Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
обществознание
7 кл—8 кл
27.04.2018
В статье представлены результаты исследовательской деятельности на уроках обществознания, где объектом исследования были ключевые компетенции, которые формируются в процессе исследовательской деятельности обучающихся.
В работе представлена классификация ключевых компетенций, представлена таблица, раскрывающая то, на каких этапах исследовательской деятельности формируются различные компетенции.
Особенности формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся 7-8 классов.docx
Особенности формирования учебнопознавательных компетенций у
1
обучающихся 78 классов
в ходе организации исследовательской работы на уроках
обществознания
В меняющемся мире система образования должна формировать такое
качество, как профессиональный универсализм способность менять сферы и
способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная
информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей
компетентностного подхода в образовании.
Весь цикл социальногуманитарных дисциплин, изучаемых в школе, все
больше ориентируется на развитие у школьников системных компетенций.
При компетентностном подходе цели обществознания определяются
следующим образом:
1. Понимание сути общественных явлений на основе жизненного опыта,
межличностных отношений самого ученика и более широкого социального
контекста.
2. Развитие социальнокритического мышления, способности человека к
пересмотру собственных взглядов и представлений.
3. Накопление опыта принятия самостоятельных решений, сопротивления
манипуляциям (например, через СМИ)1.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не
информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в
познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в
личностном самоопределении. «Нужно понимание сущности происходящего,
которое может помочь школьнику сейчас и в будущем самостоятельно
анализировать события и принимать верные решения»2.
1Прямикова Е.В. Компетентностный подход при изучении обществознания//Преподавание
истории в школе. 2010.№8.С.13.
2 Там же. С. 12 2
На уроках обществознания «мы обучаем не только знаниям, не только
способам работы с информацией, а, прежде всего, развиваем опыт
критического отношения к собственным взглядам и представлениям, потому
что наше знание об обществе всегда относительно. В результате при
компетентностном подходе образование изначально не замыкается на
ограниченном наборе знаний, умений и навыков, а остается открытым
постоянном самостоятельному обновлению»3.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным
результатом образовательной деятельности становится формирование
ключевых компетенций.
В документах Евросоюза представлены компетенции, которыми должен
владеть каждый индивид, окончивший образовательное учреждение.
Выделяются инструментальные, межличностные и системные компетенции.4
Учебнопознавательная компетенция является одной из важнейших
компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности учебно
познавательных компетенций иногда в значительной определяет качество
результата обучения. Важную роль в этом процессе играют условия
формирования учебнопознавательных компетенций. Анализ опыта работы
показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации
образовательного процесса, использования инновационных образовательных
технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность
обучающихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать
3Прямикова Е.В. Компетентностный подход при изучении обществознания//Преподавание
истории в школе. 2010.№8.С.13.
4Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный
анализ стран ЕС и России)//Социологические исследования. 2008. №1.С.139. 3
индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные
поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том
числе и сугубо житейских задач.Одним из таких средств являются
Использование
информационнокоммуникационных
технологий.
компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает
эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию
обратной связи, расширению наглядности. Достижения нового результата
образования должно опираться на новые технологии.
Ключевые компетенции
Основной тенденцией современного образования является стремление к
повышению его качества. В материалах по модернизации образования
провозглашается компетентностный подход как одно из важных
концептуальных положений обновления содержания образования.
Новая парадигма образования направлена на формирование потребностей
в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и
навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Компетентностный
подход смещает конечную цель образования с предметных знаний, умений и
навыков на освоение ключевых компетенций, выдвигает на первое место не
информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в
познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в
личностном самоопределении.
Большинство исследователей,
изучающие природу компетенции,
обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный
характер. Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетенций
является одной из центральных для обновления содержания образования. 4
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых
человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению Г.
Селевко, компетенция это готовность субъекта эффективно организовать
внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под
внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности
(способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д5.
Под компетенцией, следуя А.В. Хуторскому, понимается «круг вопросов,
в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом»6.
