Учебное занятие по технологии
для учащихся 5-х классов.
Тема : Что такое творческий проект?
Продолжительность - 2-а учебных занятия.
Цели:
Обучающие:
-Ознакомить учащихся с творческим проектом, формировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта;
Развивающие:
-Создавать условия для развития у учащихся умений формулировать цель, проблемы;
-Способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;
Воспитательные:
-Создавать условия для воспитания мотивации обучения;
-Воспитывать сотрудничество, взаимовыручку, взаимообучение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: рабочая тетрадь, компьютеры, проектор, экран, мультфильм (Приложение 1) презентация «Что такое проект?» (Приложение 2), альбомы учащихся, макеты проектов учащихся. (Приложение 3)
Обучающие программы: «Проект 5 класс + » (для успешных учащихся); «Проект 5 класс - » (для слабых учащихся) – (Приложения 4 и 5). Обучающие программы для самостоятельного изучения темы (для пропустивших занятие детей) - (Приложение 6 и 7). Вопросы для рефлексии (Приложение 8)
План урока:
I Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III.Объяснение нового материала.
IV.Практическая работа.
V. Анализ деятельности учащихся и их самооценка.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
(Подведение к определению темы урока)
Учитель: Сегодня, у нас с вами необычный урок. Сегодня у нас урок - знакомство. Внимание на экран.
Просмотр отрывка из мультфильма «Вини Пух и день забот». (Приложение 1)
Учитель: Вы просмотрели отрывок из знакомого вам мультфильма, а сейчас прошу ответить на мой вопрос: «С чем столкнулись друзья Вини Пух и ослик?»
(Ответы детей: с бедой, с горем, с неприятностью, с проблемой).
Учитель: Совершенно верно, они столкнулись с проблемой. А часто мы с вами в нашей жизни сталкиваемся с проблемами?
(Ответы детей: да, каждый день, очень часто).
Учитель: Правильно! Вся наша жизнь – это череда проблем. А что происходит, когда мы сталкиваемся с проблемой?
(Ответы детей: мы стараемся их решать; мы придумываем, что делать; мы пробуем разными способами преодолеть эти проблемы)
Учитель: Верно. Мы размышляем, придумываем, воплощаем наш замысел и получаем результат – решение нашей проблемы! Все перечисленные мною действия может вместить в себя одно ёмкое слово. Хотите узнать какое, внимание не экран.
III. Объяснение нового материала.
Просмотр презентации (Приложение 2) и запись в тетрадь основных понятий: творческий проект, этапы проекта.
Тетрадь:
Творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт от идеи до её воплощения.
Этапы проекта:
1. Подготовительный;
2. Технологический;
3. Заключительный.
Творческий проект выполняется под руководством учителя и состоит из двух частей: творческой (замысел и описание работы) и практической (изготовление проектируемого изделия).
Учитель: А сейчас ребята попробуем сформулировать тему нашего занятия. В начале урока я сказала, что сегодня необычный урок, а урок – знакомство. Скажите, с чем сегодня на уроке мы будем знакомиться?
(Ответы учащихся: с проектом)
А так как мы сегодня впервые столкнулись с этим новым понятием, я решила тему урока сформулировать в форме вопроса -
Что такое творческий проект?
. (Учитель открывает доску с темой урока).
А сейчас давайте исходя из темы, вместе попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. Напоминаю, что у нас сегодня урок - знакомство. Так какую же цель мы поставим перед собой?
(Ответы учащихся: познакомиться с проектом; узнать, что такое проект; узнать, как работать над проектом?; познакомиться с этапами проекта)
Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы должны: ( и я попрошу одну из вас записать эти цели на доске, чтобы в конце урока проанализировать достигли ли мы их.)
Цели урока:
- познакомиться с творческим проектом, с его этапами.
- научиться правильно оформлять проект т. е. описывать всю проделанную работу.
Для этого у вас на столах есть макеты ваших будущих проектов (Приложение 3). Откройте их. Сегодня вы будете работать в них. Я предлагаю вам на уроке работу в парах и при помощи компьютера. На рабочем столе компьютера размещена презентация под названием «Проект 5 класс» (Приложения 4 и 5), откройте её и запустите в режиме показа слайдов. Перед вами правила работы с программой, внимательно их прочтите и можете приступить к работе.
