Смысловое чтение для учащихся 4 года обучения.
1. Задание направлено на умение учащихся выделять главную
информацию в тексте, отделяя ее от второстепенной.
2. Техническое задание.
Выделите главную информацию в тексте и представьте ее в виде
тезисов. Тезис – это предложение, выписанное из абзаца или
преобразованное из нескольких, содержащее главную
информацию.
3.Объектом оценивания являются предложения, составленные к
каждому абзацу. Предложение может быть сокращенным,
выписанным не полностью, либо преобразованным из нескольких
предложений абзаца.
Время выполнения: 30 минут.
1. Критерии, показатели оценивания:
№ Критерий
Параметр
1 Последовате
льность
предложений
Все предложения, содержащие главную
информацию, выписаны последовательно,
согласно тексту.
Последовательность нарушена 12 раза.
2 Формулиров
ка тезиса
3 Связность
преобразован
ных
предложений
.
Последовательность нарушена более 3 раз.
В формулировке тезисов отсутствует
второстепенная информация (повторения,
уточнения и др.)
Содержится второстепенная информация
содержится в 23 тезисах.
Второстепенная информация содержится в
3х и более тезисах.
Преобразованные предложения связаны по
смыслу.
Смысл преобразованных предложений
теряется в 23 тезисах.
Смысл преобразованных предложений
теряется в 4 и более тезисах.
Показате
ли
15баллов
10 баллов
5 баллов
15 баллов
10 баллов
5 баллов
15 баллов
10 баллов
5 баллов
Итог: 45 баллов
Текст по теме «Хоровод»
Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В
нем отразилась широта и удаль славянской души.
Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое
количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди нихстоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих
свою историю из седой глубины веков.
История возникновения
Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что
означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод»,
что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю,
и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы
ни занимались наши предки, свои действия они отражали в
преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных
танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или
трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых
хороводах, шествиях по кругу.
Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в
сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о
молодых людях, которые собирались на озерах и «водили
хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие
происходило на плотах!
Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная
фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше
дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и
тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал
жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и
только зимою игрища на природе приостанавливались.
Что такое хоровод?
Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и
молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка
танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный
размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец
часто сопровождается пением.
Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине,
которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и
заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница
может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах,
кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода – это хождение
по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном
большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких,
вновь схождением в один большой круг.
В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из
которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки,
рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались
хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для
праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в
желтый цвет яйца.
Виды хоровода
Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином
виде, под разными названиями встречается у многих народностей.
Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ,в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает
«круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии,
Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран
хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.
Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут
принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы.
Это прекрасная для них возможность познакомиться с
понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.
Особенности хоровода
В хороводе проявились национальные черты славянских народов –
величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул,
задор. В прежние времена этот танец был своеобразною формою
общественной жизни. Хоровод – это не просто танец. Это образ
жизни наших предков. Во время танца обсуждались насущные
проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с
родными и близкими. Молодые люди активно использовали это
действо для завязывания романтических отношений, встречей со
своими возлюбленными.
Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые
лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки,
даже если для этого надо было потратить свои последние деньги.
В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на
сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к
возрождению народных традиций и в обычной жизни.
Текст по теме «Кадриль»
Кадриль – «название общественной пляски, обычно в 4 пары»
(Даль).
Кадриль – это распространенный вид русской пляски. Ее пляшут
по всей России. На юге (Белгородская, Курская области) данная
форма пляски встречается редко. На Украине – кадриль «Девятка»
у Вирского.
По существу кадриль – это пляска английских крестьян, о чем
говорит ее первоначальное наименование «контрданс». С
течением времени это название приобрело значение категории
танца. Первые сведения о контрдансе относится к I половине 17
века. Хореографическая и музыкальная форма его представляли
тему с вариациями. Пляска состояла из нескольких танцевальных
эпизодов, связанных одной темой – темой хоровода. Во второй
половине 17 века контрданс был перенесен в дворянскую среду,
где был переделан в кадриль. Теперь это музыкально-
хореографическое произведение, состоящее из 4 номеров,
написанных в конкретном складе (музыкальный размер 2/4, 3/8).
Исполнялась она четырьмя парами. Движения кадрили,естественно, были приспособлены к исполнению в салонных
костюмах. Присутствовала в культуре Франции, с 20х гг 19 века
появилась в Германии.
Из дворянской среды кадриль переходит в народ благодаря
дворянским слугам, которые, воспроизводя кадриль, добавляли в
нее свои движения.
Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны,
танцевальные залы многих стран , в том числе и России, начала
распространяться в русском народе в начале 19 столетия.
Складывается веками богатая своими традициями танцевальная
культура русского народа, оказала огромное влияние на кадриль,
она подчинила ее своей национальной манере, стилю, характеру
исполнения.
В народе кадриль десятилетиями видоизменялась,
совершенствовалась и создавалась заново, приобретая
своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от
салонного танца лишь некоторые особенности построения и
название, которое часто применяется на русский лад: «кадрель»,
«кадрелки», «кадрелики», «кандришка» и др. Кадриль изменялась
до такой степени, что исследователи бального танца даже
ставили на то, что кадриль, попав в народ, исказилась до
неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесенные в
кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль
стала одной из любимых и популярных плясок.
Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказов
крепостных слуг, которые порой и показывали в деревнях фигуры
танца, переданные на свой манер, на свой вкус. Сочиняя и
перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных
вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни
или города, а также требованиям времени. Русский народ сделал
кадриль богаче и разнообразней по рисунку, введя в нее многие
фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка»,
«воротца», «круг», «прочес» и др.
Кадриль стала наполняться и линиями, и квадратом, и в круговом
построении. В танце стало принимать участие различное
количество человек: 2, 4, 6, 8 и более, но обязательно четное.
Были и кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная
французская кадриль состояла из 5-6 фигур, то в русских
народных кадрилях встречаются, например, от 3х (как
«Тортокская кадриль» Калининской обл.) до 14ти (как в
Саратовской кадрили) и даже более фигур. Названия фигур
французской кадрили почти не имели отношения к существу
танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным
песенкам, под которые они исполнялись («Лето», «Пастушка»),
пятая фигура называлась финал, а шестая – «Тренис» по имени
балетмейстера, сочинившего эту фигуру. В русской же кадрили
фигуры получили многочисленные и разнообразные названияисходя из местных особенностей. Названия эти ярко
характеризуют каждую фигуру с точки зрения ее хореографии или
ее содержания: «задорная», «крутел», «проходочка», «дробить».
Некоторые фигуры получили название от рисунка танца:
«звездочка», «воротца», «уголочки»; или от названия песен, под
которые исполнялись: «Подгорка» (от песни «Ты Подгорка, ты
Подгорка, широкая улица»), «На горку» («Я на горку шла»). В
некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской
пляски, как одиночная пляска и переплясок. Так, во многих
кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появилось название «Под
барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха», «Камаринская», в
которых участники показывают свое индивидуальное мастерство.
Кадриль развивалась и усложнялась по рисунку танца, его
техническому усовершенствованию, все время продолжало
обогащаться новыми фигурами. Так, отдавая дань времени и
моде, народ ввел в русскую кадриль новые фигуры – «вальс»,
«полька».
Появившаяся в конце 19 века частушка также органично вошла в
русскую кадриль. Частушки с сочетанием аккомпанемента
различных музыкальных инструментов иногда сопровождали всю
кадриль, но чаще отдельную ее часть. Во многих кадрилях они так
и назывались «под частушки». Во всех кадрилях много кружения в
парах; парни кружатся не только со своими, но и с чужими
партнершами. Каждая фигура в кадрили чаще всего
заканчивается по часовой стрелке, а движение общего круга и
различных фигур, исполняемых по кругу, идет в обратную
сторону.
Кадриль можно было плясать в богатых, праздничных народных
костюмах-сарафанах, но чаще всего ее пляшут в костюмах,
вошедших в быт. Костюм состоит из приталенной кофты, сшитой
из легкой цветастой или однотонной ткани, а порой и из тонкой
шерсти. В одних местностях кофты шились с баской, в других –
без нее. Широкий длинный рукав, сужавшийся книзу, высокий
стоячий воротник и перед кофты отделывались кружевами или
оборками, а иногда на груди от воротника до баски – ряд темных
пуговиц. Юбка длинная, широкая в сборку, отделанная оборками с
широкими кружевами. Голову украшала лента или несколько
цветных лент, вплетенных в косу, или кружевная косынка,
завязанная сзади узлом. Правый конец косынки перебрасывался
вперед на грудь. На ногах высокие или невысокие ботинки или
полуботинки, иногда туфли на среднем или низком каблуке.
У парней рубашки косоворотки различных цветов с вышивкой на
рукавах, груди и по низу рубашки; подвязывалась различными
поясами. Черные штаны заправлялись в сапоги. В некоторых
местностях поверх рубашек надевался жилет или пиджак, а на
голову – картуз.Основная трудность исполнения кадрилей в особенностях их
манеры, стиля, характера исполнения. В каждой местности
кадриль пляшут по-своему, в своей манере.
Из огромного разнообразия кадрилей по формам построения
выделяют три группы: квадратные (угловые), линейные
(двухрядные), круговые. Принадлежность кадрили к одной из этих
групп определяется по начальному и конечному построению
каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом
танце.
Текст по теме «Пляска»
Пляска - сейчас наиболее распространенный вид русского
народного танца это пляска. К русским пляскам относят хоровод,
игровые пляски, импровизированные пляски и танцы,
выполненные с определенной последовательностью фигур.
Каждое движение в пляске не лишено смысла.
Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также
вниманием к партнерше.
Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и
грациозностью, а также эмоциями и задором.
Пляски исполняются не только под песни, но и под
инструментальное сопровождение.
Одиночная пляска. Исполняют как женщины, так и мужчины,
показывая при этом все свое мастерство и изобретательность.
Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции,
воплощает образы.
Парная пляска. Чаще всего парную пляску исполняют молодые
девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных.
Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка,
отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком
танце много чувств и буря эмоций.
Перепляс. Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и
изобретательности. Каждый танцор показывает свою
индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни,
сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс
исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также
вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров,
когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и
несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.
Массовый пляс. Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве
участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать
как два человека – один против другого, так и тройки и четверки
участников, танцующие друг против друга. Основная задача в
массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник.
Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса,
постепенно переходя от одного к другому.Групповая пляска. В групповой пляске состав ограничивается
отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой.
Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски
очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием
и сюжетом.