Учебное занятие по труду для учащихся 5 класса. Тема : Что такое творческий проект?

  • doc
  • 10.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала учебное занятие по труду 5 класс.doc

Учебное занятие по технологии

для учащихся 5-х классов.

 

Тема :   Что такое творческий проект?

Продолжительность    - 2-а учебных занятия.

Цели:

Обучающие:

 -Ознакомить учащихся с творческим проектом, формировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта;

Развивающие:

-Создавать условия для развития  у учащихся умений формулировать цель, проблемы;

-Способствовать развитию  у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;

Воспитательные:

-Создавать условия для воспитания мотивации обучения;

-Воспитывать сотрудничество, взаимовыручку, взаимообучение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  рабочая тетрадь, компьютеры,  проектор,  экран, мультфильм (Приложение 1) презентация «Что такое проект?» (Приложение 2),  альбомы учащихся,  макеты проектов учащихся. (Приложение 3)

Обучающие программы: «Проект 5 класс + » (для успешных учащихся); «Проект 5 класс - » (для слабых учащихся) – (Приложения 4 и 5).   Обучающие программы для самостоятельного изучения темы (для пропустивших занятие детей)  - (Приложение 6 и 7). Вопросы для рефлексии (Приложение  8)

План урока:

I  Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III.Объяснение нового материала.

IV.Практическая работа.

V. Анализ деятельности учащихся и их самооценка.

 

Содержание урока:

I.                   Организационный момент.

 

Проверка готовности  учащихся к уроку.

 

II.                Актуализация опорных знаний.

 

(Подведение к определению темы урока)

 

Учитель: Сегодня, у нас с вами необычный урок. Сегодня у нас урок - знакомство. Внимание на экран.

Просмотр отрывка из мультфильма «Вини Пух и день забот».       (Приложение 1)

 

Учитель: Вы просмотрели отрывок из знакомого вам мультфильма, а сейчас прошу ответить на мой вопрос: «С чем столкнулись друзья Вини Пух и ослик?»

(Ответы детей: с бедой, с горем, с неприятностью, с проблемой).

 

Учитель: Совершенно верно, они столкнулись с проблемой. А часто мы с вами в нашей жизни сталкиваемся с проблемами? 

тветы детей: да, каждый день, очень часто).

Учитель: Правильно! Вся наша жизнь – это череда проблем. А что происходит, когда мы сталкиваемся с проблемой?

 (Ответы детей: мы стараемся их решать; мы придумываем, что делать; мы пробуем разными способами  преодолеть эти проблемы)

 

Учитель: Верно. Мы размышляем, придумываем, воплощаем наш замысел и получаем результат – решение нашей проблемы! Все перечисленные мною действия может вместить в себя одно ёмкое слово. Хотите узнать какое, внимание не экран.

 

III. Объяснение нового материала.

 

Просмотр презентации (Приложение 2) и запись в тетрадь основных понятий: творческий проект, этапы проекта.

Тетрадь:   

Творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт от идеи до её воплощения.

Этапы проекта:

1.     Подготовительный;

2.     Технологический;

3.     Заключительный.

Творческий проект  выполняется под руководством учителя и состоит из двух частей: творческой  (замысел и описание работы) и практической (изготовление проектируемого изделия).

 

Учитель: А сейчас ребята попробуем сформулировать тему нашего занятия. В начале урока я сказала, что сегодня необычный урок, а урок – знакомство. Скажите, с чем сегодня на уроке мы будем знакомиться?

 (Ответы учащихся: с проектом)

 А так как мы сегодня впервые столкнулись с этим новым понятием, я решила тему урока сформулировать в форме вопроса      -

 Что такое творческий проект?

. (Учитель открывает  доску с темой  урока).

  А сейчас давайте исходя из темы,   вместе попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. Напоминаю, что у нас сегодня урок - знакомство. Так какую же цель мы поставим перед собой?

тветы учащихся: познакомиться с  проектом; узнать, что такое проект; узнать, как работать над проектом?; познакомиться с этапами проекта)

 

Учитель:  Верно. Сегодня на уроке мы должны: ( и я попрошу одну из вас записать эти цели на доске, чтобы в конце урока проанализировать достигли ли мы их.)

Цели урока:

- познакомиться с творческим проектом, с его этапами.

- научиться правильно оформлять проект т. е. описывать всю проделанную работу.

 

Для этого у вас на столах есть макеты ваших будущих проектов (Приложение 3). Откройте их. Сегодня вы будете работать в них. Я предлагаю вам на уроке работу в парах и при помощи компьютера. На рабочем столе  компьютера размещена презентация под названием «Проект 5 класс» (Приложения 4 и 5), откройте её и запустите в режиме показа слайдов. Перед вами правила работы с программой, внимательно их прочтите и  можете приступить  к работе.