IV. Практическая работа.
Перед началом практической работы детей нужно прервать для проведения физкультминутки, с помощью которой должны отдохнуть глаза (т.к. нагрузка на глаза из-за использования компьютера), позвоночник и будет снято напряжение с пальцев рук. Физкультурная пауза проводится через 20 минут с начала урока. Продолжительность 3-4 минуты.
Комплекс упражнений с указками:
1. Исходное положение – стоя у парты, руки вытянуты перед собой и раскручиваем указку между ладоней рук (разогреваем ладони), глазами следим за движением . ( 2-3 раза)
2. Исходное положение – стоя у парты, поочерёдно, сначала в правой, а затем в левой вытянутой руке находится указка. Движением пальцев, без помощи второй руки, перемещаемся по указке от основания к концу, глазами следим за движением пальцев. ( 2-3 раза)
3. Исходное положение то же. Поместим указку между средним и безымянным пальцами руки и совершаем вращательные движения указкой, глазами следим за кончиком указки. То же самое повторить с другой рукой. ( 2-3 раза)
4. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки перед собой, в руках указка. Совершаем наклоны перед собой: влево - вправо, вперёд - назад. Взгляд устремлён на указку. ( 2-3 раза)
5. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки перед собой, в руках указка. Приседаем 5 раз. Спина при этом прямая, пятки ног не отрываем от пола.
6. ЗАДАНИЕ. Учитель пишет указкой в воздухе слово, а дети, следя за движением указки, пытаются угадать слово ( «молодцы» или «спасибо»).
Учащиеся, работая в парах, с помощью обучающей программы заполняют макеты будущих проектов. Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность организации рабочих мест, правильность выполнения практической работы. Проводит индивидуальные консультации, помогает тем учащимся, у кого возникли затруднения.
Практическая работа (продолжительностью 55 минут) начинается на 1 уроке ( примерно 20 минут от начала урока) и заканчивается на 2 уроке( примерно 35 минут от начала урока), поэтому на втором уроке также необходима физкультминутка.
Комплекс упражнений
1. Несколько раз широко раскройте глаза и рот.
2. Крепко зажмурьтесь (5-6 раз), сделайте 12 легких морганий.
3. Закройте глаза и попробуйте в воздухе кончиком носа писать разные слова или буквы, что именно не важно (1-2 минуты).
4. Медленно переводить взгляд с потолка на пол и обратно, голова неподвижна. Повторите 10-12 раз.
5. Переводите глаза вправо вверх и влево вниз. Повторите 10-12 раз.
6. Затем – по другой диагонали – влево вверх и вправо вниз. Повторите 10-12 раз.
7. Совершите вращение глазами вначале по часовой стрелке, затем против (5-6 раз).
8. Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача – со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что, в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится (5-6 раз).
Все движения нужно стремиться делать с максимальной амплитудой. После каждого упражнения надо 3-5 раз сильно зажмуриться.
V. Анализ деятельности учащихся и их самооценка.
Учитель: на доске записаны замечательные слова известной женщины.
Доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Обычно я рассказываю, а вы слушаете и запоминаете, показываю, вы смотрите. Сегодня вы сами действовали, самостоятельно добывая новые знания, давайте посмотрим, чему же вы научились. Я раздам вам листочки (Приложение 6), в которых нужно закончить предложение, и, через несколько минут, мы вместе подведём итог своей работе. Прошу желающих зачитать своё предложение.
(ребята по желанию зачитывают свои записи)
Учитель: Молодцы. А сейчас давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока (внимание на доску). Как вы считаете, мы с вами добились своих целей?
(Ответы учащихся: да, конечно)
Учитель: И в заключение урока я попрошу вас оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов:
v Жёлтый смайлик выберет тот, кто всё понял и сможет помочь другому в выполнении проекта;
v Зелёный смайлик выберет тот, кто всё понял и может сам выполнить проект;
v Розовый смайлик предназначен для тех, у кого возникли затруднения и кому понадобится помощь.
Не стесняйтесь, подходите и наклеивайте свои смайлики на доску, выбирая им компанию по цвету.
Домашнее задание: закончить заполнение макета проекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.