Авторы включают в понятия «компетенция» различные компоненты,
поэтому структура понятия в настоящее время четко не определена. Анализ
литературы по проблеме компетентностного подхода позволил
сконструировать рабочее е понятия «компетенция». Под компетенцией мы
будем понимать комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта
практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения
проблем в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности.С
позиций компетентностного подхода основным непосредственным
результатом образовательной деятельности становится формирование
ключевых компетенций. Не существует единого согласованного перечня
ключевых компетенций, что является предметом широких разноплановых
дискуссий в научных кругах. К настоящему времени уже сложились
теоретические основы компетентностного подхода ( В.А. Болотов, И.А.
Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A . M .Павлова, В.В.Сериков, Э.Э.
Сыманюк, А.В. Хуторской и др.), который предполагает четкую ориентацию
на будущее, проявляющуюся в возможности построения своего образования с
5Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998. М. С.36
6Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернетжурнал
"Эйдос". 2005. 12 декабря. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htmС.16. 5
учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. В
рамках компетентностного подхода, как правило, определяются следующие
виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. Под базовыми
отражающие специфику
компетенциями понимаются компетенции,
Функциональные
определенной профессиональной деятельности.
компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной
деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего
места. Ключевые компетенции носят наиболее общий характер, универсальны
и применимы в разных производственных и жизненных ситуациях. Термин
«ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом,
основанием для других, более конкретных и предметноориентированных. В
тоже время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере
профессиональной и общественной деятельности, в том числе и личной
жизни. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в
неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в
сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями,
для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных
средств. Согласно А.А. Карманову, ключевые компетенции – это целостная
система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции
для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых
компетенций: изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать
взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои
собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно
заниматься своим обучением.Искать: запрашивать различные базы данных;
получать
опрашивать окружение;
информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.Думать:
консультироваться у эксперта;
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически 6
относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь
противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и
выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и
экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а
также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и
литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь
договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты .Приниматься
за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или
коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь
организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и
моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые
технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом
быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь
находить новые решения.
Наиболее комплексная классификация, предложенная И.А. Зимней основана
на категории деятельности. Автор выделяет три группы компетенций:
1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту
деятельности, общения;
2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и
социальной среды;
3) компетенции, относящиеся к деятельности человека.
В каждой группе выделено несколько видов компетенций. В первую группу
включены компетенции:
ориентации
в
Мире;
здоровьесбережения;
интеграции;
ценностносмысловой
гражданственности;
самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональной развитие; языковое
и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение 7
иностранным языком. Вторая группа содержит компетенции: социального
Третья группа включает компетенции:
взаимодействия; общения.
деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий .А
В. Хуторской утверждает, что ключевые компетенции относятся к общему
метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне
образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени
обучения. К ключевым компетенциям ученый относит: ценностносмысловые,
информационные
общекультурные
учебнопознавательные,
коммуникативные,
самосовершенствования.
социальнотрудовые,
компетенции личностного
Таким образом, под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее
универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.
Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по
сути, они надпредметны. Цель развития ключевых компетенций: подготовка к
выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста,
имеющего активную, ответственную жизненную позицию. Под «ключевыми
учебными компетенциями обучающихся» мы понимаем способность человека
устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять
принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм
действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся
основанием для других, более конкретных и предметноориентированных
составляющих; выступают в роли количественного и качественного
эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные
требования к качеству подготовки выпускника. Ключевые учебные
универсальными,
компетенции
междисциплинарными. Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского,
фундаментальными,
являются
согласно которой перечень ключевых учебных компетенций нуждается в
детализации в соответствии с возрастными ступенями обучения, блоками учебных предметов,
образовательными стандартами и пр.