 

 IV. Практическая работа.

 

Перед началом  практической работы детей нужно прервать для проведения физкультминутки, с помощью которой должны отдохнуть глаза (т.к. нагрузка на глаза из-за использования компьютера), позвоночник и  будет снято напряжение с пальцев рук. Физкультурная пауза проводится через 20 минут с начала урока. Продолжительность 3-4 минуты.

 

 

Комплекс упражнений с указками:

1.     Исходное положение – стоя у парты,  руки вытянуты перед собой и раскручиваем указку между ладоней рук (разогреваем ладони), глазами следим за движением . ( 2-3 раза)

2.     Исходное положение – стоя у парты,  поочерёдно, сначала в правой,  а затем в левой вытянутой руке  находится указка. Движением пальцев, без помощи второй руки, перемещаемся по указке от основания к концу, глазами следим за движением пальцев. ( 2-3 раза)

3.     Исходное положение то же. Поместим указку между средним и безымянным пальцами руки и совершаем вращательные движения указкой, глазами следим за кончиком указки. То же самое повторить с другой рукой. ( 2-3 раза)

4.     Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки перед собой, в руках указка. Совершаем наклоны перед собой: влево - вправо, вперёд - назад. Взгляд устремлён на указку. ( 2-3 раза)

5.     Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки перед собой, в руках указка. Приседаем 5 раз. Спина при этом прямая, пятки ног не отрываем от пола.

6.     ЗАДАНИЕ. Учитель пишет указкой в воздухе слово, а дети, следя за движением указки, пытаются угадать слово ( «молодцы» или «спасибо»).

 

Учащиеся, работая в парах,  с помощью обучающей программы  заполняют макеты будущих проектов. Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность организации рабочих мест, правильность выполнения практической работы. Проводит индивидуальные консультации, помогает тем учащимся, у кого возникли затруднения.

 Практическая работа (продолжительностью 55 минут)   начинается на 1 уроке ( примерно 20 минут от начала урока) и заканчивается на 2 уроке( примерно 35 минут от начала урока), поэтому на втором уроке также необходима физкультминутка.

Комплекс упражнений

1.      Несколько раз широко раскройте глаза и рот.

2.     Крепко зажмурьтесь (5-6 раз), сделайте 12 легких морганий.

3.     Закройте глаза и попробуйте в воздухе кончиком носа писать разные слова или буквы, что именно не важно (1-2 минуты).

4.     Медленно переводить взгляд с потолка на пол и обратно, голова неподвижна. Повторите 10-12 раз.

5.     Переводите глаза вправо вверх и влево вниз. Повторите 10-12 раз.

6.     Затем – по другой диагонали – влево вверх и вправо вниз. Повторите 10-12 раз.

7.     Совершите вращение глазами вначале по часовой стрелке, затем против (5-6 раз).

8.     Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача – со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что, в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится (5-6 раз).

Все движения нужно стремиться делать с максимальной амплитудой. После каждого упражнения надо 3-5 раз сильно зажмуриться.

 

V. Анализ деятельности учащихся и их самооценка.

 

Учитель: на доске записаны замечательные слова известной женщины.       

Доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат:

Скажи мне – и я забуду,

      Покажи мне – и я запомню,

                                 Дай мне действовать самому – и я научусь.

Обычно я рассказываю, а вы слушаете и запоминаете, показываю, вы смотрите. Сегодня вы сами действовали, самостоятельно добывая новые знания, давайте посмотрим, чему же вы научились. Я раздам вам листочки (Приложение 6), в которых нужно закончить предложение, и, через несколько минут,  мы  вместе подведём итог своей работе. Прошу желающих зачитать своё предложение.

(ребята по желанию  зачитывают свои записи)

 

Учитель: Молодцы. А сейчас давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока (внимание на доску). Как вы считаете, мы с вами добились своих целей?

тветы учащихся: да, конечно)

 

Учитель: И в заключение урока я попрошу вас оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов:

 

v Жёлтый смайлик выберет тот, кто всё понял и сможет помочь другому в выполнении проекта;

v Зелёный смайлик выберет тот, кто всё понял и может сам выполнить проект;

v Розовый смайлик предназначен для тех, у кого возникли затруднения и кому понадобится помощь.

Не стесняйтесь, подходите и наклеивайте свои смайлики на доску, выбирая им компанию по цвету.

 

Домашнее задание: закончить заполнение макета проекта.