Учебные ситуации на занятиях хореографией.

  • Рабочие листы
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала хоровод, кадриль пляска.docx
Смысловое чтение для учащихся 4 года обучения. 1. Задание направлено на умение учащихся выделять главную информацию в тексте, отделяя ее от второстепенной. 2. Техническое задание. Выделите главную информацию в тексте и представьте ее в виде тезисов. Тезис – это предложение, выписанное из абзаца или преобразованное из нескольких, содержащее главную информацию. 3.Объектом оценивания являются предложения, составленные к каждому абзацу. Предложение может быть сокращенным, выписанным не полностью, либо преобразованным из нескольких предложений абзаца. Время выполнения: 30 минут. 1. Критерии, показатели оценивания: № Критерий Параметр 1 Последовате льность  предложений Все предложения, содержащие главную  информацию, выписаны последовательно,  согласно тексту.  Последовательность нарушена  1­2 раза. 2 Формулиров ка тезиса   3  Связность  преобразован ных  предложений . Последовательность нарушена более 3 раз. В формулировке тезисов отсутствует  второстепенная информация (повторения,  уточнения  и др.) Содержится второстепенная информация  содержится в 2­3  тезисах. Второстепенная информация содержится в  3­х и более тезисах. Преобразованные предложения связаны по  смыслу.   Смысл преобразованных  предложений   теряется в 2­3 тезисах. Смысл преобразованных  предложений   теряется в 4 и более  тезисах. Показате ли 15баллов 10 баллов 5 баллов 15 баллов 10 баллов 5 баллов 15 баллов 10 баллов 5  баллов     Итог:                                                                                               45 баллов Текст по теме «Хоровод» Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди нихстоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков. История возникновения Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу. Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах! Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. Что такое хоровод? Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг. В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца. Виды хоровода Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ,в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие. Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными. Особенности хоровода В хороводе проявились национальные черты славянских народов – величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул, задор. В прежние времена этот танец был своеобразною формою общественной жизни. Хоровод – это не просто танец. Это образ жизни наших предков. Во время танца обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Молодые люди активно использовали это действо для завязывания романтических отношений, встречей со своими возлюбленными. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо было потратить свои последние деньги. В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни. Текст по теме «Кадриль» Кадриль – «название общественной пляски, обычно в 4 пары» (Даль). Кадриль – это распространенный вид русской пляски. Ее пляшут по всей России. На юге (Белгородская, Курская области) данная форма пляски встречается редко. На Украине – кадриль «Девятка» у Вирского. По существу кадриль – это пляска английских крестьян, о чем говорит ее первоначальное наименование «контрданс». С течением времени это название приобрело значение категории танца. Первые сведения о контрдансе относится к I половине 17 века. Хореографическая и музыкальная форма его представляли тему с вариациями. Пляска состояла из нескольких танцевальных эпизодов, связанных одной темой – темой хоровода. Во второй половине 17 века контрданс был перенесен в дворянскую среду, где был переделан в кадриль. Теперь это музыкально- хореографическое произведение, состоящее из 4 номеров, написанных в конкретном складе (музыкальный размер 2/4, 3/8). Исполнялась она четырьмя парами. Движения кадрили,естественно, были приспособлены к исполнению в салонных костюмах. Присутствовала в культуре Франции, с 20х гг 19 века появилась в Германии. Из дворянской среды кадриль переходит в народ благодаря дворянским слугам, которые, воспроизводя кадриль, добавляли в нее свои движения. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны, танцевальные залы многих стран , в том числе и России, начала распространяться в русском народе в начале 19 столетия. Складывается веками богатая своими традициями танцевальная культура русского народа, оказала огромное влияние на кадриль, она подчинила ее своей национальной манере, стилю, характеру исполнения. В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново, приобретая своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения и название, которое часто применяется на русский лад: «кадрель», «кадрелки», «кадрелики», «кандришка» и др. Кадриль изменялась до такой степени, что исследователи бального танца даже ставили на то, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесенные в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль стала одной из любимых и популярных плясок. Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказов крепостных слуг, которые порой и показывали в деревнях фигуры танца, переданные на свой манер, на свой вкус. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города, а также требованиям времени. Русский народ сделал кадриль богаче и разнообразней по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца», «круг», «прочес» и др. Кадриль стала наполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В танце стало принимать участие различное количество человек: 2, 4, 6, 8 и более, но обязательно четное. Были и кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная французская кадриль состояла из 5-6 фигур, то в русских народных кадрилях встречаются, например, от 3х (как «Тортокская кадриль» Калининской обл.) до 14ти (как в Саратовской кадрили) и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным песенкам, под которые они исполнялись («Лето», «Пастушка»), пятая фигура называлась финал, а шестая – «Тренис» по имени балетмейстера, сочинившего эту фигуру. В русской же кадрили фигуры получили многочисленные и разнообразные названияисходя из местных особенностей. Названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения ее хореографии или ее содержания: «задорная», «крутел», «проходочка», «дробить». Некоторые фигуры получили название от рисунка танца: «звездочка», «воротца», «уголочки»; или от названия песен, под которые исполнялись: «Подгорка» (от песни «Ты Подгорка, ты Подгорка, широкая улица»), «На горку» («Я на горку шла»). В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная пляска и переплясок. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появилось название «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха», «Камаринская», в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство. Кадриль развивалась и усложнялась по рисунку танца, его техническому усовершенствованию, все время продолжало обогащаться новыми фигурами. Так, отдавая дань времени и моде, народ ввел в русскую кадриль новые фигуры – «вальс», «полька». Появившаяся в конце 19 века частушка также органично вошла в русскую кадриль. Частушки с сочетанием аккомпанемента различных музыкальных инструментов иногда сопровождали всю кадриль, но чаще отдельную ее часть. Во многих кадрилях они так и назывались «под частушки». Во всех кадрилях много кружения в парах; парни кружатся не только со своими, но и с чужими партнершами. Каждая фигура в кадрили чаще всего заканчивается по часовой стрелке, а движение общего круга и различных фигур, исполняемых по кругу, идет в обратную сторону. Кадриль можно было плясать в богатых, праздничных народных костюмах-сарафанах, но чаще всего ее пляшут в костюмах, вошедших в быт. Костюм состоит из приталенной кофты, сшитой из легкой цветастой или однотонной ткани, а порой и из тонкой шерсти. В одних местностях кофты шились с баской, в других – без нее. Широкий длинный рукав, сужавшийся книзу, высокий стоячий воротник и перед кофты отделывались кружевами или оборками, а иногда на груди от воротника до баски – ряд темных пуговиц. Юбка длинная, широкая в сборку, отделанная оборками с широкими кружевами. Голову украшала лента или несколько цветных лент, вплетенных в косу, или кружевная косынка, завязанная сзади узлом. Правый конец косынки перебрасывался вперед на грудь. На ногах высокие или невысокие ботинки или полуботинки, иногда туфли на среднем или низком каблуке. У парней рубашки косоворотки различных цветов с вышивкой на рукавах, груди и по низу рубашки; подвязывалась различными поясами. Черные штаны заправлялись в сапоги. В некоторых местностях поверх рубашек надевался жилет или пиджак, а на голову – картуз.Основная трудность исполнения кадрилей в особенностях их манеры, стиля, характера исполнения. В каждой местности кадриль пляшут по-своему, в своей манере. Из огромного разнообразия кадрилей по формам построения выделяют три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные), круговые. Принадлежность кадрили к одной из этих групп определяется по начальному и конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом танце. Текст по теме «Пляска» Пляска - сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур. Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором. Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение. Одиночная пляска. Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы. Парная пляска. Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций. Перепляс. Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются. Массовый пляс. Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.Групповая пляска. В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.