дисциплинами,
8
типом учебного заведения,
Таблица 1
Ключевые компетенции по классификации А.В. Хуторского7
Виды компетенций
Целевая установка
ценностносмысловая
нравственное воспитание личности, формирование
мировоззренческих установок
общекультурная
расширение кругозора, приобщение к нормам общества
учебнопознавательная
познавательная деятельность, применение ЗУН на практике,
развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить
аналогии; воображения, творческих способностей;
формирование исследовательских умений
информационная
формирование умений работать с информацией
коммуникативная
воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности
социальнотрудовая
формирование осознанного творческого отношения к труду,
развитие профессиональных качеств
личностная
формирование личных качеств, развитие рефлексии,
саморегуляции
Выше обозначенные ключевые учебные компетенции выполняют
следующие функции в обучении: выступают частью содержания различных
учебных предметов (образовательных областей) в качестве метапредметных
элементов содержания образования; позволяют практически применять
7Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы
образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2.– С. 60. 9
теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют
комплексному приложению полученных знаний, умений и навыков;
(подготовку
интегративно характеризуют качество образования
обучающихся) и выступают в роли средства проведения комплексного
образовательного контроля. В целом, ключевые учебные компетенции
обучающихся предполагают четкую ориентацию на будущее, которая
проявляется в возможности построения своего образования с учетом
успешности в личностной и профессиональной деятельности, позволит
обучающемуся осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих
возможностей в конкретной ситуации.
При рассмотрении компетентностного подхода возникает также задача
разграничения понятий «компетенция» и «компетентность», поскольку в
современной педагогике сложилась противоречивая ситуация по вопросу их
содержания. Осуществленный нами анализ научной литературы, посвященной
проблеме компетентностного подхода, позволил заключить, что понятия
введенные в отечественный
«компетентность» и «компетенция»,
педагогический лексикон в 90е гг. ХХ века до настоящего времени
толкуются неоднозначно. Так, некоторые отечественные исследователи
(В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин «компетенция»,
(Ю.Г. Татур,
отождествляя его с «компетентностью»;
другие
А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд
ученых (И.А. Зимняя, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия.
«Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти
через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой
личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это
знание в действии. И компетентностный подход не противостоит
деятельностному, а снимется им»8.
8Асмолов А.Г. Системнодеятельностный подход к разработке стандартов нового
поколения//Педагогика. 2009.№4. С89. 10
Мы в тексте работы используем понятие «компетентностный подход»,
особо подчеркивая интегративный характер изучения обществознания, что
предполагает уникальное сочетание возможностей развития социальной и
образовательной компетентностей, изначальную ценность жизненного опыта
учеников, при этом изначальный опыт в обязательном порядке подлежит
интерпретации и переосмыслению в контексте научного знания.
В отличие от «компетенции», представляющей собой некоторый потенциал
человека в виде набора знаний, умений и минимального опыта деятельности,
«компетентность», как следует из анализа содержания этого понятия,
является качеством личности и характеризуется достаточным опытом
деятельности в определенной сфере. Под компетентностью будем
понимать индивидуальное интегрированное качество личности, основанное на
совокупности имеющихся знаний, умений и ценностных ориентаций, а также
богатом опыте деятельности в заданной сфере бытия. В идеале перед
образованием стоит задача формирования у учащихся компетентностей в
различных сферах деятельности, но изза недостатка опыта, приобретаемого
учениками в процессе обучения в школе, у них можно формировать лишь
набор компетенций как основу будущей социальной компетентности.
Понять содержание той или иной проблемы, предложить пути ее решения и
при этом использовать весь имеющийся потенциал знаний, умений в
профессиональной области – это профессиональная компетентность. Точно
так же можно говорить об образовательной компетентности – способности
анализировать поступающую информацию, понимать ее контекст и
переводить в личностное знание; о социальной – способности понять
сущность происходящего в социальной реальности путем проникновения в ее
различные смысловые контексты. В современном обществе все эти
разновидности компетентности взаимосвязаны и взаимозависимы.
Актуален когнитивный подход к определению сущности компетентности:
понимание реальности, ее смысловых контекстов позволяет ориентироваться 11
в обществе как в пространстве взаимодействий различных авторов, в поле, на
котором «отмечены» все возможные разграничения. Эффективность
действий индивида зависит не только от способности видеть эти знаки, но и
«считывать» их смыслы, оценивать актуальность и необходимость
всевозможных норм и правил, составляющих основу социальной реальности.
Развитие социальной компетентности становится важной задачей, прежде
всего, социальногуманитарных предметов и дисциплин, потому что они
обладают необходимым эвристическим потенциалом для организации синтеза
познавательной активности индивида по отношению к социальной
реальности, для интеграции его собственных представлений, жизненного
опыта и их переосмысления на основе научного знания9.
