Учебное пособие: "Музыкальное оформление уроков классического танца в детской школе искусств"

  • docx
  • 04.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебное пособие.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Сарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

 

Методическая работа

концертмейстера Чаузовой С.А.

 

 

 

                                                                 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Саров -2025г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

 

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ УРОКОВ:

1.     К.Ф.Э. Бах  «Пробуждение весны»

2.     Л. Бетховен  Соната № 8, II часть

3.     М. Буланкина  Plie

4.     М. Глинка  «Жаворонок»

5.     М. Глинка  «Прощальный вальс»

6.     Р. Глиэр  Вальс ля-мажор

7.     Р. Глиэр  Вальс си бемоль-мажор

8.     А. Гречанинов  Прелюдия си бемоль-минор

9.     Е. Дога  Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

10. Д. Зандер  Весенние грёзы»

11. Д. Кабалевский  «Наш край»

12. И. Кальман  Вальс из оперетты «Баядера»

13. Б. Кемпферт  «Путники в ночи»

14. Е. Крылатов  Колыбельная медведицы из м/ф «Умка»

15. Е. Крылатов  «Крылатые качели» из к/ф «Приключения электроника»

16. В. Моцарт  Колыбельная

17. В. Моцарт  Романс из «Маленькой ночной серенады»

18. П. Сенневиль  «Пробуждение весны»

19. Ф. Черчилль  «Вальс Белоснежки»

20. П. Чайковский  Вальс из балета «Спящая красавица»

21. П. Чайковский  Вступление к балету «Лебединое озеро»

22. Д. Шеринг  Колыбельная

23. А. Шнитке  Постлюдия из м/ф по рисункам А.С. Пушкина

24. Ф. Шопен  Cantabile

25. Ф. Шопен  Вальс до диез-минор

26. Ф. Шопен  Вальс ля-минор

27. Ф. Шопен  Вальс си-минор

28. Ф. Шопен  Ноктюрн до-минор

29. Ф. Шопен  Ноктюрн ми бемоль-мажор

30. Д. Шостакович  Романс из к/ф «Овод»

31. Д. Штейбель  Adagio

32. Ф. Шуберт  Вальс си-минор

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Неотъемлемой частью всего учебного процесса на хореографическом отделении детской школы искусств является музыкальное сопровождение занятий. Классическому танцу, как профилирующей дисциплине, принадлежит ведущая роль в системе обучения хореографическому искусству.

В своей практике концертмейстеры встречаются с определёнными проблемами музыкального сопровождения уроков классического танца, испытывают затруднения в поисках и использовании нотного материала.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях основ хореографического образования:

1.     традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;

2.     правил построения учебных занятий;

3.     последовательности движений в экзерсисе у станка и на середине;

4.     специфики характера, метроритмических и темповых закономерностей  исполнения хореографических комбинаций;

5.     хореографической терминологии на французском языке.

Музыку для сопровождения танцевальных движений необходимо постоянно пополнять. Звучание на уроках одного и того же произведения ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений учащимися. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание ученика, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Главная задача предлагаемого учебного пособия – представить многообразие нотного материала лучших образцов концертной, оперной, балетной и популярной музыки, как отечественной, так и зарубежной, который в значительной степени поможет концертмейстерам в работе с репертуаром на уроках классического танца.

В сборник вошли музыкальные произведения, предназначенные для сопровождения медленных, плавных движений: PLIES, ROND DE JAMBE PAR TERRE,  PORT DE BRAS, BATTEMENT FONDU, ROND DE JAMBE EN L'AIR. Мелодичный характер системно отобранных произведений соответствует характеру мышечных усилий обучающихся, способствует развитию мягкого, эластичного исполнения хореографических движений, исключает возможность «зажима».

В течение ряда лет этот музыкальный материал использовался на занятиях, контрольных уроках, экзаменах и доказал свою эффективность. Он доступен учащимся различных возрастных категорий, вызывает живой эмоционально-двигательный отклик и позволяет достигнуть высоких результатов в обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. - СПб., 2005.

2.      Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Ленинград, 1980

3.      Громова Е. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением: Учебное пособие. - 2-е изд.,испр.. –СПб.: Лань; Планета музыки,2010.

4.      Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. - М., Музыка,1980

5.      Музыка бальных танцев. Для фортепиано. / Сост. Л.И. Минеева, СПб.: Композитор,2003.

6.      Музыка для уроков классического танца (Ноты):для фортепиано./сост. Н. Ворновицкая.-М.: Композитор, 2001.

7.      Музыка из классических балетов для уроков классического танца. Облегчённое переложение для фортепиано. - СПб.: Композитор,2018.

8.      Музыка к танцевальным упражнениям./ Сост. О. Островская. – М.: Музыка, 1967.

9.      Музыка на уроках классического танца./ Сост.Р.Донченко.-СПб.: Союз художников,2001.

10.  Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца./ Сост.В.Малашева, И. Климкович.- М.: Музыка,1969.- Вып.2

11.  Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца./ Сост.В.Малашева, И. Климкович, К.Патапов, Н.Ерошенко- М.: Музыка,1967.- Вып.1

12.  Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. Методика муз. оформления урока классического танца. - СПб.: Композитор, 2016

13.  Ревская Н. Музыка на уроке танца. Вальсы. - СПб.: Композитор,2005.

14.  Ревская Н. Музыкальное оформление урока классического танца: Учебное пособие. - СПб.: Союз художников,2010.

15.  Репертуар концертмейстера./ Сост. Р.П. Донченко. - СПб.: Композитор,2003.; Вып.2: Народно-характерный танец.-2006.

16.  Русские салоны. Пьесы для фортепиано./ Сост. В.Г. Соловьёв. - СПб.: Композитор,2004.

17.  Русский сезон. Балетная музыка петербургских композиторов в переложении для фортепиано./Сост. Поддубный С. – М.: Композитор,2007.

18.  Салонная музыка. Вальсы русских композиторов для фортепиано./Сост. В.Г. Соловьёв. -СПб.: Композитор,2005.

19.  Сборник фрагментов из классических балетов: переложение для фортепиано./Сост. Н.Е. Ревская. - СПб.: Композитор,2005.

20.  Сказка в русской музыке: музыкальные фрагменты из балетов и опер в облегчённом переложении для фортепиано. Перелож. В Дуловой и Е.Юмаевой. . - СПб.: Союз художников,2002.

21.  Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1964. - Вып.1.

22.  Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1966. – Вып 2.

23.  Танцевальная музыка из классических балетов./Сост. Л. Лыскина, И. Кацельник. –М.: Музыка, 1969. - Вып.3.

24.  Филиппова Н. Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера. – М.: Композитор, 2013.

25.  Фрагменты из популярных балетов русских и зарубежных композиторов. – М.: Музыка, 1988.

26.  Штемпель Н.М. Урок классического танца. Учебное пособие для концертмейстеров балетного класса. – М.: Композитор, 2014.


 

27.