса к биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка проблемы   исследования,   выдвижение   гипотезы,   проведение   новых   экспериментов   – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю, что учитель должен  выполнять  роль консультанта и научного руководителя, основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы, защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать свою компетентность   специальных вопроса касающихся проекта. Таким образом, у учащихся формируется   целостное   представление   о   проекте,   происходит   осознание   его законченности,   и   конечно,   значимости   своей   исследовательской   деятельности.   Над проектом работаю в течении года: в первом полугодии   ученики овладевают правилами оформления,   во   втором   –   готовят   проект,   естественно,   обучение   идёт   индивидуально. Метод   проектов   даёт   возможность   организовать   работу   в   интересной   форме   и   тогда практические   занятия   становятся   увлекательными,   целенаправленными,   освоение   новой информации – осмысленным, работа учащихся – познавательно мотивированной.  коровок  как метод борьбы с вредителями сельского хозяйства;  В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ учащихся:  «Великая труженица огородов», цель работы: использование разведения божьих «Учебно­опытный   участок»,  цель  работы: совершенствование   знаний   по экологии, биологии, трудовому обучению для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних   заданий,   организации   труда   школьников   по   выращиванию   полезной   продукции, заготовке   раздаточного   и   демонстрационного   материала.   Задания   выполняются   в спокойной   обстановке,   в   отсутствии   жестких   «рамок»   урока,   применяя   при   этом фотоаппараты, привлекая родителей, удивляя их своей увлечённостью и  творчеством. V. Заключение                Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим   воспитателем…   без         участия   в   воспитательной работе   вся   педагогическая   культура,   все   знания   педагога являются мёртвым багажом 9 В.А.Сухомлинский У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является труд. Ему необходимы глубокие разносторонние знания предметов, неиссякаемая трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям. Изучением новых технологий, опыта  передовых учителей, постоянный поиск крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё это залог успеха в работе. Бесталанных нет, а  есть занятые не своим делом, счастлив тот ребёнок,   которому   встретился   учитель,   понимающий,   что   ученик   должен   пройти   по собственному пути, а не повторять чей­то чужой.  Многого достигает  тот, кто осознал необходимость   самовыражения   и   самореализации.   Школа   –   это   место,   где   человек проживает  одиннадцать долгих лет личностного становления. А учебно­опытный участок, это маленький уголок, где можно проявить себя.  VI. Рекомендации Учебно­исследовательская деятельность требует определённой подготовки,   как учащегося,  так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из её участников. Нужно помнить:  1. Правильное определение сферы научно­исследовательской деятельности, темы и её актуальность;  2. Не давать руководителю готовый   перечень литературы   по выбранной теме, лишая   исследователя   навыка   приобретения   самостоятельности   в   обращении   с дополнительной литературой;                   3.   Гипотеза   должна   быть   проверяемой,   соответствовать   фактам,   содержать предположения, быть логически непротиворечивым;   4.   Формулировать   задачи   тщательно,   так   как   описание   их   решения   составит содержание,  глав;  5. При проведении научного исследования составить план, что позволит надёжно, шаг за шагом познать новые факты и закономерности;  6.   Изучить   правила   оформления   основных   структурных   элементов   научно­ исследовательской работы;  7.   Спокойное   и   последовательное,   аргументированное   изложение   материала импонирует слушателям;  8.   Использовать   учебно­опытный   участок   для   проведения   исследовательских работ, реализации  и развития творческих способностей школьников. VII. Список литературы 1. Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервис школа, 2000.  10 2. Корчагина В., Макарова И., Самсонова Л., Тихомирова А. Школьный опытный участок  – Москва: Детская литература,  1993. 3. Корчагина В. – Юным натуралистам, Москва: Детская литература,  1993. 4. Трайтак   Д.И.,   Пичугина   Г.В.   –   Сельскохозяйственный   труд,   Москва: Просвещение, 1995. 5. Информационно­внедренческий   центр   «Маркетинг».   –   Приусадебный   цветник, Москва, 2000. 6. Ченыкаева Е.А., Спиридонова А.И. – Советы огородникам, Москва: Колос, 2000. 7. Колесников Е., Замяткин Г. – Юному агрохимику, Москва ­   Россельхозиздат, 1996. 8. Статья из журнала: Арцев М.Н. – Научно­исследовательская работа  //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.   11

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок – «Живая лаборатория школы»

Учебно-опытный участок –  «Живая лаборатория школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019