Социальная компетентность, в связи с многогранностью общественной
жизни, включает в себя самые разнообразные компетенции: гражданско
культурнодосуговую,
общественную,
социальнотрудовую,
информационную, здоровьесбережения, коммуникативную, художественную
и т.д10.
Анализ понятия «компетенция» позволил нам выделить основные
структурные компоненты компетенции:
1. Знания.
2. Умения.
3. Ценностные ориентации.
4. Опыт практического применения полученных знаний и умений.
Каждый структурный компонент взаимосвязан со всеми другими и
является неотъемлемой частью компетенции.
9 Прямикова Е.В. Компетентностный подход в современном образовательном
пространстве: функциональное и структурное содержание. Автореферат докторской
диссертации по социологии/Екатеринбург.2012 /geum.ru›aref/a159ref.htm
10Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции»\\Интернетжурнал
«Эйдос».http://www.eidos.ru/journal/2011/083103.htm 12
Знания и умения составляют ее основу – ядро компетенции; онидолжны
быть универсальными, обладать свойством широкого переноса и позволять
ученику решать значимые для него проблемы в различных сферах
деятельности. Обязательным условием формирования и развития ключевых
компетенций учащихся является практическая деятельность. Именно в
процессе приобретения и накопления опыта применения знаний и умений в
практической деятельности, при выполнении различных видов деятельности
компетенция человека развивается до уровня компетентности. В процессе
обучения необходимо создавать условия для приобретения школьниками
опыта использования полученных знаний и умений, увеличивать долю их
самостоятельной работы11. Например, при изучении обществознания
обучающимся предлагаются разнообразные виды деятельности: составление
блоксхем изучаемого материала, подготовка докладов, сообщений,
выполнение комплексных проектов и др.Стимулом для приобретения опыта и
успешного осуществления практической деятельности являются
ценностные ориентации, которые формируются в процессе развития
мотивационной сферы человека. Именно на основе удовлетворения
имеющихся образовательных потребностей у школьника возникают интересы
и более устойчивые образования – мотивы, которые при выполнении
соответствующей деятельности перерастают в ценностные ориентации –
убеждения.
Поскольку ценностные ориентации тесно связаны с
мотивационной сферой личности – ее потребностями, интересами, мотивами
и др., выступают в качестве одного из регуляторов поведения человека и
являются стимулом к приобретению необходимого для компетенции опыта
деятельности, для эффективного формирования ключевых компетенций
следует учитывать (выявлять и удовлетворять) образовательные потребности
ученика. Как отмечает Н.Ф. Радионова, природа компетентности такова, что
11Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные
компетенции»\\Интернетжурнал «Эйдос».http://www.eidos.ru/journal/2011/083103.htm 13
она может проявляться только в органическом единстве с ценностями
человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в данном
виде деятельности В связи с этим, формирование ценностномотивационной
сферы школьника является неотъемлемой частью развития ключевых
компетенций, а также компетентностей12.
Таким образом, внедряемый в образование компетентностный подход
ставит своей целью формирование у учащихся ключевых компетенций. Для
формирования и развития ключевых компетенций школьников как комплекса
знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности,
необходимых для достижения успеха в жизни и профессиональной
деятельности, в процессе обучения обществознания следует создавать
условия для удовлетворения и развития образовательных потребностей
учащихся и приобретения школьниками опыта разнообразных видов
деятельности. Создание таких условий в современной школе является
сложной задачей, поскольку времени, определенного базисным учебным
планом на изучение дисциплин гуманитарного цикла, недостаточно для
качественного освоения школьниками обязательного минимума содержания
определяемого государственным
обществоведческого образования,
образовательным стандартом (ГОС), и, тем более, для формирования
ключевых компетенций учащихся. Если знания и умения, входящие в
ключевые компетенции, еще возможно формировать у школьников в процессе
изучения базового курса обществознания, то времени, отведенного на
изучение предмета «Обществознания», недостаточно для приобретения
учащимися опыта применения этих знаний и умений на практике и развития у
них соответствующих ключевым компетенциям ценностных ориентаций.
12Радионова, Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическомобразовании [Электронный ресурс] /
Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына\\Человек и образование №4,5.2006. С. 7. 14
Таким образом, в качестве ведущей цели образования в информационную
эпоху может стать мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение
всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций»,
позволяющих каждому выстраивать собственную образовательную и даже
жизненную траекторию. Компетентностноориентированная траектория
образовательного процесса современного учебного заведения выстраивается
в соответствии с требованиями, в числе которых ориентация на личность
учет возрастных и
обучающегося,
его интересы,
способности;
сочетание интересов
индивидуальных особенностей обучающихся;
государства, общества и личности. Реализация компетентностного подхода
отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной
личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся
общественноэкономических условиях.
Учебнопознавательные компетенции учащихся
Одной из важнейших ключевых компетенций является учебно
познавательная компетенция. Согласно А.В. Хуторскому,
учебно
познавательные компетенции это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки13.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными
добыванием знаний непосредственно из окружающей
навыками:
действительности, владением приемами учебнопознавательных проблем,
действий в нестандартных ситуациях.
13Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернетжурнал
"Эйдос". 2005. 12 декабря. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm 15
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно
только через деятельностный подход к обучению.
Примеры формулировок учебнопознавательных компетенций в
деятельностной форме:
цель;
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебнопознавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины
явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к
изучаемой проблеме;
работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и
статистических методов познания, описывать результаты, формулировать
выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и
графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира14.
Определение содержания учебнопознавательной компетентности
школьников предусматривает раскрытие сущности учебнопознавательной
деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная
компетентность.
Учебнопознавательную деятельность определяют как самоуправляемую
деятельность учащегося по решению личностнозначимых и социально
актуальных реальных познавательных проблем,
сопровождающуюся
14Беликов В.А.Образование. Деятельность.Личность.Монография. Издво:Академия
Естествознания», 2010г/http://www.rae.ru/ru/publishing/order.html 16
овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по
добыванию, переработке и применению информации15.
В качестве объектов деятельности и познания по отношению, к которым
проявляется учебнопознавательная компетенция, выступает сама учебно
познавательная деятельность, ее компоненты. В деятельности обучающегося
одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом
усвоения, а потом –его средством. И каждый раз, когда обучающийся
усваивает новые действия, он должен располагать средствами их усвоения
уметь усвоить. Учитывая особенности учебнопознавательной деятельности
школьника, определим следующие объекты познания, по отношению к
которым проявляются учебнопознавательные компетенции:
вопервых, ценности познания, умения, образования(гносеологические,
социокультурные, этические и т.д.), общиепринципы гносеологии как теории
общенаучные принципы,
познания.
Вовторых,
теории,
учения,
формы,подходы к отражению реальной действительности (системный
подходдеятельностный и информационный подходы к познанию, методы
моделирования, формулирования гипотез и т.д.). Втретьих, совокупность
принципов, методов, приемов научного исследования как системы процедур,
обеспечивающих получение эмпирического материала и его первичную
обработку. Вчетвертых, умения и техники, повышающие эффективность
учебнопознавательной деятельности (общеучебные умения; техники,
обеспечивающие эффективность интеллектуальной деятельности и т.д.)16.
Исследовательская деятельность ученика – это способ развивать умения
проводить исследование и формирование умений;
проблематизации (выбор темы, почему?)
15 Там же
16Беликов В.А.Образование. Деятельность.Личность.Монография. Издво:Академия
Естествознания», 2010г/http://www.rae.ru/ru/publishing/order.html
17
управление собственной познавательной деятельностью
(планирование, организация, контроль);
поиск и отбор необходимой информации по теме;
проведение исследования (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
доказательство);
оформление работы (представление результативности своей
деятельности).
Рассмотрим формирование и развитие учебнопознавательной компетенции
в процессе работы над исследовательской темой и защитой работы на
конференции.
№ Этапы работы над
исследованием
1
Определение проблемы
Формирование учебнопознавательной компетенции
Деятельность учащихся,
методы
Анализ
Формирование
общеучебных умений
Учебнологические умения
проблемных
ситуаций
(противоречия)
Беседа
с
научным
2
Выбор темы
руководителем
Определить
тему,
3
4
5
6
Определение актуальности
темы,
практической
значимости
Определение объекта и
предмета исследования
Определение цели, задач,
формулировка гипотезы
Планирование
исследования
(определение
исследования)
методов
последовательность
действий
индивидуальному
выполнению
по
Определение и решение
проблем
Доказательство
Анализ и синтез (научная
значимость)
Определение и решение
проблемы
Анализ и синтез
Анализ проблемы
Анализ
полученных
источников
данных
информации
Разработка
вариантов
решения проблемы и их
проверка
Наблюдение
Анкетирование
Интервьюирование
Анализ, синтез
Учебноуправленческие
умения
Учебнологические умения
Учебнологические умения
Учебнологические умения
Учебноинформационные и
учебнологические умения 7
Обзор информационных
источников
8
9
Подтверждение гипотезы,
анализ данных
Оформление
подготовка приложения
работы,
10
Защита работы
11 Подготовка к публикации
18
списка
Учебноинформационные
умения
Сравнение
Обобщение
Классификация
Составление
первоначальной
литературы
Изучение библиографии
по теме
Поиск
источников
информации
Виды чтения
Виды
фиксирования
информации
(конспектирование,
план, тезис, заметка,
цитата)
Анализ
Сравнение
Рассуждение
Вывод
Научная статья
Доклад
Тезисы
Научный отчёт
Презентация
Составление
защитной речи
плана
Умение работать с
устными текстами
Взаимодействие в формах
диалога, полилога
Тезисы
Аннотация
Научная статья
учебнологические умения
Учебноинформационные
умения
Учебноинформационные и
учебноуправленческие
умения
Учебноинформационные
умения
У обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью на
уроках и во внеурочное время:
повышается познавательная активность;
наблюдается практическая направленность
деятельности;
улучшилась успеваемость;
проявляется активность участия в конференциях разного уровня и типа
(самореализация);
повышается самооценка личности ученика.
исследовательской 19
В результате активного использования исследовательской деятельности на
уроках обществознания у обучающихся формируются общие учебные
умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более
прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения
поставленных задач, получают опыт вдумчивой работы с любым текстом,
опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации:
учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе,
учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Исследовательская деятельность способствуют формированию у школьников
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к
успешной социализации в обществе.
У учащихся 78 классов большинство учебнопознавательных
компетенций, уже сформировано. Они умеют читать осмысленно, устно и
письменно отвечать на вопросы, выполнять элементарные математические
счетнорасчетные задачи, составлять конспекты, выделять главную мысль
фрагмента текста и т.д. На следующей ступени обучения формируются такие
учебнопознавательные компетенции, как:
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою
цель;
организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно
познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины
явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к
изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы; выбирать условия
проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и
оборудование; владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
использовать элементы вероятностных и статических методов
20
познания;
описывать результаты, формировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием компьютерных средств и технологий (тестовые и
графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия научной картины мира17.
При формировании учебнопознавательных компетенций важно учесть и
возрастные особенности учащихся. По словам Г. М. Янюшкиной «Активное
познавательное отношение к действительности должно формироваться с
детства»18. Учебному периоду 78 класс соответствует возрастной период с
13 по 15лет. Этот возраст А. С Белкин относит к подростковому детству,
для которого характерны:
∙ доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных,
коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
∙ возрастание способности ребенка противостоять отрицательным
воздействиям среды при сохранении главных защитных функций за семьёй и
школой, в сочетании со склонностью к подчинению к негативному влиянию;
∙ появляется потребность самоутвердиться, занять достойное место в
коллективе;
∙ потребность во взрослом обращении;
17Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] /О.Е Лебедев. //
Школьные технологии. 2004. № 5. С. 35.
18Янюшкина Г.М., Переведенцева Л.А. (Петрозаводск, Россия) Учебные задания как средство развития
смыслопоисковой деятельностишкольников /Актуальные проблемы современного образования: опыт и
инновации : материалы научнопрактической конференции (заочной) с международным участием: 1819
июня 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова Ульяновск: SIMJET, 2013. – 630 с. : обл. С 393 ∙ стремление проявить самостоятельность;
∙ стремление приобрести глубокие знания в области познавательного
21
интереса;
∙ осознанная потребность в развитии своих интеллектуальных
возможностей;
∙ превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности.
Социальный статус подростка мало чем отличается от младшего
школьника: он ученик, он ответственный человек. Самое главное, что может
давать семья подростку, также как и младшему школьнику, помогать
осваивать предъявляемые к нему требования в общественной и учебной
деятельности. Однако психологически этот возраст очень противоречив.
Определяющим развитие ребёнка в этом возрасте служит уверенность в
понимании его взрослыми, главным образом семьёй. Если для подростка
родители и учителя остаются авторитетными, он защищён от отрицательного
влияния среды.
Влияние среды на подростка обычно связано с его потребностью в
самоутверждении. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт,
который вредит их престижу в глазах товарищей. Процесс самоутверждения
может идти различными путями, но главный канал «играние ролей», причём
именно тех, на которые подросток претендует19.
19Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин В 2 ч. Материалы
экспериментального курса; Часть 2/ Уральский гос. пед. инт. Екатеринбург : 1992. 85
с.С.66 22
Одно из центральных психологических новообразований подросткового
возраста формирование путей самоуважения, чувство взрослости. Оно
определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитии его
социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Существует
несколько путей формирования взрослости у школьников: изменение
характера отношений со взрослыми, внешнее подражание атрибутам
взрослости, самовоспитание качеств зрелой личности, становление интересов,
самореализация в деятельности.
В этом возрасте круг интересов и склонностей расширяется. Известно, что
кризис подросткового возраста протекает, обычно, значительно легче, если у
школьников в этот период возникает относительные постоянные личностные
интересы или какиелибо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные
интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей
«ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более
устойчивыми они становятся. Таковыми, например, являются познавательные
интересы20.
У большинства подростков возникает потребность в активной
познавательной деятельности. Если у младших школьников отношение к
учебным предметам зависит от отношения к учителю, то в подростковом
возрасте появляется интерес к содержанию предмета, привлекает умение
педагога его излагать, способность создавать ситуацию успеха.
На качественно более высокий уровень выходят восприятие, память,
мышление, воображение, внимание, интересы.
20Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений. С.93. 23
Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач
важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Более того
«В отличие от младших школьников подростки приступают к решению
интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая
гипотезу о возможных путях её решения»21.Подросток научается оперировать
не только такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение,
но и абстрагирование и систематизация.
Итак, подросток вполне самостоятельно может организовать свое
память,
мышление.
Мышление подростка
внимание,
приобретает способность к гипотетикодедуктивным рассуждениям.
воображение,
Подросток становится способным к умственным экспериментам, к
мысленному решению задач, в этом возрасте формируется умение
размышлять логически об абстрактных, проблемах, мысленно учитывать и
соотносить одновременно несколько признаков и характеристик объекта на
основе какихто предположений. Важной особенностью сознания школьников
этого возраста является также потребность в доказательствах.
Таким образом, получаем, что подростки психологически готовы к
исследовательской деятельности.
В связи с этим владение учебнопознавательной компетенцией
предполагает ее восприятие в нескольких ипостасях: вопервых, как фактор
академической мобильности личностиученика, т.е. успешности его учебы в
школе и готовности продолжения обучения в учреждениях
профессионального образования; вовторых, как фактор профессиональной
мобильности личности, обеспечивающей реализацию современной политики
непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации;
втретьих, как фактор, повышающий эффективность работы школы
социального института, призванного реализовать программу общего
21Там же. 24
образования22. Ведь без активной познавательной позиции ученика, без его
учебнопознавательную
готовности самостоятельно осуществлять
деятельность, невозможна эффективная работа школы.
Для формирования учебнопознавательных компетенций необходимо
выбрать такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую
часть времени работают самостоятельно, учатся планировать и оценивать
свои действия.
Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации
определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью
личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно
исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного
образования, является одним из эффективных средств для создания
мотивации к изучению обществознания, развития творческого потенциала и
соответственно способствует развитию учебнопознавательных компетенций,
являющихся неотъемлемым условием конкурентоспособной личности.
22Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений. С.94. 25
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
1. Место работы, должность:
Квасова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, 1
категория.
2. Стаж работы
18 лет
3. Контакты:
rdfcjdf1979@yandex.ru
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Учебно-познавательные компетенции обучающихся 7-8 классов .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.